Мониторинг изменений за период 04.05.10 - 07.05.10



Правовые новости

Уточнены полномочия арбитражных и военных судов.

Это обусловлено принятием Закона о компенсации за нарушение права на судопроизводство или исполнение судебного акта в разумный срок. Согласно изменениям указанные суды уполномочены рассматривать заявления о присуждении компенсации. Федеральный конституционный закон вступает в силу с 4 мая 2010 г.

(Федеральный конституционный закон от 30 апреля 2010 г. N 3-ФКЗ "О внесении изменений в статьи 24 и 26 Федерального конституционного закона "Об арбитражных судах в Российской Федерации" и Федеральный конституционный закон "О военных судах Российской Федерации")

Внесены изменения в отдельные законодательные акты в связи с принятием Федерального закона "О компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок".

Вносимые изменения обусловлены введением компенсации за нарушение разумных сроков судопроизводства и исполнения судебных актов.

В АПК РФ и ГПК РФ закреплены правила, по которым рассматриваются дела о присуждении компенсации. В качестве первой инстанции по таким делам выступают федеральные арбитражные суды округов, верховные суды республик, краевые, областные суды, суды городов федерального значения, автономной области, автономных округов. При подаче заявления о присуждении компенсации с физлиц взимается госпошлина в размере 200 руб., с организаций - 4 000 руб.

Установлены критерии, с учетом которых определяется разумность сроков. Это сложность дела; поведение участников процесса; достаточность и эффективность действий суда (по уголовным делам - также прокурора, следователя, руководителя следственного органа, дознавателя, органа дознания, начальника подразделения дознания). Учитывается и общая продолжительность разбирательства.

При затягивании процесса заинтересованное лицо вправе обратиться к председателю суда с заявлением об ускорении рассмотрения дела.

Срок давности привлечения к административной ответственности по делам, которые рассматриваются судьей, теперь составляет не 2, а 3 месяца. Срок рассмотрения таких дел увеличен с 15 дней до 2 месяцев. Жалоба на постановление по делу об административном правонарушении рассматривается судом в двухмесячный срок (ранее - в течение 10 дней).

Увеличены некоторые арбитражно-процессуальные сроки. С 2 до 3 месяцев продлен срок рассмотрения дел об оспаривании правовых актов, решений и действий (бездействия) органов и должностных лиц, а также о взыскании обязательных платежей и санкций; с 1 до 3 месяцев - срок рассмотрения заявлений об отмене решения третейского суда и о выдаче исполнительного листа на принудительное исполнение такого решения, о признании и приведении в исполнение решения иностранного суда и иностранного арбитражного решения. Срок рассмотрения кассационной жалобы увеличен с 1 до 2 месяцев. Дела о привлечении к административной ответственности рассматриваются судом 2 месяца (ранее - 15 дней). Срок рассмотрения дел об оспаривании решений органов о привлечении к административной ответственности теперь составляет 2 месяца (вместо 10 дней). Предусмотрена возможность продления до 6 месяцев срока рассмотрения дел в первой инстанции, а также дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов и должностных лиц, апелляционной и кассационной жалоб. Такое решение может принять председатель арбитражного суда на основании мотивированного заявления судьи в связи с особой сложностью дела или значительным числом участников арбитражного процесса.

Федеральный закон вступает в силу с 4 мая 2010 г. Изменения в НК РФ, устанавливающие размеры госпошлин, вводятся в действие по истечении одного месяца со дня официального опубликования закона.

(Федеральный закон от 30 апреля 2010 г. N 69-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок")

Закреплены общие правила присуждения компенсации за нарушение прав на судопроизводство или на исполнение судебного акта в разумные сроки.

Цель - выполнить требования Европейского Суда по правам человека. Он считает, что необходимо создать эффективное средство защиты от несоблюдения разумных сроков судопроизводства и исполнения судебных актов. Таковым следует считать комплекс мер, которые помогут предотвратить нарушения указанных прав. Об этом, в частности, говорилось в постановлении от 15 января 2009 г. по делу "Бурдов против Российской Федерации, N 2".

Обратиться с заявлением о присуждении компенсации может заинтересованное лицо, претерпевшее неблагоприятные последствия в связи с нарушением указанных прав. Оно подается в суд общей юрисдикции либо в арбитражный суд.

