Мониторинг изменений за период 23.08.10 - 27.08.10



Налоги и бухучет

ФНС РФ и Пенсионный фонд РФ согласовали процедуру возврата плательщикам страховых взносов на обязательное пенсионное страхование излишне уплаченных сумм за периоды 2002 - 2009 годов.

В связи с отменой ЕСН контроль за уплатой страховых взносов на обязательное пенсионное страхование и обязательное медицинское страхование осуществляет ПФР и его территориальные органы (Федеральный закон от 24.07.2009 N 212-ФЗ). В 2010 году ФНС РФ является главным администратором доходов бюджета ПФР в отношении сумм страховых взносов на обязательное пенсионное страхование за расчетные периоды 2002 - 2009 годов. С учетом данного обстоятельства ПФР и ФНС РФ урегулировали порядок взаимодействия при осуществлении возврата излишне уплаченных (взысканных) страховых взносов, пеней и штрафов, зачисляемых в бюджет ПФР. Так, в частности, сообщается, что заявление о возврате излишне уплаченных сумм подается плательщиками страховых взносов в территориальный орган ПФР по месту регистрации. По результатам рассмотрения заявления и имеющихся в распоряжении ПФР документов принимается решение о возврате. Указанное решение направляется в налоговый орган по месту учета налогоплательщика. Налоговый орган оформляет заявку на возврат денежных средств и направляет ее в орган Федерального казначейства для осуществления возврата страхователю излишне уплаченных сумм.

(Письмо ФНС РФ N ЯК-17-8/58, ПФ РФ N АД-30-24/8509@ от 11.08.2010 "О порядке возврата переплаты по взносам на пенсионное страхование")


Вернуться в начало


Правовые новости

Уточняются гигиенические требования к качеству воды, расфасованной в емкости.

Так, концентрация формальдегида не может превышать 25 мкг/л (ранее - 5 мкг/л). Пересмотрены комплексные показатели токсичности (по сумме NO2 и NO3, по сумме тригалометанов). Они должны быть меньше или равны 1. Прежде - меньше 0,5 (для воды первой категории) или 0,1 (для высшей категории). Закреплено, как рассчитываются эти комплексные показатели.

Анализ остаточного хлора, тригалометанов и четыреххлористого углерода выполняется только в воде из централизованных систем питьевого водоснабжения. Для газированных вод уменьшение pH допускается не ниже 4,5 единиц. Йодирование воды на уровне 40-60 мкг/л (ранее - 30-60 мкг/л) разрешается в качестве способа массовой профилактики йододефицита при использовании иных мер. Расфасованные воды, в которых содержание кислорода превышает 15 мг/л, проходят санитарно-токсикологическую оценку безопасности.

В воде для приготовления детского питания содержание фторид-иона должно быть в пределах 0,6-1 мг/л (прежде - 0,6-0,7 мг/л). Кондиционирование по йоду можно не проводить.

Зарегистрировано в Минюсте РФ 13 августа 2010 г. Регистрационный N 18145.

(Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28 июня 2010 г. N 75 "Об утверждении СанПиН 2.1.4.2653-10 "Изменения N 2 к СанПиН 2.1.4.1116-02 "Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды, расфасованной в ёмкости. Контроль качества")

В Закон о размещении государственных и муниципальных заказов внесли поправки.

Так, в него включили новую главу. Она касается государственных и муниципальных энергосервисных договоров (контрактов). Их предмет - действия, направленные на энергосбережение и повышение энергоэффективности.

Установлены требования к условиям таких контрактов.

В частности, должен быть сформирован перечень мероприятий, которые осуществляются исполнителем. При этом заказчик обязан обеспечить свободный доступ к объектам, в отношении которых предполагается их реализовать. Необходимо определить размер экономии энергоресурсов и т. д.

Закреплены особенности, с учетом которых определяется начальная (минимальная) цена контракта (лота) на энергосервис.

Если срок исполнения составляет 1 календарный год и меньше, она устанавливается следующим образом. Фактический объем потребления энергоресурса за прошлый год умножается на стоимость единицы данного ресурса (т. е. на тариф). Если срок больше, то минимальное целое количество лет, составляющих его, умножается на фактический объем потребления за прошлый год и на стоимость единицы энергоресурсов, установленную на дату объявления об отборе.

(Постановление Правительства РФ от 18 августа 2010 г. N 636 "О требованиях к условиям контракта на энергосервис и об особенностях определения начальной (максимальной) цены контракта (цены лота) на энергосервис")

Продлен срок подачи заявления о распоряжении средствами материнского капитала.

