Мониторинг изменений за период 29.09.08 - 03.10.08



Бухгалтерский учет и налогообложение

Бухгалтерский учет и статистика

Сокращен срок амортизации отдельных видов основных средств.

Внесены изменения в Классификацию основных средств, включаемых в амортизационные группы, утвержденную Постановлением Правительства РФ от 01.01.2002 N 1. В частности, в первую амортизационную группу со сроком полезного использования от 1 года до 2 лет отнесены конвейеры ленточные скребковые передвижные (код ОКОФ 14 2915325), а также машины и оборудование для зарядки и забойки взрывных скважин (код ОКОФ 14 2924670), отнесенные ранее в третью группу со сроком полезного использования свыше 3 лет и до 5 включительно. К четвертой группе со сроком полезного использования свыше 5 лет до 7 лет включительно отнесены линии электропередачи воздушные (код ОКОФ 12 4521125), скважина разведочная (код ОКОФ 12 4521162), отнесенные ранее к 5 группе со сроком полезного использования свыше 7 лет до 10 лет включительно. Кроме того, в пятую амортизационную группу отнесены дороги автомобильные с усовершенствованным облегченным или переходным типом дорожного покрытия (код ОКОФ 12 4526372), ранее срок полезного использования которых составлял свыше 15 лет до 20 лет включительно.

(Постановление Правительства РФ от 12 сентября 2008 г. № 676)

Субъекты естественной монополии обязаны вести раздельный учет доходов и расходов по видам деятельности.

Установлено, что порядок ведения раздельного учета доходов и расходов субъектами естественных монополий утверждается: в сфере услуг, оказываемых в транспортных терминалах, портах, аэропортах и в сфере железнодорожных перевозок, а также услуг по использованию инфраструктуры внутренних водных путей - Минтрансом России по согласованию с Минэкономразвития России, Минфином России, ФСТ России и ФАС России; в сфере транспортировки нефти и нефтепродуктов по магистральным трубопроводам, транспортировки газа по трубопроводам, услуг по передаче электрической энергии, оперативно-диспетчерскому управлению в электроэнергетике, а также по передаче тепловой энергии - Минэнерго России по согласованию с Минэкономразвития России, Минфином России, ФСТ России и ФАС России; в сфере услуг общедоступной электросвязи и почтовой связи - Минкомсвязью России по согласованию с Минэкономразвития России, Минфином России, ФСТ России и ФАС России.

(Постановление Правительства № 707 от 22.09.2008 г.)


Вернуться в начало


Налогообложение

В резерв предстоящих расходов на оплату отпусков включается ЕСН с учетом регрессии.

Минфин разъяснил, в каком порядке учитываются затраты на формирование резерва предстоящих расходов на оплату отпусков. При определении процента отчислений в такой резерв предполагаемый годовой размер расходов на оплату труда должен включать в себя предполагаемую годовую сумму расходов на оплату отпусков. Предполагаемые расходы на оплату труда, включая оплату отпусков, планируются в размере, при котором применяется регрессивная шкала ставок ЕСН. Поэтому в состав указанных затрат может быть включен ЕСН с учетом регрессии.

(Письмо Минфина России от 08.09.2008 № 03-03-06/1/511)

При перечислении предоплаты за товар в иностранной валюте курсовые и суммовые разницы не включаются в доходы или расходы организации.

Финансовое ведомство ответило на вопрос, возникают ли у организации доходы (расходы) в виде суммовых и курсовых разниц, если предоплата за товар перечисляется в иностранной валюте. Суммовые и курсовые разницы включаются в базу по налогу на прибыль, если они возникли от переоценки имущества в виде валютных ценностей и требований (обязательств), стоимость которых выражена в иностранной валюте (п. 11 ст. 250 и п.п. 5 п. 1 ст. 265 НК РФ). То есть предварительная оплата полной или частичной стоимости товара в иностранной валюте не относится к случаям, когда такие разницы необходимо включать в доходы или расходы организации.

(Письмо Минфина России от 04.09.2008 № 03-03-06/1/508)

Единовременная выплата при рождении ребенка, выплаченная после 1 января 2008 г., не облагается НДФЛ независимо от даты рождения ребенка.

