Мониторинг законодательства



Правовые новости

Уточнен порядок указания информации, идентифицирующей платеж, в расчетных документах на перечисление налогов и сборов и иных платежей в бюджетную систему, администрируемых налоговыми органами.

В новой редакции изложены правила указания информации, идентифицирующей платеж, в расчетных документах на перечисление таможенных и иных платежей от ВЭД. Теперь указанные порядок и правила должны применять органы Федерального казначейства при перечислении денежных средств с иных счетов, открытых им; кредитные организации (в отношении налогов, сборов, таможенных платежей и иных платежей, вносимых физлицами без открытия банковского счета); организации почтовой связи (в отношении платежей, принятых от физлиц).

Также они адресованы организациям и их филиалам (в отношении денежных средств, удержанных из зарплаты должника-физлица в счет погашения задолженности по таможенным платежам на основании исполнительного документа). Часть изменений связана с тем, что таможенные платежи теперь вносятся только в рублях (раньше - и в иностранной валюте) и на счет Федерального казначейства (ранее - в кассу или на счет таможенного органа). Исключена возможность уплаты этих сумм лицами, которые не являются участниками ВЭД.

Платежи в бюджетную систему на счета, открытые органам Федерального казначейства в подразделениях расчетной сети Банка России на балансовом счете 40314 "Таможенные и другие платежи от внешнеэкономической деятельности", до 1 апреля 2010 г. перечисляются с помощью расчетных документов, заполненных без учета внесенных изменений.

Пересмотрен порядок указания информации, идентифицирующей лицо или орган, оформившие расчетный документ, на перечисление налогов, сборов и иных платежей в бюджетную систему.

Уточнена некоторая терминология. Исключено упоминание сборщиков налогов и сборов. Понятие "частные нотариусы" заменено на понятие "нотариусы, занимающиеся частной практикой".

(Приказ Минфина РФ от 1 октября 2009 г. N 102н "О внесении изменений в приказ Министерства финансов Российской Федерации от 24 ноября 2004 года N 106н "Об утверждении Правил указания информации в полях расчетных документов на перечисление налогов, сборов и иных платежей в бюджетную систему Российской Федерации")

Ратифицирована Конвенция между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Ботсвана об избежании двойного налогообложения и предотвращении уклонения от налогообложения в отношении налогов на доходы.

Ратифицированная Конвенция была подписана в г. Габороне 8 апреля 2003 г. Она направлена на обеспечение условий, при которых юридические и физические лица России и Ботсваны не будут дважды уплачивать налоги с одного и того же вида дохода в своем государстве и государстве-партнере. Действие Конвенции распространяется на доходы лиц, имеющих местожительство или постоянное местопребывание в одном из поименованных государств.

Конвенция регулирует порядок налогообложения доходов от недвижимости, предпринимательской деятельности, дивидендов, процентов, роялти, доходов физических лиц и др. Также ею определяются методы устранения двойного налогообложения, порядок рассмотрения обращений налогоплательщиков и разрешения споров. Конвенция остается в силе до тех пор, пока одна из сторон не прекратит ее действие.

(Федеральный закон от 9 ноября 2009 г. N 257-ФЗ "О ратификации Конвенции между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Ботсвана об избежании двойного налогообложения и предотвращении уклонения от налогообложения в отношении налогов на доходы")

Ратифицирована межправительственная Конвенция между Россией и Саудовской Аравией об избежании двойного налогообложения и предотвращении уклонения от налогообложения в отношении налогов на доход и капитал.

Она была подписана в г. Эр-Рияде 11 февраля 2007 г. Конвенцией предусмотрены следующие правила. Доходы (прибыль) от предпринимательской деятельности лица одного государства подлежат налогообложению в другой стране, если оно осуществляет деятельность через расположенное там постоянное представительство.

При этом прибыль от проведения строительно-монтажных работ или связанной с ними надзорной деятельности будет облагаться налогом, если продолжительность таких работ превышает 6 месяцев.

Доходы от использования имущества облагаются налогами в месте его нахождения. Прибыль от эксплуатации морских или воздушных судов, облагается в том государстве, где расположено фактическое место управления предприятия. Особый порядок налогообложения предусмотрен для дивидендов, доходов от долговых требований, роялти.

Режим налогообложения доходов физлиц аналогичен принятому в международной практике.

Налоги уплачиваются в том государстве, в котором лицо находится свыше 183 дней в течение календарного года. Однако доходы от независимых личных услуг подлежат налогообложению в государстве, резидентом которого это лицо является (за исключением некоторых случаев).

