Мониторинг изменений за период 16.11.09 - 20.11.09



Правовые новости

Утвержден порядок ведения реестра владельцев именных ценных бумаг.

ФСФР РФ своим приказом № 09-33/пз-н от 13.08.2009 установила требования к порядку ведения реестра владельцев именных ценных бумаг, в случае самостоятельного ведения этого реестра акционерными обществами.

Так, согласно документу, проведение операций в реестре владельцев именных ценных бумаг должно осуществляться на основании внутреннего документа акционерного общества - правил ведения реестра владельцев именных ценных бумаг, утвержденных советом директоров (наблюдательным советом) акционерного общества.

В этой связи приказом утверждены требования к соответствующим правилам.

Кроме того, акционерные общества, самостоятельно осуществляющие ведение реестра владельцев именных ценных бумаг, обязаны ежегодно, не позднее 15 февраля года, следующего за отчетным, представлять отчетность по состоянию на конец отчетного периода, в территориальные органы ФСФР.

(Приказ ФСФР РФ от 13.08.2009 № 09-33/пз-н)

Минфин изменил правила указания информации в расчетных документах на перечисление налогов.

Минфин РФ своим Приказом № 102н от 01.10.2009 утвердил внесение ряда изменений в Правила указания информации в полях расчетных документов на перечисление налогов, сборов и иных платежей в бюджетную систему РФ.

Так, изменяются правила заполнения расчетных документов на перечисление платежей в бюджетную систему РФ на счета, открытые органам Федерального казначейства в подразделениях расчетной сети Банка России на балансовом счете № 40101 "Доходы, распределяемые органами Федерального казначейства между уровнями бюджетной системы Российской Федерации".

Кроме того, согласно документу, в новой редакции излагаются Правила указания информации, идентифицирующей платеж в расчетных документах на перечисление таможенных и иных платежей от внешнеэкономической деятельности, а также Правила указания информации, идентифицирующей лицо или орган, оформившие расчетный документ, на перечисление налогов, сборов и иных платежей в Бюджетную систему РФ.

(Приказ Минфина РФ от 01.10.2009 № 102н)

Дополнен порядок исчисления среднего заработка.

Правительство РФ своим постановлением № 916 от 11.11.2009 внесло дополнения в Положение об особенностях порядка исчисления средней заработной платы.

Согласно документу, в случае если при повышении в организации тарифных ставок, окладов, денежного вознаграждения изменяются перечень ежемесячных выплат и их размеры, средний заработок повышается на коэффициенты, которые рассчитываются путем деления вновь установленных тарифных ставок, окладов, денежного вознаграждения и ежемесячных выплат на ранее установленные тарифные ставки, оклады, денежное вознаграждение и ежемесячные выплаты.

(Постановление Правительства РФ от 11.11.2009 № 916)

Утвержден прожиточный минимум в целом по РФ.

Председатель Правительства РФ Владимир Путин подписал Постановление № 925 от 14 ноября 2009 г. "Об установлении величины прожиточного минимума на душу населения и по основным социально-демографическим группам населения в целом по РФ за II квартал 2009 г.", передает правительственная пресс-служба.

В соответствии с документом установлена величина прожиточного минимума в целом по Российской Федерации за II квартал 2009 г. на душу населения 5 187 рублей, для трудоспособного населения – 5607 рублей, пенсионеров - 4129 рублей, детей – 4963 рубля.

(Постановление Правительства РФ от 14.11.2009 № 925)

Утверждены размеры пособий по безработице на 2010 год.

Председатель Правительства РФ Владимир Путин подписал Постановление № 926 от 14 ноября 2009 года, которое устанавливает на 2010 г минимальную величину пособия по безработице в размере 850 руб. и максимальную величину – 4 900 руб.

Текст постановления размещен сегодня на правительственном сайте.

В настоящее время действуют такие же размеры минимального и максимального пособия по безработице.

(Постановление Правительства РФ от 14.11.2009 № 926)

Коэффициент-дефлятор К1 в 2010 году составит 1,295.

Минэкономразвития РФ своим Постановлением № 465 от 13.11.2009 установил на 2010 год коэффициент-дефлятор К1, необходимый для расчета налоговой базы по ЕНВД, в соответствии с главой 26.3 НК РФ, равный 1,295.

(Постановление Минэкономразвития РФ от 13.11.2009 № 465)

С 1 ноября 2009 г. применяется новый порядок депонирования кредитными организациями обязательных резервов в ЦБР.

В связи с этим утрачивает силу Указание ЦБР, согласно которому кредитные организации при расчете обязательных резервов могли временно не учитывать обязательства перед Госкорпорацией "Агентство по страхованию вкладов" (АСВ). В состав резервируемых обязательств разрешалось не включать и обязательства перед инвесторами, не являющимися кредитными организациями, возникающие в рамках оказания финансовой помощи по планам участия АСВ в предупреждении банкротства. Данные правила должны были действовать до 1 марта 2010 г. Указание вступает в силу по истечении 10 дней после дня его официального опубликования в "Вестнике Банка России".

(Указание ЦБР от 9 октября 2009 г. N 2307-У "О признании утратившим силу Указания Банка России от 22 мая 2009 года N 2237-У "Об исключении из состава резервируемых обязательств обязательств перед государственной корпорацией "Агентство по страхованию вкладов" и(или) обязательств перед инвесторами, не являющимися кредитными организациями")

ЦБР описал особенности предоставления кредитным организациям права на усреднение обязательных резервов.

