Мониторинг законодательства



Бухгалтерский учет и налогообложение

Бухгалтерский учет

Изменено Положение по бухгалтерскому учету "Учетная политика организации".

Организация должна раскрывать принятые при формировании учетной политики способы ведения бухучета, существенно влияющие на оценку и принятие решений заинтересованными пользователями бухотчетности. Существенными признаются такие способы ведения бухучета, без знания о применении которых невозможна достоверная оценка финансового положения организации, финансовых результатов ее деятельности и (или) движения денежных средств.

Вносимыми изменениями исключается примерный перечень таких способов. Таким образом, при определении существенных способов ведения бухучета необходимо руководствоваться их общими признаками, а также соответствующими ПБУ, в которых устанавливается состав и содержание подлежащей обязательному раскрытию в бухотчетности информации об учетной политике.

(Приказ Минфина РФ от 11 марта 2009 г. N 22н "О внесении изменения в Положение по бухгалтерскому учету "Учетная политика организации" (ПБУ 1/2008)")


Вернуться в начало


Налогообложение

Автовладельцев ожидают непредвиденные расходы. Минфин предлагает разрешить регионам в два раза увеличить верхнюю ставку транспортного налога.

Сейчас на федеральном уровне устанавливаются минимальные ставки налога, а регионы могут увеличивать его до пяти раз от базовой величины. Минимальные ставки транспортного налога, прописанные в Налоговом кодексе, привязаны к мощности двигателей облагаемых автомобилей. Для каждого авто в зависимости от количества лошадиных сил - своя ставка. В перспективе, если новшество утвердят, на объем ставки будет влиять еще и экологический класс.

Таким образом, если машина новая, но многосильная, то ставка будет высокой. Если маломощная, но зато старая, то на снижение ставки рассчитывать не придется. Лучше будут чувствовать себя новые малолитражки. Хуже - подержанные иномарки с сильным двигателем, считает президент Общества защиты прав водителей Игорь Юдин.

"Сумма может вырасти до 35 – 80 тысяч рублей. Но представьте - 86 тысяч рублей в год мы платим по обязательному страхованию, при этом у нас самый дорогой бензин и самые плохие дороги", - сказал он.

Если учесть, что в России из 30 миллионов автомобилей примерно половина - иномарки, из которых 70% - машины старше семи лет, можно предположить, в какую копеечку встанет транспортный налог для их обладателей.

(Источник: "Вести FM", 22.04.2009 г. 17:28, Людмила Шаулина)

Проверять бизнесменов можно будет не чаще одного раза в течение трех лет.

Депутаты Госдумы во втором и третьем чтениях приняли поправки о перенесении срока вступления в силу Закона от 26.12.08 № 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора), муниципального контроля".

Помимо ограничения количества проверок, законопроект предусматривает запрет на проведение внеплановых проверок без санкции прокуратуры.

(Источник: www.taxhelp.ru)

При отправке отчетности через Интернет можно рассчитывать на получение соответствующего документа.

Формы этих документов, утвержденные приказом ФНС России от 25.02.09 № ММ-7-6/85, недавно появились в правовых базах.

В подтверждение приема отчетности налогоплательщик получит квитанцию о ее приеме (приложение № 1 к приказу от 25.02.09 № ММ-7-6/85). В случае обнаружения каких-либо нарушений, препятствующих ее принятию, налогоплательщику будет выслано уведомление об отказе в приеме налоговой декларации (расчета) в электронном виде (приложение № 2 к упомянутому приказу).

(Приказ ФНС России от 25.02.09 № ММ-7-6/85)

Разъясняется порядок уплаты НДПИ.

С 1 января 2007 г. ставка НДПИ в отношении нефти, составляющая 419 рублей за 1 тонну добытой нефти обезвоженной, обессоленной и стабилизированной, умножается на коэффициент, характеризующий динамику мировых цен на нефть (Кц), и на коэффициент, характеризующий степень выработанности конкретного участка недр (Кв).

