Мониторинг законодательства



Бухгалтерский учет и налогообложение

Налогообложение

Внесены изменения в гл.21 НК РФ "Налог на доходы физических лиц", вступающие в силу с 1 января 2008 года

В соответствии с вносимыми изменениями от уплаты налога на доходы физических лиц освобождены суммы, получаемые налогоплательщиками в виде грантов (безвозмездной помощи), предоставленных для поддержки науки и образования, культуры и искусства в Российской Федерации российскими организациями. Перечень таких организаций будет утвержден Правительством РФ. Ранее предоставление безвозмездной помощи на указанные цели российскими организациями не предусматривалось, и от НДФЛ освобождались суммы, полученные в виде грантов только от международных или иностранных организаций.

(Федеральный закон от 23 марта 2007 г. N 38-ФЗ "О внесении изменения в статью 217 части второй Налогового кодекса Российской Федерации")

ФНС подтверждена правомерность требования к бухгалтеру (другому лицу), представляющему в налоговый орган бухгалтерскую и налоговую отчетность, о предъявлении доверенности, подтверждающей полномочия указанного лица для участия в налоговых правоотношениях.

Налоговый кодекс РФ предоставляет налогоплательщикам (плательщикам сбора, налоговым агентам) право представлять налоговую декларацию (расчет) в налоговый орган лично или через представителя. Законным представителем налогоплательщика-организации признается лицо, уполномоченное представлять указанную организацию на основании закона или ее учредительных документов, а уполномоченным представителем - физическое или юридическое лицо, уполномоченное налогоплательщиком представлять его интересы в отношениях с налоговыми органами. При этом уполномоченный представитель налогоплательщика-организации, согласно НК РФ, осуществляет свои полномочия на основании доверенности, выдаваемой в порядке, установленном гражданским законодательством Российской Федерации. Таким образом, наличие у уполномоченного представителя налогоплательщика доверенности на участие в налоговых правоотношениях, в том числе на представление налоговой декларации (расчета), является обязательным.

(Письмо Федеральной налоговой службы от 15 февраля 2007 г. № 18-0-09/0070)

Минфин изложил свою позицию по вопросу применения банком налога на добавленную стоимость (НДС) при получении сумм штрафных санкций за нарушение условий договоров аренды сейфовых ячеек.

Как считает финансовое ведомство, денежные суммы, полученные банком за нарушение условий, предусмотренных договорами аренды, в целях применения НДС являются денежными средствами, связанными с оплатой указанных услуг, и подлежат включению в налоговую базу по НДС в общеустановленном порядке.

(Письмо Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина РФ от 13 марта 2007 г. N 03-07-05/11)

Минфин разъяснил: в случаях, когда оплата покупок производится частично собственным имуществом, ценными бумагами, взаимозачетами и частично денежными средствами, сумма НДС, указываемая в платежных поручениях на перечисление денежных средств, определяется расчетно, то есть на основании доли налога, приходящейся в таких случаях на безденежные формы расчетов.

(Письмо Минфина РФ от 7 марта 2007 г. N 03-07-15/31)


Вернуться в начало


Правовые новости

Судебная практика

Вышло Информационное письмо Президиума ВАС, посвященное отдельным вопросам практики применения главы 25.3 Налогового кодекса Российской Федерации"

Президиум Высшего Арбитражного Суда РФ рассмотрел отдельные вопросы, возникшие при уплате государственной пошлины в рамках разрешения дел в арбитражных судах. Так, отмечено, что органы государственной власти или местного самоуправления, обратившиеся в суд в защиту государственных и (или) общественных интересов, не обязаны уплачивать госпошлину при подаче апелляционной (кассационной) жалобы, заявления о пересмотре судебного акта в порядке надзора, а также заявлений о выдаче указанных в п.п. 13 п. 1 ст. 333.21 НК РФ документов. Однако если те же органы выступают в суде от имени соответствующего публично-правового образования, то они не освобождаются от уплаты госпошлины при обжаловании состоявшихся судебных актов. Более того, если указанные органы обращаются с требованиями, вытекающими из гражданских правоотношений, то, исходя из правила о том, что в отношениях, регулируемых гражданским законодательством, публично-правовые образования участвуют на равных началах с иными участниками этих отношений, на них не распространяется льгота по уплате пошлины, предусмотренная п.п. 1 п. 1 ст. 333.37 НК РФ.

