Мониторинг изменений за период 22.09.07 - 28.09.07



Бухгалтерский учет и налогообложение

Бухгалтерский учёт

Об изменении формата реквизитов электронной отчетности по налогу на прибыль.

В связи с внесенными изменениями в части II "Состав и структура показателей налоговой декларации по налогу на прибыль организаций (версии 3.00000, 3.00001, 3.00002, 3.00003, 3.00004, 3.00005)" формата электронной отчетности формат реквизита "Доля налоговой базы (%)" (код реквизита П002050003003) увеличен с № (7.3) до № (12.8).

(Приказ ФНС РФ № 3-13/533@ от 14.09.2007 г.)

Утверждены нормы естественной убыли мяса и мясопродуктов при хранении.

Минсельхоз России утвердил новые нормы естественной убыли мяса и мясопродуктов при хранении. После вступления в силу соответствующего Приказа (через 10 дней после опубликования) организации должны будут руководствоваться этими нормами при признании в целях налогообложения потерь от недостачи или порчи данной продукции при хранении (пп. 2 п. 7 ст. 254 НК РФ). Отметим, что в настоящее время применяются аналогичные нормы, которые содержатся в актах различных министерств, в частности, в Приказах Минторга СССР от 18.08.1988 № 150, от 27.12.1983 № 309, Минмясмолпрома СССР от 28.12.1981 № 300 и др. (ст. 7 Федерального закона от 06.06.2005 № 58-ФЗ). Теперь же все нормы естественной убыли мясной продукции приведены в одном документе, что облегчит их применение. Следует учитывать, что сами нормы также претерпели изменения (см., например, новые нормы убыли по охлажденному мясу и субпродуктам (Приложение № 3 к Приказу от 16.08.2007 № 395)).

(Приказ Минсельхоза России от 16.08.2007 № 395 "Об утверждении норм естественной убыли мяса и мясопродуктов при хранении")

Утвержден порядок представления страховыми организациями годовой и промежуточной бухгалтерской отчетности, представляемой в порядке надзора в электронном виде.

Установлено, что отчетность представляется в виде xml-файлов, обеспечивающих считывание и контроль показателей отчетности. Годовая отчетность представляется на сменных носителях информации (два компакт-диска (CD-R)), промежуточная отчетность представляется в виде набора файлов по электронной почте. При этом должны быть обеспечены идентичность информации, представляемой страховой организацией в электронном виде и на бумажном оригинале, а также соблюдение взаимоувязок показателей отчетности страховых организаций.

(Приказ Минфина РФ № 67-н, зарегистрирован в Минюсте РФ № 10034 от 20.08.2007 г.)

Минфин РФ разъяснил порядок применения бланков строгой отчетности.

Согласно разъяснениям, бланки строгой отчетности, утвержденные в соответствии с постановлением Правительства РФ от 31.03.2005 г. № 171, по своему содержанию представляют расчетный документ, который выдается организацией и индивидуальным предпринимателем взамен кассового чека в случае оказания услуг населению.

Кроме того, указывается информация, о том, что в Минфине России на рассмотрении находятся формы бланков строгой отчетности, которые могут использоваться при оказании бытовых услуг населению. Также сообщается о подготовке изменений в указанное постановление Правительства РФ с целью продления срока действия ранее утвержденных форм бланков строгой отчетности.

Следует отметить, что в соответствии с постановлением Правительства РФ от 27 августа 2007 г. № 542 период применения указанных форм бланков строгой отчетности продлен до 1 июня 2008 г. Ранее данный период ограничивался датой 1 января 2007 г. и впоследствии был продлен до 1 сентября 2007 г.

(Письмо Минфина РФ № 03-01-15/9-286 от 23.08.2007 г.)


Вернуться в начало


Налогообложение

Применение коэффициента-дефлятора для целей УСН в 2007 г. - позиция финансового ведомства остается прежней.

В Письме говорится о том, что размер коэффициента-дефлятора на 2007 г. (1,241) установлен уже с учетом значения коэффициента-дефлятора, применявшегося ранее, в 2006 г. Поэтому в 2007 г. предельный размер доходов за 9 месяцев 2007 г. (при котором организации могут перейти на УСН с 2008 г.) равен 18 615 000 руб. (15 млн руб. x 1,241). А предельный размер доходов, при превышении которого в 2007 г. налогоплательщики теряют право применять УСН и должны вернуться на общий режим налогообложения, составляет 24 820 000 руб. (20 млн. руб. x 1,241).

(Письмо Минфина России № 03-11-04/2/192 от 31.07.2007г.)

Минфин России дал рекомендации по установлению организацией нормативов технологических потерь.

