Мониторинг изменений за период 23.02.07 - 02.03.07



Бухгалтерский учет и налогообложение

Бухгалтерский и статистический учет

Утверждены единовременные формы федерального государственного статистического наблюдения для проведения обследования субъектов малого предпринимательства в 2007 г.: № 1-предприниматель "Сведения о деятельности индивидуального предпринимателя за 2006 год"; № 1-ПМ "Сведения об основных показателях деятельности малого предприятия за 2006 год".

(Срок представления данных документов - 2 апреля 2007 г.)


Вернуться в начало


Налогообложение

Утверждены нормы естественной убыли этилового спирта при хранении.

Нормы установлены отдельно в отношении Южной зоны (Краснодарский край, Ставропольский край, Астраханская область, Ростовская область и т.д.) и по всей остальной территории России, не вошедшей в указанную зону. Определены нормы естественной убыли этилового спирта при хранении: в стационарных цистернах, в закрытых спиртохранилищах, на открытых площадках, в стальных бочках, при однократных перемещениях на заводах и базах в процентах к количеству перемещенного безводного спирта при перекачке насосом либо при сливе самотеком. В соответствии с НК РФ нормы естественной убыли, применяемые для определения допустимой величины безвозвратных потерь от недостачи и (или) порчи материально-производственных запасов, относятся к материальным расходам и уменьшают налоговую базу по налогу на прибыль организаций. В соответствии с постановлением Правительства РФ от 12 ноября 2002 г. N 814 нормы естественной убыли разрабатываются с учетом технологических условий их хранения и транспортировки, климатического и сезонного факторов, влияющих на их естественную убыль, и подлежат пересмотру по мере необходимости, но не реже одного раза в 5 лет.

(Приказ Минсельхоза РФ от 12 декабря 2006 г. N 463)

С 5 февраля 2007 года применяются формы Сообщений банка об открытии (закрытии) счета, об изменении реквизитов счета, утвержденные Приказом ФНС России от 13 декабря 2006 г. N САЭ-3-09/861@. ФНС России даны официальные Разъяснения по заполнению указанных форм.

Так, указано, что названные Сообщения заполняются и представляются банком или его филиалом, в котором осуществляется открытие (закрытие) счета либо изменение реквизитов счета, в налоговый орган по месту нахождения банка или его филиала, соответственно. Приведены правила присвоения двадцатиразрядного номера Сообщения: первые шестнадцать цифр номера должны соответствовать первым шестнадцати цифрам номера, присвоенного Сообщению банка об открытии счета, последние три цифры номера должны соответствовать количеству Сообщений по данному счету. Установлен порядок заполнения форм Сообщений. Сообщение об открытии (закрытии) счета состоит из двух разделов, оформленных в виде отрывных частей: непосредственно само Сообщение (предназначена для направления банком или его филиалом в налоговый орган); корешок Сообщения (остается в банке или его филиале, в целях подтверждения факта направления Сообщения в установленный законодательством срок). Разъяснены правила заполнения реквизитов при открытии (закрытии) счета российской организации (ее обособленному подразделению), иностранной организации (ее отделению), индивидуальному предпринимателю, нотариусу, занимающемуся частной практикой, адвокату, учредившему адвокатский кабинет.

Сообщение банка об изменении реквизитов счета также состоит из двух разделов, оформленных в виде отрывных частей: непосредственно само Сообщение, которое включает в себя адресную часть и два подраздела А и В (предназначена для направления банком или его филиалом в налоговый орган); корешок Сообщения. При этом установлено, что подраздел А заполняется в случае изменения сведений о банке или его филиале, в котором открыт (находится) счет, подраздел В - в случае изменения номера счета, открытого (находящегося) в банке или его филиале.

(Письмо Федеральной налоговой службы от 5 февраля 2007 г. N ЧД-6-09/75)

Минфин РФ разъяснил:

непредставление налогоплательщиком в течение менее 180 дней по истечении установленного законодательством о налогах и сборах срока представления налоговой декларации влечет взыскание штрафа в размере 5 процентов суммы налога, подлежащей уплате на основе этой декларации, за каждый полный или неполный месяц со дня, установленного для ее представления, но не более 30 процентов указанной суммы и не менее 100 рублей. Если сумма налога, подлежащая уплате на основе этих деклараций равна нулю, то штраф за непредставление каждой декларации должен быть уплачен в размере 100 рублей. Минимальная сумма штрафа за непредставление налоговой декларации в течение более 180 дней законодательством не установлена.

