Специальный выпуск: Обзор изменений в бухгалтерском законодательстве, вступающих в силу с 1 января 2009 года

Введены в действие новые Положения по бухгалтерскому учету:

Положение по бухгалтерскому учету "Учет расходов по займам и кредитам" ПБУ 15/2008, утвержденное Приказом Минфина РФ от 06.10.2008 № 107н и введенное в действие с 01.01.2009 года.

По сравнению с ранее действовавшим ПБУ 15/01, очевидны следующие существенные изменения:

  1. Действие ПБУ 15/2008 распространено на беспроцентные займы и кредиты.
  2. Из состава расходов, связанных с выполнением обязательств по полученным займам и кредитам, исключены курсовые разницы.
  3. Проценты, начисленные по кредитам и займам, не увеличивают стоимость активов при предварительной оплате и не учитываются в составе дебиторской задолженности до момента получения актива. Проценты могут увеличивать только стоимость инвестиционного актива.
  4. В составе инвестиционных активов прямо поименованы нематериальные активы и иные внеоборотные активы.
  5. Исключена норма о невключении процентов по займам и кредитам в стоимость инвестиционных активов, которые не амортизируют по правилам бухгалтерского учета.
  6. Проценты по кредитам и займам (включая привлеченные заемные средства путем выдачи векселей, выпуска и продажи облигацией) отражаются в учете обособлено от суммы основного долга (вексельной суммы или номинала стоимости облигаций).

Положение по бухгалтерскому учету "Учетная политика организации" ПБУ 1/2008, утвержденное Приказом Минфина РФ от 06.10.2008 № 106н и введенное в действие с 01.01.2009.

По сравнению с ранее действовавшим ПБУ 1/98 очевидны следующие существенные изменения:

  1. Учетная политика с 01.01.2009 года может формироваться не только главным бухгалтером, но и иным лицом, на которое в соответствии с законодательством РФ возложено ведение бухгалтерского учета
  2. При утверждении учетной политики необходимо утверждать все используемые формы первичных документов, а не только формы, разработанные организацией самостоятельно, а также формы регистров бухгалтерского учета.
  3. При разработке организацией способа ведения бухгалтерского учета по вопросу, не регламентированному российским бухгалтерским законодательством, допустимо использовать нормы Международных стандартов финансовой отчетности.
  4. Существенно расширен перечень раскрываемой информации: в частности, суммы корректировок по изменению учетной политики должны приводиться по каждой статье отчетности, по базовой и разводненной прибыли и убытку на акцию (до такой степени, до какой практически возможно).
  5. Впервые требуется раскрытие факта не применения невступивших в силу ПБУ, а также оценивать возможное влияние применения нового ПБУ на показатели бухгалтерской отчетности.

Положение по бухгалтерскому учету "Изменение оценочных значений", утвержденное Приказом Минфина РФ от 06.10.2008 № 106н.

  1. Раскрыто понятие оценочных значений и изменений в оценочных значениях.
  2. Установлен перспективный вариант отражения в бухгалтерском учете и отчетности изменений в оценочных значениях, при котором не изменяются показатели отчетности прошлого периода.
  3. Установлен общий порядок признания изменений в оценочных значениях - в учете и отчетности признается доход или расход текущего и (или) последующих периодов.
  4. Для оценочных значений, влияющих на величину капитала, предусмотрена корректировка соответствующих статей капитала только за период, в котором произошло изменение.
  5. Установлены требования по раскрытию информации об изменениях в оценочных значениях в пояснительной записке. В частности, изменениях, влияющих на текущую и будущую бухгалтерскую отчетность.

Положение по бухгалтерскому учету "Информация о связанных сторонах" ПБУ 11/2008, утвержденное Приказом Минфина РФ от 29.04.2008 № 48н

В отличие от ПБУ 11/2000 "Информация об аффилированных лицах", новое ПБУ:

  1. распространено на коммерческие организации (за исключением кредитных организаций), в том числе на субъекты малого предпринимательства, публикующие свою бухгалтерскую отчетность. Ранее действие ПБУ 11/2000 распространялось на акционерные общества.
  2. расширяет состав лиц, способных оказывать влияние на деятельность организации, составляющей бухгалтерскую отчетность. К аффилированным лицам добавлены:
    • лица, участвующие в совместной деятельности с организацией,
    • негосударственный пенсионный фонд, действующий в интересах работников организации или организаций, являющихся связанной стороной с организацией, составляющей бухгалтерскую отчетность.
  3. Информация о связанных сторонах раскрывается в разрезе основных групп связанных сторон.
  4. Объем минимальных сведений, которые раскрываются в пояснительной записке по операциям со связными сторонами, расширен за счет включения информации:
    • об объеме образованных резервов по сомнительным долгам
    • о величине списанной дебиторской задолженности, по которой истек срок исковой давности, других долгов, нереальных ко взысканию, в том числе за счет резерва по сомнительным долгам;
    • об условиях и сроках осуществления (завершения) расчетов по операциям, а также форма расчетов.
  5. Прямо введено указание на раскрытие информации о размерах вознаграждений, выплачиваемых основному управленческому персоналу в разрезе краткосрочных, долгосрочных вознаграждений и вознаграждений по окончанию трудовой деятельности.