В новой редакции изложены особенности предоставления кредитным организациям права на усреднение обязательных резервов. Это обусловлено принятием нового Положения ЦБР "Об обязательных резервах кредитных организаций". По сути они остались прежними. Указаны лишь реквизиты нового Положения. Напомним, что до 1 марта 2010 г. воспользоваться правом на усреднение обязательных резервов могут кредитные организации из любой классификационной группы, присваиваемой по результатам оценки экономического положения. Однако для получения данного права кредитная организация должна отвечать следующим критериям: не иметь недовзноса, неуплаченного штрафа за нарушение нормативов обязательных резервов; выполнить обязанность по усреднению обязательных резервов в предыдущем периоде усреднения (если она пользовалась правом усреднения). Также у организации не должно быть просроченных денежных обязательств перед ЦБР. Указание вступает в силу по истечении 10 дней после дня его официального опубликования в "Вестнике Банка России" и действует до 1 марта 2010 г.

(Указание ЦБР от 9 октября 2009 г. N 2306-У "Об особенностях предоставления кредитным организациям права на усреднение обязательных резервов")

Определен новый порядок направления банком ходатайства о прекращении права на работу с вкладами на основании соответствующего требования Банка России.

Требование ЦБР направляется в случае, если банк не соблюдает условия участия в страховании вкладов. Недавними изменениями в Федеральный закон "О страховании вкладов физических лиц в банках Российской Федерации" их перечень был уточнен. Требование направляется территориальным учреждением, осуществляющим надзор за деятельностью банка, в течение 5 рабочих дней со дня принятия Комитетом банковского надзора соответствующего решения. На основании требования банк составляет ходатайство.

Если банк имеет лицензию на привлечение во вклады денежных средств физлиц в рублях (или в рублях и в иностранной валюте), ходатайство и первый экземпляр лицензии направляются в территориальное учреждение. При наличии Генеральной лицензии она и ходатайство направляются в Департамент лицензирования деятельности и финансового оздоровления кредитных организаций. Право на работу с вкладами прекращается с даты проставления на лицензии штампа "Лицензия утратила силу". Территориальное учреждение в течение 5 рабочих дней после проставления штампа информирует об этом подразделение федерального органа исполнительной власти, уполномоченного осуществлять госрегистрацию юрлиц и ИП. Также уведомляется Департамент. Сведения о признании утратившей силу лицензии заносятся в Книгу государственной регистрации кредитных организаций. Вместо Генеральной лицензии Департамент оформляет банку лицензию на осуществление банковских операций со средствами в рублях и иностранной валюте (без права привлечения во вклады денежных средств физлиц). Дата ее подписания и дата штампа должны совпадать.

Прежний порядок направления банком ходатайства о прекращении права на работу с вкладами признан утратившим силу. Указание вступает в силу по истечении 10 дней после дня его официального опубликования в "Вестнике Банка России".

(Указание ЦБР от 21 сентября 2009 г. N 2296-У "О порядке представления банком ходатайства о прекращении права на работу с вкладами на основании требования Банка России, направляемого в случае несоответствия банка требованиям к участию в системе страхования вкладов или в соответствии с частью 34 статьи 48 Федерального закона "О страховании вкладов физических лиц в банках Российской Федерации", и порядке признания утратившей силу лицензии Банка России на привлечение во вклады денежных средств физических лиц в рублях, или лицензии Банка России на привлечение во вклады денежных средств физических лиц в рублях и иностранной валюте, или Генеральной лицензии")

Определен порядок организации и проведения ряда работ по ремонту и содержанию автомобильных дорог общего пользования федерального значения.

Это работы по восстановлению транспортно-эксплуатационных характеристик дорог, при выполнении которых не затрагиваются их характеристики надежности и безопасности, работы по оценке и поддержанию надлежащего технического состояния дорог, по организации и обеспечению безопасности движения. Организация работ по ремонту и содержанию дорог, находящихся в оперативном управлении ФГУ, осуществляется указанными учреждениями, в отношении дорог, находящихся на доверительном управлении госкомпании "Российские автомобильные дороги" - этой компанией.

Оценка технического состояния дорог проводится в порядке, установленном Минтрансом России. По ее результатам ФГУ и компания формируют планы разработки проектов или сметных расчетов. При формировании также учитываются проекты организации дорожного движения и аварийность. Планы ФГУ утверждает Росавтодор. Компания утверждает свои планы самостоятельно.

Если размер выделяемых бюджетных средств будут ниже потребности, при разработке сметных расчетов должны быть приоритетными работы, влияющие на безопасность дорожного движения и на срок службы элементов дороги и входящих в ее состав дорожных сооружений. Приемка результатов работ по ремонту осуществляется ФГУ и компанией в соответствии с условиями заключенного с подрядчиком контракта. Особенности проведения работ по ремонту и содержанию дорог необщего пользования федерального значения устанавливаются органом власти, в ведении которого они находятся.

(Постановление Правительства РФ от 14 ноября 2009 г. N 928 "Об утверждении Правил организации и проведения работ по ремонту и содержанию автомобильных дорог федерального значения")

Утверждены формы сведений об объеме дополнительных страховых взносов на накопительную часть трудовой пенсии.

