Мониторинг изменений за период 15.03.10 - 19.03.10



Налоги

Как получить выписку из госреестров с помощью Интернет.

Налоговики разъяснили процедуру получения сведений из ЕГРЮЛ и ЕГРИП через в электронном виде через Интернет.

В разъяснениях ФНС России от 15.03.10 содержится, в частности:

  • перечень документов, которые должны быть представлены в ФНС РФ для получения сведений;
  • размер платы за их предоставление;
  • порядок заполнения платежного документа;
  • условия получения и использования атрибутов доступа к сведениям.

(Приказ ФНС России от 04.03.10 № ММ-7-6/96)

А. Кудрин: плоскую шкалу НДФЛ надо сохранить.

Как подчеркнул министр финансов, в настоящее время возможности отмены плоской шкалы НДФЛ нет.

Это невозможно не только из-за слабого администрирования, но и из-за слабой работы правоохранительных органов по выявлению и наказанию, "где богатые зачастую договариваются", заявил министр.

(Служба новостей TaxHelp.RU)

Расширен перечень не облагаемого ввозным НДС технологического оборудования, аналоги которого не производятся в России.

В него включен ряд машин, используемых в текстильной промышленности. Это машины для подготовки текстильных волокон (замасливающие, кипоразборщики, питатели-рыхлители), прядильные текстильные машины (пневмопрядильные, прядильные роторные и самокруточные), кольцекрутильные, партионные сновальные, шлихтовальные, проборные, узловязальные машины, мотальные автоматы и др.

Также в перечень вошли станы холодной прокатки для вальцовки заготовок столовых приборов, станки для шлифования таких заготовок, станки с ЧПУ для затачивания столовых ножей.

Новыми являются плавильные установки для производства ферроникеля, установки контроля внутренних и поверхностных дефектов металлических заготовок, технологические линии по производству плит МДФ производительностью 500 куб. м в сутки.

(Постановление Правительства РФ от 2 марта 2010 г. N 110 "О внесении изменений в перечень технологического оборудования (в том числе комплектующих и запасных частей к нему), аналоги которого не производятся в Российской Федерации, ввоз которого на таможенную территорию Российской Федерации не подлежит обложению налогом на добавленную стоимость)

Разосланы данные, необходимые для исчисления НДПИ в отношении нефти, за февраль 2010 года.

Этому вопросу посвящено письмо ФНС России от 16.03.10 № ШС-22-3/185 "О данных, необходимых для исчисления НДПИ в отношении нефти, за февраль 2010 года".

При среднем уровне цен нефти сорта "Юралс" на средиземноморском и роттердамском рынках нефтяного сырья 72,66 долл. США за баррель и среднем значении в указанном налоговом периоде курса доллара США к рублю 30,1889 Кц составляет 6,6693 (в предыдущем налоговом периоде Кц равнялся 6,9644). Кв определяется налогоплательщиком самостоятельно.

(Письмо ФНС России от 16.03.10 № ШС-22-3/185 "О данных, необходимых для исчисления НДПИ в отношении нефти, за февраль 2010 года".)


Вернуться в начало


Отчетность

Утверждены формы статнаблюдения.

Приказом Росстата утверждены Указания по заполнению формы федерального статистического наблюдения № 5-З "Сведения о затратах на производство и продажу продукции (товаров, работ, услуг)".

Обновленная форма применяется начиная с отчета за январь-март 2010 года. Она заполняется коммерческими организациями всех форм собственности, а также НКО, производящими товары и услуги для продажи на сторону, за исключением субъектов малого предпринимательства, организаций, перешедшие на УСН, бюджетных организаций, банков, страховых и прочих финансово-кредитных организаций.

Форма предоставляется ежеквартально нарастающим итогом за период с начала года, до 30 числа после отчетного периода в территориальный орган Росстата по месту нахождения юридического лица, если оно не осуществляет деятельность по месту своего нахождения - по месту фактического осуществления деятельности.

(Служба новостей TaxHelp.RU)


Вернуться в начало


Правовые новости

Внесены изменения в отдельные акты Правительства РФ по вопросам ведения ЕГАИС.

В связи с передачей функции по ведению единой государственной автоматизированной информационной системы учета объема производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции из ведения ФНС РФ в ведение Росалкогольрегулирования внесены изменения, в частности: в Правила нанесения на акцизные марки сведений о маркируемой ими алкогольной продукции, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 31.12.2005 N 866; в Положение об учете объемов производства и оборота (за исключением розничной продажи) этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, утвержденное Постановлением Правительства РФ от 19.06.2006 N 380; в Правила функционирования единой государственной автоматизированной информационной системы учета объема производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 25.08.2006 N 522.

