Мониторинг изменений за период 09.03.10 - 12.03.10



Налоги

Исправлен порядок сдачи электронной отчетности.

Приказом ФНС России от 04.03.10 № ММ-7-6/96 внесены поправки в приказ МНС России от 10.12.02 № БГ-3-32/705, устанавливающий порядок организации и функционирования системы представления налоговых деклараций и бухгалтерской отчетности в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи.

Например, утверждена форма типового договора о совместных действиях по функционированию регионального сегмента унифицированной системы приема, хранения и первичной обработки налоговых деклараций и бухгалтерской отчетности в электронном виде.

(Приказ ФНС России от 04.03.10 № ММ-7-6/96)

Безопасный возврат (Ведомости).

Прецедентное решение президиум ВАС может вынести по спору "Дирол кэдбери" с инспекцией ФНС № 9 по Новгородской области.

Сейчас налоговики имеют право провести повторную выездную проверку, если компания подает уточненную декларацию, уменьшающую ее обязательства перед бюджетом. Часто они изучают правильность уплаты не только тех налогов, которые компания просит вернуть из казны, но и всех остальных, объясняет партнер "Налоговой помощи" Сергей Шаповалов: в итоге предприятия боятся подавать "уточненки". Такую возможность налоговики получили с 2007 г., вспоминает руководитель аналитической службы "Пепеляев групп" Вадим Зарипов: с этого момента исправление любой строчки в декларации, даже ошибки, грозит полномасштабной проверкой. По словам Зарипова, некоторым компаниям, пытавшимся уточнить налог в сторону снижения, инспекторы обещали более жесткую проверку, чем обычно: "Налоговики шутят: что в бюджет упало, то пропало".

"Дирол кэдбери" попыталась изменить такую практику. Компания оспорила решение инспекции о повторной выездной проверке в связи с подачей уточненной декларации по налогу на прибыль: в ней убыток за 2005 г. был увеличен более чем в 10 раз — с 28,6 млн до 307 млн руб. Уточненная декларация была подана после окончания выездной проверки, но до вынесения решения по ее результатам. Именно нежеланием налоговиков учесть "уточненку" и недовольна "Дирол кэдбери". Компания проиграла спор в первой инстанции, но выиграла в апелляции и кассации, после чего инспекция обратилась в ВАС.

Дело подлежит рассмотрению президиумом, решила тройка судей ВАС. Повторная проверка возможна, но она не должна быть тотальной, говорится в определении тройки: налоговики вправе проверять лишь "те данные уточненной декларации, изменение которых повлекло уменьшение" налогов.

Представители "Дирол кэдбери" и ФНС отказались от комментариев. Дата рассмотрения дела президиумом ВАС пока не назначена. "Достаточно проверить данные, имеющие отношение к уменьшению налогов. Инспектировать все подряд во время повторной проверки нужно только для "закошмаривания", — говорит сотрудник налоговых органов.

ФНС не ведет учет заявок компаний на возврат налогов, по оценке Зарипова, речь идет как минимум о десятках миллиардов рублей ежегодно. В большинстве случаев приходится подавать "уточненку" из-за нерасторопности контрагентов, не успевших выслать необходимые документы — например, подтверждающие расходы, отмечает замдиректора судебного департамента "ТНК-ВР менеджмента" Эдуард Годзданкер.

Если президиум поддержит разъяснения тройки, это станет настоящей революцией, говорит Шаповалов: многие компании вынуждены подавать "уточненки" каждый месяц. Таким решением ВАС может исправить ошибку законодателей, резюмирует Зарипов. Но ВАС вряд ли изменит настрой чиновников любой ценой доначислить налоги и отказать в их законном возмещении из бюджета, считает Антон Данилов-Данильян из "Деловой России".

(Дмитрий Казьмин, Ведомости, 05.03.2010, 39 (2557))


Вернуться в начало


Правовые новости

Уточнены требования к ипотечным кредитам, входящим в ипотечное покрытие облигаций.