Граждане могут добровольно вступать в правоотношения по обязательному пенсионному страхованию. В период с 1 октября 2008 г. до 1 октября 2013 г. в России действует госпрограмма софинансирования сформированных таким образом пенсионных накоплений. В ее рамках к каждой тысяче рублей взносов лиц, достигших пенсионного возраста и не обратившихся за назначением пенсии, государство добавляет еще 4 тысячи (но не более 48), прочих лиц - еще одну (но не более 12). При этом внесенная гражданином сумма должна быть не менее 2 тыс. руб. Утверждена форма, по которой ПФР должен представлять информацию об указанных взносах. В ней отдельно отражаются количество лиц, максимальная сумма софинансирования для которых составляет 12 тыс. руб., лиц, максимальная сумма софинансирования для которых составляет 48 тыс. руб., и лиц, внесших менее 2 тыс. руб. Также в форму заносится информация об общей сумме взносов по каждой из указанных групп.

(Приказ Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 23 сентября 2009 г. N 791н "Об утверждении формы сведений об объеме дополнительных страховых взносов на накопительную часть трудовой пенсии, уплаченных застрахованными лицами самостоятельно либо перечисленных через работодателя в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации и отраженных в специальной части индивидуального лицевого счета застрахованного лица")

С 1 января 2010 г. вводится измененный порядок формирования страхового резерва страховщиками по ОСАГО.

Если разница между доходами и расходами страховщика за первый квартал, полугодие, 9 месяцев, календарный год превысит 5% от доходов, сумма превышения направляется на формирование страхового резерва для компенсации расходов на страховые выплаты и прямое возмещение убытков в последующие периоды (стабилизационный резерв). Эти суммы направляются в резерв до достижения им величины, равной 10% от размера страхового резерва произошедших, но незаявленных убытков, сформированного для страховых выплат на конец отчетного периода.

С 1 января 2010 г. по 31 декабря 2012 г. включительно страховщики могут снижать величину накопленного страхового резерва и уменьшать отчисления в него от доходов. В соответствие с указанными правилами приводится порядок формирования страховых резервов по страхованию, иному чем страхование жизни. Размер стабилизационного резерва должен быть приведен в соответствие с предельной величиной по состоянию на 31 декабря 2012 г.

Приказ вступает в силу с 1 января 2010 г.

(Приказ Минфина РФ от 1 октября 2009 г. N 101н "О внесении изменений в Правила формирования страховых резервов по страхованию иному, чем страхование жизни, утвержденные приказом Министерства финансов Российской Федерации от 11 июня 2002 г. N 51н")


Вернуться в начало


Судебная практика

ВАС издал письмо о применении статьи 5 Федерального закона от 19.07.2009 N 195-ФЗ.

В июле 2009 г. в ряд законодательных актов были внесены изменения, направленные на совершенствование законодательства о банкротстве. Помимо прочего, изменения коснулись вопросов назначения арбитражных управляющих, выплаты им вознаграждения, определения размера иных расходов на проведение процедур банкротства. Данные поправки предусматривают, что после 20.07.2009 (день вступления их в силу) размер вознаграждения и расходы на проведение процедур банкротства определяются в новом (измененном) порядке. Согласно разъяснению Президиума ВАС РФ, эти изменения должны применяться и в тех случаях, когда арбитражный управляющий утверждается уже после указанной даты в рамках процедуры банкротства, проводимой в соответствии с Законом о банкротстве в редакции ФЗ 30.12.2008 N 296-ФЗ (т. е. процедурой, введенной по прежним правилам).

(Информационное письмо Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 5 ноября 2009 г. N 133 "О применении статьи 5 Федерального закона от 19.07.2009 N 195-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации")

Объект недвижимости должен определяться точно установленными границами.

ФАС Северо-Кавказского округа в Постановлении от 9 ноября 2009 г. по делу N А32-3424/2009 указал, что недвижимость может быть введена в оборот исключительно в качестве обособленного объекта недвижимости, для чего требуется определение границ расположения объекта недвижимости с должной индивидуализацией.

ФАС отметил, что для создания обособленного объекта недвижимости необходимо соблюдение предварительных административных предпосылок, в частности, предоставление земельного участка.

Принятию уполномоченным органом решения о предоставлении земельного участка для строительства предшествует установление границ участка на местности и его государственный кадастровый учет. Принятие решения о предоставлении земельного участка для строительства без установления границ этого участка невозможно.

(Постановление ФАС Северо-Кавказского округа от 9 ноября 2009 г. по делу № А32-3424/2009)

Уплата поставщику суммы НДС не является условием для налогового вычета.

ФАС Северо-Кавказского округа в Постановлении от 6 ноября 2009 г. по делу N А32-8336/2008-13/98 признал, что применение налоговых вычетов по НДС производится без условия об уплате к этому моменту поставщику суммы НДС по приобретенному товару.

ФАС указал, что для получения права на вычеты по НДС необходимо:

  • оприходование приобретенного товара (работы, услуги);
  • приобретаемые товары (работы, услуги) должны предназначаться для производственной деятельности или иных операций, признаваемых объектом налогообложения;
  • наличие счета-фактуры.

Представление налогоплательщиком в налоговый орган всех надлежащим образом оформленных документов, предусмотренных законодательством о налогах и сборах, в целях получения налоговой выгоды является основанием для ее получения.

(Постановление ФАС Северо-Кавказского округа от 6 ноября 2009 г. по делу № А32-8336/2008-13/98)

Недобросовестность плательщика доказывает налоговый орган.