Заявление может быть подано в следующие сроки: в течение 6 месяцев со дня, когда вступил в силу последний судебный акт, принятый по делу, по которому допущено нарушение; до окончания производства по делу, по которому допущено нарушение, если оно рассматривалось более 3 лет и подавалось обращение ускорить его рассмотрение.

Компенсация присуждается в денежной форме. Ее размер зависит от требований заявителя, обстоятельств дела, длительности нарушения и последствий. Также будет учитываться практика Европейского Суда по правам человека.

Предусмотрены некоторые ограничения при предоставлении рассматриваемой выплаты. Например, нельзя получить одновременно компенсацию морального вреда, причиненного указанными нарушениями.

Федеральный закон вступает в силу с 4 мая 2010 г.

(Федеральный закон от 30 апреля 2010 г. N 68-ФЗ "О компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок")

Уточнены некоторые положения Закона о внесении изменений в Закон о Фонде содействия реформированию ЖКХ и отдельные нормативные акты.

Ранее предусматривалось, что до 31 декабря 2010 г. включительно наблюдательный совет вправе увеличивать лимиты финансовой поддержки за счет средств Фонда регионам, в которых имеются монопрофильные муниципальные образования. Это касается капремонта многоквартирных домов.

Согласно изменениям средства Фонда будут направляться не только на указанные цели, но и на переселение граждан из аварийного жилищного фонда, расположенного на территориях таких муниципальных образований. Указанные изменения распространяются на правоотношения, возникшие с 1 января 2010 г.

Предусмотрена возможность проводить открытые аукционы в электронной форме при размещении заказов для региональных или муниципальных нужд. Операторы определяются Правительством РФ.

Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования.

(Федеральный закон от 5 мая 2010 г. N 78-ФЗ "О внесении изменений в статью 7 Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" и статью 65 Федерального закона "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд")

Уточнены условия предоставления финансовой поддержки за счет средств Фонда содействия реформированию ЖКХ.

До 1 января 2012 г. продлевается срок полной ликвидации перекрестного субсидирования тарифов на коммунальные услуги в регионах и муниципальных образованиях.

Чтобы воспользоваться этим правом, регионы и муниципальные образования должны отвечать критериям, установленным наблюдательным советом Фонда.

Изначально предполагалось, что перекрестное субсидирование будет ликвидировано к 1 января 2011 г.

Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования.

(Федеральный закон от 5 мая 2010 г. N 77-ФЗ "О внесении изменения в Федеральный закон "О внесении изменений в Федеральный закон "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства" и отдельные законодательные акты Российской Федерации")

В УПК РФ внесены поправки, устанавливающие подсудность некоторых категорий дел.

К подсудности мировых судей отнесены дела по нарушениям ПДД в состоянии опьянения, повлекшим по неосторожности причинение тяжкого вреда здоровью человека, и заведомо ложным доносам о совершении преступления, соединенным с обвинением лица в тяжком или особо тяжком преступлении.

Также определена подсудность дел об изнасилованиях несовершеннолетних, потерпевших, не достигших возраста 14-ти лет, а также повлекших по неосторожности тяжкие последствия или смерть потерпевшей. Эти дела будут рассматривать суды субъектов Российской Федерации.

(Федеральный закон от 5 мая 2010 г. N 76-ФЗ "О внесении изменений в статью 31 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации")

Усовершенствован механизм планирования оперативного оборудования территории России.

Ранее Закон об обороне предусматривал, что уполномоченные госорганы готовят и реализуют федеральную государственную программу оперативного оборудования территории России.

Однако реализовать указанные положения не представляется возможным. В законодательных и иных актах отсутствуют нормы о разработке федеральных госпрограмм, их статусе, структуре и содержании.

В качестве инструмента для подготовки страны к обороне реализуется утвержденный Президентом РФ План оперативного оборудования территории Российской Федерации на 2006-2010 гг.

Таким образом, страна готовится к обороне в рамках этого плана. В связи с этим из закона исключены положения об утверждении и разработке программы. Вводятся нормы о планировании оперативного оборудования территории страны.