Приводятся данные, применяемые для расчета налога на добычу полезных ископаемых в отношении нефти, за март 2009 г. При среднем уровне цен нефти сорта "Юралс" на средиземноморском и роттердамском рынках нефтяного сырья 45,08 доллара США за баррель и среднем значении в указанном налоговом периоде курса доллара США к рублю 34,6820 значение коэффициента, характеризующего динамику мировых цен на нефть (Кц), определено как 3,9971 (в предыдущем налоговом периоде Кц составил 3,7628). Значение коэффициента, характеризующего степень выработанности конкретного участка недр (Кв), определяется налогоплательщиком самостоятельно.

Таким образом, в связи с некоторым ростом цен на нефть ставка НДПИ в отношении нефти по сравнению с предыдущим налоговым периодом увеличилась. Данные, применяемые для расчета налога на добычу полезных ископаемых за февраль 2009 г., приведены в письме ФНС России от 18 марта 2009 г. N ШС-22-3/204@.

(Письмо Федеральной налоговой службы от 20 апреля 2009 г. N ШС-22-3/309@ "О данных, необходимых для исчисления НДПИ в отношении нефти, за март 2009 года")


Вернуться в начало


Финансы

Новая ставка рефинансирования.

С 24 апреля 2009 года ставка рефинансирования Банка России устанавливается в размере 12,5 процента годовых.

Ранее размер ставки рефинансирования составлял 13 процентов годовых.

(Указание ЦБ РФ от 23.04.2009 N 2222-У "О размере ставки рефинансирования Банка России")

С 24 апреля 2009 года снижается размер процентных ставок по кредитам, обеспеченным активами или поручительствами.

Согласно решению Совета директоров Банка России процентные ставки по кредитам, обеспеченным активами или поручительствами, предоставляемым в соответствии с Положением ЦБ РФ от 12.11.2007 N 312-П, устанавливаются в следующем размере: на срок до 90 календарных дней - 11,5 процента годовых (ранее - 12 процентов годовых); на срок от 91 до 180 календарных дней - 12 процентов годовых (ранее - 12,5 процента годовых). Размер процентных ставок по кредитам, предоставляемым на срок от 181 до 365 календарных дней, - 12,5 (ранее - 13 процентов годовых).

(Указание ЦБ РФ от 23.04.2009 N 2220-У "О размере процентных ставок по кредитам, обеспеченным активами или поручительствами")

С 24 апреля 2009 года снижены фиксированные процентные ставки по депозитным операциям Банка России.

Установлено, что по депозитным операциям на стандартных условиях "том-некст", "спот-некст", "до востребования" ставки составят 7,25 процента годовых (ранее, с 10 февраля 2009 года - 7,75 процента годовых). Ставки по депозитным операциям на стандартных условиях "одна неделя", "спот-неделя" составят 7,75 процента (ранее - 8,25 процента годовых).

(Указание ЦБ РФ от 23.04.2009 N 2221-У "О Размере Процентных Ставок По Депозитным Операциям Банка России")

С 24 апреля 2009 года процентная ставка по кредиту овернайт Банка России составляет 12,5 процента годовых.

Одновременно со снижением ставки рефинансирования Банка России (до 12,5 процента) снижена процентная ставка по кредиту овернайт Банка России. Ранее, с 1 декабря 2008 года указанная ставка составляла 13 процентов годовых.

(Указание ЦБ РФ от 23.04.2009 N 2223-У "О размере процентной ставки по кредиту овернайт Банка России")

С 24 апреля 2009 годы снижены процентные ставки по ломбардным кредитам Банка России.

Процентные ставки по ломбардным кредитам Банка России, предоставляемым в соответствии с Положением ЦБ РФ от 04.08.2003 N 236-П, на срок 1 календарный день, на срок 7 календарных дней, а также на срок 30 календарных дней - в размере 11,5 процента годовых (ранее - 12 процентов годовых).

(Указание ЦБ РФ от 23.04.2009 N 2224-У "О размере процентных ставок по ломбардным кредитам Банка России")

Банком России установлены новые нормативы обязательных резервов.