ФАС Северо-Кавказского округа в Постановлении от 5 ноября 2009 г. по делу N А53-3898/2009 признал, что, поскольку инспекция не представила доказательства совершения обществом и его контрагентами действий, направленных на искусственное создание условий для возмещения НДС, у нее отсутствовали основания для отказа в таком возмещении.

ФАС указал, что в сфере налоговых отношений действует презумпция добросовестности налогоплательщиков, следовательно, обязанность по доказыванию факта недобросовестности и представлению соответствующих доказательств возлагается на налоговый орган.

Обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, возлагается на орган или лицо, которые их приняли.

(Постановление ФАС Северо-Кавказского округа от 5 ноября 2009 г. по делу № А53-3898/2009)


Вернуться в начало


Прочее

Минфин уточнил особенности совмещения УСН и ЕНВД.

Организация, применявшая в предыдущие годы два режима налогообложения: систему ЕНВД и УСН, а с 1 января 2009 года применяющая только УСН, расходы по погашению задолженности по аренде помещения и по заработной плате за 2008 год, оплаченные в 2009 году, может учесть в 2009 году в части, относящейся к предпринимательской деятельности, облагавшейся в 2008 году в рамках УСН.

Такие разъяснения представлены в письме.

(Письмо Минфина России от 29.10.2009 № 03-11-06/3/257)

Расходы на обучение работника не облагаются взносами на ОПС.

Минфин РФ в своем письме № 03-11-06/2/234 от 30.10.2009 приводит разъяснения по вопросу уплаты страховых взносов на обязательное пенсионное страхование с суммы оплаты за обучение своего сотрудника организацией, применяющей УСН.

В этой связи отмечается, что если обучение работника организации производилось в связи с производственной необходимостью с целью повышения профессионального уровня работника по распоряжению руководителя организации на условиях и в порядке, которые определяются коллективным договором, соглашениями, трудовым договором, в образовательных учреждениях или в порядке индивидуальной подготовки у специалистов, обладающих соответствующей квалификацией, то суммы оплаты такого обучения не облагаются страховыми взносами на обязательное пенсионное страхование.

В противном случае вышеуказанные суммы являются объектом обложения страховыми взносами на обязательное пенсионное страхование в общеустановленном порядке.

(Письмо Минфина России от 30.10.2009 № 03-11-06/2/234)

Проценты по кредиту на строительство актива не формируют его первоначальную стоимость.

Минфин РФ в письме № 03-03-06/1/720 от 02.11.2009 поясняет особенности учета в целях налогообложения прибыли расходов в виде процентов по кредитам, привлеченным для приобретения или строительства инвестиционного актива, а также по займам, направленным на рефинансирование ранее выданных кредитов.

В документе отмечается, что расходы в виде процентов по кредитам, привлеченным для приобретения или строительства инвестиционного актива, а также по займам, направленным на рефинансирование долга, учитываются при определении базы по налогу на прибыль в составе внереализационных расходов в размере, не превышающем размера, установленного статьей 269 НК РФ.

Такие затраты не формируют первоначальную стоимость приобретенного или построенного инвестиционного актива.

(Письмо Минфина России от 02.11.2009 № 03-03-06/1/720)

Непроданный товар, переданный из розницы в опт, учитывается в отчетном периоде реализации.

Налогоплательщики, применяющие УСН в оптовой торговле и осуществляющие розничную торговлю, в отношении которой они признаются налогоплательщиками ЕНВД, при прекращении розничной торговли, могут учитывать стоимость товаров, нереализованных в розницу и переданных для реализации через оптовую торговлю, в отчетном периоде реализации этих товаров.

Данные комментарии можно найти в письме Минфина РФ № 03-11-06/2/230 от 30.10.2009.

(Письмо Минфина России от 30.10.2009 № 03-11-06/2/230)

Постановка на учет, как крупнейшего налогоплательщика, лишает ЕНВД со следующего квартала.

Организация получает статус крупнейшего налогоплательщика с момента ее постановки на учет в налоговом органе в качестве крупнейшего налогоплательщика и получения соответствующего уведомления.

Налогоплательщик, получивший уведомление о постановке на учет в налоговом органе в качестве крупнейшего, обязан перейти с уплаты ЕНВД на применение ОСНО с начала квартала, следующего за кварталом, в котором он получил уведомление о постановке на учет в налоговом органе в качестве крупнейшего налогоплательщика.

Такие разъяснения представил Минфин РФ в письме № 03-11-06/3/258 от 29.10.2009.

(Письмо Минфина России от 29.10.2009 № 03-11-06/3/258)

Размещение рекламы на топливозаправочных пистолетах облагается ЕНВД.

Предпринимательская деятельность по размещению наружной рекламы на полимерной насадке (филлборде) топливно-раздаточных пистолетов топливораздаточной колонки подлежит налогообложению ЕНВД, считают специалисты Минфина РФ в письме № 03-11-06/3/256 от 29.10.2009.

Согласно пункту 3 статьи 346.29 Кодекса при расчете указанного налога следует использовать физический показатель площадь информационного поля (в квадратных метрах) с базовой доходностью 3000 рублей в месяц.

(Письмо Минфина России от 29.10.2009 № 03-11-06/3/256)

Минфин поясняет учет расходов на незавершенное производство при переходе на УСН.

