Мониторинг изменений за период 18.01.10 - 22.01.10



Налоги и бухгалтерский учет

С 2010 г. ЕСН заменяется взносами на конкретные виды обязательного социального страхования. Утверждены формы документов, применяемых при зачете или возврате излишне уплаченных (взысканных) страховых взносов, пеней и штрафов.

Речь идет о следующих документах: акт совместной сверки расчетов (формы 21-ПФР и 21-ФСС РФ); заявление о зачете (формы 22-ПФР, 22-ФСС РФ); заявление о возврате (формы 23-ПФР, 23-ФСС РФ, 24-ПФР, 24-ФСС РФ); решение о зачете (формы 25-ПФР, 25-ФСС РФ, 27-ПФР, 27-ФСС РФ); решение о возврате (формы 26-ПФР, 26-ФСС РФ).

Совместная сверка расчетов может проводиться по предложению органа, контролирующего уплату страховых взносов, или плательщика. Основанием для сверки является обнаружение факта, свидетельствующего о возможной излишней уплате.

Излишне уплаченные взносы возвращаются в течение месяца со дня получения соответствующего заявления плательщика.

(Приказ Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 11 декабря 2009 г. N 979н "Об утверждении форм документов, применяемых при осуществлении зачета или возврата сумм излишне уплаченных (взысканных) страховых взносов")

Установлен порядок регистрации и снятия с регистрационного учета в качестве страхователей в органах ФСС России.

Юрлица регистрируются в территориальных органах Фонда по месту нахождения их обособленных подразделений. Последние должны иметь отдельный баланс, расчетный счет и начислять выплаты и иные вознаграждения в пользу граждан. Физлица, заключившие трудовой договор с работником, регистрируются по месту своего жительства.

Одновременно с регистрацией в качестве страхователей по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством проводится регистрация в качестве страхователей по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профзаболеваний.

Заявление о регистрации подается организацией в течение 30 дней со дня создания обособленного подразделения; физлицом - не позднее 10 дней со дня заключения трудового договора с первым из нанимаемых работников. Приведены формы заявлений. Установлен перечень прилагаемых документов.

В случае изменения места нахождения обособленного подразделения (места жительства физлица) заявление о регистрации подается в территориальный орган Фонда по новому месту нахождения (жительства) в течение месяца со дня таких изменений.

Срок регистрации составляет 5 рабочих дней с даты поступления заявления в орган ФСС России. Страхователю присваивается регистрационный номер. Данные о нем заносятся в специальный реестр. Страхователю направляется уведомление о регистрации.

Снятие с регистрационного учета осуществляется по заявлению страхователя (форма приведена в приложении) в 14-дневный срок со дня его подачи.

Закреплен порядок регистрации и снятия с регистрационного учета адвокатов, ИП, членов крестьянских (фермерских) хозяйств, частных нотариусов и иных лиц, занимающихся частной практикой, членов семейных (родовых) общин коренных малочисленных народов Севера. Указанные лица добровольно вступают в правоотношения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством и уплачивают за себя страховые взносы.

(Приказ Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 7 декабря 2009 г. N 959н "О порядке регистрации и снятия с регистрационного учета страхователей и лиц, приравненных к страхователям")

Определены документы, которые работодатели и иные страхователи должны представлять в территориальный орган ФСС РФ для получения средств на страховые выплаты.

Речь идет о пособиях по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, на погребение, единовременном пособии женщинам, вставшим на учет в медучреждениях в ранние сроки беременности, единовременном пособии при рождении ребенка, ежемесячном пособии по уходу за ребенком.

В территориальный орган ФСС России подаются: письменное заявление страхователя, расчет по начисленным и уплаченным страховым взносам и по расходам на выплату страхового обеспечения (форма 4-ФСС РФ).

Также нужны копии документов, подтверждающих обоснованность и правильность расходов по обязательному соцстрахованию. Например, для пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам необходим листок нетрудоспособности с расчетом пособия; для единовременного пособия женщинам, вставшим на учет в медицинских учреждениях в ранние сроки беременности - справка из женской консультации либо другого медучреждения, поставившего женщину на учет в ранние сроки беременности (до 12 недель); для пособия на погребение - справка о смерти.

Перечень вступает в силу с 1 января 2010 г.

(Приказ Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 4 декабря 2009 г. N 951н "Об утверждении перечня документов, которые должны быть представлены страхователем для принятия решения территориальным органом Фонда социального страхования Российской Федерации о выделении необходимых средств на выплату страхового обеспечения")

Утверждена новая форма-4 ФСС РФ.