(Федеральный закон от 9 ноября 2009 г. N 256-ФЗ "О ратификации Конвенции между Правительством Российской Федерации и Правительством Королевства Саудовская Аравия об избежании двойного налогообложения и предотвращении уклонения от налогообложения в отношении налогов на доход и капитал")

Расширен перечень оборудования, не производимого в России, ввоз которого в нашей стране не облагается НДС.

Речь идет о технологической линии по производству цемента производительностью 5 000 т клинкера в сутки (код ТН ВЭД РФ 8474 20 900 0).

(Постановление Правительства РФ от 5 ноября 2009 г. N 890 "О внесении изменений в перечень технологического оборудования (в том числе комплектующих и запасных частей к нему), аналоги которого не производятся в Российской Федерации, ввоз которого на таможенную территорию Российской Федерации не подлежит обложению налогом на добавленную стоимость")

Утвержден порядок переноса выходных дней в 2010 году.

Правительство РФ представило вчера на своем сайте Постановление № 869 от 31 октября 2009 года, согласно которому утверждается перенос выходных дней в 2010 году.

Так, согласно документу, выходной переносится с субботы 27 февраля на понедельник 22 февраля и с субботы 13 ноября на пятницу 5 ноября.

(Постановление Правительства РФ от 31.10.2009 № 869)

Повышены импортные пошлины на рис и мукомольно-крупяную продукцию.

Правительство РФ представило вчера на своем сайте Постановление № 881 от 2 ноября 2009 года, согласно которому утверждаются сроком на 9 месяцев новые ставки ввозных таможенных пошлин в отношении риса и мукомольно-крупяной продукции.

Так импортные пошлины повышаются с нынешних 0,07 евро за килограмм до 0,12 евро/кг.

Постановление вступает в силу по истечении одного месяца со дня его официального опубликования.

(Постановление Правительства РФ от 02.11.2009 № 881)

В Москве утвержден прожиточный минимум.

Мэр Москвы Юрий Лужков подписал накануне Постановление № 1195-ПП от 3 ноября 2009 года, согласно которому в Москве утвержден прожиточный минимум за 3-й квартал 2009 г в размере 7 493 рублей в расчете на душу населения.

Согласно постановлению, для трудоспособного населения прожиточный минимум составляет 8 492 руб., для пенсионеров – 5 124 руб., для детей – 6 391 руб.

(Постановление Правительства Москвы от 03.11.2009 № 1195-ПП)

Росстат изменил формы № МП, 1-ТЭК, 23-Н, П-1,П-4, ПМ.

Федеральной службе государственной статистики РФ в своем Приказе № 226 от 14.10.2009 утверждает новые формы федерального статистического наблюдения с указаниями по их заполнению.

Так, согласно документу, утверждены .новые формы годового с отчета за 2009 год:

  • № МП(микро) "Сведения об основных показателях деятельности микропредприятия";
  • № 1-ТЭК (нефть) "Сведения об эксплуатации нефтяных скважин";
  • № 23-Н "Сведения о производстве и распределении электрической энергии".

Также изменяются месячные формы с отчета за январь 2010 года:

  • № П-1 "Сведения о производстве и отгрузке товаров и услуг";
  • № П-4 (НЗ) "Сведения о неполной занятости и движении работников".

Кроме того, обновлена квартальная форма № ПМ "Сведения об основных показателях деятельности малого предприятия" с отчета за январь-март 2010 года, а также декадная № П-1 (декадная) "Сведения о производстве и ценах на отдельные виды продукции" с отчета за I декаду января 2010 года.

Форма № 1-натура сохраняется без изменений.

(Приказ Ростата от 14.10.2009 № 226)


Вернуться в начало


Судебная практика

Объединение дел в одно производство не обжалуется.

ФАС Московского округа в Постановлении от 30 октября 2009 г. N КГ-А40/11440-09 пояснил, что законодательством не предусмотрена возможность обжалования определения об объединении дел в одно производство, поскольку указанное определение не препятствует движению дела.

ФАС отметил, что определение арбитражного суда может быть обжаловано отдельно от обжалования судебного акта, которым заканчивается рассмотрение дела по существу, в случаях, если в соответствии с законодательством предусмотрено обжалование этого определения, а также, если это определение препятствует дальнейшему движению дела.

