Мониторинг изменений за период 08.12.08 - 12.12.08



Бухгалтерский учет и налогообложение

Налогообложение

Предусмотрено, что налоговая база по НДС при перепродаже автомобилей, ранее купленных у граждан, определяется как разница между ценой реализации автомобиля с учетом налога и ценой его приобретения для перепродажи. До этого при реализации автомобилей налоговая база определялась как рыночная стоимость этих автомобилей без учета НДС.

Граждане, продающие ранее приобретенные ими для личного пользования автомобили, не являются плательщиками НДС. Соответственно налогоплательщик, реализующий приобретенные у этих граждан автомобили, лишается права на получение вычета по НДС. Это, в свою очередь, ставит в неравные условия налогоплательщиков, реализующих автомобили, приобретенные с НДС, и налогоплательщиков, реализующих автомобили, приобретенные у граждан без НДС.

Внесение данного дополнения позволит исключить повторное взимание НДС при реализации автомобилей, приобретенных без НДС у граждан (и, соответственно, без права на соответствующий налоговый вычет), а также расширит рынок легальных продаж таких автомобилей.

(Федеральный закон от 4 декабря 2008 г. N 251-ФЗ "О внесении изменений в статьи 154 и 164 части второй Налогового кодекса Российской Федерации")


Вернуться в начало


Правовые новости

Таможенное право, внешнеэкономическая деятельность

С двух до одного месяца уменьшен период мониторинга цен на сырую нефть на мировых рынках.

Мониторинг должен проводиться в период с 15-го числа каждого месяца по 14-е число следующего месяца, начиная с 15 октября 2008 г.

Исходя из средней цены на сырую нефть марки "Юралс" на мировых рынках за последний период мониторинга устанавливаются ставки вывозных пошлин на нефть. Также с двух до одного месяца сокращен срок действия ставок вывозных пошлин на сырую нефть и на отдельные категории товаров, выработанные из нефти. Кроме того, решения Правительства РФ об изменении ставок вывозных пошлин на указанные товары должны быть официально опубликованы не позднее чем за 1 день до дня вступления в силу этих решений (ранее - не позднее чем за 10 дней).

(Федеральный закон от 3 декабря 2008 г. N 234-ФЗ "О внесении изменений в статью 3 Закона Российской Федерации "О таможенном тарифе")

Либерализован рынок торговли платиной.

Ранее платина и металлы платиновой группы могли экспортироваться только через ФГУПы. Фактически это ограничение привело к тому, что производители могли экспортировать платину только по договору комиссии со ФГУП "Внешнеэкономическое объединение "Алмазювелирэкспорт".Теперь этот запрет отменен.

Таким образом, российским участникам ВЭД обеспечиваются равные конкурентные условия на мировом рынке драгоценных металлов. Кроме того, для Банка России стало возможным эффективнее управлять активами в драгоценных металлах и проводить операции, связанные с переходом права собственности на эти активы.

Федеральный закон вступает в силу по истечении 120 дней после дня его официального опубликования.

(Федеральный закон от 3 декабря 2008 г. N 233-ФЗ "О признании утратившими силу статьи 19 Федерального закона "О первоочередных мерах в области бюджетной и налоговой политики" и Федерального закона "О внесении изменения в статью 19 Федерального закона "О первоочередных мерах в области бюджетной и налоговой политики")

Приняты временные антикризисные меры по защите отечественного автопрома.

Временно (на 9 месяцев) повышаются ввозные пошлины на подержанные легковые и грузовые автомобили. Возраст иномарок, автобусов, самосвалов, тракторов, которые попадают в эту категорию, снижен с 7 до 5 лет. Предполагается, что данная мера уменьшит губительные для отечественного автопрома последствия мирового финансового кризиса. Импортные пошлины на легковые автомобили со сроком эксплуатации от 1 до 5 лет повышены в среднем с 25% до 30% от таможенной стоимости. Пропорционально увеличена специфическая ставка, исчисляемая в евро (за 1 куб. см объема двигателя).

Размеры ставок на легковые автомобили старше 5 лет в зависимости от объема двигателя установлены в среднем от 2,5 до 5,8 евро за 1 куб. см.

