Мониторинг законодательства



Бухгалтерский учет и налогообложение

Налогообложение

Форма и порядок заполнения налоговой декларации по водному налогу приведены в соответствие с Налоговым кодексом РФ.

Установлено, что при обнаружении налогоплательщиком факта неотражения или неполноты отражения сведений, ошибок, приводящих к занижению суммы налога, подлежащей уплате, либо недостоверных сведений, а также ошибок, не приводящих к занижению суммы налога, подлежащей уплате, налогоплательщик представляет в налоговый орган уточненную налоговую декларацию. Согласно прежнему порядку в случае выявления ошибок, не приводящих к занижению суммы налога, уточненная налоговая декларация не представлялась. Достоверность и полнота сведений, указанных в декларации организации, подтверждается только подписью руководителя. Ранее также ставилась подпись главного бухгалтера. В случае подписания декларации представителем налогоплательщика указываются фамилия, имя, отчество представителя полностью, и проставляется дата подписания декларации. Если представителем выступает организация, то ставится подпись руководителя организации, которая заверяется печатью организации и проставляется дата подписания. Кроме того, при заполнении титульного листа необходимо указать наименование документа, подтверждающего полномочия представителя налогоплательщика. К декларации прилагается копия документа, подтверждающего полномочия представителя налогоплательщика на подписание налоговой декларации. Изменена форма титульного листа и раздела 1 "Сумма налога, подлежащая уплате по местонахождению объекта налогообложения (по данным налогоплательщика)" декларации по водному налогу. Приказ вступает в силу, начиная с представления налоговой декларации по водному налогу за I квартал 2007 г.

(Приказ Минфина РФ от 12 февраля 2007 г. №15н)

Минфином РФ разъяснены отдельные вопросы, связанные с обложением ЕСН отдельных сумм выплат и компенсаций

Так, по мнению Минфина России, суммы вступительных взносов и суммы ежеквартальных (годовых) взносов, уплаченные арбитражными управляющими в саморегулируемую организацию, следует рассматривать в числе обязательных платежей для осуществления соответствующей предпринимательской деятельности и учитывать их в составе профессиональных расходов арбитражных управляющих при исчислении ЕСН с сумм доходов от их деятельности. Таким образом, данные суммы взносов уменьшают налоговую базу по ЕСН.

Также, согласно разъяснениям, перечень, не подлежащих обложению ЕСН компенсационных выплат, устанавливаемых законодательством РФ, законодательными актами субъектов РФ, решениями представительных органов местного самоуправления, приведенный в п.п. 2 п. 1 ст. 238 НК РФ, является исчерпывающим. Поэтому предусмотренные региональным законодательством вознаграждения, выплачиваемые государственным служащим в связи с выходом на пенсию, подлежат обложению ЕСН в общеустановленном порядке, поскольку данные вознаграждения не связаны с возмещением затрат в связи с выполнением трудовых обязанностей. Отдельные выплаты, непосредственно не связанные с выполнением текущих трудовых обязанностей работника, особыми условиями его труда и которые работодатель обязан начислять вне зависимости от наличия соответствующего положения в трудовом договоре, а в силу положений законодательства РФ (работникам-донорам; работникам, исполняющим государственные или общественные обязанности; и иные подобные выплаты), не могут являться объектом обложения ЕСН.

В то же время, ряд выплат работникам (материальная помощь к отпуску, в связи с рождением ребенка и иные), устанавливаемых самим работодателем и отражаемых в положениях трудового договора, являются объектом обложения ЕСН, если они отнесены к расходам, уменьшающим налоговую базу по налогу на прибыль организаций или налоговую базу по НДФЛ, соответственно, для индивидуальных предпринимателей, нотариусов, занимающихся частной практикой, адвокатов, учредивших адвокатские кабинеты, или физических лиц.

(Письмо Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина РФ от 20 марта 2007 г. №03-04-07-02/9)

ФНС разъяснено, что в соответствии с Налоговым кодексом РФ лицам, в отношении которых была проведена выездная налоговая проверка, должен быть вручен акт налоговой проверки.

