Мониторинг изменений за период 30.08.08 - 05.09.08



Бухгалтерский учет и налогообложение

Бухгалтерский учет и статистика

Уточнен порядок формирования бухгалтерской отчетности при осуществлении реорганизации организаций.

В частности, установлено, что оценка выкупленных по требованию акционеров акций отражается реорганизуемым обществом в размере фактических затрат в заключительной бухгалтерской отчетности по статье "Собственные акции выкупленные у акционеров" бухгалтерского баланса. Кроме того "Методические указания по формированию бухгалтерской отчетности при осуществлении реорганизации организаций" дополнены положениями, устанавливающими особенности формирования вступительной (заключительной) бухгалтерской отчетности организаций, реорганизуемых в форме разделения или выделения одновременно со слиянием или присоединением.

(Приказ Минфина РФ от 4 августа 2008 г. № 73н)

Новый порядок представления статистических данных.

Правительство РФ утвердило порядок обязательного представления первичных статистических данных. Были внесены небольшие изменения в список респондентов и общие правила о подаче данных. Например, субъекты малого и среднего предпринимательства теперь представляют статистические данные в упрощенном порядке.

В соответствии со старым порядком ответственным за подачу статистических данных считался руководитель организации, что было изменено Постановлением РФ от 18.08.2008 N 620. Теперь руководитель компании обязан назначить должностных лиц, уполномоченных представлять статистическую информацию от имени юридического лица. Именно это лицо в случае нарушения порядка представления статистических данных будет нести административную ответственность по ст. 13.19 КоАП РФ. В Постановлении сформулированы условия обязательного представления статистических данных. В качестве одного из них указано наличие форм федерального статистического наблюдения, утвержденных в установленном порядке, и указаний по их заполнению. То есть, если Росстат или иной уполномоченный орган не утвердил бланка формы наблюдения или хотя бы указаний по его заполнению, респондент имеет право такие сведения не подавать.

Кроме того, в качестве обязательного условия подачи административных данных указано наличие письменного запроса субъекта официального статистического учета о представлении таких данных или соглашения об информационном взаимодействии субъекта официального статистического учета и респондента. Таким образом, даже если формально хозяйствующий субъект относится к респондентам, на которых распространяется рассматриваемый порядок, до получения официального запроса или заключения соглашения с органами статистики подавать административные данные в обязательном порядке он не должен.

(Постановление Правительства РФ от 18.08.2008 № 620 "Об условиях представления в обязательном порядке первичных статистических данных и административных данных субъектам официального статистического учета")


Вернуться в начало


Налогообложение

Осуществлять операции со средствами, полученными от коммерческой деятельности бюджетники должны по новым правилам.

Приказом Минфина России от 01.09.08 № 88н утвержден порядок, по которому бюджетные организации должны проводить операции со средствами, полученными от оказания платных услуг (приказ). Установлено, что такие средства зачисляются на счета управлений Федерального казначейства.

(Приказом Минфина России от 01.09.08 № 88н)

При экспорте товаров в Белоруссию для подтверждения права на ставку 0 процентов ГТД представлять не нужно.

Как указал Минфин, перечень документов, которые экспортер обязан представить в налоговые органы для применения нулевой ставки НДС при экспорте товаров в Белоруссию, предусмотрен пункт 2 раздела 2 Положения о порядке взимания косвенных налогов и механизме контроля за их уплатой при перемещении товаров между Российской Федерацией и Республикой Беларусь, являющегося неотъемлемой частью Соглашения от 15.09.2004. Причем данным перечнем для экспорта товаров из России в Белоруссию не предусмотрено представление в инспекцию грузовых таможенных деклараций в отношении товаров российского происхождения.

Таким образом, отказ в применении ставки 0 процентов при экспорте товаров в Белоруссию на основании отсутствия ГТД неправомерен.

(Письмо Минфина России от 18.08.2008 № 03-07-13/1/04)

Стоимость права на заключение договора аренды земельного участка не должна включаться в первоначальную стоимость здания, возводимого на этом участке.

