Мониторинг законодательства



Налогообложение

Федеральный закон освобождает от обязанности представлять расчеты и декларации по налогу на имущество организаций при отсутствии объекта налогообложения.

До настоящего времени плательщиками указанного налога признавались все без исключения отечественные организации и иностранные юрлица, осуществляющие свою деятельность в России через постоянные представительства. Даже при отсутствии объекта налогообложения они были вынуждены представлять "нулевые"расчеты и декларации по налогу на имущество.

Принятые поправки минимизируют затраты организаций, связанные с подготовкой и представлением в налоговые органы "нулевых"расчетов и деклараций, а также сокращают трудозатраты налоговых органов.

Федеральный закон вступает в силу по истечении 1 месяца со дня его официального опубликования, но не ранее 1-го числа очередного налогового периода по налогу на имущество организаций.

(Федеральный закон от 30 октября 2009 г. N 242-ФЗ "О внесении изменения в статью 373 части второй Налогового кодекса Российской Федерации")

Установлены нормы естественной убыли нефти при хранении нефти в резервуарах свыше одних суток и до одного месяца, а также свыше одного месяца и до одного года включительно.

Данные нормы применения в целях отнесения потерь при хранении к материальным расходам при налогообложении прибыли.

Значение норм дифференцировано в зависимости от типа и вместимости резервуаров, периода хранения (осенне-зимний или весенне-летний), территории хранения. Для применения норм приведено распределение регионов по климатическим группам. Потери нефти, обусловленные технологическими особенностями производственного цикла и (или) процесса транспортировки (в т. ч. при приеме, отпуске и при перекачке по магистральным трубопроводам), относятся к технологическим потерям.

Если в соответствии с проектным решением и технологией нефть должна подогреваться, естественная убыль в любом случае рассчитывается по нормам весенне-летнего периода. При этом данные нормы увеличиваются при средней температуре подогрева: с 21°С по 30°С в 1,5 раза; с 31°С по 50°С - в 2 раза; с 51°С и выше - в 3 раза. При подогреве до температур в пределах с 11°С по 20°С в осенне-зимний период норма осенне-зимнего периода увеличивается в 1,5 раза, а норма весенне-летнего периода остается без изменения.

При температуре нефти в резервуарах 11°С и выше без подогрева норма увеличивается в 1,3 раза.

Ранее действовавшие нормы от 1997 г. и 1988 г. не подлежат применению на территории РФ.

(Приказ Министерства энергетики РФ от 13 августа 2009 г. N 365 "Об утверждении норм естественной убыли нефти при хранении")


Вернуться в начало


Финансы

Государство вправе осуществлять меры по повышению капитализации банков, являющихся АО, путем обмена облигаций федерального займа (ОФЗ) на привилегированные акции этих банков.

Закреплен порядок направления и рассмотрения предложений банков об участии в процедуре повышения капитализации.

Размещать привилегированные акции в рамках этой процедуры вправе банк, отвечающий ряду требований. Нужно иметь определенный рейтинг долгосрочной кредитоспособности и активы в размере не менее 30 млрд. руб. Значение достаточности собственных средств банка должно составлять не менее 10 %. Необходимо, чтобы в отношении банка не принимались меры по предупреждению банкротства, а также не было запрета на осуществление отдельных банковских операций и (или) ограничений на величину процентной ставки по договорам банковского вклада.

Предложение и другие необходимые документы направляются в Минфин России и ЦБР. Его удовлетворяют при одновременном выполнении следующих условий: соответствие банка указанным выше требованиям; отмена премий и бонусов высшему менеджменту банка в случае невыплаты дивидендов по привилегированным акциям; отсутствие просроченной (неурегулированной) задолженности по денежным обязательствам перед РФ и по обязательным платежам в бюджеты; обоснованность заявленного банком размера господдержки.

Установлены форма предложения и примерная форма договора мены привилегированных акций на ОФЗ.

(Постановление Правительства РФ от 29 октября 2009 г. N 853 "Об утверждении Правил направления банками предложения об участии в процедуре повышения капитализации и принятия решения об удовлетворении (отказе в удовлетворении) предложения банка об участии в процедуре повышения капитализации")


Вернуться в начало


Таможня

Снижены ставки экспортных пошлин на сырую нефть и отдельные категории товаров, выработанные из нее, вывозимые за пределы государств - участников соглашений о Таможенном союзе.

Ставка пошлины на нефть установлена в размере 231,2 долл. США за тонну (ранее 240,7 долл. США за тонну); на легкие и средние дистилляты, газойли, бензол, толуол, ксилолы - 168,1 долл. США за тонну (ранее 174,5 долл. США за тонну).

С 94 до 90,5 долл. США за тонну снижена ставка пошлины на жидкие топлива, масла, отработанные нефтепродукты, нефтяной вазелин, минеральные воски и аналогичные продукты (кроме сырых и прочих, экспорт которых облагается по нулевой ставке), нефтяной кокс, битум и прочие остатки от переработки нефти или нефтепродуктов, полученных из битуминозных пород (кроме нефтяного кальцинированного кокса).

