Мониторинг изменений за период 16.08.10 - 20.08.10



Налоги и бухучет

Изменены данные для начисления НДПИ в отношении нефти за июль 2010.

С 1 января 2007 г. ставка НДПИ в отношении нефти, составляющая 419 руб. за 1 т добытой нефти обезвоженной, обессоленной и стабилизированной, умножается на коэффициент, характеризующий динамику мировых цен на нефть (Кц), и на коэффициент, характеризующий степень выработанности конкретного участка недр (Кв).

Приводятся данные для расчета НДПИ в отношении нефти за июль 2010 г. При среднем уровне цен нефти сорта "Юралс" на средиземноморском и роттердамском рынках нефтяного сырья 74,27 долл. США за баррель и среднем значении в указанном налоговом периоде курса доллара США к рублю 30,6868 Кц составляет 6,9686 (в предыдущем налоговом периоде Кц равнялся 7,0434). Значение Кв определяется налогоплательщиком самостоятельно.

Таким образом, в связи с понижением курса доллара ставка НДПИ в отношении нефти по сравнению с предыдущим налоговым периодом уменьшилась. Данные для расчета НДПИ за июнь 2010 г. приведены в письме ФНС России от 21 июля 2010 г.

(Письмо Федеральной налоговой службы от 16 августа 2010 г. N ШС-37-3/9182@ "О данных, необходимых для исчисления НДПИ в отношении нефти, за июль 2010 года")

О заполнении декларации по НДС.

С 1 октября 2010 г. вступают в силу поправки к НК РФ. Они освобождают от НДС услуги застройщика, предоставляемые по договору участия в долевом строительстве. Исключение - строительство объектов производственного назначения. Код, по которому в декларации по НДС можно отразить эту операцию, освобождаемую от налогообложения, не предусмотрен.

В связи с этим предлагается использовать код 1010270.

Если прежде налогоплательщики отражали данную операцию по коду 1010200, то это не является нарушением.

(Письмо Федеральной налоговой службы от 12 августа 2010 г. N ШС-37-3/8932@ "О порядке заполнения налоговой декларации по налогу на добавленную стоимость")


Вернуться в начало


Правовые новости

Скорректированы гигиенические требования безопасности и пищевой ценности пищевых продуктов.

Отменены допустимые уровни содержания стронция-90 в мясе, в том числе полуфабрикатах, всех видов убойных, промысловых и диких животных. Пересмотрены показатели цезия-137.

Установлены микробиологические показатели для бессортовых вареных колбасных изделий. Они совпадают с аналогичной продукцией высшего и первого сортов. Объединены второй и третий сорта.

Введено новое ограничение для вареных колбас с консервантами (в том числе деликатесных). Так, не допускаются L. monocytogenes в 25 г. Это также касается мясных вареных (в том числе копченых) продуктов (окорока, рулеты, свинина и говядина прессованные, ветчина, бекон, корейка, грудинка) и др.

Для ряда продуктов исключены показатели содержания цезия-137 и стронция-90. Речь идет о мясе птицы (в том числе полуфабрикатах), изделиях и консервах, его содержащих (паштеты, колбасы, заливные, студни и т. д.), яйцах, моллюсках, ракообразных, водорослях, горохе, фасоли, крупе, соках, нектарах, БАДах на растительной основе и др. Изменения затронули и продукты детского питания.

Так, установлены допустимые уровни содержания йода в кашах сухих безмолочных быстрорастворимых (инстантного приготовления). Снижены нормативы цезия-137 и стронция-90 в жидких кисломолочных продуктах и тех, которые созданы на основе мяса и изолята соевого белка, макаронных изделиях, некоторых продуктах для питания беременных и кормящих женщин и др.

Зарегистрировано в Минюсте РФ 9 августа 2010 г. Регистрационный N 18097.

(Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28 июня 2010 г. N 71 "Об утверждении СанПиН 2.3.2.2650-01 "Дополнениям изменения N 18 к санитарно-эпидемиологическим правилам и нормативам СанПиН 2.3.2.1078-01 "Гигиенические требования безопасности и пищевой ценности пищевых продуктов")

С 1 марта 2008 г. вступил в силу Закон о государственном кадастре недвижимости (кроме отдельных положений).

