Мониторинг изменений за период 13.07.10 - 16.07.10



Налоги

Минфин утвердил федеральные стандарты аудиторской деятельности.

Минфин РФ своим Приказом № 46н от 20.05.2010 утвердил федеральные стандарты аудиторской деятельности, разработанные в соответствии с международными стандартами аудита. Документ содержит федеральные стандарты аудиторской деятельности ФСАД 1/2010, ФСАД 2/2010 и ФСАД 3/2010.

(Приказ Минфина России от 20.05.2010 г. № 46н)

Утверждены формы требования об уплате денежной суммы по банковской гарантии при заявительном порядке возмещения НДС.

Некоторые плательщики могут применять заявительный порядок возмещения НДС. В частности, те, кто представил банковскую гарантию. Она должна быть выдана кредитной организацией, отвечающей определенным требованиям.

Если возмещенный НДС превышает тот, что подлежит возврату, то плательщик должен перечислить в бюджет излишне полученные суммы.

Если плательщик, представивший гарантию, в течение 5 дней не перечислил указанные суммы (внес их не полностью), то налоговый орган не ранее дня, следующего за тем, когда истек срок, направляет в банк требование внести средства.

На основании этого утверждена форма требования уплатить денежную сумму по банковской гарантии. Его нужно выполнить в течение 5 дней с момента получения.

Зарегистрировано в Минюсте РФ 12 июля 2010 г. Регистрационный N 17772.

(Приказ ФНС России от 07.06.2010 г. № ММВ-7-8/268@)

Скорректировано постановление Правления ПФР о формах документов индивидуального (персонифицированного) учета в системе ОПС и инструкции по их заполнению.

В перечень указанных форм включена новая - "Сведения о начисленных, уплаченных страховых взносах на ОПС и страховом стаже застрахованного лица для установления трудовой пенсии (СПВ-1)". Инструкция дополнена разделом о правилах ее заполнения.

Форма представляется в территориальный орган ПФР страхователем (работодателем) по заявлению застрахованного лица, у которого возникли условия для установления трудовой пенсии. Если такое лицо уплачивает страховые взносы самостоятельно, оно может подать форму одновременно с заявлением об установлении трудовой пенсии.

Сведения указываются на предполагаемую дату ее установления. В соответствующих случаях форма заверяется подписью руководителя и печатью подавшей ее организации.

Зарегистрировано в Минюсте 6 июля 2010 г. Регистрационный N 17693.

(Постановление Правления ПФР от 23.06.2010 г. № 152п "О внесении изменений в постановление Правления Пенсионного фонда Российской Федерации от 31 июля 2006 г. N 192п")


Вернуться в начало


Правовые новости

Минздравсоцразвития признало за директорами-учредителями право на страховое обеспечение.

Минздравсоцразвития своим приказом № 428н от 08.06.2010 утвердило разъяснение об обязательном страховом обеспечении по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством руководителей организаций, являющихся их единственными учредителями (участниками), членами организации и собственниками ее имущества.

Согласно документу, руководитель организации, состоящий с данной организацией в трудовых отношениях, а также в случае, когда он является единственным учредителем (участником), членом организации, собственником ее имущества, в целях обязательного социального страхования на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, относится к лицам, работающим по трудовому договору.

Указанный руководитель подлежит в соответствии со статьей 2 Федерального закона № 255-ФЗ от 29 декабря 2006 г. обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством и имеет право на получение страхового обеспечения в порядке и на условиях, установленных законодательством РФ.

Вместе с тем следует отметить, что Минздравсоцразвития ранее придерживался иного мнения. Так в письме № 22-2-3199 от 18.08.2009 отмечалось, что единственный учредитель - директор не работает по трудовому договору.

Более того, на основании этого старого мнения, ФСС постоянно отказывал в выплате декретных и пособий женщинам, единственный учредителям и директорам, и им приходилось обращаться в суд.

(Приказ Минздравсоцразвития от 08.06.2010 г. № 428н)

Утвержден бланк единого образца для совершения нотариальных действий.

Даны разъяснения по вопросу применения бланков единого образца для совершения некоторых нотариальных действий.