При этом в отношении определения, обжалование которого не предусмотрено, а также в отношении протокольного определения могут быть заявлены возражения при обжаловании судебного акта, которым заканчивается рассмотрение дела по существу.

(Постановление ФАС Московского округа от 30 октября 2009 г. № КГ-А40/11440-09)

Плательщик обязан запрашивать доверенность представителя контрагента.

ФАС Московского округа в Постановлении от 30 октября 2009 г. N КА-А40/11504-09 признал, что, поскольку счет-фактуры от имени контрагентов общества подписаны неустановленными лицами, общество не имеет права на заявленные налоговые вычеты по данным контрагентам.

ФАС пояснил, что счет-фактура подписывается руководителем и главным бухгалтером организации или иными лицами, уполномоченными на то приказом по организации или доверенностью.

Если выставленный налогоплательщику счет-фактура не содержит четкие и однозначные сведения, в частности данные о налогоплательщике, его поставщике и приобретенных товарах, такой счет-фактура не может являться основанием для принятия налогоплательщиками к вычету или возмещению сумм налога на добавленную стоимость, начисленных поставщиками.

В данном же случае, избирая партнеров при заключении сделок, общество не проявило должной степени осмотрительности, которая позволила бы ему рассчитывать на налоговые вычеты.

(Постановление ФАС Московского округа от 30 октября 2009 г. № КА-А40/11504-09)

Взыскание налога производится не ранее вступления решения инспекции в силу.

ФАС Московского округа в Постановлении от 30 октября 2009 г. N КА-А40/11491-09 подтвердил, что право на взыскание недоимки по налогу и пени, начисленных на эту недоимку, не может возникнуть ранее вступления решения налогового органа в законную силу.

ФАС указал, что требованием об уплате налога признается письменное извещение налогоплательщика о неуплаченной сумме налога, а также об обязанности уплатить в установленный срок неуплаченную сумму налога. Требование об уплате налога направляется налогоплательщику при наличии у него недоимки.

Решение о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения и решение об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения вступают в силу по истечении 10 дней со дня вручения лицу, в отношении которого было вынесено соответствующее решение.

В связи с тем, что налоги заявителю доначислены по результатам налоговой проверки, то требование об уплате налога и пени по результатам такой проверки должно быть направлено заявителю в течение 10 дней с даты вступления в силу соответствующего решения.

(Постановление ФАС Московского округа от 30 октября 2009 г. № КА-А40/11491-09)

Просрочка возврата НДС исчисляется с момента подачи налогоплательщиком заявления.

ФАС Московского округа в Постановлении от 30 октября 2009 г. N КА-А40/11424-09 указал, что период просрочки возврата налога на добавленную стоимость следует исчислять с момента подачи налогоплательщиком заявления о возврате налога.

ФАС отметил, что по окончании проверки в течение семи дней налоговый орган обязан принять решение о возмещении соответствующих сумм, если при проведении камеральной налоговой проверки не были выявлены нарушения законодательства о налогах и сборах.

При нарушении сроков возврата суммы налога считая с 12-го дня после завершения камеральной налоговой проверки, по итогам которой было вынесено решение о возмещении суммы налога, начисляются проценты исходя из ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации.

Проценты начисляются лишь на сумму, подлежащую возврату налогоплательщику, и с того момента, когда она должна быть возвращена в силу закона, если бы налоговый орган своевременно принял надлежащее решение, а также при наличии письменного заявления налогоплательщика о возврате налога.

(Постановление ФАС Московского округа от 30 октября 2009 г. № КА-А40/11424-09)


Вернуться в начало


Прочее

Минфин уточняет особенности определения остаточной стоимости ОС при УСН.

Минфин РФ в своем письме № 03-11-06/2/220 от 22.10.2009 отмечает особенности определения остаточной стоимости основных средств, приобретенных до применения и в период применения УСН.

Если организация перешла с общего режима налогообложения на УСН с объектом налогообложения в виде доходов, а затем перешла на объект налогообложения в виде доходов, уменьшенных на величину расходов, на дату такого перехода остаточная стоимость основных средств, приобретенных в период применения общего режима налогообложения, не должна определяться.

Кроме того, остаточная стоимость основных средств, приобретенных до перехода на УСН с объектом налогообложения "доходы" определялась на дату перехода на общий режим налогообложения в размере их остаточной стоимости на дату перехода на УСН.

