Мониторинг изменений за период 20.09.08 - 26.09.08



Бухгалтерский учет и налогообложение

Налогообложение

При открытии нового складского помещения лицензию на операции с алкогольной продукцией необходимо переоформить в течение 30 дней.

Финансовое ведомство указало, что в случае открытия нового складского помещения для хранения алкогольной продукции организация должна в течение 30 дней подать заявление в лицензирующий орган о переоформлении лицензии с приложением документов, подтверждающих указанные изменения. При этом в соответствии с Федеральным законом от 22.11.1995 N 171-ФЗ налогоплательщик получает новую лицензию с тем же сроком действия, а старую сдает в лицензирующий орган. За переоформление лицензии с него взимается сбор в размере 1000 руб. Решение о выдаче или невыдаче новой лицензии уполномоченный орган должен принять в течение 30 дней со дня подачи заявления, если нет необходимости проведения дополнительной экспертизы (в таком случае срок принятия решения продлевается еще на 30 дней).

(Письмо Минфина России от 13.08.2008 № 03-13-09/3-130)

Приводятся данные, применяемые для расчета налога на добычу полезных ископаемых в отношении нефти, за август 2008 года.

При среднем уровне цен нефти сорта "Юралс" на средиземноморском и роттердамском рынках нефтяного сырья 111,31 долларов США за баррель и среднем значении в указанном налоговом периоде курса доллара США к рублю 24,1354 значение коэффициента, характеризующего динамику мировых цен на нефть (Кц), определено как 9,4609 (в предыдущем налоговом периоде Кц составил 10,7763). Значение коэффициента, характеризующего степень выработанности конкретного участка недр (Кв), определяется налогоплательщиком самостоятельно. Таким образом, в связи со снижением цен на нефть ставка НДПИ в отношении нефти, по сравнению с предыдущим налоговым периодом, уменьшилась.

(Письмо ФНС РФ от 18 сентября 2008 г. № ШТ-6-3/656@)


Вернуться в начало


Правовые новости

Судебная практика

Определены дополнительные показатели для оценки эффективности деятельности органов местного самоуправления городских округов и муниципальных районов.

В соответствии с Указом Президента РФ от 28.04.2008 N 607 "Об оценке эффективности деятельности органов местного самоуправления городских округов и муниципальных районов" Правительство РФ утвердило перечень дополнительных показателей для оценки эффективности деятельности органов местного самоуправления, в частности в сферах здравоохранения, образования, культуры, капитального строительства, автодорожного хозяйства и т.д. Утверждены также типовая форма доклада глав местных администраций о достигнутых значениях показателей, методика мониторинга эффективности деятельности органов местного самоуправления, методические рекомендации о порядке выделения из бюджета субъекта РФ грантов муниципальным образованиям в целях содействия достижению и поощрения достижения наилучших значений показателей эффективности деятельности органов местного самоуправления.

(Распоряжение Правительства РФ 11.09.2008 № 1313-р)

Требование о проведении конкурса и независимой оценки недвижимого имущества, находящегося в федеральной собственности и предполагающегося к сдаче в аренду, не противоречит действующему законодательству.

Кассационная коллегия Верховного суда РФ не нашла оснований для удовлетворения требований заявителя о признании недействующим пункта 3 Постановления Правительства РФ от 30.06.1998 № 685 в части, касающейся установления обязанности заключения договора аренды объектов недвижимости, находящихся в федеральной собственности, путем проведения торгов, поскольку, по мнению заявителя, в соответствии с действующим законодательством для заключения такого договора требуется лишь согласие собственника имущества. Суд указал, что Правительство РФ осуществляет управление федеральной собственностью и вправе самостоятельно определять условия, при соблюдении которых уполномоченные им органы исполнительной власти могут выразить согласие на сдачу в аренду объектов недвижимости. В этой связи доводы о незаконности оспариваемой нормы судом признаны несостоятельными.

(Определение Верховного суда РФ от 2 сентября 2008 г. № КАС08-457)

При подаче декларации по НДФЛ предприниматель не обязан представлять документы, подтверждающие его расходы.

В своем Письме от 26.01.2007 № 03-04-07-01/16 Минфин России указал следующее: поскольку профессиональный вычет предоставляется налогоплательщикам в сумме фактически произведенных и документально подтвержденных расходов, размер вычета исчисляется на основании поданных документов.

