Мониторинг изменений за период 12.04.10 - 16.04.10



Правовые новости

Утвержден порядок допуска ценных бумаг иностранных эмитентов к размещению и (или) публичному обращению в России по решению уполномоченного федерального органа исполнительной власти.

Порядок не распространяется ценные бумаги, которые могут быть допущены к такому обращению на основании решения российской фондовой биржи.

Иностранные финансовые инструменты допускаются к размещению и (или) публичному обращению при одновременном соблюдении ряда условий. Они должны иметь международные код (номер) идентификации ценных бумаг и код классификации финансовых инструментов, а также быть квалифицированы в качестве ценных бумаг в соответствии с актами ФСФР России.

Кроме того, такие ценные бумаги должны быть выпущены определенными эмитентами. Это государства, являющиеся членами ОЭСР, членами или наблюдателями ФАТФ и (или) членами Манивэл, государства, с соответствующими органами которых уполномоченный орган заключил соглашение о взаимодействии, организации с местом учреждения в таких государствах и центральные банки последних, а также международные финансовые организации, включенные в утвержденный Правительством РФ перечень.

Указанные ценные бумаги допускаются к размещению и (или) публичному обращению при условии регистрации уполномоченным органом их проспекта. Определен порядок такой регистрации.

Решение о регистрации и решение о допуске (отказе в этом) принимаются уполномоченным органом одновременно в течение 30 дней с даты получения необходимых документов.

(Приказ Федеральной службы по финансовым рынкам от 23 марта 2010 г. N 10-20/пз-н "Об утверждении Порядка регистрации проспектов ценных бумаг иностранных эмитентов и допуска ценных бумаг иностранных эмитентов к размещению и (или) публичному обращению в Российской Федерации по решению федерального органа исполнительной власти по рынку ценных бумаг")

Обновлен перечень автомобилей, при приобретении которых физическими лицами в кредит в 2009 - 2010 годах кредитным организациям будут возмещаться выпадающие доходы исходя из двух третьих ставки рефинансирования Банка России.

Утвержденный перечень автомобилей содержит 51 позицию, включая модели: Chevrolet NIVA, Chevrolet Cruze, Ford Focus, Renault Logan, Skoda Oсtavia, LADA, ГАЗ, УАЗ, ИЖ, ТагАЗ. В соответствии с "Правилами предоставления в 2009 году за счет средств федерального бюджета субсидий кредитным организациям...", утвержденными Постановлением Правительства РФ от 19 марта 2009 года N 244, субсидии предоставляются кредитным организациям ежемесячно для возмещения выпадающих доходов кредитных организаций вследствие предоставления ими скидок исходя из двух третьих ставки рефинансирования Банка России при выдаче физическим лицам кредитов на приобретение автомобилей стоимостью не более 600 тыс. рублей, и полная масса которых не превышает 3,5 тонны. Приказ Минпромторга РФ от 15.07.2009 N 650, которым был утвержден аналогичный перечень автомобилей, признан утратившим силу.

(Приказ Минпромторга России от 27.02.2010 г. N 146 "Об утверждении перечня автомобилей, производимых на территории РФ, при приобретении которых физическими лицами в кредит в 2009 - 2010 годах кредитным организациям возмещаются выпадающие доходы исходя из двух третьих ставки рефинансирования Центрального банка РФ")

Президентом РФ утверждена Национальная стратегия противодействия коррупции.

Национальная стратегия представляет собой постоянно совершенствуемую систему мер организационного, экономического, правового, информационного и кадрового характера, учитывающую федеративное устройство Российской Федерации, охватывающую федеральный, региональный и муниципальный уровни, направленную на устранение коренных причин коррупции в обществе и последовательно реализуемую федеральными органами государственной власти, иными государственными органами, органами государственной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления, институтами гражданского общества, организациями и физическими лицами. Национальная стратегия будет реализовываться, в частности, по следующим основным направлениям: совершенствование системы учета государственного имущества; устранение коррупциогенных факторов, препятствующих созданию благоприятных условий для привлечения инвестиций; совершенствование условий, процедур и механизмов государственных и муниципальных закупок, в том числе путем расширения практики проведения открытых аукционов в электронной форме; модернизация гражданского законодательства; повышение денежного содержания и пенсионного обеспечения государственных и муниципальных служащих; совершенствование системы финансового учета и отчетности в соответствии с требованиями международных стандартов. Национальная стратегия реализуется федеральными органами государственной власти, иными государственными органами, органами государственной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления, институтами гражданского общества, организациями и физическими лицами, в том числе при формировании и исполнении бюджетов всех уровней, путем решения кадровых вопросов, в ходе осуществления права законодательной инициативы и принятия законодательных (нормативных правовых) актов РФ и муниципальных правовых актов, путем обеспечения неотвратимости ответственности за коррупционные правонарушения и объективного применения законодательства РФ. Также в новой редакции изложен Национальный план противодействия коррупции, утвержденный Президентом РФ 31 июля 2008 года N Пр-1568.