(Федеральный закон от 5 мая 2010 г. N 75-ФЗ "О внесении изменений в статьи 4 и 17 Федерального закона "Об обороне")

С 73 до 76 увеличено число мировых судей и соответствующее ему количество судебных участков в Брянской области.

Изменения обусловлены тем, что с 1 января 2007 г. судебные участки мировых судей должны создаваться из расчета численности населения на 1 участке от 15 до 23 тыс. человек. Ранее - от 15 до 30 тыс. человек.

(Федеральный закон от 5 мая 2010 г. N 74-ФЗ "О внесении изменения в статью 1 Федерального закона "Об общем числе мировых судей и количестве судебных участков в субъектах Российской Федерации")

Ратифицировано межправительственное соглашение России и Гонконга о воздушном сообщении.

В частности, определено, что на установленных маршрутах назначенные авиапредприятия сторон могут пролетать над их территориями без посадки, а также совершать посадку на такую территорию с некоммерческими целями. При эксплуатации договорных линий по установленным маршрутам такие предприятия также смогут совершать посадку в определенных пунктах для погрузки и выгрузки пассажиров и груза, включая почту, перевозимых раздельно или комбинировано. Такие пункты определяются авиационными властями сторон.

Предусмотрено избежание двойного налогообложения доходов, полученных авиапредприятиями сторон от эксплуатации и отчуждения воздушных судов, используемых в международных перевозках, а также капитала и имущества таких авиапредприятий.

(Федеральный закон от 5 мая 2010 г. N 73-ФЗ "О ратификации Соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством Специального административного района Гонконг Китайской Народной Республики о воздушном сообщении")

Изменен Федеральный закон о федеральном бюджете.

Верхний предел государственного внутреннего долга России на 1 января 2011 г. повышается на 51,3 млрд руб. Это обусловлено, в том числе, увеличением общего объема предоставляемых госгарантий.

С 10 до 15 млрд руб. выросла сумма гарантирования по кредитам, привлекаемым на реализацию инвестиционных проектов на территории Чечни. Предусмотрены новые госгарантии. Так, 3 млрд руб. выделяется по кредитам и займам, привлекаемым государственной компанией "Российские автомобильные дороги"; 46,3 и 21,5 млрд руб. - по облигационным займам ОАО "Объединенная авиастроительная корпорация" и "Оборонпром".

За счет неиспользованного в 2009 г. объема средств со 100 до 175 млрд руб. увеличена сумма госгарантий, предоставляемых в 2010 г. по займам на реализацию инвестиционных проектов. При этом уточняется форма заимствования - гарантируются не только облигационные займы, но и кредиты. Обеспечивается как возврат суммы кредита, так и уплата процентов по нему.

По некоторым направлениям объемы госгарантий сокращены. В частности, исходя из результатов исполнения федерального бюджета за 2009 г. со 100 до 47 млрд руб. уменьшена сумма гарантий по кредитам, привлекаемым стратегическими организациями ОПК.

С 20 до 30 лет продлен срок погашения внешних заимствований Российской Федерации на международных финансовых рынках в 2010-2012 гг. В 2010 г. Правительству РФ разрешается направить до 676 млн долл. США на приобретение акций совместного российско-индийского предприятия "Система Шиям Телесервисез Лтд".

Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования.

(Федеральный закон от 4 мая 2010 г. N 71-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О федеральном бюджете на 2010 год и на плановый период 2011 и 2012 годов")

Внесены изменения в ЖК РФ.

Установлено, что служебные жилые помещения могут предоставляться гражданам не только в виде отдельной квартиры, но и в виде жилого дома.

(Федеральный закон от 4 мая 2010 г. N 70-ФЗ "О внесении изменения в статью 104 Жилищного кодекса Российской Федерации")

Внесены изменения в закон о ветеранах.

В соответствии с Законом о ветеранах ряд граждан имеет право на обеспечение жильем за счет средств федерального бюджета. Это участники и инвалиды ВОВ, в случае смерти - члены их семей, блокадники. При определенных условиях на жилье за счет государства также могут претендовать лица, работавшие в период ВОВ на объектах ПВО и строительстве военных объектов, признанные инвалидами; военнослужащие, отслужившие не менее 6 месяцев вне состава действующей армии с 22 июня 1941 г. по 3 сентября 1945 г. либо награжденные орденами или медалями СССР за службу в указанное время.

