Мониторинг законодательства



Бухгалтерский учет

Внесены изменения в ПБУ 2/2008.

Минюст России зарегистрировал приказ Минфина от 23.04.09 № 35н "О внесении изменения в положение по бухгалтерскому учету "Учет договоров строительного подряда".

Действие ПБУ 2/2008 распространено на договоры по выполнению работ по восстановлению зданий, сооружений, судов. Ранее речь шла только об объектах основных средств.

(Приказ Минфина от 23.04.09 № 35н)


Вернуться в начало


Налогобложение

Определен перечень товаров для сельхозпроизводителей, ввоз которых на таможенную территорию Российской Федерации с 1 января 2009 г. до 1 января 2012 г. освобождается от обложения налогом на добавленную стоимость.

До 1 января 2012 г. не облагается НДС ввоз в РФ племенного крупного рогатого скота, племенных свиней, овец и коз, семени и эмбрионов указанных животных, племенных лошадей и племенного яйца. Данной льготой вправе воспользоваться сельхозпроизводители, производящие, перерабатывающие и реализующие сельхозпродукцию собственного производства, если доля от реализации такой продукции составляет в общем доходе от реализации товаров (работ, услуг) не менее 70%. Также указанная льгота распространяется на российские лизинговые организации, поставляющие данную продукцию указанным сельхозпроизводителям. Установлен перечень кодов вышеназванных товаров в соответствии с ТН ВЭД России. Перечень применяется с 1 января 2009 г. до 1 января 2012 г.

(Постановление Правительства РФ от 20 мая 2009 г. N 438 "Об утверждении перечня кодов товаров в соответствии с Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности Российской Федерации, ввоз которых на таможенную территорию Российской Федерации с 1 января 2009 г. до 1 января 2012 г. освобождается от обложения налогом на добавленную стоимость при осуществлении его сельскохозяйственными товаропроизводителями, отвечающими критериям, предусмотренным пунктом 2 статьи 346.2 части второй Налогового кодекса Российской Федерации, и российскими организациями, занимающимися лизинговой деятельностью, с последующей поставкой их сельскохозяйственным товаропроизводителям, отвечающим критериям, предусмотренным пунктом 2 статьи 346.2 части второй Налогового кодекса Российской Федерации")

Скорректирован порядок ведения журналов учета полученных и выставленных счетов-фактур, книг покупок и книг продаж при расчетах по НДС.

Так, вводится обязанность комиссионеров и агентов хранить счета-фактуры не только по товарам (работам, услугам, имущественным правам), но и по оплате в счет предстоящих поставок товаров (выполнения работ, оказания услуг, передачи имущественных прав). Выставленные доверителю, комитенту или принципалу счета-фактуры на сумму оплаты в счет предстоящего оказания услуг по договорам поручения, комиссии либо агентским договорам регистрируются в книге покупок доверителя, комитента или принципала.

Расширен перечень случаев, когда покупателю не требуется регистрировать счета-фактуры в книге покупок.

При оплате в счет предстоящих поставок товаров покупатели должны регистрировать полученные от продавцов счета-фактуры в книге покупок для определения предъявляемой к вычету суммы НДС. Налоговые агенты обязаны регистрировать счета-фактуры, составленные при исчислении налога, в книге продаж, а также в книге покупок для определения предъявляемой к вычету суммы НДС.

При безденежных формах расчетов продавцы регистрируют в книге продаж счета-фактуры, выставленные покупателю на полученную сумму оплаты в счет предстоящих поставок товаров. Если поставки товаров не облагаются НДС либо облагаются по нулевой ставке, счета-фактуры продавцом не составляются.

Внесены соответствующие изменения в составы показателей счета-фактуры, книги покупок и книги продаж.

(Постановление Правительства РФ от 26 мая 2009 г. N 451 "О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 2 декабря 2000 г. N 914")

Вступает в силу двусторонне соглашение о режиме благоприятствования инвесторам между Россией и Иорданским Хашимитским Королевством.