Организации, перешедшие на УСН, при определении налоговой базы учитывают материальные расходы, в том числе расходы на приобретение сырья и материалов, а также расходы на оплату труда - в момент погашения задолженности путем списания денежных средств с расчетного счета налогоплательщика, выплаты из кассы, а при ином способе погашения задолженности - в момент такого погашения.

В связи с этим при переходе на УСН указанные организации материальные расходы и расходы на оплату труда, относящиеся к нереализованной готовой продукции и незавершенному производству по состоянию на 1 января 2008 года, оплаченные в 2007 году, могли учитывать при определении налоговой базы за 1 квартал 2008 года.

Такие разъяснения представил Минфин РФ в письме № 03-11-06/2/233 от 30.10.2009.

(Письмо Минфина России от 30.10.2009 № 03-11-06/2/233)

Нерезидент вправе уменьшать доходы от продажи акций на подтвержденные расходы.

Минфин РФ в воем письме № 03-04-06-01/276 от 29.10.2009 отмечает, что налоговая база по НДФЛ в отношении доходов от купли-продажи ценных бумаг, полученных налогоплательщиком, не являющимся налоговым резидентом РФ, рассчитывается в соответствии с положениями статьи 214.1 Кодекса с учетом фактически произведенных и документально подтвержденных расходов, связанных с приобретением, хранением и реализацией указанных ценных бумаг.

(Письмо Минфина России от 29.10.2009 № 03-04-06-01/276)

ИП вправе воспользоваться имущественным вычетом при продаже земли.

Физическое лицо, осуществляющее предпринимательскую деятельность, вправе воспользоваться имущественным налоговым вычетом по НДФЛ при продаже земельных участков, приобретенных до его регистрации в качестве ИП, если расходы на приобретение таких участков, а также доходы от их реализации, не учитывались при налогообложении доходов, получаемых от осуществления предпринимательской деятельности, и у физического лица имеются иные доходы, не относящиеся к его предпринимательской деятельности, подлежащие налогообложению НДФЛ по ставке 13 %.

Такие разъяснения представлены Минфином РФ в письме № 03-11-09/364 от 30.10.2009.

(Письмо Минфина России от 30.10.2009 № 03-11-09/364)

Минфин уточняет порядок перехода на уплату ежемесячных авансов по налогу на прибыль.

Минфин РФ в своем письме № 03-03-06/1/717 от 30.10.2009 разъяснил порядок перехода на уплату ежемесячных авансовых платежей в целях налогообложения прибыли.

В письме отмечается, что организации, у которых за предыдущие четыре квартала доходы от реализации не превышали в среднем трех миллионов рублей за каждый квартал, уплачивают только квартальные авансовые платежи по итогам отчетного периода.

То есть, при превышении данного лимита организация обязана перейти на исчисление налога на прибыль по итогам отчетного периода с уплатой ежемесячных авансовых платежей.

В то же время, налогоплательщики имеют право перейти на исчисление ежемесячных авансовых платежей исходя из фактически полученной прибыли, подлежащей налогообложению.

В этом случае исчисление сумм авансовых платежей производится налогоплательщиками исходя из ставки налога и фактически полученной прибыли, рассчитываемой нарастающим итогом с начала налогового периода до окончания соответствующего месяца.

При этом сумма авансовых платежей, подлежащая уплате в бюджет, определяется с учетом ранее начисленных сумм авансовых платежей.

Налогоплательщик вправе перейти на уплату ежемесячных авансовых платежей исходя из фактической прибыли, уведомив об этом налоговый орган не позднее 31 декабря года, предшествующего налоговому периоду, в котором происходит переход на эту систему уплаты авансовых платежей. При этом система уплаты авансовых платежей не может изменяться налогоплательщиком в течение налогового периода.

Каждая из указанных норм носит самостоятельный характер.

(Письмо Минфина России от 30.10.2009 № 03-03-06/1/717)

Предельная величина процентов по досрочно востребованному вкладу равна ставке ЦБ.

Минфин РФ в своем письме № 03-03-06/2/212 от 03.11.2009 приводит особенности учета в целях налогообложения прибыли расходов в виде процентов по срочным вкладам при досрочном расторжении договора по инициативе клиента.

В письме отмечается, что если договор срочного вклада не содержит условие, предоставляющее банку право изменять в течение срока вклада размер процентной ставки, то в случае досрочного расторжения договора по инициативе вкладчика (физического лица) предельная величина процентов, признаваемых расходом в целях налогообложения прибыли принимается равной ставке рефинансирования Банка России, действующей на дату привлечения денежных средств.

(Письмо Минфина России от 03.11.2009 № 03-03-06/2/212)

Типовые документы можно перевести на русский язык один раз.

Первичные учетные документы, подтверждающие данные налогового учета, если они оформлены в соответствии с обычаями делового оборота, применяемыми в иностранном государстве и составлены на иностранном языке, должны быть в обязательном порядке переведены на русский язык.

При этом в случае наличия у налогоплательщика первичных документов, составленных на иностранном языке по типовой форме, достаточно однократно осуществить перевод на русский язык постоянных показателей типовой формы.

В последующем же налогоплательщик осуществляет при необходимости перевод изменяющихся показателей первичного документа.

Вместе с тем, действующим законодательством РФ не регламентируется порядок перевода первичных учетных документов с иностранного на русский язык.

Исходя из этого, такой перевод может быть сделан как профессиональным переводчиком, так и специалистами самой организации.