(Письмо Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина РФ от 13 февраля 2007 г. N 03-02-07/1-63)

Минфин РФ разъяснил:

налогоплательщик имеет право на предоставление ему имущественного налогового вычета по налогу на доходы физических лиц в сумме, израсходованной им на новое строительство или приобретение на территории РФ квартиры в размере фактически произведенных затрат. При этом общий размер имущественного налогового вычета не может превышать 1 000 000 рублей. При приобретении квартиры на праве общей долевой собственности пополам с ребенком родитель вправе воспользоваться имущественным налоговым вычетом в сумме, не превышающей 500 000 рублей. Это связано с тем, что при оформлении квартиры в общую долевую собственность каждый из совладельцев может воспользоваться имущественным налоговым вычетом исходя его доли в указанном имуществе. Право передать имущественный налоговый вычет одним из совладельцев другому Налоговым кодексом не предусмотрено.

(Письмо Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина РФ от 13 февраля 2007 г. N 03-04-05-01/31)

Минфин РФ разъяснил:

Экономически обоснованные и документально подтвержденные расходы, связанные с организацией структурных подразделений, учитываются для целей налогообложения прибыли в порядке, предусмотренном Налоговым кодексом для конкретных видов расходов, а также в соответствии с применяемым методом признания доходов и расходов. Указанные расходы признаются таковыми в том отчетном (налоговом) периоде, к которому они относятся, независимо от даты начала фактического функционирования структурного подразделения.

(Письмо Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина РФ от 15 февраля 2007 г. N 03-03-06/2/26)

ФНС РФ разъяснила:

порядок, в соответствии с которым крупнейшие налогоплательщики-резиденты информируют налоговые органы о финансовых операциях на банковских счетах за пределами Российской Федерации.

В частности, сообщено, что налогоплательщики должны направлять уведомления и отчеты в налоговый орган по месту своего нахождения или в налоговый орган, в котором они зарегистрированы в качестве крупнейших налогоплательщиков.

(Письмо ФНС РФ от 09.02.2007 №ЧД-6-09/97@)


Вернуться в начало


Правовые новости

Судебная практика

Президиум ВАС РФ разъяснил:

согласно пункту 2 статьи 366 НК РФ каждый объект обложения налогом на игорный бизнес (игровой стол, игровой автомат, касса тотализатора, касса букмекерской конторы) подлежит регистрации в налоговом органе по месту установки этого объекта налогообложения не позднее чем за два дня до даты установки каждого объекта налогообложения.

Объект налогообложения считается зарегистрированным с даты представления налогоплательщиком соответствующего заявления в налоговый орган (пункт 4 статьи 366 НК РФ). Неисполнение обязанности по регистрации влечет применение мер ответственности, предусмотренных статьей 1292 НК РФ.

При применении указанных норм судам необходимо учитывать, что исходя из смысла определения игрового автомата, содержащегося в статье 364 НК РФ, под установкой игрового автомата следует понимать размещение подготовленного к использованию для проведения азартных игр специального оборудования (автомата) в игорном заведении на территории, доступной для участников азартной игры.

(Информационное Письмо ВАС РФ №116 от 16.01.2007г.)

Обязанность подтвердить обоснованность заявленного вычета сумм налога на добавленную стоимость, уплаченных поставщику товаров (работ, услуг), лежит на налогоплательщике и в том случае, если его первичные документы были утрачены по не зависящим от него причинам.

В соответствии с пунктом 1 статьи 171 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) налогоплательщик имеет право уменьшить общую сумму налога на добавленную стоимость, исчисленную к уплате, на установленные этой статьей налоговые вычеты. Вычетам подлежат, в частности, суммы налога, предъявленные налогоплательщику при приобретении товаров (работ, услуг) для осуществления операций, признаваемых объектами налогообложения, а также товаров, приобретаемых для перепродажи (пункт 2 статьи 171 Кодекса).