Начиная с 1 мая 2009 года нормативы обязательных резервов: по обязательствам перед банками-нерезидентами в валюте РФ и иностранной валюте; по обязательствам перед физическими лицами в валюте РФ; по иным обязательствам кредитных организаций в валюте РФ и обязательствам в иностранной валюте - устанавливаются в размере 1,0%. Начиная с 1 июня 2009 года нормативы обязательных резервов по каждой категории резервируемых обязательств установлены в размере 1,5%; с 1 июля 2009 года - в размере 2,0%; с 1 августа 2009 года - 2,5%.

Также определен порядок применения установленных нормативов обязательных резервов. В частности, нормативы обязательных резервов в размере 1,0% применяются при регулировании обязательных резервов кредитных организаций за отчетный период с 1 мая по 1 июня 2009 года (при регулировании обязательных резервов крупной кредитной организации с широкой сетью подразделений - за отчетный период с 1 апреля по 1 мая 2009 года).

Указание вступает в силу со дня его подписания и подлежит опубликованию в "Вестнике Банка России". Со дня вступления Указания в силу признаются утратившими силу пункт 2, подпункт 2.1, пункт 3, подпункт 3.1 Указания ЦБ РФ от 19 января 2009 года N 2170-У, которым были установлены нормативы обязательных резервов Банка России.

(Указание ЦБ РФ от 23.04.2009 N 2219-У "Об установлении нормативов обязательных резервов (резервных требований) Банка России")


Вернуться в начало


Таможня

Продлены нулевые ставки на детские сидения для безопасности.

Сроком на 9 месяцев продлено действие нулевых ставок таможенных пошлин на ввозимые детские сидения (кресла) безопасности, устанавливаемые или прикрепляемые к сидениям транспортных средств.

Ранее указанная ставка действовала с 29 июня 2008 г. по 29 марта 2009 г. (постановление Правительства РФ от 24 апреля 2008 г. N300).

Постановление распространяется на правоотношения, возникшие с 29 марта 2009 г.

(Постановление Правительства РФ от 15 апреля 2009 г. N 329 "О временных ставках ввозных таможенных пошлин на детские сидения безопасности" (документ в формате rtf))

Введена нулевая ставка таможенных пошлин в отношении домашней птицы и яиц.

С 10 апреля 2009 г. на постоянной основе применяются нулевые ставки ввозных таможенных пошлин в отношении живых домашних кур массой не более 185 г (позиция 0105 11 ТН ВЭД России) и яиц домашней птицы для инкубирования, кроме индюшачьих и гусиных (код ТН ВЭД России 0407 00 190 0).

Нулевая ставка пошлины на ввоз указанных товаров была первоначально введена с 10 июля 2008 г. сроком на 9 месяцев.

Следует иметь в виду, что нулевая ставка в отношении яиц домашней птицы для инкубирования применяется при подтверждении Россельхознадзором целевого назначения ввозимого товара.

Постановление вступает в силу со дня его официального опубликования.

(Постановление Правительства РФ от 20 апреля 2009 г. N 332 "Об утверждении ставок ввозных таможенных пошлин в отношении кур домашних и отдельных видов яиц домашней птицы" (документ в формате rtf))


Вернуться в начало


Правовые новости

Интеллектуальная собственность

Разъяснены вопросы, связанные с введением в действие части четвертой Гражданского кодекса РФ (раздела VII "Права на результаты интеллектуальной деятельности и средства индивидуализации").

Верховный Суд РФ и Высший Арбитражный Суд РФ разъяснили вопросы подведомственности дел, связанных с применением положений части четвертой ГК РФ, вопросы применения ранее принятых законодательных актов, регулирующих права на результаты интеллектуальной деятельности, в т.ч. отдельных законодательных актов СССР. Разъяснены также некоторые вопросы определения правоотношений, охватываемых термином "интеллектуальная собственность", вопросы применения норм, регулирующих отдельные институты права на результаты интеллектуальной деятельности (авторское право, патентное право, ноу-хау и т.д.), и норм, регулирующих права на средства индивидуализации юридических лиц, товаров, работ услуг и предприятий.

(Постановление Пленума Верховного Суда РФ N 5, Пленума ВАС РФ N 29 от 26.03.2009 "О некоторых вопросах, возникших в связи с введением в действие части четвертой Гражданского кодекса РФ")


Вернуться в начало


Аудиторская деятельность

У аудиторов появились новые программы.