Ратифицированное Соглашение подписано сторонами 13.02.2007 в г. Аммане. Оно предусматривает допуск капиталовложений инвесторов России и Иордании на территорию друг друга и предоставление указанным капиталовложениям режима наибольшего благоприятствования. Вместе с тем стороны не обязаны предоставлять капиталовложениям инвесторов другой стороны преимущества, предоставляемые инвесторам третьих стран в связи с участием в экономических интеграционных образованиях.

Соглашением гарантируется защита капиталовложений от национализации, экспроприации и т. п., закрепляется право инвесторов на получение адекватной компенсации в случае нанесения ущерба их капиталовложениям (в частности, вследствие войны, гражданских беспорядков).

(Федеральный закон от 23 мая 2009 г. N 97-ФЗ "О ратификации Соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством Иорданского Хашимитского Королевства о поощрении и взаимной защите капиталовложений")

Вступает в силу двусторонне соглашение о режиме благоприятствования инвесторам между Россией и Катаром.

Ратифицировано межправительственное соглашение России и Катара, подписанное 12.02.2007 в г. Дохе. Оно направлено на создание благоприятных условий для осуществления капиталовложений инвесторами России и Катара на территориях обоих государств.

Стороны договорились обеспечивать на своих территориях справедливый и равноправный режим капиталовложениям и доходам инвесторов друг друга, а также предоставлять им режим не менее благоприятный, чем тот, который предоставляется для собственных инвесторов или инвесторов любого третьего государства. Они будут гарантировать защиту капиталовложений от экспроприации или национализации (за исключением случаев, когда эти меры предпринимаются в общественных интересах).

Кроме того, соглашением предусматриваются основания для возмещения ущерба инвесторам сторон, устанавливаются процедуры разрешения инвестиционных споров, а также гарантии беспрепятственного перевода за границу платежей в связи с капиталовложениями.

(Федеральный закон от 23 мая 2009 г. N 96-ФЗ "О ратификации Соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством Государства Катар о поощрении и взаимной защите капиталовложений")


Вернуться в начало


Таможня

Повышаются ставки экспортных пошлин на нефть сырую и отдельные категории товаров, выработанных из нефти, вывозимые за пределы государств - участников соглашений о Таможенном союзе.

Ставка пошлины на сырую нефть установлена в размере 152,8 долл. США за тонну (вместо 137,7 долл. США за тонну), на легкие и средние дистилляты, газойли, бензол, толуол, ксилолы - 115,2 долл. США за тонну (вместо 105,1 долл. США за тонну).

С 56,6 до 62,1 долл. США за тонну повышена вывозная пошлина на жидкие топлива, масла, отработанные нефтепродукты, нефтяной вазелин, минеральные воски и аналогичные продукты (кроме сырых и прочих, экспорт которых облагается по нулевой ставке), а также нефтяной кокс, битум и прочие остатки от переработки нефти или нефтепродуктов, полученных из битуминозных пород (кроме нефтяного кальцинированного кокса, при вывозе которого применяется нулевая ставка).

Сохраняется нулевая ставка экспортной пошлины на пропан, бутаны, этилен, пропилен, бутилен и бутадиен, прочие сжиженные газы.

Постановление вступает в силу с 1 июня 2009 г.

(Постановление Правительства РФ от 26 мая 2009 г. N 447 "Об утверждении ставок вывозных таможенных пошлин на нефть сырую и на отдельные категории товаров, выработанные из нефти, вывозимые с территории Российской Федерации за пределы государств - участников соглашений о Таможенном союзе")

Введена нулевая ставка импортных пошлин на дубленую кожу.

Сроком на 9 месяцев вводятся нулевые ставки ввозных таможенных пошлин на дубленую кожу крупного рогатого скота или животных семейства лошадиных без волосяного покрова во влажном состоянии (включая хромированный полуфабрикат).

Ранее ввоз в РФ указанных товаров облагался по ставке 5% от таможенной стоимости.

