Мониторинг изменений за период 04.05.08 - 09.05.08
Бухгалтерский учет и налогообложение
Бухгалтерский учет и статистика
Утверждены Указания о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации.
Указания о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации разработаны в соответствии с положениями главы 4 и статьей 165 Бюджетного кодекса Российской Федерации. Указания устанавливают правила применения бюджетной классификации Российской Федерации участниками бюджетного процесса на всех уровнях бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.
Бюджетная классификация является группировкой доходов, расходов и источников финансирования дефицитов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, используемой для составления и исполнения бюджетов, составления бюджетной отчетности, обеспечивающей сопоставимость показателей бюджетов бюджетной системы Российской Федерации. Бюджетная классификация включает классификацию доходов бюджетов; классификацию расходов бюджетов; классификацию источников финансирования дефицитов бюджетов; классификацию операций публично-правовых образований (далее - классификация операций сектора государственного управления).
(Приказ Минфина РФ № 74н от 24.08.2007 г. в редакции Приказа Минфина № 17н от 28.01.2008 г.)
Изменение процентной ставки по полученному кредиту или займу не влияет на порядок расчета предельного уровня процентов, которые можно учесть в расходах по налогу на прибыль.
Новую процентную ставку по-прежнему надо сравнивать с займами и кредитами, которые компания получила в том квартале (месяце - при перечислении ежемесячных авансов), когда изначально был заключен договор, по которому теперь изменились ставки.
(Минфин России в Письме от № 03-03-06/1/218 от 31.03.08 г.)
Налогообложение
По вопросу определения налоговой базы по налогу на доходы физических лиц при проведении корпоративных праздничных мероприятий.
При проведении корпоративных мероприятий, а также в иных случаях, их участники могут получать доходы в натуральной форме, а организация, проводящая такие мероприятия, выполнять функции налогового агента. В этих целях организация должна принимать все возможные меры по оценке и учету экономической выгоды (дохода), получаемой физическими лицами.
Вместе с тем, если при проведении такого мероприятия отсутствует возможность персонифицировать и оценить экономическую выгоду, полученную каждым сотрудником (участником корпоративного мероприятия), дохода, подлежащего налогообложению налогом на доходы физических лиц, не возникает.
(Письмо Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина РФ № 03-04-06-01/86 от 15.04.2008 г.)
Управляющая компания ПИФ, осуществляющая деятельность по доверительному управлению имуществом паевых инвестиционных фондов, признается налогоплательщиком в 2008 г. только в отношении имущества, находящегося на балансе организации на правах собственности.
Такой вывод Минфин РФ сделал из положений Федерального закона от 24.07.2007 № 216-ФЗ "О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие законодательные акты Российской Федерации". Этим Законом внесены изменения в ст. 378 Налогового кодекса РФ, вступившие в силу с 1 января 2008 г., в соответствии с которыми имущество, составляющее паевой инвестиционный фонд, переданное в доверительное управление (приобретенное в рамках договора доверительного управления), не подлежит налогообложению у учредителя доверительного управления.
(Письмо Минфина РФ от 18 апреля 2008 г. № 03-05-05-01/22)
Правовые новости
Судебная практика
Пленум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации дал арбитражным судам разъяснения по вопросам рассмотрения споров, связанных с применением положений статьи 169 ГК РФ.
В числе прочих разъяснений ВАС РФ указал, что налоговые органы вправе предъявлять в суде и арбитражном суде иски о признании сделок недействительными и взыскании в доход государства всего полученного по таким сделкам. В связи с этим, судам необходимо учитывать, что указанное право может реализовываться налоговыми органами лишь постольку, поскольку удовлетворение соответствующего требования направлено на выполнение задач налоговых органов, определенных статьей 6 Закона "налоговых органах в РФ".
В частности, требование о применении последствий недействительности сделки в виде взыскания в доход Российской Федерации полученного (причитавшегося) по сделке исполнения в соответствии со статьей 169 ГК РФ может быть предъявлено налоговым органом в рамках выполнения им задачи по контролю за производством и оборотом этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции. В случае, когда оспариваются сделки, направленные на производство и сбыт продукции, обладающей свойствами, опасными для жизни и здоровья граждан.
В то же время требование налогового органа о применении предусмотренных статьей 169 ГК РФ последствий недействительности сделки, обосновываемое тем, что данная сделка совершена с целью уклонения от уплаты налогов, выходит за рамки полномочий налогового органа. Взыскание в доход Российской Федерации всего полученного (причитавшегося) по сделке не является мерой, направленной на обеспечение поступления в бюджет налогов.
(Постановление Пленума ВАС РФ № 22 от 10 апреля 2008 г.)
