Мониторинг законодательства



Бухгалтерский учет и налогообложение

Бухгалтерский учет

Минфин РФ направил подведомственным организациям Методические указания по переходу на новые положения Инструкции по бюджетному учету.

Методические указания разъясняют порядок перехода к применению Инструкции по бюджетному учету (утверждена Приказом Минфина РФ от 30.12.2008 N 148) государственными органами и бюджетными учреждениями, в т.ч. порядок переноса исходящих остатков по счетам ранее действовавшего и нового плана счетов бюджетного учета, порядок отражения бухгалтерскими записями различных оборотов по соответствующим аналитическим счетам бюджетного учета, особенности оформления первичными (расчетными) документами хозяйственных операций, осуществляемых с активами и обязательствами публичного образования, и т.д.

(Письмо Минфина РФ от 30.03.2009 N 02-06-07/1411)


Вернуться в начало


Налогообложение

Законопроект о налоге на роскошь поступил в Госдуму.

Об этом заявил спикер СовФеда С. Миронов на встрече с премьером В. Путиным.

Основная идея законопроекта: уменьшить налог на доходы физических лиц (НДФЛ) для самых малоимущих слоев населения, и повысить - для обеспеченных граждан. Конкретных ставок спикер не озвучил.

(Источник: Служба новостей TaxHelp.RU)

ФНС разъяснил отдельные вопросы применения Федерального закона от 26.11.2008 N 224-ФЗ.

С 1 января 2009 г. вычеты указанных сумм налога производятся на момент определения налоговой базы при выполнении названных работ, т.е. на последнее число каждого налогового периода. Таким образом, начиная с первого налогового периода 2009 г., в налоговой декларации по НДС отражаются как исчисленные суммы налога, так и суммы налога, подлежащие вычету.

Следует иметь в виду, что суммы НДС, исчисленные при выполнении названных работ в 2006-2008 гг., принимаются к вычету по мере уплаты этого налога в бюджет. Необходимо учитывать: если построенный объект начинает использоваться одновременно и в облагаемых, и в необлагаемых НДС операциях, принятые к вычету суммы НДС подлежат восстановлению и уплате в бюджет в течение 10 лет с года введения объекта в эксплуатацию. Если построенный объект не подлежит вводу в эксплуатацию, принятые к вычету суммы НДС восстанавливаются и уплачиваются в бюджет в том налоговом периоде, в котором принято решение о списании этого объекта с баланса.

Если стоимость построенного объекта не включается в расходы при исчислении налога на прибыль, принятые к вычету суммы НДС подлежат восстановлению и уплате в бюджет в том налоговом периоде, в котором данный объект введен в эксплуатацию.

(Письмо Федеральной налоговой службы от 23 марта 2009 г. N ШС-22-3/216@ "О порядке применения отдельных положений Федерального закона от 26.11.2008 N 224-ФЗ")


Вернуться в начало


Правовые новости

Судебная практика

По аутсорсингу ВАС поддержал налоговиков.

Сегодня опубликовано Постановление ВАС РФ от 25 февраля 2009 года № 12418/08, из которого однозначно явствует: налоговая экономия на ЕСН в связи с применением аутсорсинговых схем теперь не оправданна: слишком высоки налоговые риски.

При этом речь идет именно о схеме, наличие которой в рассмотренном деле сумели доказать налоговики. ВАС РФ, в частности, принял во внимание, что общество заключало договоры об оказании услуг по предоставлению персонала с 17 взаимозависимыми организациями, применявшими УСН, не имевшими собственного оборудования, не занимавшимися специализированной деятельностью по подбору персонала, находившимися по одному адресу и численность сотрудников, которых в каждом случае не превышала 100 человек.

По мнению судей ВАС РФ, применение аутсорсинга носило формальный характер, и в данном случае имело место создание условий для целенаправленного уклонения от уплаты ЕСН. При этом арбитры указали на ошибочность позиции суда кассационной инстанции, который исходил из гражданско-правовой сущности договора аутсорсинга и его правовой обоснованности. В связи с чем деятельность общества, использовавшего труд сотрудников по договорам найма персонала, была квалифицирована как направленная на получение необоснованной налоговой выгоды путем уменьшения налоговой обязанности вследствие уменьшения налоговой базы по ЕСН.

(Постановление ВАС РФ от 25 февраля 2009 года № 12418/08)

ВАС разрешил принимать к вычету перевыставленные платежи за коммунальные услуги.

Налоговики обратились в Высший арбитражный суд с жалобой на решения судов трех инстанций, признавших правомерным применение налогового вычета по счетам-фактурам арендодателя за коммунальные услуги, и проиграли.