Приказом Минфина России от 10.03.09 № 21н расширен перечень программ повышения квалификации аудиторов.

Перечень программ повышения квалификации аудиторов дополнен следующими новыми программами:

  • "Противодействие коррупции в ходе аудиторской деятельности";
  • "Новые международные стандарты аудита и аудиторской деятельности";
  • "Аудит субъектов малого предпринимательства".

(Приказом Минфина России от 10.03.09 № 21н)


Вернуться в начало


Судебная практика

Суд признал незаконной аутсорсинговую схему, но указал, что можно применить вычет.

В ходе налоговой проверки налоговая инспекция установила, что налогоплательщик заключал договоры аутсорсинга с организациями, находящимися на упрощенной системе налогообложения. Налоговому органу удалось выяснить, что весь персонал компаний-аутсорсеров до момента создания последних трудился у налогоплательщика. Фактически единственной целью создания указанных компаний являлось получение налоговой выгоды от уменьшения расходов на уплату единого социального налога.

Данная выгода была расценена налоговым органом как необоснованная, а выплаты, произведенные налогоплательщиком своим работникам через аутсорсеров, были признаны объектом обложения ЕСН. Результатом проверки стало доначисление налогоплательщику ЕСН, а также пенсионных взносов на обязательное страхование.

Налоговый орган не учел положений нормы пункта 2 статьи 243 НК РФ, согласно которой подлежащая уплате сумма ЕСН уменьшается на сумму уплаченных за тот же период пенсионных взносов. То обстоятельство, что страховые взносы на обязательное пенсионное страхование исчислялись и перечислялись не налогоплательщиком, а компаниями аутсорсерами, значение не имеет, поскольку объектом обложения ЕСН явились выплаты, произведенные налогоплательщиком через эти организации.

Инспекция при исчислении ЕСН должна была применить налоговый вычет в сумме страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, начисленных с выплат, произведенных налогоплательщиком через организации-аутсорсеры.

(Постановление Президиума ВАС РФ от 25.02.2009 N 12418/08)

Нельзя привлечь к ответственности за налоговое правонарушение дважды.

Вышестоящий налоговый орган провел повторную выездную налоговую проверку налогоплательщика, в ходе которой установил факт непредставления налогоплательщиком декларации. В силу п. 10 ст. 89 НК РФ налоговый орган не стал применять к налогоплательщику санкций за совершения налогового правонарушения. Однако, как только налогоплательщик подал декларацию в свою территориальную налоговую инспекцию, он был привлечен к ответственности по пункту 2 статьи 119 Налогового кодекса РФ.

Суд установил, что налоговая инспекция нарушила один из базовых принципов права – никто не может быть привлечен повторно к ответственности за совершение одного и того же налогового правонарушения (п.2 ст. 108 НК РФ). Тот факт, что налогоплательщик не понес реального наказания за свое правонарушение, не дает территориальной налоговой инспекции права выносить по одному и тому же факту правонарушения повторное решение.

(Постановление Федерального арбитражного суда Волго-Вятского округа от 20 февраля 2009 г. по делу N А82-5110/2008-19)

В соответствии со статьями 171, 172 НК РФ арендатор вправе был заявить к налоговому вычету сумму НДС, уплаченную в виде арендных платежей, в том числе связанных с оплатой электроэнергии, потребленной при производстве товаров, вывезенных в таможенном режиме экспорта за пределы территории РФ.

Суд кассационной инстанции счел, что Арендатор неправомерно произвел оплату электроэнергии по счету-фактуре, выставленному Арендодателем, и, следовательно, не вправе был предъявлять эти расходы к вычету, исходя из статей 171 - 173 Налогового кодекса РФ.

Отменяя постановление кассационной инстанции, Президиум ВАС РФ указал, что обеспечение нежилых помещений электроэнергией и другими видами коммунального обслуживания - составляющая права временного владения и пользования арендуемыми помещениями для осуществления арендатором своей производственной деятельности.