Обращено внимание на недопустимость вручения указанным лицам "Разделов актов выездных налоговых проверок", которые были предусмотрены "Методическими указаниями", направленными письмом МНС РФ от 07.05.2001 N АС-6-16/369.

(Письмо ФНС от 19.03.2007г. №ЧД-6-23/216@)

ФТС РФ разъяснен порядок применения норм законодательства, касающихся возврата НДС, уплаченного при ввозе продукции религиозного назначения (в том числе религиозной литературы).

(Письмо ФТС РФ от 19.03.2007г. №05-17/9861)


Вернуться в начало


Правовые новости

Судебная практика

Президиум Высшего Арбитражного Суда РФ признал, что размер восстановительных расходов в целях выплаты страхового возмещения по ОСАГО должен определяться без учета износа деталей автомобиля.

Отмечено, что необходимость учитывать износ частей, узлов, агрегатов и деталей при определении размера восстановительных расходов предусмотрена п. 63 Правил обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств, утвержденных постановлением Правительства РФ от 7 мая 2003 г. N 263. Указанные Правила были изданы в целях реализации положений Федерального закона "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств". Однако этот Закон не предусматривает ограничения страховой выплаты в связи с состоянием, в котором находилось имущество в момент причинения вреда. Президиум подчеркнул, что подобное ограничение противоречило бы положению гражданского законодательства о полном возмещении убытков вследствие повреждения имущества потерпевшего, поскольку необходимость расходов, которые он должен будет произвести для восстановления имущества, вызвана причинением вреда. Содержащееся же в п. 63 Правил положение противоречит указанному Федеральному закону и общим правилам гражданского законодательства о полном возмещении убытков. Поэтому Президиум, рассмотрев спор между двумя страховыми компаниями о взыскании ущерба, причиненного лицом, чья ответственность была застрахована, руководствовался положениями Закона как акта, имеющего большую юридическую силу, и удовлетворил требование страховой компании о возмещении ущерба, предъявленное в порядке суброгации, в размере стоимости ремонта автомобиля без учета его износа.

(Постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 20 февраля 2007 г. N 13377/06)

Конституционный Суд РФ признал неконституционной норму о максимальном размере пособия по беременности и родам (в настоящее время этот размер составляет 16 125 рублей).

Поводом для принятия такого решения послужила жалоба гражданки, которой в 2002 г. было выплачено пособие по беременности и родам с учетом ограничения, установленного оспариваемой нормой. В результате она получила пособие, рассчитанное исходя из такой суммы, которая была значительно меньше ее среднего заработка за месяц. По мнению заявительницы, такое правовое регулирование ущемляет права тех женщин, чей средний заработок превышает предельный размер указанного пособия. Суд пояснил, что само по себе установление максимального размера пособия по беременности и родам в федеральных законах о бюджете Фонда социального страхования РФ конституционные права граждан не нарушает. Это следует, в частности, из сложившейся международной практики, а именно, из Конвенции МОТ от 28 июня 1952 года N 103 "Относительно охраны материнства", где указано, что сумма денежного пособия, выплачиваемого в связи с предоставлением отпуска по беременности и родам и рассчитываемого на основе предшествующего заработка женщины, не должна составлять менее двух его третей, но допускается и установление максимальных пределов для размера заработка, учитываемого с этой целью. Однако подчеркивается, что в современной социально-демографической ситуации в РФ институт материнства и детства приобретает повышенную публичную значимость, что обусловливает необходимость создания федеральным законодателем адекватной системы социальной защиты. При этом определение максимального размера пособия по беременности и родам не может осуществляться без учета природы указанной выплаты и, следовательно, размера заработка, на основе которого исчисляются и уплачиваются соответствующие платежи в ФСС РФ. Отмечено, что федеральный законодатель, вводя соответствующее правовое регулирования, не учел, что в этом случае требовалось достижение большего соответствия (пропорциональности) между платежами, из которых формируются средства ФСС РФ, и выплатами, осуществляемыми в пользу застрахованных женщин в соответствии с их заработком (страховым обеспечением). В результате ухудшилось положение тех женщин, чей средний заработок значительно превышает установленный максимальный размер пособия, при том, что сумма начисляемых работодателем в их пользу выплат и иных вознаграждений, которая учитывается при определении налоговой базы по ЕСН, существенно превышает заработок, фактически лежащий в основе определения максимального размера пособия.

