Мониторинг изменений за период 26.07.08 - 01.08.08



Бухгалтерский учет и налогообложение

Бухгалтерский учет и статистика

Правительством РФ установлены предельные значения выручки от реализации товаров (работ, услуг) для субъектов малого и среднего предпринимательства.

В соответствии с требованиями Федерального закона "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" установлены предельные значения выручки от реализации товаров (работ, услуг) за предшествующий год без учета налога на добавленную стоимость: для микропредприятий - 60 млн. рублей; для малых предприятий - 400 млн. рублей; для средних предприятий - 1000 млн. рублей.

(Постановление Правительства № 556 от 22.07.2008 г.)


Вернуться в начало


Налогообложение

Разъяснено, как определять показатель "товары на складе" для признания расходов по торговым операциям.

Финансовое ведомство рассмотрело порядок расчета суммы прямых расходов, относящихся к остаткам товаров на складе. В первую очередь для исчисления этой суммы необходимо определить, какая продукция относится к категории "товары на складе". По мнению Минфина, в этот показатель должны включаться все товары, право собственности на которые есть у налогоплательщика, в том числе продукция, находящаяся в пути, право собственности на которую перешло к нему, а также отгруженные налогоплательщиком товары до перехода права собственности к покупателям. В обоснование своей позиции Минфин указывает, что такое определение рассматриваемого показателя обусловлено требованиями ст. 320 НК РФ, которая регламентирует порядок определения расходов по торговым операциям.

Данная позиция выгодна для налогоплательщиков, так как в силу указанной статьи прямые расходы определяются путем расчета пропорции. И чем выше стоимость нереализованных товаров (то есть товаров на складе), тем больше сумма расхода, который вправе признать организация.

(Письмо Минфина России от 06.06.2008 № 07-05-06/124)

Средства на своем счете в части превышения суммы, указанной в решении инспекции о приостановлении операций, налогоплательщик вправе использовать по своему усмотрению.

В соответствии с п. 2 ст. 76 НК РФ приостановление операций по банковским счетам организации-налогоплательщика при неисполнении ею требования об уплате налога, пеней и штрафа означает прекращение банком расходных операций по этому счету в пределах суммы, указанной в решении о приостановлении. На основании положений данной статьи Минфин пришел к выводу, что средства на своем счете в банке в части превышения суммы, указанной в решении о приостановлении операций, компания может использовать по своему усмотрению.

(Письмо Минфина России от 09.07.2008 № 03-02-07/1-268)

Минфин разъяснил, как оформлять сумму переплаты покупателю, если продавец применяет кассовый метод.

Налогоплательщик обратился в Минфин за разъяснениями по следующей ситуации: продавец, применяющий кассовый метод, возвращает покупателю сумму, излишне полученную от него в счет оплаты товара. При этом покупатель не применяет кассовый метод. Финансовое ведомство разъяснило, что при использовании продавцом кассового метода учета доходов все средства, полученные в оплату товаров, признаются доходом. Таким образом, сумма переплаты, возвращенная покупателю, относится на расходы в порядке пп. 1 п. 3 ст. 273 НК РФ.

Кроме того, Минфин в своем письме указал, что согласно п. 2 ст. 249 НК РФ выручка от реализации определяется исходя из всех поступлений, которые связаны с расчетами за реализованные товары, выраженных в денежной или натуральной форме. Поэтому ошибочно поступившие на расчетный счет продавца и возвращенные по заявлению покупателя денежные средства, которые превышают сумму, предусмотренную условиями договора, в доходах покупателя не учитываются. Покупатель должен скорректировать базу по налогу на прибыль за период, в котором отражен расход по приобретению товара, внести необходимые изменения и представить в налоговый орган уточненную декларацию.

(Письмо Минфина России от 30.06.2008 № 03-03-06/1/374)

Если истек срок сертификата на алкогольную продукцию, реализовывать ее нельзя, даже если срок годности еще не закончился.