С 1 января 2008 г. в п. 8 ст. 217 НК РФ введен абзац, в силу которого суммы единовременной материальной помощи, оказываемой работодателями работникам (родителям, усыновителям, опекунам) при рождении, а также усыновлении ребенка, не облагаются НДФЛ в размере до 50 000 руб. ФНС разъясняет, что указанные суммы, если они были выплачены после 1 января 2008 г., не подлежат налогообложению независимо от даты рождения (усыновления) ребенка.

(Письмо ФНС России от 24.06.2008 N 3-5-03/185 "О налоге на доходы физических лиц")


Вернуться в начало


Правовые новости

Судебная практика

Определены порядок ведения государственного реестра саморегулируемых организаций и размер платы за внесение сведений о некоммерческой организации в государственный реестр саморегулируемых организаций.

В соответствии с Федеральным законом "О саморегулируемых организациях" Правительство РФ утвердило "Правила ведения государственного реестра саморегулируемых организаций", устанавливающие состав сведений, вносимых в реестр, порядок внесения сведений в реестр, исключения сведений из реестра и предоставления сведений, содержащихся в реестре. Установлено также, что за внесение сведений в государственный реестр саморегулируемых организаций взимается плата в размере 1000 рублей, а за предоставление сведений, содержащихся в реестре, - 100 рублей для физических лиц и 300 рублей для юридических лиц.

(Постановление Правительства РФ № 724 от 29.09.2008 г.)

Уточнены полномочия Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека.

В связи с преобразованиями, проводимыми в системе и структуре федеральных органов исполнительной власти РФ, Правительством РФ на Роспотребнадзор возложена функция осуществления в установленном законодательством РФ порядке централизованных закупок диагностических средств и антиретровирусных препаратов для профилактики, выявления и лечения лиц, инфицированных вирусами иммунодефицита человека и гепатитов B и C, а также централизованная закупка вакцин, предназначенных для иммунизации населения в рамках национального календаря профилактических прививок. Соответствующие изменения, касающиеся полномочий Роспотребнадзора, внесены в "Положение о Федеральной службе по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека".

(Постановление Правительства РФ от 29.09.2008 г. № 730)

Информация, полученная из системных блоков компьютеров, которые исследовал специалист недостаточной квалификации, не является доказательством выплаты "серой" зарплаты в суде.

Инспекция доначислила обществу НДФЛ и пенсионные взносы, сочтя, что оно выплачивало своим сотрудникам заработную плату в большем размере, чем было отражено в документах бухгалтерского учета. Основанием для принятия такого решения послужило несоответствие данных, содержащихся в бухгалтерских документах, сведениям, полученным при исследовании системных блоков, которые были изъяты налоговым органом.

Суд счел выплату неучтенной заработной платы недоказанной по следующим основаниям. Исследование изъятых системных блоков проводил сотрудник привлеченной налоговым органом организации, имеющий квалификацию "инженер-электрик", что не подтверждает его квалификацию на выполнение подобного рода работ. Инспекция ссылалась на то, что знания и навыки данного лица в области информационных технологий подтверждает характеристика, выданная его работодателем. Однако суд указал, что наличие определенных навыков и знаний может подтверждаться только имеющимся у специалиста дипломом соответствующей квалификации. Таким образом, из-за несоответствия квалификации специалиста, проводившего техническое исследование системных блоков, полученные инспекцией документы суд не принял в качестве доказательства выплаты "серой" зарплаты.

Аналогичные выводы содержит Постановление ФАС Дальневосточного округа от 25.08.2008 N Ф03-А73/08-2/3454.

(Постановление ФАС Дальневосточного округа от 25.08.2008 № Ф03-А73/08-2/3421)


Вернуться в начало


Финансы

Сокращено количество должностных лиц Банка России, осуществляющих координацию инспекционной деятельности.

Из текста Инструкции Банка России "Об организации инспекционной деятельности Центрального банка Российской Федерации (Банка России)" исключено упоминание генерального инспектора инспекции по проверке отдельных банков. Кроме этого уточнен порядок организации и координации инспекционных проверок отдельных кредитных организаций. В частности установлено, что координация указанных проверок осуществляется при подготовке и рассмотрении предложений в проект Сводного годового плана комплексных и тематических проверок кредитных организаций (их филиалов), предложений о внесении изменений в Сводный план, предложений о проведении внеплановой проверки, а также в ходе предпроверочной подготовки, проведения проверки и обсуждения ее результатов.