Ранее требования по обеспеченным ипотекой обязательствам могли входить в состав ипотечного покрытия, только если основная сумма долга по каждому договору или закладной не превышала 70% определенной независимым оценщиком рыночной стоимости (денежной оценки) недвижимости, являющейся предметом ипотеки.

Таким образом, кредиты с соотношением суммы кредита и оценочной стоимости предмета залога (далее - коэффициент К/З) выше 70% не могли быть секьюритизированы. Это ограничивало возможности банков по выдаче таких кредитов. В результате снизились объемы ипотечного кредитования. Последнее стало недоступным для ряда категорий населения, нуждающихся в социальной поддержке, в первую очередь, для молодых семей.

В связи с этим вносимыми изменениями коэффициент К/З повышен до 80%.

Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования.

(Федеральный закон от 9 марта 2010 г. N 22-ФЗ "О внесении изменения в статью 3 Федерального закона "Об ипотечных ценных бумагах)

Установлен новый порядок выдачи, аннулирования и приостановления действия лицензии на организацию биржевой торговли. Он распространяется на товарные биржи.

Основные изменения сводятся к следующему.

Закреплены лицензионные требования и условия. В частности, размер собственных средств - не менее 50 млн руб. У лиц, исполняющих функции единоличного исполнительного органа или входящих в органы управления, не должно быть судимости за экономические преступления или преступления против государственной власти.

Необходимо соблюдать законодательство, исполнять вступившие в силу судебные акты по вопросам биржевой торговли. Товарная биржа должна обеспечить, чтобы ФСФР смогла осуществлять надзорные полномочия, включая проверки.

Расширен перечень документов, представляемых для получения лицензии. Теперь в него также входят анкета, копия бухгалтерского баланса (кроме бирж, осуществляющих деятельность менее 3 месяцев), справка об отсутствии судимости у перечисленных выше лиц, расчет размера собственных средств, копия инструкции о внутреннем контроле. Кроме того, требуется копия перечня мер по предотвращению конфликта интересов и неправомерного использования служебной информации. В то же время не нужен документ, удостоверяющий право пользования помещением для проведения торгов.

Также уточнено, какие документы подаются для переоформления лицензии.

Аннулировать или приостановить действие лицензии могут и по заявлению самой биржи.

Ежегодно до 1 апреля в ФСФР России представляются копия аудиторского заключения и расчет собственных средств на последнюю отчетную дату.

Организацию биржевой торговли нужно привести в соответствие с новым порядком в течение 6 месяцев со дня вступления в силу постановления, которым он утвержден. Постановление вступает в силу по истечении 3 месяцев со дня его официального опубликования.

(Постановление Правительства РФ от 4 марта 2010 г. N 121 "Об утверждении Положения о лицензировании товарных бирж на территории Российской Федерации")

Установлен новый порядок выдачи, переоформления, приостановления и аннулирования лицензий на заключение биржевыми посредниками (брокерами) договоров.

Это обусловлено внесением изменений в Закон о товарных биржах и биржевой торговле. Ранее под указанными договорами понимались товарные фьючерсные и опционные сделки. Теперь это договоры - производные финансовые инструменты, базисным активом которых является биржевой товар.

Лицензирующим органом выступает ФСФР России. Приведен перечень документов, необходимых для получения лицензии.

Установлены лицензионные требования и условия. Среди них - соблюдение законодательства о товарных биржах и биржевой торговле; наличие специальных клиентских счетов; исполнение вступивших в законную силу судебных актов по вопросам осуществления деятельности биржевого посредника (брокера). Ряд требований предъявляется к штату биржевого посредника. Кроме того, его собственные средства должны составлять не менее 2 млн руб.

Решение о выдаче либо об отказе в выдаче лицензии принимается не позднее 30 рабочих дней со дня получения всех необходимых документов. При необходимости по решению руководителя ФСФР России этот срок может быть продлен еще на 10 рабочих дней.

Лицензия выдается без ограничения срока действия.

Прежнее Положение о лицензировании деятельности биржевых посредников и биржевых брокеров, совершающих товарные фьючерсные и опционные сделки в биржевой торговле, признано утратившим силу. Биржевые посредники (брокеры) должны привести свою деятельность в соответствие с новым Положением в течение 6 месяцев со дня его официального опубликования. Ранее выданные лицензии действительны до окончания срока их действия.