Установлено, что перечисленные лица обеспечиваются жильем независимо от их имущественного положения.

Закон вступает в силу со дня его официального опубликования. Действие поправок распространяется на правоотношения, возникшие с 1 января 2010 г.

(Федеральный закон от 6 мая 2010 г. N 79-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О ветеранах")


Вернуться в начало


Таможня

На период 2010-2019 гг. определен порядок расчета ставок таможенных пошлин, применяемых при поставках природного газа из России в Украину.

Если контрактная цена газа (в долл. США за тыс. куб. м) с учетом низшей теплотворной способности (Рх) ниже 100/Тр (где Тр - действующая ставка пошлины в процентах, деленная на 100%), применяется ставка в размере 0%. Если же Рх превышает показатель 100/Тр или равен ему, применяется ставка в размере Тр х Рх - 100 (в долл. США за тыс. куб. м).

В 2010 г. данный порядок распространяется на годовые поставки в объеме до 30 млрд куб. м, в 2011-2019 гг. - в объеме до 40 млрд куб. м. Поставки свыше этих объемов облагаются пошлиной в полном размере.

Постановление распространяется на правоотношения, возникшие с 1 апреля 2010 г.

(Постановление Правительства РФ от 30 апреля 2010 г. N 291 "О ставках вывозных таможенных пошлин при поставках газа с территории Российской Федерации на территорию Украины")

Ратифицировано Соглашение о Секретариате Комиссии таможенного союза.

Соглашение подписано 12 декабря 2008 г. в Москве.

Секретариат организует работу Комиссии и Межгосударственного Совета Евразийского экономического сообщества - высшего органа таможенного союза. Также он занимается информационно-техническим обеспечением их деятельности.

Соглашение содержит ряд иных правил, чем предусмотрены российским законодательством. Так, должностные лица и сотрудники Секретариата в период работы не вправе заниматься коммерческой или любой другой (кроме научной, преподавательской, творческой) деятельностью в интересах выгоды.

На должностных лиц и сотрудников Секретариата распространяются привилегии и иммунитеты, установленные Конвенцией о привилегиях и иммунитетах Евразийского экономического сообщества от 31 мая 2001 г.

Кроме того, зарплата данных лиц не облагается налогами. При ввозе имущества для первоначального обустройства они не уплачивают таможенные платежи.

Сотрудники Секретариата не подпадают под юрисдикцию судебных или административных органов государства пребывания в отношении действий, совершаемых при выполнении служебных функций. На них не распространяются ограничения по иммиграции и регистрации в качестве иностранцев.

(Федеральный закон от 5 мая 2010 г. N 72-ФЗ "О ратификации Соглашения о Секретариате Комиссии таможенного союза")


Вернуться в начало


Финансы

Установлен новый порядок принятия ЦБР решений о госрегистрации кредитных организаций и выдаче лицензий на осуществление банковских операций.

Кредитные организации создаются на основе любой формы собственности как хозяйственные общества (АО, ООО или общество с дополнительной ответственностью). Их учредителями могут быть юридические и (или) физические лица, участие которых в кредитной организации не запрещено федеральными законами. Учредители банка не имеют права выходить из состава участников в течение первых 3 лет со дня его госрегистрации.

Приводятся перечни документов, представляемых для госрегистрации и получения лицензии. При госрегистрации Банк России рассматривает документы в срок не более 6 месяцев с даты их представления в территориальное учреждение ЦБР по предполагаемому местонахождению учреждаемой организации. Инструкция вступает в силу по истечении 10 дней после дня ее официального опубликования. С той же даты утрачивает силу ранее применявшаяся инструкция. Следует учитывать, что порядок выдачи лицензий кредитным организациям, производство по делу о банкротстве которых прекращено в связи с погашением их обязательств по решению учредителей (участников) или третьих лиц, установлен положением ЦБР от 11 августа 2005 г. N 275-П.

Особенности госрегистрации кредитных организаций с иностранными инвестициями устанавливаются иными нормативными актами Банка России.