Так, за ввоз малолитражек (с объемом двигателя не более 1 тыс. куб. см) нужно будет заплатить 2,5 евро за 1 куб. см объема двигателя (ранее на автомобили, с момента выпуска которых прошло более 7 лет действовала ставка 1,4 евро за 1 куб. см объема двигателя).

Установлена ставка импортной пошлины на легковые автомобили с объемом двигателя от 1,5 тыс. куб. см. но не более 1,8 тыс. куб. см. - 2,9 евро за 1 куб. см. (вместо 1,6 евро). Легковые автомобили с объемом двигателя более 1,8 тыс. куб. см, но не более 2,3 тыс. куб. см теперь облагаются импортной пошлиной в размере 4 евро за 1 куб. см объема двигателя (ранее на аналогичные автомобили сроком эксплуатации более 7 лет была ставка 2,2 евро за 1 куб. см объема двигателя).

Ввоз легковых автомобилей с объемом двигателя более 3 тыс. куб. см облагается импортной пошлиной по ставке 5,8 евро за 1 куб. см объема двигателя (ранее на автомобили, с момента выпуска которых прошло более 7 лет, действовала ставка 3,2 евро за 1 куб. см объема двигателя). Помимо этого, повышаются импортные пошлины на самосвалы, тракторы, автобусы.

(Постановление Правительства РФ от 5 декабря 2008 г. N 903 "О внесении изменений в Таможенный тариф Российской Федерации в отношении некоторых моторных транспортных средств")


Вернуться в начало


Международные договоры

Ратифицирована Конвенция с Алжиром об избежании двойного налогообложения в отношении налогов на доходы и имущество.

Так, доходы от недвижимого имущества будут облагаться налогом в том государстве, где имущество фактически расположено. Прибыль от предпринимательской деятельности подлежит налогообложению только в государстве, резидентом которого является предприятие, получившее прибыль (данное положение не касается постоянных представительств). Предусмотренный Конвенцией режим налогообложения доходов физических лиц аналогичен принятому в международной практике: физическое лицо уплачивает налоги со своих доходов в той стране, в которой оно находится свыше 183 дней в течение соответствующего календарного года.

Конвенция также гарантирует недопущение налоговой дискриминации и оказание содействия во взыскании причитающихся другой стороне налоговых обязательств.

(Федеральный закон от 3 декабря 2008 г. N 231-Ф3 "О ратификации Конвенции между Правительством Российской Федерации и Правительством Алжирской Народной Демократической Республики об избежании двойного налогообложения в отношении налогов на доходы и имущество")

Россия присоединилась к Международной конвенции о гражданской ответственности за ущерб от загрязнения бункерным топливом 2001 года.

Конвенция предусматривает ответственность зарегистрированного собственника судна, его бербоут-чартерного фрахтователя, управляющего и оператора в связи с инцидентами с судами, в результате которых причиняется ущерб от загрязнения бункерным топливом или возникает серьезная и неминуемая угроза причинения такого ущерба.

Конвенция отвечает интересам РФ, владельцев судов, и особенно зарегистрированных собственников судов валовой вместимостью более чем 1 000 ед. и их страховщиков ответственности в морском секторе, и всех тех, кому причиняется ущерб от загрязнения в результате утечки или слива бункерного топлива с судов.

Собственник судна валовой вместимостью более чем 1 000 ед. обязан застраховать свою деятельность или представить иное финансовое обеспечение своей ответственности за ущерб от загрязнения бункерным топливом.

Наличие страхового свидетельства позволит собственникам указанных судов, зарегистрированных в РФ, не подвергаясь штрафам или задержанию, входить в порты на территории государств-участников Конвенции или покидать их, либо прибывать к прибрежным сооружениям в их территориальном море или отходить от них.

Конвенция не применяется к военным кораблям, военно-вспомогательным судам и другим судам, находящимся в собственности государства или эксплуатируемым им и используемым только для правительственной некоммерческой службы.

(Федеральный закон от 3 декабря 2008 г. N 230-ФЗ "О присоединении Российской Федерации к Международной конвенции о гражданской ответственности за ущерб от загрязнения бункерным топливом 2001 года")


Вернуться в начало


Лицензирование отдельных видов деятельности

Утверждены новые Положения, определяющие порядок лицензирования таких видов деятельности, как: производство оружия и основных частей огнестрельного оружия; производство патронов к оружию и их составных частей.