Постановление вступает в силу со дня его официального опубликования. Требование о размере собственных средств у биржевого посредника вводится по истечении 2 месяцев со дня официального опубликования.

(Постановление Правительства РФ от 2 марта 2010 г. N 111 "Об утверждении Положения о лицензировании деятельности биржевых посредников и биржевых брокеров, заключающих в биржевой торговле договоры, являющиеся производными финансовыми инструментами, базисным активом которых является биржевой товар")

Внесены изменения в Федеральный закон "Об электроэнергетике".

Изменения касаются очередности доступа электроэнергии на оптовый рынок. Их цель - вовлечь нефтяной (попутный) газ в хозяйственный оборот и более рационально использовать это сырье.

Ранее во вторую очередь принимался объем производства электроэнергии, заявленный в отношении ТЭС (в объеме, соответствующем их работе в теплофикационном режиме) и ГЭС (в объеме, который необходим по технологическим причинам и для обеспечения экологической безопасности).

Теперь во вторую очередь от ТЭС принимается также объем производства электроэнергии, при выработке которой нефтяной (попутный) газ или продукты его переработки являлись основным топливом. Прежде этот объем производства электроэнергии принимался в порядке общей очередности.

Федеральный закон вступает в силу по истечении ста восьмидесяти трех дней после дня его официального опубликования.

(Федеральный закон от 9 марта 2010 г. N 26-ФЗ "О внесении изменений в статью 32 Федерального закона "Об электроэнергетике")

Вносимые изменения в законоадтельство, регулирующее алкогольный рынок.

Появляется служба Росалкогольрегулирование.

Новой Службе передаются функции ФНС России по выдаче федеральных специальных марок на алкоголь. Росалкогольрегулирование также определяет перечень сведений об алкоголе и формат их нанесения на марки (ранее это относилось к компетенции Минфина России).

Марки, как и прежде, приобретаются производителями алкоголя на условиях их предварительной оплаты. Она производится до подачи в территориальный орган Росалкогольрегулирования заявления о выдаче марок. Размер оплаты не изменился - 1 300 руб. за 1 000 марок без учета НДС.

Марки изготавливает ФГУП "Гознак" в течение 19 рабочих дней со дня направления Росалкогольрегулированием соответствующего решения. В день поступления марок территориальный орган Службы уведомляет об этом производителя алкоголя.

Установлен порядок оформления недостачи марок, а также выявленных несоответствий в их реквизитах.

В связи с передачей функций производители алкоголя должны до 20 марта 2010 г. направить в территориальный орган Росалкогольрегулирования отчет об использовании ранее выданных федеральных специальных марок по состоянию на 28 февраля 2010 г. (форма приведена в приложении). Также необходимо представить документ, подтверждающий обеспечение обязательств в отношении не использованных на указанную дату марок. Денежный залог по не выданным до 28 февраля 2010 г. маркам будет возвращен производителям алкоголя налоговыми органами до 1 апреля 2010 г

Постановление вступает в силу со дня его официального опубликования.

(Постановление Правительства РФ от 28 февраля 2010 г. N 106 "О федеральных специальных марках и внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 21 декабря 2005 г. N 785")

Утверждена типовая схема организации пропуска через госграницу России лиц, транспортных средств, грузов, товаров и животных в воздушных пунктах пропуска.

Схема определяет последовательность основных контрольных действий в отношении воздушных судов, направляющихся в иностранные государства или из них, а также следующих на таких судах лиц, грузов, товаров и животных. Основные контрольные действия (как при прибытии, так и при убытии) делятся на 3 группы: действия на стоянке и на борту судна, госконтроль физлиц и их багажа, госконтроль грузов, товаров и животных.

Информацию о судне (его тип, номер рейса, бортовой номер и т. п.) контролирующие органы получают от диспетчерской службы аэропорта (аэродрома). Она также должна ежедневно до 20.00 представлять в указанные органы суточный план полетов на следующий день с учетом регулярных и нерегулярных рейсов. Все изменения плана должны согласовываться диспетчерской службой с органами.