Согласно этому акту орган или организация, хранящие учетно-техническую документацию о ранее учтенной недвижимости, по запросу любого лица за плату выдают кадастровый паспорт на нее (ранее - выписку о ней). Речь идет о зданиях, сооружениях, помещениях или объектах незавершенного строительства, технический учет которых осуществлен до 1 марта 2008 г. или в переходный период применения закона (до 1 января 2010 г.).

Установлен максимальный размер платы за выдачу кадастрового паспорта. Для физических лиц он составляет 500 руб., а для юридических - 1000 руб. (такой же, что и за выдачу выписки об объекте недвижимости). Конкретный размер платы определяется субъектом Российской Федерации.

(Постановление Правительства РФ от 12 августа 2010 г. N 615 "О предельном максимальном размере платы за выдачу органом или организацией, осуществляющими хранение учетно-технической документации, кадастрового паспорта здания, сооружения, помещения или объекта незавершенного строительства, государственный технический учет которых осуществлен до дня вступления в силу Федерального закона "О государственном кадастре недвижимости" или в переходный период его применения")

Скорректировано Постановление Правительства РФ о проведении эксперимента по стимулированию приобретения новых автотранспортных средств взамен вышедших из эксплуатации и сдаваемых в утиль.

Сумма, выделяемая на организацию проведения, увеличена с 50 до 100 млн руб. Исключено упоминание о временных рамках эксперимента (с 1 января по 31 декабря 2010 г.).

Общая сумма субсидий на возмещение затрат торговых организаций по доставке автомобилей на пункты утилизации сокращена с 1 млрд до 950 млн руб. Признано утратившим силу положение о том, что вышедшие из эксплуатации ТС принимаются с 8 марта по 1 ноября 2010 г.

(Постановление Правительства РФ от 12 августа 2010 г. N 622 "О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2009 г. N 1194")

В ряде регионов была объявлена ЧС, связанная с лесными и торфяными пожарами.

Это Марий Эл, Мордовия, Владимирская, Воронежская, Московская, Нижегородская и Рязанская области. Решено сохранить данный режим в Мордовии, Московской, Нижегородской и Рязанской областях. Указ вступает в силу со дня его подписания.

(Указ Президента РФ от 12 августа 2010 г. N 1007 "О дополнительных мерах по предотвращению и ликвидации чрезвычайной ситуации, связанной с обеспечением пожарной безопасности")

Уточнено, как подаются документы и фотографии, чтобы получить или заменить российский паспорт.

Это связано с тем, что вступил в силу Закон о государственных и муниципальных услугах (кроме отдельных положений). Он предусматривает, что для их предоставления создаются многофункциональные центры, единый портал в Интернете.

Теперь документы и фотографии представляются в территориальные органы ФМС России непосредственно или через многофункциональные центры. Ранее допускалась передача через должностных лиц ЖЭКов, жилищно-строительных и жилищных кооперативов, а также организаций, имеющих жилищный фонд.

Заявление и личная фотография могут направляться в форме электронного документа через единый портал государственных и муниципальных услуг (функций). Порядок устанавливается Службой по согласованию с Минкомсвязью России.

Как и прежде, документы и личные фотографии можно представить должностным лицам из учреждений соцобслуживания. Речь идет о домах-интернатах для инвалидов, ветеранов, одиноких и престарелых, гостиницах-приютах и т. д. Указанное право предоставляется лицам, которые там находятся.

(Постановление Правительства РФ от 12 августа 2010 г. N 612 "О внесении изменений в Положение о паспорте гражданина Российской Федерации")

Дополнены перечни информации, обязательной для раскрытия эмитентами ценных бумаг.

