Мониторинг законодательства



Бухгалтерский учет и налогообложение

Бухгалтерский учет

Скорректированы форма налоговой декларации по ЕСХН и Порядок ее заполнения.

Изменения коснулись порядка заполнения расчета суммы убытка, уменьшающего налоговую базу по ЕСХН. Так, если ранее организация могла списать убытки за отчетный период, то теперь - только за налоговый. В соответствии с действующим налоговым законодательством налоговым периодом для исчисления ЕСХН признается календарный год, отчетным периодом - полугодие. Приказ вступает в силу, начиная с представления налоговой декларации за 1 полугодие 2008 года.

Зарегистрировано в Минюсте РФ 12 ноября 2007 г. Регистрационный N 10463

(Приказ Минфина РФ № 88н от 15.10.2007 г.)


Вернуться в начало


Налогообложение

Внесены изменения в отдельные статьи главы 21 "Налог на добавленную стоимость" части второй Налогового кодекса Российской Федерации, в части уточнения и устранения противоречий, возникающих при их применении.

Так, согласно внесенным изменениям, в налоговую базу при исчислении налога на добавленную стоимость не включаются денежные средства, полученные налогоплательщиком в счет предстоящих поставок товаров, выполнения работ или оказания услуг, у тех налогоплательщиков, у которых длительность производственного цикла превышает шесть месяцев или которые осуществляют операции, облагаемые по налоговой ставке в размере 0 процентов либо освобождаемые от налогообложения.

Расширен перечень объектов в области космической деятельности, реализация которых подлежит налогообложению по налоговой ставке 0 процентов.

Кроме того, уточнен перечень документов для подтверждения обоснованности применения налоговой ставки в размере 0 процентов и налоговых вычетов налогоплательщиками, осуществляющими деятельность, связанную с космической техникой и исследованиями космоса.

(Закон № 255-ФЗ от 04.11.2007 г.)

О налоге на добавленную стоимость.

Направлено письмо Минфина РФ от 27.06.2007 № 03-07-08/164, которым разъяснено, что суммы оплаты (частичной оплаты), полученные в счет предстоящего выполнения работ (оказания услуг), непосредственно в космическом пространстве, а также комплекса подготовительных наземных работ (услуг), технологически обусловленного и неразрывно связанного с выполнением работ (оказанием услуг) непосредственно в космическом пространстве, налогом на добавленную стоимость не облагаются.

(Письмо ФНС РФ № 03-2-03/1777 от 17.09.2007 г.)

На 2008 г. установлен коэффициент-дефлятор для целей применения главы 26.2 НК РФ "Упрощенная система налогообложения".

Установлен на 2008 год коэффициент-дефлятор, равный 1,34, необходимый в целях применения главы 26.2 Налогового кодекса Российской Федерации "Упрощенная система налогообложения".

(Приказ Минэкономразвития № 357 от 22.10.2007 г.)

Доведены для использования в работе данные, применяемые для расчета налога на добычу полезных ископаемых в отношении нефти, за октябрь 2007 года:

  • средний уровень цен нефти сорта "Юралс" - 79,55 долл. США за баррель;
  • среднее значение курса доллара США к рублю Российской Федерации за все дни налогового периода - 24,8940;
  • значение коэффициента Кц - 6,7290.

(Письмо ФНС РФ № СК-6-11/897@ от 20.11.2007 г.)

Если имущество стоимостью до 20 тыс. руб. приобретается в 2007 г., а вводится в эксплуатацию в 2008 г., расходы на его приобретение признаются единовременно.

С 1 января 2008 г. амортизируемым будет признаваться имущество с первоначальной стоимостью более 20, а не 10 тыс. руб., как ранее. Следовательно, по имуществу со стоимостью 20 тыс. руб. и менее не будет начисляться амортизация, затраты на его приобретение можно будет единовременно учесть как материальные расходы (согласно пп.3 п. 1 ст. 254 НК РФ). Такие изменения предусмотрены Федеральным законом от 24.07.2007 № 216-ФЗ.

Минфин России в комментируемом Письме отмечает, что расходы на приобретение имущества организация должна учитывать в соответствии с порядком, действующим на момент введения имущества в эксплуатацию. Следовательно, если имущество стоимостью до 20 тыс. руб. было приобретено в 2007 г., но введено в эксплуатацию после 1 января 2008 г., расходы на его приобретение можно будет учесть единовременно.