В связи с этим, поскольку соответствующая норма Закона о бюджете Фонда социального страхования РФ утратит свою силу по истечении шести месяцев с момента провозглашения этого Постановления, федеральному законодателю предписано внести изменения в действующее законодательство с тем, чтобы обеспечить более справедливую пропорциональность между платежами в ФСС РФ, осуществляемыми в пользу застрахованных женщин в соответствии с их заработком, и страховым обеспечением.

(Постановление Конституционного Суда РФ от 22 марта 2007 г. №4-П)


Вернуться в начало


Финансовые рынки

С 2 апреля 2007 г установлена фиксированная процентная ставка по депозитным операциям Банка России, проводимым с кредитными организациями в валюте РФ с использованием системы "Рейтер дилинг" и системы электронных торгов ММВБ на стандартных условиях "Том-некст", "Спот-некст", "до востребования", в размере 2,5% годовых и на стандартных условиях "одна неделя", "Спот - неделя", в размере 3,0% годовых.

(Указание ЦБР от 30 марта 2007 г. №1813-У)

ЦБР выпустило письмо, обобщающее судебную практику применения Федерального закона "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма" и принятых в соответствии с ним нормативных актов Банка России"

Операция по зачислению денежных средств на счет (вклад) или списанию денежных средств со счета (вклада) юридического лица, период деятельности которого не превышает трех месяцев со дня его регистрации, подлежит обязательному контролю, если сумма, на которую она совершается, равна или превышает 600 000 руб. либо эквивалентной сумме в иностранной валюте. Первым днем указанного трехмесячного срока является день внесения регистрирующим органом записи о государственной регистрации юридического лица в государственный реестр.

Поскольку действующее законодательство не относит дорожный чек к ценным бумагам, операция по приобретению физическим лицом дорожных чеков за наличный расчет не относится к операциям, подлежащим обязательному контролю. Передача в залог права (требования) по договору участия в долевом строительстве, а также сделки купли-продажи закладной (пула закладных) не являются сделками с недвижимым имуществом, подлежащими обязательному контролю.

(Информационное письмо ЦБР от 26 марта 2007 г. №11)

С 1 января 2007 г. прекратило действовать правило, согласно которому денежные расчеты между резидентами и нерезидентами по операциям с внутренними ценными бумагами должны осуществляться в валюте РФ, если иное не установлено Центральным банком России.

В этой связи разъяснено, что оплата нерезидентами акций российских акционерных обществ, в том числе при их размещении, может осуществляться иностранной валютой, поскольку ограничения, предусмотренные законодательством в отношении валютных операций между резидентами и нерезидентами, не распространяются на случаи, связанные с оплатой приобретаемых акций российских акционерных обществ иностранной валютой. Однако оплата резидентами приобретаемых акций российских акционерных обществ иностранной валютой не допускается, т.к. валютные операции между резидентами запрещены, за исключением прямо определенных Федеральным законом "О валютном регулировании и валютном контроле".

Не применяется ранее изданное письмо ФСФР России, где указано на недопустимость оплаты акций, размещаемых российскими акционерными обществами, иностранной валютой.

(Письмо Федеральной службы по финансовым рынкам от 22 марта 2007 г. N 07-ОВ-03/5724)

В соответствии с Положением Банка России от 26 марта 2007 г. N 302-П введены новые правила ведения бухгалтерского учета в кредитных организациях, расположенных на территории РФ.

В связи с этим признается утратившим силу Положение Банка России от 5 декабря 2002 г. N 205-П "О правилах ведения бухгалтерского учета в кредитных организациях, расположенных на территории Российской Федерации" за исключением действующих до 1 сентября 2008 г. счетов N 70302 "Прибыль предшествующих лет" и N 70402 "Убытки предшествующих лет" главы А "Балансовые счета", соответствующих положений характеристики счетов N 703 "Прибыль", N 704 "Убытки", Схемы аналитического учета доходов и расходов в кредитных организациях Отчета о прибылях и убытках на соответствующий год, а также строк "N 703 Прибыль", "N 704 Убытки" Перечня операций кредитных организаций, подлежащих дополнительному контролю.

