Мониторинг изменений за период 13.12.10 - 17.12.10



Бухгалтерский учет

С отчетности за 2011 год вводятся новые правила формирования и представления информации по сегментам в бухгалтерской отчетности.

Информацию по сегментам обязаны раскрывать организации - эмитенты публично размещаемых ценных бумаг. Иные организации применяют новое ПБУ 12/2010 "Информация по сегментам" (далее - Положение) в случае принятия ими соответствующего решения.

Согласно Положению раскрытие информации по сегментам должно обеспечивать заинтересованных пользователей бухгалтерской отчетности организации информацией, позволяющей оценить отраслевую специфику деятельности организации, ее хозяйственную структуру, распределение финансовых показателей по отдельным направлениям деятельности.

Положение состоит из пяти разделов: "Общие положения", "Выделение сегментов", "Отчетные сегменты", "Оценка показателей отчетных сегментов", "Раскрытие информации по отчетным сегментам".

При выделении сегментов учитываются, в частности, направления деятельности организации, особенности организационной и управленческой структуры организации. Сегменты признаются "отчетными" при соблюдении установленных условий (например, если выручка сегмента от продаж составляет не менее 10 процентов общей суммы выручки всех сегментов). Положением также определен перечень раскрываемой информации по отчетным сегментам.

(Приказ Минфина РФ от 08.11.2010 г. № 143н "Об утверждении Положения по бухгалтерскому учету "Информация по сегментам" (ПБУ 12/2010)")


Вернуться в начало


Налоги и взносы

С 1 января 2011 года сокращены сроки амортизации отдельных видов основных средств.

Внесены изменения в Классификацию основных средств, включаемых в амортизационные группы, утвержденную Постановлением Правительства РФ от 01.01.2002 N 1.

В частности, позиция "15 3511180 Суда сухогрузные самоходные речные и озерные (только сухогрузные суда смешанного река - море плавания)" исключена из шестой амортизационной группы со сроком полезного использования свыше 10 лет до 15 лет включительно и включена в пятую амортизационную группу со сроком полезного использования свыше 7 лет до 10 лет включительно. Позиции "15 3511180 Суда сухогрузные самоходные речные и озерные (суда специализированные)" и "15 3511265 Суда и плавсредства, обслуживающие речной флот, несамоходные" исключены из десятой группы (имущество со сроком полезного использования свыше 30 лет) и включены в девятую группу (имущество со сроком полезного использования свыше 25 лет до 30 лет включительно).

(Постановление Правительства РФ от 10.12.2010 г. № 1011 "О внесении изменений в Классификацию основных средств, включаемых в амортизационные группы")

Сообщены коды видов подакцизных товаров (в отношении бензина и дизельного топлива), которые вправе указывать налогоплательщики при заполнении налоговой декларации по акцизам с 1 января 2011 года.

С указанной даты на автомобильный бензин и дизельное топливо (в зависимости от их класса) установлены дифференцированные ставки акциза (Федеральный закон от 27.11.2010 N 306-ФЗ). Поскольку в приложении N 2 "Справочник кодов видов подакцизных товаров..." к налоговой декларации, и по акцизам (утв. Приказом Минфина РФ от 14.11.2006 N 146н) не предусмотрены соответствующие коды, до внесения изменений рекомендовано: автомобильный бензин, не соответствующий классу 3, или 4, или 5 отражать под кодом 661; бензин класса 3 - под кодом 662; класса 4 или 5, - под кодом 663; дизельное топливо, не соответствующее классам 3, или 4, или 5, - под кодом 631; дизельное топливо класса 3 - под кодом 632; дизельное топливо класса 4 или 5 - под кодом 633.

(Письмо ФНС РФ от 13.12.2010 г. № ШС-37-3/17401@)

Разъяснен порядок формирования налоговой базы по НДС при импорте товаров на территорию Республики Казахстан с территорий государств - членов Таможенного союза.

В письме Налогового комитета Минфина Республики Казахстан сообщается, в частности, что согласно Протоколу о порядке взимания косвенных налогов и механизме контроля за их уплатой при экспорте и импорте товаров в таможенном союзе налоговая база определяется на дату принятия на учет у налогоплательщика импортированных товаров на основе их стоимости. При этом стоимостью приобретенных товаров (работ, услуг) является цена сделки, подлежащая уплате поставщику.