Данные бланки не используются, если оформляемые документы предназначены для действия за границей.

Если несовершеннолетний выезжает за пределы нашей страны без законных представителей, он должен предъявить российским пограничным органам нотариально удостоверенное согласие указанных лиц на выезд. По мнению палаты оно должно оформляться с использованием бланка, т. к. не имеет указанного назначения. При этом не исключена возможность, что компетентные органы иностранных государств (в т. ч. представительства последних в России) могут потребовать согласие для оформления въездных виз.

Если из содержания полномочий, передаваемых по нотариально удостоверяемой доверенности, следует, что указанные в ней права реализуются исключительно за пределами России, бланк не используется.

Полномочия по доверенности на право пользования и распоряжения ТС могут реализовываться как в России, так и за границей (например, если она предусматривает право выезда из нашей страны). В таких случаях рекомендуется использовать бланк.

При свидетельствовании подлинности подписи на заявлении о принятии наследства (отказе от него) бланки используются.

Одновременно обращается снимание, что при подаче наследником заявления о принятии непосредственно нотариусу по месту открытия наследства такое свидетельствование не требуется. Аналогичное правило предлагается применять, если подается заявление об отказе от наследства.

(Письмо Федеральной нотариальной палаты от 09.07.2010 г. № 1448/07-17)


Вернуться в начало


Судебная практика

Госпошлину за регистрацию изменений в ЕГРЮЛ может заплатить директор от своего имени.

ФАС Западно-Сибирского округа разъяснил неправомерность отказа налоговиков в госрегистрации изменений в ЕГРЮЛ, в случае если госпошлина за регистрацию изменений ООО уплачена по квитанции Сбербанка РФ физическим лицом – руководителем организации, а не юридическим лицом, обратившимся с заявлением о государственной регистрации.

В постановлении № А67-8283/2009 от 07.07.2010 указано, что если в представленном платежном документе платежные реквизиты указаны правильно, государственная пошлина за осуществление регистрационных действий перечислена в федеральный бюджет, право РФ на взимание государственной пошлины в данном случае не нарушено, оснований для отказа Обществу в совершении регистрационных действий не имеется.

(Постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 07.07.2010 г. № А67-8283/2009)

Принудительная ликвидация возможна не всегда.

Даже если стоимость чистых активов общества окажется меньше минимального размера уставного капитала, установленного Законом на дату государственной регистрации, общество не обязательно подлежит автоматической ликвидации. К такому выводу пришел ФАС Западно-Сибирского округа в своем Постановлении №А03-18309/2009 от 06.07.2010.

Суд исходил из того, что согласно правовой позиции Конституционного Суда РФ, отсутствие в пункте 2 статьи 61 Гражданского кодекса конкретного перечня положений, нарушение которых может привести к ликвидации юридического лица, не означает, что данная санкция может применяться по одному лишь формальному основанию - в связи с неоднократностью нарушений обязательных для юридических лиц правовых актов. Исходя из общеправовых принципов юридической ответственности (в том числе наличия вины) и установленных статьей 55 (часть 3) Конституции критериев ограничения прав и свобод, соблюдение которых обязательно не только для законодателя, но и для правоприменителя, оспариваемая норма предполагает, что неоднократные нарушения закона в совокупности должны быть столь существенными, чтобы позволить арбитражному суду - с учетом всех обстоятельств дела, включая оценку характера допущенных юридическим лицом нарушений и вызванных им последствий, принять решение о ликвидации юридического лица в качестве меры, необходимой для защиты прав и законных интересов других лиц.

(Постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 06.07.2010 г. № А03-18309/2009)

Оценка ввозимого товара по российским ценам признана не конституционной.

Конституционный Суд РФ провозгласил Постановление, которым часть первая статьи 188 УК РФ, часть 1 статьи 16.2 и часть 2 статьи 27.11 КоАП в их взаимосвязи признаются не соответствующими Конституции РФ, передает пресс-служба КС.

Эти нормы позволяют привлекать к ответственности путем оценки стоимости товаров, ввозимых в Россию, не по тем ценам, по которым они были приобретены, а по рыночным ценам на аналогичные товары в России.