Лицензирование осуществляют Минпромторг России, а также Рособоронзаказ (только в области производства боевого ручного стрелкового оружия, патронов к этому оружию и их составных частей). Прежний лицензирующий орган - Роспром (упразднен).

Уточнены лицензионные требования и условия. Теперь обязательно наличие военного представительства Минобороны России, соблюдение требований технических регламентов и нормативно-технической документации. Лицензию на производство патронов и их составных частей можно получить только при наличии собственной аварийно-спасательной службы, а также нештатного аварийно-спасательного формирования из числа работников (это необходимо, если с профессиональными аварийно-спасательными службами не заключены договоры на обслуживание).

Впервые определено, что считается грубым нарушением лицензионных требований и условий.

Существенно расширен перечень материалов, представляемых в лицензирующий орган. Например, необходимы сведения о наличии системы контроля качества выпускаемой продукции, сведения об установлении или отсутствии контроля со стороны иностранных инвесторов (за исключением производства холодного оружия, патронов к гражданскому и служебному оружию).

Деятельность в области вооружения и военной техники подлежит лицензированию. К указанной деятельности относится разработка, производство, ремонт и утилизация вооружения и военной техники. Лицензия выдается на каждый вид деятельности. В связи с этим возникла необходимость в урегулировании порядка лицензирования каждого из них. Следует отметить, что ранее был урегулирован общий порядок лицензирования. Деятельность лицензирует Рособоронзаказ (ранее - Роспром).

Основными лицензионными требованиями и условиями осуществления разработки вооружения и военной техники являются: наличие у лицензиата в собственности производственных помещений, оборудования, средств измерения, структурных подразделений, контролирующих качество выполнения работ, квалифицированных работников, допуска к проведению работ, связанных с использованием сведений, составляющих гостайну; соблюдение лицензиатом требований технических регламентов. Лицензионные требования отличаются от предусмотренных ранее действующим Положением, согласно которому, например, было необходимо наличие представительства Минобороны России.

(Постановление Правительства РФ от 26 ноября 2008 г. N 890 "О лицензировании деятельности в области производства оружия и патронов"
Постановление Правительства РФ от 26 ноября 2008 г. N 889 "О лицензировании деятельности в области вооружения и военной техники"
Постановление Правительства РФ от 26 ноября 2008 г. N 891 "О лицензировании деятельности в области боеприпасов")


Вернуться в начало


Основы государственно-правового устройства

Определен статус депутатов от партий, которые ликвидированы после выборов.

В частности, закрепляется норма о том, что в случае прекращения деятельности политической партии в связи с ее ликвидацией или реорганизацией деятельность ее фракции в заксобрании, а также членство депутатов в этой фракции прекращается со дня внесения в ЕГРЮЛ соответствующей записи. С этого момента указанные депутаты вправе войти в состав действующих в заксобрании фракций, либо образовать депутатские объединения, не являющиеся фракциями.

Кроме того, устанавливаются новые ограничения, в соответствии с которыми указанные депутаты: входящие во фракцию, могут быть членами только той политической партии, во фракцию которой они входят; вступившие в политическую партию, которая имеет фракцию в законодательном собрании, входят в данную фракцию и не вправе выйти из нее. Несоблюдение этих требований является основанием для досрочного прекращения депутатских полномочий.

(Федеральный закон от 3 декабря 2008 г. N 249-ФЗ "О внесении изменений в статьи 4 и 12 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации")

Внесены изменения в порядок постановки иностранных граждан и лиц без гражданства (далее - иностранцы, иностранные граждане) на учет по месту пребывания.

Так, по прибытии иностранца в гостиницу администрация гостиницы будет обязана в течение одних суток уведомить об этом территориальный орган ФМС России. В этом случае бланк уведомления о прибытии иностранного гражданина в место пребывания заполняется в двух экземплярах, один из которых должен храниться у администрации гостиницы в течение года.

Ранее иностранное лицо могло подать уведомление в территориальный орган ФМС России или организацию федеральной почтовой связи. Теперь такое уведомление можно подать администрации гостиницы с документом, удостоверяющим личность. Администрация гостиницы должна проверить точность изложенных в уведомлении сведений и наличие документов, после чего незамедлительно проставить отметку о приеме уведомления. Отрывная часть бланка уведомления возвращается гражданину. Форму такой отметки и порядок ее проставления установит Минспорттуризм России по согласованию с ФМС России. Ранее эти отметки ставились только территориальным органом ФМС России или почтовой организацией.