(Указ Президента РФ от 13.04.2010 г. N 460 "О Национальной стратегии противодействия коррупции и Национальном плане противодействия коррупции на 2010 - 2011 годы")

Принят новый закон об обращении лекарственных средств.

Закреплены основные правила обращения лекарственных средств. Речь идет об их разработке, доклинических и клинических исследованиях, экспертизе, госрегистрации, стандартизации, изготовлении, хранении, перевозке, ввозе в Россию и вывозе из нее и др.

Закон о лекарственных средствах, принятый в 1998 г., потерял свою актуальность в связи с изменением ситуации в экономике.

Формируется единая государственная фармакопея. Определено ее содержание.

Закреплены новые правила госрегистрации лекарств. Она необходима в отношении оригинальных и воспроизведенных средств, новых комбинаций препаратов (зарегистрированных ранее), а также тех, которые созданы в новых форме и дозировке.

Расширен перечень лекарств, не подлежащих госрегистрации. Речь идет о средствах, предназначенных для экспорта, о лекарственном растительном сырье, радиофармацевтических препаратах.

Регистрационное удостоверение на лекарственный препарат действует бессрочно. Однако на лекарство, которое в России регистрируется впервые, оно будет выдаваться на 5 лет.

Определен порядок проведения клинических исследований лекарственных препаратов. В них могут участвовать аккредитованные медорганизации.

Запрещается проводить испытания на детях-сиротах и детях, оставшихся без попечения родителей, на сотрудниках правоохранительных органов, лицах, находящихся в местах лишения свободы или СИЗО, и на некоторых других. Провести клиническое исследование на несовершеннолетних можно с письменного согласия родителей.

Жизнь и здоровье участников испытаний должны быть застрахованы. Установлены размеры соответствующих выплат (например, в случае смерти пациента - 2 млн. руб.).

Вводится этическая экспертиза возможности клинического исследования лекарственного препарата.

На официальном Интернет-сайте должны будут размещаться список всех разрешенных и запрещенных лекарств, информация об экспертизе, регистрации, клинических исследованиях.

Признаны утратившими силу некоторые законодательные акты, в том числе Закон о лекарственных средствах (с учетом изменений).

Федеральный закон вступает в силу с 1 сентября 2010 г. Определены переходные положения, касающиеся госрегистрации, экспертизы лекарств, лицензий на их производство.

(Федеральный закон от 12.04.2010 г. N 61-ФЗ "Об обращении лекарственных средств")

Утверждена форма представления данных об установленных в субъектах Российской Федерации предельных оптовых и предельных розничных надбавках к ценам на жизненно необходимые и важнейшие лекарственные средства.

Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации ежеквартально направляют ФСТ России сведения, касающиеся жизненно необходимых и важнейших лекарственных средств (ЖНВЛС). В частности, данные об установленных в регионах предельных оптовых и розничных надбавках к ценам на ЖНВЛС.

Утверждена новая форма для передачи указанных сведений.

Это связано с внесением изменений в Положение о государственном регулировании цен на ЖНВЛС. Кроме того, ФСТ России разработала методику, по которой определяются такие надбавки.

Надбавки устанавливаются к фактической отпускной цене производителя (ранее - также к отпускной цене организации оптовой торговли).

Предусмотрены 3 ценовые группы (до 50 руб. включительно; от 50 руб. до 500 руб. включительно; свыше 500 руб.).

Отдельно отражаются данные по наркотическим и психотропным лекарствам. Для них размеры надбавок определяются с учетом дополнительных расходов, связанных с особыми условиями транспортировки и хранения.

(Приказ Федеральной службы по тарифам от 11 марта 2010 г. N 73-а "Об утверждении формы представления данных об установленных в субъектах Российской Федерации предельных оптовых и предельных розничных надбавках к ценам на жизненно необходимые и важнейшие лекарственные средства")


Вернуться в начало


Судебная практика

Неплатежеспособность контрагента сама по себе не влечет недействительность сделки.

ФАС Уральского округа в Постановлении от 23 марта 2010 г. N Ф09-1781/10-С4 пояснил, что если другая сторона сделки докажет, что на момент совершения сделки она не знала о том, что должник является неплатежеспособным, то такая сделка не может быть признана судом недействительной.

ФАС указал, что сделка, заключенная или совершенная должником с отдельным кредитором или иным лицом после принятия арбитражным судом заявления о признании должника банкротом и в течение шести месяцев, предшествовавших подаче заявления о признании должника банкротом, может быть признана судом недействительной по заявлению внешнего управляющего или кредитора.