(Инструкция ЦБР от 2 апреля 2010 г. N 135-И "О порядке принятия Банком России решения о государственной регистрации кредитных организаций и выдаче лицензий на осуществление банковских операций")


Вернуться в начало


Судебная практика

В Конституционном Суде оспаривались нормы, закрепляющие механизм реализации права апелляционного обжалования решений мировых судей и полномочия суда при рассмотрении апелляционных жалоб.

Эти положения признаны неконституционными в той мере, в какой они не позволяют лицам, о правах и об обязанностях которых мировой судья принял решение, обжаловать его в апелляционном порядке, если они не участвовали в деле. Также нормы противоречат Конституции РФ в части полномочий суда при отмене решения мирового судьи. Речь идет об отмене указанного судебного акта из-за рассмотрения дела в отсутствие кого-либо из лиц, участвующих в деле и не извещенных о времени и месте судебного заседания. В такой ситуации суд лишен права направить дело на новое рассмотрение мировому судье в качестве суда первой инстанции. В отношении кассационного обжалования КС РФ ранее уже сформулировал правовую позицию. Исходя из ее содержания, суд второй инстанции в любом случае обязан отменить решение суда первой инстанции (независимо от доводов кассационной жалобы), если суд первой инстанции разрешил вопрос о правах и об обязанностях лиц, не привлеченных к участию в деле.

Как указал КС РФ, содержание права на обжалование решения мирового судьи в апелляционном порядке, по сути, равнозначно содержанию права на обжалование решения суда первой инстанции в кассационном порядке. Это обусловливает и необходимость предоставления равного уровня процессуальных гарантий лицам, не привлеченным к участию в деле, чьи права нарушены судебным постановлением, вне зависимости от того, вынесено оно мировым судьей или иным судом общей юрисдикции, действующим в качестве суда первой инстанции. Иное вело бы к недопустимому ограничению права на судебную защиту.

Законодателю указано на необходимость внесения соответствующих изменений в ГПК РФ.

До их внесения мировые судьи не вправе возвращать апелляционные жалобы не привлеченных к участию в деле лиц, требующих отмены решения мирового судьи из-за того, что разрешен вопрос об их правах и обязанностях.

Кроме того, апелляционные суды вправе отменить решение мирового судьи, который рассмотрел дело в отсутствие кого-либо из лиц, участвующих в деле и не извещенных о времени и месте заседания, или разрешил вопрос о правах и об обязанностях лиц, не привлеченных к участию в деле, и направить дело мировому судье на новое рассмотрение.

(Постановление Конституционного Суда РФ от 21 апреля 2010 г. N 10-П "По делу о проверке конституционности части первой статьи 320, части второй статьи 327 и статьи 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в связи с жалобами гражданки Е.В. Алейниковой и общества с ограниченной ответственностью "Три К" и запросами Норильского городского суда Красноярского края и Центрального районного суда города Читы")


Вернуться в начало


Прочее

Минфин разъяснил порядок учета амортизационных отчислений при простое производственного оборудования.

Минфин РФ разъясняет, в каком порядке производить начисление и списание амортизации в налоговом и бухгалтерском учете в период, когда нет выпуска продукции, производственное оборудование простаивает и не консервируется.

В письме отмечается, что поскольку производство не консервируется, сумма начисленной за месяцы простоя амортизации может быть признана в целях налогообложения прибыли в качестве расхода текущего отчетного (налогового) периода по мере реализации продукции.

При этом основные средства, переведенные по решению руководства организации на консервацию продолжительностью свыше трех месяцев, исключаются из состава амортизируемого имущества.

(письмо Минфина РФ от 09.04.20010 № 03-03-06/1/246)

Подарки работникам страховыми взносами не облагаются.

Минзравсоцразвития в своем письме № 473-19 от 05.03.2010 разъясняет порядок обложения страховыми взносами подарков работнику.

В письме отмечается, что в случае передачи подарка (в том числе в виде денежных сумм) работнику по договору дарения, заключенному в письменной форме, у организации объекта обложения страховыми взносами на основании части 3 статьи 7 Закона № 212-ФЗ не возникает.

Вместе с тем, на основании статьи 57 ТК РФ обязательными для включения в трудовой договор являются, в частности, условия оплаты труда (в том числе размер тарифной ставки или оклада (должностного оклада) работника, доплаты, надбавки и поощрительные выплаты).