Согласно статье 172 Кодекса налоговые вычеты, установленные статьей 171 Кодекса, производятся на основании счетов-фактур, выставленных продавцами при приобретении налогоплательщиком товаров (работ, услуг), документов, подтверждающих фактическую уплату сумм налога при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации, документов, подтверждающих уплату сумм налога, удержанного налоговыми агентами, либо на основании иных документов в случаях, предусмотренных пунктами 3, 6 - 8 статьи 171 Кодекса.

Вычетам подлежат, если иное не установлено статьей 171 Кодекса, только суммы налога, предъявленные налогоплательщику и уплаченные им при приобретении товаров (работ, услуг) либо фактически уплаченные им при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации, после принятия на учет указанных товаров (работ, услуг), имущественных прав и при наличии соответствующих первичных документов.

Названные положения Кодекса позволяют сделать следующий вывод: обязанность подтверждать, правомерность и обоснованность налоговых вычетов первичной документацией лежит на налогоплательщике - покупателе товаров (работ, услуг), имущественных прав, поскольку именно он выступает субъектом, применяющим при исчислении итоговой суммы налога на добавленную стоимость, подлежащей уплате в бюджет, вычет сумм налога, начисленных поставщиком.

(Постановление Президиума ВАС РФ от 30.01.2007г. №10963/06)

В целях применения пункта 3 статьи 217 Налогового кодекса Российской Федерации подлежат освобождению от налогообложения доходы физических лиц в виде выплачиваемых им работодателем компенсаций за использование личного транспорта и расходов, связанных с его использованием в интересах работодателя, в размере, определенном трудовым договором, заключенным сторонами.

Согласно пункту 3 статьи 217 Кодекса освобождаются от налогообложения доходы физических лиц, связанные с исполнением налогоплательщиком трудовых обязанностей, возмещением иных расходов, если такие доходы относятся к компенсационным выплатам, установленным действующим законодательством Российской Федерации, законодательными актами субъектов Российской Федерации, решениями представительных органов местного самоуправления (в пределах норм, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации).

Возмещение расходов при использовании личного имущества работника предусмотрено статьей 188 Трудового кодекса Российской Федерации: при использовании работником с согласия или ведома работодателя и в его интересах личного имущества работнику выплачивается компенсация за использование, износ (амортизацию) инструмента, личного транспорта, оборудования и других технических средств и материалов, принадлежащих работнику, а также возмещаются расходы, связанные с их использованием. Размер возмещения расходов определяется соглашением сторон трудового договора, выраженным в письменной форме.

В данном случае выплата компенсаций осуществлялась обществом на основании трудовых договоров, заявлений работников и свидетельств о регистрации транспортных средств установленного образца, приказов генерального директора общества, расчетов компенсаций. Расчеты (калькуляции) компенсаций за использование личного автотранспорта в служебных целях свидетельствуют о том, что их размер определялся применительно к каждому работнику исходя из марки и цены топлива за литр, расхода топлива на 100 километров, количества рабочих дней в месяц, пробега автомобиля.

Инспекцией ни при проведении выездной налоговой проверки, ни в дальнейшем не доказан факт возникновения у работников общества подлежащего обложению налогом на доходы физических лиц дохода в виде налоговой выгоды в размере полученных от работодателя компенсаций и не опровергнуты сведения, содержащиеся в расчетах как недостоверные или противоречивые.

Следовательно, в целях применения пункта 3 статьи 217 Кодекса подлежат освобождению от налогообложения доходы физических лиц в виде выплачиваемых им обществом компенсаций за использование личного транспорта и расходов, связанных с его использованием в интересах работодателя, в размере, определенным соглашением сторон трудового договора.

(Постановление ВАС РФ от 30.01.2007г. №10627/06)


Вернуться в начало


Государство и местное самоуправление

Принят к исполнению федеральный бюджет на 2007 г.

Установлен порядок исполнения федерального бюджета на 2007 год. Указано, что исполнение федерального бюджета осуществляется в соответствии со сводной бюджетной росписью федерального бюджета на 2007 год в порядке, установленном Минфином РФ.