Положение по бухгалтерскому учету "Учет договоров строительного подряда" ПБУ 2/2008, утвержденное Приказом Минфина РФ от 24.10.2008 № 116н.

В отличие от ПБУ 2/94 "Учет договоров (контрактов) на капитальное строительство", новое ПБУ:

  1. регламентирует учет только подрядчиков и субподрядчиков (п.1). Из-под действия нового ПБУ полностью выведен учет заказчиков (застройщиков).
  2. применяется только к договорам строительного подряда и договорам, неразрывно связанным со строящимся объектом, продолжительность которых составляет более одного отчетного года, либо сроки начала и окончания которых приходятся на разные отчетные периоды.
  3. более жестко конкретизирует условия, при которых нормы ПБУ применяются не к конкретному договору на строительство, а к отдельным компонентам одного договора или группе договоров.
  4. предусматривает необходимость определять выручку по договору на строительство исходя из договорной стоимости работ, скорректированной на:
    • возникающие и согласованные сторонами отклонения в стоимости работ,
    • размеры взаимных претензий
    • поощрительные платежи, выплачиваемые сверх сметы на строительство при условии, что существует уверенность, что данные суммы могут быть достоверно определены и будут признаны контрагентами.
  5. впервые предусматривает возможность учета доходов, не связанных непосредственно с исполнением договора на строительство, двумя способами - не только как прочий доход, но и как признание уменьшение прямых расходов по договору.
  6. относит расходы, не относящиеся к строительной деятельности организации, но возмещаемые заказчиком по условиям договора, в состав расходов по договору на строительство.
  7. Порядок признания расходов, связанных с подписанием договоров (п. 15), поставлен в зависимость от наличия уверенности в том, что договор будет подписан в отчетном периоде. Если уверенность существует, то расходы на подписание договора включаются в состав расходов по договору. Иначе, - в составе прочих расходов организации.
  8. Однозначно "привязывает" порядок признания в Отчете о прибылях и убытках выручки и расходов по договору к возможности или невозможности достоверно определить финансовый результат исполнения договора на строительство. Условия для возможности достоверно определить результат исполнения договоров на строительство раскрыты для разных вариантов ценообразования (твердая цена, "затраты плюс" и смешанный вариант)
    1. Если финансовый результат возможно достоверно определить на отчетную дату, то признание выручки и расходов по договору производится единственно возможным способом - "по мере готовности". Мера готовности определяется исходя из подтвержденной степени завершенности работ по договору, независимо от того, должны или не должны работы предъявляться к оплате заказчику до полного завершения работ по договору (этапа работ, предусмотренного договором). Раскрыты два возможных способа определения степени завершенности работ и условия их применения:
      • По доле выполненного объема работ в общем объеме работ по договору.
      • По доле понесенных расходов в расчетной величине общих расходов по договору.
    2. Если достоверное определение финансового результата за какой-либо период не возможно,
      • но существует вероятность того, что понесенные расходы будут возмещены - выручка по договору признается в величине, равной величине понесенных расходов
      • и вероятность возмещения расходов отсутствует - расходы признаются расходами по обычным видам деятельности
  9. Введено правило признания ожидаемых убытков по договору на строительство в составе расходов по обычным видам деятельности в периоде, когда возникает сомнения или неопределенность в поступлении сумм, ранее включенных в выручку по договору на строительство. Объем ранее признанной выручки по договору на строительство не подлежит уменьшению.
  10. Установлены правила раскрытия информации по договорам на строительство. При этом отдельно представляется в отчетности статья "Непредъявленная к оплате выручка", которая определяется как разница между величиной выручки, признанной в Отчете о прибылях и убытках, и предъявленной в оплате заказчикам по условиям договора. Эта статья развернуто представляется либо в активе, либо составе обязательств организации.

Вернуться в начало



При подготовке настоящей рассылки использованы материалы компаний "Гарант", АО "Консультант Плюс"; изданий "Учет. Налоги. Право", "Российский налоговый курьер". Настоящая работа не представляет собой консультацию или совет. ООО "ФинЭкспертиза" не гарантирует достоверность, адекватность и полноту приведенных сведений и не несет ответственность ни за какие ошибки или упущения, а также результаты использования этого материала.