Указание вступает в силу с 1 января 2008 г., за исключением утрачивающих силу с 1 сентября 2008 г. вышеуказанных положений ранее утвержденных Правил.

(Указание ЦБР от 26 марта 2007 г. N 1806-У)


Вернуться в начало


Прочее

Правительством определены: индекс роста среднемесячной заработной платы в РФ за 2006 г. размере 1,244 (в 2005 г. индекс составлял 1,239); индекс роста доходов ПФР в расчете на одного пенсионера, направляемых на выплату страховой части трудовых пенсий, за 2006 г. в размере 1,16 (за 2005 г. - 1,127).

В соответствии с Федеральным законом "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" дополнительным основанием для индексации для страховой части трудовой пенсии является превышение годового индекса роста среднемесячной зарплаты в стране над суммарным коэффициентом индексации страховой части пенсии в этом же году (индексация производится с 1 апреля следующего года). При этом дополнительное увеличение размера страховой части трудовой пенсии (с учетом ранее произведенной индексации указанной части трудовой пенсии) не может превышать индекс роста доходов ПФР в расчете на одного пенсионера, направляемых на выплату страховой части трудовых пенсий.

(Постановление Правительства РФ от 27 марта 2007 г. №182)

Согласно изменениям, запрет на розничную продажу с использованием лотков и палаток распространяется не только на аудиовизуальные произведения, фонограммы, но и на экземпляры программ для электронных вычислительных машин и баз данных.

При продаже экземпляров программ для ЭВМ и баз данных продавец помимо общеобязательной информации, предусмотренной Правилами, должен сообщать, информацию о номере регистрации программы, если она была зарегистрирована. Требования Правил о предпродажной подготовке и продаже только в упаковке изготовителя, установленные для продажи экземпляров аудиовизуальных произведений и фонограмм, распространяются на продажу программ для ЭВМ и баз данных. Кроме того, введено требование о том, что торговые залы, в которых осуществляется продажа указанных товаров, должны быть технически оснащены, для того чтобы предоставить покупателю возможность проверить качество приобретаемых экземпляров аудиовизуальных произведений, фонограмм, программ для электронных вычислительных машин и баз данных.

(Постановление Правительства РФ от 27 марта 2007 г. N 185)

Разъяснен вопрос о правомерности выплаты заработной платы работнику 1 раз в месяц. В соответствии с ТК РФ заработная плата выплачивается не реже чем каждые полмесяца. Иные сроки выплаты могут быть установлены отдельным категориям работников только федеральным законом.

Таким образом, выплата заработной платы 1 раз в месяц является нарушением трудового законодательства, влекущим административную ответственность работодателя, предусмотренную ст. 5.27 КоАП РФ. При этом заявление работника о согласии получать заработную плату 1 раз в месяц не освобождает работодателя от ответственности.

(Письмо Федеральной службы по труду и занятости от 1 марта 2007 г. №472-6-0)


Вернуться в начало


Московское законодательство

Утвержден порядок, устанавливающий случаи использования результатов массовой оценки стоимости недвижимого имущества в городе Москве.

Результаты массовой оценки стоимости используются для определения параметров ежегодной актуализации размеров арендной платы за нежилые помещения, находящиеся в собственности города Москвы, а также при подготовке в установленном порядке проектов управленческих решений, направленных на приобретение, отчуждение или совершение иных сделок с объектами недвижимости в интересах города Москвы. Органом исполнительной власти города Москвы, осуществляющим полномочия по администрированию информационной подсистемы массовой оценки стоимости объектов нежилого фонда в городе Москве, является Департамент имущества города Москвы.

(Постановление Правительства Москвы от 20 марта 2007 г. №195-ПП)


Вернуться в начало



При подготовке настоящей рассылки использованы материалы компаний "Гарант", АО "Консультант Плюс"; изданий "Учет. Налоги. Право", "Российский налоговый курьер". Настоящая работа не представляет собой консультацию или совет. ООО "ФинЭкспертиза" не гарантирует достоверность, адекватность и полноту приведенных сведений и не несет ответственность ни за какие ошибки или упущения, а также результаты использования этого материала.