Представление пакета документов по истечении 180 дней с момента экспорта не является основанием для привлечения к ответственности за неуплату НДС.
Принимая решение в пользу организации, суд указал на то, что, несмотря на нарушение 180-дневного срока, документы в инспекцию представлены были. В соответствии с пунктом 9 статьи 165 НК РФ налогоплательщик имеет право направить документы, обосновывающие применение ставки 0 процентов, с декларацией как в срок не позднее 180 дней, так и после их истечения. Суд также сослался на пункт 42 Постановления Пленума ВАС России от 28.02.2001 № 5. В соответствии с данным пунктом неуплата или неполная уплата налога понимается как возникновение у налогоплательщика задолженности перед соответствующим бюджетом по уплате конкретного налога. В рассматриваемом же случае организация подтвердила свое право на применение нулевой ставки, поэтому у инспекции не было оснований привлекать ее к ответственности.
(ФАС Поволжского округа от 04.03.2008 № А06-3838/07)
Даже если расходы по налогу на прибыль отнесены к иным периодам, НДС по обслуживающим производствам уплачивать не нужно.
Суть претензий инспекции заключалась в том, что, вложив определенные суммы в обслуживающие производства, налогоплательщик не исчислил с них НДС. При этом инспекция указала на то, что спорные суммы не были отнесены на расходы по налогу на прибыль, поэтому у налогоплательщика была обязанность по начислению НДС.
Однако в силу статьи 275.1 НК РФ налоговая база по обслуживающим производствам определяется отдельно. Действуя в соответствии с этим правилом, организация отнесла часть затрат по таким производствам на текущий период, а часть - на расходы будущих периодов. Сославшись на эти обстоятельства, суд констатировал, что налоговое законодательство не требует, чтобы признание расходов в целях налогообложения прибыли происходило в том налоговом периоде, когда осуществлялась передача товаров, работ или услуг в обслуживающие производства. Таким образом, инспекция неправомерно доначислила организации НДС на спорные суммы.
(ФАС Восточно-Сибирского округа от 06.03.2008 N А33-7812/07-Ф02-683/08)
Правом наложения штрафа на банк или иную кредитную организацию за неисполнение исполнительного документа наделен суд общей юрисдикции или арбитражный суд, но не судебный пристав-исполнитель.
В соответствии со статьей 87 Закона "Об исполнительном производстве" за невыполнение гражданами и должностными лицами законных требований судебного пристава-исполнителя и нарушение законодательства Российской Федерации об исполнительном производстве подвергаются судебным приставом-исполнителем штрафу. Следовательно, субъектом ответственности в силу названной статьи Закона об исполнительном производстве не может быть юридическое лицо.
Кроме того, пунктом 3 статьи 6 Закона "Об исполнительном производстве предусмотрено", что неисполнение банком или кредитной организацией содержащихся в исполнительном документе требований является основанием для наложения судом общей юрисдикции или арбитражным судом на банк или иную кредитную организацию штрафа в порядке и размере, определенных федеральным законом.
(Постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 5 февраля 2008 г. № Ф04-104/2008(495-А27-12))
Финансы
Дополнен перечень территориальных учреждений Банка России, которым поручено заключать генеральные кредитные договоры на предоставление кредитов Банка России, обеспеченных активами.
В указанный перечень включено еще двадцать пять территориальных учреждений Банка России, в частности, НБ Республики Адыгея Банка России, ГУ Банка России по Архангельской области, ГУ Банка России по Брянской области, НБ Республики Бурятия Банка России и другие территориальные учреждения Банка России.
(Приказ ЦБ РФ № ОД-291 от 29.04.2008 г.)
Банк России указал своим территориальным учреждениям коды бюджетной классификации, которые могут быть использованы при оформлении платежных поручений на уплату штрафов, налагаемых на кредитные организации.
В письме Банка России указаны коды (и даны рекомендации по их применению), которые могут быть использованы при оформлении платежных поручений на уплату административных штрафов за нарушение валютного законодательства, законодательства о банках и банковской деятельности, законодательства о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма и законодательства об обороте наркотических и психотропных средств.
(Письмо ЦБ РФ № 21-Т от 06.03.2008 г.)
Таможня
О продлении срока действия ставок ввозных таможенных пошлин в отношении отдельных видов комбайнов.
С 26 июля 2007 г. в отношении прочих комбайнов зерноуборочных и силосоуборочных (8433 51 000 9 и 8433 59 110 9 ТН ВЭД России) сроком на 9 месяцев была установлена ставка ввозной таможенной пошлины в размере 5 % от таможенной стоимости. Ранее ставка ввозной таможенной пошлины действовала также в размере 5 %, но не менее 100 евро за 1 кВт мощности двигателя. Действие новой ставки ввозной таможенной пошлины в отношении указанного товара решено продлить еще на 6 месяцев.