Судом первой инстанции было установлено и налоговым органом не оспаривалось, что с энергоснабжающей организацией расчеты за оказанные услуги производились непосредственно Арендодателем. Счет-фактура, по поводу которого возник спор, предъявлялся Арендатору Арендодателем в порядке возмещения расходов на оплату услуг, связанных с передачей электроэнергии, потребленной непосредственно Арендатором. Следовательно, расчеты по указанному счету-фактуре являлись арендным платежом.

Президиум ВАС РФ отметил, что в соответствии со статьями 171, 172 НК РФ Арендатор вправе был заявить к налоговому вычету сумму НДС, уплаченную в виде арендных платежей, в том числе связанных с оплатой электроэнергии, потребленной при производстве товаров, вывезенных в таможенном режиме экспорта за пределы территории РФ.

(Постановление Президиума ВАС РФ ОТ 10.03.2009 N 6219/08)


Вернуться в начало


Прочее

Как заполнять декларацию по НДС: рекомендации ФНС.

Сотрудники ФНС помогают заполнить приложение к налоговой декларации по НДС.

В письме ФНС России от 10.04.09 № ШС-22-3/279 дан алгоритм отражения в приложении к налоговой декларации сумм НДС, заявленных к вычету по строительно-монтажным работам, а также по товарам (работам, услугам), приобретенным для выполнения указанных работ, при проведении модернизации (реконструкции) основного средства, приводящей к изменению его первоначальной стоимости.

(Письмо ФНС России от 10.04.09 № ШС-22-3/279)

Договор аренды начинает действовать с момента подписания акта приема-передачи помещений.

Правомерно ли для целей исчисления налога на прибыль расходы по договору аренды, учитывая, что он не прошел государственную регистрацию.

Письмом от 07.04.09 № 03-03-06/1/226 Минфин напомнил, что для того чтобы расходы организации по договору аренды помещения под офис могли быть учтены для целей налогообложения прибыли, данный договор должен быть заключен в порядке, установленном действующим законодательством.

И напомнил, что договор аренды, заключенный на неопределенный срок, в государственной регистрации не нуждается (п. 11 письма ВАС России от 16.02.01 № 59).

(Письмо Минфина РФ от 07.04.09 № 03-03-06/1/226)

Налоговый орган разъяснил порядок применения имущественного налогового вычета по расходам на приобретение или строительство жилья.

Имущественный налоговый вычет в размере, не превышающем 2 млн. рублей, может быть предоставлен налогоплательщику, если право на вычет возникло начиная с 1 января 2008 года.

Налогоплательщики, у которых право на вышеуказанный налоговый вычет возникло с 1 января 2008 года, обратившиеся в налоговые органы до вступления в силу Федерального закона № 224-ФЗ, могут реализовать свое право на получение имущественного налогового вычета (с учетом его увеличенного предельного размера) путем дополнительного обращения в налоговый орган по месту жительства.

(Письмо ФНС России от 15.04.09 № ШС-22-3/291)

Обслуживающие лица обязали сообщать Финмониторингу о подозрительных сделках клиентов.

Как следует из пункта 11 письма Минфина России от 13.04.09 № 07-03-32/520, при наличии у обслуживающих лиц любых оснований полагать, что операции осуществляются или могут быть осуществлены в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма, то они обязаны уведомить об этом Федеральную службу по финансовому мониторингу – не позднее рабочего дня, следующего за днем выявления соответствующей операции (сделки).

Сообщаются следующие сведения (п. 15 письма):

  • сведения, необходимые для идентификации клиента;
  • вид операции (сделки) и основания ее совершения;
  • дата совершения операции (сделки) и сумма, на которую она совершена;
  • обстоятельства, послужившие основанием полагать, что операция (сделка) клиента осуществляется или может быть осуществлена в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма.

При этом обслуживающие лица не вправе разглашать факт передачи информации в Федеральную службу по финансовому мониторингу (п. 16 указанного документа).

(Письмо Минфина России от 13.04.09 № 07-03-32/520)

Стоимость проезда до аэропорта, ближайшего к месту пересечения границы РФ, может быть учета в составе расходов на оплату труда.