Организация, согласно пп. 3 п. 7 ст. 254 НК РФ, вправе признавать в качестве материальных расходов технологические потери, возникающие при производстве или транспортировке. В своем Письме финансовое ведомство разъяснило, как можно установить нормативы технологических потерь.

Налогоплательщики вправе самостоятельно определить нормативы образования безвозвратных отходов для каждого конкретного вида сырья и материалов, исходя из технологических особенностей собственного производственного цикла и процесса транспортировки.

Нормативы могут быть установлены, в частности, технологическими картами, сметами технологического процесса, иными аналогичными документами, которые являются внутренними документами организации и не должны иметь какой-либо унифицированной формы. Документы разрабатываются специалистами предприятия, которые контролируют производственный процесс (например, технологами), и утверждаются уполномоченными руководством предприятия лицами (например, главным технологом или главным инженером).

(Письмо Минфина России № 03-03-06/1/606 от 29.08.2007 г.)


Вернуться в начало


Правовые новости

Судебная практика

Пленум ВАС РФ разъяснил некоторые вопросы, возникающие при применении арбитражными судами положений главы 25.1 НК РФ в части взыскания сборов за пользование объектами водных биологических ресурсов.

ВАС РФ разъяснил, что в случае, если первоначальный объем разрешенных к добыче (вылову) водных биологических ресурсов изменяется, общая сумма сбора, подлежащая уплате в течение всего периода действия лицензии (разрешения), не должна превышать сумму, исчисленную исходя из нового объема ресурсов, подлежащих добыче (вылову) в соответствии с измененным разрешением. При этом сумма платежей, уплаченных с момента получения лицензии (разрешения) до момента внесения в нее изменений, учитывается при определении размера оставшихся платежей.

Также разъяснено, что сумма сбора за пользование объектами водных биологических ресурсов исчисляется исходя из объема таких ресурсов, указанного в лицензии (разрешении) на пользование.

Таким образом, перерасчет суммы сбора по количеству фактически добытых (выловленных) ресурсов не производится.

(Постановление Пленума ВАС РФ № 45 от 26.07.2007 г.)

Если организация уплатила НДФЛ по месту нахождения головного офиса, а не обособленных подразделений, недоимки не возникает.

Организация ошибочно уплатила НДФЛ, который должен был быть уплачен по месту нахождения обособленного подразделения, в бюджет по месту нахождения самой организации. Инспекция привлекла организацию к ответственности, предусмотренной ст. 123 НК РФ, посчитав, что у налогового агента возникла задолженность перед бюджетом по месту регистрации обособленного подразделения (поскольку в результате межбюджетного распределения НДФЛ часть налога поступает в местные бюджеты).

Однако у организации возникла переплата по тому же налогу по месту нахождения головной организации. Поэтому суд пришел к выводу, что ошибочная уплата НДФЛ не в тот бюджет не привела к образованию задолженности. Суд также указал, что дальнейшее межбюджетное перераспределение налога не влияет на исполнение обязанности налогового агента. Так как в силу ст. 123 НК РФ начисление пеней и привлечение к налоговой ответственности возможно только в том случае, если у налогоплательщика имеется фактическая задолженность перед бюджетом, решение инспекции было признано неправомерным.

Аналогичные выводы содержат Постановление Президиума ВАС РФ от 23.08.2005 № 645/05.

(Постановление ФАС Северо-Западного округа № А05-12048/2006 от 06.08.2007 г.)

Стоимость спиртных напитков и сигарет, приобретенных для официальных приемов, включается в состав представительских расходов без ограничений.

Инспекция сочла экономически необоснованными представительские расходы налогоплательщика по причине приобретения большого количества спиртного и сигарет. Кроме того, в решении о доначислении налога на прибыль налоговый орган указал на то, что не были представлены документы, подтверждающие программу мероприятий, состав делегаций, списки участников, исполнительная смета на каждую встречу и акт списания по каждому случаю приема.

Суд признал решение инспекции неправомерным по следующим основаниям. В п. 2 ст. 264 НК РФ не детализирован перечень затрат, которые относятся к представительским расходам, и не содержится ограничений для спиртных напитков. Кроме того, согласно Письму Минфина России от 16.08.2006 № 03-03-04/4/136 расходы на приобретение спиртных напитков для организации официального приема иностранной делегации могут быть учтены в составе представительских расходов. Суд также не принял во внимание довод налогового органа о необходимости представления вышеперечисленных документов, так как налоговым законодательством не установлен перечень документов, необходимых для подтверждения представительских расходов. А необходимость представления именно указанных документов инспекция не обосновала.

(Постановление ФАС Северо-Западного округа № А56-3739/2006 от 14.08.2007 г.)

Правила определения срока на возврат налога, предусмотренные в ст. 176 НК РФ, не применяются при возврате налога на прибыль.

