Мониторинг изменений за период 14.06.08 - 20.06.08



Бухгалтерский учет и налогообложение

Бухгалтерский учет и статистика

Специальные марки для маркировки производимой на территории РФ алкогольной продукции должны выдаваться налоговыми органами в соответствии с утвержденным Регламентом.

Регламент включает следующие административные процедуры: прием документов, необходимых для выдачи заявителю марок; рассмотрение представленных документов; направление заявления о выдаче марок организации-изготовителю и их получение; выдача заявителю марок; контроль за использованием (уничтожением и (или) повреждением) выданных марок. Регламент предусматривает обязательное предоставление налогоплательщикам информации с использованием информационных стендов, по телефону, электронной почте, телефону-автоинформатору, посредством размещения на Интернет-сайте ФНС России, публикации в средствах массовой информации, издания информационных ресурсов. Установлено, что срок исполнения государственной функции не может превышать 25 рабочих дней (19 из которых отводятся на изготовление марок). Определен перечень оснований для отказа в рассмотрении документов, представленных заявителем для выдачи марок.

(Приказ Минфина РФ № 50н от 04.05.2008 г.)

По вопросу отнесения на расходы НДС, не предъявленного покупателям (заказчикам) и уплаченного за счет собственных средств в бюджет по выполненным работам по ремонту морских судов.

Основания, по которым суммы налога на добавленную стоимость могут быть отнесены на расходы, уменьшающие налоговую базу по налогу на прибыль организаций, определены в ст. 170 гл. 21 "Налог на добавленную стоимость" Налогового кодекса Российской Федерации. Расходы организаций на уплату в бюджет налога на добавленную стоимость по выполненным работам, не предъявленного организациями покупателям (заказчикам) и, соответственно, не уплаченного покупателями (заказчиками) организациям за выполненные ими работы, в том числе по ремонту морских судов, в ст. 170 Кодекса не предусмотрены. В связи с этим, по мнению Минфина РФ, указанные расходы при исчислении налоговой базы по налогу на прибыль организаций не учитываются.

(Письмо Минфина РФ от 7 июня 2008 г. № 03-07-11/222)

УФНС РФ по городу Москве разъяснило порядок учета для целей исчисления налога на прибыль расходов по операциям по возврату бракованных товаров от организации-покупателя.

В частности разъясняется, что если по условиям договора поставки товар ненадлежащего качества не переходит в собственность покупателя, о чем поставщик письменно уведомляется в сроки, оговоренные в договоре, то на товар, признанный бракованным, право собственности у покупателя не возникает. При этом у продавца не возникает дохода от реализации этого товара. Следовательно, стоимость такого товара не включается организацией-поставщиком в расходы, учитываемые в целях налогообложения прибыли, на основании ст. 268 НК РФ.

Если возврат некачественного товара, право собственности на который не перешло к организации-покупателю, произведен после сдачи организацией-поставщиком декларации по налогу на прибыль за отчетный (налоговый) период, в которой учтены доходы и расходы, связанные с поставкой такого товара, то организация-поставщик на основании ст. ст. 54 и 81 НК РФ должна представить уточненную налоговую декларацию за этот отчетный (налоговый) период.

(Письмо УФНС РФ по г. Москве от 18 апреля 2008 г. № 20-12/037667)


Вернуться в начало


Налогообложение

Установлены новые требования к проведению отделениями ФСС камеральных проверок страхователей по обязательному социальному страхованию и обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.

Основные изменения коснулись порядка принятия отчетности страхователей и оформления результатов камеральной проверки. В частности, в Методических указаниях отсутствуют положения, регламентирующие осуществление проверки отчетности страхователей на стадии их принятия. С пяти до десяти дней продлен срок представления страхователем документов на основании требования проверяющего. Выявленные ошибки в заполнении отчетности могут быть исправлены страхователем в течение пяти дней (ранее - в срок, не превышающий двух дней). Теперь по результатам камеральной проверки в случае выявления обстоятельств, свидетельствующих о совершении страхователем нарушений, вместо докладной записки должен быть составлен Акт по установленной форме. Всего разработано 17 форм документов, применяемых органами ФСС при проведении камеральных проверок.

(Постановление ФСС РФ № 110 от 21.05.2008 г.)

Местом реализации проектно-изыскательских работ (услуг), оказываемых российской организацией иностранным лицам, осуществляющим деятельность на территории иностранного государства, территория РФ не признается.