Сохраняется нулевая ставка пошлины на пропан, бутаны, этилен, пропилен, бутилен и бутадиен, прочие сжиженные газы, кальцинированный нефтяной кокс.

(Постановление Правительства РФ от 28 октября 2009 г. N 850 "Об утверждении ставок вывозных таможенных пошлин на нефть сырую и на отдельные категории товаров, выработанные из нефти, вывозимые с территории Российской Федерации за пределы государств - участников соглашений о Таможенном союзе")

Установлены новые особенности таможенного оформления и таможенного контроля воздушных судов и перемещаемых ими товаров.

Прежние правила, принятые в 2001 г., признаны утратившими силу как несоответствующие новому Таможенному кодексу РФ.

Воздушные суда и перевозимые ими товары находятся под таможенным контролем с момента прибытия на таможенную территорию России до выпуска в соответствии с определенным таможенным режимом либо убытия из страны.

Приведен перечень сведений, представляемых в таможенный орган перевозчиком либо уполномоченным им лицом при прибытии в Россию. Так, он должен сообщить номер рейса, пункта вылета и прибытия судна, количество членов экипажа, фамилии и инициалы пассажиров, место их посадки и высадки, виды товаров, номер грузовой накладной, количество бортовых припасов и др.

Таможенный орган проверяет представленные сведения и на основании системы управления рисками принимает решение о проведении в отношении воздушного судна и товаров необходимых форм таможенного контроля.

После завершения таможенного оформления и таможенного контроля первые экземпляры генеральной декларации, грузовой ведомости, документа о бортовых припасах, пассажирской ведомости и авиагрузовых накладных остаются в таможенном органе.

Вторые экземпляры с необходимыми отметками таможенного органа возвращаются перевозчику.

Приведены особенности таможенного оформления и таможенного контроля воздушных судов и перемещаемых ими товаров при убытии с таможенной территории России, а также при совершении промежуточной, вынужденной (технической) посадки на этой территории.

(Приказ Федеральной таможенной службы от 29 сентября 2009 г. N 1777 "Об утверждении Положения о таможенном оформлении и таможенном контроле воздушных судов, а также товаров, перемещаемых через таможенную границу Российской Федерации этими судами")


Вернуться в начало


Правовые новости

Разработаны нормы естественной убыли нефти при хранении.

Величина норм естественной убыли варьируется в зависимости от сроков хранения нефтепродуктов, типов резервуаров, сезонных периодов и климатических групп.

Напомним, что в пределах утвержденных норм потери от недостачи и (или) порчи материально-производственных запасов учитываются в составе материальных расходов при исчислении налога на прибыль организаций.

(Приказ Минэнерго РФ от 13.08.2009 N 365 "Об утверждении норм естественной убыли нефти при хранении")

Определен порядок отзыва у кредитной организации лицензии на осуществление банковских операций в случае установления фактов существенной недостоверности отчетных данных кредитной организации.

В соответствии с Указанием Банка России факт существенной недостоверности отчетных данных считается установленным, если представленная кредитной организацией отчетность, в частности: содержит сведения о соблюдении кредитной организацией обязательных нормативов, в то время как Банком России установлены факты их несоблюдения; не отражает фактического неисполнения любых обязательств перед кредиторами и (или) обязанностей по уплате обязательных платежей; не отражает фактического проведения операций, предусмотренных Федеральным законом от 7 августа 2001 года N 115-ФЗ "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма", а также иных операций на сумму, равную или превышающую 3000000 рублей. Факты существенной недостоверности отчетных данных могут подтверждаться, в том числе, актами проверки кредитной организации, документами о реально совершенных кредитной организацией операциях (сделках), не отражен! ных в ее бухгалтерском учете и отчетности, другими документами, полученными Банком России при осуществлении надзорных функций. Банк России вправе отозвать лицензию на осуществление банковских операций у кредитной организации, не исполнившей в установленный Банком России срок предписания об устранении выявленных нарушений. Признано утратившим силу Указание Банка России от 25 июля 2003 года N 1311-У, которым определялся ранее применявшийся порядок отзыва у кредитной организации лицензии при установлении существенной недостоверности отчетных данных. Указание вступает в силу по истечении 10 дней после дня его официального опубликования в "Вестнике Банка России".

(Указание ЦБ РФ от 17.09.2009 N 2293-У "О порядке отзыва у кредитной организации лицензии на осуществление банковских операций при установлении существенной недостоверности отчетных данных")

Срок для перерегистрации крестьянских (фермерских) хозяйств продлен до 1 января 2013 года.