При этом совершение сделки в процессе обычной хозяйственной деятельности должника может свидетельствовать о том, что другая сторона сделки не знала и не должна была знать о том, что должник является неплатежеспособным или вскоре станет неплатежеспособным.

То обстоятельство, что спорная сделка совершена в процессе обычной хозяйственной деятельности, и другая сторона сделки не знала о том, что должник является неплатежеспособным или вскоре станет неплатежеспособным, является одним из условий для отказа в удовлетворении требований о признании сделки недействительной.

(Постановление ФАС Уральского округа от 23.03.2010 г. N Ф09-1781/10-С4)

Арест имущества не исключает право пользования им.

ФАС Уральского округа в Постановлении от 22 марта 2010 г. N Ф09-1735/10-С5 отклонил довод о том, что наложение ареста на незавершенные объекты строительства сделает невозможным окончание строительства и сдачу дома в эксплуатацию строительства, что приведет к невозможности исполнения обязательств.

ФАС отметил, что оценка необходимости применения обеспечительных мер производится арбитражным судом по своему внутреннему убеждению, основанному на изучении всех обстоятельств спора, разумности и обоснованности применения обеспечительных мер, а также того, насколько данные обеспечительные меры связаны с предметом заявленного требования, соразмерны ему и каким образом они обеспечат фактическую реализацию целей обеспечительных мер.

В свою очередь арест имущества должника согласно законодательству об исполнительном производстве включает запрет на распоряжение имуществом и не исключает право пользования им.

Кроме того, общество не лишено возможности обратиться с ходатайством об отмене спорной обеспечительной меры в суд, ее принявший, в порядке, предусмотренном ст. 97 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, представив возражения по существу примененной меры.

(Постановление ФАС Уральского округа от 22.03.2010 г. N Ф09-1735/10-С5)

Внесудебный порядок взыскания налогов с бюджетных организаций законом не предусмотрен.

ФАС Центрального округа в Постановлении от 10 марта 2010 г. по делу N А09-7477/2009 подтвердил, что взыскание налога с бюджетных организаций производится в судебном порядке, при этом срок на обращение в суд составляет шесть месяцев после истечения срока исполнения требования об уплате налога.

ФАС отметил, что неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом или таможенным органом налогоплательщику требования об уплате налога.

При этом взыскание с бюджетных учреждений задолженности по налогам, сборам, пеням и штрафам за налоговые правонарушения производится в судебном порядке, поскольку к данным организациям не подлежит применению установленная статьями 46 и 47 Налогового кодекса Российской Федерации внесудебная процедура взыскания.

(Постановление ФАС Центрального округа от 22.03.2010 г. N Ф09-1735/10-С5)

Перемена лиц в обязательстве не влечет изменения срока исковой давности.

ФАС Московского округа в Постановлении от 26 марта 2010 г. N КГ-А40/1514-10 признал, что изменение сторон в договоре не может влиять на порядок исчисления срока исковой давности.

ФАС отметил, что общий срок исковой давности устанавливается в три года. Течение срока исковой давности по указанному требованию начинается со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права.

Исковая давность применяется судом только по заявлению стороны в споре, сделанному до вынесения судом решения. Истечение срока исковой давности, о применении которой заявлено стороной в споре, является основанием к вынесению судом решения об отказе в иске.

При этом перемена лиц в обязательстве не влечет изменения срока исковой давности и порядка его исчисления. Следовательно, срок исковой давности для защиты права преемника по договору исчисляется с того же момента и в том же порядке, что и для предшественника.

(Постановление ФАС Московского округа от 26.03.2010 г. N КГ-А40/1514-10)

Использование заемных средств и получение убытков не препятствует вычету по НДС.

ФАС Московского округа в Постановлении от 26 марта 2010 г. N КА-А40/2657-09 подтвердил, что использование обществом в своей деятельности заемных средств и получение убытков не может служить основанием для отказа в вычете по налогу на добавленную стоимость.

ФАС отметил, что хозяйствующие субъекты самостоятельно по своему усмотрению выбирают способы достижения результата от предпринимательской деятельности. В полномочия налоговых органов входит лишь контроль за соблюдением налогоплательщиками законодательства о налогах и сборах, а не вменение им доходов исходя из собственного видения способов достижения налогоплательщиками экономического результата с меньшими затратами.

Обоснованность расходов, уменьшающих в целях налогообложения полученные доходы, не может оцениваться с точки зрения их целесообразности, рациональности, эффективности или полученного результата. В силу принципа свободы экономической деятельности налогоплательщик осуществляет ее самостоятельно на свой риск и вправе самостоятельно и единолично оценивать ее эффективность и целесообразность.