Постановление вступает в силу по истечении 1 месяца со дня его официального опубликования.

(Постановление Правительства РФ от 25 мая 2009 г. N 442 "О временных ставках ввозных таможенных пошлин в отношении отдельных видов дубленой кожи")


Вернуться в начало


Правовые новости

Некоторые нормы ст. 28 ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" были признаны не соответствующими Конституции РФ и утратили силу.

Это положения, согласно которым в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, перестали засчитываться периоды работы некоторых категорий граждан в учреждениях, не являющихся государственными или муниципальными. Речь идет о лицах, занимавшихся педагогической деятельностью в учреждениях для детей, лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, творческой деятельностью на сцене в театрах и театрально-зрелищных организациях.

Лица, имеющие право на установление досрочной трудовой пенсии по старости в связи с их производственной деятельностью (в том числе лица, работавшие в вышеуказанных учреждениях и организациях, аварийно-спасательных службах, ГПС, УИС) были объединены в одну группу (ст. 27 названного ФЗ). Таким образом, указанным лицам установили одинаковые условия назначения досрочных пенсий по старости независимо от формы собственности учреждения (организации).

В соответствие с данными изменениями законодательства приводятся постановления Правительства РФ, регулирующие вопросы досрочного назначения трудовой пенсии по старости.

Так, новые ссылки на соответствующие положения названного ФЗ даны в правилах исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение пенсии. Кроме того, внесены изменения в списки должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии педагогам в детских учреждениях и работникам здравоохранения, а также в список должностей работников ГПС, пользующихся правом на досрочное назначение пенсии (дана ссылка на ст.27 ФЗ и исключено указание на то, что эти учреждения являются государственными или муниципальными).

(Постановление Правительства РФ от 26 мая 2009 г. N 449 "О внесении изменений в некоторые постановления Правительства Российской Федерации по вопросам досрочного назначения трудовой пенсии по старости")

Внесены изменения в порядок допуска к гостайне.

В 2005 г. была утверждена Инструкция по организации работ по оформлению допуска к государственной тайне руководителей саморегулируемых организаций арбитражных управляющих и арбитражных управляющих. Согласно этой Инструкции допуск оформляют Росрегистрация и ее территориальные органы.

В то же время согласно ранее утвержденной Инструкции о порядке допуска должностных лиц и граждан РФ к гостайне допуск вышеуказанных категорий лиц оформляет регулирующий орган, осуществляющий контроль за деятельностью саморегулируемых организаций. В соответствии с ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" под регулирующим органом понимается Минэкономразвития России, который осуществляет функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере несостоятельности (банкротства) и финансового оздоровления.

В связи с этим уточняется, что допуск к гостайне руководителей саморегулируемых организаций арбитражных управляющих и арбитражных управляющих оформляет не регулирующий орган, а федеральный орган исполнительной власти по контролю (надзору) за деятельностью арбитражных управляющих и саморегулируемых организаций арбитражных управляющих (т. е. Росрегистрация).

(Постановление Правительства РФ от 18 мая 2009 г. N 415 "О внесении изменений в Инструкцию о порядке допуска должностных лиц и граждан Российской Федерации к государственной тайне")

С 1 января 2010 г. вводится проверка достоверности определения сметной стоимости объектов капстроительства, финансируемых из федерального бюджета.

Проверка проводится по всем объектам независимо от необходимости получения разрешения на строительство, обязательности подготовки и (или) госэкспертизы проектной документации.

Целью проверки является установление соответствия сметной стоимости строительства сметным нормативам, физическим объемам работ, конструктивным, организационно-технологическим и другим решениям, предусмотренным проектной документацией. Смета на строительство объектов составляется с применением базисного уровня цен (показатели сметных нормативов, действовавшие на 1 января 2000 г.) и цен, сложившихся ко времени ее составления.