ВАС РФ пришел к выводу, что указанный абзац устанавливает правило, которое не соответствует Налоговому кодексу, так как незаконно возлагает на налогоплательщика обязанность представлять в инспекцию при подаче декларации по НДФЛ документы, подтверждающие заявленный вычет. Ссылку Минфина России на то, что налогоплательщик обязан подавать документы, необходимые для исчисления и уплаты НДФЛ, согласно положениям пп. 6 п. 1 ст. 23 НК РФ, суд отклонил, так как данная обязанность возникает в случаях и в порядке, предусмотренных Налоговым кодексом. В п. 7 ст. 88 НК РФ по данному вопросу говорится следующее: при проведении камеральных проверок налоговые органы не вправе истребовать дополнительные сведения и документы, если их представление вместе с декларацией не предусмотрено Кодексом. Статьей 221 НК РФ установлено право налогоплательщиков на профессиональный вычет в сумме фактически произведенных и документально подтвержденных расходов, непосредственно связанных с извлечением доходов. Однако положений, которые обязывали бы налогоплательщика представлять при подаче декларации по НДФЛ документы, подтверждающие право на вычет, данная статья не содержит.

Таким образом, для получения профессионального вычета по НДФЛ предприниматель не должен подавать в инспекцию документы, подтверждающие произведенные расходы.

(ВАС России от 06.08.2008 № 7696/08 "О признании недействующим абзаца пятого Письма Минфина России от 26.01.2007 № 03-04-07-01/16")

Нормативный правовой акт, признанный противоречащим федеральному закону, не подлежит применению с момента вступления решения суда в силу.

Кассационная коллегия Верховного Суда РФ оставила без изменения решение Верховного Суда РФ, которым была признана недействующей с даты вступления решения в законную силу правовая норма, в соответствии с которой при рассмотрении патентных споров экземпляр заявления об обжаловании патентных прав и уведомление о принятии заявления к рассмотрению направляются только одному из обладателей исключительного права, без уведомления других обладателей (абзац 3 п. 3.1 "Правил подачи возражений и заявлений и их рассмотрения в Палате по патентным спорам", утвержденных Приказом Роспатента от 22.04.2003 N 56, в соответствующей части). Кассационная коллегия отказала в просьбе изменить это решение и признать недействующей указанную правовую норму со дня вступления нормативного правового акта (упомянутых "Правил подачи возражений и заявлений...") в законную силу. При этом Кассационная коллегия обосновала свое определение правовой позицией Конституционного Суда РФ, выраженной в Постановлении от 11.04.2000 N 6-П. Этим Постановлением установлено, что решение суда общей юрисдикции, которым нормативный правовой акт признан противоречащим федеральному закону, по своей природе не является подтверждением лишения такого акта юридической силы с момента издания, а означает лишь признание его недействующим и, следовательно, с момента вступления решения суда в силу не подлежащим применению.

(Определение Верховного суда РФ 19.08.2008 № КАС08-414)

Несоответствие декларации, которая подана в электронном виде, установленному формату не влечет ответственности по ст. 119 НК РФ.

В частности, суд указал, что статьей 119 Налогового кодекса РФ установлена ответственность за виновное непредставление деклараций в определенные законодательством о налогах и сборах сроки. Данная норма не предусматривает ответственность за несоблюдение порядка электронного документооборота, получение нечитаемой информации, представление налоговой отчетности в электронном виде с техническими ошибками.

Суд не принял ссылку налогового органа на Методические рекомендации об организации и функционировании системы представления налоговых деклараций и бухгалтерской отчетности в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи, утвержденные приказом МНС России от 10.12.2002 № БГ-3-32/705@. Данный документ, по мнению суда, является актом внутреннего пользования и носит рекомендательный характер.

(Постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 18 августа 2008 г. № А33-17605/07-03АП-922/08-Ф02-3840/08)


Вернуться в начало


Финансы

Увеличены поправочные коэффициенты для корректировки стоимости активов, принятых Банком России в целях обеспечения кредитными организациями кредитов Банка России.

Для активов, соответствующих установленным критериям и относящимся к I категории качества в соответствии с Положением Банка России от 26.03.2004 № 254-П, поправочный коэффициент определен в размере 0,7 (вместо ранее установленного в размере 0,5). Кроме этого, изменениями, внесенными в Приказ ЦБ РФ от 14.02.2008 № ОД-101, увеличены поправочные коэффициенты также для активов иных категорий качества.

(Приказ ЦБ РФ от 17 сентября 2008 г. № ОД-653)

Установлены поправочные коэффициенты в отношении отдельных видов ценных бумаг, применяемых в обеспечение по кредитам Банка России.

Согласно документу корректировка рыночной стоимости облигаций ЦБ РФ производится с применением поправочного коэффициента 1. Предусмотрено также, что корректировка рыночной стоимости облигаций с ипотечным покрытием класса "А" ЗАО "Первый ипотечный агент АИЖК" (государственный регистрационный номер выпуска 4-01-63079-Н), облигаций с ипотечным покрытием класса "А" ЗАО "Второй ипотечный агент АИЖК" (номер 4-01-65388-Н) производится с применением поправочного коэффициента 0,9. Корректировка рыночной стоимости облигаций с ипотечным покрытием ОАО "Ипотечная специализированная организация ГПБ-Ипотека" (номер 4-01-11429-А), облигаций ОАО "Московская городская телефонная сеть" (номера 4-04-00083-А, 4-05-00083-А), облигаций АФК "Система" (ОАО) (номер 4-01-01669-А), облигаций ОАО "Мобильные ТелеСистемы" (номер 4-03-04715-А), производится с применением поправочного коэффициента 0,88.