При изменении объекта налогообложения с "доходов" на "доходы, уменьшенные на величину расходов", остаточная стоимость основных средств, приобретенных до перехода на упрощенную систему налогообложения, могла учитываться в составе расходов после изменения объекта налогообложения в порядке, установленном подпунктом 3 пункта 3 статьи 346.16 Кодекса.

(Письмо Минфина России от 22.10.2009 № 03-11-06/2/220)

Проценты за задержку выплаты зарплаты не облагаются НДФЛ.

Минфин РФ в своем письме № 03-04-05-01/765 от 26.10.2009 приводит разъяснения по вопросу налогообложения НДФЛ сумм денежных средств, выплаченных организацией бывшему работнику на основании решения суда.

В письме отмечается, что сумма заработной платы, взысканная на основании решения суда с организации в пользу бывшего работника, подлежит налогообложению НДФЛ в установленном порядке.

Денежная компенсация за неиспользованный отпуск также подлежит налогообложению НДФЛ.

Вместе с тем не подлежат налогообложению НДФЛ все виды установленных действующим законодательством РФ компенсационных выплат, связанных, в частности, с увольнением работников, за исключением компенсации за неиспользованный отпуск.

Следовательно, выходное пособие, выплаченное увольняемому работнику в соответствии со статьей 178 Трудового кодекса, не подлежит налогообложению НДФЛ.

Также НК РФ предусматривает освобождение от налогообложения НДФЛ компенсационных выплат, связанных с исполнением налогоплательщиком трудовых обязанностей. Кроме того, согласно статье 236 Трудового кодекса при нарушении работодателем установленного срока выплаты заработной платы, оплаты отпуска, выплат при увольнении и других выплат, причитающихся работнику, работодатель обязан выплатить их с уплатой процентов (денежной компенсации) в размере не ниже одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования ЦБ РФ от невыплаченных в срок сумм за каждый день задержки начиная со следующего дня после установленного срока выплаты по день фактического расчета включительно.

В этой связи, денежная компенсация, предусмотренная статьей 236 Трудового кодекса, является доходом, освобождаемым от налогообложения НДФЛ.

(Письмо Минфина России от 26.10.2009 03-04-05-01/765)

Заявление о возврате госпошлины подается в налоговую по месту суда.

Минфин РФ в своем письме № 03-05-05-03/16 от 26.10.2009 уточняет особенности возврата организации уплаченной государственной пошлины за подачу искового заявления в суд за защитой своих прав, в случае ее отказа от обращения в данный суд.

В письме отмечается, что государственная пошлина подлежит возврату частично или полностью в случае отказа лиц, уплативших госпошлину, от совершения юридически значимого действия до обращения в уполномоченный орган, совершающий данное юридически значимое действие.

Заявление о возврате излишне уплаченной госпошлины по делам, рассматриваемым в судах, а также мировыми судьями, подается плательщиком в налоговый орган по месту нахождения суда, в котором рассматривалось дело. При этом данное заявление может быть подано в течение трех лет со дня уплаты госпошлины.

К заявлению о возврате прилагаются решения, определения и справки судов об обстоятельствах, являющихся основанием для полного или частичного возврата излишне уплаченной суммы госпошлины, а также подлинные платежные документы в случае, если государственная пошлина подлежит возврату в полном размере, а в случае, если она подлежит возврату частично, - копии указанных платежных документов.

Возврат излишне уплаченной (взысканной) суммы государственной пошлины производится в течение одного месяца со дня подачи указанного заявления о возврате.

Также плательщик государственной пошлины имеет право на зачет излишне уплаченной (взысканной) суммы государственной пошлины в счет суммы государственной пошлины, подлежащей уплате за совершение аналогичного действия.

(Письмо Минфина России от 26.10.2009 № 03-05-05-03/16)

За месяц регистрации ЕНВД не уплачивается.

В соответствии с пунктом 10 статьи 346.29 НК РФ размер вмененного дохода за квартал, в течение которого осуществлена соответствующая государственная регистрация налогоплательщика, рассчитывается исходя из полных месяцев начиная с месяца, следующего за месяцем указанной государственной регистрации.

Таким образом, при регистрации ИП в качестве налогоплательщика ЕНВД в сфере розничной торговли в июне 2009 года уплату данного налога следует производить с 1 июля 2009 года.

Такие разъяснения представлены Минфином РФ в письме № 03-11-09/354 от 21.10.2009.

(Письмо Минфина России от 21.10.2009 № 03-11-09/354)

Организация питания сотрудников детсада в собственной столовой под ЕНВД не подпадает.