В соответствии с Законом РСФСР от 22 ноября 1990 года N 348-1 "О крестьянском (фермерском) хозяйстве" крестьянские (фермерские) хозяйства создавались со статусом юридического лица. Однако в перечне юридических лиц, установленном главой 4 "Юридические лица" Гражданского кодекса РФ, крестьянские (фермерские) хозяйства как юридические лица не значатся. Согласно статье 7 Федерального закона от 30 ноября 1994 года N 52-ФЗ "О введении в действие части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" крестьянские (фермерские) хозяйства должны зарегистрировать изменение их правового статуса для приведения в соответствие с нормами Гражданского кодекса РФ.

Статьей 23 Федерального закона от 11 июня 2003 года N 74-ФЗ "О крестьянском (фермерском) хозяйстве" установлено, что крестьянские (фермерские) хозяйства, которые были созданы как юридические лица в соответствии с Законом РСФСР от 22 ноября 1990 года N 348-1 "О крестьянском! (фермерском) хозяйстве", вправе сохранить статус юридического лица на период до 1 января 2010 года. В соответствии с внесенными изменениями указанный срок продлен до 1 января 2013 года.

(Федеральный закон от 30.10.2009 N 239-ФЗ "О внесении изменения в статью 23 Федерального закона "О крестьянском (фермерском) хозяйстве")

Установлены специальные квалификационные требования, предъявляемые к руководителям и главному бухгалтеру обществ взаимного страхования.

Внесены уточнения и дополнения в Закон РФ "Об организации страхового дела в Российской Федерации". Так, в частности, установлено, что руководители обществ взаимного страхования (в том числе единоличный исполнительный орган) и главные бухгалтеры таких обществ обязаны иметь высшее образование, подтверждаемое документом, признаваемым в РФ (для сравнения, руководители субъектов страхового дела, а также их главные бухгалтеры обязаны иметь высшее экономическое или финансовое образование).

(Федеральный закон от 30.10.2009 N 243-ФЗ "О внесении изменений в статью 32.1 Закона РФ "Об организации страхового дела в РФ")

Автомобильные дороги общего пользования федерального, регионального, межмуниципального и местного значения обустраиваются различными объектами дорожного сервиса.

Объекты размещаются в границах полос отвода таких дорог и могут объединяться в комплексы.

Приведены минимально необходимые требования к размещению указанных объектов. Так, на автомагистрали и скоростной автодороге категории 1Б должны размещаться мотели (максимальное расстояние между ними - 250 км).

На дорогах иных классов (категорий) должны размещаться заправки, пункты общественного питания, станции технического обслуживания, мойки, площадки для отдыха, предприятия торговли.

Определено максимальное расстояние между объектами (в зависимости от класса (категории) дорог).

Установлены требования к перечню минимально необходимых услуг, оказываемых на объектах дорожного сервиса.

Так, мотели должны быть оборудованы туалетами, пунктами общественного питания, прачечными, средствами связи, душевыми кабинами, охраняемыми стоянками транспортных средств.

На площадках для отдыха должны располагаться туалеты, мусоросборники, стоянки транспортных средств, столы и скамейки для отдыха и приема пищи. На предприятиях торговли должны продаваться продукты питания, технические жидкости и автомобильные принадлежности.

Помимо этого, оборудование объектов дорожного сервиса должно обеспечивать беспрепятственный доступ инвалидов (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников) к ним.

(Постановление Правительства РФ от 29 октября 2009 г. N 860 "О требованиях к обеспеченности автомобильных дорог общего пользования объектами дорожного сервиса, размещаемыми в границах полос отвода")

В 2009 г. российским банкам, предоставляющим гражданам льготные кредиты на приобретение отечественного автомобиля стоимостью до 600 тыс. руб., выделяются субсидии для компенсации выпадающих доходов.

Установлено, что для получения субсидии кредитная организация должна обратиться с 1 ноября по 1 декабря 2009 г. в Минпромторг России с заявлением в произвольной форме. Если представленные документы возвращались Министерством по причине несоответствия установленным требованиям более 3 раз, субсидия не предоставляется.

Кроме того, для получения средств кредитная организация больше не должна иметь филиалы во всех федеральных округах России. Также отменено условие о минимальном размере собственного капитала кредитной организации (70 млрд руб.). Не требуется и преобладающей доли участия России или ЦБР в уставном капитале кредитной организации (не менее 50%).

(Постановление Правительства РФ от 29 октября 2009 г. N 855 "О внесении изменения в Правила предоставления в 2009 году за счет средств федерального бюджета субсидий российским кредитным организациям на возмещение выпадающих доходов по кредитам, выданным российскими кредитными организациями в 2009 году физическим лицам на приобретение автомобилей")

Определен порядок представления проектов планов плановых проверок организаций и предпринимателей в органы прокуратуры.

С 1 января 2010 г. вступает в силу в полном объеме закон о защите прав субъектов предпринимательства при проведении государственного и (или) муниципального контроля. Так, с указанной даты органы контроля (надзора) должны будут направлять проекты ежегодных планов проведения плановых проверок организаций и предпринимателей в органы прокуратуры для формирования сводного плана. Определен порядок представления указанных проектов планов в органы прокуратуры.