Сметная стоимость может проверяться одновременно с проведением госэкспертизы проектной документации, после экспертизы (если организации по проведению экспертизы и проверки не совпадают) либо без проведения экспертизы (если она не обязательна). В отношении объектов военной инфраструктуры Вооруженных Сил РФ проверка сметной стоимости проводится Минобороны России, иных объектов обороны и безопасности - соответствующими федеральными органами власти, остальных объектов - учреждением, подведомственным Минрегиону России.

Определен состав документов, представляемых на проверку. Срок проверки - не более 30 рабочих дней (в рамках экспертизы проектной документации - в пределах срока проведения экспертизы). Отрицательное заключение проверки может быть оспорено в суде.

За проверку сметной стоимости взимается плата - 20 тыс. руб. (если проверка проводилась одновременно с госэкспертизой проектной документации) либо 20% стоимости экспертизы проектной документации (если проверка проводится после экспертизы). Плата за проверку сметной стоимости включается в смету на разработку проектной документации.

Уточнен порядок проверки инвестиционных проектов на предмет эффективности использования средств федерального бюджета.

(Постановление Правительства РФ от 18 мая 2009 г. N 427 "О порядке проведения проверки достоверности определения сметной стоимости объектов капитального строительства, строительство которых финансируется с привлечением средств федерального бюджета")

По ряду объектов капитального строительства разрешение на строительство и ввод в эксплуатацию будет выдавать Минрегион.

Минрегион России уполномочен выдавать разрешения на строительство и ввод в эксплуатацию следующих объектов капстроительства: располагающихся на территории двух и более субъектов РФ, посольств, консульств и представительств РФ за рубежом, в исключительной экономической зоне и на континентальном шельфе РФ, во внутренних морских водах и в территориальном море РФ; объектов обороны и безопасности; иных объектов, сведения о которых составляют гостайну; автомобильных дорог федерального значения; памятников истории и культуры федерального значения (при проведении капремонта в целях их сохранения); особо опасных, технически сложных и уникальных объектов.

При этом указанные объекты должны находиться на земельных участках, на которые не распространяется действие градостроительного регламента или для которых он не устанавливается. К таким землям, в частности, относятся земли лесного фонда, земли, покрытые поверхностными водами, земли запаса, земли особо охраняемых природных территорий (за исключением лечебно-оздоровительных местностей и курортов), земли сельскохозугодий и некоторые другие.

Разрешения на строительство и ввод в эксплуатацию указанных объектов капстроительства выдает Минрегион России при условии, если их выдача не поручена другому федеральному органу исполнительной власти.

(Постановление Правительства РФ от 23 мая 2009 г. N 441 "О федеральном органе исполнительной власти, уполномоченном на выдачу разрешений на строительство и разрешений на ввод в эксплуатацию объектов капитального строительства")

Скорректированы формы расчетной ведомости по средствам Фонда социального страхования РФ (форма 4-ФСС РФ) и отчета по страховым взносам в ФСС РФ (форма 4а-ФСС РФ).

При указании расходов на выплату пособий не требуется указывать отдельной строкой расходы на выплату пособия при усыновлении ребенка. Следует отметить, что действующее законодательство не предусматривает отдельного пособия при усыновлении. Лицам, усыновившим ребенка, выплачивается единовременное пособие при передаче ребенка на воспитание в семью, пособие на период отпуска при усыновлении ребенка, ежемесячное пособие по уходу за ребенком до достижения возраста 1,5 лет.

Пересмотрена шкала средней зарплаты, используемая при отражении количества получателей пособий по уходу за ребенком до 1,5 лет. Страхователи, уплачивающие ЕСН, должны указывать в форме 4-ФСС РФ сумму невыплаченных пособий по временной нетрудоспособности, беременности и родам, уходу за ребенком до 1,5 лет.

Страхователи, применяющие специальные режимы налогообложения, в сведениях о путевках приводят общее количество приобретенных путевок (без разграничения на путевки, полученные от отделения Фонда и от других организаций). Справочно приводится численность оздоровленных детей.