В связи с тем, что организация питания сотрудников дошкольного образовательного учреждения может являться неотъемлемой частью процесса функционирования данного учреждения и осуществляется самим учреждением дошкольного образования (детским садом), то такая организация питания его сотрудников не подлежит переводу на уплату ЕНВД.

Таким образом, взимаемая с сотрудников негосударственного образовательного учреждения (детского сада) плата за питание должна облагаться в рамках общей системы налогообложения или в соответствии с УСН.

Такие разъяснения представлены Минфином РФ в письме № 03-11-06/3/251 от 26.10.2009.

(Письмо Минфина России от 26.10.2009 № 03-11-06/3/251)

Порядок применения ставок налога на имущество зависит от местного законодательства.

Минфин в своем письме № 03-05-06-01/287 от 26.10.2009 разъясняет порядок применения ставок налога на имущество физических лиц для предпринимателя, у которого в собственности находится жилой дом и магазин.

Учитывая, что действующим законодательством не установлены особенности определения суммарной инвентаризационной стоимости имущества в зависимости от наличия или отсутствия у налогоплательщика обязанности по уплате налога на имущество, ставки налога на имущество физических лиц должны определяться исходя из суммарной инвентаризационной стоимости имущества, признаваемого объектами налогообложения по НДФЛ.

В связи с этим, если представительным органом муниципального образования ставки налога на имущество физлиц дифференцированы в зависимости от типа использования имущества (жилое или нежилое), то суммарная инвентаризационная стоимость должна определяться отдельно по каждому типу использования имущества.

В этом случае при определении ставки налога на имущество в отношении жилого помещения, принадлежащего физическому лицу, инвентаризационная стоимость нежилого помещения, принадлежащего этому же физическому лицу и используемого им в предпринимательской деятельности, не учитывается.

Если представительным органом муниципального образования ставки налога на имущество физических лиц установлены вне зависимости от типа использования имущества (жилое или нежилое), то суммарная инвентаризационная стоимость должна определяться в целом по всем объектам.

В этом случае инвентаризационная стоимость нежилого помещения, принадлежащего физическому лицу и используемого им в предпринимательской деятельности, учитывается при определении ставки налога на имущество в отношении жилого помещения, принадлежащего этому же физическому лицу, независимо от того, что у физического лица отсутствует обязанность по уплате налога в отношении данного нежилого помещения в связи с применением УСН.

(Письмо Минфина России от 26.10.2009 № 03-05-06-01/287)

При утилизации автомобиля владелец уплачивает НДФЛ самостоятельно.

При получении физическими лицами от организации доходов при утилизации принадлежащих им автомобилей, организация не признается налоговым агентом, поскольку в данном случае имеет место получение физическими лицами доходов от продажи имущества, принадлежащего им на праве собственности.

Таким образом, в данной ситуации исчисление и уплату НДФЛ налогоплательщики осуществляет самостоятельно.

Вместе с тем, до 1 января 2010 года физические лица, получившие доходы при утилизации автомобилей, принадлежащих им более 3 лет, вправе воспользоваться имущественным налоговым вычетом в сумме полученных доходов.

С 1 января 2010 года указанные доходы освобождаются от налогообложения. При этом предоставление налоговой декларации по НДФЛ в налоговые органы не требуется.

Такие разъяснения представили специалисты Минфина РФ в письме № 03-04-08-01/71 от 20.10.2009.

(Письмо Минфина России от 20.10.2009 № 03-04-08-01/71)

Минфин уточняет особенности применения ККТ вмененщиками.

Минфин РФ в своем письме № 03-01-15/9-474 от 23.10.2009 разъясняет, может ли организация-плательщик ЕНВД продолжать использовать исключенную из реестра ККМ и выдавать по требованию покупателя чек ККМ.

В документе отмечается, что плательщик ЕНВД может осуществлять наличные денежные расчеты и (или) расчеты с использованием платежных карт без применения ККТ при условии выдачи по требованию покупателя документа (товарного чека, квитанции или другого документа, подтверждающего прием денежных средств за соответствующий товар (работу, услугу), в котором должны содержаться сведения, предусмотренные федеральным законодательством.

В том случае, если выдаваемый документ не содержит требуемые сведения, организация не освобождается от обязанности применять ККТ.

При этом применение модели ККТ в случае исключения ее из Государственного реестра возможно до истечения нормативного срока амортизации.