Это связано с тем, что с 1 января 2010 г. ЕСН заменяется взносами на конкретные виды обязательного социального страхования. Речь идет о страховых взносах в ПФР, ФСС РФ и ФФОМС.

Ранее форма-4 ФСС РФ называлась расчетной ведомостью по средствам ФСС РФ.

Теперь форма-4 ФСС РФ - это расчет по начисленным и уплаченным взносам на обязательное социальное страхование, а также по расходам на выплату страхового обеспечения. Речь идет о страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, а также от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.

Плательщики взносов представляют расчет в территориальный орган ФСС РФ до 15-го числа календарного месяца, следующего за отчетным периодом.

Приказ вступает в силу с 1 января 2010 г., начиная с представления расчета за I квартал 2010 г.

(Приказ Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 6 ноября 2009 г. N 871н "Об утверждении формы расчета по начисленным и уплаченным страховым взносам на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством и по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, а также по расходам на выплату страхового обеспечения")

Данные для расчета НДПИ за декабрь 2009 г. приведены в письме ФНС России.

С 1 января 2007 г. ставка налога на добычу полезных ископаемых (НДПИ) в отношении нефти, составляющая 419 руб. за 1 т добытой нефти обезвоженной, обессоленной и стабилизированной, умножается на коэффициент, характеризующий динамику мировых цен на нефть (Кц), и на коэффициент, характеризующий степень выработанности конкретного участка недр (Кв).

Приводятся данные для расчета НДПИ в отношении нефти за декабрь 2009 г. При среднем уровне цен нефти сорта "Юралс" на средиземноморском и роттердамском рынках нефтяного сырья 73,48 долл. США за баррель и среднем значении в указанном налоговом периоде курса доллара США к рублю 29,9408 Кц составляет 6,7086 (в предыдущем налоговом периоде Кц равнялся 6,7676). Значение Кв определяется налогоплательщиком самостоятельно.

Таким образом, в связи со снижением цен на нефть и повышением курса доллара ставка НДПИ в отношении нефти по сравнению с предыдущим налоговым периодом уменьшилась.

(Письмо Федеральной налоговой службы от 15 января 2010 г. N ШС-22-3/13@ "О данных, необходимых для исчисления НДПИ в отношении нефти, за декабрь 2009 года")


Вернуться в начало


Правовые новости

Изменены тарифы на электроэнергию и мощность на продаваемую (приобретаемую) на оптовом рынке в целях технологического обеспечения совместной работы Единой энергетической системы России и электроэнергетических систем иностранных государств".

Купля-продажа электроэнергии (мощности), обусловленная необходимостью технологического обеспечения совместной работы ЕЭС России и электроэнергетических систем иностранных государств, осуществляется по устанавливаемым ФСТ России тарифам.

Снижены тарифы на электроэнергию и мощность, приобретаемые на оптовом рынке по регулируемым ценам в целях экспорта из систем иностранных государств и в них (в последнем случае - только для 2 ценовой зоны оптового рынка). В обоих случаях новый тариф для электроэнергии равен 213,79 руб./МВтч. Для мощности он отличается - 123066,02 и 22494,83 руб./МВтч (в месяц) соответственно.

Для 1 ценовой зоны оптового рынка новый тариф на электроэнергию, приобретаемую для экспорта в системы иностранных государств, равен 514,03 руб./МВтч, на мощность - 135959,41 руб./МВтч (в месяц). Ранее они составляли 492 руб./МВтч и 130577,29 руб./МВтч (в месяц).

Приказ вступает в силу в установленном порядке, но не ранее 1 января 2010 г.

(Приказ Федеральной службы по тарифам от 4 декабря 2009 г. N 346-э/3 "Об утверждении тарифов на электрическую энергию и мощность, продаваемую (приобретаемую) на оптовом рынке по регулируемым ценам (тарифам) в целях импорта (экспорта) в электроэнергетические системы иностранных государств")

Установлены новые тарифы на электроэнергию (мощность), продаваемую (покупаемую) на оптовом рынке для технологического обеспечения совместной работы ЕЭС России и электроэнергетических систем иностранных государств.

Размеры тарифов зависят от ценовой зоны оптового рынка. Так, в рамках 1-й зоны электроэнергия продается/покупается по 514,03 руб./МВтч, а мощность - по 135 959,41 руб./МВтч (в месяц). Ранее размеры тарифов составляли 492 руб./МВтч и 130 577,29 руб./МВтч соответственно.

Приказ ФСТ России, в соответствии с которым устанавливались прежние тарифы, признан утратившим силу.