Госконтроль осуществляется на стоянках, определенных диспетчерской службой по согласованию с органами. Суда могут начинать движение для вылета или менять место стоянки только с разрешения пограничных и таможенных органов.

Установлены особенности осуществления основных контрольных действий при госконтроле убывающих лиц при наличии в аэропорту автоматизированной системы обработки багажа, транзитных и трансферных пассажиров, не имеющих права въезда в Россию.

Зарегистрировано в Минюсте РФ 27 февраля 2010 г. Регистрационный N 16519.

(Приказ Минтранса РФ от 29 января 2010 г. N 21 "Об утверждении типовой схемы организации пропуска через государственную границу Российской Федерации лиц, транспортных средств, грузов, товаров и животных в воздушных пунктах пропуска через государственную границу Российской Федерации")

Внесены изменения в Закон о порядке выезда из России и въезда в нее.

Упрощен въезд в Россию иностранцев и лиц без гражданства, имеющих родителей или супругов - граждан России. Решение о выдаче визы таким лицам принимается руководителями диппредставительств и консульских учреждений РФ по письменным заявлениям граждан РФ о совместном с ними въезде в Россию их супруга (супруги), несовершеннолетних детей или нетрудоспособных совершеннолетних детей.

Основными документами, удостоверяющими личность граждан РФ, по которым они выезжают из России и въезжают в нее, являются паспорт, дипломатический паспорт, служебный паспорт и паспорт моряка (удостоверение личности моряка).

С 1 марта 2010 г. такие документы могут содержать электронные носители информации с записанными на них персональными данными владельца. Срок действия обычных паспортов при этом составит 5 лет (пошлина за выдачу - 1 тыс. руб.), с электронными носителями - 10 лет (пошлина за выдачу - 2,5 тыс. руб.).

Поправками гражданам предоставлена возможность выбора типа паспорта (обычный или с электронными носителями). Выбор будет фиксироваться в заявлении о выдаче паспорта.

Часть изменений носит юридико-технический характер. Так, по тексту закона слова "Министерство иностранных дел Российской Федерации" заменены словами "федеральный орган исполнительной власти, ведающий вопросами иностранных дел".

Закон вступает в силу со дня его официального опубликования. Действие положений о праве выбора типа паспорта распространяется на правоотношения, возникшие с 1 марта 2010 г.

(Федеральный закон от 9 марта 2010 г. N 24-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию")

О персональных данных, записываемых на электронные носители информации, содержащиеся в основных документах, удостоверяющих личность гражданина Российской Федерации.

Основными документами, удостоверяющими личность российского гражданина, по которым возможен выезд из России и въезд в нее, являются паспорт (в том числе дипломатический, служебный), паспорт моряка (удостоверение личности моряка). Они могут содержать электронные носители информации с записанными на них персональными данными владельца, включая биометрические.

К таким данным относятся номер документа, фамилия, имя, гражданство, дата рождения, пол владельца, его цветное цифровое фотографическое изображение (биометрические персональные данные).

(Постановление Правительства РФ от 4 марта 2010 г. N 125 "О перечне персональных данных, записываемых на электронные носители информации, содержащиеся в основных документах, удостоверяющих личность гражданина Российской Федерации, по которым граждане Российской Федерации осуществляют выезд из Российской Федерации и въезд в Российскую Федерацию")

Внесены изменения в нормативно-правовые акты, касающиеся Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства.

Изменения направлены на развитие малоэтажного жилищного строительства. За счет средств Фонда содействия реформированию ЖКХ граждан будут переселять из аварийного жилищного фонда в малоэтажные дома. Это жилые дома блокированной застройки и многоквартирные дома не выше трех этажей.

Такая финансовая поддержка возможна при наличии соответствующих региональных адресных программ.

Средства Фонда могут направляться как на строительство домов, так как и на приобретение помещений в них у застройщиков.

Малоэтажные дома будут строиться на основании муниципального контракта. Предусмотрены требования к его цене. Сэкономленные от размещения заказов средства можно потратить на формирование земельных участков для строительства малоэтажных домов, на их кадастровый учет и обеспечение инженерной инфраструктурой.