Проекты подписываются руководителями (заместителями руководителей) органов государственного контроля (надзора) или муниципального контроля. Они должны направляться в соответствующие органы прокуратуры до 1 ноября года, предшествующего году проведения плановых проверок, заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении (на бумажном носителе с приложением копии в электронном виде).

Кроме того, утверждены форма и содержание сводного плана проведения плановых проверок. В нем будут указываться следующие сведения: наименование юридических лиц, фамилии, имена, отчества предпринимателей, деятельность которых подлежит проверкам; их ИНН; наименование органа, осуществляющего проверку, и наименование органа, с которым проверка будет проводиться совместно; цель, основания, форма, дата и срок каждой проверки.

(Постановление Правительства РФ от 28 октября 2009 г. N 847 "Об утверждении Положения о направлении органами государственного контроля (надзора) и муниципального контроля в органы прокуратуры проектов ежегодных планов проведения плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, а также формы и содержания сводного плана проведения плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей")

Уточнен порядок инвестирования средств для финансирования накопительной части трудовой пенсии в Российской Федерации.

Федеральным законом от 18 июля 2009 г. N 182-ФЗ введено два вида управляющих компаний, осуществляющих инвестирование пенсионных накоплений. Это управляющая компания, отобранная по конкурсу, и государственная управляющая компания. Последняя является уполномоченным Правительством РФ органом по инвестированию переданных ПФР в доверительное управление средств пенсионных накоплений путем формирования расширенного инвестиционного портфеля и инвестиционного портфеля государственных ценных бумаг.

Требования к целям инвестирования средств пенсионных накоплений, составу и структуре инвестиционного портфеля определяются в инвестиционной декларации управляющей компании.

Утверждена инвестиционная декларация инвестиционного портфеля государственных ценных бумаг государственной управляющей компании.

Перечислены виды активов, в которые инвестируются средства пенсионных накоплений. В их числе - государственные ценные бумаги России, обращающиеся на соответствующем рынке или специально выпущенные для размещения средств институциональных инвесторов, средства в российской или иностранной валюте на счетах в кредитных организациях.

В определенных случаях средства пенсионных накоплений могут инвестироваться в облигации российских эмитентов, кроме государственных ценных бумаг России и регионов.

Установлена максимальная доля перечисленных активов в инвестиционном портфеле. Определены последствия несоблюдения данного требования.

Помимо этого, внесены изменения в некоторые постановления Правительства РФ по вопросам инвестирования средств пенсионных накоплений. Уточнены дополнительные ограничения на инвестирование средств пенсионных накоплений в отдельные классы активов и порядок определения их максимальной доли в инвестиционном портфеле.

Также в новой редакции изложена инвестиционная декларация Внешэкономбанка. Инвестдекларация расширенного портфеля предполагает, что до 40% средств может быть инвестировано в облигации российских эмитентов, до 80% - в валютные госбумаги, до 20% - в ипотечные ценные бумаги, до 10% - в госбумаги субъектов РФ и до 20% - в ценные бумаги международных финансовых организаций.

(Постановление Правительства РФ от 24 октября 2009 г. N 842 "О совершенствовании порядка инвестирования средств для финансирования накопительной части трудовой пенсии в Российской Федерации")

Уточнены некоторые положения приказа Минздравсоцразвития России, утвердивший перечень уважительных причин пропуска срока обращения за пособием по временной нетрудоспособности, по беременности и родам.

Изменения обусловлены обновлением с 1 января 2010 г. законодательства в данной области.

Так, Федеральный закон, на основании которого разработан перечень, носит новое наименование "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством" (далее - закон). В него также внесены изменения в связи с отменой ЕСН и введением страховых взносов в ПФР, ФСС России, ФФОМС. В частности, пересмотрен порядок выплаты ежемесячного пособия по уходу за ребенком.

В приказ и перечень включено упоминание ежемесячного пособия по уходу за ребенком, выплата которого регулируется новой редакцией закона. Приказ вступает в силу с 1 января 2010 г.

(Приказ Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 5 октября 2009 г. N 813н "О внесении изменений в приказ Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 31 января 2007 г. N 74 "Об утверждении Перечня уважительных причин пропуска срока обращения за пособием по временной нетрудоспособности, по беременности и родам")

Расширены возможности обжалования судебных решений, принятых по итогам предварительных слушаний.

Внесенные в УПК РФ изменения отражают позицию Конституционного Суда РФ. Так, не соответствующим Конституции РФ было признано положение этого кодекса, запрещающее обжаловать судебные решения, вынесенные по итогам предварительных слушаний (за исключением решений о прекращении уголовного дела, о назначении заседания в части разрешения вопроса о мере пресечения).

Теперь разрешено обжалование таких судебных решений по более широкому кругу вопросов. При этом установлен запрет на обжалование судебного решения о назначении заседания в части разрешения вопросов о месте, дате, времени и условиях его проведения (назначение защитника, вызов лиц по спискам, представленным сторонами, рассмотрение уголовного дела в закрытом судебном заседании).