В настоящее время о прибытии отдельных категорий иностранных граждан принимающая сторона должна сообщить в орган миграционного учета в течение одних суток, то есть в более сжатые сроки, чем по общему правилу. В частности, речь идет об иностранцах, находящихся в гостиницах, домах отдыха, санаториях и т.п.; специальных учреждениях для социальной реабилитации лиц без определенного места жительства; учреждениях, исполняющих наказание. Уточняется, что при прибытии такого иностранца в место пребывания в нерабочий день (в том числе в один из дней в течение нескольких нерабочих дней) принимающая сторона должна уведомить об этом территориальный орган ФМС России в течение одних суток, следующих непосредственно за нерабочим днем (за несколькими нерабочими днями).

(Постановление Правительства РФ от 1 декабря 2008 г. N 899 "О внесении изменений в Правила осуществления миграционного учета иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации")


Вернуться в начало


Бюджетная система

Утверждены итоги исполнения бюджетов на 2007 год.

Утвержден отчет об исполнении бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования за 2007 год. Дефицит бюджета Фонда составил 0,36 млрд. рублей.

Основные проблемы при исполнении бюджета Фонда возникали в части дополнительного лекарственного обеспечения отдельных категорий граждан. Причинами сложившейся ситуации явились неточные расчеты при подготовке финансово-экономического обоснования расходов на ДЛО, а также завершение оплаты фактически отпущенных лекарств в 2006 году. Кроме того, в меньшем объеме, чем планировалось, из Фонда поступили средства на проведение диспансеризации находящихся в стационарных учреждениях детей-сирот, дополнительной диспансеризации работающих граждан, оказание работающим гражданам первичной медико-санитарной помощи.

Утвержден отчет об исполнении бюджета Фонда социального страхования РФ за 2007 год.

Дефицит бюджета Фонда - 7,7 млрд. рублей.

Фондом в 2007 году практически не проводились мероприятия по снижению профессионального риска застрахованных от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний и оптимизации страховых тарифов.

Утвержден отчет об исполнении бюджета Пенсионного фонда РФ за 2007 г.

Профицит бюджета равен 160 360 319,3 тыс. руб.

Средний размер трудовой пенсии увеличился на 818,5 руб. (28,3 %), что превысило уровень инфляции в 2007 г. (11,9%). Доходы от инвестирования средств пенсионных накоплений государственной управляющей компанией в 2007 г. составили 6 %, что почти вдвое ниже уровня инфляции. В полном объеме не были выполнены финансовые обязательства по оплате стоимости проезда пенсионерам к месту отдыха и обратно один раз в два года, а также по выплате пенсионных накоплений правопреемникам умерших застрахованных лиц.

Основная часть доходов федерального бюджета обеспечена поступлениями по налогу на прибыль, НДС, НДПИ и таможенным пошлинам. На увеличение объема доходов в значительной мере повлияли такие факторы как рост цен на нефть, увеличение объемов импорта, изменение структуры налогооблагаемой базы, изменение экспортных цен на газ. Были выделены средства на улучшение демографической ситуации в стране (в частности, увеличены размер пособия по уходу за ребенком, стоимость родового сертификата, введена компенсация родительской платы за детский сад). Уровень инфляции в 2007 году составил 11,9%, что на 3,9% выше, чем прогнозировалось.

Объем Стабилизационного фонда за 2007 год увеличился на 1 502,2 млрд. рублей и по состоянию на 1 января 2008 года составил 3 849,1 млрд. рублей.

Объем государственного долга РФ на 1 января 2008 года составил 2 402,8 млрд. рублей (по сравнению с аналогичным показателем на 1 января 2007 года - на 32,5 млрд. рублей меньше).

(Федеральный закон от 3 декабря 2008 г. N 241-ФЗ "Об исполнении бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования за 2007 год"
Федеральный закон от 3 декабря 2008 г. N 239-ФЗ "Об исполнении бюджета Фонда социального страхования Российской Федерации за 2007 год"
Федеральный закон от 3 декабря 2008 г. N 232-ФЗ "Об исполнении бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации за 2007 год"
Федеральный закон от 3 декабря 2008 г. N 228-ФЗ "Об исполнении федерального бюджета за 2007 год")


Вернуться в начало


Земельное право, природоохранная деятельность, природные ресурсы

Усовершенствовано правовое регулирование в области рыболовства и сохранения водных биоресурсов путем введения новых и корректировки прежних правил.