С учетом норм Кодекса Республики Казахстан "О налогах и других обязательных платежах в бюджет" при ввозе товаров с территории РФ на территорию Республики Казахстан налоговая база по НДС определяется на основе цены сделки согласно условиям договора (контракта), включая, в частности, расходы по доставке, страхованию, упаковке товара, если они не были ранее включены в цену сделки.

(Письмо ФНС России от 03.12.2010 г. № ШС-37-3/16859@ "О направлении письма Налогового комитета Министерства финансов Республики Казахстан от 29.10.2010 N НК-24-22/13017")


Вернуться в начало


Правовые новости

Утверждены основные показатели федерального бюджета на 2011 - 2013 годы.

Доходы федерального бюджета на 2011 год запланированы в сумме 8 844,6 млрд. рублей (из них нефтегазовые доходы составят 4 090,0 млрд. рублей). Расходы бюджета определены в объеме 10 658,6 млрд. рублей. Таким образом, дефицит федерального бюджета на 2011 год установлен на уровне 1 814,0 млрд. рублей.

На плановый период 2012 - 2013 годов поступления в доходную часть бюджета прогнозируются в следующих объемах: 2012 год - 9 503,5 млрд. рублей; 2013 год - 10 379,9 млрд. рублей. С учетом расходов в 2012 году в сумме 11 237,9 млрд. рублей, в 2013 году в сумме 12 175,6 млрд. рублей, дефицит бюджета составит соответственно 1 734,4 млрд. рублей и 1 795,7 млрд. рублей.

Предполагается, что дефицит федерального бюджета в 2011 году будет покрываться за счет средств Резервного фонда, средств, поступающих от приватизации федерального имущества, и государственных заимствований. Покрытие дефицита в 2012 и 2013 годах будет в основном осуществляться за счет средств от приватизации федерального имущества и государственных заимствований.

Ожидается, что верхний предел государственного внутреннего долга на начало 2012 года составит 5 148,4 млрд. рублей, на начало 2013 года - 6 976,4 млрд. рублей, на начало 2014 - 8 826,3 млрд. рублей. Верхний предел внешнего госдолга в 2012 году планируется на уровне 55,6 млрд. долларов США или 44,9 млрд. евро, на начало 2013 года - 65,2 млрд. долларов США или 52,1 млрд. евро, на начало 2014 года - 75,6 млрд. долларов США или 58,2 млрд. евро.

Основными приоритетами бюджетного финансирования являются: постепенное сокращение антикризисных мер поддержки экономики, концентрация ресурсов на мероприятиях, направленных на ее модернизацию и технологическое развитие; исполнение законодательно установленных обязательств по выплате социальных пособий и компенсаций в сфере социальной защиты населения; развитие транспортной инфраструктуры; обеспечение закупок новых видов вооружения и реализации социальных гарантий для военнослужащих; финансирование организации и проведения особо значимых международных мероприятий.

С 1 января 2012 года будет изменен порядок обжалования судебных решений в гражданском процессе.

(Федеральный закон от 13.12.2010 г. № 357-ФЗ "О федеральном бюджете на 2011 год и на плановый период 2012 и 2013 годов")

Банком России определен порядок сообщения банком в электронном виде органу контроля за уплатой страховых взносов об открытии, закрытии, а также изменении реквизитов счета, на который зачисляются и с которого могут расходоваться денежные средства клиентов.

Утвержденное Положение устанавливает, в частности, порядок формирования и направления банком сформированного электронного сообщения, регламентирует порядок работы банков с квитанциями и извещениями, поступающими от уполномоченного подразделения Пенсионного фонда РФ и уполномоченного подразделения Фонда социального страхования РФ, определяет требования по обеспечению информационной безопасности и хранения банками квитанций о получении электронного сообщения, а также извещений о корректировке. В приложениях приведены справочник кодов ошибок, включаемых в извещение о корректировке, форматы и структура квитанции о получении электронного сообщения, а также извещения о корректировке, и другая необходимая информация.

Положение вступает в силу по истечении девяноста дней после дня его официального опубликования в "Вестнике Банка России".