В соответствии с изменениями, внесенными в "Положение о раскрытии информации эмитентами эмиссионных ценных бумаг" (Приказ ФСФР РФ от 10.01.2006 N 06-117/пз-н), в перечень сообщений о существенных фактах, сведения о которых должны раскрываться, включены сведения о непринятии советом директоров решения об образовании единоличного исполнительного органа акционерного общества и сведения о непринятии советом директоров решения по вопросу о досрочном прекращении полномочий единоличного исполнительного органа акционерного общества (если эти решения не были приняты после определенных Федеральным законом "Об акционерных обществах" для таких случаев процедур и сроков), сведения о приобретении кем-либо пакета акций, позволяющим распоряжаться определенным процентом голосов, и сведения о судебном споре, связанном с созданием эмитента, управлением им или участием в нем. Утверждены формы сообщений об этих существенных фактах.

Более подробно регламентирован состав информации о состоянии чистых активов акционерного общества, включаемой в годовой отчет акционерного общества. Установлено также, что в годовой отчет должна включаться информация об объеме каждого из использованных акционерным обществом в отчетном году видов энергетических ресурсов (атомная энергия, тепловая энергия, электрическая энергия, автомобильный бензин, дизельное топливо и т.д.) в натуральном выражении и в денежном выражении.

В перечень информации о сведениях, которые могут оказать существенное влияние на стоимость ценных бумаг акционерного общества, включены сведения о предполагаемой дате составления списка лиц, имеющих право на получение дивидендов, и сведения о проведении общего собрания акционеров (в отношении акционерных обществ, на которые в соответствии с упомянутым "Положением о раскрытии информации..." не распространяются требования о раскрытии информации в форме ежеквартального отчета и сообщений о существенных фактах); определены моменты, когда указанные факты считаются наступившими и сведения о них подлежат раскрытию, и подробно регламентирован состав этих сведений.

Уточнены требования к раскрытию информации эмитентами российских депозитарных расписок, в том числе в зависимости от сроков включения представляемых российскими депозитарными расписками иностранных ценных бумаг в котировальные списки иностранных фондовых бирж, а также для случаев, когда представляемые иностранные ценные бумаги включены в котировальные списки нескольких иностранных фондовых бирж.

Кроме этого, в частности, установлено, что тексты сообщений об эмиссии ценных бумаг, а также тексты годовой бухгалтерской отчетности акционерных обществ, на которые не распространяются требования о раскрытии информации в форме ежеквартального отчета и сообщений о существенных фактах, должны быть доступны в сети Интернет не менее 6 месяцев.

(Приказ ФСФР РФ от 20.07.2010 N 10-47/пз-н "О внесении изменений в Положение о раскрытии информации эмитентами эмиссионных ценных бумаг, утвержденное Приказом ФСФР России от 10 октября 2006 г. N 06-117/пз-н")


Вернуться в начало


Таможня

Урегулированы вопросы ввоза сахара на территорию Республики Казахстан .

18 августа опубликовано решение Комиссии Таможенного союза, в котором сообщается о применении Казахстаном в одностороннем порядке количественного ограничения ввоза сахара (код ТН ВЭД ТС 1701 99) из третьих стран. Оно будет действовать в течение 6 месяцев с 1 сентября 2010 г. по 1 марта 2011 г. Речь идет о товаре, реализуемом путем лицензирования импорта.

Кроме того, Правительствам России, Белоруссии и Казахстана предложено рассмотреть возможность введения количественного ограничения ввоза сахара (код ТН ВЭД ТС 1701 99) из третьих стран всеми государствами-членами ТС. Решение вступает в силу после его официального опубликования.

(Решение Комиссии Таможенного союза от 18 июня 2010 г. N 334 "О некоторых вопросах по регулированию ввоза сахара на территорию Республики Казахстан")

Разъяснены отдельные вопросы взимания косвенных налогов при импорте и экспорте товаров в Таможенном союзе.

Начиная с периода за июль 2010 г., заявление о ввозе товаров и уплате косвенных налогов подается по новой форме (установлена Протоколом об обмене информацией в электронном виде между налоговыми органами государств-членов Таможенного союза об уплаченных суммах косвенных налогов от 11 декабря 2009 г.).