Использование ККТ, исключенной из Государственного реестра, после истечения нормативного срока ее амортизации, влечет ответственность, установленную законодательством.

(Письмо Минфина России от 23.10.2009 № 03-01-15/9-474)

При аресте счетов и имущества должника его обязательства не относят к безнадежным.

Минфин РФ в письме № 03-03-06/1/687 от 23.10.2009 приводит комментарии о порядке списания в целях налогообложения прибыли организаций безнадежной задолженности, в случае, если исполнение Решения суда в принудительном порядке задолженности не представляется возможным, т.к. в отношении Генерального директора организации должника возбуждено уголовное дело по факту мошенничества в особо крупном размере, вследствие чего имущество и счета компании находятся под арестом.

В письме отмечается, что арест имущества должника в связи с возбуждением уголовного дела против последнего, а также постановление следователя о признании кредитора потерпевшим (гражданским истцом) не прекращают исполнение обязательства, вследствие чего данное обязательство не имеет признаков безнадежного.

Вместе с тем, сомнительным долгом признается любая задолженность перед налогоплательщиком, возникшая в связи с реализацией товаров, выполнением работ, оказанием услуг, в случае, если эта задолженность не погашена в сроки, установленные договором, и не обеспечена залогом, поручительством, банковской гарантией.

В этой связи, налогоплательщик, имеющий сомнительную задолженность, вправе на последнее число отчетного (налогового) периода сформировать в отношении нее резерв по сомнительным долгам, а расходы по формированию такого резерва отразить в составе внереализационных расходов.

В тот период, когда сомнительная задолженность будет признана безнадежной, налогоплательщик осуществляет списание такой задолженности за счет сумм созданного ранее резерва по сомнительным долгам.

В случае, если сумма созданного резерва меньше суммы безнадежного долга, подлежащего списанию, разница (убыток) подлежит включению в состав внереализационных расходов.

(Письмо Минфина России от 23.10.2009 № 03-03-06/1/687)

При дарении имущества работнику организация удерживает НДФЛ.

Минфин РФ в своем письме № 03-11-06/2/222 от 23.10.2009 приводит порядок определения дохода организацией, применяющей УСН, и уплаты организацией НДФЛ со стоимости имущества, подаренного физическому лицу.

В письме отмечается, что в случае передачи имущества по договору дарения в собственность физическому лицу у организации не возникает объект налогообложения по налогу, уплачиваемому в связи с применением УСН.

Кроме того, при дарении организацией своему работнику имущества удержание НДФЛ производится из денежных средств, выплачиваемых налогоплательщику, а при невозможности удержать у налогоплательщика данную сумму налога в течение 12-ти месяцев налоговый агент обязан письменно сообщить в налоговый орган по месту своего учета о невозможности удержать налог и сумме задолженности налогоплательщика.

(Письмо Минфина России от 23.10.2009 № 03-11-06/2/222)

При стоимости ОС более 100 млн. рублей ИП теряет право на УСН.

Минфин РФ в своем письме № 03-11-09/357 от 27.10.2009 поясняет, утратит ли право применять УСН индивидуальный предприниматель после ввода в эксплуатацию объекта, остаточная стоимость которого будет превышать 100 млн. рублей.

В соответствии с подпунктом 16 пункта 3 статьи 346.12 НК РФ не вправе применять УСН организации, у которых остаточная стоимость основных средств и нематериальных активов, определяемая в соответствии с законодательством Российской Федерации о бухгалтерском учете, превышает 100 млн. рублей.

В этой связи определение остаточной стоимости основных средств и нематериальных активов у ИП производится по правилам, установленным подпунктом 16 пункта 3 статьи 346.12 Кодекса для организаций.

При этом учитываются основные средства и нематериальные активы, которые подлежат амортизации и признаются амортизируемым имуществом в соответствии с главой 25 Кодекса.

(Письмо Минфина России от 27.10.2009 № 03-11-09/357)

ИП, оказывающий услуги по сборке мебели, может применять патентную УСН.

Индивидуальный предприниматель, оказывающий физическим и юридическим лицам услуги по сборке мебели, приобретенной в разобранном виде, может применять упрощенную систему налогообложения на основе патента по виду деятельности "Изготовление и ремонт мебели", при условии соблюдения требований, содержащихся в статье 346.25.1 НК РФ.

Такие разъяснения представлены Минфином РФ в письме № 03-11-09/358 от 27.10.2009.

(Письмо Минфина России от 27.10.2009 № 03-11-09/358)

Субсидии на погашение процентов по кредиту включают в базу по УСН.

