Мониторинг законодательства



Налогообложение

Установлена форма справки для представления агентам, выдавшим заемные средства.

ФНС рекомендовала форму справки, выдаваемой налогоплательщикам при обращении за подтверждением права на освобождение от налогообложения доходов в виде материальной выгоды, полученной от экономии на процентах за пользование заемными средствами.

С формой справки можно познакомиться в Письме ФНС России № ШС-22-3/594@ от 27.07.2009.

(Письмо ФНС России от 27.10.2009 г. № ШС-22-3/594@)

ФНС представила данные для расчета НДПИ за сентябрь.

ФНС РФ в своем письме № ШС-22-3/778@ от 16.10.2009 представила данные, необходимые для исчисления НДПИ в отношении нефти за сентябрь 2009 года.

Согласно документу средний уровень цен нефти сорта "Юралс" на средиземноморском и роттердамском рынках нефтяного сырья – 67,22 долл. США за баррель, среднее значение курса доллара США к рублю, устанавливаемого ЦБ РФ, за все дни налогового периода – 30,8177, значение коэффициента Кц – 6,1659.

(Письмо ФНС России от 16.10.2009 г. № ШС-22-3/778@)


Вернуться в начало


Правовые новости

Утверждены формы статнаблюдения за деятельностью НКО.

Росстат утвердил формы федерального статистического наблюдения за ценами и деятельностью некоммерческих организаций.

Согласно Приказу № 213 от 02.10.2009 утверждаются следующие формы:

  • № 9-КС "Сведения о ценах на приобретенные основные строительные материалы, детали и конструкции";
  • квартальную с отчета за I квартал 2010 года: № 1-РЖ "Сведения об уровне цен на рынке жилья";
  • единовременную для отчета в 2010 году: № 1-НКО "Сведения о деятельности некоммерческой организации".

(Приказ Росстата от 02.10.2009 г. № 213)

Изменены правила определения размера пособий по временной нетрудоспособности.

Минздравсоцразвития своим приказом № 740н от 11.09.2009 дополнило правила подсчета и подтверждения страхового стажа для определения размеров пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам.

Так, согласно документу, в страховой стаж наравне с периодами работы и иной деятельности, засчитываются периоды прохождения военной службы, а также иной службы, предусмотренной Законом РФ от 12 февраля 1993 г. № 4468-1.

Приказ вносит и ряд других существенных дополнений.

(Приказ Минздравсоцразвития Россия от 11.09.2009 г. № 740н)

Утверждены нормы естественной убыли рыбопродукции при хранении.

Федеральное агентство по рыболовству РФ своим приказом № 676 от 31.07.2009 утвердило нормы естественной убыли массы мороженой неглазированной продукции из рыбы при хранении на холодильниках с естественной и с принудительной циркуляцией воздуха.

(Приказ Федеральное агентство по рыболовству РФ от 31.07.2009 г. № 676)

Роспотребнадзор уточнил особенности аренды имущества ГУПов и МУПов.

Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека в своем письме № 01/13794-9-32 от 17.09.2009 уточняет порядок заключения договоров аренды, договоров безвозмездного пользования, договоров доверительного управления имуществом, иных договоров, предусматривающих переход прав владения и (или) пользования в отношении государственного и муниципального имущества.

Учитывая, что Федеральным законом от 17 июля 2009 года № 173-ФЗ вводятся изменения в статью 17.1 Федерального закона от 26 июля 2006 года № 135-ФЗ "О конкуренции", изменен порядок заключения договоров аренды, договоров безвозмездного пользования, договоров доверительного управления имуществом, иных договоров, предусматривающих переход прав владения и (или) пользования в отношении государственного и муниципального имущества.

В частности изменяется порядок в отношении государственного или муниципального недвижимого имущества, которое принадлежит на праве хозяйственного ведения либо оперативного управления ГУПам или МУПам, а также государственным или муниципальным бюджетным учреждениям.