Кроме того, признана утратившей силу норма, согласно которой пересмотр определения или постановления суда о прекращении уголовного дела ввиду отказа государственного обвинителя от обвинения допускался лишь при наличии новых или вновь открывшихся обстоятельств. Это положение также было признано не соответствующим Конституции РФ, так как оно лишало стороны возможности оспорить названные судебные решения по иным основаниям, нарушая тем самым их конституционные права.

(Федеральный закон от 30 октября 2009 г. N 244-ФЗ "О внесении изменений в статьи 236 и 246 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации")

Усилена ответственность за неправомерные действия на рынке ценных бумаг.

Федеральный закон направлен на усиление защиты инвесторов на рынке ценных бумаг. Вводится уголовная ответственность за нарушение порядка учета прав на ценные бумаги, манипулирование ценами на рынке ценных бумаг (в том числе с использованием Интернета), а также за воспрепятствование осуществлению или незаконное ограничение прав владельцев ценных бумаг.

Уголовная ответственность последует, если эти деяния причинили крупный (особо крупный) ущерб или сопряжены с извлечением дохода в крупном (особо крупном) размере. Причем крупным ущербом (размером) считается сумма, превышающая 1 млн руб. Особо крупный ущерб (размер) признается сумма свыше 2,5 млн руб.

Наказывать будут штрафом либо лишением свободы (с возможностью применения дополнительных наказаний в виде штрафа, лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью).

Также уточнены существующие составы некоторых преступлений на рынке ценных бумаг.

(Федеральный закон от 30 октября 2009 г. N 241-ФЗ "О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и статью 151 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации")


Вернуться в начало


Судебная практика

Рассмотрены вопросы, которые должны учитываться судами при применении меры пресечения в виде заключения под стражу, о сроках содержания под стражей и об отмене или изменении этой меры.

Отмечено, что отсутствие у лица "прописки" в России может служить лишь одним из доказательств отсутствия у него постоянного места жительства, но само по себе не служит основанием для применения к нему заключения под стражу. Таким состоятельным основанием также не является отсутствие у лица документов, удостоверяющих личность. Речь идет о подозреваемых или обвиняемых в преступлении, за которое предусмотрено наказание в виде лишения свободы на срок до двух лет. Разъяснены особенности применения данной меры: к женщинам, имеющим несовершеннолетних детей; к несовершеннолетним обвиняемым или подозреваемым; к обвиняемым, объявленным в международный розыск.

Отдельное внимание выделено случаям рассмотрения вопроса о применении такой меры без участия защитника.

Выделены некоторые моменты, которые должны приниматься во внимание при решении судом вопроса о продлении срока заключения под стражей. В случае принятия судом в стадии подготовки к судебному заседанию решения об оставлении без изменения меры пресечения в виде заключения под стражу, т.е. фактически о ее продлении, суд должен обеспечить обвиняемому и его защитнику (если он участвует в деле) право участвовать в рассмотрении судом этого вопроса. Если уголовное дело поступает в суд повторно, в общий срок содержания лица под стражей засчитывается и время содержания под стражей со дня первоначального поступления дела в суд до возвращения его прокурору.

Указывается, что домашний арест может применяться в любой момент производства по делу по ходатайству участников судебного разбирательства или по инициативе суда. При применении залога его вид и размер определяются с учетом характера совершенного преступления, данных о личности подозреваемого или обвиняемого, его материального положения, а также имущественного положения залогодателя.

Также отмечено, что принятое на стадии предварительного расследования решение о применении залога или домашнего ареста действует не свыше 10 суток.

(Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 29 октября 2009 г. N 22 "О практике применения судами мер пресечения в виде заключения под стражу, залога и домашнего ареста")

Внесены изменения в Постановление Пленума ВС РФ от 29 октября 2009 г. N 21 в связи с внесением изменений в УК РФ.

Этими изменениями была введена, в т. ч., возможность заключать досудебное соглашение о сотрудничестве со следствием.

Поправками к УК РФ был снижен максимальный размер наказания при наличии определенных смягчающих обстоятельств (явка с повинной, способствование раскрытию преступления и т. д.) с 3/4 до 2/3 от максимального срока или размера. С учетом этого изменены разъяснения по назначению наказанию за неоконченное преступление. Оно не может превышать 2/3 от 1/2 за приготовление к преступлению и 2/3 от 3/4 за покушение.

В УК РФ был установлен максимум по наказанию при наличии досудебного соглашения. Если в таком случае речь идет о неоконченном преступлении, наказание не должно превышать 1/2 максимума по наказанию, предусмотренному за приготовление или покушение.

Наличие малолетнего ребенка не рассматривается как смягчающее обстоятельство, если осужденный совершил преступление не только в отношении своих детей (либо лишен родительских прав), но и усыновленного (удочеренного), находящегося на его иждивении либо под его опекой ребенка.