В соответствии с изменениями, внесенными в Правила подачи заявления о распоряжении средствами (частью средств) материнского (семейного) капитала, теперь заявление может быть подано в любое время по истечении трех лет со дня рождения (усыновления) второго, третьего ребенка или последующих детей. (В ранее действовавшей редакции указанное заявление могло быть подано в любое время по истечении 2 лет и 6 месяцев со дня рождения (усыновления) второго, третьего ребенка или последующих детей, при этом: не позднее 1 мая текущего года - для распоряжения средствами материнского капитала во втором полугодии текущего года; не позднее 1 октября текущего года - для распоряжения средствами материнского капитала в первом полугодии года, следующего за годом подачи заявления о распоряжении).

Кроме того, уточнено, что заявление об аннулировании ранее поданного заявления о распоряжении может быть подано до перечисления территориальным органом Пенсионного фонда РФ средств (части средств) материнского (семейного) капитала согласно заявлению о распоряжении в срок не позднее двух месяцев с даты приема заявления о распоряжении.

(Приказ Минздравсоцразвития РФ от 17.08.2010 N 673н "О внесении изменений в Правила подачи заявления о распоряжении средствами (частью средств) материнского (семейного) капитала, утвержденные Приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 26 декабря 2008 г. N 779н")

Приведена методика определения средней доходности долгосрочных гособязательств.

Она используется при расчете цены на мощность для ее поставщиков.

Порядок расчета соответствует установленному ФСФР России и ЦБР в отношении облигаций федерального займа.

При определении принимают во внимание среднюю доходность к погашению по облигации за предшествующий год и объем их выпуска.

При этом учитывают доходность облигаций федерального займа, включенных в котировальных список ММВБ и перечень ликвидных ценных бумаг за III квартал предшествующего года.

Если облигации отсутствуют в указанных перечнях, то для них рассчитывают итоговый удельный вес на основании данных торгов на ММВБ за предшествующий год. Величина средней доходности определяется на основании данных по ценной бумаге с наибольшим весом.

Зарегистрировано в Минюсте РФ 16 августа 2010 г. Регистрационный N 18169.

(Приказ Министерства экономического развития РФ от 26 июля 2010 г. N 329 "О методике определения величины средней доходности долгосрочных государственных обязательств, используемой при расчете цены на мощность для поставщиков мощности")

Об условиях для исключения ценных бумаг из котировальных списков фондовых бирж.

Акции и облигации (кроме некоторых) включаются в котировальные списки "А" первого и второго уровней, если соблюдается ряд условий. В частности, у эмитента не должно быть убытков по итогам двух лет из последних трех. Ценная бумага исключается из списка, если она или эмитент не соответствуют установленным требованиям.

(Приказ Федеральной службы по финансовым рынкам от 15 июля 2010 г. N 10-46/пз-н "Об особенностях применения оснований для исключения ценных бумаг из котировальных списков фондовых бирж")

Утвержден техрегламент о безопасности объектов внутреннего водного транспорта.

Он устанавливает обязательные требования к безопасности объектов регулирования и маркировке, правила нанесения последней и идентификации указанных объектов. К последним относятся объекты внутреннего водного транспорта и его инфраструктуры, а также связанные с ними процессы. В первом случае это производство, монтаж, утилизация, во втором - изыскания, вывод из эксплуатации и ликвидация, в обоих - проектирование, строительство, эксплуатация.

Под объектами внутреннего водного транспорта понимаются материалы и изделия для судов, паромные переправы и наплавные мосты на внутренних водных путях, а также ряд категорий судов. Это те, что предназначены для перевозки опасных грузов, самоходные с главными двигателями мощностью от 55 кВт, несамоходные валовой вместимостью 80 регистровых т и более, пассажирские и наливные. К инфраструктуре относятся судовые ходы, средства навигационного оборудования, причалы и портовые причальные сооружения, а также перегрузочные комплексы, пассажирские терминалы, оградительные, берегоукрепительные гидротехнические сооружения портов.

Регламент вступает в силу по истечении 18 месяцев со дня его официального опубликования. Требования, отличающиеся от тех, что действовали в России до этого, распространяются на суда, проекты которых согласованы и контракты на строительство которых заключены после указанного момента.

(Постановление Правительства РФ от 12 августа 2010 г. N 623 "Об утверждении технического регламента о безопасности объектов внутреннего водного транспорта")

Утверждены Примерные программы подготовки водителей ТС категорий А, В, С, D и Е.