(Постановление Правительства РФ от 09.03.2010 N 136 "О некоторых мерах по ведению единой государственной автоматизированной информационной системы учета объема производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и о внесении изменений в отдельные акты Правительства РФ")

Утверждены Правила отбора субъектов электроэнергетики и потребителей электрической энергии, оказывающих услуги по обеспечению системной надежности, и оказания таких услуг.

Указанные "Правила" определяют содержание услуг по обеспечению системной надежности - под ними понимаются услуги по регулированию частоты, активной и реактивной мощности с использованием генерирующего оборудования электростанций, а также услуги по развитию систем противоаварийного управления в ЕЭС России. Установлена процедура конкурентного отбора исполнителей услуг по обеспечению системной надежности, в частности порядок и сроки опубликования извещения о проведении отбора (и подробно регламентировано его содержание), приема заявок, принятия решения и опубликования протокола о составе субъектов электроэнергетики, оказывающих соответствующие (различного вида) услуги по обеспечению системной надежности. Установлен также порядок определения исполнителей таких услуг в случае признания проведенного отбора несостоявшимся, в т.ч. порядок возложения обязанности по оказанию этих услуг на субъект электроэнергетики, что предусмотрено Федеральным законом "Об электроэнергетике".

"Правила" определяют порядок оказания услуг по обеспечению системной надежности, в частности устанавливают обязанность поддержания соответствия оборудования определяемым системным оператором параметрам и характеристикам, соблюдение параметров технологического режима работы объектов электроэнергетики, модернизацию оборудования в срок, предусмотренный договором с системным оператором. Оплата услуг по обеспечению системной надежности осуществляется системным оператором по цене, определенной по результатам конкурентного отбора, либо по тарифу, установленному федеральным органом исполнительной власти в области регулирования тарифов, - в случае, если обязанность по оказанию этих услуг была возложена на субъект электроэнергетики.

(Постановление Правительства РФ от 03.03.2010 N 117 "О порядке отбора субъектов электроэнергетики и потребителей электрической энергии, оказывающих услуги по обеспечению системной надежности, и оказания таких услуг, а также об утверждении изменений, которые вносятся в акты Правительства РФ по вопросам оказания услуг по обеспечению системной надежности")

Внесены изменения в Федеральный закон "Об электроэнергетике".

Изменения касаются очередности доступа электроэнергии на оптовый рынок. Их цель - вовлечь нефтяной (попутный) газ в хозяйственный оборот и более рационально использовать это сырье.

Ранее во вторую очередь принимался объем производства электроэнергии, заявленный в отношении ТЭС (в объеме, соответствующем их работе в теплофикационном режиме) и ГЭС (в объеме, который необходим по технологическим причинам и для обеспечения экологической безопасности).

Теперь во вторую очередь от ТЭС принимается также объем производства электроэнергии, при выработке которой нефтяной (попутный) газ или продукты его переработки являлись основным топливом. Прежде этот объем производства электроэнергии принимался в порядке общей очередности.

Федеральный закон вступает в силу по истечении ста восьмидесяти трех дней после дня его официального опубликования.

(Федеральный закон от 9 марта 2010 г. N 26-ФЗ "О внесении изменений в статью 32 Федерального закона "Об электроэнергетике")

Внесены уточнения в некоторые акты Правительства РФ по вопросам совершенствования государственного регулирования в сфере производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции.

Изменения внесены, в частности, в Постановление Правительства РФ от 8 февраля 1996 года N 131 "О мерах по обеспечению устойчивой работы ликероводочной отрасли промышленности", в Положение о лицензировании деятельности по производству, хранению и поставке спиртосодержащей непищевой продукции, утвержденное Постановлением Правительства РФ от 6 декабря 1999 года N 1344, в Перечень федеральных органов исполнительной власти, компетентных давать заключение, прилагаемое к заявке на государственную регистрацию наименования места происхождения товара и на предоставление исключительного права на такое наименование, а также к заявке на предоставление исключительного права на ранее зарегистрированное наименование места происхождения товара, утвержденный Постановлением Правительства РФ от 17 сентября 2004 года N 481. В частности, установлено, что минимальные цены на водку, ликероводочную и другую алкогольную продукцию крепостью свыше 28 процентов, производимую на территории РФ или ввозимую на таможенную территорию РФ, утверждаются и пересматриваются Федеральной службой по регулированию алкогольного рынка (ранее - Федеральной службой по тарифам). Определено, что Росалкогольрегулирование выдает федеральные лицензии на осуществление деятельности по производству, хранению и поставке спиртосодержащей непищевой продукции, имеющей в своем составе этиловый спирт, произведенный из непищевого сырья или содержащий денатурирующие добавки. Также предусмотрено, что Росалкогольрегулирование осуществляет государственный контроль над процессом денатурации (введения денатурирующих веществ) этилового спирта и спиртосодержащей непищевой продукции и содержанием в них денатурирующих веществ (ранее - проведение указанного контроля возлагалось на ФНС РФ).