Определен режим прибрежного рыболовства. Места доставки улова, добытого в этом режиме, определяются органами власти субъектов РФ. Регламентировано производство рыбной и иной продукции из водных биологических ресурсов. Производство допускается, в том числе, на судах рыбопромыслового флота при промышленном рыболовстве. Продукция из уловов, добытых в режиме прибрежного рыболовства, производится только на территориях прибрежных субъектов РФ. В целях пресечения браконьерства запрещено реализовывать и перерабатывать водные биоресурсы, добытые в научно-исследовательских и контрольных целях; ввозить в РФ рыболовные сети из синтетических материалов и электроловильных систем. При недоставке улова на таможенную территорию РФ заинтересованные лица лишаются права на добычу водных биоресурсов; работы технических средств контроля судна прекращаются на 48 часов и более.

Квоты добычи водных биоресурсов теперь выделяются лицам, осуществляющим рыболовство на судах рыбопромыслового флота, находящихся в их собственности или используемых по договорам фрахтования (бербоут-чартера или тайм-чартера). Данные об объеме добытых водных биоресурсов при закреплении долей квот добычи учитываются за последние 9 лет (ранее - за последние 4 года). Вместо аукционов по продаже промышленных квот и долей квот добычи водных биоресурсов для осуществления промышленного рыболовства проводятся аукционы по продаже прав на заключение договоров о закреплении долей квот добычи водных биоресурсов и пользования водными биоресурсами.

Договоры о закреплении долей квот добычи водных биоресурсов, предоставлении рыбопромыслового участка и пользования водными биоресурсами теперь можно прекратить досрочно (по инициативе одной из сторон).

(Федеральный закон от 3 декабря 2008 г. N 250-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов" и отдельные законодательные акты Российской Федерации")


Вернуться в начало


Труд, трудоустройство, социальная защита, пенсии и компенсации

Увеличено пособие на погребение.

С 1 января 2009 года родственникам или законным представителям умершего будет выплачиваться пособие на погребение в размере до 4 000 рублей (ранее - до 1 000 рублей). В аналогичном размере специализированной службе по вопросам похоронного дела будет возмещаться стоимость этих услуг. Увеличение размера пособия (суммы возмещения) обусловлено дороговизной услуг по погребению.

Размер пособия (сумма возмещения) будет индексироваться с учетом уровня инфляции.

Федеральный закон вступает в силу с 1 января 2009 года.

(Федеральный закон от 3 декабря 2008 г. N 238-ФЗ "О внесении изменений в статьи 9 и 10 Федерального закона "О погребении и похоронном деле")

Сокращены квоты на иностранную рабочую силу.

Установлен порядок уменьшения размеров определенной на текущий год потребности в привлечении иностранных работников и квот на осуществление иностранными гражданами трудовой деятельности в РФ (квот на выдачу приглашений на въезд в РФ и разрешений на работу). Предложения об уменьшении размеров потребности и квот представляются в Минздравсоцразвития России до 15 июля года, на который утверждены квоты, субъектами РФ и федеральными органами исполнительной власти (если иностранные работники привлекаются для реализации приоритетных национальных и государственных инвестиционных проектов). Размеры потребности в привлечении иностранных работников и квот на осуществление иностранными гражданами трудовой деятельности в РФ уменьшаются на основании решения Правительства РФ. При этом корректируется распределение потребности в привлечении иностранных работников по профессионально-квалификационным группам. Одновременно увеличен резерв квот на осуществление иностранными гражданами трудовой деятельности в РФ для корректировки квот по регионам - с 30 до 50% от объема утвержденной квоты.

Также усовершенствована процедура уточнения Рострудом сведений о рабочих местах, на которые предполагается привлечение иностранных работников.

(Постановление Правительства РФ от 8 декабря 2008 г. N 916 "О внесении изменений в Правила определения исполнительными органами государственной власти потребности в привлечении иностранных работников и формирования квот на осуществление иностранными гражданами трудовой деятельности в Российской Федерации")

Увеличен максимальный размер пособия по безработице на 2009 г.