Они согласованы с Минтрансом и МВД России.

Программы содержат минимальные требования к результатам и содержанию подготовки.

На их основе разрабатываются рабочие программы, которые утверждают организации, готовящие водителей.

Каждая программа содержит примерные учебный план, тематический план и программы по учебным предметам.

Зарегистрировано в Минюсте РФ 13 августа 2010 г. Регистрационный N 18150.

(Приказ Министерства образования и науки РФ от 18 июня 2010 г. N 636 "Об утверждении Примерных программ подготовки водителей транспортных средств различных категорий")

О порядке формирования прокураторой плана проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.

Законом о защите прав субъектов предпринимательства при проведении государственного и (или) муниципального контроля на органы прокуратуры возложены полномочия по формированию ежегодного сводного плана проверок.

В связи с этим утвержден новый порядок формирования указанного плана.

Органы контроля представляют проекты планов до 1 сентября, планы - до 1 ноября. Они должны соответствовать типовой форме, утвержденной Правительством РФ. При формировании сводного плана проверяется законность предложений контролирующих органов.

Определено, какие прокуроры участвуют в формировании плана. Установлены сроки, в которые они должны представить его проект, и порядок. Так, прокуроры городов, районов направляют его в прокуратуры субъектов Российской Федерации до 10 ноября. Главное управление по надзору за исполнением федерального законодательства сводит проекты планов центральных аппаратов федеральных органов контроля. Ежегодные планы размещаются на официальных сайтах контролирующих органов в сети Интернет.

Региональные прокуратуры и иные приравненные к ним размещают на своих сайтах план проверок в пределах субъекта Федерации.

Управления Генеральной прокуратуры России, прокуроры субъектов Российской Федерации, приравненные к ним военные прокуроры и прокуроры иных специализированных прокуратур сверяют данные с контролирующими органами о проведенных плановых проверках по итогам каждого полугодия. Также необходимо собирать и анализировать информацию о нарушениях прав субъектов предпринимательской деятельности при осуществлении контроля. Прежний порядок формирования сводного плана утратил силу.

(Приказ Генеральной прокуратуры РФ от 11 августа 2010 г. N 313 "О порядке формирования органами прокуратуры ежегодного сводного плана проведения плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей")

О выдаче деловой визы иностранным гражданам - высококвалифицированным специалистам.

Иностранным гражданам - высококвалифицированным специалистам, въезжающим в Россию для проведения переговоров и заключения трудового (гражданско-правового) договора, выдается однократная обыкновенная деловая виза на срок до 30 суток.

Это касается лишь специалистов, сведения о которых размещены на официальном сайте ФМС России. Для получения визы надо представить письменное предложение работодателя (заказчика) о въезде и подтвердить наличие средств для проживания и выезда из страны по окончании разрешенного срока.

Если ходатайство о привлечении иностранца в качестве высококвалифицированного специалиста удовлетворено, вместо однократной деловой визы выдается обыкновенная рабочая на срок договора (но не более чем на 3 года со дня въезда). В дальнейшем ее можно продлить на такой же срок. Для этого надо обратиться в миграционный орган учета по месту пребывания.

На аналогичный срок оформляется рабочая виза специалистам, въезжающим по приглашению. Ее выдают российские диппредставительства или консульства.

(Постановление Правительства РФ от 17 августа 2010 г. N 626 "О внесении изменений в Положение об установлении формы визы, порядка и условий ее оформления и выдачи, продления срока ее действия, восстановления ее в случае утраты, а также порядка аннулирования визы")

Утверждены новые типовые формы договоров, применяемых в деятельности негосударственных пенсионных фондов.

Речь идет о договорах, заключаемых негосударственным пенсионным фондом, являющимся страховщиком по ОПС, со специализированным депозитарием и компанией, управляющей средствами пенсионных накоплений, а также между последними.

В договорах отражают условия оказания услуг по управлению средствами, по хранению ценных бумаг, учету прав на них, а также по контролю за соответствием инвестирования пенсионных накоплений требованиям законодательства.

Приказ действует с даты отмены прежних форм договоров.

Зарегистрировано в Минюсте РФ 12 августа 2010 г. Регистрационный N 18139.