(Положение о порядке сообщения банком в электронном виде органу контроля за уплатой страховых взносов об открытии или о закрытии счета, об изменении реквизитов счета утверждено приказом ЦБ РФ 15.11.2010 г. № 361-П).

Внесены изменения в Федеральные авиационные правила "Общие правила воздушных перевозок пассажиров, багажа, грузов и требования к обслуживанию пассажиров, грузоотправителей, грузополучателей".

В частности, уточнения внесены в положения, касающиеся бронирования, оплаты, оформления перевозки пассажира, багажа и груза, регистрации пассажиров и оформления багажа, перевозки отдельных категорий пассажиров, перевозки багажа, хранения и розыска зарегистрированного багажа, выдачи груза, возврата денежных сумм, уплаченных за перевозку.

Установлено, что за оказание уполномоченным агентом пассажиру услуг по подбору оптимального маршрута перевозки, провозной платы за перевозку в соответствии с заданными пассажиром приоритетными параметрами условий перевозки или общими в отношении каждого перевозчика условиями перевозки и консультативных услуг уполномоченным агентом может взиматься дополнительная плата.

К перевозочным документам, помимо билета, багажной квитанции и грузовой накладной, дополнительно отнесены: ордер разных сборов, квитанция для оплаты сверхнормативного багажа, квитанция разных сборов и электронный многоцелевой документ.

(Приказ Минтранса РФ от 25.10.2010 г. № 231 "О внесении изменений в Приказ Министерства транспорта РФ от 28.06.2007 г. № 82")

Скорректирован порядок формирования банками электронных сообщений об открытии, закрытии, изменении реквизитов счетов налогоплательщиков.

Согласно действующему порядку при каждом открытии (закрытии) или изменении счета клиента банк формирует отдельное электронное сообщение. Уточнено, что в случае если сведения о банке (филиале) изменяются (в том числе в связи с реорганизацией, изменением наименования, места нахождения), а номер счета клиента при этом не изменяется, то банк вправе сформировать одно сообщение с указанием изменяемых сведений о банке (филиале). Помимо этого, в соответствии с новыми правилами, из электронных сообщений, сформированных в течение рабочего дня, банк формирует транспортные файлы двух типов: транспортный файл первого типа - содержащий электронные сообщения о счетах, в том числе, организаций и индивидуальных предпринимателей; транспортный файл второго типа - о счетах нотариусов и адвокатов. С учетом этого, в частности, уточнен также порядок формирования сводных архивных файлов, транспортных файлов налоговых органов, содержащих извещения об ошибках и квитанции о принятии (непринятии) электронных сообщений.

(Указание ЦБ РФ от 15.11.2010 г. № 2520-У "О внесении изменений в Положение Банка России от 7 сентября 2007 года N 311-П "О порядке сообщения банком в электронном виде налоговому органу об открытии или о закрытии счета, об изменении реквизитов счета")

Определен порядок предоставления и использования таможенной декларации в виде электронного документа (ЭТД).

Декларант или представитель направляет ее уполномоченному таможенному органу. При совершении операций с использованием ЭТД, в том числе при выпуске товаров до ее подачи, предусмотренные законодательством Таможенного союза (ТС) документы предоставляются в электронном и (или) бумажном виде. Структуры и форматы ЭТД устанавливаются законодательством ТС и (или) государств-членов союза. Особенности подачи, использования, хранения ЭТД и документов могут определяться законодательством государств-членов ТС. Порядок вступает в силу с 1 января 2011 г.

(Решение Комиссии Таможенного союза от 08.12.2010 г. № 494 "Об Инструкции о порядке предоставления и использования таможенной декларации в виде электронного документа")


Вернуться в начало


Судебная практика

На решение о возмещении НДС распространяется досудебный порядок обжалования.

ФАС Северо-Кавказского округа в Постановлении № А53-8816/2010 от 26.11.2010 подтвердил, что досудебный порядок обжалования распространяется, в том числе, и на решение о возмещении, или об отказе в возмещении НДС.

ФАС указал, что решение о возмещении или об отказе в возмещении НДС из бюджета принимается одновременно с решением о привлечении или об отказе в привлечении налогоплательщика к налоговой ответственности по результатам рассмотрения материалов камеральной проверки. При этом положения НК РФ не предусматривают самостоятельной процедуры принятия решения о возмещении или об отказе в возмещении НДС.