Арбитры высшей судебной инстанции решили, что вне зависимости от того, предусмотрено ли возмещение стоимости коммунальных слуг договором аренды, заявленный по счетам-фактурам арендодателя налоговый вычет является правомерным, т.к. "обеспечение нежилых помещений электроэнергией, водой, теплоэнергией и другими видами коммунального обслуживания неразрывно связано с предоставлением услуг по аренде".

Кроме того, суд указал, что коммунальные услуги были потреблены непосредственно обществом, их оплата осуществлена на основании счетов-фактур, выставленных арендодателем, в которых отдельной строкой выделены суммы налога на добавленную стоимость, что инспекцией не оспаривается.

(Постановление Президиума ВАС РФ от 25 февраля 2009 г. № 12664/08)

ВАС РФ запретил штрафовать за непредставление электронной налоговой декларации.

Высший арбитражный суд решил, что непредставление налоговой декларации в электронном виде организациями, для которых такое представление является обязательным, не влечет наступление ответственности по ст. 119 НК РФ. Но при условии, что организация представит эту же декларацию на бумажном носителе.

В опубликованном недавно постановлении от 17 февраля 2009 года № 11500/08 арбитры разъяснили, что статьей 119 НК РФ предусмотрена ответственность налогоплательщика за непредставление налоговой декларации в установленный законодательством о налогах и сборах срок, однако "нарушение прядка и формы представления декларации не образует состава правонарушения, указанного статьей 119 Кодекса".

При этом суд указал на недопустимость расширения сферы действия правоприменительной практики норм о налоговой ответственности, в том числе по мотиву логичности и целесообразности такого расширения.

(Постановление Президиума ВАС РФ от 17 февраля 2009 года № 11500/08)


Вернуться в начало


Финансы

Внесены изменения в методику расчета обязательных нормативов банков.

При определении норматива Н1 (норматив достаточности собственных средств банка) в составе III группы активов оцениваются, в том числе требования участников расчетов к кредитным организациям, выступающим центральной стороной на организованных торговых площадках, и требования комитентов по брокерским операциям с ценными бумагами и другими активами в части, размещенной брокером в этих кредитных организациях.

В расчет III-V групп активов (в том числе в рамках кодов 8953, 8954, 8964) включаются остатки по балансовому счету N 47408, возникающие в связи с началом расчетов до наступления срока исполнения срочной сделки (ее срочной части), а также связанные с операциями с участием кредитных организаций, выполняющих функции центральной стороны на организованных торговых площадках, в части их требований к участникам расчетов. Они учитываются в сумме превышения требований над величиной обязательств, соответственно по каждой срочной сделке или открытой позиции.

Аналогичным образом указанные остатки включаются в величину Крз (совокупная сумма кредитных требований банка к заемщику или группе связанных заемщиков, за вычетом сформированного резерва на возможные потери по указанным кредитным требованиям) при расчете норматива Н6 (норматив максимального размера риска на одного заемщика или группу связанных заемщиков).

Указание вступает в силу по истечении месяца после дня его официального опубликования в "Вестнике Банка России".

(Указание ЦБР от 6 марта 2009 г. N 2195-У "О внесении изменений в Инструкцию Банка России от 16 января 2004 года N 110-И "Об обязательных нормативах банков")

Налоговики могут запрашивать у банков абсолютно любые документы о налогоплательщике.

ВАС РФ вчера решил, что банки обязаны выполнять требования налогового органа не только в части истребования документов, обязанность по предоставлению которых предусмотрена специальной статьей 86 НК РФ "Обязанности банков, связанные с учетом налогоплательщиков". Суд разъяснил, что налоговые органы вправе запрашивать, а банки обязаны предоставлять любые документы (информацию), касающиеся деятельности проверяемого налогоплательщика и необходимые налоговому органу для проведения налоговой проверки.

При этом суд отклонил ссылку представителей банка на то, что "ведомость банковского контроля и паспорта сделок являются документами валютного контроля и согласно действующему законодательству не предоставляются налоговым органам".

Как указано в определении Коллегии судей от 13 февраля 2009 № ВАС-16896/08, с мнением которой согласился Президиум, ответственность банка как кредитного учреждения, установленная главой 18 Кодекса, не исключает возможность привлечения банка к налоговой ответственности, предусмотренной пунктом 1 статьи 129.1 Кодекса, как любого юридического лица, располагающего документами (информацией), касающимися деятельности проверяемого налогоплательщика (плательщика сборов, налогового агента) в соответствии с пунктом 1 статья 93.1 Кодекса.

(Источник: Служба новостей TaxHelp.RU)


Вернуться в начало


Таможня

Правительство РФ установило новые экспортные ставки на нефть и нефтепродукты.

Правительство РФ постановлением от 26 марта 2009 года N 256 утвердило ставки вывозных таможенных пошлин на нефть сырую и на отдельные категории товаров, выработанные из нефти, вывозимые с территории Российской Федерации за пределы государств.