Между тем, цены на товары в стране приобретения могут быть существенно ниже российских цен. Кроме того, цены в условиях свободной рыночной конкуренции могут многократно как увеличиваться, так и уменьшаться, и в различных регионах России рыночная цена одного и того же товара может быть разной.

Поэтому возникает возможность привлечения граждан к ответственности за нарушение таможенных правил даже в том случае, когда они не превысили разрешенную к ввозу без декларирования стоимость товаров и могут подтвердить это чеками, счетами, ценниками и накладными.

Граждане не должны и не могут знать, по какой цене тот или иной товар продается в России. Но поскольку правоприменительные органы при оценке товара исходят не из его фактической стоимости в стране приобретения, граждане лишаются возможности предвидеть правовые последствия своих действий.

При установлении тяжести совершенного правонарушения (административное нарушение или уголовное преступление) правоохранительные органы исходят из всего незадекларированного товара, включая и ту его часть, которую можно ввозить в Россию без декларирования. Это приводит к нарушению принципов справедливости, равенства и соразмерности и, в том числе, к недопустимому привлечению к уголовной ответственности тех граждан, которые совершили административное правонарушение.

Учитывая, что и размер штрафа определяется по стоимости всего незадекларированного товара (включая и ту его часть, которая разрешена к ввозу), этими нормами нарушаются право собственности и имущественные права граждан.

(Служба новостей Клерк.Ру)


Вернуться в начало


Прочее

При перемещении грузов в пределах ТС используется форма 1-Т.

При перемещении товаров в Таможенном союзе по территориям Казахстана и Республики Беларусь с использованием автомобильного транспорта хозяйствующими субъектами РФ может использоваться форма 1-Т "Товарно-транспортная накладная", утвержденная постановлением Государственного комитета РФ по статистике от 28.11.1997 №78. Такие разъяснения приводит ФНС РФ в письме № ШС-37-3/5424@ от 29.06.2010.

(Письмо ФНС России от 29.06.2010 г. № ШС-37-3/5424@)

Минфин разъяснил порядок расчета суммы ЕНВД при оказании услуг в нескольких местах.

Минфин РФ в своем письме № 03-11-09/46 от 21.06.2010 разъясняет порядок определения величины физического показателя базовой доходности "количество работников, включая ИП" при оказании индивидуальным предпринимателем бытовых услуг в нескольких местах.

Индивидуальный предприниматель, осуществляющий предпринимательскую деятельность в нескольких местах на территории одного муниципального образования, при исчислении ЕНВД учитывает количество работников, включая себя, осуществляющих деятельность на территории данного муниципального образования. При этом ИП принимается равным 1.

В данном случае при отражении показателей по строкам 050, 060 и 070 раздела П налоговой декларации по ЕНВД по каждому месту осуществления предпринимательской деятельности ИП может учитывать себя по любому месту осуществления деятельности.

(Письмо Минфина России от 21.06.2010 г. № 03-11-09/46)

Минфин разъяснил порядок учета контролируемой задолженности лизинговой фирмой.

Минфин РФ в своем письме № 03-03-06/1/421 от 18.06.2010 разъясняет порядок учета расходов в виде процентов по контролируемой задолженности лизинговой организацией, если у лизинговой компании, косвенным участником которой более чем на 20% является иностранная организация, по состоянию на 31.12.2008 г. существовали долговые обязательства перед российской организацией - аффилированным лицом указанной иностранной фирмы.

В письме отмечается, что пунктом 8 статьи 272 НК РФ, в редакции, действовавшей в 2009 году, было предусмотрено, что расходы в виде начисленных процентов по долговым обязательствам признаются в налоговом учете и включаются в состав внереализационных расходов на конец соответствующего отчетного периода.

В случае, если в течение отчетного периода задолженность налогоплательщика была признана контролируемой, расходы в виде процентов, начисленных с начала квартала (месяца - для налогоплательщиков, исчисляющих авансовые платежи исходя из фактической прибыли), в котором такая задолженность была признана контролируемой, учитывались в соответствии с положениями пунктов 2-4 статьи 269 НК РФ.