Как разъяснил Минфин России письмом от 23.03.09 № 03-03-06/1/183, если коллективным договором предусмотрено, что при выезде работника за границу для проведения отдыха оплата стоимости проезда такой организацией производится до российского аэропорта, ближайшего к месту пересечения границы, то при выезде работника за границу воздушным транспортом без остановки в ближайшем к месту пересечения границы пункте и без оформления проездного документа до этого пункта данные расходы на оплату стоимости проезда до российского аэропорта, ближайшего к месту пересечения границы могут быть признаны расходами на оплату труда.

Основание: подпункт 7 статьи 255 НК РФ. Следовательно, эти расходы могут уменьшать налоговую базу организации по налогу на прибыль при условии их документального подтверждения. Аналогичная позиция поддерживается и арбитражной практикой (см. постановлением ФАС Северо-Западного округа от 22.08.07 № А42-328/2007).

(Письмо Минфина РФ от 23.03.09 № 03-03-06/1/183)

Налог при продаже доли в уставном капитале, если продавец – индивидуальный предприниматель.

"Упрощенец" - индивидуальный предприниматель одновременно является участником ООО с долей в уставном капитале 100%. Какой налог следует ему уплатить - НДФЛ или налог по УСН, - при передаче своей доли в ООО другому лицу по договору купли-продажи?

Как разъяснено письмом Минфина России от 24.03.09 № 03-04-05-01/142, такой доход облагается налогом на доходы физических лиц (НДФЛ), при этом не имеет значения тот факт, что данное физическое лицо осуществляет предпринимательскую деятельность, по которой применяется упрощенная система налогообложения.

Учет доходов, полученных от осуществления предпринимательской деятельности, а также учет доходов, полученных вне рамок осуществления такой деятельности, должен производиться раздельно.

(Письмо Минфина России от 24.03.09 № 03-04-05-01/142)

Стоимость помещения, полученного в бессрочное безвозмездное пользование, может быть признана внереализационным доходом.

При условии, если получение указанного помещения не связано с возникновением у фонда обязанности передать имущество передающему лицу.

Письмом от 24.03.09 № 03-03-05/46 Минфин разъяснил, что если получение помещения в бессрочное безвозмездное пользование не связано с возникновением обязанности передать имущество (имущественные права) передающему лицу (выполнить для передающего лица работы, оказать передающему лицу услуги), то стоимость такого помещения будет признаваться доходом для целей налогообложения прибыли организаций (п. 8 ст. 250 НК РФ).

(Письмо Минфина РФ от 24.03.09 № 03-03-05/46)

Разъяснен порядок налогообложения НДС операций по реализации ценных бумаг, составляющих государственную казну РФ, казну субъекта РФ или муниципального образования.

Новым абзацем пункта 3 ст. 161 НК РФ (в редакции Федерального закона от 26.11.2008 N 224-ФЗ) установлено, в частности, что организации и индивидуальные предприниматели признаются налоговыми агентами в случаях реализации (передачи) им государственного (муниципального) имущества, не закрепленного за государственными (муниципальными) предприятиями и учреждениями, которое составляет государственную казну РФ, казну субъекта РФ или муниципального образования. На основании пп. 12 п. 2 ст. 149 НК РФ не подлежит налогообложению реализация на территории РФ ценных бумаг. Таким образом, при реализации ценных бумаг, составляющих казну, покупатели (получатели) указанного имущества, исполняющие обязанности налоговых агентов, должны составить счет-фактуру с отметкой "без НДС", а также представить в налоговые органы декларацию по НДС с включенным в ее состав разделом 9, в котором подлежат отражению операции, не подлежащие налогообложению (освобождаемые от налогообложения) НДС.

(Письмо ФНС РФ от 17.04.2009 N ШС-22-3/302@ "О порядке применения отдельных положений Федерального закона от 26.11.2008 N 224-ФЗ")


Вернуться в начало



При подготовке настоящей рассылки использованы материалы компаний "Гарант", АО "Консультант Плюс"; изданий "Учет. Налоги. Право", "Российский налоговый курьер". Настоящая работа не представляет собой консультацию или совет. ООО "ФинЭкспертиза" не гарантирует достоверность, адекватность и полноту приведенных сведений и не несет ответственность ни за какие ошибки или упущения, а также результаты использования этого материала.