Такие комментарии привел Минфин РФ в письме № 03-03-06/1/725 от 03.11.2009.

(Письмо Минфина России от 03.11.2009 № 03-03-06/1/725)

Расходы арендатора на коммунальные платежи включаются в прочие расходы.

Специалисты Минфина поясняют особенности учета в целях налогообложения прибыли расходов, связанных с возмещением арендодателю коммунальных платежей.

Расходы арендатора за потребляемую электроэнергию и другие коммунальные платежи, услуги связи, услуги по охране и уборке арендуемых помещений учитываются в составе прочих расходов, связанных с производством и реализацией, как составная часть платы за аренду помещения.

Такие разъяснения привел Минфин РФ в письме № 03-03-06/1/724 от 03.11.2009.

(Письмо Минфина России от 03.11.2009 № 03-03-06/1/724)

При найме сотрудников в другом регионе обособленное подразделение не регистрируют.

Минфин РФ в своем письме № 03-02-07/1-493 от 03.11.2009 поясняет необходимость постановки на учет организации по месту осуществления деятельности, при трудоустройстве в новом для организации регионе РФ двух сотрудников, не имеющих постоянного рабочего места.

Специалисты ведомства отмечают, что в случае, если работниками организации выполняется работа на основании трудового договора и при этом отсутствуют стационарные рабочие места для этих работников, то оснований для постановки на учет в налоговых органах организации по месту выполнения таких работ не возникает.

(Письмо Минфина России от 03.11.2009 № 03-02-07/1-493)

Услуги покупателя поставщику могут признать не обоснованными.

Минфин РФ разъясняет учет в целях налогообложения прибыли организации-поставщика расходов по договору поставки, который предусматривает, что покупатель оказывает услуги доставки, рекламы и мерчандайзинга и на все услуги выставляет акты выполненных работ и счета фактуры.

Плата поставщика-продавца покупателю товаров за их размещение на полках магазинов в оговоренном месте не связана с возникновением у покупателя обязанности передать поставщику имущество, выполнить работы или оказать услуги в рамках договора поставки.

Соответственно, затраты поставщика-продавца по оплате действий покупателя - организации розничной торговли, производимых последним в рамках договора розничной купли-продажи, не могут рассматриваться как экономически обоснованные расходы для целей налогообложения прибыли.

В то же время могут выделяться случаи, когда заключенное между поставщиком-продавцом и покупателем (магазином) соглашение определяет целенаправленное выполнение предприятием розничной торговли за вознаграждение конкретных действий, обеспечивающих в итоге создание конкретных обстоятельств, привлекающих дополнительное внимание покупателей к наименованию и ассортименту товаров поставщика-продавца.

В таком случае при надлежащем документальном подтверждении указанные расходы, как расходы на рекламу, могут уменьшать размер налоговой базы по налогу на прибыль.

Кроме того, если действия покупателя - организации розничной торговли по наружной рекламе товаров, поставляемых поставщиком, оговоренные договором (соглашением) возмездного оказания услуг, способствуют привлечению внимания к данным товарам, то такие действия покупателя также могут рассматриваться в качестве услуг по рекламе, а расходы по оплате таких услуг могут уменьшать размер базы по налогу на прибыль поставщика.

Такие разъяснения представлены Минфином РФ в письме № 03-03-06/1/723 от 02.11.2009.

(Письмо Минфина России от 03.11.2009 № 03-03-06/1/723)

Исправленный счет-фактура регистрируется в налоговом периоде получения.

Минфин РФ в своем письме № 03-07-09/53 от 03.11.2009 разъясняет особенности применения вычетов по НДС на основании счетов-фактур.

В соответствии с действующими нормами счета-фактуры, не соответствующие установленным нормам их заполнения, не могут регистрироваться в книге покупок.

При этом в случае обнаружения нарушений в порядке составления продавцом счета-фактуры в данный счет-фактуру необходимо внести исправления, которые вносятся продавцом.

В этой связи исправленный в установленном порядке счет-фактура, подлежит регистрации в журнале учета полученных счетов-фактур и книге покупок в том налоговом периоде, в котором такой счет-фактура получен.

(Письмо Минфина России от 03.11.2009 № 03-07-09/53)

Суточные, установленные актом организации, не облагаются ЕСН.

Минфин РФ в своем письме № 03-04-06-02/80 от 03.11.2009 приводит разъяснения по вопросу начисления ЕСН на суммы суточных при направлении работников в командировки.

В письме отмечается, что учитывая положение статьи 168 ТК РФ, в соответствии с которым порядок и размеры возмещения расходов, связанных со служебными командировками, определяются коллективным договором или локальным нормативным актом, с 1 января 2009 года не подлежат налогообложению ЕСН суточные в размере (как фиксированном, так и по фактическим расходам), установленном локальным нормативным актом организации

(Письмо Минфина России от 03.11.2009 № 03-04-06-02/80)

С выплат директору - учредителю ЕСН не уплачивается.

Минфин РФ в своем письме № 03-04-06-02/79 от 03.11.2009 приводит разъяснения по вопросу налогообложения ЕСН и обложению страховыми взносами на ОПС выплат в пользу руководителя - единственного учредителя юридического лица.