(Приказ Федеральной службы по финансовым рынкам от 6 июля 2010 г. N 10-44/пз-и "Об утверждении типовых форм договора об оказании специализированным депозитарием услуг негосударственному пенсионному фонду, осуществляющему деятельность в качестве страховщика по обязательному пенсионному страхованию, договора доверительного управления средствами пенсионных накоплений между негосударственным пенсионным фондом, осуществляющим деятельность в качестве страховщика по обязательному пенсионному страхованию, и управляющей компанией и договора об оказании специализированным депозитарием услуг управляющей компании, осуществляющей доверительное управление средствами пенсионных накоплений негосударственного пенсионного фонда, осуществляющего деятельность в качестве страховщика по обязательному пенсионному страхованию")

Установлен новый порядок расчета рыночной стоимости активов, в которые размещены средства пенсионных резервов НПФ, и совокупной рыночной стоимости пенсионных резервов.

Расчет производится ежедневно (ранее - ежемесячно) не позднее 3-го рабочего дня после расчетной даты. Совокупная рыночная стоимость пенсионных резервов фонда определяется исходя из стоимости всех чистых активов, в которые они размещены (как самим фондом, так и управляющей компанией). Стоимость чистых активов рассчитывается по каждому инвестиционному портфелю как сумма их оценочной стоимости и возникшей дебиторской задолженности за вычетом обязательств, исполняемых за их счет.

Вместо рыночной стоимости ценных бумаг используется оценочная, которая определяется исходя из их количества в инвестиционном портфеле и рыночной цены на расчетную дату. Если рыночная цена отсутствует, оценочная стоимость рассчитывается на основе средней цены этой бумаги (при ее определении не учитываются договоры репо).

Приведены особенности расчета оценочной стоимости отдельных видов ценных бумаг, а также иных активов.

Приказ вступает в силу с 1 октября 2010 г.

Зарегистрировано в Минюсте РФ 16 августа 2010 г. Регистрационный N 18155.

(Приказ Федеральной службы по финансовым рынкам от 8 июня 2010 г. N 10-37/пз-н "Об утверждении Правил расчета рыночной стоимости активов, в которые размещены средства пенсионных резервов, и совокупной рыночной стоимости пенсионных резервов негосударственного пенсионного фонда")

Новости для эмитентов: какую информацию следует раскрывать.

Минюст России зарегистрировал приказ ФСФР России от 20.07.10 № 10-47/пз-н, которым внесены изменения в Положение о раскрытии информации эмитентами эмиссионных ценных бумаг.

Так, в перечень информации о сведениях, которые могут оказать существенное влияние на стоимость ценных бумаг акционерного общества, включены сведения о предполагаемой дате составления списка лиц, имеющих право на получение дивидендов, и сведения о проведении общего собрания акционеров (в отношении акционерных обществ, на которые в соответствии с Положением о раскрытии информации не распространяются требования о раскрытии информации в форме ежеквартального отчета и сообщений о существенных фактах).

(Служба новостей TaxHelp.RU)


Вернуться в начало


Таможня

С 15 августа по 31 декабря 2010 г. вводится временный запрет на вывоз из России ряда с/х товаров.

Речь идет о пшенице, меслине, ячмене, ржи, кукурузе, пшеничной и пшенично-ржаной муке.

Данная мера обусловлена засухой из-за аномально жаркого лета и, как следствие, снижением урожая зерновых.

(Решение Комиссии Таможенного союза от 17 августа 2010 г. N 351 "О введении временного запрета вывоза некоторых видов сельскохозяйственных товаров с территории Российской Федерации")

О применении Соглашения об обращении продукции, подлежащей обязательной оценке (подтверждению) соответствия, на территории Таможенного союза (ТС).

С 1 июля 2010 г. вступило в силу Соглашение об обращении продукции, подлежащей обязательной оценке (подтверждению) соответствия, на территории Таможенного союза (ТС). В нем определено, кем принимается декларация о соответствии продукции, изготовленной на территории одной стороны, поставляемой в другие и подлежащей декларированию соответствия в стране назначения. Ее принимает изготовитель государства, где произведена продукция, или поставщик страны назначения в соответствии с законодательством последней.

В связи с этим установлено следующее.

Изготовители вправе принимать декларации о соответствии продукции и выпускать ее в обращение на территории любого из государств-членов ТС, не привлекая резидентов (юрлиц) страны, в которой она выпускается в обращение.

При этом необходимо, чтобы продукция отвечала требованиям законодательства данной страны. Декларации должны регистрироваться в органе по сертификации, который аккредитован в соответствии с указанным законодательством.