По соглашению сторон в трудовой договор могут также включаться права и обязанности работника и работодателя, установленные трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, локальными нормативными актами, а также права и обязанности работника и работодателя, вытекающие из условий коллективного договора, соглашений.

Следовательно, стоимость приобретенных подарков для работников, предусмотренных трудовыми договорами (коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами), не оформленных договорами дарения, будет являться объектом обложения страховыми взносами.

(письмо Минзравсоцразвития от 05.03.2010 № 473-19)

Явка в налоговую инспекцию по вызову — обязательна.

Минфин РФ разъясняет, является ли явка в налоговый орган по его вызову на основании письменного уведомления для дачи пояснений правом или обязанностью налогоплательщика.

Чиновниками отмечается, что в соответствии с подпунктом 4 пункта 1 статьи 31 НК РФ налоговые органы вправе вызывать на основании письменного уведомления в налоговые органы налогоплательщиков для дачи пояснений в связи с уплатой ими налогов, либо в связи с налоговой проверкой, а также в иных случаях.

При этом, согласно подпункту 7 пункта 1 статьи 23 НК, налогоплательщики обязаны выполнять законные требования налогового органа об устранении выявленных нарушений законодательства о налогах и сборах, не препятствовать законной деятельности должностных лиц налоговых органов при исполнении ими своих служебных обязанностей.

Частью 1 статьи 19.4 КоАП предусмотрена административная ответственность граждан, должностных лиц за неповиновение законному распоряжению или требованию должностного лица органа, осуществляющего государственный надзор (контроль), а равно воспрепятствование осуществлению этим должностным лицом служебных обязанностей.

(письмо Минфина РФ от 09.04.2010 № 03-02-08/21)

Минфин о периодах учета в расходах процентов по займу.

Чиновники разъясняют в каких отчетных периодах следует начислять и учитывать расходы в виде процентов по займу, если заем получен в июне 2009 г. сроком на 1 год, и договором предусмотрено, что начисление процентов осуществляется ежемесячно, но проценты подлежат уплате вместе с возвратом основной суммы долга в конце срока действия договора - в июне 2010 г.

В письме отмечается, что проценты по всем видам заимствования признаются в составе внереализационных доходов (расходов) равномерно в течение всего срока действия договора займа, вне зависимости от наступления срока фактической уплаты процентов, на конец каждого месяца пользования предоставленными (полученными) денежными средствами.

(письмо Минфина РФ от 08.04.2010 № 03-03-06/1/238)

Об определении стоимости имущества, оплаченного авансом в иностранной валюте.

Минфин РФ в своем письме № 03-03-06/1/241 от 08.04.2010 разъясняет, в каком порядке с 1 января 2010 г. следует учитывать доходы (расходы) при реализации или приобретении товаров в случае предварительной оплаты: по курсу иностранной валюты на дату признания дохода  или по курсу иностранной валюты на дату получения аванса.

Ведомство напоминает, что начиная с 1 января 2010 г.  при получении аванса организацией в иностранной валюте дохода в виде положительной курсовой разницы или расхода в виде отрицательной курсовой разницы, в целях исчисления налога на прибыль не возникает.

В этой связи стоимость имущества, оплаченного в иностранной валюте путем предварительной и последующей оплаты, может определяться по курсу ЦБ РФ, действовавшему на дату перечисления аванса (даты перечисления авансов, если предварительная оплата осуществлялась в несколько этапов) в части, приходящейся на предварительную оплату, и на дату перехода права собственности - в части последующей оплаты.

(письмо Минфина РФ от 08.04.2010 № 03-03-06/1/241)

Разъяснены вопросы исчисления и уплаты НДФЛ с дохода, полученного при реализации ценных бумаг.

Минфин РФ в письме № 03-04-05/2-173 от 08.04.2010 приводит разъяснения по вопросу исчисления и уплаты НДФЛ с дохода, полученного при реализации ценных бумаг, трейдерами, осуществляющими биржевую торговлю акциями.

В письме отмечается, что у налогоплательщика до 1 января 2010 года была возможность при заключении договора с брокером согласовывать метод, который будет использован для учета расходов по приобретению налогоплательщиком ценных бумаг.