(Постановление ФАС Московского округа от 26.03.2010 г. N КА-А40/2657-09)

Сумма налогов, уплаченных в бюджет и заявленных к вычету, может не совпадать.

ФАС Московского округа в Постановлении от 25 марта 2010 г. N КА-А40/2187-10 подтвердил, что уплата налогов контрагентами в ином размере, чем заявлено к вычету налогоплательщиком, не может рассматриваться в качестве обстоятельств, свидетельствующих о недобросовестности налогоплательщика.

ФАС указал, что несовпадение сумм налога, уплаченных заявителем поставщикам и поставщиками в бюджет, не является основанием для выводов об отсутствии предпринимательской деятельности со стороны поставщиков, поскольку право налогоплательщика на применение налоговых вычетов не связывается с фактическим внесением сумм налога в бюджет его поставщиками, являющимися самостоятельными налогоплательщиками.

При этом налоговая выгода может быть признана необоснованной, если налоговым органом будет доказано, что налогоплательщик действовал без должной осмотрительности и осторожности и ему должно было быть известно о нарушениях, допущенных контрагентом, в частности, в силу отношений взаимозависимости, либо деятельность направлена на совершение операций, связанных с налоговой выгодой, преимущественно с контрагентами, не исполняющими своих налоговых обязанностей.

(Постановление ФАС Московского округа от 25.03.2010 г. N КА-А40/2187-10)

Плательщик обязан обжаловать решение инспекции в вышестоящий налоговый орган.

ФАС Западно-Сибирского округа в Постановлении от 6 апреля 2010 г. по делу N А27-12342/2009 подтвердил, что несоблюдение налогоплательщиком досудебного порядка обжалования решения в вышестоящий налоговый орган является основанием для оставления без рассмотрения требования об оспаривании решения по доначислению налога на землю, пеней и штрафа.

ФАС отметил, что решение о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения или решение об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения может быть обжаловано в судебном порядке только после обжалования этого решения в вышестоящем налоговом органе.

Данная норма регулирует порядок реализации права на обращение в арбитражный суд и предусматривает в качестве условия обращения в арбитражный суд с заявлением об оспаривании решения о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения обязательность первоначального обжалования данного решения в вышестоящий налоговый орган.

(Постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 06.04.2010 г. N А27-12342/2009)

Стоимость имущества, определенная независимым оценщиком, не носит обязательного характера.

ФАС Западно-Сибирского округа в Постановлении от 5 апреля 2010 г. по делу N А45-17639/2009 пояснил, что величина рыночной стоимости имущества, определенная независимым оценщиком в ходе исполнительного производства, носит рекомендательный характер, не является обязательным и не может быть оспорена путем предъявления самостоятельного иска.

ФАС отметил, что итоговая величина рыночной или иной стоимости объекта оценки, указанная в отчете, признается достоверной и рекомендуемой для целей совершения сделки с объектом оценки, если в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, или в судебном порядке не установлено иное.

Величина оценки, указанная оценщиком в отчете, не нарушает прав сторон исполнительного производства, поскольку последствия ее определения наступают только после вынесения судебным приставом-исполнителем постановления об оценке вещи или имущественного права. Данная стоимость объекта может быть оспорена в судебном порядке путем оспаривании постановления судебного пристава-исполнителя.

(Постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 05.04.2010 г. N А45-17639/2009)


Вернуться в начало


Прочее

Минфин уточнил порядок истребования налоговиками документов для проверки.

Минфин РФ в своем письме № 03-02-07/1-122 от 22.03.2010 разъясняет порядок истребования у проверяемого лица необходимых для проверки документов посредством вручения этому лицу соответствующего требования.

Согласно пункту 1 статьи 93 Кодекса должностное лицо налогового органа, проводящее налоговую проверку, вправе истребовать у проверяемого лица необходимые для проверки документы посредством вручения этому лицу (его представителю) требования о представлении документов.

Кроме того, должностное лицо налогового органа проводящее налоговую проверку, вправе истребовать у контрагента или у иных лиц, располагающих документами, касающимися деятельности проверяемого налогоплательщика, эти документы путем направления письменного поручения в налоговый орган по месту учета лица, у которого должны быть истребованы указанные документы.

В течение пяти дней со дня получения поручения налоговый орган по месту учета лица, у которого потребуются документы (информация), направляет этому лицу требование о представлении документов (информации).

Формы Уведомления о вызове налогоплательщика (плательщика сбора, налогового агента) и Требования о представлении документов (информации) утверждены приказом ФНС РФ от 31.05.2007 N ММ-3-06/338@.

Формы указанных документов не предусматривают подпись руководителя (заместителя руководителя) налогового органа в качестве обязательного реквизита и печать налогового органа.