При этом пересчет процентов, начисленных за предыдущие отчетные периоды, на дату окончания которых задолженность не признавалась контролируемой, и отраженных в расходах с учетом положений пункта 1 статьи 269 НК РФ, не производился.

(Письмо Минфина России от 18.06.2010 г. № 03-03-06/1/421)

Суммы НДС, предъявленные покупателям, не включаются в доходы ИП.

Минфин РФ в своем письме № 03-04-05/8-369 от 01.07.2010 разъясняет, правомерно ли ИП в декларации по НДФЛ доходную часть отражать с учетом НДС, выставленного покупателям, а расходную часть включать начисленный НДС, указанный в декларации по НДС в строке 210 в разделе 3.

В письме отмечается, что суммы НДС, предъявленные ИП покупателям в соответствии с главой 21 НК РФ, не учитывается при определении налоговой базы по НДФЛ в составе доходов, также как и уплаченные при приобретении товаров (работ, услуг, имущественных прав) суммы НДС не включаются в состав профессиональных налоговых вычетов.

(Письмо Минфина России от 01.07.2010 г. № 03-04-05/8-369)

Расходы на электронный билет можно подтвердить косвенно.

Минфин РФ в своем письме № 03-03-07/23 от 01.07.2010 разъясняет особенности документального подтверждения в целях налогообложения прибыли организации расходов, связанных с приобретением командируемым работником электронного билета на железнодорожном транспорте.

В письме отмечается, что при приобретении работником электронного билета подтверждающими расходы документами являются:

  1. произведенных расходов по оплате:
    • чек контрольно-кассовой техники;
    • слипы, чеки электронных терминалов при проведении операций с использованием банковской карты, держателем которой является работник;
    • подтверждение кредитного учреждения, в котором открыт работнику банковский счет, предусматривающий совершение операций с использованием банковской карты, проведенной операции по оплате электронного билета;
    • другой документ, подтверждающий произведенную оплату перевозки, оформленный на утвержденном бланке строгой отчетности.
  2. произведенной перевозки:
    • электронный проездной документ (билет).

Вместе с тем, расходы при приобретении работником электронного билета также могут быть приняты в уменьшение базы по налогу на прибыль, если данные расходы имеют косвенное подтверждение.

Так, в частности, при наличии документов, подтверждающих направление сотрудника в командировку, проживание в месте командирования и иных оправдательных документов, оформленных унифицированными формами первичной учетной документации и удостоверяющих факт пребывания работника в командировке, и распечатки электронного билета и посадочного талона с указанием реквизитов, позволяющих идентифицировать проезд работника в командировку (фамилия пассажира, маршрут, стоимость билета, дата поездки).

(Письмо Минфина России от 01.07.2010 г. № 03-03-07/23)

Создание обособленного подразделения не лишает права на УСН.

Если организация создала обособленное подразделение, которое не является филиалом или представительством, а также не указано в качестве таковых в учредительных документах организации, то организация вправе продолжать применять УСН на общих основаниях.

Такие разъяснения приводит Минфин РФ в письме № 03-11-06/3/97 от 02.07.2010.

(Письмо Минфина России от 02.07.2010 г. № 03-11-06/3/97)

При безвозмездном распределении доли участниками ООО уплачивается НДФЛ.

УФНС по Санкт –Петербургу разъясняет особенности налогообложения участников ООО при безвозмездном распределении в их пользу доли, ранее принадлежавшей обществу.

При этом ООО выкупило у одного выбывающего участника его долю 4% в Уставном капитале этого же общества номинальной стоимостью 10 тысяч рублей за 400 тысяч рублей и затем безвозмездно распределило её между 4-мя оставшимися равными участниками равными долями. В итоге каждый участник получил долю 1%, номинальной стоимостью 2 500 рублей.

Ведомство отмечает, что в соответствии с пунктом 1 статьи 210 НК РФ при определении налоговой базы учитываются все доходы налогоплательщика, полученные им как в денежной, так и в натуральной формах, или право на распоряжение которыми у него возникло.

В данном случае налог на доходы физических лиц необходимо будет заплатить от безвозмездного распределения доли уставного капитала в пользу физических лиц, то есть со 100 тысяч рублей, при этом ставка налога у налогоплательщиков - резидентов РФ составит 13%, у налогоплательщиков-нерезидентов РФ - 30%.