В рассматриваемом Письме Минфин затронул вопрос о том, необходимо ли включать в первоначальную стоимость строящегося здания затраты, связанные с арендой земельного участка, на котором ведется строительство. Речь идет об арендных платежах, уплаченных до того момента, когда строительство завершено, а также о стоимости права на заключение долгосрочного договора аренды земельного участка.

В отношении арендных платежей позиция финансового ведомства осталась прежней: их сумма увеличивает первоначальную стоимость возводимого объекта. Такие разъяснения давались и ранее, иной подход к решению этого спорного вопроса представлен в выпуске обзора "Новые документы для бухгалтера" от 30.07.2008.

По поводу же стоимости права на заключение договора аренды земельного участка в Письме указано, что при заключении данного договора до 1 января 2007 г. такие расходы также должны были включаться в первоначальную стоимость здания. Но с 1 января 2007 г., как отмечено в Письме, затраты на приобретение права на земельные участки учитываются в соответствии с положениями статья 264.1 НК РФ. Таким образом, Минфин признал, что оплата права на заключение договора аренды земельного участка не должна включаться в первоначальную стоимость возводимого объекта, и данные расходы следует учитывать по правилам статья 264.1 Кодекса.

(Письмо Минфина России от 11.08.2008 № 03-03-06/1/452)

Убыток от операций с ценными бумагами иностранного эмитента уменьшает базу по налогу на прибыль.

В соответствии с п. 10 ст. 280 НК РФ налогоплательщики, получившие убыток от операций с ценными бумагами, вправе уменьшить базу по таким операциям в порядке и на условиях, которые установлены ст. 283 НК РФ. Минфин указал, что каких-либо ограничений в отношении уменьшения налоговой базы по операциям с ценными бумагами на убыток от операций с бумагами иностранного эмитента в положениях п. 10 ст. 280 НК РФ нет. Таким образом, организация может уменьшить базу по налогу на прибыль на убыток от операций с ценными бумагами иностранного эмитента.

(Письмо Минфина России от 13.08.2008 № 03-03-06/2/104)


Вернуться в начало


Правовые новости

Судебная практика

Правовая норма, обязывающая обеспечивать инвалидов кроме специальных технических средств также и защитным кремом, оставлена в силе.

Кассационная коллегия Верховного Суда РФ оставила в силе Решение Верховного Суда РФ от 27.05.2008, которым была признана недействующей норма Приказа Минздравсоцразвития РФ от 07.05.2007 N 321 в части отмены ею срока пользования и, таким образом, обязанности обеспечения инвалидов, страдающих нарушениями функций выделения, защитным кремом. Как установила Кассационная коллегия, суд первой инстанции обоснованно исходил из того, что упомянутой нормой, в противоречие Федеральному закону "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", снижается достигнутый уровень обеспечения за счет средств федерального бюджета инвалидов техническими средствами реабилитации, предусматривающий среди специальных средств при нарушениях функций выделения, наряду с комплектующими составными частями моче- и калоприемников (пояса, катетеры, мешки, зажимы), обеспечение защитным кремом. При этом довод кассационной жалобы о том, что защитный крем является, согласно федеральному перечню, вспомогательным медикаментозным средством и не может квалифицироваться в качестве специального технического средства, необходимого для осуществления реабилитационной функции моче- и калоприемников, по мнению Кассационной коллегии не может служить основанием к отмене судебного решения.

(Определение Верховного суда РФ от 14 августа 2008 г. № КАС08-405)

Кассационная коллегия Верховного суда РФ признала не противоречащими действующему законодательству положения нормативного акта, устанавливающие исчисление размера ущерба, причиненного уничтожением или повреждением лесоустроительных или лесохозяйственных знаков в пятикратном размере.