Следовательно, к таким решениям, как к "результату" налоговой проверки, связанной с разрешением вопроса о возмещении НДС, применяется порядок для обжалования, установленный статьей 101.2 Налогового Кодекса РФ. Иное системное толкование приведенных норм придаст положениям НК РФ смысл, расходящийся с их содержанием.

(Постановление ФАС Северо-Кавказского округа от 26.11.2010 г. № А53-8816/2010)


Вернуться в начало


Прочее

ФСС РФ напомнил о существенных изменениях, внесенных в Закон об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством.

В письме Фонда социального страхования РФ сообщается, в частности, что Федеральным законом от 08.12.2010 N 343-ФЗ внесены следующие изменения:

  • увеличен с двух до трех дней период выплаты за счет средств работодателя пособия по временной нетрудоспособности;
  • изменения коснулись расчетного периода, за который будет учитываться заработок застрахованного лица при исчислении пособий, порядка определения среднего заработка для их исчисления, а также сама процедура расчета пособий;
  • в отдельных случаях (если работник на момент наступления страхового случая занят у нескольких работодателей) изменен подход к определению страхователя, выплачивающего застрахованному лицу страховое обеспечение;
  • установлены дополнительные права, обязанности и ответственность страхователей и застрахованных лиц (в частности, работодатели будут обязаны выдавать работнику в день прекращения работы или по его письменному заявлению справку о сумме заработка за текущий календарный год и за два календарных года, предшествующих году прекращения работы или году обращения за справкой);
  • предусмотрена возможность перерасчета застрахованным лицам за период с 1 января 2011 года пособий по нормам Закона N 255-ФЗ в новой редакции по страховым случаям, наступившим в текущем году и продолжающимся или окончившимся в 2011 году.

(Письмо ФСС России от 14.12.2010 г. № 02-03-17/05-13765 "О направлении Федерального закона от 08.12.2010 N 343-ФЗ")

По мнению ФНС РФ, уменьшить налогооблагаемую прибыль на сумму задолженности с истекшим сроком исковой давности, можно не ранее, чем по истечении трех лет с даты последней сверки расчетов по этой задолженности.

Данный вывод налоговые органы обосновывают, в частности, следующим. Одним из условий правомерного признания расходов для целей налогообложения является документальное их подтверждение (п. 1 ст. 252 НК РФ). Признание контрагентом имеющегося долга подтверждается актом сверки расчетов. Из содержания статей 195, 196, 203 Гражданского кодекса РФ следует, что этим течение срока исковой давности прерывается. После подписания сторонами такого акта срок исковой давности начинает течь заново, а время, прошедшее до указанного перерыва, в новый срок не засчитывается.

(Письмо ФНС РФ от 06.12.2010 г. № ШС-37-3/16955 "О подтверждении расходов в виде сумм дебиторской задолженности с истекшим сроком исковой давности")

Новая форма налоговой декларации по НДФЛ отправлена на регистрацию в Минюст.

Разработаны новая форма декларации по налогу на доходы физических лиц (3-НДФЛ), в которой учтены изменения, внесенные в Налоговый кодекс РФ, и порядок ее заполнения (Приказ ФНС РФ от 25.11.2010 N ММВ-7-3/654@). В случае если Приказ пройдет регистрацию в Минюсте РФ, применять новую форму декларации необходимо будет по доходам, полученным налогоплательщиками в 2010 году.

(Письмо ФНС России от 02.12.2010 г. № ШС-37-3/16791@ "О проведении подготовительных мероприятий по изготовлению бланков деклараций по налогу на доходы физических лиц")

Даны рекомендации по порядку изготовления, учета и хранения бланков медицинской справки о допуске к управлению транспортными средствами.

Установлено, в частности, что бланки Справки являются документами строгой отчетности и подлежат систематическому учету. Медицинские организации обязаны вести учет получения и расходования бланков Справки в специальном журнале, а также вносить сведения об испорченных, утерянных, похищенных бланках в отдельный журнал.