Предусмотрен сокращенный срок госрегистрации возникновения и перехода права собственности на жилые помещения (5 рабочих дней со дня подачи документов).

Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования.

(Федеральный закон от 9 марта 2010 г. N 25-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства" и статью 4 Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства" и Федеральный закон "Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации" и о признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации")

Принято решение об упразднении Роснауки и Рособразования.

Их функции переданы Минобрнауки России. Оно же является правопреемником упраздненных ведомств (в т. ч. по обязательствам, возникшим в результате исполнения судебных решений).

Указ вступает в силу со дня его официального опубликования.

(Указ Президента РФ от 4 марта 2010 г. N 271 "Вопросы Министерства образования и науки Российской Федерации")

Скорректирован порядок приема граждан в имеющие госаккредитацию вузы.

Для некоторых граждан прием для обучения по программам бакалавриата и подготовки специалиста осуществляется по результатам вступительных испытаний, форма и перечень которых определяются вузом самостоятельно. Установлено, что для лиц, имеющих среднее образование, такой порядок действует при приеме для обучения по сокращенной программе подготовки специалиста, реализуемой по ступени высшего образования, соответствующего профиля. Также указанный порядок применяется при приеме для обучения по программам магистратуры лиц, имеющих высшее образование с квалификацией "дипломированный специалист".

Расширен перечень направлений подготовки (специальностей), по которым вузы имеют право заменять одно вступительное испытание из утвержденного перечня на вступительное испытание по родным языку и литературе в определяемой ими форме. В перечень включены следующие направления подготовки (специальности): 031000 "Филология", 031001 "Филология", 050300 "Филологическое образование", 050302 "Родной язык и литература", 050700 "Педагогика" и 050708 "Педагогика и методика начального образования".

Установлено, что до начала приема документов приемные комиссии не позднее 1 июня должны объявлять количество бюджетных мест по программам магистратуры. Лица, проходившие военную службу по призыву и уволенные с нее, имеющие право в течение года после увольнения использовать результаты ЕГЭ, сданного ими в течение года до призыва, должны при поступлении представлять военный билет.

Закреплено право МГУ имени М.В. Ломоносова и СПбГУ проводить дополнительные вступительные испытания профильной направленности по определяемым ими направлениям подготовки (специальностям).

Зарегистрировано в Минюсте РФ 1 марта 2010 г. Регистрационный N 16534.

(Приказ Министерства образования и науки РФ от 18 января 2010 г. N 58 "О внесении изменений в Порядок приема граждан в имеющие государственную аккредитацию образовательные учреждения высшего профессионального образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 21 октября 2009 г. N 442")

Вводится форма извещения о пострадавшем от несчастного случая на производстве.

Вводится учетная форма N 59-НСП/у. Это извещение о пострадавшем от несчастного случая на производстве, обратившемся или доставленном в медицинскую организацию.

Данная форма заполняется медицинской организацией на каждого пострадавшего.

Извещение направляется в государственную инспекцию труда того региона, в котором находится медицинская организация. Срок - не более суток.

В извещении указываются наименование, адрес и телефон медицинской организации; ФИО, пол, дата рождения, место работы пострадавшего; способ, дата, время обращения; дата и время несчастного случая. Необходимо отразить диагноз, краткую информацию об обстоятельствах несчастного случая.

Извещение хранится 45 лет.

Зарегистрировано в Минюсте РФ 24 февраля 2010 г. Регистрационный N 16486.

(Приказ Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 30 декабря 2009 г. N 1045н "Об утверждении статистического инструментария по учёту пострадавшего от несчастного случая на производстве")

Уточнен порядок проведения проверки сообщения о преступлении.

При необходимости дознаватель, орган дознания, следователь и руководитель следственного органа вправе требовать провести документальные проверки, ревизии, исследования документов, предметов, трупов, привлекать специалистов.

В этом случае срок проведения проверки сообщения о преступлении может быть продлен до 30 суток.