Такие разъяснения представлены УФНС по Санкт-Петербуру на ведомственном сайте.

(Служба новостей Клерк.ру)

База по НДС на отрицательную суммовую разницу не уменьшается.

Минфин РФ в своем письме № 03-07-11/278 от 01.07.2010 уточняет возможность уменьшения базы по НДС на суммовую разницу, возникающую при оплате услуг в рублях по договору, цены в котором выражены в иностранной валюте.

В письме отмечается, что в случае если по условиям договора оплата товаров (работ, услуг) производится в рублях в сумме, эквивалентной сумме в иностранной валюте, уменьшать сумму налога, исчисленную и уплаченную в бюджет по итогам налогового периода, в котором произведена отгрузка товаров (работ, услуг), на отрицательные суммовые разницы, возникающие в налоговом периоде, в котором фактически получена оплата за ранее отгруженные товары (работы, услуги), оснований не имеется.

Кроме того, нормами главы 21 НК РФ выставление счетов-фактур на отрицательные суммовые разницы не предусмотрено.

(Письмо Минфина России от 01.07.2010 г. № 03-07-11/278)

Разъяснен порядок предоставления вычета при продаже двух квартир.

Минфин РФ в своем письме № 03-04-05/9-362 от 30.06.2010 приводит разъяснения по вопросу обложения НДФЛ доходов налогоплательщика при продаже в одном налоговом периоде двух квартир, находившихся в собственности налогоплательщика менее трех лет.

В письме отмечается, что при продаже в одном налоговом периоде двух квартир, находившихся в собственности налогоплательщика менее трех лет, налогоплательщик может воспользоваться имущественным вычетом в сумме, полученной от продажи квартиры в размере до 1 000 000 рублей, и одновременно уменьшить сумму облагаемого налогом дохода от продажи другой квартиры на сумму документально подтвержденных расходов, связанных с ее приобретением.

(Письмо Минфина России от 30.06.2010 г. № 03-04-05/9-362)

Имущественный вычет возможен только при наличии правоустанавливающего документа.

Является ли договор купли-продажи правоустанавливающим документом в целях применения имущественного налогового вычета по НДФЛ и возникает ли у физлица право на получение вычета за 2009 г.?

Нет, разъяснил Минфин письмом от 30.06.10 № 03-04-05/9-363, документами, необходимыми для подтверждения права на имущественный налоговый вычет при приобретении квартиры в строящемся доме, является акт о передаче квартиры, а в существующем доме - свидетельство о государственной регистрации права собственности на квартиру (абз. 22 подп. 2 п. 1 ст. 220 НК РФ).

Если квартира была приобретена по договору купли-продажи в существующем доме и свидетельство о государственной регистрации права собственности на квартиру получено в 2010 году, то имущественный налоговый вычет может быть предоставлен налогоплательщику при подаче налоговой декларации по налогу на доходы физических лиц за 2010 год и последующие годы.

Если в предыдущих налоговых периодах права на получение имущественного налогового вычета не было, он не может быть предоставлен в отношении доходов, полученных до 2010 года.

(Письмо Минфина России от 30.06.2010 г. № 03-04-05/9-363)

Если срок для бесспорного взыскания налога истек.

Решение о признании безнадежной к взысканию и списании задолженности принимается в отношении ликвидированных организаций. Однако как поступают налоговики, если налогоплательщик продолжает работать?

В случае пропуска срока взыскания налоговый орган может обратиться в суд с иском о взыскании с налогоплательщика причитающейся к уплате суммы налога. Заявление может быть подано в суд в течение шести месяцев после истечения срока исполнения требования об уплате налога, отмечает Минфин в письме от 29.06.10 № 03-02-07/1-300.

(Письмо Минфина России от 29.06.2010 г. № 03-02-07/1-300)

Юридическое лицо не вправе платить налог в наличной форме.

Обязана ли организация-налогоплательщик открывать банковский счет, если не превышает установленных лимитов на осуществление наличных расчетов между юридическими лицами?