(Письмо Минфина России от 22.03.2010 г. № 03-02-07/1-122)

Пособие по беременности и родам для ИП составляет 4 330 рублей.

Специалисты ФСС РФ разъясняют, как будет исчисляться пособие по беременности и родам индивидуальному предпринимателю по страховому случаю, наступившему в 2010 году.

С 1 января 2010 года в соответствии с частью 21 статьи 14 Федерального закона от 29.12.2006 № 255-ФЗ средний заработок, из которого исчисляются пособия по обязательному социальному страхованию (в частности, пособие по беременности и родам) лицам, добровольно вступившим в правоотношения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, принимается равным МРОТ, установленному федеральным законом на день наступления страхового случая.

Это обусловлено тем, что указанная категория лиц с 2010 года уплачивает страховые взносы на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством не применительно к доходу, как в 2009 году, а применительно к МРОТ.

Так, названные лица в текущем году уплачивают страховые взносы исходя из стоимости страхового года, определяемой как произведение МРОТ, установленного федеральным законом на начало финансового года, на 2,9%, увеличенное в 12 раз.

Стоимость страхового года в 2010 году составляет 1 507 рублей. Соответственно, средний заработок, из которого исчисляются пособия, принимается равным МРОТ. Каких-либо исключений из указанных норм вышеуказанным Федеральным законом не предусмотрено.

(Отдел новостей ИА "Клерк.Ру")

ФСС уточняет порядок расчета пособия по уходу за вторым ребенком.

ФСС РФ на своем сайте разъясняет, как будут исчисляться пособие по беременности и родам и ежемесячное пособие по уходу за вторым ребенком в случае, если женщина не имела периода работы перед наступлением указанных страховых случаев, поскольку находилась в отпуске по уходу за ребенком до трех лет.

В случае, если работник не имел периода работы непосредственно перед наступлением указанных страховых случаев в связи с отпуском по беременности и родам или отпуском по уходу за ребенком, соответствующие пособия исчисляются исходя из среднего заработка работника, рассчитанного за последние 12 календарных месяцев работы у данного страхователя, предшествующих месяцу наступления предыдущего страхового случая.

Таким образом, поскольку у женщины не будет периода работы перед наступлением отпуска по беременности и родам, пособие по беременности и родам должно быть исчислено из заработка, рассчитанного за последние 12 календарных месяцев работы у данного страхователя, предшествующих месяцу наступления отпуска по уходу за первым ребенком.

Соответственно и ежемесячное пособие по уходу за вторым ребенком должно быть исчислено из заработка, из которого исчислялось пособие по беременности и родам во втором случае.

Необходимо также учитывать, что в связи с введением предельной величины базы для начисления страховых взносов (415 000 руб. в год на каждое застрахованное лицо) предельная сумма пособия по беременности и родам за полный календарный месяц в 2010 году составит в среднем 34 583 рубля, а предельный размер ежемесячного пособия по уходу за ребенком, выплачиваемого работающим лицам, - 13 833,33 руб. (за полный календарный месяц).

(Отдел новостей ИА "Клерк.Ру")

Доплата до среднего заработка в период больничного уменьшает налог на прибыль.

Минфин РФ в своем письме № 03-03-06/1/158 от 22.03.2010 приводит порядок учета для целей налогообложения прибыли затрат на доплаты до фактического заработка на период временной нетрудоспособности.

Ведомство отмечает, что налогоплательщик имеет право учесть сумму доплаты работнику до фактического заработка на период временной утраты трудоспособности и отпуска по беременности и родам в составе расходов, уменьшающих налогооблагаемую прибыль, в соответствии с положениями пункта 25 статьи 255 Кодекса, т.е. как другие виды расходов, произведенных в пользу работника, предусмотренных трудовым договором и (или) коллективным договором.

При этом отнесение работодателем сумм вышеуказанных доплат к расходам при исчислении налога на прибыль возможно только в случае, если такие доплаты предусмотрены трудовыми или коллективными договорами.

Что касается уплаты страховых взносов по указанным доплатам, то с 1 января 2010 расходы в виде страховых взносов в ПФ РФ, ФСС РФ, Федеральный и территориальные фонды обязательного медицинского страхования учитываются в составе прочих расходов.

(Отдел новостей ИА "Клерк.Ру")

Невостребованная заработная плата списывается по истечение трех лет.

Минфин РФ в своем письме № 03-03-06/1/161 от 22.03.2010 разъясняет, по истечении какого периода времени начисленная, но фактически не выплаченная заработная плата работника может быть списана.