Так в письме уточняются случаи заключения договоров, предусматривающих передачу прав владения или пользования на указанное имущество, без проведения конкурсов или аукционов.

(Письмо Роспотребнадзора от 17.09.2009 г. № 01/13794-9-32)

Уточнен порядок определения страхового стажа для установления трудовых пенсий супругам военнослужащих, а также супругам работников, направляемых в представительства в иностранных государствах.

"Правила подсчета и подтверждения страхового стажа для установления трудовых пенсий" дополнены положениями, предусматривающими включение в страховой стаж периода проживания супругов военнослужащих, проходящих службу по контракту в местностях, где отсутствует возможность трудоустройства; период проживания за границей супругов работников, направленных в том числе в дипломатические представительства и консульские учреждения РФ, представительства федеральных органов исполнительной власти за рубежом, представительства государственных учреждений РФ и международные организации, перечень которых утверждается Правительством РФ. Максимальный период, который может быть включен в страховой стаж, - не более пяти лет в общей сложности. Определены также документы, подтверждающие указанные периоды для включения их в страховой стаж.

(Постановление Правительства РФ от 17.10.2009 г. № 817 "О внесении изменений в Правила подсчета и подтверждения страхового стажа для установления трудовых пенсий")

Установлены основания признания безнадежной ко взысканию задолженности по платежам в государственные внебюджетные фонды.

Признаются безнадежными к взысканию и списываются недоимка по страховым взносам в государственные внебюджетные фонды и задолженность по начисленным пеням и штрафам в случаях: ликвидации организации (признания банкротом индивидуального предпринимателя) в соответствии с законодательством РФ, смерти (объявлении умершим по решению суда) плательщика - физического лица. Решения о признании безнадежными и списании недоимки и задолженности принимаются Пенсионным фондом РФ и ФСС РФ в соответствии с установленными полномочиями. Определен перечень документов, подтверждающих наличие оснований для принятия фондами соответствующих решений. Утвержденный порядок вступает в силу 1 января 2010 года.

(Постановление Правительства РФ от 17.10.2009 г. № 820 "О порядке признания безнадежными к взысканию и списания недоимки по страховым взносам в государственные внебюджетные фонды и задолженности по начисленным пеням и штрафам")

Расширен перечень иностранных государств, в отношении представительств которых на условиях взаимности применяется ставка НДС 0 процентов при реализации товаров (работ, услуг).

В перечень государств, в отношении которых нулевая ставка НДС применяется без ограничений (раздел I Перечня, утвержденного Приказом МИД РФ и Минфина РФ от 08.05.2007 № 6499/41н), дополнительно включена Сьерра-Леоне. Кроме того, были внесены поправки, касающиеся списка товаров, работ и услуг, в отношении которых применяется ставка НДС 0 процентов, для представительств таких стран, в частности, как Испания, Кипр, Китай, Латвия, Мальта, Франция, Швеция (раздел II Перечня). Приказ вступает в силу не ранее чем по истечении одного месяца со дня его официального опубликования и не ранее 1-го числа очередного налогового периода по НДС, за исключением отдельных положений, для которых установлены иные сроки вступления в силу, а также определен порядок их применения.

(Приказ МИД РФ № 13729, Минфина РФ № 94н от 19.08.2009 "О внесении изменений в Перечень иностранных государств, в отношении представительств которых на условиях взаимности применяется ставка налога на добавленную стоимость 0 процентов при реализации товаров (выполнении работ, оказании услуг) для официального пользования иностранными дипломатическими и приравненными к ним представительствами или для личного пользования дипломатического или административно-технического персонала этих представительств, включая проживающих вместе с ними членов их семей, утвержденный Приказом Министерства иностранных дел РФ и Министерства финансов РФ от 8 мая 2007 г. № 6499/41н")

Министерству здравоохранения и социального развития РФ предоставлено право издавать разъяснения в целях единообразного применения Федерального закона "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством".