В письме отмечается, что объектом налогообложения ЕСН для налогоплательщиков-организаций признаются выплаты и иные вознаграждения, начисляемые ими в пользу физических лиц по трудовым и гражданско-правовым договорам, предметом которых являются выполнение работ, оказание услуг (за исключением вознаграждений, выплачиваемых ИП, адвокатам, нотариусам, занимающимся частной практикой), а также по авторским договорам.

В случае отсутствия вышеуказанных договоров, в т.ч. трудового договора, между физическим лицом, как руководителем организации и организацией в лице этого же физического лица как ее единственного учредителя, объекта для исчисления ЕСН не возникает.

(Письмо Минфина России от 03.11.2009 № 03-04-06-02/79)

Имущественный вычет возвращает уже уплаченный НДФЛ.

Имущественный налоговый вычет, предоставляется налогоплательщику путем уменьшения дохода, подлежащего налогообложению в соответствующем налоговом периоде на сумму такого налогового вычета.

Если максимальный размер имущественного налогового вычета в налоговом периоде равен сумме доходов, полученных налогоплательщиком за этот налоговый период, то налоговая база принимается равной нулю.

В этом случае налогоплательщику возвращается сумма НДФЛ в размере 260 тыс. рублей, ранее удержанная в этом налоговом периоде по ставке 13% и перечисленная в соответствующий бюджет.

Если доходы налогоплательщика, полученные в налоговом периоде меньше величины имущественного налогового вычета, то остаток имущественного налогового вычета может быть перенесен на последующие налоговые периоды до полного его использования.

Такие разъяснения представил Минфин РФ в письме № 03-04-05-01/791 от 03.11.2009.

(Письмо Минфина России от 03.11.2009 № 03-04-05-01/791)

Минфин разъяснил особенности расчета остаточной стоимости ОС.

Минфин в своем письме № 03-03-06/1/700 от 28.10.2009 разъяснил особенности расчета остаточной стоимости амортизируемого имущества при его выбытии при начислении амортизации нелинейным методом, если амортизируемое имущество введено в эксплуатацию в июне 2008 г., а продано в апреле 2009 г.

В документе отмечается, что в этом случае организация должна восстановить амортизационную премию.

Восстановлению подлежит сумма амортизационной премии по амортизируемому имуществу, введенному в эксплуатацию с 1 января 2008 г., в случае его реализации начиная с 1 января 2009 года независимо от того самортизировано или нет такое имущество к моменту его реализации.

Согласно налоговому законодательству, остаточная стоимость объектов амортизируемого имущества, амортизация по которым начисляется нелинейным методом, определяется по формуле:

  • Sn = S x ( 1 - 0,01 x k )n, где
    • S - первоначальная (восстановительная) стоимость указанных объектов;
    • n - число полных месяцев, прошедших со дня включения указанных объектов в соответствующую амортизационную группу (подгруппу) до дня их исключения из состава этой группы (подгруппы), не считая периода, исчисленного в полных месяцах, в течение которого такие объекты не входили в состав амортизируемого имущества в соответствии с пунктом 3 статьи 256 НК РФ;
    • k - норма амортизации (в том числе с учетом повышающего (понижающего) коэффициента), применяемая в отношении соответствующей амортизационной группы (подгруппы);
    • Sn - остаточная стоимость указанных объектов по истечении n месяцев после их включения в соответствующую амортизационную группу (подгруппу).

Исходя из этого для расчета остаточной стоимости выбывающего имущества, амортизация по которому начисляется нелинейным методом, применяется число полных месяцев, прошедших со дня включения указанных объектов в соответствующую амортизационную группу (подгруппу) до дня их исключения из состава этой группы.

(Письмо Минфина России от 28.10.2009 № 03-03-06/1/700)

Минфин разъяснил налоговый учет зарплат, выплаченных в натуральной форме.

Минфин РФ в своем письме № 03-03-05/200 от 05.11.2009 приводит разъяснения по вопросу учета в целях налогообложения прибыли расходов на оплату труда, осуществленных в натуральной форме.

В письме отмечается, что исходя из норм Трудового кодекса РФ выплата работникам заработной платы в натуральной форме не должна превышать 20% от начисленного заработка.

В этой связи расходы организации в виде выплаты заработной платы в натуральной форме сверх установленного ТК РФ 20% размера, не учитываются при определении налоговой базы по налогу на прибыль как не предусмотренные законодательством Российской Федерации.

(Письмо Минфина России от 05.11.2009 № 03-03-05/200)

Упрощенцы вправе учесть расходы на услуги ИП — программиста.

Налогоплательщики, применяющие УСН и выбравшие в качестве объекта налогообложения доходы, уменьшенные на величину расходов, вправе при исчислении налоговой базы учесть в расходах затраты на оплату услуг программиста-индивидуального предпринимателя и оплату услуг по уборке помещения, поскольку такие расходы относятся к материальным расходам.

Такие разъяснения представлены Минфином РФ в письме № 03-11-06/2/235 от 03.11.2009.

(Письмо Минфина России от 03.11.2009 № 03-11-06/2/235)

Штраф за нарушение договора с органом власти включают в базу налога на прибыль.

Минфин РФ в письме № 03-03-06/1/729 от 06.11.2009 комментирует порядок налогового учета расходов в виде штрафов, пеней и иных санкций за нарушение договорных обязательств в рамках договоров, заключенных с публично-правовыми образованиями.