В письме отмечается, что сумма кредиторской задолженности по депонированной заработной плате подлежит включению в состав внереализационных доходов для целей налогообложения прибыли в связи с истечением срока исковой давности, установленного статьей 196 ГК РФ, т.е. если заработная плата не была востребована работником в течение трех лет.

(Письмо Минфина России от 22.03.2010 г. № 03-03-06/1/161)

Страховые взносы во внебюджетные фонды уменьшают налог на прибыль.

Минфин РФ в своем письме № 03-03-06/1/163 от 22.03.2010 уточняет особенности учета страховых взносов начисляемых на выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, не учитываемые при налогообложении прибыли.

В письме отмечается, что в целях главы 25 НК РФ налогоплательщик уменьшает полученные доходы на сумму произведенных расходов (за исключением расходов, указанных в статье 270 Кодекса).

При этом статья 270 Кодекса не содержит положений, не позволяющих учесть при налогообложении прибыли страховые взносы, начисленные на выплаты и вознаграждения, которые не признаются расходами в целях главы 25 Кодекса.

Таким образом, с 1 января 2010 года расходы в виде страховых взносов в Пенсионный фонд РФ, ФСС РФ, Федеральный и территориальные ФОМС учитываются в составе прочих расходов.

(Письмо Минфина России от 22.03.2010 г. № 03-03-06/1/163)

Минфин уточнил порядок учета отчислений в резерв по сомнительным долгам.

Минфин РФ в своем письме № 03-03-06/1/165 от 22.03.2010 разъясняет, каким образом следует учесть для целей налогообложения отчисления в резерв по сомнительным долгам по состоянию на конец отчетного периода.

В письме отмечается, что налогоплательщик, проведя на последнее число отчетного (налогового) периода инвентаризацию дебиторской задолженности, исчисляет в установленном пунктом 4 статьи 266 НК РФ порядке величину резерва по сомнительным долгам, которая не может быть более 10% от выручки отчетного (налогового) периода, определяемой в соответствии со статьей 249 НК РФ.

Таким образом, если сумма вновь создаваемого по результатам инвентаризации резерва больше, чем сумма остатка резерва предыдущего отчетного (налогового) периода, указанное ограничение распространяется на всю сумму резерва по сомнительным долгам, включающую в себя сумму не полностью использованного резерва и сумму досоздаваемого резерва.

В том случае, если сумма резерва по сомнительным долгам в текущем отчетном периоде, исчисленная с учетом 10 процентного ограничения, оказалась меньше, чем сумма остатка резерва предыдущего отчетного (налогового) периода, разницу налогоплательщик должен включить в состав внереализационных доходов.

(Письмо Минфина России от 22.03.2010 г. № 03-03-06/1/165)

Иностранцы – налоговые резиденты РФ имеют право на имущественный вычет.

Минфин РФ в своем письме № 03-04-05/6-114 от 22.03.2010 приводит разъяснения по вопросу получения имущественного налогового вычета по НДФЛ иностранным гражданином.

В письме отмечается, что имущественный налоговый вычет применяется только к подлежащим налогообложению по ставке 13% доходам физических лиц, признаваемых налоговыми резидентами РФ, то есть физическими лицами, фактически находящиеся в РФ не менее 183 календарных дней в течение 12 следующих подряд месяцев.

При этом доходы как иностранных граждан, так и граждан РФ подлежат одинаковому налогообложению в РФ в зависимости от того, признаются ли указанные граждане налоговыми резидентами РФ.

Таким образом, если лицо является налоговым резидентом РФ, то оно имеет право на получение имущественного налогового вычета в установленном порядке.

(Письмо Минфина России от 22.03.2010 г. № 03-04-05/6-114)

Проценты, начисленные покупателю за просрочку оплаты за товар, облагаются налогом.

Минфин РФ в своем письме № 03-03-06/1/169 от 23.03.2010 разъясняет порядок учета суммы процентов по коммерческому кредиту в целях налогообложения прибыли в случае, если по договору поставки сумма, подлежащая оплате покупателем в течение 30 дней, но не оплаченная в указанный срок, считается суммой, предоставленной покупателю на условиях коммерческого кредита.

При этом для целей налогообложения прибыли под долговыми обязательствами понимаются кредиты, товарные и коммерческие кредиты, займы, банковские вклады, банковские счета или иные заимствования независимо от формы их оформления.

При этом в силу пункта 1 статьи 421 ГК РФ граждане и юридические лица свободны в заключении договора.

Таким образом, проценты по коммерческому кредиту, начисленные в случае неисполнения либо несвоевременного исполнения обязательств по оплате товара покупателем, включаются в налоговую базу по налогу на прибыль в составе внереализационных доходов на основании пункта 6 статьи 250 НК РФ.

(Письмо Минфина России от 23.03.2010 г. № 03-03-06/1/169)

Ставка рефинансирования принимается на дату признания расходов в виде процентов.