(Приказ Федеральной службы по тарифам от 4 декабря 2009 г. N 345-э/2 "Об утверждении тарифов на электрическую энергию (мощность), продаваемую (приобретаемую) на оптовом рынке в целях технологического обеспечения совместной работы Единой энергетической системы России и электроэнергетических систем иностранных государств")

Президент РФ внес в Госдуму проект Федерального конституционного закона, предусматривающий, что заместители Председателя Правительства РФ могут замещать должности полномочных представителей Президента РФ в федеральных округах.

В связи с этим назначен Заместитель Председателя Правительства РФ, который будет являться полномочным представителем Президента РФ в Северо-Кавказском федеральном округе.

Указ вступает в силу со дня его подписания.

Положения о назначении полномочного представителя Президента РФ в Северо-Кавказском федеральном округе действуют с момента вступления в силу вышеуказанного Федерального конституционного закона.

(Указ Президента РФ от 19 января 2010 г. N 83 "О Заместителе Председателя Правительства Российской Федерации и полномочном представителе Президента Российской Федерации в Северо-Кавказском федеральном округе")

Организации коммунального комплекса и субъекты естественных монополий обязаны обеспечивать свободный доступ к информации о товарах и услугах, цены на которые регулируются государством, а также о надбавках к ним.

Установлен состав и порядок раскрытия такой информации для лиц, осуществляющих деятельность в ряде сфер. Это сферы теплоснабжения, оказания услуг по передаче тепловой энергии, горячего водоснабжения, холодного водоснабжения, водоотведения и (или) очистки сточных вод, утилизации (захоронения) твердых бытовых отходов.

Под раскрытием понимается обеспечение доступа к информации неограниченного круга лиц независимо от цели ее получения. В состав раскрываемых данных входят сведения о ценах и надбавках к ним, показателях финансово-хозяйственной деятельности указанных лиц, потребительских характеристиках товаров и услуг, условиях их поставки (оказания), о наличии технической возможности доступа к ним и др.

Информация раскрывается путем ее размещения на официальном сайте указанных лиц, уполномоченного регионального органа либо на сайте, определяемом Правительством РФ. Также сведения могут публиковаться в печатных СМИ, в которых размещаются официальные материалы региональных и местных властей, и предоставляться на основании письменных запросов потребителей товаров и услуг.

(Постановление Правительства РФ от 30 декабря 2009 г. N 1140 "Об утверждении стандартов раскрытия информации организациями коммунального комплекса и субъектами естественных монополий, осуществляющими деятельность в сфере оказания услуг по передаче тепловой энергии")

При определенных условиях федеральные государственные гражданские служащие могут 1 раз за весь период службы получить единовременную субсидию на приобретение жилья.

Субсидия рассчитывается исходя из норматива общей площади жилья, средней рыночной стоимости 1 кв. м общей площади жилья и поправочного коэффициента к этой стоимости, учитывающего место прохождения службы.

Минздравсоцразвития России ежегодно устанавливает поправочные коэффициенты. Утверждены поправочные коэффициенты на 2010 г. для каждого региона.

Самые высокие коэффициенты у Кабардино-Балкарии (2,24), Санкт-Петербурга (2,02), Москвы и Карачаево-Черкессии (2). Самые низкие коэффициенты у Чечни (1,04), Ингушетии (1,05), Красноярского края (1,06), Пермского края (1,09).

(Приказ Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 21 декабря 2009 г. N 1005н "Об утверждении поправочного коэффициента размера средней рыночной стоимости 1 кв. метра общей площади жилья с учетом места прохождения федеральным государственным гражданским служащим государственной гражданской службы Российской Федерации на 2010 год")

Скорректированы общий порядок назначения пособий гражданам, имеющим детей, процедура индексации их размеров.

С 1 января 2010 г. вступили в силу изменения, внесенные в Федеральный закон "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей". Речь идет о пособии по беременности и родам, единовременных пособиях женщинам, вставшим на учет в медицинских учреждениях в ранние сроки беременности, при рождении ребенка, при передаче ребенка на воспитание в семью, ежемесячное пособие по уходу за ребенком. Сюда также относятся единовременное пособие беременной жене военнослужащего, проходящего службу по призыву, и ежемесячное пособие на его ребенка.

Изменениями скорректированы общий порядок назначения пособий, процедура индексации их размеров. Уточнено, за счет каких средств они выплачиваются. Пересмотрен порядок исчисления среднего заработка при назначении пособий.