По вопросу реализации алкогольной продукции, срок действия сертификата по которой истек, а срок годности - нет, Минфин указал на следующее. Пункты 12, 138, 139 Постановления Правительства РФ от 19.01.1998 N 55 содержат требования, обязывающие продавца иметь соответствующие документы при продаже алкогольной продукции, в том числе сертификаты соответствия. В соответствии с п. 2 ст. 16 и п. 2 ст. 26 Федерального закона от 22.11.1995 N 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции" розничная продажа алкогольной продукции без сертификатов соответствия не допускается. За розничную продажу алкогольной продукции без сертификата соответствия по каждому наименованию продукции п. 2 ст. 14.16 КоАП РФ предусмотрена ответственность.

Учитывая изложенное, можно сделать вывод, что алкогольную продукцию, по которой нет сертификата соответствия, продавать в розницу нельзя, даже если срок годности еще не истек.

(Письмо Минфина России от 18.04.2008 № 13-13-09/2-56)


Вернуться в начало


Правовые новости

Судебная практика

Признаны не соответствующими Конституции РФ положения УПК РФ, предусматривающие, что вещественные доказательства в виде громоздких либо многочисленных предметов могут передаваться для реализации на основании постановления дознавателя, следователя или судьи.

Как установил Конституционный Суд РФ взаимосвязанные положения подпункта "в" пункта 1 части второй и части четвертой статьи 82 УПК РФ позволяют лишать собственника или законного владельца его имущества, признанного вещественным доказательством, без вступившего в законную силу приговора, которым решается вопрос об этом имуществе как вещественном доказательстве, либо без вступившего в силу решения суда, принятого в порядке гражданского судопроизводства. Указанная норма, по мнению Конституционного Суда РФ, направлена не на временное изъятие имущества и его хранение в качестве вещественного доказательства, с тем чтобы создать условия для принятия обоснованного и мотивированного решения по существу уголовного дела, - она имеет целью избежать затруднений или значительных издержек по обеспечению специальных условий хранения громоздких вещей, больших партий товаров и т.п. В результате, имеет место не временное изъятие имущества у собственника, а его отчуждение, противоречащее статье 35 Конституции РФ, установившей, что никто не может быть лишен своего имущества иначе как по решению суда. Последующий судебный контроль за законностью и обоснованностью применения указанной меры не может быть признан эффективной гарантией права собственности.

(Постановление Конституционного суда РФ от 16.07.2008 № 9-П)

Инспекция обязана компенсировать налог, который она ошибочно перечислила по ст. 176 НК РФ на счет, не принадлежащий налогоплательщику.

Организация обратилась в Высший Арбитражный Суд РФ с иском о возврате налога, который, как заявил налогоплательщик, инспекция вернула в соответствии с требованиями ст. 176 НК РФ, однако перечислила на счет, не принадлежащий обществу. Представители налогового органа утверждали, что перечислили сумму налога по реквизитам заявления, которое поступило от имени общества, на конкретный расчетный счет после получения от банка уведомления о принадлежности данного счета налогоплательщику. Однако истребованные у банка материалы свидетельствовали об открытии банком расчетного счета на юрлицо с ИНН, ОГРН, адресом регистрации общества, но по документам, содержание которых не соответствовало действительным его учредительным и регистрационным документам. Заявление об открытии счета подано в банк от имени вписанного в эти документы физического лица, которое в действительности участником или руководителем данной организации не является. Сумма НДС, поступившая на расчетный счет, перечислена по распоряжению физического лица, которое не является руководителем общества, трем сторонним организациям в качестве платы за товары. Других операций по счету не производилось.

ВАС России обязал перечислить обществу сумму налога, которая причитается ему в соответствии со ст. 176 НК РФ, и обосновал это решение следующим образом. Поскольку надлежащие органы общества участия в открытии расчетного счета в банке не принимали, данный счет не может считаться принадлежащим обществу. Инспекция не представила доказательств, которые бы опровергали следующие доводы компании: клиентом банка она не является, расчетный счет в этом банке не открывала, заявления в налоговые органы о возврате НДС через банк не подавала и причитавшиеся ей денежные средства не получала. Поэтому суд пришел к выводу о невыполнении инспекцией обязанности по возврату суммы налога, установленной п. 4 ст. 176 НК РФ. Перечисление налоговым органом суммы НДС на расчетный счет, открытый банком на имя общества, но в действительности последнему не принадлежащий, не может считаться возвратом налога компании. В такой ситуации общество клиентом банка или лицом, принимавшим участие в расчетах, не является и не имеет прав требования к банку, которые вытекали бы из договора банковского счета либо общих правил проведения безналичных расчетов. Распределение рисков исполнения денежной обязанности ненадлежащему лицу на расчетный счет, открытый по поддельным документам, в данном случае должно производиться без участия компании между инспекцией как уполномоченным государством лицом и кредитной организацией, которая является профессиональным участником банковских операций.