Соответственно, указанные работы (услуги) не подлежат налогообложению на территории РФ. При этом согласно подпункту 2 пункта 2 статьи 170 НК РФ суммы НДС по товарам (работам, услугам), приобретенным для осуществления таких работ (услуг), вычетам не подлежат и учитываются в стоимости этих работ (услуг). Если в течение налогового периода наряду с операциями, местом реализации которых территория РФ не признается и освобождаемыми от налогообложения, осуществлялись операции, подлежащие налогообложению, но при этом расходы на операции, местом реализации которых территория РФ не признается, составляют менее 5%, то раздельный учет НДС может не производиться (п. 4 ст. 170 НК РФ). Соответственно, все суммы налога принимаются к вычету в общеустановленном порядке. Указанные расходы определяются по результатам деятельности организации в целом, включая расходы головной организации и всех ее филиалов.

(Письмо Минфина РФ от 06.06.08 № 03-07-08/145)

О налоговых обязательствах по НДС, установленных Федеральным законом от 22.07.2005 № 129-ФЗ "О внесении изменений в главу 21 части второй Налогового кодекса Российской Федерации и о признании утратившими силу отдельных положений актов законодательства Российской Федерации о налогах и сборах".

В Письме отмечается, что на основании п. 1 ст. 2 Федерального закона от 22.07.2005 № 119-ФЗ, действующего с 1 января 2006 г., налогоплательщики налога на добавленную стоимость были обязаны провести инвентаризацию дебиторской задолженности по состоянию на 31 декабря 2005 г. включительно. В соответствии с п. 2 ст. 2 Закона налогоплательщики налога на добавленную стоимость, определяющие до вступления в силу Закона момент определения налоговой базы как день оплаты, включают в налоговую базу денежные средства, поступившие до 1 января 2008 г. в счет погашения указанной дебиторской задолженности.

Согласно п. 7 ст. 2 Закона, если до 1 января 2008 г. дебиторская задолженность не была погашена, она подлежит включению налогоплательщиком в налоговую базу в первом налоговом периоде 2008 г., то есть в I квартале 2008. Также на основании п. 9 ст. 2 Закона, если до 1 января 2008 г. налогоплательщик не оплатил суммы налога, предъявленные ему продавцами товаров (работ, услуг), имущественных прав, которые были приняты им на учет до 1 января 2006 г., налоговые вычеты таких сумм налога производятся в первом налоговом периоде 2008 года. Следует учитывать, что данный вычет может быть произведен налогоплательщиками при выполнении прочих условий, определенных ст. ст. 169, 171, 172 Кодекса.

(Письмо УФНС РФ по г. Москве от 16 апреля 2008 г. № 19-14/036779@)


Вернуться в начало


Правовые новости

Судебная практика

Право на получение компенсационных выплат в связи с осуществлением ухода за нетрудоспособными гражданами предоставлено лицам, способным к труду, но ввиду необходимости оставившим работу.

К такому выводу пришла кассационная коллегия Верховного суда РФ, рассматривая дело о признании недействующими подпунктов "в" пунктов 6 и 9 Правил осуществления ежемесячных компенсационных выплат неработающим трудоспособным лицам, осуществляющим уход за нетрудоспособными гражданами, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 04.06.2007 № 343. Суд указал, что положения данных пунктов, ограничивающих право на получение компенсационных выплат лицами, получающими пенсию, согласуются с положениями Указа Президента РФ от 26.12.2006 № 1455, устанавливающими компенсационные выплаты гражданам, которые в связи с необходимостью осуществления ухода за нетрудоспособными лицами не имеют возможности работать. Отказывая в удовлетворении заявленного требования, суд исходил из того, что оспариваемые положения Правил не противоречат правовому акту, имеющему большую юридическую силу.

(Определение Верховного суда РФ от 15.05.2008 № КАС08-170)

Верховный Суд РФ составил обзор рассмотренных им уголовных и гражданских дел, а также перечень наиболее значимых законодательных и подзаконных нормативных правовых актов, принятых в первом квартале 2008 года.

На основе конкретных уголовных дел рассмотрены примеры правильной квалификации преступления, назначения наказания, процессуальных вопросов уголовного судопроизводства. В обзоре судебной практики по гражданским делам рассмотрены примеры дел, возникающих из трудовых правоотношений, публичных правоотношений (в частности о подведомственности споров в отношении актов органов исполнительной власти субъектов РФ по некоторым вопросам земельного законодательства). На примере конкретных дел рассмотрены некоторые процессуальные вопросы гражданского судопроизводства (в частности о возможности подачи, при определенных условиях, частной жалобы на определения суда кассационной инстанции). В отношении производства по делам об административных правонарушениях рассмотрен вопрос допуска защитника к участию в рассмотрении дела об административном правонарушении независимо от наличия в выданной ему доверенности четко оговоренных процессуальных полномочий. В обзор также включены ответы на вопросы, возникающие из правоприменительной практики.