Кроме того, полномочия по установлению порядка и условий выплаты пособий возложены на уполномоченный Правительством РФ федеральный орган исполнительной власти (сейчас - Минздравсоцразвития России).

Все это отражено в новых правилах назначения и выплаты пособий.

Определены категории лиц, которым назначаются пособия.

Для получения пособий необходимо подать заявление в организацию, назначающую их, с приложением определенного пакета документов (в зависимости от вида пособий).

Подать документы можно и через представителя.

Предусмотрен порядок расчета размера пособий.

Размеры пособий в районах и местностях, где установлены районные коэффициенты к заработной плате, определяются с применением этих коэффициентов, если они не учтены в составе зарплаты.

Пособия назначаются, если обращение за ними последовало не позднее 6 месяцев со дня окончания отпуска по беременности и родам, со дня рождения ребенка, достижения им полутора лет, со дня вступления в силу решения суда об усыновлении либо заключения договора о передаче ребенка на воспитание в приемную семью, со дня окончания военнослужащим службы по призыву.

Приказ вступает в силу с 1 января 2010 г.

(Приказ Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 23 декабря 2009 г. N 1012н "Об утверждении Порядка и условий назначения и выплаты государственных пособий гражданам, имеющим детей")

Уточняется порядок осуществления ежемесячной выплаты инвалидам.

Согласно изменениям в законодательстве с 1 января 2010 г. ежемесячные выплаты инвалидам производятся без учета степени ограничения способности к трудовой деятельности.

С 1 января 2010 г. выплаты гражданам, признанным до указанной даты инвалидами, устанавливаются без дополнительного переосвидетельствования в следующем порядке.

Выплата по I группе инвалидности устанавливается инвалидам I группы независимо от степени ограничения трудоспособности; инвалидам I группы, не имеющим степени такого ограничения; инвалидам II и III группы, имеющим ограничения трудоспособности III степени.

Также определено, кому устанавливаются выплаты по II и III группам инвалидности.

Размер назначенной выплаты пересчитывается, если инвалиду установлена более высокая или низкая группа инвалидности.

Ранее перерасчет производился также в следующих случаях: инвалиду, имеющему ограничение трудоспособности I, II, III степени, установлена группа инвалидности без ограничения трудоспособности; инвалиду, не имевшему соответствующего ограничения, установлена I, II, III степень ограничения трудоспособности.

(Приказ Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 17 декабря 2009 г. N 994н "О внесении изменений в приказ Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 30 ноября 2004 г. N 294 "Об утверждении Порядка осуществления ежемесячной денежной выплаты отдельным категориям граждан в Российской Федерации")

Страхователи должны осуществлять учет в сфере ОСС на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством. Установлены правила ведения такого учета.

Страхователи обязаны вести учет сумм начисленных и уплаченных (перечисленных) страховых взносов, пеней и штрафов, сумм произведенных расходов на выплату страхового обеспечения и расчетов по средствам указанных видов ОСС с территориальным органом ФСС РФ по месту регистрации. В последнем случае это суммы, подлежащие уплате в территориальный орган, и полученные от него.

Учет ведется в соответствии с законодательством о бухучете на соответствующих балансовых счетах, предусмотренных планами счетов бухучета.

Страхователи ведут учет сумм исчисленных ежемесячных обязательных платежей по взносам в течение расчетного (отчетного) периода по итогам каждого календарного месяца. Учет ведется исходя из двух величин. Это сумма выплат и иных вознаграждений, начисленных (осуществленных) с начала расчетного периода до окончания соответствующего календарного месяца, и тарифы взносов. При этом учитываются суммы ежемесячных обязательных платежей, исчисленных с начала расчетного периода по предшествующий календарный месяц включительно, в отношении физлица, в пользу которого осуществлялись выплаты.

В счет начисленных взносов страхователи ведут учет расходов в виде пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, единовременных пособий при рождении ребенка, ежемесячных пособий по уходу за ним и др.

Учет произведенных расходов на выплату обязательного страхового обеспечения по указанным видам ОСС возможен только в счет уплаты взносов. Учет таких расходов в счет сумм начисленных пеней за нарушение срока уплаты последних, а также сумм штрафов за совершение правонарушений не допускается.

При необходимости страхователь может получить справку о состоянии его расчетов, направив в территориальный орган соответствующий запрос. Справка выдается в течение 5 дней со дня его поступления.

(Приказ Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 18 ноября 2009 г. N 908н "Об утверждении Порядка учета страховых взносов на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, пеней и штрафов, расходов на выплату страхового обеспечения и расчетов по средствам обязательного социального страхования на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством")

Определены цели, задачи и механизмы реализации госполитики по снижению масштабов злоупотребления алкогольной продукцией и профилактике алкоголизма среди населения России на период до 2020 г.