В целях отнесения процентов по долговым обязательствам к расходам под ставкой рефинансирования ЦБ РФ понимается:

в отношении долговых обязательств, не содержащих условие об изменении процентной ставки в течение всего срока действия долгового обязательства, - ставка рефинансирования ЦБ РФ, действовавшая на дату привлечения денежных средств;

в отношении прочих долговых обязательств - ставка рефинансирования, действующая на дату признания расходов в виде процентов.

Кроме того, по договорам займа и иным аналогичным договорам (иным долговым обязательствам, включая ценные бумаги), срок действия которых приходится более чем на один отчетный период, в целях главы 25 Кодекса расход признается осуществленным и включается в состав соответствующих расходов на конец месяца соответствующего отчетного периода.

Таким образом, при исчислении расходов в виде процентов применяется ставка рефинансирования Банка России, действующая на дату признания расходов в виде процентов.

Такие разъяснения приводит Минфин РФ в письме № 03-03-06/2/53 от 24.03.2010.

(Письмо Минфина России от 24.03.2010 г. № 03-03-06/2/53)

Расходы на ремонт могут превысить стоимость ОС.

Минфин РФ в письме № 03-03-06/4/29 от 24.03.2010 разъясняет порядок учета расходов на ремонт основных средств для целей налогообложения прибыли организаций.

В письме отмечается, что в случае, если налогоплательщиком осуществляется достройка, дооборудование, реконструкция, модернизация, техническое перевооружение основных средств, расходы, связанные с выполнением таких работ, увеличивают первоначальную стоимость ОС.

К работам по достройке, дооборудованию, модернизации относятся работы, вызванные изменением технологического или служебного назначения оборудования, здания, сооружения или иного объекта амортизируемых основных средств, повышенными нагрузками или другими новыми качествами.

В целях налогообложения прибыли организаций к реконструкции относится переустройство существующих объектов ОС, связанное с совершенствованием производства и повышением его технико-экономических показателей и осуществляемое по проекту реконструкции в целях увеличения производственных мощностей, улучшения качества и изменения номенклатуры продукции.

В случае, если расходы осуществляются с целью текущего поддержания основных средств в рабочем состоянии, то такие расходы учитываются в составе прочих расходов, связанных с производством и реализацией, как расходы на ремонт.

Таким образом, при разграничении модернизации и ремонта основных средств определяющее значение имеет изменение технологического или служебного назначения оборудования, или приобретение им других новых качеств. При этом стоимость проведения работ не является критерием для такого разграничения.

(Письмо Минфина России от 24.03.2010 г. № 03-03-06/4/29)

Авиабилет, оформленный на иностранном языке, подлежит переводу в части реквизитов.

Минфин РФ в своем письме № 03-03-07/6 от 24.03.2010 порядок учета командировочных расходов, в случае если авиабилеты, оформлены латиницей или на ином языке, чем русский.

В письме отмечается, что в случае выписки авиабилетов и иных перевозочных документов на английском или ином (кроме русского) языке в обязательном порядке должны быть, переведены реквизиты, необходимые для признания расходов для целей налогообложения прибыли организаций.

По мнению Минфина, не требуется перевода иной информации, не имеющей существенного значения для подтверждения произведенных расходов (например, условий применения тарифа, правил авиаперевозки, правил перевозки багажа, иной информации).

Кроме того, по требованию пассажира авиаперевозчик может оформить архивную справку, в которой содержатся подробные данные (Ф.И.О. пассажира, направление, № рейса, дата вылета, стоимость билета), подтверждающие факт приобретения перевозочного документа и его стоимость.

(Письмо Минфина России от 24.03.2010 г. № 03-03-07/6)

ФНС увеличил размерность показателя доли участника ООО в уставном капитале.

ФНС РФ в своем письме № МН-22-6/275@ от 13.04.2010 сообщает, что во все программные комплексы по ведению ЕГРЮЛ внесены изменения в части увеличения размерности содержащегося в базах данных ЕГРЮЛ показателя "Размер доли участника юридического лица в уставном капитале общества", в том числе: "проценты", "десятичная дробь", "простая дробь".

Учитывая изложенное, до утверждения в установленном порядке форм документов, применяемых при государственной регистрации, допускается увеличение размерности перечисленных выше показателей при заполнении рекомендованных форм документов, представляемых в налоговый орган при государственной регистрации.

(Письмо ФНС России от 13.04.2010 г. № МН-22-6/275@)

Минфин уточнил перечень представительских расходов.