Особо обращается внимание на порядок возмещения расходов по уплате госпошлины заявителю, в пользу которого был принят судебный акт по делу об оспаривании ненормативного правового акта, решения, действия (бездействия) государственного органа (органа местного самоуправления). В частности, Президиум указал, что, поскольку с 01.01.2007 г. признан утратившим силу п. 5 ст. 333.40 НК РФ, согласно которому при принятии судом решения полностью или частично не в пользу указанных органов возврат заявителю уплаченной государственной пошлины производился из бюджета, подлежит применению общий порядок распределения судебных расходов, предусмотренный гл. 9 АПК РФ. Поэтому уплаченная заявителем государственная пошлина в соответствии с ч. 1 ст. 110 АПК РФ взыскивается в его пользу непосредственно с соответствующего органа власти как стороны по делу. Кроме того, рассмотрены вопросы, касающиеся уплаты госпошлины при подаче заявления о признании не подлежащим исполнению инкассового поручения (распоряжения) налогового органа о взыскании налога, при отказе от иска в связи с добровольным удовлетворением ответчиком заявленных требований, при подаче заявления об обращении взыскания на заложенное имущество или об обеспечении доказательств. Также рассмотрены вопросы, связанные с правом суда уменьшить размер госпошлины, либо повторно предоставить отсрочку по ее уплате.

(Информационное письмо Высшего Арбитражного Суда РФ от 13 марта 2007 г. №117)

Президиум Верховного Суда РФ дал разъяснения по вопросам применения судами некоторых норма законодательства:

В частности были рассмотрены следующие вопросы:

  • правил подсудности и подведомственности некоторых категорий дел;
  • положений Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях о привлечении к административной ответственности, о правонарушениях в области дорожного движения, о процедурах судебного рассмотрения дел об административных правонарушениях;
  • жилищного законодательства в части внесения платы за жилое помещение и коммунальные услуги;
  • порядка зачисления штрафных сумм за неудовлетворение требований потребителя;
  • норм Налогового кодекса РФ о получении имущественного налогового вычета.

(Постановление Президиума ВАС РФ от 07.03.07г.)

При превышении лимита выручки помесячные декларации являются уточняющими по отношению к поквартальным, и за их более позднее представление ответственности не наступает

Налогоплательщик, имеющий право на подачу ежеквартальных деклараций по НДС, подал декларации за последние два квартала 2004 г. В 2005 г., обнаружив допущенные при расчете налога нарушения (в результате которых право на поквартальное представление деклараций утрачивалось), организация подала помесячные декларации за каждый месяц тех же двух кварталов.

Инспекция приняла решение о привлечении налогоплательщика к ответственности, предусмотренной ст. 119 НК РФ, за нарушение сроков подачи декларации. Инспекция обосновала свое решение следующим: представленные декларации не являются уточняющими (так как поданы за иные периоды), а просто являются представленными с нарушением установленного срока.

Суд указал в своем решении, что декларации в таком случае являются уточняющими. Следовательно, ответственность, предусмотренная ст. 119 НК РФ, не наступает.

(Постановление ФАС Московского округа от 23.01.2007, 30.01.2007 N КА-А41/13644-06)

Переплата по НДС, уплаченному на внутреннем рынке, может быть зачтена в счет оплаты налога при вывозе товара с территории Белоруссии

Организация подала в налоговый орган заявление о зачете сумм НДС, подлежащих возмещению. Инспекция вынесла решение об отказе в зачете и доначислении налога на основании того, что переплата возникла при совершении операций на внутреннем рынке, а зачету подлежал НДС по ввозу товара с территории Белоруссии в РФ. При этом налоговый орган ссылался на то, что Соглашением между Правительством РФ и Правительством Республики Беларусь от 15.09.2004 "О принципах взимания косвенных налогов при экспорте и импортер товаров, выполнении работ, оказании услуг" и Положением о взимании косвенных налогов и механизме контроля за их уплатой (Приложение к Соглашению) такой механизм уплаты налога, как зачет, не предусмотрен.