Сведения о выдаче Справки (дата выдачи, номер и серия) заносятся в соответствующую медицинскую документацию.

Выданные ранее медицинские справки о годности к управлению транспортными средствами действительны до указанной в них даты очередного переосвидетельствования водителя (кандидата в водители).

(Письмо Минздравсоцразвития России от 03.11.2010 г. № 14-6/10/2-10176 "О направлении Рекомендаций по порядку изготовления, учета и хранения бланков Медицинской справки о допуске к управлению транспортными средствами, утв. Приказом Минздравсоцразвития РФ от 28.09.2010 N 831н")

Об истребовании документов.

В ходе налогового контроля налоговым органам могут потребоваться документы (информация), касающиеся деятельности проверяемого налогоплательщика (плательщика сбора, налогового агента), которые находятся у иных организаций (например, контрагентов). По мнению Минфина России указанные материалы можно истребовать у названных лиц через налоговые органы,. в которых те состоят на учете по месту нахождения.

(Письмо Минфина России от 09.12.2010 г. № 03-02-07/1-585)

Автовладельцы могут оставить за собой старые госномера при регистрации нового автомобиля.

При снятии с учета транспортного средства регистрационные знаки (госномера) по заявлению автовладельца могут быть сохранены и выданы ему на вновь приобретенную машину. В данном случае госпошлина за регистрацию нового автомобиля взимается в том же размере, что и при выдаче новых госномеров, - 1 500 руб.

(Письмо Минфина России от 09.12.2010 г. № 03-05-06-03/131)

Минфин высказался о транспортном налоге.

Транспортный налог является региональным. В федеральный бюджет он не начисляется. В качестве налоговой базы используется показатель мощности двигателя транспортного средства. Он непосредственно влияет на цену объекта и расходы на его содержание. Эффективно отражается фактическая способность лица уплатить налог. Установленная база способствует единообразному применению метода налогообложения ко всем транспортным средствам. Вопрос о соответствии порядка уплаты налога Конституции РФ неоднократно рассматривался в Конституционном Суде. Каких-либо противоречий не выявлено. Одновременно сообщается следующее. С 1 января 2011 г. вступают в силу изменения в НК РФ. Базовые ставки налога снижены в 2 раза по отдельным видам транспортных средств. Законодательным (представительным) органам власти регионов предоставлено право устанавливать пониженные ставки в отношении легковых автомобилей с мощностью двигателя до 150 л.с. включительно.

(Письмо Минфина России от 30.11.2010 г. № 03-05-06-04/437)

ФНС представило данные, необходимые для исчисления НДПИ в отношении нефти, за ноябрь 2010 года.

С 1 января 2007 г. ставка налога на добычу полезных ископаемых (НДПИ) в отношении нефти, составляющая 419 руб. за 1 тонну добытой нефти обезвоженной, обессоленной и стабилизированной, умножается на коэффициент, характеризующий динамику мировых цен на нефть (Кц), и на коэффициент, характеризующий степень выработанности конкретного участка недр (Кв). Приводятся данные для расчета НДПИ в отношении нефти за ноябрь 2010 г. При среднем уровне цен нефти сорта "Юралс" на средиземноморском и роттердамском рынках нефтяного сырья 84,22 долл. США за баррель и среднем значении в указанном периоде курса доллара США к рублю 30,9682 Кц равен 8,2131 (в предыдущем периоде Кц составил 7,7012). Кв определяет плательщик самостоятельно. Таким образом, в связи с ростом цен на нефть ставка НДПИ в отношении этого ресурса по сравнению с предыдущим налоговым периодом увеличилась. Данные, применяемые для расчета НДПИ за октябрь 2010 г., приведены в письме ФНС России от 16 ноября 2010 г.

(Письмо ФНС России от 16.12.2010 г. № ШС-37-3/17821@)


Вернуться в начало



При подготовке настоящей рассылки использованы материалы компаний "Гарант", АО "Консультант Плюс"; изданий "Учет. Налоги. Право", "Российский налоговый курьер". Настоящая работа не представляет собой консультацию или совет. ООО "ФинЭкспертиза" не гарантирует достоверность, адекватность и полноту приведенных сведений и не несет ответственность ни за какие ошибки или упущения, а также результаты использования этого материала.