(Приказ ЦБ РФ от 17 сентября 2008 г. № ОД-654)

С 18 сентября вступает в силу Указание Банка России, которым изменены процентные ставки по кредитам, обеспеченным залогом векселей, прав требования по кредитным договорам организаций или поручительствами кредитных организаций.

Так, по кредитам Банка России на срок до 90 календарных дней процентная ставка установлена в размере 7,5 процента годовых; по кредитам на срок от 91 до 180 календарных дней - 8,5 процента годовых (ранее указанные ставки составляли 8,0 и 9,0 процента соответственно). Кроме того, увеличены поправочные коэффициенты, применяемые для корректировки стоимости векселей и прав требования по кредитным договорам, принимаемых в залог при предоставлении кредитов Банка России: с 0,5 до 0,7 для имущества, отнесенного к I категории качества в соответствии с Положением ЦБ РФ от 26.03.2004 N 254-П; и с 0,3 до 0,5 - для имущества, отнесенного ко II категории качества.

(Указание ЦБ РФ от 17 сентября 2008 г. № 2063-У)

Администрирование Банком России поступлений в бюджетную систему РФ отдельных видов доходов регламентировано новым Положением.

Согласно Положению Центральный банк РФ является главным администратором доходов бюджетов бюджетной системы РФ. Территориальные учреждения ЦБ РФ осуществляют бюджетные полномочия администратора доходов бюджета в разрезе отдельных кодов классификации доходов бюджетов РФ, предусмотренных Положением. Как и ранее, Положение содержит порядок взаимодействия территориальных учреждений ЦБ РФ с управлениями Федерального казначейства, порядок заполнения платежных документов, открытия и ведения Карточек учета штрафов и пошлины. Кроме того, Положением установлен порядок уточнения вида и принадлежности невыясненных поступлений, порядок сверки данных Карточек учета с данными представляемой администратору доходов Справки, а также порядок проведения администраторами зачета излишне уплаченной государственной пошлины. В приложениях к документу содержатся применяемые в процессе администрирования формы документов.

(Положение ЦБ РФ 27.08.2008 г. № 320-П)

С 1 января 2009 года вступит в силу согласованный с Росфинмониторингом порядок представления кредитными организациями сведений об операциях с денежными средствами или иным имуществом, подлежащих обязательному контролю.

Требование о согласовании с Росфинмониторингом порядка представления таких сведений установлено дополнениями, внесенными Федеральным законом от 12.04.2007 N 51-ФЗ в Федеральный закон "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма". Так, в частности, в соответствии с новым Порядком кредитные организации представляют сведения об операциях, подлежащих обязательному контролю, а также об операциях, в отношении которых у кредитной организации возникают подозрения, что они осуществляются в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, и финансирования терроризма. Предусмотрены также положения, устанавливающие порядок передачи сведений из Центра информационных технологий Банка России в Росфинмониторинг. Отметим также, что в настоящее время предоставление кредитными организациями указанных сведений регламентировано Положением ЦБ РФ от 20.12.2002 N 207-П, которое будет применяться в отдельных случаях, установленных новым Положением, в течение еще 5 лет.

(Положение ЦБ РФ 29.08.2008 г. № 321-П)


Вернуться в начало


Таможня

Установлены ставки сезонных пошлин на ввоз сахара-сырца тростникового и отдельных видов сахаров.

Ставки сезонных пошлин, применяемые для оперативного регулирования ввоза и вывоза товаров, утверждены на сахар-сырец тростниковый и сахар со вкусоароматическими или красящими добавками, ввозимые на территорию РФ с 1 декабря по 31 декабря 2008 года и с 1 января по 31 мая 2009 года. Определено, что действие ставок сезонных пошлин в утвержденных размерах может быть прекращено ранее установленного срока в случае присоединения РФ к Всемирной торговой организации (с даты вступления в силу соответствующего договора). Постановление вступает в силу по истечении одного месяца со дня его официального опубликования.

(Постановление Правительства РФ 16.09.2008 № 695)

Снижены ставки вывозных таможенных пошлин на нефть сырую и на отдельные категории товаров, выработанные из нефти.