Разъяснен порядок исчисления срока отбывания наказания в случае, если после вынесения приговора установлено, что осужденный виновен еще и в другом преступлении, совершенном до вынесения этого приговора. Срок исчисляется со дня постановления последнего приговора. При этом в зачет идет время содержания под стражей (в порядке меры пресечения или задержания). Это правило применяется и при назначении наказания по совокупности приговоров.

В резолютивной части приговора, помимо иных сведений, должно указываться решение о порядке следования осужденного к месту отбывания наказания, если отбывание лишения свободы ему назначено в колонии-поселении.

На территории России больше не действуют разъяснения Пленума ВС РСФСР об испытательном сроке при условном осуждении кассационной (надзорной) инстанцией.

(Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 29 октября 2009 г. N 21 "О внеснении изменений и дополнений в постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 11 января 2007 года N 2 "О практике назначения судами Российской Федерации уголовного наказания")

Даны разъяснения относительно того, как именно учитываются степень и характер общественной опасности преступления при назначении наказания.

Перечислены сведения, которые могут расцениваться как характеризующие личность подсудимого.

К ним, в числе прочего, отнесены данные о его семейном и имущественном положении, состоянии здоровья, поведении в быту, о наличии у него на иждивении близких родственников и детей. Могут быть приняты во внимание и фактические семейные отношения, не регламентированные СК РФ.

Обстоятельства, относящиеся к признакам состава преступления, не могут учитываться повторно при назначении наказания. Если имеется смягчающее обстоятельство, относящееся к нескольким преступлениям, оно учитывается при назначении наказания как отдельно за каждое из них, так и по совокупности. Затронуты некоторые моменты, которые должны приниматься во внимание при установлении рецидива. Погашенные или снятые судимости не учитываются при назначении наказания так же, как и при решении вопроса о наличии рецидива. Разъяснен вопрос об учете при установлении рецидива судимости за преступления, осуждение за которые было условным либо по которым предоставлялась отсрочка исполнения приговора. Отмечено, что основания, по которым прежде отменялось условное осуждение (за преступление какой тяжести и с какой формой вины), не влияют на решение вопроса о рецидиве.

Для отмены условно-досрочного осуждения из-за совершения осужденным умышленного преступления специального решения суда не требуется (в отличие от решения об отмене условного осуждения).

Приведены особенности назначения более мягкого наказания, чем предусмотрено за преступление. В любом случае наказание не может ниже минимума, предусмотренного для соответствующего вида.

Рассмотрена специфика применения отдельных видов наказаний (штрафа, лишения права занимать определенные должности, лишения звания и т. д.), назначения наказаний несовершеннолетним.

(Постановление Пленума Верховного суда РФ от 29 октября 2009 г. N 20 "О некоторых вопросах судебной практики назначения и исполнения уголовного наказания")

При отсутствии реализации нельзя доначислить налоги.

В ходе проверки организации налоговый орган выявил производство неучтенной продукции. В отношении этой продукции организации доначислены налог на прибыль и НДС расчетным путем.

На самом деле, если налоговый орган документально не доказал факт реализации неучтенной продукции покупателям на возмездной либо безвозмездной основе, доначисление организации налога на прибыль и НДС является неправомерным. Исходя из подп. 1 п. 1 ст. 146, п. 2 ст. 153, ст. 248, 249, п. 3 ст. 271, 316 НК РФ для целей определения действительной обязанности налогоплательщика по уплате в бюджет названных налогов имеет определяющее значение установление факта реализации им товаров (работ, услуг) конкретным лицам.

(Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 20 августа 2009 года по делу N А44-4123/2008)

Уплатить налог за организацию может ее директор.

Налоговый орган счел, что представленные ему платежные квитанции не являются допустимыми доказательствами уплаты налога обществом, поскольку согласно этим документам наличные денежные средства внесены не обществом, а его директором. Поскольку задолженность организации по обязательным платежам в бюджет в совокупности составила более 100 тыс. рублей и указанные требования не исполнены в течение трех месяцев с даты, когда они должны были быть исполнены, налоговый орган обратился в арбитражный суд с заявлением о признании общества несостоятельным (банкротом).

Суд указал, что директор организации вправе уплатить за нее налоги, поскольку является законным представителем организации, а уплата налогов наличными денежными средствами не противоречит требованиям ст. 45 НК РФ. Из этого следует, что организация выполнила обязанность по уплате налогов.

(Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 4 сентября 2009 г. по делу N А32-23285/2008)

Имущество учреждения не может отчуждаться даже с его согласия.

ФАС Северо-Кавказского округа признал, что собственник имущества, передав спорное имущество учреждению на праве оперативного управления, не вправе распоряжаться таким имуществом независимо от наличия или согласия этого учреждения.

ФАС указал, что учреждение, за которыми имущество закреплено на праве оперативного управления, владеет, пользуется и распоряжается этим имуществом в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности, заданиями собственника этого имущества и назначением этого имущества.