В письме отмечается, что поскольку органы госвласти, действующие от имени РФ или ее субъектов, участвуют в гражданских отношениях на равных правах с иными субъектами правоотношений, то расходы, в виде подлежащих уплате штрафов, пеней или иных санкций за нарушение обязательств, предусмотренных договорами с органам госвласти, могут быть учтены для целей налогообложения прибыли организаций.

При этом положения пункта 2 статьи 270 НК РФ, предусматривающие, что для целей налогообложения прибыли не учитываются расходы в виде пени, штрафов и иных санкций, перечисляемых в бюджет (в государственные внебюджетные фонды), а также штрафов и других санкций, взимаемых государственными организациями, которым законодательством РФ предоставлено право наложения указанных санкций, на рассматриваемые расходы не распространяются.

(Письмо Минфина России от 06.11.2009 № 03-03-06/1/729)

Минфин уточнил порядок отмены решения по результатам налоговой проверки.

В соответствии с НК РФ лицо, в отношении которого проводилась налоговая проверка, вправе участвовать в процессе рассмотрения материалов указанной проверки, в том числе материалов, полученных в результате дополнительных мероприятий налогового контроля, подтверждающих факт совершения нарушения законодательства о налогах и сборах, лично или через своего представителя.

При этом несоблюдение должностными лицами налоговых органов требований, установленных НК РФ, может являться основанием для отмены решения налогового органа вышестоящим налоговым органом или судом.

К таким основаниям отнесены нарушения существенных условий процедуры рассмотрения материалов налоговой проверки. К существенным условиям относится обеспечение возможности лица, в отношении которого проводилась проверка, участвовать в процессе рассмотрения материалов налоговой проверки лично или через своего представителя и обеспечение возможности налогоплательщика представлять объяснения.

Основанием для отмены решения налогового органа вышестоящим налоговым органом или судом могут являться иные нарушения процедуры рассмотрения материалов налоговой проверки, если только такие нарушения привели или могли привести к принятию руководителем налогового органа неправомерного решения.

Такие разъяснения представлены Минфином РФ в письме № 03-02-08/82 от 06.11.2009.

(Письмо Минфина России от 06.11.2009 № 03-02-08/82)

Отрицательные курсовые разницы по займу в валюте уменьшают налог на прибыль.

Расходы в виде отрицательной курсовой разницы, возникающей от переоценки обязательств по кредитным договорам и договорам займа, стоимость которых выражена в иностранной валюте, а также проценты по таким договорам, организация-заемщик вправе отнести к внереализационным расходам для целей налогообложения прибыли организаций.

При этом, расходы в виде процентов, предусмотренных договором займа, полученные денежные средства по которому направлены на приобретение ценных бумаг, учитываются в составе внереализационных расходов на основании подпункта 2 пункта 1 статьи 265 НК РФ.

Данные комментарии представлены специалистами Минфина РФ в письме № 03-03-06/1/728 от 05.11.2009.

(Письмо Минфина России от 05.11.2009 № 03-03-06/1/728)

НДС по ремонту арендуемого имущества принимается к вычету.

Минфин РФ в письме № 03-07-11/282 от 05.11.2009 разъяснил особенности применения вычетов по НДС по ремонтным работам (модернизации, техническому перевооружению и реконструкции) арендуемого имущества, в результате которых создаются его неотделимые улучшения.

В документе отмечается, что передача арендатором арендодателю результатов работ, в том числе произведенных с привлечением подрядных организаций, по улучшению арендованного имущества, не отделимых без вреда для данного имущества, является объектом налогообложения НДС.

В этой связи суммы НДС, предъявленные арендатору подрядной организацией по ремонтным работам (модернизации, техническому перевооружению и реконструкции) арендуемого имущества, в результате которых создаются неотделимые улучшения имущества, подлежат вычету.

(Письмо Минфина России от 05.11.2009 № 03-07-11/282)

Замена устаревшего монитора является модернизацией ОС.

Компьютер учитывается как единый инвентарный объект ОС, так как любая его часть не может выполнять свои функции по отдельности. Замена в компьютере любой детали может привести к изменению эксплуатационных характеристик компьютера.

Вместе с тем, замена отдельных элементов компьютера на новые по причине морального износа не может рассматриваться как ремонт компьютера и является его модернизацией.

Исходя из этого, замена морально устаревшего монитора на новый, является модернизацией.

При этом, если указанная замена производится бюджетным учреждением в рамках осуществления уставной бюджетной деятельности экономической выгоды в виде рыночной стоимости устаревшего монитора в целях налогообложения прибыли не возникает, амортизируемое имущество бюджетных учреждений, приобретенное за счет бюджетных ассигнований при определении налоговой базы не подлежит амортизации.

Таким образом, при замене бюджетным учреждением в рамках осуществления уставной бюджетной деятельности устаревшего монитора на новый, рыночная стоимость устаревшего монитора в составе внереализационных доходов не учитывается.

Такие разъяснения приведены Минфином в письме № 03-03-06/4/95 от 06.11.2009.

(Письмо Минфина России от 06.11.2009 № 03-03-06/4/95)


Вернуться в начало



При подготовке настоящей рассылки использованы материалы компаний "Гарант", АО "Консультант Плюс"; изданий "Учет. Налоги. Право", "Российский налоговый курьер". Настоящая работа не представляет собой консультацию или совет. ООО "ФинЭкспертиза" не гарантирует достоверность, адекватность и полноту приведенных сведений и не несет ответственность ни за какие ошибки или упущения, а также результаты использования этого материала.