(Постановление Президиума ВАС России от 03.06.2008 № 3245/08)


Вернуться в начало


Финансы

В порядок принятия Банком России решения о государственной регистрации кредитных организаций и выдаче лицензий на осуществление банковских операций внесен ряд изменений.

В частности, установлено, что для расширения деятельности путем получения лицензий на осуществление банковских операций кредитная организация должна, помимо ранее установленных требований, выполнять обязательные резервные требования Банка России и не иметь просроченных денежных обязательств перед Банком России, относиться к классификационной группе 1 или 2 в соответствии с Указанием ЦБ РФ от 30 апреля 2008 года N 2005-У (для банков), относиться к категории финансово стабильных кредитных организаций в соответствии с установленными критериями (для небанковских кредитных организаций). Кроме того, изменения внесены в некоторые положения, регулирующие вопросы государственной регистрации кредитной организации, создаваемой, в частности, в результате слияния, разделения, выделения, преобразования.

(Указание ЦБ РФ № 2043-У от 15.07.2008 г.)

Банком России установлены дополнительные требования, предъявляемые к кредитным организациям, реорганизуемым в форме слияния или присоединения.

В частности, установлено, что в течение трех рабочих дней со дня принятия решения о государственной регистрации реорганизуемой кредитной организации и о выдаче ей лицензии на осуществление банковских операций Департамент лицензирования деятельности и финансового оздоровления кредитных организаций ЦБ РФ направляет каждой из реорганизуемых кредитных организаций телеграфное сообщение о необходимости раскрытия неограниченному кругу лиц информации о лицах, оказывающих существенное (прямое или косвенное) влияние на решения, принимаемые органами управления кредитной организации (в случае, если с даты государственной регистрации реорганизуемых кредитных организаций прошло менее двух лет и кредитная организация ходатайствует о выдаче ей лицензии на привлечение во вклады денежных средств физических лиц).

(Указание ЦБ РФ от 15.07.2008 г. № 2044-У)

Уточнен порядок оценки финансового положения кредитной организации.

Дополнением, внесенным в Положение ЦБ РФ от 9 июня 2005 года N 271-П, предусмотрено, что финансовое положение банка оценивается в соответствии с Указанием ЦБ РФ от 30 апреля 2008 года N 2005-У "Об оценке экономического положения банков", зарегистрированным Минюстом РФ 26 мая 2008 года N 11755. Финансовое положение небанковской кредитной организации оценивается в соответствии с нормативным актом ЦБ РФ, устанавливающим критерии определения финансового состояния кредитных организаций.

(Указание ЦБ РФ от 15.07.2008 г. № 2045-У)


Вернуться в начало


Таможня

Организация, осуществляющая внешнеэкономические операции с товарами, в отношении которых установлен экспортный контроль, обязана ежегодно, не позднее 1 марта, представлять в Федеральную службу по техническому и экспортному контролю краткий отчет о выполнении внутрифирменной программы экспортного контроля.

В частности, установлено, что отчет должен содержать: сведения об объеме и структуре экспорта, организационные и кадровые изменения в сфере управления внешнеэкономической деятельностью, информацию о должностном лице, отвечающем за вопросы экспортного контроля, а также перечень проведенных мероприятий по обучению и повышению квалификации сотрудников. Также определено, что несоответствие заявленных сведений о выполнении мероприятий, направленных на обеспечение соблюдения законодательства РФ в области экспортного контроля, фактическому состоянию дел будет являться одним из оснований для отказа в государственной аккредитации. Напомним, что государственная аккредитация проводится в целях подтверждения готовности организации обеспечить выполнение требований законодательства РФ в области экспортного контроля при осуществлении внешнеэкономической деятельности в отношении товаров, информации, работ, услуг и результатов интеллектуальной деятельности, которые могут быть использованы при создании оружия массового поражения, средств его доставки, иных видов вооружения и военной техники.