Субсидии, полученные организациями (кроме автономных учреждений), на погашение процентов по кредиту, в рамках реализации целевой программы "Развитие малого и среднего предпринимательства в Читинской области", должны учитываться при определении налоговой базы по налогу, уплачиваемому при применении УСН.

Такие разъяснения представлены Минфином РФ в письме № 03-11-06/2/224 от 27.10.2009.

(Письмо Минфина России от 27.10.2009 № 03-11-06/2/224)

ОС, учитываемые на счете 03, подлежат налогообложению налогом на имущество.

Минфин РФ в своем письме № 03-05-06-01/68 от 26.10.2009 поясняет особенности налогообложении налогом на имущество организаций оборудования, приобретенного с целью дальнейшей передачи его в аренду.

В письме отмечается, что при принятии актива к бухгалтерскому учету в качестве основных средств необходимо руководствоваться правилами формирования в бухгалтерском учете информации об основных средствах организации, установленными Положением по бухгалтерскому учету "Учет основных средств" (ПБУ 6/01).

При этом в указанное Положение приказом Минфина России от 12.12.05 N 147н внесены изменения, касающиеся признания основными средствами материальных ценностей, предназначенных исключительно для предоставления организацией за плату во временное владение и пользование или во временное пользование с целью получения дохода, отражаемых по правилам бухгалтерского учета в составе доходных вложений в материальные ценности (пункт 5 ПБУ 6/01).

Изменения вступили в силу, начиная с бухгалтерской отчетности 2006 года.

Поэтому основные средства, учитываемые в бухгалтерской отчетности на счете 03 "Доходные вложения в материальные ценности", подлежат налогообложению налогом на имущество организаций в общеустановленном порядке.

(Письмо Минфина России от 26.10.2009 № 03-05-06-01/68)

За непредставление нулевой декларации взимается штраф в 100 рублей.

В соответствии с налоговым законодательством непредставление налогоплательщиком в установленный срок налоговой декларации в налоговый орган по месту учета влечет взыскание штрафа в размере 5% суммы налога, подлежащей уплате (доплате) на основании этой декларации, за каждый полный или неполный месяц со дня, установленного для ее представления, но не более 30% указанной суммы и не менее 100 рублей.

Таким образом, в случае, если сумма налога, подлежащая доплате по налоговой декларации, представленной в налоговый орган с нарушением установленного срока, равна нулю, за нарушение срока представления в налоговый орган налоговой декларации взимается штраф в размере 100 рублей.

Такие разъяснения представили специалисты Минфина РФ в письме № 03-07-11/270 от 27.10.2009.

(Письмо Минфина России от 27.10.2009 № 03-07-11/270)

Минфин уточняет порядок исчисления госпошлины истцом.

Минфин РФ в письме № 03-05-06-03/57 от 27.10.2009 разъясняет особенности исчисления истцом государственной пошлины, при подаче исковых заявлений имущественного характера, если цена иска составляет 5 282 000 рублей.

В документе отмечается, что в соответствии с пунктом 3 статьи 333.36 НК РФ в случае, если цена иска превышает 1 000 000 рублей, плательщики освобожденные от уплаты госпошлины, уплачивают государственную пошлину в сумме, исчисленной в соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 333.19 НК РФ и уменьшенной на сумму государственной пошлины, подлежащей уплате при цене иска 1 000 000 рублей.

Следовательно, если сумма иска составляет 5 282 000 рублей, то плательщик должен определить сумму государственной пошлины согласно абзацу 6 подпункта 1 пункта 1 статьи 333.19 НК РФ с учетом предельного размера государственной пошлины (не может превышать размер свыше 20 000 рублей независимо от цены иска) и уменьшить ее на сумму государственной пошлины при цене иска 1 000 000 рублей, которая составляет 9100 рублей (6600 рублей + (1000 000 - 500 000) х 0,5%).

Таким образом, при обращении в суд общей юрисдикции, к мировым судьям истец, освобождаемый от уплаты государственной пошлины при подаче исковых заявлений имущественного характера и (или) исковых заявлений в соответствии с пунктом 3 статьи 333.36 НК РФ, при цене иска в сумме 5 282 000 рублей должен заплатить государственную пошлину в сумме 10 900 рубля (20 000 - 9100 рублей).

(Письмо Минфина России от 27.10.2009 № 03-05-06-03/57)

При безвозмездной аренде госимущества уплачивается НДС.