Установлено, что указанные разъяснения подлежат согласованию с Министерством финансов РФ в части финансового обеспечения расходов на выплату страхового обеспечения, осуществляемого за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета. Постановление вступает в силу с 1 января 2010 года.

(Постановление Правительства РФ от 17.10.2009 г. № 826 "Об издании разъяснений по единообразному применению Федерального закона "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством")

Определен порядок опубликования и вступления в силу актов Минздравсоцразвития РФ, признанных не нуждающимися в государственной регистрации.

Установлено, что нормативные правовые акты названного ведомства, признанные Минюстом РФ не нуждающимися в государственной регистрации, подлежат опубликованию на официальном интернет-сайте Минздравсоцразвития РФ - www.minzdravsoc.ru и в журнале "Бюллетень трудового и социального законодательства Российской Федерации". Такие акты вступают в силу со дня их признания Минюстом РФ не нуждающимися в государственной регистрации.

(Приказ Минздравсоцразвития РФ от 16.06.2009 г. N 319н "О порядке опубликования и вступления в силу приказов Министерства здравоохранения и социального развития РФ, признанных Министерством юстиции РФ не нуждающимися в государственной регистрации")


Вернуться в начало


Судебная практика

Осмотрительность в выборе поставщиков исключает необоснованность выгоды.

ФАС Северо-Западного округа в Постановлении от 28 сентября 2009 г. по делу № А56-50978/2008 пояснил, что ненадлежащее исполнение поставщиками своих налоговых обязанностей в том случае, если общество проявило должную степень осмотрительности при выборе этих поставщиков, не является доказательством получения им необоснованной выгоды.

Из материалов дела следовало, что судебными инстанциями не установлено наличие в действиях общества умысла, направленного на необоснованное применение налоговых вычетов по НДС при заключении и исполнении сделок с названными контрагентами. Обратного налоговым органом не доказано.

Напротив, из оспариваемого решения инспекции усматривается, что налоговый орган в ходе проверки не отрицал факты осуществления обществом реальных хозяйственных операций с поставщиками по приобретению товара, имеющего действительную стоимость, а также его принятия к учету и дальнейшую реализацию на внутреннем рынке.

При таких обстоятельствах у налогового органа отсутствовали правовые основания для отказа обществу в возмещении НДС, заключил ФАС.

(Постановление ФАС Северо-Западного округа от 28.09.2009 г. по делу № А56-50978/2008)

На земельный участок устанавливается единая кадастровая стоимость.

ФАС Северо-Западного округа в Постановлении от 25 сентября 2009 г. по делу № А56-39981/2008 пояснил, что НК РФ не предусмотрено исчисление земельного налога в отношении единого земельного участка, принадлежащего различным плательщикам, с применением различных налоговых баз, установленных в зависимости от вида использования участка.

ФАС отметил, что налоговая база определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектами налогообложения. Налоговая база по земельному налогу определяется в отношении каждого земельного участка как его кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом.

На отдельный земельный участок, как объект налогообложения земельным налогом, устанавливается единая кадастровая стоимость. Налоговая база в отношении земельных участков, находящихся в общей долевой собственности, определяется для каждого из налогоплательщиков, являющихся собственниками данного земельного участка, пропорционально его доле в общей долевой собственности.

Таким образом, в отношении земельного участка с более чем одним видом разрешенного использования следует применять налоговую ставку, установленную в отношении того вида разрешенного использования земельного участка, которому соответствует установленная для данного земельного участка кадастровая стоимость.

(Постановление ФАС Северо-Западного округа от 25.09.2009 г. по делу № А56-39981/2008)

Наличие сомнений в добросовестности плательщика не препятствует вычету по НДС.

ФАС Северо-Западного округа в Постановлении от 25 сентября 2009 г. по делу № А42-3228/2008 признал, что, поскольку счета-фактуры общества, представленные заявителем в ходе проверки в обоснование налоговых вычетов, оформлены надлежащим образом и содержат все необходимые сведения, у инспекции не имелось оснований для отказа в вычете.