(Указание ЦБ РФ 29 августа 2008 г. № 321-П)

С 1 января 2009 года вступит в силу согласованный с Росфинмониторингом порядок представления кредитными организациями сведений об операциях с денежными средствами или иным имуществом, подлежащих обязательному контролю.

Требование о согласовании с Росфинмониторингом порядка представления таких сведений установлено дополнениями, внесенными Федеральным законом от 12.04.2007 N 51-ФЗ в Федеральный закон "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма". Так, в частности, в соответствии с новым Порядком кредитные организации представляют сведения об операциях, подлежащих обязательному контролю, а также об операциях, в отношении которых у кредитной организации возникают подозрения, что они осуществляются в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, и финансирования терроризма. Предусмотрены также положения, устанавливающие порядок передачи сведений из Центра информационных технологий Банка России в Росфинмониторинг. Отметим также, что в настоящее время предоставление кредитными организациями указанных сведений регламентировано Положением ЦБ РФ от 20.12.2002 N 207-П, которое будет применяться в отдельных случаях, установленных новым Положением, в течение еще 5 лет.

(Указ Президента РФ № 1394 от 21.09.2008 г., Положение ЦБ РФ № 321-П от 29.08.2008 г.)

Об особенностях предоставления кредитными организациями права на усреднение обязательных резервов.

Согласно действующему законодательству в целях регулирования текущей ликвидности кредитная организация вправе использовать усреднение обязательных резервов. Установлено, что право на усреднение обязательных резервов будет предоставляться кредитной организации независимо от классификационной группы, присвоенной ей в результате оценки экономического положения. В настоящее время действует требование, в соответствии с которым на получение такого права может претендовать кредитная организация, относящаяся к 1-й и 2-й классификационным группам.

В то же время для получения данного права кредитная организация должна, как и ранее, отвечать следующим критериям: не иметь недовзноса, неуплаченного штрафа за нарушение нормативов обязательных резервов; выполнить обязанность по усреднению обязательных резервов в предыдущем периоде усреднения (если она пользовалась правом усреднения); не иметь просроченных денежных обязательств перед ЦБР.

Указание вступает в силу со дня его официального опубликования в "Вестнике Банка России" и действует до 1 июля 2009 года. Зарегистрировано в Минюсте РФ 29 сентября 2008 г. Регистрационный N 12352.

(Указание ЦБР № 2069-У от 19.09.2008 г.)

Банком России решено продлить до 1 апреля 2009 года срок действия моратория на применение мер воздействия к кредитным организациям, допустившим нарушение требований Федерального закона "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма" .

Федеральным законом от 28.11.2007 № 275-ФЗ в целях борьбы с коррупцией на кредитные организации были возложены дополнительные обязанности. Так, с 15 января 2008 года кредитные организации обязаны, в частности, принимать меры по выявлению среди физических лиц, находящихся или принимаемых на обслуживание, иностранных публичных должностных лиц; по определению источников происхождения денежных средств или иного имущества иностранных публичных должностных лиц. В связи с тем, что до настоящего времени отсутствует механизм реализации данных требований, Банком России рекомендовано применять к кредитным организациям, допустившим нарушения установленных требований, только предупредительные меры воздействия.

(Письмо ЦБ РФ № 123-Т от 30.09.2008 г.)


Вернуться в начало


Таможня

В целях совершенствования процедуры декларирования товаров, перемещаемых через таможенную границу РФ, скорректирован порядок заполнения грузовой таможенной декларации (ГТД).

Так, установлен дополнительный обязательный критерий, позволяющий декларировать несколько товаров как один товар, а именно, отнесение этих товаров к одному коду по классификатору дополнительной таможенной информации (если в отношении декларируемого товара такой код установлен). Соответственно, скорректирован порядок указания сведений о товаре в самой ГТД. Приказ вступает в силу с 1 января 2009 г. Зарегистрировано в Минюсте РФ 26 сентября 2008 г. Регистрационный № 12350.