Минфин РФ в своем письме № 03-03-06/4/91 от 20.10.2009 приводит разъяснения по вопросу применения налога НДС и налога на прибыль организаций в отношении услуг по предоставлению в аренду федерального имущества, составляющего государственную казну РФ, в бессрочное безвозмездное пользование.

В письме отмечается, что пунктом 3 статьи 161 НК РФ установлен особый порядок уплаты НДС в отношении услуг по аренде государственного и муниципального имущества, приобретаемых за плату, согласно которому исчисление суммы налога производится покупателем - налоговым агентом при оплате этих услуг, то есть либо в момент предварительной оплаты приобретаемых услуг, либо в момент оплаты уже приобретенных услуг.

В случае приобретения данных услуг на безвозмездной основе НДС исчисляется покупателем в общеустановленном порядке, предусмотренном пунктом 1 статьи 167 Кодекса, то есть на момент оказания услуг.

Кроме того, при определении налоговой базы по налогу на прибыль при безвозмездном пользовании имуществом учитывается рыночная стоимость аренды помещений, без учета НДС.

(Письмо Минфина России от 20.10.2009 № 03-03-06/4/91)

Размер доплат за совмещение профессий ограничивается только трудовым договором.

Минфин РФ в своем письме № 03-03-06/1/702 от 29.10.2009 разъясняет учет для целей налогообложения прибыли заработной платы работника, выполняющего дополнительную работу в течение установленной продолжительности рабочего дня наряду с работой, определенной трудовым договором, по дополнительному соглашению к данному трудовому договору, исходя из размера доплаты, превышающего 50% должностного оклада.

В документе отмечается, что трудовое законодательство не ограничивает размер доплаты за совмещение профессий, расширение зон обслуживания, увеличение объема работы или исполнение обязанностей временно отсутствующего работника без освобождения от работы.

В этой связи, согласно положениям статьи 255 НК РФ налогоплательщик вправе признать в составе расходов на оплату труда доплату за совмещение профессий (должностей), расширение зон обслуживания, увеличение объема работы или исполнение обязанностей временно отсутствующего работника без освобождения от работы, в размере, определенном соглашением сторон трудового договора.

(Письмо Минфина России от 20.10.2009 № 03-03-06/1/702)

Срок амортизации арендованного объекта распространяется и на неотделимые улучшения.

Минфин РФ в своем письме № 03-03-06/2/209 от 29.10.2009 поясняет, имеет ли право банк в случае произведения неотделимых улучшений в арендуемое помещение, учитываемых как основное средство, принять в налоговом учете срок амортизации по неотделимым улучшениям, отличный от срока эксплуатации арендуемого помещения.

В этой связи отмечается, что срок полезного использования для произведенных арендатором неотделимых улучшений в арендованное имущество равен сроку полезного использования объекта аренды при расчете амортизации.

(Письмо Минфина России от 29.10.2009 № 03-03-06/2/209)

Бюджетные средства на капремонт жилья могут не облагаться налогом на прибыль.

Средства из бюджета, полученные управляющей организацией на долевое финансирование проведения капремонта многоквартирных домов в соответствии с Федеральным законом "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства", не подлежат включению в базу по налогу на прибыль организаций.

Кроме того, при определении базы по налогу на прибыль организаций также не учитываются целевые поступления, в виде отчислений собственников квартир на формирование резерва на проведение капремонта общего имущества, которые производятся ТСЖ, жилищному кооперативу, садоводческому, садово-огородному, гаражно-строительному, жилищно-строительному кооперативу или иному специализированному потребительскому кооперативу их членами.

Таким образом, доходы в виде отчислений собственников квартир на формирование резерва на проведение капремонта общего имущества, поступившие иным лицам, подлежат включению в состав доходов, учитываемых при налогообложении прибыли организаций.

Такие разъяснения приводит Минфин РФ в письме № 03-03-06/1/710 от 29.10.2009.

(Письмо Минфина России от 29.10.2009 № 03-03-06/1/710)


Вернуться в начало



При подготовке настоящей рассылки использованы материалы компаний "Гарант", АО "Консультант Плюс"; изданий "Учет. Налоги. Право", "Российский налоговый курьер". Настоящая работа не представляет собой консультацию или совет. ООО "ФинЭкспертиза" не гарантирует достоверность, адекватность и полноту приведенных сведений и не несет ответственность ни за какие ошибки или упущения, а также результаты использования этого материала.