Собственник имущества вправе изъять только излишнее, неиспользуемое или используемое не по назначению имущество, закрепленное им за учреждением либо приобретенное учреждением за счет средств, выделенных ему собственником на приобретение этого имущества. Имуществом, изъятым у учреждения, собственник этого имущества вправе распорядиться по своему усмотрению.

(Постановление ФАС Северо-Кавказского округа № А63-2581/2009 от 15.10.2009)

Плательщик вправе ходатайствовать о приостановлении действия решения инспекции.

ФАС Центрального округа в Постановлении от 16 октября 2009 г. по делу N А68-3288/2009 установив, что неприменение мер обеспечения по делу в виде приостановления действия решения налогового органа может затруднить реальное исполнение судебного акта, признал обоснованность приостановления действия решения инспекции.

ФАС отметил, что обеспечительные меры допускаются на любой стадии процесса в случае наличия одного из следующих оснований: 1) если непринятие этих мер может затруднить или сделать невозможным исполнение судебного акта; 2) в целях предотвращения причинения значительного ущерба заявителю.

По результатам рассмотрения заявления об обеспечении иска арбитражный суд выносит определение об обеспечении иска или об отказе в обеспечении иска. В определении о применении обеспечительных мер либо об отказе в их применении арбитражный суд должен дать оценку обоснованности доводов заявителя о необходимости принятия обеспечительных мер.

Ходатайство о применении обеспечительных мер не может быть удовлетворено, если заявитель не представил доказательств, свидетельствующих о том, что в случае непринятия обеспечительной меры могут возникнуть вышеуказанные последствия.

(Постановление ФАС Центрального округа от 16 октября 2009 г. по делу N А68-3288/2009)

Нарушение срока представления сведений не является длящимся нарушением.

ФАС Центрального округа в Постановлении от 16 октября 2009 г. по делу N А36-2034/2009 пояснил, что общество не может быть привлечено к административной ответственности за непредставление списка аффилированных лиц по истечении двухмесячного срока давности привлечения к административной ответственности.

ФАС указал, что список аффилированных лиц представляется акционерными обществами в регистрирующий орган в течение 45 дней с даты окончания отчетного квартала. Несоблюдение упомянутого срока является нарушением порядка раскрытия информации на рынке ценных бумаг.

Вместе с тем, постановление по делу об административном правонарушении не может быть вынесено по истечении двух месяцев со дня его совершения, а при длящемся правонарушении - по истечении двух месяцев со дня обнаружения правонарушения.

Нарушение установленного срока представления информации по своему характеру не может быть отнесено к категории длящихся правонарушений, поскольку объективную сторону данного состава образует невыполнение обществом предусмотренной нормативным правовым актом обязанности к установленному в нем сроку.

Данное правонарушение считается оконченным по истечении сорока пяти дней с даты окончания отчетного квартала. В связи с этим срок давности привлечения к административной ответственности следует исчислять с момента совершения административного правонарушения.

(Постановление ФАС Центрального округа от 16 октября 2009 г. по делу N А36-2034/2009)

Право на вычет по НДС не зависит от момента исправления счета-фактуры.

ФАС Центрального округа в Постановлении от 15 октября 2009 г. по делу N А64-791/09-19 отклонил довод инспекции о том, что исправленные счета-фактуры могут быть приняты к возмещению только в том отчетном периоде, когда в них внесены изменения или исправления.

ФАС указал, что налоговое законодательство предоставляет возможность возмещения налогоплательщику сумм налога на добавленную стоимость в случае превышения налоговых вычетов, указанных в декларации, над суммами налога, исчисленного в связи с реализацией товаров, применительно к определенному налоговому периоду.

Следовательно, в случае исправления или переоформления счета-фактуры налогоплательщик вправе применить налоговые вычеты в том налоговом периоде, в котором имели место соответствующие хозяйственные операции, а не в периоде исправления ошибки.

(Постановление ФАС Центрального округа от 15 октября 2009 г. по делу N А64-791/09-19)

Плательщик имеет право на замену счета-фактуры.

ФАС Центрального округа в Постановлении от 15 октября 2009 г. по делу N А64-791/09-19 признал, что исправление счета-фактуры путем его замены не противоречит нормам Правил ведения журналов учета полученных и выставленных счетов-фактур, книг покупок и книг продаж при расчетах по налогу на добавленную стоимость.

ФАС отметил, что порядок внесения исправлений в счет-фактуру, установленный Правилами ведения журналов учета полученных и выставленных счетов-фактур, книг покупок и книг продаж при расчетах по НДС, касается правил исправления неправильных записей, содержащихся в счете-фактуре, но не регулирует иные способы устранения недостатков.

При этом положения НК РФ не запрещают вносить изменения в неправильно оформленный счет-фактуру или заменить такой счет-фактуру на оформленный в установленном порядке.