С 1 января 2010 года в соответствии с абзацем третьим пункта 13 статьи 214.1 НК РФ при реализации ценных бумаг расходы в виде стоимости приобретения ценных бумаг признаются по стоимости первых по времени приобретений (ФИФО).

При этом возможность изменения метода списания на расходы стоимости выбывших ценных бумаг Кодексом не предусмотрена.

(письмо Минфина РФ от 08.04.2010 № 03-04-05/2-173)

Минфином России разъяснено, какие документы нужны для признания затрат на обучение работников.

В соответствии с п. 3 ст. 264 НК РФ расходы налогоплательщика на обучение по основным и дополнительным профессиональным образовательным программам, профессиональную подготовку и переподготовку работников включаются в состав прочих расходов.

Для признания в целях расчета налога на прибыль расходов на обучение документальным подтверждением затрат могут служить: договор с образовательным учреждением, приказ руководителя о направлении сотрудника на обучение, учебная программа образовательного учреждения с указанием количества часов посещений, сертификат или иной документ, подтверждающий, что сотрудники прошли обучение, акт об оказании услуг.

(письмо Минфина РФ от 21.04.2010 № 03-03-06/2/77)

Минфин прокомментировал порядок применения норм законодательства о заявительном порядке возмещения НДС.

Суть заявительного порядка возмещения НДС заключается в том, что зачет (возврат) суммы налога, заявленной к возмещению в налоговой декларации, осуществляется до завершения камеральной проверки этой налоговой декларации.

Если налоговый орган впоследствии отменяет решение о возмещении НДС в заявительном порядке, за пользование бюджетными средствами налогоплательщику начисляются проценты. Сумма процентов рассчитывается по формуле: "Проценты" = "Сумма НДС, подлежащая возврату" х 2 х "Ставка рефинансирования ЦБ РФ" х "Количество дней пользования бюджетными средствами"/365 (366). Если за время пользования бюджетными средствами ставка рефинансирования изменялась, расчет процентов осуществляется отдельно по каждой ставке рефинансирования, затем полученные суммы складываются.

На сумму возмещенного налогоплательщику в заявительном порядке НДС, подлежащего возврату налогоплательщиком по результатам камеральной проверки, пени не начисляются.

(письмо Минфина РФ от 05.04.2010 № 03-07-08/95)

Регистрация показаний контрольных лент ККТ в книге продаж по итогам квартала не нарушает законодательство.

Законодательством порядок регистрации в книге продаж показаний контрольных лент ККТ не установлен. Тем самым в книге продаж данные могут регистрироваться в целом за каждый налоговый период (квартал).

(письмо Минфина РФ от 15.04.2010 № 03-07-09/23)

Если по итогам года, в котором организацией ошибочно не были учтены расходы, получен убыток, перерасчет налоговой базы и суммы налога на прибыль в связи с выявлением расходов, следует произвести за налоговый период, в котором была совершена ошибка.

При обнаружении ошибок (искажений) в исчислении налоговой базы, относящихся к прошлым налоговым (отчетным) периодам, перерасчет налоговой базы и суммы налога производится за период, в котором были совершены указанные ошибки (искажения). Между тем если ошибки привели к излишней уплате налога, пересчет налоговой базы можно осуществить в периоде обнаружения ошибки.

В письме чиновники разъяснили, что если по итогам прошедшего года организацией получен убыток, перерасчет налоговой базы и суммы налога в связи с выявлением расходов, не учтенных в этом налоговом периоде, следует произвести за тот налоговый период, в котором были допущены ошибки. То есть правило о пересчете налоговой базы в периоде обнаружения ошибки в такой ситуации не применимо.

(письмо Минфина РФ от 23.04.2010 № 03-02-07/1-188)


Вернуться в начало



При подготовке настоящей рассылки использованы материалы компаний "Гарант", АО "Консультант Плюс"; изданий "Учет. Налоги. Право", "Российский налоговый курьер". Настоящая работа не представляет собой консультацию или совет. ООО "ФинЭкспертиза" не гарантирует достоверность, адекватность и полноту приведенных сведений и не несет ответственность ни за какие ошибки или упущения, а также результаты использования этого материала.