По мнению заявителя, пункт 8 Приложения № 4 к Постановлению Правительства РФ от 08.05.2007 № 273 "Об исчислении размера вреда, причиненного лесам вследствие нарушения лесного законодательства", в части установления таксы для исчисления размера ущерба, составляющего 5-кратный размер затрат, связанных с изготовлением и установкой уничтоженного или поврежденного лесоустроительного или лесохозяйственного знака, противоречит действующему законодательству и нарушает право заявителя на возмещение ущерба в однократном размере. Проверив материалы дела и обсудив доводы кассационной жалобы, Кассационная коллегия Верховного суда РФ не нашла оснований к отмене решения суда и удовлетворению жалобы заявителя, поскольку возмещение вреда, причиненного лесонарушениями, является повышенной имущественной ответственностью, которая устанавливается не только с учетом материального, но и с учетом экологического вреда, причиненного природной среде.

(Определение Верховного суда РФ от 19 августа 2008 г. № КАС008-430)


Вернуться в начало


Финансы

Еще одному территориальному учреждению Банка России предоставлено право выдавать кредитным организациям кредиты, обеспеченные залогом векселей, прав требования по кредитным договорам организаций или поручительствами кредитных организаций.

Главное управление Банка России по Хабаровскому краю управомочено выдавать кредитным организациям кредиты в соответствии с Положением ЦБ РФ от 14.07.2005 № 273-П "О порядке предоставления Банком России..."

(Приказ ЦБ РФ от 27 августа 2008 г. № ОД-630)

Уточнен порядок оформления (переоформления) паспорта сделки при осуществлении валютных операций между резидентами и нерезидентами.

В частности, согласно изменениям, внесенным в Инструкцию Банка России "О порядке представления резидентами и нерезидентами уполномоченным банкам документов и информации при осуществлении валютных операций...", для оформления паспорта сделки документы представляются в срок, согласованный с банком, не позднее осуществления первой валютной операции либо иного исполнения обязательств по контракту (кредитному договору), в зависимости от того, какое из указанных событий наступит раньше. При получении документов банк проставляет на них отметку о дате представления (дате распечатки документов, полученных в электронном виде). Кроме того, в связи с отменой требования обязательного использования резидентами (нерезидентами) специальных банковских счетов при осуществлении валютных операций, из Инструкции исключены положения, содержащие упоминание о специальных банковских счетах.

(Указание Центрального банка РФ от 12 августа 2008 г. № 2052-У)

Перечень ценных бумаг, принимаемых в обеспечение кредитов Банка России, дополнен новыми наименованиями.

Обеспечением кредитов Банка России является, в частности, залог ценных бумаг, включенных в Ломбардный список. В данный список включены, в частности, облигации АКБ "Московский Банк Реконструкции и Развития" (ОАО), имеющие государственный регистрационный номер выпуска 40302268В; облигации ОАО "НОМОС-БАНК" (регистрационный номер 40502209В); облигации ОАО "Российские железные дороги" (регистрационный номер 4-08-65045-D), облигации ОАО "Мобильные ТелеСистемы" (регистрационный номер 4-03-04715-А); облигации ООО "Лизинговая компания УРАЛСИБ" (регистрационный номер 4-02-36314-R).

(Письмо Центрального банка РФ от 28 августа 2008 г. № 108-Т)


Вернуться в начало


Таможня

Направлен для использования в работе сводный перечень товаров, в отношении которых законодательством Российской Федерации установлены запреты и ограничения при их перемещении через таможенную границу Российской Федерации.

В данный перечень, в частности, включены химикаты, оборудование и технологии, которые имеют мирное назначение, но могут быть использованы при создании химического оружия. Кроме того, в перечень включены ядерные материалы, специальные неядерные материалы и соответствующие технологии, продукция военного назначения и прочие подобные товары.

(Письмо ФТС РФ от 16 июля 2008 г. № 01-11/28567)


Вернуться в начало


Прочее

Утверждена форма уведомления о возврате документов, представленных для переоформления (продления срока) лицензии на осуществление аудиторской деятельности, в связи с нарушением установленного законодательством срока.