Скорректирован перечень сведений, указываемых в обвинительных акте и заключении. Дополнительно отражается краткое содержание доказательств (пока - только их перечень).

(Федеральный закон от 9 марта 2010 г. N 19-ФЗ "О внесении изменений в Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации")


Вернуться в начало


Судебная практика

Оспаривались нормы ГПК РФ об основаниях пересмотра судебных актов по вновь открывшимся обстоятельствам.

КС РФ счел нормы конституционными. Исходя из разъяснений КС РФ, можно сделать следующие выводы.

Суд общей юрисдикции не вправе отказывать в пересмотре судебных актов по делу, в котором Европейский Суд по правам человека (ЕС) установил нарушения Конвенции о защите прав человека и основных свобод.

Россия, ратифицировав Конвенцию, признала юрисдикцию ЕС по вопросам ее толкования и применения в случаях предполагаемого нарушения. Соответственно, не только Конвенция, но и решения ЕС являются составной частью российской правовой системы, а потому должны учитываться федеральным законодателем и правоприменительными органами.

Не всякое решение ЕС, обязывающее государство-ответчика выплатить соответствующую денежную компенсацию, обеспечивает тем самым и полное восстановление нарушенного права заявителя. ЕС лишь констатирует факт нарушения Конвенции, он не вправе принять дальнейшие меры с тем, чтобы устранить такое нарушение. Поскольку национальный судебный акт не подлежит пересмотру в системе международной юрисдикции, восстановление прав заявителя должно обеспечиваться путем введения соответствующего механизма в национальном законодательстве.

АПК РФ закрепляет соответствующее основание пересмотра, а ГПК РФ нет. Это приводит к установлению различного уровня гарантий защиты прав граждан. Такое различие не может быть оправдано спецификой дел, рассматриваемых судами общей юрисдикции.

Следовательно, требуется законодательно закрепить механизм исполнения окончательных постановлений ЕС, который позволит обеспечить адекватное восстановление нарушенных прав.

Федеральный законодатель обязан внести соответствующие изменения в ГПК РФ.

(Постановление Конституционного Суда РФ от 26 февраля 2010 г. N 4-П "По делу о проверке конституционности части второй статьи 392 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в связи с жалобами граждан А.А. Дорошка, А.Е. Кота и Е.Ю. Федотовой")

Отсутствие экономической выгоды не влечет признания сделки мнимой.

ФАС Западно-Сибирского округа в Постановлении от 19 февраля 2010 г. по делу N А46-4670/2009 пришел к выводу об отсутствии оснований для признания договора мнимой сделкой в связи с фактическим его исполнением.

Тот факт, что имущество было реализовано по небольшой цене, и данная сделка не принесла хозяйствующему субъекту экономической выгоды, не может служить основанием для признания спорного договора недействительной сделкой.

Кроме того, факт действия сторон по намерению зарегистрировать сделку исключает возможность признания ее мнимой, заключил ФАС.

(Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 19 февраля 2010 г. по делу N А46-4670/2009)

Рыночная цена товара не определяется произвольно.

Суд указал, что для определения рыночной цены товара используются три метода: метод цены идентичных товаров, работ или услуг в сопоставимых условиях, метод цены последующей реализации и затратный метод.

ФАС отметил, что названные методы могут применяться последовательно при отсутствии на соответствующем рынке товаров, работ или услуг сделок по идентичным, то есть однородным товарам и при отсутствии других условий, делающих не возможным определение рыночной цены в порядке, предусмотренном нормами НК РФ.

При этом каждый последующий метод применяют, если только не возможно использовать предыдущий.

(Постановление ФАС Центрального округа от 17 февраля 2010 г. по делу N А54-2656/2009-С13)

Восстановление законности ничтожного кредитного договора невозможно.

Суд пояснил, что восстановление законности кредитного договора, не облеченного в письменную форму, гражданским законодательством не предусмотрено.

ФАС отметил, что ввиду отсутствия письменного оформления кредитных отношений у банка не имелось законных оснований требовать возврата кредита, а также предусмотренных условиями ничтожного договора платы за пользование кредитом, неустойки и иных санкций.