ФАС указал, что счет-фактура является документом, служащим основанием для принятия покупателем предъявленных продавцом товаров сумм налога к вычету. Счет-фактура подписывается руководителем и главным бухгалтером организации либо иными лицами, уполномоченными на то приказом по организации или доверенностью от имени организации.

Представление налогоплательщиком в налоговый орган всех надлежащим образом оформленных документов, предусмотренных законодательством о налогах и сборах, в целях получения налоговой выгоды, является основанием для ее получения, если налоговым органом не доказано, что сведения, содержащиеся в этих документах, неполны, недостоверны и противоречивы.

(Постановление ФАС Северо-Западного округа от 25.09.2009 г. по делу № А42-3228/2008)

Отсутствие раздельного учета препятствует вычету.

ФАС Северо-Западного округа в Постановлении от 23 сентября 2009 г. по делу № А56-29817/2008 указал, что при отсутствии у налогоплательщика раздельного учета сумма налога по приобретенным товарам, вычету не подлежит и в расходы, принимаемые к вычету при исчислении налога на прибыль организаций, не включается.

Налогоплательщик имеет право не применять данное правило к тем налоговым периодам, в которых доля совокупных расходов на производство товаров, имущественных прав, операции по реализации которых не подлежат налогообложению, не превышает 5 процентов общей величины совокупных расходов на производство.

Следовательно, в соответствии с определяемой пропорцией часть суммы предъявленного продавцами обществу НДС принимается к вычету, а часть учитывается в стоимости приобретенных товаров.

(Постановление ФАС Северо-Западного округа от 23.09.2009 г. по делу № А56-29817/2008)

На среднюю зарплату, сохраненную за работниками, начисляются страховые взносы.

ФАС Северо-Западного округа в Постановлении от 23 сентября 2009 г. по делу № А44-716/2009 признал, что средняя зарплата работников, выплаченная за дни сдачи крови и отпуска для прохождения промежуточной аттестации должна включаться в облагаемую базу для начисления страховых взносов на обязательное социальное страхование.

Страховые взносы не начисляются на суммы, выплачиваемые работникам в возмещение расходов, связанных с выполнением работниками трудовых обязанностей. Из данной нормы не следует, что выплаты средней заработной платы работникам за дни сдачи крови и за дни обучения для промежуточной аттестации являются компенсационными.

В свою очередь компенсации - это денежные выплаты, установленные в целях возмещения работникам затрат, связанных с исполнением ими трудовых или иных обязанностей, предусмотренных федеральными законами.

(Постановление ФАС Северо-Западного округа от 23.09.2009 г. по делу № А44-716/2009)

Расчет неустойки предполагает исключение сумм НДС.

ФАС Северо-Западного округа в Постановлении от 23 сентября 2009 г. по делу № А56-39348/2008 разъяснил, что при расчете суммы неустойки налог на добавленную стоимость подлежит исключению из расчета стоимости товара.

ФАС указал, что налог на добавленную стоимость является одним из видов федерального налога, отношения по которому регулируются нормами Налогового кодекса Российской Федерации. К налоговым отношениям гражданское законодательство не применяется.

При этом налогом на добавленную стоимость может облагаться только та сумма денежных средств, которая увеличивает стоимость товаров, работ и услуг, а сумма неустойки платится сверх цены товаров, компенсируя возможные или реальные убытки потерпевшей стороне.

(Постановление ФАС Северо-Западного округа от 23.09.2009 г. по делу № А56-39348/2008)


Вернуться в начало


Прочее

Разъяснены вопросы налогообложение средств, выделенных на общественные работы.

Минфин в Письме № 03-11-06/2/200 от 05.10.2009 признал, что средства, полученные организацией от центра занятости на финансирования расходов по проведению общественных работ, должны учитываться при определении налоговой базы по налогу, уплачиваемому в связи с применением УСН.