(Обзор законодательства и судебной практики Верховного суда РФ за первый квартал 2008 г.)

Законодательством установлена безусловная обязанность банка представлять по мотивированному запросу налогового органа документы, необходимые для осуществления налогового контроля.

По мнению банка, ИФНС не вправе истребовать сведения в отношении налогоплательщика, не состоящего на налоговом учете в данном налоговом органе, так как налоговый контроль осуществляется по территориальному признаку.

Как указал суд, признавая позицию банка неправомерной, законодательством установлена безусловная обязанность банка представлять по мотивированному запросу налогового органа документы, необходимые для осуществления налогового контроля. При этом банку не предоставлено права вступать в обсуждение полномочий налогового органа, а именно соблюдения принципа территориальности, при осуществлении налогового контроля.

(Постановление ФАС Московского округа от 03.08.2007 г. по Делу № КА-А40/7130-07)

Регистрация физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей подтверждается ИНН, перечисленными в документах о произведенных выплатах дохода.

Признавая неправомерным привлечение общества к ответственности по п. 1 ст. 126 НК РФ за непредставление сведений о доходах, выплаченных физическим лицам, арбитражный суд отклонил доводы инспекции о непредставлении обществом документов, подтверждающих регистрацию этих лиц в качестве предпринимателей без образования юридического лица и постановку на учет в налоговых органах. Суд пришел к выводу, что наличие регистрации физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей подтверждается перечисленными идентификационными номерами налогоплательщиков в представленных обществом документах о произведенных выплатах дохода.

(Постановление ФАС Уральского округа от 4 марта 2008 г. по Делу № Ф09-1135/08-С2)


Вернуться в начало


Финансы

Разъяснены некоторые вопросы передачи банками информации о нарушениях лицами, осуществляющими валютные операции, актов валютного законодательства РФ и актов органов валютного регулирования.

Так, даны разъяснения о порядке сообщения банком о нарушении отдельных требований ФЗ "О валютном регулировании": в случае непоступления от нерезидента денежных средств на счет резидента за переданные товары (работы, услуги) в сроки, предусмотренные внешнеторговыми договорами (контрактами); в случае, если по запросу уполномоченного банка (в котором установлен срок) клиент не представил документы и информацию, связанные с проведением валютных операций, или представил с нарушением срока.

О механизме передачи банками информации сообщается следующее. Информация о нарушениях лицами, за исключением кредитных организаций и валютных бирж, являющимися клиентами данных банков, передается в территориальное учреждение Банка России для последующего направления в Росфиннадзор.

Также разъяснено, какое программное обеспечение могут использовать банки при формировании электронного сообщения о нарушении требований валютного законодательства РФ. Кроме того, сообщается о правилах указания в электронных сообщениях дат выявленных нарушений и сумм валютных операций.

(Информационное письмо ЦБ РФ № 37 от 30.05.2008 г.)

Отменяются письма ЦБР, которыми были разъяснены некоторые вопросы определения эффективной процентной ставки по банковским ссудам, а также приведены примеры определения указанной ставки по потребительским кредитам.

Согласно новым требованиям законодательства банки обязаны раскрывать заемщикам - физическим лицам полную стоимость кредита (включая все комиссии и сборы) до заключения кредитного договора либо изменения его условий, влекущего изменение стоимости кредита. Так, с 12 июня 2008 г. применяется порядок расчета и доведения кредитной организацией до заемщика - физического лица полной стоимости кредита. При этом понятие "эффективная процентная ставка" заменено на "полную стоимость кредита". В связи с этим с указанной даты был отменен порядок расчета эффективной процентной ставки, ранее применяемый при оценке кредитных рисков в целях формирования резерва по портфелю однородных ссуд. На основании этого отменяются письма ЦБР, которыми были разъяснены некоторые вопросы определения эффективной процентной ставки по банковским ссудам, а также приведены примеры определения указанной ставки по потребительским кредитам.

(Письмо ЦБ РФ № 64-Т от 03.06.2008 г.)


Вернуться в начало


Таможня

Внесены изменения в перечни таможенных органов, правомочных принимать таможенные декларации.