(Решение Комиссии Таможенного союза от 17 августа 2010 г. N 344 "О применении части первой статьи 6 Соглашения об обращении продукции, подлежащей обязательной оценке (подтверждению) соответствия, на таможенной территории Таможенного союза от 11 декабря 2009 года")

Установлен перечень товаров, которые запрещено пересылать международными почтовыми отправлениями.

Это оружие и патроны к нему, взрывчатые вещества и взрывные устройства, патогенные организмы, алкогольная продукция и этиловый спирт, пиво, табачные изделия и курительные смеси, растения и их семена, быстропортящиеся товары, драгоценные камни (кроме ювелирных изделий), наркотические средства, психотропные вещества и их прекурсоры, ядовитые вещества, опасные отходы, озоноразрушающие вещества. В отношении ряда пересылаемых товаров не применяются меры нетарифного регулирования. Это касается, в частности, образцов для проведения испытаний, исследований, тестирования, опытов, экспериментов или демонстрации; товаров стоимостью не более 200 евро; экспонатов международных выставок и ярмарок; товаров для использования иностранными дипучреждениями, межгосударственными и межправительственными организациями, иностранными представительствами при них (в том числе персоналом и членами их семей), дипкурьерами, членами иностранных делегаций.

Установленные правила не распространяются на пересылку товаров для личного пользования.

(Решение Комиссии Таможенного союза от 17 августа 2010 г. N 338 "Об особенностях пересылки товаров в международных почтовых отправлениях")

До сведения налоговых органов доведены разъяснения ФТС РФ, касающиеся подтверждения фактического вывоза товаров за пределы таможенной территории Таможенного союза.

С 1 июля 2010 года вступило в силу Соглашение от 25.01.2008 "О принципах взимания косвенных налогов при экспорте и импорте товаров, выполнении работ, оказании услуг в Таможенном союзе".

В письме ФТС РФ, в частности, сообщается, что при помещении до 1 июля 2010 года товаров под таможенные режимы, предусматривающие их вывоз за пределы таможенной территории РФ и их вывоза за пределы таможенной территории Таможенного союза или на территорию Республики Казахстан таможенные органы руководствуются Порядком, утвержденным Приказом ФТС РФ от 18.12.2006 N 1327. В отношении товаров, помещенных под соответствующие таможенные процедуры после указанной даты,  подтверждение будет осуществляться по аналогии с действующим порядком подтверждения фактического вывоза товаров с территории Союзного Государства России и Беларуси.

(Письмо ФНС РФ от 21.07.2010 N ШС-37-3/7188@ "О направлении письма ФТС России от 16.07.2010 N 04-45/35094 (по вопросу подтверждения фактического вывоза товаров в условиях вступления в силу Таможенного кодекса Таможенного союза)")


Вернуться в начало


Финансы

Разъяснено, какими бухгалтерскими записями отражаются операции по депонированию обязательных резервов в Банке России.

В частности, даны пояснения по бухучету недовзноса и перевзноса в обязательные резервы, а также штрафов за нарушение их нормативов.

Кроме того, приведена бухгалтерская проводка зачета между причитающимися по расчету платежами по счетам по учету обязательных резервов по обязательствам в российской и иностранной валютах.

Указано, что является основанием для отражения в бухучете операций по регулированию размера обязательных резервов, а также штрафов за нарушение их нормативов. Это полученные от подразделения Банка России выписки из лицевых счетов балансовых счетов по учету обязательных резервов и/или внебалансовых счетов по учету расчетов по обязательным резервам.

(Письмо ЦБР от 11 августа 2010 г. N 113-Т "Об отражении в бухгалтерском учете кредитной организации операций по депонированию обязательных резервов в Банке России")

Расходы на организацию выпуска и андеррайтингу евронот могут быть учтены при исчислении налога на прибыль.

В ходе проверки налоговый орган счел экономически необоснованным включение банком в состав расходов по налогу на прибыль затрат на оплату услуг по организации выпуска и андеррайтингу евронот дочерней компании банка, ссылаясь на то, что действующее налоговое законодательство не предусматривает возможность включения в состав расходов при формировании налоговой базы по налогу на прибыль затрат на осуществление предпринимательской деятельности сторонней организации. Банку доначислен налог на прибыль.