(Постановление Правительства РФ от 23 февраля 2007 г. N 126)


Вернуться в начало


Лицензирование отдельных видов деятельности

Утверждено новое Положение, регламентирующее порядок лицензирования деятельности по реставрации объектов культурного наследия (памятников истории и культуры).

Существенному пересмотру подвергся перечень лицензионных требований и условий. Так, необходимо наличие в штате организации - соискателя лицензии (лицензиата) работников, обладающих профессиональными знаниями и навыками рабочих в соответствующей области и удовлетворяющих квалификационным требованиям для рабочих, выполняющих работы по реставрации, а если соискателем лицензии (лицензиатом) является индивидуальный предприниматель - соответствие его знаний и навыков названным выше требованиям. При этом наличие стажа не менее 5 лет, как ранее, не требуется. К числу лицензионных требований и условий дополнительно отнесены: проведение работ по реставрации на основании письменного решения и задания на проведение работ, выданных органом охраны объектов культурного наследия, и в соответствии с документацией, согласованной с данным органом, при условии осуществления этим органом контроля за проведением работ; проведение работ по реставрации под руководством специалистов-реставраторов, имеющих необходимые специализацию и квалификацию. По заявлению соискателя лицензии (лицензиата) может применяться упрощенный порядок лицензирования при условии заключения договора страхования гражданской ответственности либо при наличии у лицензиата сертификатов, соответствующих требованиям международных стандартов ISO 9001 "Системы менеджмента качества. Требования" и ISO 14001 "Системы экологического менеджмента. Требования и руководство по применению". Лицензирующим органом является Росохранкультура. Срок действия лицензии по-прежнему составляет 5 лет.

(Постановление Правительства РФ от 20 февраля 2007 г. N 117)

Утвержден Административный регламент Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения и социального развития по исполнению государственной функции по лицензированию фармацевтической деятельности.

Регламентирован порядок исполнения следующих административных процедур: рассмотрение документов и принятие решения о предоставлении лицензии на осуществление фармацевтической деятельности; переоформление документов, подтверждающих наличие лицензии на осуществление фармацевтической деятельности; контроль за соблюдением лицензиатом лицензионных требований и условий фармацевтической деятельности; приостановление действия и аннулирование лицензии на осуществление фармацевтической деятельности; ведение реестра лицензий на осуществление фармацевтической деятельности и предоставление заинтересованным лицам сведений из реестра и иной информации о лицензировании. Установлен перечень документов, представляемых для получения лицензии на осуществление фармацевтической деятельности или ее переоформления, а также приведены требования к таким документам. Определены условия и сроки исполнения государственной функции. Предоставление государственной функции по лицензированию фармацевтической деятельности осуществляется на безвозмездной основе. За информацию, содержащуюся в реестре лицензий, в виде выписок о конкретных лицензиатах предоставляется физическим и юридическим лицам за плату в размере 10 рублей, органам государственной власти и органам местного самоуправления такая информация предоставляется бесплатно.

(Приказ Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 31 декабря 2006 г. N 897)

Утвержден Административный регламент Ространснадзора по исполнению государственной функции по лицензированию деятельности по перевозкам пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более 8 человек (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя).

Определяются сроки и последовательность действий (административных процедур) Ространснадзора, его территориальных органов и их структурных подразделений, порядок взаимодействия между ними, а также порядок взаимодействия Ространснадзора с федеральными органами исполнительной власти при осуществлении полномочий по лицензированию указанной деятельности, а также контролю за соблюдением установленных лицензионных условий. Государственная функция по осуществлению лицензирования деятельности по перевозкам пассажиров автомобильным транспортом осуществляется через территориальные органы Ространснадзора - управления государственного автодорожного надзора. Контроль за деятельностью управлений осуществляет Управление государственного автомобильного и дорожного надзора Ространснадзора. За рассмотрение заявления о предоставлении лицензии взимается государственная пошлина в размере 300 рублей, за выдачу лицензии - 1000 рублей и за переоформление документа, подтверждающего наличие лицензии, - 100 рублей.