(Письмо Минфина России от 03.11.2007 № 03-03-06/1/767)

Фактическое пользование арендованным имуществом после истечения срока договора - основание для продолжения начисления амортизации по неотделимым улучшениям.

Капитальные вложения в арендованные объекты основных средств в форме неотделимых улучшений, которые арендатор произвел с согласия арендодателя, амортизируются (п. 1 ст. 256 НК РФ). Если стоимость таких улучшений арендодателем не возмещается, то амортизацию по ним в течение всего срока договора аренды начисляет арендатор (п. 1 ст. 258 НК РФ). В ситуации, когда срок полезного использования объекта больше срока договора аренды, часть стоимости капитальных вложений останется непогашенной. Поэтому при расчете налога на прибыль арендатор не сможет учесть понесенные расходы в полном объеме. Однако при пролонгации договора арендатор вправе продолжить начисление амортизации. Обычно пролонгация оформляется дополнительным соглашением сторон. Но в п. 2 ст. 621 ГК РФ сказано: если арендатор продолжает пользоваться имуществом после истечения срока договора при отсутствии возражений со стороны арендодателя, договор считается возобновленным на тех же условиях на неопределенный срок. Поэтому если арендованное имущество используется непрерывно, то амортизацию по неотделимым улучшениям можно признавать за весь период фактического пользования.

(Письмо УФНС России по г. Москве от 28.06.2007 № 20-12/060972)

Стоимость чистых активов ООО для целей налогообложения прибыли определяется в том же порядке, что и для ОАО.

Согласно п. 5 ст. 277 НК РФ в случае реорганизации в форме выделения, если при этом реорганизуемая организация приобретает акции или доли выделяемой организации, стоимость этих акций (долей) признается равной стоимости чистых активов выделенной организации на момент ее госрегистрации.

Для определения стоимости чистых активов нужно руководствоваться совместным Приказом Минфина России и ФКЦБ России от 29.01.2003 N 10н, 03-6/пз "Об утверждении Порядка оценки стоимости чистых активов акционерных обществ".

Как же в таком случае определить стоимость чистых активов выделенного общества с ограниченной ответственностью? В рассматриваемом Письме говорится, что в соответствии со ст. 20 Федерального закона от 08.02.1998 N 14-ФЗ стоимость чистых активов ООО определяется в порядке, установленном федеральным законом и издаваемыми в соответствии с ним нормативными актами. Но поскольку в настоящее время такого закона и актов нет, то общества с ограниченной ответственностью, по мнению Минфина России, для расчета стоимости чистых активов также могут руководствоваться упомянутым Приказом.

(Письмо Минфина России от 29.10.2007 № 03-03-06/1/737)


Вернуться в начало


Правовые новости

Судебная практика

Надзорная инстанция ВАС РФ рассмотрела вопрос правомерности судебных актов, принятых по делу о признании недействительным Письма Минфина РФ от 16.01.2006 № 03-04-15/01 по вопросу исчисления и уплаты НДС.

В надзорной инстанции было обжаловано решение ВАС РФ от 06.03.2007 № 15182/06, признавшее не соответствующим Налоговому кодексу РФ и недействующим положение письма Минфина РФ от 16.01.2006 № 03-04-15/01. Данное Письмо говорит о том, что при выполнении строительно-монтажных работ для собственного потребления налоговая база определяется исходя из полной стоимости произведенных строительных работ, включая работы, выполненные собственными силами налогоплательщика, и работы, выполненные привлеченными подрядными организациями, в части включения в налоговую базу стоимости работ, выполненных указанными организациями.

По мнению заявителя, при вынесении в первой инстанции решения было нарушено единообразие в толковании и применении норм процессуального права. Письмо Минфина РФ не является нормативным правовым актом, а лишь разъясняет позицию министерства по отдельным вопросам. Оно не обязательно для применения налоговыми органами и налогоплательщиками, в связи с чем, дело не подлежит рассмотрению в арбитражном суде.

Высшим Арбитражным Судом РФ обжалуемый судебный акт оставлен без изменения. Кроме того, указано, что нарушений в толковании и применении норм права судом первой инстанции допущено не было: письмо Минфина РФ от 16.01.2006 № 03-04-15/01 не исключает возможности многократного применения содержащихся в нем предписаний, порождает правовые последствия для неопределенного круга лиц и может являться предметом рассмотрения арбитражного суда.