(Постановление Правительства РФ № 551 от 21.07.2008 г.)

Расширен перечень оснований, при наличии которых участники внешнеэкономической деятельности должны получать разрешение Комиссии по экспортному контролю РФ на осуществление внешнеэкономических операций с товарами, работами, услугами, которые могут быть использованы в целях создания оружия массового поражения.

Установлено, что российские участники внешнеэкономической деятельности обязаны обратиться за получением разрешения Комиссии по экспортному контролю РФ на осуществление внешнеэкономических операций с научно-технической продукцией при наличии у них информации о том, что экспортируемая научно-техническая продукция может быть использована не только в целях создания оружия массового поражения и средств его доставки, но и в целях создания иных видов вооружения и военной техники либо приобретается в интересах российских или иностранных организаций или физических лиц, причастных к террористической деятельности. Постановление вступает в силу через 3 месяца со дня его официального опубликования.

(Постановление Правительства РФ № 560 от 22.07.2008 г.)

Внесены изменения в перечень таможенных органов и их структурных подразделений, определенных в качестве мест декларирования отдельных видов древесины и изделий из нее.

В связи с изменением системы таможенных органов, расположенных в Северо-Западном, Южном, Приволжском федеральных округах, в перечень таможенных органов, осуществляющих оформление и контроль товаров, классифицируемых в товарных позициях 4401, 4403, 4404, 4406, 4407 ТН ВЭД РФ, включены, в частности, Костомукшский таможенный пост, Олонецкий таможенный пост, Вяртсильский таможенный пост Карельской таможни, Новороссийский западный таможенный пост Новороссийской таможни, Пальниковский таможенный пост Пермской таможни, с одновременным исключением из указанного перечня ряда позиций.

(Приказ ФТС РФ № 831 от 09.07.2008 г.)

Внесены изменения в перечень специализированных таможенных органов, чья компетенция ограничивается исключительно совершением таможенных операций в отношении товаров, перемещаемых воздушным транспортом.

В связи с изменением системы таможенных органов, расположенных в Северо-Западном, Сибирском и Дальневосточном федеральных округах, из перечня указанных специализированных таможенных органов исключены таможенные посты Аэропорт Петрозаводск Петрозаводской таможни, Аэропорт Кольцово Кольцовской таможни, Аэропорт Кемерово Кемеровской таможни, Аэропорт Южно-Сахалинск Сахалинской таможни. Одновременно в названный перечень включены таможенные посты Аэропорт Петрозаводск Карельской таможни, Аэропорт Кольцово (грузовой и пассажирский) Кольцовской таможни.

(Приказ ФТС РФ от 15.07.2008 г. № 857)


Вернуться в начало


Прочее

Правительством РФ установлен минимальный размер повышения оплаты труда за работу в ночное время.

Утвержденным в соответствии с Трудовым кодексом РФ Постановлением Правительства РФ предусмотрено, что указанный размер составит 20 процентов часовой тарифной ставки (оклада, должностного оклада), рассчитанного за час работы) за каждый час работы в ночное время (с 22 часов до 6 часов).

(Постановление Правительства РФ № 554 от 22.07.2008 г.)


Вернуться в начало



При подготовке настоящей рассылки использованы материалы компаний "Гарант", АО "Консультант Плюс"; изданий "Учет. Налоги. Право", "Российский налоговый курьер". Настоящая работа не представляет собой консультацию или совет. ООО "ФинЭкспертиза" не гарантирует достоверность, адекватность и полноту приведенных сведений и не несет ответственность ни за какие ошибки или упущения, а также результаты использования этого материала.

Свяжитесь
с нами!

Наверх
Спасибо! На указанную Вами почту отправлено письмо для подтверждения подписки.
Подпишитесь 
на новости ФинЭкспертизы и мониторинг законодательства