Недействительная сделка не влечет юридических последствий, за исключением тех, которые связаны с ее недействительностью, и недействительна с момента ее заключения.

Последующее одобрение недействительной сделки может повлечь возникновение по ней прав и обязанностей только в случаях, прямо предусмотренных законом. Такой случай предусмотрен статьей 183 ГК РФ, согласно которой при отсутствии полномочий действовать от имени другого лица или превышении таких полномочий сделка считается заключенной от имени и в интересах заключившего ее лица, если только другое лицо впоследствии прямо не одобрит данную сделку.

(Постановление ФАС Северо-Кавказского округа от 24 февраля 2010 г. по делу N А61-404/2008)

ФАС уточнил нормы о купле-продаже предприятий.

Суд указал, что до подписания договора продажи предприятия должны быть составлены и рассмотрены сторонами акт инвентаризации, бухгалтерский баланс, заключение независимого аудитора о составе и стоимости предприятия, а также перечень всех долгов.

ФАС отметил, что имущество, права и обязанности, указанные в названных документах, подлежат передаче продавцом покупателю.

Состав и стоимость продаваемого предприятия определяются в договоре продажи предприятия на основе полной инвентаризации предприятия, проводимой в соответствии с установленными правилами такой инвентаризации.

Передача предприятия продавцом покупателю осуществляется по передаточному акту, в котором указываются данные о составе предприятия и об уведомлении кредиторов о продаже предприятия, а также сведения о выявленных недостатках переданного имущества и перечень имущества, обязанности по передаче которого не исполнены продавцом ввиду его утраты.

(Постановление ФАС Центрального округа в от 16 февраля 2010 г. по делу N А09-3061/2009)


Вернуться в начало


Финансы

Определен порядок перечисления неиспользованных остатков средств федерального бюджета.

Он действует в случаях, если договором банковского счета между региональными управлениями Федерального казначейства (УФК) - ассоциированными участниками системы банковских электронных платежей (БЭСП) и подразделениями расчетной сети Банка России предусмотрено ежедневное перечисление остатков со счетов УФК на счет, открытый Федеральному казначейству в Первом операционном управлении ЦБР.

Неиспользованные остатки перечисляются на основании специального электронного платежного поручения.

Подразделения (кроме входящего в Московское главное территориальное управление Банка России) перечисляют неиспользованные остатки через систему БЭСП в течение 30 минут после наступления определенного времени (указано в приложении). Определен порядок перечисления неиспользованных остатков подразделением, входящим в указанное управление.

Указание вступает в силу с 1 июля 2010 г.

Зарегистрировано в Минюсте РФ 19 февраля 2010 г. Регистрационный N 16459.

(Указание ЦБР от 29 января 2010 г. N 2390-У "О порядке перечисления неиспользованных остатков денежных средств федерального бюджета")

Сообщается о типичных нарушениях при открытии счетов бюджетным учреждениям.

Так, отдельные учреждения Банка России и кредитные организации продолжают открывать им счета по учету средств от приносящей доход деятельности. Между тем такие средства должны учитываться на счетах, открытых финансовому органу или Федеральному казначейству, с отражением их на лицевых счетах соответствующих бюджетных учреждений. Кроме того, федеральным и региональным бюджетным учреждениям открываются лицевые счета на балансовых счетах N 40603 и 40703 соответственно. Это также является нарушением.

В договоры банковского счета включаются положения, не соответствующие разрешениям финансовых органов на открытие счетов по учету внебюджетных средств или назначению балансового счета по учету средств, находящихся во временном распоряжении бюджетных учреждений.

Вышеуказанные нарушения приводят к тому, что информация по отдельным счетам не включается в отчетность по формам ОКУД 0409909 и 0409919, которая доводится до сведения территориальных органов Федерального казначейства. Последние, в свою очередь, не направляют представления о приостановлении операций по счетам, открытым бюджетным учреждениям в нарушение установленного порядка.

В связи с этим кредитным организациям и подразделениям расчетной сети Банка России в случае обнаружения нарушений и невключения данных в отчетность предлагается направлять сведения соответствующему территориальному учреждению Банка России. Последние информируют об этом территориальный орган Федерального казначейства и Департамент методологии и организации обслуживания счетов бюджетов бюджетной системы России ЦБР.