Инспекция возвратила организации излишне уплаченный налог на прибыль с нарушением месячного срока, предусмотренного ст. 78 НК РФ. Налогоплательщик обратился в суд с требованием об уплате процентов. Инспекция не согласилась с расчетом суммы процентов, указав, что организация неверно определила период начала просрочки возврата налога на прибыль (без учета восьми дней, предусмотренных на получение решения налогового органа, плюс две недели, отведенные казначейству для перечисления соответствующих сумм на счет налогоплательщика).

Суд рассчитал сумму процентов в соответствии с требованиями организации, так как порядок, указанный инспекцией, предусмотрен ст. 176 НК РФ для возврата излишне уплаченного НДС. Данная статья является специальной нормой и не применяется при возврате налога на прибыль.

(По становление ФАС Северо-Кавказского округа № Ф08-4744/2007-1838А от 13.08.2007 г.)

Несвоевременное представление в инспекцию заявления об отказе от освобождения от налогообложения операций НДС не лишает налогоплательщика права на такой отказ.

Согласно Налоговому кодексу РФ налогоплательщик вправе отказаться от освобождения от налогообложения операций, перечисленных в п. 3 ст. 149 НК РФ. Для этого ему необходимо представить в инспекцию заявление в срок не позднее 1-го числа налогового периода, с которого он намерен отказаться от льготы. Имеет ли налогоплательщик право на вычет при нарушении указанного срока, Кодекс не поясняет. Между тем, арбитражная практика свидетельствует о возможности применения льготы в случае несвоевременной подачи заявления.

Суды отклоняют довод инспекции о несвоевременном представлении заявления. Несмотря на то, что налогоплательщик направил уведомление об отказе только в июле, суд указал, что доказательством неприменения льготы с января являются счета-фактуры с выделенным НДС. Суды отмечают, что несвоевременное представление заявления само по себе не свидетельствует о неправомерном применении вычетов.

(Постановление ФАС Поволжского округа от 21.06.2007 по делу № А55-16944/2006-37, Постановление ФАС Уральского округа от 18.04.2007 № Ф09-2751/07-С2 по делу N А47-6696/06)


Вернуться в начало


Финансы

Центральный Банк РФ разъяснил некоторые вопросы, связанные с вступлением в силу Положения Банка России № 302-П от 26.03.2007 г. "О правилах ведения бухгалтерского учета в кредитных организациях, расположенных на территории РФ" и составлением годового бухгалтерского отчета за 2007 г.

Банк России разъясняет, что при проведении инвентаризации кредитные организации анализируют имеющиеся на счетах, подлежащих с 1 января 2008 года закрытию либо переименованию, остатки с целью определения дальнейшего их наличия или, в соответствии с характером числящихся средств, закрытия, определяют порядок закрытия указанных счетов, порядок открытия новых счетов и необходимость доработки программных продуктов, обеспечивающих обработку учетно-операционной информации. Кредитные организации также разрабатывают и утверждают в учетной политике на 2008 год методы надежного определения текущей (справедливой) стоимости ценных бумаг, критерии и процедуры первоначального признания (прекращения признания) ценных бумаг при совершении операций с ценными бумагами на возвратной основе и другие изменения в учетной политике, необходимые для ведения бухгалтерского учета в соответствии с новыми правилами.

Поскольку в соответствии с новыми правилами ведения бухгалтерского учета в кредитных организациях по состоянию на конец первого рабочего дня (в балансе на второй рабочий день) остатков по закрываемым счетам быть не должно, то перенос остатков с закрываемых с 1 января 2008 года счетов на вновь открываемые либо на другие действующие счета, а также отражение в бухгалтерском учете остатков на счетах с измененным наименованием осуществляется в первый рабочий день 2008 года после составления баланса на 1 января 2008 года до отражения в бухгалтерском учете операций, совершенных в течение первого рабочего дня 2008 года. Разъяснен порядок перенесения остатков с конкретных счетов.

Согласно новым правилам отражение в бухгалтерском учете доходов и расходов осуществляется не позднее последнего рабочего дня месяца. В связи с этим приведен перечень операций, которые должны быть завершены до 1 января 2008 года. Также приведен перечень счетов, остатки по которым закрываются в 2007 году.

Разъяснены особенности составления годового бухгалтерского отчета за 2007 год.

(Письмо ЦБ РФ № 142-Т от 07.09.2007 г.)

В Указание Банка России от 16.01.2004 г. № 1376-У "О перечне, формах и порядке составления и представления форм отчетности кредитных организаций в ЦБ РФ" внесены изменения.