Установлено, что Петрозаводская, Костомукшская, Сортавальская таможни, а также Дальневосточный тыловой таможенный пост исключены из перечня таможенных органов, не обладающих правомочиями принимать таможенные декларации. В то же время в указанный перечень включена Карельская таможня. Кроме того, отдельные изменения внесены в перечень таможенных органов, правомочных принимать таможенные декларации только в определенных случаях, например, при перемещении товаров физическими лицами в ручной клади, в сопровождаемом и несопровождаемом багаже, при перемещении живых животных, при перемещении транспортных средств.

(Приказ ФТС РФ № 651 от 29.05.2008 г.)

Перевозка наркотических средств на территории РФ должна осуществляться в соответствии с утвержденными Правилами.

Правила распространяются на перевозку наркотических средств любыми видами транспорта, осуществляемую юридическими лицами независимо от формы собственности при наличии лицензии на деятельность, связанную с оборотом наркотических средств, с правом на их перевозку. В частности, установлено, что при перевозке наркотических средств должна быть обеспечена их охрана. При каждой перевозке руководителем юридического лица должен издаваться приказ о назначении лиц, ответственных за доставку и сохранность груза. Для перевозки должны использоваться закрытые транспортные средства, оборудованные запирающими устройствами и имеющие места для охраны. В приложениях к Правилам приведены маршрут перевозки наркотических средств и психотропных веществ и акт опечатывания (пломбирования).

(Постановление Правительства РФ № 449 от 12.06.2008 г.)


Вернуться в начало


Прочее

Даны разъяснения о порядке выплаты единовременного пособия при рождении ребенка в случаях, когда родители (или лица, их заменяющие) не работают (не служат, не обучаются) либо проходят военную и приравненную к ней службу.

В частности сообщается, что единовременное пособие при рождении ребенка (в размере 8000 рублей) должно выплачиваться по месту прохождения военной (или приравненной к ней) службы одного из родителей (либо лица его заменяющего), если второй родитель не работает (не служит, не обучается).

(Приказ Минздравсоцразвития № 253н от 03.06.2008 г.)

Заявление о компенсации расходов на оплату стоимости проезда и провоза багажа к месту использования отпуска и обратно должно быть подано работником не позднее чем за две недели до начала отпуска.

Утвержденные Правительством РФ правила компенсации указанных расходов работникам организаций, финансируемых из федерального бюджета, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, конкретизируют положения статьи 325 Трудового кодекса РФ. В частности установлено, что право на компенсацию расходов за первый и второй годы работы возникает у работника одновременно с правом на получение ежегодного оплачиваемого отпуска за первый год работы. Если работник и члены его семьи своевременно не воспользовались своим правом, средства, выплачиваемые в качестве компенсации, не суммируются. Установлен предельный размер компенсации стоимости проезда при наличии проездных документов, подтверждающих произведенные расходы, их отсутствии, в случае использования работником личного транспорта, а также в случае проведения отпуска за пределами РФ.

(Постановление Правительства РФ № 455 от 12.06.2008 г.)

Определена последовательность действий Роспатента при осуществлении государственной функции по ведению реестров зарегистрированных объектов интеллектуальной собственности.

Согласно Регламенту результатами исполнения государственной функции являются, в частности: внесение сведений о регистрации объектов интеллектуальной собственности в Государственный реестр изобретений РФ, Государственный реестр промышленных образцов РФ, Государственный реестр товарных знаков и знаков обслуживания РФ, Реестр программ для ЭВМ, Перечень общеизвестных в РФ товарных знаков; внесение записи об изменениях и дополнениях в сведения о регистрации объекта интеллектуальной собственности; выпуск официальных бюллетеней и других изданий Роспатента, содержащих сведения о заявках на изобретение, о зарегистрированных объектах интеллектуальной собственности. Регламент устанавливает, в частности, перечень необходимых документов, а также сроки исполнения государственной функции, определяет порядок ведения реестров и внесения в них изменения. В приложениях к Регламенту приведены образцы необходимых документов.

(Приказ Минобрнауки № 346 от 12.12.2007 г.)


Вернуться в начало



При подготовке настоящей рассылки использованы материалы компаний "Гарант", АО "Консультант Плюс"; изданий "Учет. Налоги. Право", "Российский налоговый курьер". Настоящая работа не представляет собой консультацию или совет. ООО "ФинЭкспертиза" не гарантирует достоверность, адекватность и полноту приведенных сведений и не несет ответственность ни за какие ошибки или упущения, а также результаты использования этого материала.