Минфин указал, что налогоплательщики, получившие средства целевого финансирования, обязаны вести раздельный учет доходов, полученных в рамках целевого финансирования. При отсутствии такого учета у налогоплательщика, получившего средства целевого финансирования, указанные средства рассматриваются как подлежащие налогообложению с даты их получения.

К средствам целевого финансирования относится имущество, полученное налогоплательщиком и использованное им по назначению, определенному организацией - источником целевого финансирования или федеральными законами, в виде бюджетных ассигнований, выделяемых бюджетным учреждениям, а также в виде субсидий автономным учреждениям.

При получении средств из федерального бюджета на основании гражданско-правовых договоров контрагентами получателей бюджетных средств указанные средства подлежат налогообложению.

(Письмо Минфина России от 05.10.2009 г. № 03-11-06/2/200)

Помещение, полученное в дар от родственников, не облагается НДФЛ.

Минфин в Письме № 03-04-05-01/724 от 05.10.2009 признал, что если даритель, является членом семьи одариваемого, то доход в виде недвижимого имущества, полученного в порядке дарения, не подлежит налогообложению налогом на доходы физических лиц.

В ведомстве пояснили, что не подлежат налогообложению налогом на доходы физических лиц доходы в денежной и натуральной формах, получаемые от физических лиц в порядке дарения.

Доходы, полученные в порядке дарения, освобождаются от налогообложения в случае, если даритель и одаряемый являются членами семьи и близкими родственниками в соответствии с Семейным кодексом Российской Федерации.

(Письмо Минфина России от 05.10.2009 г. № 03-04-05-01/724)

Расходы на обязательный медосмотр работников уменьшают базу по налогу на прибыль.

Минфин в Письме № 03-03-06/1/638 от 05.10.2009 признал, что расходы налогоплательщика на проведение медосмотров работников, которые согласно законодательству являются обязательными, относятся к прочим расходам, связанным с производством и реализацией.

При этом расходы на проведение медосмотров иных работников организации, для которых такие медосмотры не являются обязательными, не уменьшают налоговую базу по налогу на прибыль организаций, поскольку не могут быть признаны обоснованными.

(Письмо Минфина России от 05.10.2009 г. № 03-03-06/1/638)

Доход от участия в потребительском кооперативе не является дивидендом.

Минфин в Письме № 03-03-06/4/82 от 05.10.2009 осветил вопросы учета в целях налогообложения налогом на прибыль доходов, получаемых банком в качестве ассоциированного члена сельскохозяйственного потребительского кооператива.

В ведомстве указали, что дивидендом признается любой доход, полученный акционером от организации при распределении прибыли, остающейся после налогообложения.

Процентами признается любой заранее заявленный доход по долговому обязательству любого вида. При этом процентами признаются, в частности, доходы, полученные по денежным вкладам и долговым обязательствам.

Учитывая, что договором между банком и кооперативом заранее установлен размер ежегодно выплачиваемого дохода, данный вид дохода следует рассматривать для целей налогообложения прибыли как доход в виде процентов, облагаемый по ставке 20 процентов.

(Письмо Минфина России от 05.10.2009 г. № 03-03-06/4/82)

Безвозмездное пользование не является доходом.

Минфин в Письме № 03-04-05-01/723 от 05.10.2009 пояснил, что НК РФ не содержит каких-либо норм, позволяющих отнести безвозмездное пользование имуществом к доходам физического лица, подлежащим налогообложению налогом на доходы физических лиц.

В ведомстве также указали, что доходы, полученные в связи с заключением договора безвозмездного пользования имуществом, к предпринимательской деятельности в сфере розничной торговли не относятся и не подлежат налогообложению единым налогом на вмененный доход.

(Письмо Минфина России от 05.10.2009 г. № 03-04-05-01/723)

Уточнен порядок получения стандартных вычетов на детей.

Минфин в Письме № 03-04-05-01/722 от 05.10.2009 разъяснил правомерность получения стандартных налоговых вычетов на детей индивидуальным предпринимателем, применяющем систему налогообложения в виде ЕНВД для отдельных видов деятельности.