(Приказ Минтранса РФ от 18 декабря 2006 г. N 153)


Вернуться в начало


Прочее

Функции по проведению государственной регистрации новых пищевых продуктов, материалов и изделий, ведению Государственного реестра пищевых продуктов, материалов и изделий, разрешенных для изготовления на территории РФ или ввоза на территорию РФ и оборота, первоначально возложенные на Минздрав России, отнесены к компетенции Роспотребнадзора.

Установлено, что государственная регистрация новых пищевых продуктов животного происхождения и ведение государственного реестра в отношении таких продуктов осуществляется Роспотребнадзором совместно с Россельхознадзором (ранее - Минздравом России совместно Минсельхозом России). С целью устранения излишних административных барьеров при обороте парфюмерной продукции и табачных изделий в Федеральный закон "О качестве и безопасности пищевых продуктов" были внесены изменения, предусматривающие исключение указанных товаров из перечня продукции, подлежащей государственной регистрации. В связи с этим уточняется, что государственной регистрации подлежат новые пищевые продукты, материалы и изделия, косметическая продукция, средства и изделия для гигиены полости рта. Исключены положения о взимании платы в размере 300 руб. за рассмотрение заявления о проведении государственной регистрации продукции. В связи с этим для государственной регистрации продукции представление документа, подтверждающего внесение заявителем данной платы, не требуется. Роспотребнадзор совместно с Россельхознадзором публикует сведения о продукции, прошедшей государственную регистрацию и исключенной из государственного реестра, и предоставляют указанную информацию государственным органам, физическим и юридическим лицам по их запросам.

(Постановление Правительства РФ от 26 февраля 2007 г. N 130)


Вернуться в начало


Московское законодательство

В целях освобождения малоимущих граждан от затрат на услуги независимых оценщиков, осуществляющих оценку стоимости имущества, установлено, что при определении имущественной обеспеченности для признания граждан малоимущими в целях постановки их на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, рыночная стоимость автомобилей, принадлежащих членам семьи на праве собственности, может с их согласия определяться на основании данных о средней рыночной стоимости автомобиля соответствующей модели и года выпуска, опубликованных в периодических печатных изданиях.

(Постановление Правительства Москвы от 13 февраля 2007 г. N 96-ПП)

Утверждено Положение о порядке проведения обследований при осуществлении лицензирования розничной продажи алкогольной продукции.

Обследования проводятся в целях проверки соответствия объектов лицензирования лицензионным требованиям и условиям при рассмотрении заявлений о выдаче лицензии, продлении срока действия лицензии и выдаче приложения к лицензии в связи с увеличением количества объектов или изменением мест их нахождения. Обследование объекта лицензирования также проводится при рассмотрении заявления о регистрации лицензии. Обследования проводятся Департаментом потребительского рынка и услуг города Москвы как органом исполнительной власти города Москвы, осуществляющим функции по лицензированию розничной продажи алкогольной продукции. Результаты обследования оформляются актом по форме, устанавливаемой лицензирующим органом. Для участия в проведении обследований лицензирующим органом могут привлекаться представители заинтересованных органов исполнительной власти города Москвы, префектур административных округов города Москвы, управ районов города Москвы, правоохранительных и контролирующих органов. Решение о выдаче или об отказе в выдаче лицензии, о выдаче или отказе в выдаче приложения к лицензии, в установленных законодательством случаях, о продлении или отказе в продлении срока действия лицензии, о регистрации или об отказе в регистрации лицензии принимается лицензирующим органом с обязательным учетом результатов обследования.

(Постановление Правительства Москвы от 13 февраля 2007 г. N 91-ПП)

Официальным печатным изданием по публикации сведений о размещении государственного заказа города Москвы определен журнал "Бюллетень оперативной информации "Московские Торги".

(Распоряжение Правительства Москвы от 26 февраля 2007 г. N 314-РП)


Вернуться в начало



При подготовке настоящей рассылки использованы материалы компаний "Гарант", АО "Консультант Плюс"; изданий "Учет. Налоги. Право", "Российский налоговый курьер". Настоящая работа не представляет собой консультацию или совет. ООО "ФинЭкспертиза" не гарантирует достоверность, адекватность и полноту приведенных сведений и не несет ответственность ни за какие ошибки или упущения, а также результаты использования этого материала.