(Постановление Правительства РФ от 04.03.2010 N 126 "О внесении изменений в некоторые акты Правительства РФ по вопросам совершенствования государственного регулирования в сфере производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции")


Вернуться в начало


Судебная практика

ВАС РФ: компания не в ответе за то, что данные о контрагенте на сайте ФНС недостоверны.

Компания вправе учесть расходы по сделке с контрагентом, в существовании которого она убедилась, изучив сведения ЕГРЮЛ на сайте ФНС. Такой вывод сделал Высший арбитражный суд в решении, принятом на прошлой неделе.

В 2006 году ОАО "Лизинговая компания малого бизнеса" приобрело по договору купли-продажи оборудование. В 2008 году ИФНС по г. Чебоксары доначислила налог на прибыль, признав затраты по этой сделке документально не подтвержденными. Ссылаясь на выписку из ЕГРЮЛ, налоговики заявили, что к моменту заключения договора поставщик уже прекратил деятельность, слившись с другой компанией.

Компания обратилась в суд. Она доказывала, что контрагент, которого налоговики называют несуществующим, на момент сделки числился в ЕГРЮЛ как действующая компания. Это подтверждала распечатка изображения с монитора компьютера, где была информация сервиса "Проверьте, не рискует ли ваш бизнес" с сайта ФНС.

Но суды трех инстанций встали на сторону налоговиков. Представители "спорного" контрагента подтвердили факт реорганизации на момент заключения договора. А так как компания ознакомилась с данными о контрагенте на сайте ФНС и сведения о реорганизации там отражены не были, судьи, посчитав, что это смягчает ответственность, снизили штраф. Но решение налоговиков по проверке оставили в силе.

Тогда компания обратилась в Высший арбитражный суд. На заседании Президиума ВАС Леонид Конусов, юрисконсульт ОАО "Лизинговая компания малого бизнеса", подчеркивал: у компании есть все свидетельства того, что оборудование оплачено и используется в деятельности компании. А раз налоговая инспекция не доказала фиктивность операции, то, постановил ВАС РФ, и отказывать в признании расходов была не вправе. К тому же, отметили судьи, налоговики обязаны были учесть, что компания проверила контрагента по официальному источнику. В итоге ВАС РФ признал доначисления неправомерными.

(www.klerk.ru, статья напечатана в газете "УНП" № 11, 2010)

Должник по векселю не вправе ссылаться на недействительность обязательства.

ФАС Северо-Западного округа в Постановлении от 3 марта 2010 г. по делу N А56-22983/2009 пояснил, что в случае предъявления требования об оплате векселя лицо, обязанное по векселю, не вправе отказаться от исполнения со ссылкой на отсутствие основания обязательства либо его недействительность.

ФАС указал, что лицо, к которому предъявлен иск по векселю, вправе ссылаться на возражения, проистекающие из его личных отношений с законным векселедержателем, предъявившим данное исковое требование.

На свои личные отношения к иным лицам, в том числе к предшествующим векселедержателям, должник вправе ссылаться лишь в том случае, когда векселедержатель, приобретая вексель, действовал сознательно в ущерб должнику, то есть если он знал об отсутствии законных оснований к выдаче векселя до или во время его приобретения.

Наличие указанных обстоятельств, свидетельствующих о недобросовестности держателя векселя, доказывается лицом, к которому предъявлен иск.

(Постановление ФАС Северо-Западного округа от 3 марта 2010 г. по делу N А56-22983/2009)

Истечение срока исковой давности само по себе не влечет отказ в иске.

ФАС Северо-Западного округа в Постановлении от 1 марта 2010 г. по делу N А56-6701/2009 подтвердил, что судами неправомерно применена исковая давность на основании заявления в дополнении к отзыву на исковое заявление, подписанного неуполномоченным лицом.

Здесь ФАС указал, что истечение срока исковой давности, о применении которой заявлено стороной в споре, является основанием к вынесению судом решения об отказе в иске.

Между тем, исковая давность применяется судом только по заявлению стороны в споре, сделанному до вынесения судом решения.

(Постановление ФАС Северо-Западного округа от 1 марта 2010 г. по делу N А56-6701/2009)

Переплата филиала возвращается по месту учета этого филиала.