Суд встал на сторону налогоплательщика, указав на следующие обстоятельства. Пункт 8 разд. I Положения устанавливает, что суммы косвенных налогов, уплаченных по товарам, ввозимым с территории государства одной из сторон на территорию государства другой стороны, подлежат вычетам в порядке, который предусмотрен национальным законодательством обоих государств. Таким образом, в данном случае подлежит применению ст. 176 НК РФ, в силу которой налоговый орган обязан был провести зачет спорного налога по заявлению налогоплательщика.

(Постановление ФАС Северо-Западного округа от 15.02.2007 N А13-5616/2006-19)


Вернуться в начало


Производство и оборот этилового спирта

Внесены изменения в перечень сведений о маркируемой алкогольной продукции, наносимых на федеральные специальные марки и считываемых с использованием технических средств единой государственной автоматизированной информационной системы учета объема производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, и формат нанесения указанных сведений, утвержденный приказом Министерства финансов Российской Федерации от 13 января 2006 г. №3н

Вносимые изменения касаются состава информации, наносимой в виде двумерного штрихового кода на федеральные специальные марки, используемые для маркировки алкогольной продукции. Из перечня информации, содержащейся в специальном идентификаторе, наносимом на марку, исключена информация о наименовании производителя алкогольной продукции и подтверждении соответствия установленным требованиям качества и безопасности. Количество символов специального идентификатора увеличено с 15 до 17. Одновременно увеличено количество символов наносимой на марку специальной контрольной группы, формируемой программными средствами, - с 5 до 31. Специальная контрольная группа подтверждает достоверность нанесенной на марку информации с использованием технических средств ЕГАИС.

(Приказ Минфина РФ от 8 февраля 2007 г. N 10н)

Доведена информация о том, что консультативным советом при Роспотребнадзоре по вопросам взаимодействия с участниками алкогольного рынка принято решение об установлении переходного периода сроком на 6 месяцев для реализации алкогольной продукции, произведенной до 1 февраля 2007 года, со "старой" предупреждающей надписью о вреде употребления алкоголя.

В течение указанного срока производители и импортеры алкогольной продукции смогут реализовать большую часть товара, произведенного до 1 февраля 2007 года, а на оставшуюся часть потребительской тары алкогольной продукции нанести дополнительные носители информации с новой предупреждающей надписью о противопоказаниях к употреблению алкогольной продукции в соответствии с Приказом Минздравсоцразвития РФ от 19.01.2007 N 49.

(Письмо Роспотребнадзора от 06.03.2007г. №0100/2284-07-32)


Вернуться в начало


Финансовые рынки

Установлены новые требования к составу и структуре активов акционерных инвестиционных фондов и активов паевых инвестиционных фондов.

В виде фондов особо рисковых (венчурных) инвестиций могут выступать не только закрытые паевые инвестиционные фонды, но и акционерные инвестиционные фонды. При этом акции российских акционерных инвестиционных фондов, относящихся к категории фондов особо рисковых (венчурных) инвестиций, не могут входить в состав активов акционерного инвестиционного фонда и паевого инвестиционного фонда, относящихся к категории фондов акций, фондов смешанных инвестиций или фондов недвижимости. Установлено, что в состав активов акционерных инвестиционных фондов или активов закрытых паевых инвестиционных фондов, относящихся к категории фондов недвижимости, права по инвестиционному договору, приобретаемые в результате уступки требования, могут входить лишь при условии уплаты цены инвестиционного договора в полном объеме или одновременно с переводом долга на акционерный инвестиционный фонд (управляющую компанию акционерного инвестиционного фонда или паевого инвестиционного фонда). Еще на 1 год с даты вступления в силу данного приказа продлена возможность приобретения в состав активов акционерных инвестиционных фондов или активов закрытых паевых инвестиционных фондов, относящихся к категории фондов недвижимости, имущественных прав по обязательствам из инвестиционного договора, заключенного с юридическим лицом, которому принадлежит право собственности или иное вещное право, включая право аренды, на земельный участок, выделенный для строительства объекта недвижимости, и (или) имеющим разрешение на строительство объекта недвижимости на указанном земельном участке, либо с юридическим лицом, инвестирующим денежные средства или иное имущество в строительство объекта недвижимости и имеющим право на получение в собственность построенного объекта недвижимости или его части. Такие имущественные права могут составлять активы акционерных инвестиционных фондов или активы закрытых паевых инвестиционных фондов, относящихся к категории фондов недвижимости, до истечения двух лет с даты вступления в силу данного приказа. Скорректированы требования к имуществу, которое может входить в состав активов акционерных инвестиционных фондов и активов паевых инвестиционных фондов. Предусмотрено, что акции иностранных акционерных обществ и облигации иностранных коммерческих организаций могут входить в состав активов акционерных инвестиционных фондов и активов паевых инвестиционных фондов, если они прошли процедуру листинга на Лондонской, Нью-Йоркской, Американской, Немецкой или Гонконгской фондовых биржах либо фондовых биржах Насдак или Евронекст и приобретены на торгах одной из указанных фондовых бирж.