До введения в действие нового порядка проставления отметок на заявлениях (утвержден приказом Минфина России от 26 июля 2010 г. N 80н) применяется прежний. Заявление представляется в налоговый орган по месту учета в 4-х бумажных экземплярах и в электронном виде вместе с соответствующей декларацией. В течение 10 рабочих дней проверяется соответствие указанных в нем сведений данным декларации и иных документов.

Если все в порядке, в разделе 2 всех экземпляров ставится итоговая сумма НДС и акцизов (равна значениям граф 19 и 20). Отметка заверяется подписями ответственного должностного лица и руководителя (с указанием Ф.И.О. и должностей) и печатью налогового органа. Также приводятся даты завершения проверки документов и постановки отметки. Три экземпляра заявления с отметками передаются налогоплательщику.

При несоответствии заявленных сведений либо непредставлении обязательных документов налогоплательщику направляется отказ в проставлении отметки с приложением 3-х экземпляров заявления. В этом случае необходимо устранить нарушения и заново подать заявление в вышеописанном порядке.

Обращается внимание, что с 1 июля 2010 г. не нужно представлять в налоговые органы счета-фактуры для регистрации. Однако по просьбе налогоплательщиков на счетах-фактурах в отношении товаров, вывезенных в Беларусь и Казахстан, могут ставиться соответствующие отметки.

(Письмо Федеральной налоговой службы от 13 августа 2010 г. N ШС-37-2/9030@ "Об отдельных вопросах, связанных с функционированием таможенного союза")

Разъяснен порядок подтверждения фактического вывоза товаров в целях применения нулевой ставки НДС.

С 1 июля 2010 г. вступил в силу Таможенный кодекс Таможенного союза. Если товары помещены под таможенные режимы вывоза до 1 июля 2010 г. и экспортированы через Казахстан за пределы союза либо в саму Республику, отметку о фактическом вывозе проставляют российские таможенные органы на российско-казахстанском участке госграницы. При этом дата фактического вывоза значения не имеет.

При помещении товаров под режимы вывоза после 1 июля 2010 г. факт вывоза подтверждается в порядке, аналогичном вывозу товаров с территории Союзного государства России и Беларуси. При экспорте через Казахстан отметка ставится пограничными таможенными органами этой страны.

Формировать архив документов о вывозе товаров через Казахстан и рассылать их по запросам поручено Оренбургской таможне.

(Письмо Федеральной таможенной службы от 16 июля 2010 г. N 04-45/35094 "О подтверждении фактического вывоза товаров")

О порядке перемещения наличных денежных средств и денежных инструментов.

В связи с применением с 5 июля 2010 года Договора о порядке перемещения физическими лицами наличных денежных средств и (или) денежных инструментов через таможенную границу Таможенного союза (далее - Договор) разъясняется следующее.

В соответствии с Договором снимаются ограничения по сумме на вывоз физическими лицами (как резидентами, так и нерезидентами) наличных денежных средств за пределы таможенной территории Таможенного союза и устанавливается необходимость таможенного декларирования в письменной форме как при ввозе, так и при вывозе наличных денежных средств и (или) дорожных чеков в общей сумме, превышающей в эквиваленте 10 000 долларов США. При этом в случае перемещения через таможенную границу Таможенного союза наличных денежных средств и (или) дорожных чеков в общей сумме, равной либо не превышающей в эквиваленте 10 000 долларов США, они могут быть задекларированы в письменной форме по желанию физического лица.

Денежные инструменты, за исключением дорожных чеков, перемещаемые через таможенную границу Таможенного союза, подлежат письменному декларированию независимо от суммы.

На основании пункта 2 статьи 6 Соглашения между Правительством Республики Беларусь и Российской Федерацией от 6 января 1995 года "О Таможенном союзе", Соглашения от 20 января 1995 г. "О Таможенном союзе" между Правительством Республики Беларусь, Российской Федерацией и Республики Казахстан и пункта 2 статьи 96 Таможенного кодекса Таможенного союза денежные средства и денежные инструменты не подлежат декларированию в письменной форме при их перемещении физическими лицами через внутренние границы государств - членов Таможенного союза. Таможенные органы, расположенные в пунктах пропуска через государственную границу Российской Федерации, при принятии решения о контроле соблюдения вышеуказанных требований должны руководствоваться информацией о маршруте следования физического лица.