(Постановление ВАС РФ № 7526/07 от 09.10.2007 г.)

В Конституционном суде РФ оспорена конституционность ряда положений Налогового кодекса РФ и бюджетного кодекса РФ.

В Конституционном суде РФ оспаривается конституционность статьи 143 НК РФ в части, признающей налогоплательщиками НДС организации; статьи 246 НК РФ в части, признающей налогоплательщиками налога на прибыль организаций российские организации. В части пункта 1 статьи 321.1 НК РФ, в соответствии с которым налогоплательщики - бюджетные учреждения, финансируемые за счет средств бюджетов всех уровней, государственных внебюджетных фондов, выделяемых по смете доходов и расходов бюджетного учреждения, или получающие средства в виде оплаты медицинских услуг, оказанных гражданам в рамках территориальной программы ОМС, а также получающие доходы от иных источников, в целях налогообложения обязаны вести раздельный учет доходов (расходов), полученных (произведенных) в рамках целевого финансирования и за счет иных источников.

Кроме того, оспаривается конституционность пункта 2 статьи 42 БК РФ, согласно которому доходы бюджетного учреждения, полученные от предпринимательской и иной деятельности, приносящей доход, после уплаты налогов и сборов, предусмотренных законодательством, в полном объеме учитываются в смете доходов и расходов бюджетного учреждения и отражаются в доходах соответствующего бюджета как доходы от использования имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности, либо как доходы от оказания платных услуг.

Конституционный Суд разъяснил, что налогообложение НДС операций с государственным имуществом является вопросом целесообразности, разрешение которого относится к компетенции законодателя. Данный вывод применим и к налогообложению налогом на прибыль организаций прибыли, полученной от реализации товаров, относящихся к государственной собственности.

В принятии к рассмотрению жалобы отказано, поскольку разрешение поставленного в ней вопроса Конституционному Суду РФ не подведомственно.

(Постановление Конституционного суда РФ № 719-О-О от 01.11.2007 г.)


Вернуться в начало


Финансы

Внесены изменения в ФЗ "О банках и банковской деятельности".

Статья 29 "Процентные ставки по кредитам, вкладам (депозитам) и комиссионное вознаграждение по операциям кредитной организации" дополнена новым положением.

Установлено, что по договору банковского вклада (депозита), внесенного гражданином на условиях его выдачи по истечении определенного срока либо по наступлении предусмотренных договором обстоятельств банк не может в одностороннем порядке сократить срок действия договора, уменьшить размер процентов, увеличить или установить комиссионное вознаграждение по операциям, за исключением случаев, предусмотренных законом.

(Закон № 248-ФЗ от 02.11.2007 г.)

Внесены изменения в ФЗ "О валютном регулировании и валютном контроле".

Внесены изменения в статью 12 "Счета резидентов в банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации". Согласно внесенным изменениям резиденты обязаны будут уведомлять налоговые органы по месту своего учета не только об открытии (закрытии) счетов (вкладов), но и об изменении реквизитов счетов (вкладов).

Частью 7 указанной выше статьи было установлено, что резиденты представляют налоговым органам по месту своего учета отчеты о движении средств по счетам (вкладам) в банках за пределами территории Российской Федерации с подтверждающими банковскими документами в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации по согласованию с Центральным банком Российской Федерации. Исключение составляли только физические лица - резиденты. Теперь исключением являются также и дипломатические представительства, консульские учреждения Российской Федерации и иные официальные представительства Российской Федерации, находящиеся за пределами территории России, а также постоянные представительства Российской Федерации при межгосударственных или межправительственных организациях.

Также из части 7 статьи 12 исключено положение, согласно которому физические лица - резиденты обязаны представлять в налоговые органы по месту своего учета только отчет об остатках средств на счетах (во вкладах) в банках за пределами территории Российской Федерации по состоянию на начало каждого календарного года.

(Закон № 242-ФЗ от 30.10.2007 г.)

Перечислены номера облигаций акционерных обществ, которые в соответствии с Указанием ЦБ РФ от 28.07.2004 № 1482-У включены в Ломбардный список Банка России.

Настоящее письмо применяется со дня опубликования в "Вестнике Банка России", но не ранее дня, начиная с которого вышеуказанные облигации допущены к обращению на Организованном рынке ценных бумаг и иных финансовых активов в Секторе ОРЦБ для расчетов по государственным федеральным ценным бумагам.