Как разъяснено письмом Минфина России от 28.06.10 № 03-02-07/1-296, обязанность по уплате налога, сбора считается исполненной организацией с момента предъявления в банк поручения на перечисление в бюджетную систему Российской Федерации на соответствующий счет Федерального казначейства денежных средств со счета организации в банке при наличии на нем достаточного денежного остатка на день платежа (подп. 1 п. 3 ст. 45 НК РФ).

Иного способа уплаты налога НК РФ не устанавливает (в том числе посредством перечисления денежных средств (в безналичной форме) в бюджетную систему Российской Федерации со счета этой организации в банке).

(Письмо Минфина России от 28.06.2010 г. № 03-02-07/1-296)

Отказаться от налогового вычета невозможно.

Минфин разъяснил, что если оплата расходов по строительству квартиры была произведена за счет общей собственности супругов, оба супруга могут считаться участвующими в расходах по строительству квартиры и претендовать на получение имущественного налогового вычета, распределяя имущественный налоговый вычет согласно письменному заявлению.

Как сказано в письме Минфина России от 30.06.10 № 03-04-05/9-364, изменение порядка использования имущественного налогового вычета, согласованного между налогоплательщиками, включая передачу права на имущественный налоговый вычет другому налогоплательщику, а также отказ от его использования НК РФ не предусмотрены.

(Письмо Минфина России от 30.06.2010 г. № 03-04-05/9-364)

Можно ли вернуть излишне уплаченную госпошлину за регистрацию юридического лица?

Письмом Минфина России от 30.06.10 № 03-05-06-03/83 разъяснено, что основанием для возврата (зачета) уплаченной суммы государственной пошлины за совершение юридически значимых действий (ст. 333.33 НК РФ), является в том числе:

  • уплата лицом, обратившимся в уполномоченный орган, государственной пошлины в большем размере, чем это предусмотрено главой 25.3 НК РФ;
  • отказ лиц, уплативших государственную пошлину, от совершения юридически значимого действия до обращения в уполномоченный орган (к должностному лицу), совершающий (совершающему) данное юридически значимое действие.

Неверно указанный код бюджетной классификации в платежном документе не является препятствием для возврата (зачета) излишне уплаченной суммы государственной пошлины, если плательщик может представить в орган, совершающий юридически значимые действия, за которые уплачена государственная пошлина, подтверждение из органа Федерального казначейства о поступлении данного сбора в бюджетную систему Российской Федерации.

(Письмо Минфина России от 30.06.2010 г. № 03-05-06-03/83)

НК РФ не предусматривает уплату налогов через терминалы.

Предусмотрен ли способ уплаты налогов, сборов, штрафов и пеней в бюджетную систему Российской Федерации через платежные терминалы, принадлежащие юридическому лицу, не являющемуся кредитной организацией, или индивидуальному предпринимателю?

Письмом Минфина от 21.06.10 № 03-02-07/1-287 разъяснено, что НК РФ не предусмотрен способ уплаты налогов, сборов, пеней и штрафов, регулируемых кодексом, через платежные терминалы.

(Письмо Минфина России от 21.06.2010 г. № 03-02-07/1-287)

Как начисляется амортизация по имуществу, переданному в доверительное управление.

Письмом от 22.06.10 № 03-03-06/1/424 Минфин разъяснил, что расходы, связанные с начислением амортизации по имуществу, переданному в доверительное управление, учитываются у учредителя управления, а не у доверительного управляющего.

Организация, принявшая в доверительное управление недвижимое имущество, не может начислять по нему амортизацию, поскольку данное имущество не принадлежит этой организации на праве собственности.

(Письмо Минфина России от 22.06.2010 г. № 03-03-06/1/424)


Вернуться в начало



При подготовке настоящей рассылки использованы материалы компаний "Гарант", АО "Консультант Плюс"; изданий "Учет. Налоги. Право", "Российский налоговый курьер". Настоящая работа не представляет собой консультацию или совет. ООО "ФинЭкспертиза" не гарантирует достоверность, адекватность и полноту приведенных сведений и не несет ответственность ни за какие ошибки или упущения, а также результаты использования этого материала.