Налоговый орган по месту нахождения филиала организации отказал в возврате переплаты по налогу на прибыль в части, зачисляемой в бюджет субъекта Российской Федерации, ссылаясь на то, что с подобным заявлением налогоплательщик должен обратиться в налоговый орган по месту учета головной организации.

Суд посчитал, что отказ в возврате налога является неправомерным. В том случае, когда во взаимоотношениях с налоговым органом филиал организации действует от имени и в интересах налогоплательщика, исполняет его обязанность по уплате налогов и сборов, он вправе по месту своего нахождения реализовывать право налогоплательщика на возврат излишне уплаченного налога путем обращения в налоговый орган по месту уплаты налога с соответствующим заявлением.

(Постановление Федерального арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 3 декабря 2009 г. N А19-12443/09)

ФАС уточнил признаки добросовестного плательщика.

ФАС Западно-Сибирского округа в Постановлении от 5 марта 2010 г. по делу N А45-11237/2009 признал, что поскольку при заключении сделок с контрагентами налогоплательщиком были проверены учредительные документы и факт регистрации этих организаций, данный плательщик является добросовестным и вправе рассчитывать на налоговую выгоду.

ФАС отметил, что заключая договоры, общество справедливо предусмотрело безналичную форму оплаты через расчетные счета организаций, открытые в отделениях Сберегательного банка Российской Федерации. То есть, налогоплательщиком была проявлена должная осмотрительность при заключении договоров с указанными выше организациями.

При этом обязанность доказывания недобросовестности плательщика возложена на налоговые органы.

(Постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 5 марта 2010 г. по делу N А45-11237/2009)

Услуги по предоставлению вагонов и контейнеров облагаются НДС по ставке 0%.

Налоговый орган счел неправомерным применение обществом ставки 0 процентов по НДС в отношении услуг по предоставлению вагонов и контейнеров грузоотправителям и экспедиторским организациям для перевозки грузов в международном сообщении, поскольку данные услуги не относятся к комплексу услуг, оказанных непосредственно в отношении товаров, вывозимых за пределы территории РФ и на основании п. 3 ст. 164 НК РФ подлежат налогообложению НДС по ставке 18 процентов.

Отказ обществу в применении нулевой ставки судом признан неправомерным. Исходя из ст. 801 ГК РФ, Федерального закона от 10.01.2003 N 17-ФЗ "О железнодорожном транспорте в Российской Федерации" услуги по предоставлению экспедитором вагонов или контейнеров неразрывно связаны с перевозкой, относятся к единому комплексу транспортно-экспедиционных услуг. Положения подп. 2 п. 1 ст. 164 НК РФ распространяются, в том числе, на экспедиционные услуги.

(Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа от 25 ноября 2009 г. N Ф03-6452/2009)

Передача транспорта в аренду не лишает права на льготу.

При проведении проверки налоговый орган счел, что общество неправомерно воспользовалось льготой по транспортному налогу, предусмотренной подп. 5 п. 2 ст. 358 НК РФ, поскольку спорные транспортные средства переданы в аренду и не используются для производства сельскохозяйственной продукции самим владельцем этой техники, то есть обществом. По результатам проверки обществу доначислен транспортный налог, а также соответствующие пени и штраф за его неуплату.

Суд указал, что Передача сельскохозяйственной техники в аренду другим лицам для использования в производстве сельскохозяйственной продукции не лишает арендодателя права на применение льготы по транспортному налогу, предусмотренной подп. 5 п. 2 ст. 358 НК РФ, если он является сельскохозяйственным товаропроизводителем.

(Постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 20 октября 2009 г. по делу N А12-5777/2009)


Вернуться в начало


Прочее

О земельном налоге для дачного хозяйства.

В соответствии с пунктом 1 статьи 394 НК РФ в отношении земельных участков, приобретенных (предоставленных), в частности, для дачного хозяйства, налоговая ставка для исчисления земельного налога устанавливается представительными органами муниципальных образований в размере, не превышающем 0,3%.

При этом при исчислении земельного налога в отношении земельного участка с разрешенным использованием "для дачного строительства" должна применяться такая же налоговая ставка, как и в отношении земельного участка с разрешенным использованием "для дачного хозяйства".

(Письмо Минфина РФ 03-05-05-02/12 от 04.03.2010)


Вернуться в начало



При подготовке настоящей рассылки использованы материалы компаний "Гарант", АО "Консультант Плюс"; изданий "Учет. Налоги. Право", "Российский налоговый курьер". Настоящая работа не представляет собой консультацию или совет. ООО "ФинЭкспертиза" не гарантирует достоверность, адекватность и полноту приведенных сведений и не несет ответственность ни за какие ошибки или упущения, а также результаты использования этого материала.