(Письмо ЦБ РФ № 175-Т от 13.11.2007 г.)

Утверждено Положение о деятельности по организации торговли на рынке ценных бумаг.

Организаторы торговли (в том числе фондовые биржи) и профессиональные участники рынка ценных бумаг должны привести свою деятельность в соответствие с требованиями нового Положения в срок до 1 марта 2008 года.

В Положение, в частности, включены дополнительные нормы о прекращении или приостановлении торгов организатором торговли. Установлено, что требования о прекращении или приостановлении торгов распространяются на основную и дополнительную торговые сессии.

Признан утратившим силу Приказ ФСФР РФ от 22.06.2006 № 06-68/пз-н, которым ранее было утверждено Положение о деятельности по организации торговли на рынке ценных бумаг, с внесенными в него изменениями.

В ряд нормативно-правовых актов внесены изменения и дополнения, касающиеся требований по необеспеченным сделкам.

(Приказ ФСФР № 07-102/пз-н от 09.10.2007 г.)


Вернуться в начало


Таможня

С 1 декабря 2007 года в очередной раз повышаются ставки вывозных таможенных пошлин на нефть сырую и на отдельные категории товаров, выработанные из нефти, вывозимые с территории РФ за пределы государств - участников соглашений о Таможенном союзе.

Ставка экспортной пошлины на сырую нефть составит 275,4 доллара США за 1 тонну (в настоящее время - 250,3 доллара США). Вывоз из РФ пропана, бутанов, этилена, пропилена, бутилена и бутадиена, прочих сжиженных газов, легких и средних дистиллятов, газойлей, бензола, толуола, ксилолов будет облагаться по ставке 197,8 доллара США за 1 тонну (в настоящее время - 181 доллар США).

(Постановление Правительства № 774 от 13.11.2007 г.)


Вернуться в начало


Прочее

Федеральный закон "О федеральном бюджете на 2007 год" дополнен рядом новых статей.

Дополнения предусматривают, в частности, использование средств Стабилизационного фонда Российской Федерации в 2007 году для обеспечения имущественных взносов Российской Федерации в уставные капиталы государственных корпораций "Банк развития и внешнеэкономической деятельности (Внешэкономбанк)", "Российская корпорация нанотехнологий", "Фонд содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства", а также для увеличения объема Инвестиционного фонда Российской Федерации.

(Закон № 246-ФЗ от 02.11.2007 г.)

Внесены изменения Бюджетный кодекс РФ и в Федеральный закон от 26.04.2007 № 63-ФЗ.

Изменения носят редакционный характер и направлены на восполнение пробелов правового регулирования, устранение внутреннего несоответствия правовых норм или уточнение формулировок отдельных статей.

В частности, внесены поправки, предусматривающие замену термина "Фонд будущих поколений" на термин "Фонд национального благосостояния". Конкретизированы направления использования Фонда национального благосостояния.

(Закон № 247-ФЗ от 02.11.2007 г.)

Об установлении квоты на выдачу иностранным гражданам и лицам без гражданства разрешений на временное проживание на территории РФ.

Установлена квота на 2008 год на выдачу иностранным гражданам и лицам без гражданства 140790 разрешений на временное проживание в Российской Федерации с распределением по субъектам Российской Федерации.

(Распоряжение Правительства № 1636-Р от 19.11.2007 г.)

С 1 января 2008 г. вырастет коэффициент индексации ежемесячной страховой выплаты по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.

С 1 января 2008 года коэффициент индексации размера ежемесячной страховой выплаты по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, назначенной до 1 января 2008 г., составляет 1,07.

Согласно Постановлению Правительства РФ от 19 ноября 2007 г. № 786 "Об установлении коэффициента индексации размера ежемесячной страховой выплаты по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" Фонд социального страхования РФ произведет перерасчет данных ежемесячных страховых выплат.

(Постановление Правительства РФ от 19 ноября 2007 г. № 786)


Вернуться в начало



При подготовке настоящей рассылки использованы материалы компаний "Гарант", АО "Консультант Плюс"; изданий "Учет. Налоги. Право", "Российский налоговый курьер". Настоящая работа не представляет собой консультацию или совет. ООО "ФинЭкспертиза" не гарантирует достоверность, адекватность и полноту приведенных сведений и не несет ответственность ни за какие ошибки или упущения, а также результаты использования этого материала.