Размер определен в 4900 руб. вместо ранее установленных 3400 руб.

Минимальный размер пособия не изменился и составит в 2009 г. 850 руб.

В настоящее время максимальный и минимальный размеры пособия по безработице равняются 3124 руб. и 781 руб., соответственно.

(Постановление Правительства РФ от 8 декабря 2008 г. N 915 "О размерах минимальной и максимальной величин пособия по безработице на 2009 год")


Вернуться в начало


Гражданский и арбитражный процесс, исполнительное производство

Уточнено, в каких случаях арбитражный судья вправе изложить особое мнение.

Ранее такое право предоставлялось судье, не согласному с большинством.

Теперь излагать особое мнение могут судьи, которые: не согласны с большинством судей, голосовавших за принятие судебного акта; голосовали за принятый судебный акт по существу рассматриваемого вопроса, но остались в меньшинстве при голосовании по другому вопросу или по мотивировке принятого судебного акта.

Установлено, что особое мнение судьи должно быть изготовлено в срок, не превышающий 5 дней со дня принятия решения, т.е. изготовления его в полном объеме. Первоначально предусматривалось, что особое мнение не оглашается, но с ним обязаны ознакомиться судьи, участвовавшие в рассмотрении дела во всех инстанциях. При этом иные лица не информировались об особом мнении и его содержании. Теперь указанные правила исключены.

(Постановление Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 20 ноября 2008 г. N 58 "О внесении изменения в пункт 44 Регламента арбитражных судов Российской Федерации")


Вернуться в начало


Уголовное, уголовно-процессуальное, уголовно-исполнительное право

Создается правовая основа для сбора, хранения и использования в целях идентификации личности человека биологического материала и содержащейся в нем индивидуальной информации о строении ДНК (геномной информации).

Геномная регистрация может проводиться как в добровольном, так и в обязательном порядке. Обязательной геномной регистрации подлежат: неопознанные трупы; лица, отбывающие наказание за совершение тяжких или особо тяжких преступлений, а также преступлений против половой неприкосновенности и половой свободы личности; неустановленные лица, биологический материал которых изъят с мест происшествий. Иные лица смогут пройти добровольную геномную регистрацию на платной основе. Полученная геномная информация хранится до установления факта смерти лица, а при отсутствии сведений о смерти - до даты, когда ему исполнилось бы 100 лет (кроме геномной информации от неустановленных лиц, которая хранится 70 лет с момента получения). Геномная информация, полученная при регистрации неопознанных трупов, хранится до установления личности человека, но не более 70 лет. По желанию лица, добровольно сдавшего биологический материал, геномная информация о нем может быть уничтожена до истечения срока ее хранения.

Предусматривается создание федеральной базы данных геномной информации. Право на использование геномной информации предоставлено только судам, органам предварительного следствия, дознания и органам, осуществляющие оперативно-розыскную деятельность.

(Федеральный закон от 3 декабря 2008 г. N 242-ФЗ "О государственной геномной регистрации в Российской Федерации")

В лечебных исправительных учреждениях и лечебно-профилактических учреждениях уголовно-исполнительной системы разрешено создавать изолированные участки, функционирующие как колонии-поселения.

Данная мера обусловлена тем, что укомплектовать должности, связанные с хозяйственным обслуживанием указанных учреждений, вольнонаемными рабочими невозможно из-за низкой зарплаты и непрестижности такой работы. Находящиеся на лечении осужденные являются нетрудоспособными либо ограниченно трудоспособными и не могут привлекаться к труду. В связи с этим планируется привлекать к данным работам осужденных-поселенцев.

Кроме того, установлен единообразный порядок создания изолированных участков с различными видами режима в исправительных колониях и лечебных учреждениях УИС. Порядок создания таких участков определяется Минюстом России.

(Федеральный закон от 3 декабря 2008 г. N 235-ФЗ "О внесении изменений в статью 74 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации")

Расширены процессуальные полномочия руководителя следственного органа, следователя и прокурора.

В частности, ему предоставлено право возбуждать уголовные дела, принимать их к своему производству и вести предварительное следствие в полном объеме, обладая при этом полномочиями следователя или руководителя следственной группы.