В случае выявления нарушений территориальные учреждения Банка России вправе применять к кредитным организациям предупредительные меры воздействия, а также направлять сведения об указанных нарушениях в органы прокуратуры, Федерального казначейства и Росфиннадзора.

(Письмо ЦБР от 26 февраля 2010 г. N 28-Т "О счетах, открытых бюджетным учреждениям в нарушение бюджетного законодательства Российской Федерации и нормативных актов Банка России")


Вернуться в начало


Таможня

Установлена ставка вывозной пошлины, которая применяется в отношении нефти сырой (код ТН ВЭД ТС 2709 00 900 2), вывезенной с территорий России и таможенного союза в период с 19 января по 1 февраля 2010 г.

Размер ставки составляет 0 долл. США за тонну.

(Постановление Правительства РФ от 3 марта 2010 г. N 115 "Об утверждении ставки вывозной таможенной пошлины в отношении нефти сырой, вывезенной с территории Российской Федерации и территории государств - участников соглашений о таможенном союзе в период с 19 января по 1 февраля 2010 г.")


Вернуться в начало


Прочее

Как учесть задаток.

Обеспечительный платеж имеет черты задатка, что позволяет налогоплательщику, получившему данный платеж, применить в отношении него подпункт 2 пункта 1 статьи 251 НК РФ, то есть не учитывать в доходах.

При этом в случае зачета обеспечительного платежа в счет оплаты прав по основному договору данные денежные средства следует рассматривать как доходы от реализации и учитывать в целях налогообложения прибыли в общеустановленном порядке.

(Письмо Минфина РФ от 26.02.10 № 03-03-06/1/93)

Делайте ссылку на положение о премировании.

Письмом от 26.02.10 № 03-03-06/1/92 Минфин разъяснил, что при определении налоговой базы не учитываются расходы на любые виды вознаграждений, предоставляемых руководству или работникам помимо вознаграждений, выплачиваемых на основании трудовых договоров (контрактов) (п. 21 ст. 270 НК РФ).

Расходы по выплате премий работникам могут быть учтены для целей налогообложения прибыли на основании положения о премировании работников, если в трудовых договорах, заключенных с работниками, дается отсылка на это положение.

(Письмо Минфина РФ от 26.02.10 № 03-03-06/1/92)

Как учесть начисленные проценты по кредиту.

Минфин напомнил, что банку предоставлено право по результатам проведенной на последнее число отчетного (налогового) периода инвентаризации дебиторской задолженности сформировать резерв по сомнительным долгам (п. 4 ст. 266 НК РФ).

Если резерв по сомнительным долгам не был сформирован, то дебиторская задолженность по процентам, по которой истек срок исковой давности, относится на убытки и приравнивается к внереализационным расходам согласно подпункту 2 пункта 2 статьи 265 НК РФ.

(Письмо Минфина РФ от 02.12.09 от 25.02.10 № 03-03-06/2/34)

Организация досрочно расторгла трудовой договор с генеральным директором.

Согласно трудовому договору генеральному директору выплачена компенсация в размере, превышающем трехкратный месячный заработок. Облагается ли НДФЛ указанная компенсация?

Как разъяснили московские налоговики в письме от 13.10.09 № 20-15/3/107151, компенсация за досрочное расторжение трудового договора с генеральным директором организации, выплачиваемая в соответствии с действующим трудовым законодательством, не подлежит обложению НДФЛ в размерах, определенных трудовым договором.

(Письмо УФНС России от 13.10.09 № 20-15/3/107151)


Вернуться в начало



При подготовке настоящей рассылки использованы материалы компаний "Гарант", АО "Консультант Плюс"; изданий "Учет. Налоги. Право", "Российский налоговый курьер". Настоящая работа не представляет собой консультацию или совет. ООО "ФинЭкспертиза" не гарантирует достоверность, адекватность и полноту приведенных сведений и не несет ответственность ни за какие ошибки или упущения, а также результаты использования этого материала.