В соответствии с пунктом 3 Решения Комиссии Таможенного союза от 18 июня 2010 года N 287 "Об утверждении формы пассажирской таможенной декларации и порядка заполнения пассажирской таможенной декларации" до 1 января 2011 года при таможенном декларировании товаров для личного пользования допускается использование бланков деклараций, установленных законодательством государств - членов Таможенного союза. В целях обеспечения реализации требований статьи 6 Договора о необходимости заполнения дополнительного формуляра пассажирской таможенной декларации "Декларация наличных денег и (или) денежных инструментов" до обеспечения таможенных органов новыми бланками пассажирской таможенной декларации допускается использование бланков "Декларация наличных денег и (или) денежных инструментов", изготовленных с применением печатающих устройств электронной вычислительной техники, размером 148 x 210 мм (формат A5) или 210 x 296 мм (формат A4), в дополнение к ранее установленной форме пассажирской таможенной декларации.

(Письмо ФТС от 16 июля 2010 г. N 01-11/35110)


Вернуться в начало


Финансы

Признано утратившим силу положение ЦБР о порядке отражения в бухгалтерском учете кредитных организаций операций по депонированию обязательных резервов в Банке России.

Это обусловлено принятием нового положения об обязательных резервах, а также изменением порядка ведения бухучета в кредитных организациях. Указание вступает в силу с 1 октября 2010 г. Зарегистрировано в Минюсте РФ 4 августа 2010 г. Регистрационный N 18053.

(Указание ЦБР от 6 июля 2010 г. N 2478-У "О признании утратившим силу Указания Банка России от 29 марта 2004 года N 1408-У "О порядке отражения в бухгалтерском учете кредитных организаций операций по депонированию обязательных резервов в Банке России")

Расходы на организацию выпуска и андеррайтингу евронот могут быть учтены при исчислении налога на прибыль.

В ходе проверки налоговый орган счел экономически необоснованным включение банком в состав расходов по налогу на прибыль затрат на оплату услуг по организации выпуска и андеррайтингу евронот дочерней компании банка, ссылаясь на то, что действующее налоговое законодательство не предусматривает возможность включения в состав расходов при формировании налоговой базы по налогу на прибыль затрат на осуществление предпринимательской деятельности сторонней организации. Банку доначислен налог на прибыль.

Расходы на оплату услуг по организации выпуска и андеррайтингу евронот могут быть учтены при исчислении налога на прибыль. Перечень расходов, понесенных при осуществлении банковской деятельности, является открытым (ст. 291 НК РФ). Учитывая несоответствие требований российского законодательства и законодательства Евросоюза к эмиссии ценных бумаг, выпуск российскими банками еврооблигаций напрямую является невозможным. В связи с этим в целях привлечения денежных средств на рынке еврооблигаций российские банки вынуждены создавать за рубежом дочерние юридические лица, от имени которых осуществляется непосредственный выпуск еврооблигаций. В рассматриваемом случае банк выступает как непосредственно заинтересованное в привлечении денежных средств лицо, его расходы направлены не на обеспечение деятельности дочерней компании, а на достижение экономической выгоды за счет превышения средневзвешенных процентных ставок размещения средств над расходами на привлечение средств.

(Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 12.05.2010 № А56-78678/2009)


Вернуться в начало


Судебная практика

Вручение приза в рамках рекламной компании не признается безвозмездной реализацией.

В ходе проведения рекламной акции обладателю 1000-го ипотечного кредита банка вручен приз в виде сертификата на комплект мебели. При этом банком заключен договор с подрядчиком, в соответствии с которым подрядчик взял на себя обязанность изготовить и поставить мебель третьему лицу по предъявлении сертификата. В свою очередь, банк по условиям договора взял на себя обязанность оплатить товар и определить третье лицо – получателя товара.