В ведомстве отметили, что стандартные налоговые вычеты по налогу на доходы физических лиц на детей, находящихся на обеспечении у налогоплательщика, не применяются к доходам индивидуальных предпринимателей, подлежащим налогообложению единым налогом на вмененный доход для отдельных видов деятельности.

Указанный вычет применяется только к доходам, подлежащим налогообложению налогом на доходы физических лиц по налоговой ставке 13 процентов.

(Письмо Минфина России от 05.10.2009 г. № 03-04-05-01/722)

Минфин разъяснил порядок учета суммовых разниц.

Минфин в Письме № 03-03-06/1/637 от 05.10.2009 рассмотрел вопрос учета в целях налогообложения прибыли организаций возникших суммовых разниц.

В ведомстве указали, что при применении метода начисления суммовая разница признается доходом или расходом у налогоплательщика-продавца на дату погашения дебиторской задолженности за реализованные товары, имущественные права, а в случае предварительной оплаты - на дату реализации товаров.

Учитывая изложенное, в момент возникновения у налогоплательщика - продавца права требования в налоговом учете ему следует отразить возникшую вследствие отклонения курса долларов США суммовую разницу в части сумм предварительной оплаты товара.

(Письмо Минфина России от 05.10.2009 г. № 03-03-06/1/637)

Суммы НДС, уплаченные за иностранную организацию, принимаются к вычету.

Суммы НДС, уплаченные налоговыми агентами по операциям реализации товаров, местом реализации которых является территория РФ, налогоплательщиками - иностранными лицами, не состоящими на учете в налоговых органах в качестве налогоплательщиков, могут быть включены налоговыми агентами в налоговые вычеты в декларации, представляемой за налоговый период, следующий за налоговым периодом, за который представлена декларация с отраженной в ней суммой НДС.

Такие разъяснения можно найти в письме ФНС РФ № 3-1-11/730 от 14.09.2009.

(Письмо ФНС России от 14.09.2009 г. № 3-1-11/730)

Минфин уточнил порядок налогового учета материалов, полученных при демонтаже ОС.

Внереализационными доходами налогоплательщика признаются, в частности, доходы в виде стоимости полученных материалов или иного имущества при демонтаже или разборке при ликвидации выводимых из эксплуатации основных средств, а также доходы в виде стоимости излишков материально-производственных запасов и прочего имущества, которые выявлены в результате инвентаризации.

В этой связи, налогоплательщик вправе принять к налоговому учету материалы, полученные при ремонте, демонтаже или разборке основных средств, по стоимости, определяемой в порядке, установленном абзацем 2 пункта 2 статьи 254 НК РФ.

В случае реализации данных материалов организация вправе уменьшить выручку от их реализации на сумму, определенную в соответствии с пунктом 2 статьи 254 Кодекса, то есть на сумму уплаченного налога.

Такие разъяснения представил Минфин РФ в письме № 03-03-06/1/647 от 06.10.2009.

(Письмо Минфина России от 06.10.2009 г. № 03-03-06/1/647)

НДС, уплаченный в Казахстане, не включается в базу налога на прибыль в РФ.

Минфин РФ в своем письме № 03-03-06/1/644 от 06.10.2009 разъясняет возможность признания расходом в целях налогообложения прибыли суммы косвенного налога (НДС), уплаченного российской организацией на территории иностранного государства (Республики Казахстан).

В документе отмечается, что начисленные суммы налогов и сборов согласно подпункту 1 пункта 1 статьи 264 НК РФ учитываются при определении налоговой базы в составе прочих расходов налогоплательщика.

Однако данная норма распространяется только на налоги и сборы, начисленные в установленном законодательством РФ порядке.

Таким образом, уплаченный на территории иностранного государства НДС при формировании налоговой базы по налогу на прибыль организаций в РФ не учитывается.

(Письмо Минфина России от 06.10.2009 г. № 03-03-06/1/644)

Минфин поясняет особенности расчета предельной величины процентов.