С 1 октября 2008 года будут применяться новые ставки вывозных таможенных пошлин на нефть сырую и на отдельные категории товаров, выработанные из нефти, вывозимые с территории РФ за пределы государств - участников соглашений о Таможенном союзе. В частности, ставка пошлины для нефти сырой составит 372,2 доллара США за 1000 кг (в настоящее время - 495,9 доллара США за 1000 кг). Вывоз топлива жидкого, масел, отработанных нефтепродуктов, вазелина нефтяного будет осуществляться по ставке таможенной пошлины в размере 141,7 доллара США (сейчас - 186,6 доллара США за 1000 кг). Ставка вывозной таможенной пошлины для пропана, бутана, этилена, прочих сжиженных газов, бензола снижена с 346,4 долларов США до 263,1 доллара США за 1000 кг.

(Постановление Правительства РФ от 19 сентября 2008 г. № 699)

Установлены правила выдачи лицензий на осуществление внешнеэкономических операций с контролируемой продукцией.

Согласно утвержденному Положению, на осуществление внешнеэкономических операций с контролируемой продукцией выдаются разовые или генеральные лицензии. Разовая лицензия выдается на осуществление операций с конкретной контролируемой продукцией по одному договору с указанием ее количества, страны конечного использования, продавца и покупателя. Генеральная лицензия выдается на осуществление внешнеэкономических операций с определенным видом контролируемой продукции с указанием ее предельного количества и страны конечного использования без определения конкретного покупателя. Генеральная лицензия может выдаваться только российскому юридическому лицу, создавшему внутрифирменную программу экспортного контроля и получившему свидетельство о государственной аккредитации. Положением установлены документы, необходимые для получения лицензии, определены основания, при наличии которых в выдаче лицензии может быть отказано или ее действие может быть приостановлено. В приложениях к Положению приведена форма заявления, а также форма бланка лицензии. Постановление вступает в силу через один месяц после его официального опубликования.

(Постановление Правительства РФ от 15 сентября 2008 г. № 691)


Вернуться в начало


Прочее

Федеральное агентство по управлению государственным имуществом определено федеральным органом исполнительной власти, организующим продажу приватизируемого федерального имущества.

Изменения, в соответствии с которыми Федеральное агентство по управлению государственным имуществом определено, вместо ликвидированного Российского фонда федерального имущества, организатором продажи приватизируемого федерального имущества, внесены в акты Правительства РФ, устанавливающие, в частности, порядок проведения конкурса по продаже государственного или муниципального имущества, порядок продажи государственного или муниципального имущества на аукционе, порядок продажи находящихся в государственной или муниципальной собственности акций открытых акционерных обществ на специализированном аукционе.

(Постановление Правительства РФ от 15 сентября 2008 г. № 689)

ФМС РФ разработаны формы отметок, проставляемых при осуществлении миграционного учета.

Утверждены: форма отметки о регистрации иностранного гражданина или лица без гражданства по месту жительства в РФ; форма отметки о снятии иностранного гражданина или лица без гражданства с регистрации по месту жительства в РФ; форма отметки о приеме территориальным органом ФМС РФ уведомления о прибытии, представленном принимающей стороной и иностранным гражданином или лицом без гражданства. Ранее формы отметок о регистрации (снятии с регистрации) по месту жительства и порядок проставления таких отметок устанавливались МВД РФ.

(Приказ ФМС РФ от 7 июля 2008 г. № 181)

Разъяснен порядок расчета среднего заработка для отпускных работникам, которым установлен суммированный учет рабочего времени.

Роструд напоминает, что при определении среднего заработка для оплаты отпусков (в том числе работников, которым установлен суммированный учет рабочего времени) используется средний дневной заработок. Он умножается на количество дней (календарных, рабочих) в периоде, подлежащем оплате. Средний дневной заработок определяется следующим образом: сумма зарплаты, фактически начисленной за расчетный период, делится на 12 и на среднемесячное число календарных дней (29,4).

Если из расчетного периода исключалось время, в которое сотрудник не работал, для определения среднего дневного заработка фактически начисленная зарплата делится на сумму среднемесячного числа календарных дней (29,4), умноженного на количество полных календарных месяцев, и количества календарных дней в неполных календарных месяцах. Если в расчетном периоде работнику был изменен режим рабочего времени, на расчет среднего заработка этот факт не влияет.

(Письмо Роструда РФ от 28.07.2008 № 1730-6-0)


Вернуться в начало



При подготовке настоящей рассылки использованы материалы компаний "Гарант", АО "Консультант Плюс"; изданий "Учет. Налоги. Право", "Российский налоговый курьер". Настоящая работа не представляет собой консультацию или совет. ООО "ФинЭкспертиза" не гарантирует достоверность, адекватность и полноту приведенных сведений и не несет ответственность ни за какие ошибки или упущения, а также результаты использования этого материала.

Свяжитесь
с нами!

Наверх
Спасибо! На указанную Вами почту отправлено письмо для подтверждения подписки.
Подпишитесь 
на новости ФинЭкспертизы и мониторинг законодательства