(Приказ Федеральной службы по финансовым рынкам от 8 февраля 2007 г. N 07-13/пз-н)

Сообщается, что с 1 июля 2007 года установлена ставка страховых взносов в фонд обязательного страхования вкладов в размере 0,13 процента расчетной базы за расчетный период (календарный квартал года). Первым расчетным периодом по уплате страховых взносов по указанной ставке является третий квартал 2007 года.

(Официальное сообщение ГК "Агентство по страхованию вкладов" от 23.03.2007г.)

Сообщено, что, начиная с ежеквартальной отчетности по состоянию на 31 декабря 2006 года, профессиональные участники рынка ценных бумаг представляют отчетность в территориальный орган ФСФР РФ, соответствующий их местонахождению (за исключением профучастников, представляющих отчетность в иные уполномоченные организации).

Указаны нормативно-правовые акты, определяющие порядок, сроки и формы, по которым представляется отчетность.

(Письмо ФСФР РФ от 06.03.2007г. №07-ОВ-02/4444)


Вернуться в начало


Государственные и казенные предприятия

Установлено, что в отношении акционерных обществ, указанных в Распоряжении Правительства РФ от 23.01.2003 N 91-р, решение об использовании права требования выкупа акционерным обществом принадлежащих Российской Федерации акций в предусмотренных статьей 75 Федерального закона "Об акционерных обществах" случаях принимается Правительством РФ. В отношении акционерных обществ, предусмотренных Указом Президента РФ от 04.08.2004 N 1009, Правительство РФ осуществляет данное полномочие на основании соответствующего решения Президента РФ. Во всех иных случаях осуществление вышеуказанного полномочия возложено на Росимущество.

(Постановление Правительства РФ от 21.03.2007г. №170)


Вернуться в начало


Прочее

С 1 апреля 2007 года базовая часть трудовой пенсии будет проиндексирована с коэффициентом индексации в размере 1,075. Коэффициент дополнительного увеличения с 1 апреля 2007 года размера страховой части трудовой пенсии составит 1,092.

(Постановление Правительства РФ от 27.03.07г. №181)

Утверждены размеры средней рыночной стоимости одного квадратного метра общей площади жилья (в рублях) по субъектам Российской Федерации на второй квартал 2007 года. Указанная средняя рыночная стоимость подлежит применению федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации для расчета размеров субсидий, выделяемых в соответствии с планами на второй квартал 2007 года, для всех категорий граждан, которым эти субсидии предоставляются за счет средств федерального бюджета на приобретение жилых помещений.

(Приказ Минрегиона РФ от 12.02.2007г. №18)


Вернуться в начало


Московское законодательство

Изменен порядок представления предприятиями розничной торговли и общественного питания (лицензиатами) деклараций о розничной продаже алкогольной продукции на территории города Москвы. Утверждена новая форма декларации о розничной продаже алкогольной продукции на территории города Москвы.

Декларанты обязаны представлять декларации по новой форме ежеквартально не позднее 10 числа месяца, следующего за отчетным кварталом (за последний квартал - не позднее 20 числа месяца, следующего за отчетным), в форме электронного документа в Департамент потребительского рынка и услуг города Москвы. Ранее декларации подлежали представлению ежемесячно.

(Постановление Правительства Москвы от 20 марта 2007 г. 193-ПП)


Вернуться в начало



При подготовке настоящей рассылки использованы материалы компаний "Гарант", АО "Консультант Плюс"; изданий "Учет. Налоги. Право", "Российский налоговый курьер". Настоящая работа не представляет собой консультацию или совет. ООО "ФинЭкспертиза" не гарантирует достоверность, адекватность и полноту приведенных сведений и не несет ответственность ни за какие ошибки или упущения, а также результаты использования этого материала.