В новой редакции изложены отдельные формы отчетности кредитных организаций (в частности, форма 0409110 "Расшифровки отдельных балансовых счетов и символов отчета о прибылях и убытках для формирования бухгалтерского баланса (публикуемая форма), отчета о прибылях и убытках (публикуемая форма) и расчета показателей, используемых для оценки финансовой устойчивости кредитных организаций), форма 0409115 "Информация о качестве ссуд, ссудной и приравненной к ней задолженности", форма 0409155 "Сведения о резервах на возможные потери", форма 0409202 "Отчет о кассовых оборотах", форма 0409401 "Отчет уполномоченного банка об иностранных операциях").

Форма отчетности 0409151 "График погашения еврооблигаций с расшифровкой балансового счета (счетов), на котором (которых) учитываются средства, привлеченные в результате деятельности дочерней организации-эмитента еврооблигаций" и Порядок ее заполнения признаны утратившими силу.

Кроме того, внесены изменения в порядок заполнения отдельных форм отчетности кредитных организаций.

(Указание ЦБ РФ № 1881-У от 31.08.2007 г.)


Вернуться в начало


Таможня

О сроках действия разрешительных документов.

Разъяснено, что лицензии, разрешения, сертификаты, свидетельства, заключения и иные виды документов, приведенные в Приказе ФТС РФ от 25.04.2007 № 536 и необходимые для таможенного оформления товаров в соответствии с выбранным таможенным режимом при ввозе товаров на таможенную территорию России (вывозе товаров с таможенной территории России), срок действия которых истек, являются недействительными и не могут применяться для целей таможенного оформления.

(Письмо ФТС РФ № 01-06\30190 от 13.08.2007 г.)

О информации ФСТЭК России.

Разъяснены отдельные особенности проведения таможенного оформления и таможенного контроля товаров, соотносящихся по своим признакам с товарами, включенными в списки контролируемых товаров и технологий, пригодных для создания оружия массового уничтожения и средств его доставки.

Приведен перечень товаров, подпадающих под понятие "продукция общегражданского назначения".

(Письмо ФТС РФ № 06-63/32641 от 30.08.2007 г.)

О превышении максимальной суммы одновременно действующих банковских гарантий.

Доведен до сведения список банков, банковские гарантии которых не принимаются до особого указания ФТС России в связи с превышением ими установленной максимальной суммы всех одновременно действующих банковских гарантий.

Признано утратившим силу письмо ФТС РФ от 10.07.2007 N 05-11/25566 "О превышении максимальной суммы одновременно действующих банковских гарантий".

(Письмо ФТС РФ № 05-11/33500 от 08.09.2007 г.)


Вернуться в начало


Прочее

ФНС России разработала рекомендуемую форму уведомления о привлечении и использовании иностранных работников.

Согласно пп.4 п. 8 ст. 18 Федерального закона от 25.07.2002 № 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" работодатель (заказчик работ, услуг) должен в 10-дневный срок уведомить налоговую инспекцию по месту своего учета о привлечении и использовании иностранных работников. ФНС России указывает, что обязательная форма уведомления не установлена и поэтому работодатели вправе представлять в налоговый орган сведения о привлечении иностранных работников в произвольной форме.

В то же время налоговое ведомство разработало рекомендуемую форму данного уведомления, которая и приводится в Письме. Поэтому работодатели могут либо представить сведения в произвольной форме, либо воспользоваться рекомендованной.

(Приказ ФНС России от 24.08.2007 № ГИ-6-04/676@ "О размещении примерной формы уведомления о привлечении и использовании иностранной рабочей силы")

Минфин России дал рекомендации по установлению организацией нормативов технологических потерь.

В Трудовом кодексе РФ нет упоминания о должностных инструкциях. Поэтому их отсутствие не является нарушением трудового законодательства и не влечет какой-либо ответственности работодателя. Вместе с тем Роструд обратил внимание на то, что в наличии должностных инструкций заинтересованы как работодатели, так и работники. Например, без должностной инструкции отказ в приеме на работу может быть недостаточно обоснованным, поскольку именно в этом документе прописываются дополнительные требования к деловым качествам работника. Кроме того, должностная инструкция способствует объективной оценке деятельности работника в период испытательного срока, помогает распределить трудовые функции между работниками и т.д. Основой для разработки должностных инструкций служат квалификационные характеристики, содержащиеся в Едином квалификационном справочнике должностей руководителей, специалистов и служащих. Должностная инструкция может быть утверждена в качестве приложения к трудовому договору либо как отдельный документ.

(Письмо Роструда от 09.08.2007 № 3042-6-0)


Вернуться в начало



При подготовке настоящей рассылки использованы материалы компаний "Гарант", АО "Консультант Плюс"; изданий "Учет. Налоги. Право", "Российский налоговый курьер". Настоящая работа не представляет собой консультацию или совет. ООО "ФинЭкспертиза" не гарантирует достоверность, адекватность и полноту приведенных сведений и не несет ответственность ни за какие ошибки или упущения, а также результаты использования этого материала.