Руководитель следственного органа также вправе лично рассматривать сообщения о преступлении, проверять материалы проверки сообщения о преступлении и отменять при этом незаконные или необоснованные постановления следователя. Он имеет право допрашивать подозреваемого или обвиняемого без принятия уголовного дела к своему производству при даче согласия следователю на возбуждение перед судом ходатайства о производстве процессуальных действий. Прокурору предоставлено право по мотивированному письменному запросу знакомиться с материалами находящегося в производстве уголовного дела. Следователям разрешено при необходимости производить осмотр трупа и освидетельствование до возбуждения уголовного дела.

Уточнен порядок применения отдельных мер процессуального принуждения. Так, вид и размер залога будет определяться только судом. При принятии решения о заключении под стражу суд не вправе руководствоваться не проверенными в ходе судебного заседания данными.

Изменен порядок возвращения уголовного дела прокурору для устранения препятствий его рассмотрения судом.

(Федеральный закон от 2 декабря 2008 г. N 226-ФЗ "О внесении изменений в Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации")


Вернуться в начало


Административные правонарушения, административная ответственность

Внесены изменения в КоАП РФ.

Кодекс дополнен новыми составами, связанными с нарушением ветеринарного законодательства.

Так, нарушение правил борьбы с карантинными и особо опасными болезнями животных повлечет за собой штраф - от 1-1,5 тыс. рублей для граждан до 90-100 тыс. рублей для юридических лиц.

Сокрытие информации о внезапном падеже или массовых заболеваниях животных обойдется нарушителю дороже, если это произойдет в период карантина. Статья, регламентирующая ответственность за это нарушение, дополнена соответствующей частью.

Также законом установлена ответственность за непроведение в срок противоэпизоотических мероприятий в период карантина.

Рассматривать дела о всех перечисленных нарушениях должны органы ветеринарного надзора, а также судья в случае, если органы ветеринарного надзора передают дело ему на рассмотрение.

Положения КоАП РФ о надзорном порядке пересмотра постановлений и решений по делам об административных правонарушениях приведены в соответствие с конституционными принципами состязательности и равноправия сторон в судебном процессе.

Лицу, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, потерпевшему, законным представителям физического и юридического лица, защитнику и представителю предоставлено право обжаловать в порядке надзора вступившие в законную силу постановления по делу об административном правонарушении и решения по результатам рассмотрения жалоб, протестов. Ранее КоАП РФ предусматривалось лишь право прокурора опротестовывать в порядке надзора указанные постановления и решения.

Детально регламентирована процедура надзорного обжалования и опротестования постановлений и решений по делам об административных правонарушениях. Так, жалобы подаются, а протесты приносятся в суды субъектов РФ. Пересматривать в надзорном порядке постановления и решения по делам об административных правонарушениях праве председатели этих судов. Предусмотрена возможность рассмотрения надзорных жалоб (протестов) Верховным Судом РФ и Высшим Арбитражный Судом РФ. Лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, и потерпевший извещаются о подаче жалобы (принесении протеста). Они вправе ознакомиться с жалобой (протестом) и подать на них свои возражения.

Решение по жалобе (протесту) должно быть вынесено не позже 2 месяцев со дня ее поступления в суд, а при истребовании дела об административном правонарушении - не позже 1 месяца со дня поступления дела в суд. Принятое по результатам надзорного рассмотрения постановление вступает в законную силу со дня его принятия. Установлен запрет на ухудшение положения привлекаемого к административной ответственности лица.

(Федеральный закон от 3 декабря 2008 г. N 247-ФЗ "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях"
Федеральный закон от 3 декабря 2008 г. N 240-ФЗ "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях")


Вернуться в начало



При подготовке настоящей рассылки использованы материалы компаний "Гарант", АО "Консультант Плюс"; изданий "Учет. Налоги. Право", "Российский налоговый курьер". Настоящая работа не представляет собой консультацию или совет. ООО "ФинЭкспертиза" не гарантирует достоверность, адекватность и полноту приведенных сведений и не несет ответственность ни за какие ошибки или упущения, а также результаты использования этого материала.

Свяжитесь
с нами!

Наверх
Спасибо! На указанную Вами почту отправлено письмо для подтверждения подписки.
Подпишитесь 
на новости ФинЭкспертизы и мониторинг законодательства