Постановление вступает в силу с 26 апреля 2008 года.
(Постановление Правительства РФ № 306 от 25.04.2008 г.)
Установлены максимально допустимые сумма одной банковской гарантии и сумма всех одновременно действующих банковских гарантий.
Приказом ФТС России от 31 января 2008 г. N 72 "О внесении изменений в Приказ ФТС России от 27 ноября 2007 г. N 1471" указанные суммы определены для банков и страховых организаций, включенных в реестр банков и иных кредитных организаций. В связи с превышением установленной максимальной суммы всех одновременно действующих банковских гарантий у следующих банков: ОАО "Собинбанк" (код ОКПО 09610355), "НОМОС-БАНК" (ОАО) (код ОКПО 17526887), "ОРГРЭСБАНК" ОАО (код ОКПО 40093098), ОАО "Промсвязьбанк" (код ОКПО 40148343) до особого указания ФТС России банковские гарантии указанных банков рекомендовано не принимать.
(Письмо ФТС РФ от 6 февраля 2008 г. № 05-11/4188)
Прочее
Внесены изменения в Федеральный закон "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации".
Вносимыми изменениями определяется порядок выполнения международных договоров РФ о реадмиссии, а также устанавливаются особенности правового положения иностранных граждан и лиц без гражданства, подпадающих под реадмиссию. Под реадмиссией понимается прием, возврат и транзит лиц, незаконно находящихся на территории соответствующего государства.
Так, в частности, предусматривается возможность временного содержания в специальных учреждениях ФМС России иностранных граждан и лиц без гражданства, подпадающих под реадмиссию, до их передачи иностранному государству либо возвращения в страну гражданской принадлежности или постоянного проживания. При этом, если срок временного содержания превышает 48 часов, соответствующее решение принимается судом, если не превышает - руководителем органа миграции. Кроме того, указанным лицам может не выдаваться разрешение на временное проживание, вид на жительство и разрешение на работу в России, а также запрещается въезд в РФ в течение пяти лет со дня передачи в соответствии с соглашением о реадмиссии. Также они подлежат обязательной государственной дактилоскопической регистрации.
(Федеральный закон № 60-ФЗ от 06.05.2008 г.)
Установлен порядок подтверждения статуса налогового резидента РФ.
С 18 февраля 2008 года выдачу справок, подтверждающих статус налогового резидента Российской Федерации, осуществляет Межрегиональная инспекция Федеральной налоговой службы по централизованной обработке данных. Справка, подтверждающая статус организации (физического лица) в качестве налогового резидента Российской Федерации, выдается в одном экземпляре и действительна в течение календарного года, в котором таковая выдана. Справка может быть выдана не только за текущий календарный год, но и за предыдущие годы, при условии наличия всех необходимых документов, соответствующих запрашиваемому периоду.
Заявления налогоплательщиков по вопросу выдачи подтверждения могут быть направлены в МИ ФНС России по ЦОД по почте либо переданы непосредственно в экспедицию ФНС России. Срок подтверждения статуса налогового резидента Российской Федерации составляет 30 календарных дней со дня поступления всех необходимых документов в МИ ФНС России по ЦОД.
Установлен также перечень документов, необходимых для подтверждения статуса налогового резидента Российской Федерации.
(Информационное сообщение ФНС РФ от 26.02.2008 г.)
В 2008 году субвенции на выплату единовременного пособия беременной жене военнослужащего и ежемесячного пособия на ребенка военнослужащего, проходящего военную службу по призыву, будут предоставляться в соответствии с разработанным порядком.
Правительством РФ утверждены Правила предоставления и методика распределения между субъектами РФ названных субвенций, а также распределение на 2008 год субвенций между субъектами РФ. В соответствии с утвержденными Правилами объем субвенции определяется исходя из численности лиц, имеющих право на единовременное и ежемесячное пособия, и размеров этих пособий, установленных Федеральным законом "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей". Контроль за целевым использованием субвенций возложен на Росздрав, Росфиннадзор и Росздравнадзор в соответствии с законодательством РФ.
(Постановление Правительства РФ № 326 от 30.04.2008 г.)
При подготовке настоящей рассылки использованы материалы компаний "Гарант", АО "Консультант Плюс"; изданий "Учет. Налоги. Право", "Российский налоговый курьер". Настоящая работа не представляет собой консультацию или совет. ООО "ФинЭкспертиза" не гарантирует достоверность, адекватность и полноту приведенных сведений и не несет ответственность ни за какие ошибки или упущения, а также результаты использования этого материала.