(Постановление ФАС Центрального округа от 15 октября 2009 г. по делу N А64-791/09-19)

Что может быть признано судом смягчающими ответственность обстоятельствами.

Смягчающими ответственность обстоятельствами могут являться самостоятельное обнаружение и исправление ошибки при исчислении налога путем подачи уточненной налоговой декларации, отсутствие вредных последствий для бюджета, признание вины, отсутствие умысла.

(Постановление ФАС Дальневосточного округа от 10 августа 2009 г. № Ф03-3867/2009)


Вернуться в начало


Прочее

Налоговики разъяснили порядок предоставления налогового вычета.

Письмом от 13.08.09 № 3-5-03/1258 ФНС России разъяснил вопрос предоставления имущественного налогового вычета при приобретении налогоплательщиком квартиры на имя несовершеннолетней дочери.

Налоговики разъяснили, что поскольку свидетельство о праве собственности на квартиру оформлено на дочь заявителя, то налогоплательщик не вправе претендовать на получение имущественного налогового вычета.

(Письмо ФНС России от 13.08.09 № 3-5-03/1258 ФНС России)

Как уплачивается налог на прибыль по договору безвозмездного пользования.

Как уплачивать налог на прибыль налогоплательщику, получающему недвижимое имущество по договору в безвозмездное пользование.

Письмом от 18.03.09 № 03-03-05/41 Минфин разъяснил, что налогоплательщик, получающий по договору в безвозмездное пользование имущество, включает в состав внереализационных доходов доход в виде безвозмездно полученного права пользования имуществом, определяемый исходя из рыночных цен на аренду идентичного имущества.

(Письмо Минфина РФ от 18.03.09 № 03-03-05/41)

Как рассчитать влияние агрессивной среды.

Минфин разъяснил, когда можно считать, что оборудование используется в условиях агрессивной среды, и применять повышенный коэффициент амортизации.

Письмом Минфина России от 14.10.09 № 03-03-05/182 разъяснено, что применение повышающего коэффициента 2 для основных средств в соответствии с нормами статьи 259.3 НК РФ правомерно в случае, если собственник оборудования использует его в режиме, не установленном соответствующей документацией производителя, или для работы в контакте с опасной средой использует оборудование, не предназначенное для эксплуатации в подобных условиях.

(Письмо Минфина России от 14.10.09 № 03-03-05/182)

Как уплачивается налог на доходы физического лица.

От продажи в одном налоговом периоде комнаты и квартиры, находившихся в собственности налогоплательщика менее трех лет.

Как разъяснено письмом ФНС России от 21.08.09 № 3-5-04/1308, при продаже в одном налоговом периоде двух объектов недвижимого имущества, находившихся в собственности налогоплательщика менее трех лет, налогоплательщик имеет право воспользоваться имущественным налоговым вычетом в сумме, полученной от продажи комнаты, в размере до 1 000 000 руб.

Одновременно он вправе уменьшить сумму облагаемого налогом дохода от продажи доли в квартире на сумму документально подтвержденных расходов, связанных с ее приобретением.

(Письмо ФНС России от 21.08.09 № 3-5-04/1308)

ДТП по вине сотрудника: как учесть ущерб.

В результате ДТП сотрудник организации причинил вред здоровью потерпевшего. Работодатель ввиду того, что работник управлял транспортным средством, находящимся в собственности работодателя, на основании решения суда возместил ущерб пострадавшему. Затем в порядке регресса ранее уплаченные суммы возмещения вреда были взысканы судом с работника в пользу работодателя.

Как разъяснил Минфин в письме от 16.10. 09 № 03-03-06/1/668, сумма возмещения ущерба лицу, пострадавшему в результате аварии, виновником которой стал сотрудник организации при управлении ее автомобилем, включается во внереализационные расходы.

Во внереализационных доходах учитывается возмещение, взысканное организацией с виновника данной аварии.

(Письмо Минфина РФ от 16.10. 09 № 03-03-06/1/668)

Чья задолженность будет считаться безнадежной.

Мин напомнил, что решения о признании безнадежной к взысканию и списании задолженности принимаются только в отношении несуществующих налогоплательщиков.

А именно: ликвидированных в соответствии с законодательством РФ организаций, признанных банкротами ПБОЮЛов, умерших или признанных таковыми физических лиц.

Иных оснований для признания безнадежной к взысканию и списания задолженности по налогам и сборам, пеням и штрафам действующим законодательством РФ о налогах и сборах не предусмотрено, подчеркивает Минфин.

(Письмо Минфина РФ от 16.03.09 № 03-01-10/1-15)


Вернуться в начало



При подготовке настоящей рассылки использованы материалы компаний "Гарант", АО "Консультант Плюс"; изданий "Учет. Налоги. Право", "Российский налоговый курьер". Настоящая работа не представляет собой консультацию или совет. ООО "ФинЭкспертиза" не гарантирует достоверность, адекватность и полноту приведенных сведений и не несет ответственность ни за какие ошибки или упущения, а также результаты использования этого материала.