Новая ставка экспортной пошлины начала действовать с 1 апреля. Ставка вывозной таможенной пошлины на нефть сырую (Код ТН ВЭД России 2709 00) снижена до 110 долларов США за тонну. Экспортная пошлина на пропан, бутаны, этилен, пропилен, бутилен и бутадиен, прочие сжиженные газы установлена в размере, равном нулю.

До 46,5 долларов за тонну снижена вывозная пошлина на жидкие топлива, масла, отработанные нефтепродукты, нефтяной вазелин, минеральные воски и аналогичные продукты.

Ставка вывозной пошлины на светлые нефтепродукты составит 86,4 долл., а на тёмные - 46,5 долл. за 1 тонну.

Ожидается, что 1 мая экспортная пошлина на нефть вырастет примерно на 10% (то есть до 121 долл. за т).

(Источник: Plastinfo.ru )


Вернуться в начало


Прочее

Минфин опубликовал наиболее безопасные схемы ухода от налогов.

Группа предпринимателей обратилась в Министерство финансов РФ с просьбой разъяснить, как обезопасить свой бизнес от бесконечных подозрений контролирующих органов в недобросовестности и налоговой недобропорядочности.

На внеочередной коллегии министерства чиновники решили пойти навстречу бизнесменам и обсудили предложенный проект специальных разъяснений как снизить риски оптимизации налогообложения.

Фискалы рассмотрели предложенные схемы ухода от налогов, и в настоящий момент готовятся конкретные рекомендации всем налогоплательщикам как правильно заявить необоснованные и завышенные расходы, применить вычет по товарам, приобретенным по завышенным ценам за счет заемных денежных средств у однодневки, как наиболее безопасно и без негативных налоговых последствий раздробить бизнес, а затем присоединить убыточную фирму, применить инвалидные схемы, обналичить деньги через "серую" фирму, как заменить трудовой договор гражданско-правовым и искусственно начислить штрафные санкции. И при этом попасть в список самых добросовестных налогоплательщиков.

(Источник: Служба новостей TaxHelp.RU)

Налоговики и ГИБДД объединились в борьбе за неуплату налога.

Безответственные собственники не имеют права владеть такими серьезными вещами, как автомобили и мобильные телефоны, считают инициаторы акции. Именно поэтому автомобили злостных неплательщиков транспортного налога, отловленных на трассах, выпускаются при следующих условиях.

Если долг невелик, то автомобилисту могут предложить расплатиться на месте, если же у него нет при себе наличных, то расплатиться он вполне может подручными средствами - наручными часами, мобильным телефоном или серьгой из уха.

Если же просрочка по уплате налога превышает 20% от стоимости автомобиля, судебные приставы ограничивают выезд должника за границу. После уведомления миграционной и пограничной службы, а также прокурора, должнику под общим надзором вживляется спецчип, который препятствует прохождению металодетекторов. Таким образом, должник будет проходить пограничный контроль до тех пор, пока не сдастся и не погасит все свои налоговые долги.

(Источник: Служба новостей TaxHelp.RU)

Московские налоговики создают базу допросов владельцев фирм-однодневок.

В новой информационной базе будут содержаться данные допросов директоров и учредителей фирм-однодневок, опрашиваемых налоговиками в качестве свидетелей.

Там же будут содержаться показания собственников помещений, ставших адресами массовой регистрации однодневок, сообщает "КоммерсантЪ".

В распоряжении "Коммерсанта" имеется Регламент создания новой информационной базы "Допросы свидетелей" утвержден приказом главы УФНС по г. Москве Н. Синниковой. Новая база должна быть введена "в эксплуатацию" до 20 мая 2009 года.

(Источник: "КоммерсантЪ")

Определяем результат от деятельности обслуживающих производств.

Можно ли при определении финрезультата от деятельности обслуживающих производств суммировать доходы и расходы по всем объектам обслуживающих производств в целях исчисления налога на прибыль?

Письмом от 23.03.09 № 03-03-06/1/174 Минфин России разъяснил, что налогоплательщики, в состав которых входят подразделения, осуществляющие деятельность, связанную с использованием объектов обслуживающих производств и хозяйств, определяют налоговую базу по указанной деятельности отдельно от налоговой базы по иным видам деятельности.

Таким образом, налоговая база по деятельности обслуживающих производств и хозяйств определяется в целом по всем обслуживающим производствам и хозяйствам.

(Письмо Минфин России от 23.03.09 № 03-03-06/1/174)


Вернуться в начало



При подготовке настоящей рассылки использованы материалы компаний "Гарант", АО "Консультант Плюс"; изданий "Учет. Налоги. Право", "Российский налоговый курьер". Настоящая работа не представляет собой консультацию или совет. ООО "ФинЭкспертиза" не гарантирует достоверность, адекватность и полноту приведенных сведений и не несет ответственность ни за какие ошибки или упущения, а также результаты использования этого материала.