(Приказ ФТС РФ № 1157 от 22.09.2008 г.)

В новой редакции изложено Приложение к Инструкции о порядке заполнения грузовой таможенной декларации и транзитной декларации "Перечень товаров".

Перечень товаров расширен за счет включения в него, в частности, таких позиций, как вентиляторы, колпаки и шкафы вытяжные (коды ТН ВЭД РФ 8414 51 000, 8414 59, 8414 60 000 0), оборудование для взвешивания (код ТН ВЭД РФ 8423), оборудование конторское (код ТН ВЭД РФ 8472), транспортные средства, специально предназначенные для движения по снегу (код ТН ВЭД РФ 8703 10 110 0), яхты и прочие плавучие средства для отдыха или спорта (коды ТН ВЭД РФ 8903 91, 8903 92, 8903 99). Приказ вступает в силу по истечении 90 дней со дня его официального опубликования.

(Приказ ФТС РФ № 1114 от 10.09.2008 г.)


Вернуться в начало


Прочее

Обратиться с заявлением о выдаче сертификата на материнский капитал теперь можно не только по месту жительства (пребывания), но также по месту фактического проживания.

Кроме того, согласно внесенным изменениям в "Правила подачи заявления о выдаче государственного сертификата на материнский (семейный) капитал и выдачи государственного сертификата на материнский (семейный) капитал" обратиться в Пенсионный фонд РФ с соответствующим заявлением (а в случае утраты (порчи) сертификата - за выдачей дубликата либо с заявлением о внесении в него изменений) могут не только лица, имеющие право на получение сертификата и их законные представители, а также и доверенные лица. Помимо этого, Правила дополнены положениями, предусматривающими порядок направления заявления и пакета необходимых документов по почте. Скорректирован перечень предоставляемых заявителем документов. В новой редакции изложено приложение к Правилам, содержащее "Заявление о выдаче государственного сертификата на материнский (семейный) капитал".

(Постановление Правительства РФ от 22 сентября 2008 г. № 709)

Нормативный правовой акт по вопросам пенсионного страхования приведен в соответствие с действующим законодательством.

В утвержденную Минфином РФ "Типовую форму соглашения о взаимном удостоверении подписей", т.е. форму соглашения между Пенсионным фондом РФ и организациями, направляющими в Пенсионный Фонд РФ в электронной форме заявления застрахованных лиц о выборе управляющей компании, переходе из Пенсионного Фонда РФ в негосударственный пенсионный фонд, переходе из одного негосударственного пенсионного фонда в другой негосударственный пенсионный фонд, и т.д. (к таким организациям относятся кредитные организации, организации связи, негосударственные пенсионные фонды, работодатели) включены формулировки о регулировании соглашением также порядка направления в Пенсионный фонд РФ заявлений застрахованных лиц об уплате добровольных дополнительных страховых взносов на накопительную часть трудовой пенсии. Установлен срок направления в Пенсионный фонд РФ заявлений застрахованных лиц об уплате дополнительных страховых взносов (3 рабочих дня, а не 7, как это установлено для направления в Пенсионный фонд РФ других заявлений застрахованных лиц в электронной форме). Определен порядок оплаты Пенсионным фондом РФ услуг указанных организаций по составлению электронных заявлений об уплате дополнительных страховых взносов. Возможность уплаты добровольных дополнительных страховых взносов, софинансируемых из средств федерального бюджета, установлена Федеральным законом от 30.04.2008 № 56-ФЗ "О дополнительных страховых взносах на накопительную часть трудовой пенсии и государственной поддержке формирования пенсионных накоплений".

(Приказ Минфина РФ от 16 сентября 2008 г. № 96н)


Вернуться в начало



При подготовке настоящей рассылки использованы материалы компаний "Гарант", АО "Консультант Плюс"; изданий "Учет. Налоги. Право", "Российский налоговый курьер". Настоящая работа не представляет собой консультацию или совет. ООО "ФинЭкспертиза" не гарантирует достоверность, адекватность и полноту приведенных сведений и не несет ответственность ни за какие ошибки или упущения, а также результаты использования этого материала.