Минфин РФ в своем письме № 03-03-06/1/642 от 06.10.2009 уточняет, на основании каких норм действующего налогового законодательства ООО должно рассчитать сумму расходов в виде процентов по долговым обязательствам в период с 01.09.08 г. до 31.12.08 г.

Специалисты Минфина отмечают, что согласно Федеральному закону № 202-ФЗ от 19.07.2009 г в период приостановления действия абзаца 4 пункта 1 статьи 269 НК РФ с 01.09.2008 по 31.07.2009 предельная величина процентов, признаваемых расходом равна ставке рефинансирования ЦБ РФ, увеличенной в 1,5 раза (для рублевых обязательств), и 22% (для обязательств в иностранной валюте).

С 01.08.2009 по 31.12.2009 предельная величина процентов, признаваемых расходом, равна ставке рефинансирования ЦБ РФ, увеличенной в 2 раза (для рублевых обязательств), и 22% (для обязательств в иностранной валюте).

Указанные положения закона применяются к обязательствам, в том числе оформленным до 01.09.2008 г.

При этом в данном случае, под правоотношениями понимаются правоотношения по начислению процентов, учитываемых в составе расходов при исчислении налога на прибыль.

(Письмо Минфина России от 06.10.2009 г. № 03-03-06/1/642)

Минфин уточняет особенности использования в учете ставки рефинансирования.

Специалисты Минфина РФ в письме № 03-03-06/1/641 от 06.10.2009 отмечают, что в соответствии с пунктом 1 статьи 269 НК РФ в отношении прочих долговых обязательств, содержащих условие об изменении процентной ставки, под ставкой рефинансирования ЦБ РФ понимается ставка рефинансирования, действующая на дату признания расходов в виде процентов.

При этом по договорам займа и иным аналогичным договорам, срок действия которых приходится более чем на один отчетный период, в целях главы 25 Кодекса расход признается осуществленным и включается в состав соответствующих расходов на конец соответствующего отчетного периода.

В случае прекращения действия договора (погашения долгового обязательства) до истечения отчетного периода расход признается осуществленным и включается в состав соответствующих расходов на дату прекращения действия договора (погашения долгового обязательства).

Следовательно, при определении налоговой базы за второй отчетный период (полугодие) величина расходов в виде процентов определяется как сумма расходов в виде процентов, рассчитанная за первый отчетный период (квартал), увеличенная на сумму расходов в виде процентов, начисленных во втором квартале.

Однако в случае изменения ставки рефинансирования ЦБ РФ во втором отчетном периоде пересчет расходов в виде процентов за первый отчетный период не производится.

(Письмо Минфина России от 06.10.2009 г. № 03-03-06/1/641)

Расходы на охранные услуги могут быть не обоснованными.

Предприятие, которое в соответствии со своим уставом занимается оказанием охранных услуг, обязано иметь на то лицензию, выдаваемую в порядке, установленном законодательством РФ.

Таким образом, организация, не имеющая лицензию на оказание охранных услуг, не вправе осуществлять охранную деятельность.

В этом случае расходы по оплате услуг, оказанных такой организацией, обоснованными не являются и, соответственно, не учитываются при налогообложении прибыли.

Такие разъяснения представлены Минфином РФ в письме № 03-03-06/2/188 от 06.10.2009.

(Письмо Минфина России от 06.10.2009 г. № 03-03-06/2/188)

Доход НКО от размещения целевых средств на депозитах облагается налогом.

Конечное использование средств по целевому назначению является основным критерием отнесения к основной, уставной деятельности некоммерческой организации деятельности по размещению временно свободных остатков целевых средств, полученных в виде добровольных имущественных взносов, целевого финансирования и целевых поступлений, в приносящих доход финансовых активах.

В этой связи при размещении на депозитных счетах в учреждениях банков и в ценных бумагах свободных остатков средств, полученных в виде добровольных имущественных взносов, целевого финансирования и целевых поступлений конечные цели их использования не могут быть определены, то указанные операции некоммерческих организаций следует рассматривать как формы сохранения, а не расходования денежных средств.