Минфин РФ в своем письме № 03-03-06/1/176 от 25.03.2010 уточняет, можно ли отнести к представительским расходы на организацию фуршетного стола, спиртные напитки, расходы на подарки, изготовление дипломов, оформление зала, осуществляемых в рамках официальной встречи с клиентами по обсуждению вопросов по заключению договоров на 2010 год.

Пункт 2 статьи 264 НК РФ определяет, что к представительским расходам относятся расходы налогоплательщика на официальный прием или обслуживание представителей других организаций, участвующих в переговорах в целях установления или поддержания взаимного сотрудничества, а также участников, прибывших на заседания совета директоров или иного руководящего органа налогоплательщика, независимо от места проведения указанных мероприятий.

К представительским расходам относятся расходы на проведение официального приема (завтрака, обеда или иного аналогичного мероприятия) для указанных лиц, а также официальных лиц организации-налогоплательщика, участвующих в переговорах, транспортное обеспечение доставки этих лиц к месту проведения представительского мероприятия или заседания руководящего органа и обратно, буфетное обслуживание во время переговоров, оплата услуг переводчиков, не состоящих в штате налогоплательщика, по обеспечению перевода во время проведения представительских мероприятий.

К представительским расходам не относятся расходы на организацию развлечений, отдыха, профилактики или лечения заболеваний.

Представительские расходы в течение отчетного (налогового) периода включаются в состав прочих расходов в размере, не превышающем 4 процента от расходов налогоплательщика на оплату труда за этот отчетный (налоговый) период.

Учитывая изложенное, расходы налогоплательщика на организацию официальной встречи с клиентами по обсуждению вопросов по заключению договоров на 2010 год учитываются в части расходов на приобретение продуктов питания, в том числе спиртных напитков.

Расходы на приобретение призов, изготовление дипломов, оформление зала пунктом 2 статьи 264 НК РФ не предусмотрены и, следовательно, не могут быть учтены в составе представительских расходов для целей налогообложения прибыли.

(Письмо Минфина России от 24.03.2010 г. № 03-03-07/6)

ОС, переданные в безвозмездное пользование, не амортизируются.

Минфин РФ в своем письме № 03-03-06/1/174 от 25.03.2010 разъясняет, является ли безвозмездной передача оборудования, в случае если организация, занимающаяся оптовой продажей кофе и чая предприятиям общепита, для приготовления горячих напитков передает во временное пользование кофемашины и бойлеры.

При этом оборудование передается в рамках договора поставки товара, согласно условиям которого оплата аренды оборудования включена в стоимость поставляемого товара.

Цена товара при этом одинакова как для покупателей, использующих принадлежащее организации оборудование, так и для покупателей, которым оборудование не передавалось.

В письме отмечается, что в рассматриваемом случае предоставление во временное пользование оборудования является безвозмездным в связи с тем, что такое предоставление не вызывает у получателя встречных имущественных обязанностей.

При этом, в соответствии с пунктом 3 статьи 256 НК РФ, из состава амортизируемого имущества в целях главы 25 НК РФ исключаются основные средства, переданные (полученные) по договорам в безвозмездное пользование.

Таким образом, предоставленное налогоплательщиком во временное пользование по договору поставки оборудование, которое не вызывает у получателя встречных имущественных обязанностей, не является в целях налогообложения прибыли амортизируемым имуществом.

(Письмо Минфина России от 25.03.2010 г. № 03-03-06/1/174)

Взносы в СРО признаются в налоговом учете единовременно.

Минфин РФ в своем письме № 03-03-06/1/182 от 25.03.2010 разъясняет, вправе ли организация единовременно учесть вступительный и компенсационный взносы в саморегулируемую организацию в момент оплаты этих взносов.

Подпунктом 29 пункта 1 статьи 264 Кодекса установлено, что к прочим расходам, связанным с производством и реализацией, относятся расходы налогоплательщика в виде взносов, вкладов и иных обязательных платежей, уплачиваемых некоммерческим организациям, если уплата таких взносов, вкладов и иных обязательных платежей является условием для осуществления деятельности налогоплательщиками.

При этом расходы в виде уплаты вступительных, членских взносов, а также взносов в компенсационный фонд саморегулируемой организации для целей налогообложения прибыли признаются в налоговом учете единовременно в соответствии с нормами подпункта 3 пункта 7 статьи 272 Кодекса.

(Письмо Минфина России от 25.03.2010 г. № 03-03-06/1/182)


Вернуться в начало



При подготовке настоящей рассылки использованы материалы компаний "Гарант", АО "Консультант Плюс"; изданий "Учет. Налоги. Право", "Российский налоговый курьер". Настоящая работа не представляет собой консультацию или совет. ООО "ФинЭкспертиза" не гарантирует достоверность, адекватность и полноту приведенных сведений и не несет ответственность ни за какие ошибки или упущения, а также результаты использования этого материала.