(Постановление Фонда социального страхования РФ от 13 апреля 2009 г. N 92 "Об изменении некоторых актов Фонда социального страхования Российской Федерации")


Вернуться в начало


Судебная практика

Признана неконституционной норма, позволяющая регионам (при наличии необходимых согласований) освобождать отдельные организации от платы за загрязнение окружающей природной среды.

Речь идет об организациях социальной и культурной сферы, а также организациях, финансируемых из федерального или региональных бюджетов.

Как указал КС РФ, Правительство РФ, предоставляя такое право регионам, вышло за пределы своих полномочий. ФЗ "Об охране окружающей среды" не предусматривает каких-либо норм, наделяющих таким правом не только субъекты РФ, но и само Правительство РФ.

Внесение экологических платежей обязательно, по общему правилу, для всех лиц, деятельность которых оказывает негативное воздействие на окружающую среду. Целью их установления является не столько фискальный интерес государства в наполнении казны, сколько сохранение природы и обеспечение экологической безопасности. Эти платежи являются обязательными публично-правовыми платежами. Они взимаются за осуществление государством мероприятий по охране окружающей среды и ее восстановлению.

Правовое регулирование порядка освобождения от внесения платы за негативное воздействие на окружающую среду может быть осуществлено только федеральным законодателем либо по его прямому указанию. Соответственно, основания (критерии) исключений из принципа платности природопользования должны определяться только федеральным законом.

Между тем КС РФ счел необходимым отсрочить исполнение своего решения. Норма утрачивает силу с 1 января 2010 г. Это сделано с тем, чтобы законодатель имел возможность внести необходимые изменения в правовое регулирование, а заинтересованные субъекты (и, в особенности, бюджетные учреждения) адаптироваться к новым условиям правового регулирования.

(Постановление Конституционного Суда РФ от 14 мая 2009 г. N 8-П "По делу о проверке конституционности положения подпункта "б" пункта 4 постановления Правительства Российской Федерации "Об утверждении Порядка определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия" в связи с запросом Верховного суда Республики Татарстан")

ВАС разъяснил вопросы оспаривания сделок банкрота.

В разъяснениях затронут широкий круг вопросов оспаривания сделок банкрота, начиная с права на обращение в суд с такого рода исками и заканчивая "нюансами" применения отдельных оснований для оспаривания.

Отмечено, что при оспаривании сделок должника ответчиком (одним из них) по иску арбитражного управляющего должен быть должник. Между тем если решением суда сделка признана недействительной по иску внешнего (конкурсного) управляющего, а должник к участию не привлекался, решение не может быть отменено по мотиву принятия в отношении лица, не участвовавшего в деле.

Разъясняется, что конкурсный управляющий и кредиторы вправе, как и внешний управляющий, оспаривать сделки, повлекшие предпочтительное удовлетворение требований кредиторов, а также предбанкротные сделки, связанные с выплатой (выделом) доли (пая) в имуществе учредителю (участнику). Прокурор не вправе оспаривать сделки по основаниям, предусмотренным Законом о банкротстве, независимо от статуса должника или кредитора.

Затронуты вопросы о распределении судебных расходов при оспаривании сделок должника. Если иск удовлетворен, расходы взыскиваются с ответчиков (но не должника) в пользу должника, если нет - с должника в пользу ответчиков (кроме должника). При этом такие расходы относятся к текущим платежам.

Как сделки, повлекшие предпочтительное удовлетворение требований, и сделки с заинтересованным лицом, могут оспариваться также и действия, являющиеся исполнением обязательств (в частности, платеж долга) или действия, влекущие те же правовые последствия (зачет, новация, отступное). Если такие действия были признаны недействительными, требование кредитора восстанавливается, а не переходит в разряд текущих платежей. Рассмотрены особенности включения такого требования в реестр.

Также разъяснены моменты, касающиеся: оспаривания сделок гражданин; одобрения крупных сделок и сделок с заинтересованностью в ходе внешнего управления и конкурсного производства; признания лиц заинтересованными по отношению к должнику; доказывания осведомленности кредитора о неплатежеспособности должника при заключении предбанкротной сделки.