В связи с этим суммы средств, источником которых служат добровольные имущественные взносы, иные виды целевого финансирования или целевых поступлений, размещенные на депозитных счетах в учреждениях банков или в ценных бумагах, не учитываются при определении базы по налогу на прибыль организаций, в случае если было произведено такое размещение средств.

Вместе с тем, в случае получения дохода от временного размещения целевых средств, не относящихся к целевому капиталу, в приносящие доход активы или на депозитах в банках, соответствующий доход учитывается при формировании базы по налогу на прибыль организаций.

Такие разъяснения представил Минфин РФ в письме № 03-03-06/4/83 от 06.10.2009.

(Письмо Минфина России от 06.10.2009 г. № 03-03-06/4/83)

Профессиональные участники рынка ценных бумаг не вправе применять УСН.

В соответствии с действующим законодательством все виды профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг осуществляются на основании специального разрешения - лицензии, выдаваемой федеральным органом исполнительной власти по рынку ценных бумаг.

В случае, если организация является профессиональным участником рынка ценных бумаг, то она не вправе применять УСН.

Вместе с тем, если организация получает доход от сделок с ценными бумагами в рамках обычной деятельности, не связанной с осуществлением профессиональных видов деятельности на рынке ценных бумаг, при соблюдении прочих условий, установленных главой 26.2 Кодекса, она вправе применять УСН.

При этом, налогоплательщики, применяющие УСН с объектом налогообложения в виде доходов, уменьшенных на величину расходов, вправе при определении налоговой базы по единому налогу учитывать затраты на приобретение ценных бумаг с учетом положений, предусмотренных статьей 346.17 НК РФ.

Такие разъяснения представлены Минфином РФ в письме № 03-11-06/2/201 от 06.10.2009.

(Письмо Минфина России от 06.10.2009 г. № 03-11-06/2/201)

При присоединении организации должника обязательство по задолженности прекращается.

В случае присоединения организации-должника к организации-кредитору при реорганизации в связи с совпадением должника и кредитора в одном лице, обязательство по уплате задолженности прекращается.

Таким образом, налогоплательщику, к которому осуществляется присоединение на основании статьи 413 ГК РФ, согласно пункту 18 статьи 250 НК РФ следует списать свою кредиторскую задолженность и при исчислении налога на прибыль учесть эту задолженность в составе внереализационных доходов.

Такие разъяснения представлены Минфином РФ в письме № 03-03-06/1/655 от 07.10.2009.

(Письмо Минфина России от 07.10.2009 г. № 03-03-06/1/655)

Выплаченная депонированная зарплата включается в состав прочих расходов.

Сумма кредиторской задолженности по заработной плате включается в состав внереализационных доходов после истечения срока исковой давности, установленного трудовым законодательством РФ, то есть по истечении трех месяцев.

Вместе с тем, пропуск трехмесячного срока не лишает работника права обратиться к работодателю с требованием о выплате причитающихся ему сумм.

Учитывая изложенное, расходы на выплату работнику депонированной заработной платы после ее включения во внереализационные доходы по истечении трехмесячного срока, могут быть учтены в составе прочих расходов, связанных с производством и реализацией, на дату выплаты суммы депонированной заработной платы.

Такие разъяснения представлены Минфином РФ в письме № 03-03-06/1/651 от 07.10.2009.

(Письмо Минфина России от 07.10.2009 г. № 03-03-06/1/651)


Вернуться в начало



При подготовке настоящей рассылки использованы материалы компаний "Гарант", АО "Консультант Плюс"; изданий "Учет. Налоги. Право", "Российский налоговый курьер". Настоящая работа не представляет собой консультацию или совет. ООО "ФинЭкспертиза" не гарантирует достоверность, адекватность и полноту приведенных сведений и не несет ответственность ни за какие ошибки или упущения, а также результаты использования этого материала.