Концепция будет реализована в 2 этапа.

На первом (2010-2012 гг.) планируется ужесточить требования к розничной продаже алкоголя, усилить ответственность за нарушения в сфере производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции. Необходимо увеличить акцизы и установить минимальные розничные цены на алкоголь.

На втором этапе (2013 - 2020 гг.) реализуются программы по формированию традиции здорового образа жизни, развитию спорта и физкультуры. Необходимо обеспечить эффективную профилактику возникновения алкогольной зависимости. Запланированы меры по своевременному выявлению сопутствующих заболеваний.

Одним из индикаторов достижения результатов реализации концепции является уровень потребления алкоголя на душу населения. На первом этапе он должен снизиться на 15%, на втором - на 55%. На первом этапе также ожидается, что сократится уровень потребления крепких спиртных напитков. На втором планируется ликвидировать нелегальный алкогольный рынок, снизить уровень первичной заболеваемости и смертности от алкоголизма, а также смертности, связанной с острым отравлением алкоголем.

(Приказ Министерства здравоохранения и социального развития РФ, Министерства промышленности и торговли РФ и Федеральной таможенной службы от 23 декабря 2009 г. N 1035н/1203/2377 "О представлении сведений о фактических ценах на жизненно необходимые и важнейшие лекарственные средства иностранных производителей и объемах их ввоза на территорию Российской Федерации, а также о фактических отпускных ценах, объемах производства и отгрузки жизненно необходимых и важнейших лекарственных средств российских производителей")


Вернуться в начало


Судебная практика

Подготовлены новые разъяснения по вопросам погашения расходов по делу о банкротстве.

Их разработка обусловлена значительным изменением норм Закона о банкротстве, произошедшим со времени подготовки прежних разъяснений ВАС РФ (от 22.06.2006). В частности, был более детально регламентирован порядок погашения таких расходов.

Рассмотрены спорные моменты, связанные с оплатой услуг лиц, привлеченных арбитражным управляющим. На них распространяются общие требования о лимитах оплаты расходов таких услуг независимо от того, относятся ли такие лица к категориям специалистов либо обслуживающего персонала. Однако это не касается оплаты труда лиц, находящихся в штате должника.

Затронуты вопросы об оспаривании размера оплаты услуг лиц, привлекаемых арбитражным управляющим, а также самой необходимости их привлечения. Обоснованность размера оплаты может быть поставлена под сомнение и в отношении услуг оценщика, реестродержателя, аудитора.

Разъяснена процедура рассмотрения разногласий, связанных с отчетами и заключениями арбитражного управляющего.

В случае если у должника временно нет достаточной суммы для погашения расходов по банкротству, их могут оплатить (с последующим возмещением) арбитражный управляющий либо с его согласия кредитор, учредитель (участник) должника или иное лицо.

Отмечены особенности взыскания данных расходов с должника-предпринимателя, с собственника имущества должника - унитарного предприятия, с заявителя-должника.

При подаче заявления о банкротстве самим должником или уполномоченным органом, они должны приложить документы, подтверждающие наличие имущества для погашения расходов по банкротству. В противном случае суд оставляет заявление без движения.

Приведен порядок действий суда в случае, если в процессе рассмотрения дела обнаружено, что указанного имущества недостаточно либо установлены признаки отсутствующего должника.

Даны разъяснения относительно оформления судебного акта, в котором разрешается вопрос о распределении расходов по делу о банкротстве.

(Постановление Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 17 декабря 2009 г. N 91 "О порядке погашения расходов по делу о банкротстве")


Вернуться в начало


Прочее

Пожертвование налогами не облагается.

В том числе и результаты безвозмездного труда волонтеров.

При условии соблюдения требований ГК РФ (в том числе и в части направленности деятельности общественной организации - получателя на достижение общеполезных целей и при использовании его по назначению), то доход в виде указанного пожертвования не учитывается при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций (подп. 1 п. 2 ст. 251 НК РФ).

(www.taxhelp.ru)


Вернуться в начало



При подготовке настоящей рассылки использованы материалы компаний "Гарант", АО "Консультант Плюс"; изданий "Учет. Налоги. Право", "Российский налоговый курьер". Настоящая работа не представляет собой консультацию или совет. ООО "ФинЭкспертиза" не гарантирует достоверность, адекватность и полноту приведенных сведений и не несет ответственность ни за какие ошибки или упущения, а также результаты использования этого материала.