При применении разъяснений нужно учитывать, что с 04.06.2009 вступят в силу новые нормы об оспаривании сделок должника.

(Постановление Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 30 апреля 2009 г. N 32 "О некоторых вопросах, связанных с оспариванием сделок по основаниям, предусмотренным Федеральным законом "О несостоятельности (банкротстве)")

Принятие уволенного на работу - это схема экономии ЕСН?

Работники, уволенные по собственному желанию, были вновь приняты на работу через некоторое время. Инспекция сочла, что трудовые отношения с работниками фактически не были прекращены, тогда как подп. 2 п. 1 ст. 238 НК РФ допускает исключение сумм выплаченных компенсаций за неиспользованный отпуск из налогооблагаемой базы по ЕСН только в случае увольнения работника.

Доначисление ЕСН в данном случае неправомерно. Понятие увольнение работников идентично понятию прекращения трудового договора. Одним из оснований его прекращения является расторжение трудового договора по инициативе работника (ст. 77, 80 Трудового кодекса РФ). Поскольку увольнение произведено в соответствии с трудовым законодательством, факт увольнения работников подтвержден соответствующими приказами, то выплаченная компенсация за неиспользованный отпуск ЕСН не облагается в случае их повторного приема на работу.

(Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 27 марта 2009 г. N Ф04-6078/2008(3514-А81-42))


Вернуться в начало


Прочее

Ратифицирован Сингапурский договор о законах по товарным знакам.

Договор был принят 27 марта 2006 г. Дипломатической конференцией, созванной в рамках Всемирной организации по интеллектуальной собственности. От имени РФ Договор подписан в Женеве 26 марта 2007 г.

Цель Договора - дальнейшая гармонизация национальных систем законодательства о товарных знаках в части административных процедур. Он обеспечивает равенство прав российских заявителей, регистрирующих товарные знаки за рубежом, и иностранных заявителей, регистрирующих эти знаки в РФ.

В Договоре определены правила составления и подачи заявки на регистрацию товарного знака и знака обслуживания, внесения изменений в документы, касающиеся указанных знаков и т.д.

Неотъемлемой частью Договора является Инструкция, которая конкретизирует его положения, а также включает типовые международные бланки документов, необходимых для регистрации.

В связи с ратификацией Договора должны быть внесены изменения в ГК РФ. В частности, нужно увеличить период для подачи ходатайства о восстановлении пропущенных сроков, связанных с проведением экспертизы заявки на товарный знак (с 2 до 6 месяцев).

(Федеральный закон от 23 мая 2009 г. N 98-ФЗ "О ратификации Сингапурского договора о законах по товарным знакам")

Минфин предписал аудиторам обращать особое внимание на оффшоры.

В письме от 14.05.09 № 07-03-32/687 Минфин рекомендует аудиторам при проведении аудиторских проверок и оказании аудиторских услуг обращать особое внимание на фирмы, контрагенты которых зарегистрированы в оффшорах.

В первую категорию неблагонадежности попадают фирмы, осуществляющие свои операции из оффшоров (перечень которых содержится в приказе Минфина России от 13.11.07 № 108н).

Вторая группа - компании, ведущие свою деятельность из стран и территорий, не выполняющих или частично выполняющих рекомендации по противодействию легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма Группы разработки финансовых мер (ФАТФ). Информация о таких странах содержится на сайте сайте ФАТФ.

(Письмо Минфина РФ от 14.05.09 № 07-03-32/687)


Вернуться в начало



При подготовке настоящей рассылки использованы материалы компаний "Гарант", АО "Консультант Плюс"; изданий "Учет. Налоги. Право", "Российский налоговый курьер". Настоящая работа не представляет собой консультацию или совет. ООО "ФинЭкспертиза" не гарантирует достоверность, адекватность и полноту приведенных сведений и не несет ответственность ни за какие ошибки или упущения, а также результаты использования этого материала.