В ходе проверки налоговый орган доначислил банку НДС на стоимость безвозмездно переданного физическому лицу приза, определив налоговую базу в порядке п. 2 ст. 154 НК РФ, относящегося к реализации имущества на безвозмездной основе.

В рассматриваемом случае передача сертификата на приобретение мебели является не безвозмездной реализацией, а передачей товара для собственных нужд, которая в соответствии с подп. 2 п. 1 ст. 146 НК РФ не признается объектом налогообложения НДС, если соответствующие затраты включаются в расходы для целей налогообложения налогом на прибыль организаций.

Проведение банком рекламной компании было направлено на стимулирование интереса к банковскому продукту "ипотечное кредитование", а целью рекламной акции являлось увеличение объемов кредитования в данном сегменте. Проведение рекламной акции необходимо самому банку и потребляется им, и, соответственно, производится банком для собственных нужд, а не для нужд потенциальных клиентов банка (заемщиков).

Банк в данном случае передал физическому лицу только сертификат на комплект мебели. Товар (имущество) из собственности банка в собственность физическому лицу не передавался. Следовательно, реализация по смыслу п. 1 ст. 39, п. 1 ст. 146 НК РФ отсутствует.

(Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 21.07.2010 N А56-9475/2010.)


Вернуться в начало


Прочее

Как учесть неисключительные права на программу для ЭВМ.

Письмом Минфина от 09.08.10 № 03-03-06/1/534 разъяснен вопрос учета в целях налогообложения прибыли единовременно полученных доходов от передачи на 15 лет неисключительных прав на использование программы для ЭВМ.

Если неисключительное право на использование программы для ЭВМ передается на 15 лет, то единовременно выплачиваемое вознаграждение по лицензионному договору относится к нескольким налоговым периодам и с учетом положения пункта 2 статьи 271 НК РФ подлежит распределению и равномерному включению в доходы, учитываемые при исчислении налога на прибыль организаций, в течение всего срока действия указанного договора.

(Письмо Минфина от 09.08.10 № 03-03-06/1/534)

Золотая лазейка.

Правительство готово освободить индивидуальных предпринимателей, применяющих "упрощенку" на основе патента, от использования кассовой техники. Вчера проект положительного заключения правительства на соответствующие поправки (внесены в Госдуму Верховным советом Хакасии) был опубликован на сайте Минфина.

Сейчас от использования кассовых аппаратов освобождены предприниматели, платящие единый налог на вмененный доход, по требованию покупателя взамен кассового чека ему должен быть вручен товарный. "Упрощенка" на основе патента распространяется на 69 видов деятельности. Среди них — ремонт и пошив одежды, изготовление и ремонт ювелирных изделий, услуги салонов красоты, саун и соляриев, присмотр за детьми и уборка квартир.

На содержание кассы в год может уйти до 15 000 руб. Контроль за их использованием проводят налоговики и милиционеры, штраф даже за неправильно выставленные часы — до 2000 руб. Освобождение от обязанности использовать кассовые аппараты избавит предпринимателей от ненужных затрат, поддерживает идею партнер "Налоговой помощи" Сергей Шаповалов. Предпринимательство на основе патента — перспективный вид деятельности, достаточно осуществить разовый платеж за патент, чтобы считаться предпринимателем, говорит президент "Опоры" Сергей Борисов. Отмена касс привлечет в бизнес новых предпринимателей, уверен он.

(Источник: Антон Трифонов // "Ведомости", 20.08.2010, 155 (2673))


Вернуться в начало



При подготовке настоящей рассылки использованы материалы компаний "Гарант", АО "Консультант Плюс"; изданий "Учет. Налоги. Право", "Российский налоговый курьер". Настоящая работа не представляет собой консультацию или совет. ООО "ФинЭкспертиза" не гарантирует достоверность, адекватность и полноту приведенных сведений и не несет ответственность ни за какие ошибки или упущения, а также результаты использования этого материала.