Приказ Минфина РФ, которым утвержден перечень документов, используемых в процессе лицензирования аудиторской деятельности, дополнен еще одним приложением, содержащим форму № 18-ЛА "Уведомление о возврате документов".

(Приказ Минфина РФ от 11 августа 2008 г. № 78н)

Подразделениям судебных приставов-исполнителей лицевые счета для учета операций со средствами, поступающими во временное распоряжение, в органах Федерального казначейства будут открываться в порядке, установленном для федеральных бюджетных учреждений.

"Порядок открытия и ведения территориальными органами Федерального казначейства лицевых счетов для учета операций со средствами, поступающими во временное распоряжение федеральных учреждений в соответствии с законодательством Российской Федерации", утвержденный Приказом Казначейства РФ от 07.09.2005 № 17н, дополнен нормами, устанавливающими, что "Порядок" распространяется также на случаи открытия и ведения в территориальных органах федерального казначейства лицевых счетов подразделениям судебных приставов-исполнителей, а также устанавливающими перечень документов, которые подразделение службы судебных приставов-исполнителей должно представить для открытия лицевого счета. Кроме этого, в "Порядок" включены нормы, предусматривающие, в частности, что для открытия в органе Федерального казначейства лицевого счета для учета операций со средствами, поступающими во временное распоряжение, федеральным бюджетным учреждениям необходимо представить также копию свидетельства налогового органа о постановке на учет, и что орган Федерального казначейства должен сообщать о факте открытия лицевого счета налоговому органу, а также нормы, регламентирующие осуществление органом Федерального казначейства учета операций с наличными денежными средствами, поступающими во временное распоряжение федеральных бюджетных учреждений и подразделений судебных приставов-исполнителей.

(Приказ Казначейства РФ от 31.07.2008 № 5н)

Перечень международных организаций, работу по экономической интеграции с которыми координирует специальная правительственная комиссия, дополнен еще одной международной организацией.

Правительственная комиссия по вопросам экономической интеграции будет обеспечивать согласованные действия федеральных органов исполнительной власти также и при осуществлении взаимодействия с государствами - членами Организации Исламская конференция. Ранее было установлено, что эта комиссия координирует работу по экономической интеграции с государствами - участниками СНГ и иных интеграционных объединений, созданных в рамках СНГ, а также с Европейским союзом, форумом "Азиатско-тихоокеанское экономическое сотрудничество и Ассоциацией государств Юго-Восточной Азии.

(Постановление Правительства РФ от 28 августа 2008 г. № 648)

Установлены предельные уровни тарифов на электрическую энергию на 2009 год.

Предельные минимальные и максимальные уровни тарифов на электроэнергию, поставляемую потребителям, установлены в среднем по субъекту РФ без учета дифференциации по группам потребителей, уровням напряжения, годовому числу часов использования заявленной мощности, зонам (часам) суток и календарной разбивки на 2009 год (указанную дифференциацию рекомендовано предусматривать при установлении тарифов, при необходимости, органам исполнительной власти субъектов РФ). Установлены также предельные минимальные и максимальные уровни тарифов на электроэнергию, поставляемую населению в зонах централизованного и децентрализованного энергоснабжения, по субъекту РФ; указанные предельные минимальные и максимальные уровни тарифов необходимо учитывать при установлении на территории субъектов РФ социальных норм потребления электроэнергии.

(Приказ ФСТ РФ 05.08.2008 № 127-э/1)


Вернуться в начало



При подготовке настоящей рассылки использованы материалы компаний "Гарант", АО "Консультант Плюс"; изданий "Учет. Налоги. Право", "Российский налоговый курьер". Настоящая работа не представляет собой консультацию или совет. ООО "ФинЭкспертиза" не гарантирует достоверность, адекватность и полноту приведенных сведений и не несет ответственность ни за какие ошибки или упущения, а также результаты использования этого материала.