Расходы на оплату услуг по организации выпуска и андеррайтингу евронот могут быть учтены при исчислении налога на прибыль. Перечень расходов, понесенных при осуществлении банковской деятельности, является открытым (ст. 291 НК РФ). Учитывая несоответствие требований российского законодательства и законодательства Евросоюза к эмиссии ценных бумаг, выпуск российскими банками еврооблигаций напрямую является невозможным. В связи с этим в целях привлечения денежных средств на рынке еврооблигаций российские банки вынуждены создавать за рубежом дочерние юридические лица, от имени которых осуществляется непосредственный выпуск еврооблигаций. В рассматриваемом случае банк выступает как непосредственно заинтересованное в привлечении денежных средств лицо, его расходы направлены не на обеспечение деятельности дочерней компании, а на достижение экономической выгоды за счет превышения средневзвешенных процентных ставок размещения средств над расходами на привлечение средств.

(Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 12.05.2010 № А56-78678/2009)

Затраты по выпуску сертификатов участия в займе ("LPN") могут учитываться в расходах по налогу на прибыль.

В ходе проверки налоговый орган исключил из расходов банка по налогу на прибыль суммы затрат на оплату услуг советника по маркетингу, оказанных в связи с выпуском дочерней компанией банка евронот (сертификатов) участия в займе ("LPN"). По мнению инспекции, из представленных документов следует, что получателем услуг является дочерняя компания банка. В связи с этим произведенные расходы не соответствуют критериям, указанным в п. 1 ст. 252 НК РФ и являются экономически необоснованными.

На самом деле затраты по выпуску евронот правомерно учтены в расходах по налогу на прибыль, так как целью выпуска сертификатов участия в займе являлось финансирование самого банка.

В соответствии с cоглашением о подписке банк является заемщиком, а его дочерняя компания эмитентом. Ноты являются сертификатами, удостоверяющими участие в займе, предоставленном держателями нот банку, и носят производный по отношению к обязательствам, вытекающим из займа, характер.

С гражданско-правовой точки зрения при предоставлении займа участники займа являются комитентами, а эмитент выступает в качестве комиссионера, принявшего на себя обязательство от своего имени, но за сч?т участников займа заключить договор с заемщиком.

Являясь посредником при выдаче займа, дочерняя компания уполномочена удостоверить права заимодавцев - держателей нот - ценной бумагой. Указанное удостоверение предусмотрено п. 2 ст. 808 ГК РФ.

Поскольку получение займа взаимосвязано с удостоверением прав заимодавцев, расходы заемщика по выдаче такого документа, хотя бы этот документ был выдан посредником при выдаче займа, обусловлены получением займа заемщиком и поэтому признаются его (заемщика) расходами.

(Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 12.05.2010 № А56-78678/2009)


Вернуться в начало


Судебная практика

ВАС решил, что при передаче имущества по договору простого товарищества НДС не восстанавливается.

Арбитры высшей инстанции пришли к выводу об отсутствии обязанности по восстановлению НДС при передаче имущества по договору о совместной деятельности. В рассмотренном президиумом деле спор касался НДС, ранее принятого к вычету со стоимости имущества, внесенного по договору простого товарищества для совместного завершения строительства здания (Постановление Президиума ВАС РФ от 22 июня 2010 г. № 2196/10).

Мнение президиума мотивировано пп. 1 п. 3 ст. 170 НК РФ, из которого следует, что суммы налога, принятые к вычету налогоплательщиком по основным средствам, подлежат восстановлению налогоплательщиком в случае передачи имущества в качестве вклада в уставный (складочный) капитал хозяйственных обществ и товариществ. Указанной обязанности корреспондирует право лица, получившего названное имущество в качестве вклада (взноса) в уставный (складочный) капитал, заявить к вычету сумму налога, восстановленного акционером (участником, пайщиком) в порядке п. 3 ст. 170 НК РФ.

По мнению Президиума ВАС РФ, из анализа приведенных норм следует, что НК РФ не устанавливает для налогоплательщика, заключившего договор простого товарищества, обязанности по восстановлению налога, ранее предъявленного к вычету. Кроме того, в соответствии с п. 3 ст. 39 НК РФ вклады по договору простого товарищества не признаются реализацией, однако операции, осуществляемые по договору простого товарищества, признаются объектом налогообложения НДС.

(Служба новостей Taxhelp.ru)

Хотите знать, куда предъявлять исполнительный лист о возврате переплаты по налогу?

Президиум ВАС РФ разрешил спор о порядке исполнения судебных актов по обращению взыскания на средства бюджетов бюджетной системы РФ: исполнительные листы, выданные на основании вступивших в законную силу судебных актов об обязании инспекции возвратить излишне уплаченные налоги должны быть предъявлены непосредственно в Казначейство, а не в налоговый орган (Постановление Президиума ВАС РФ от 08 июня 2010 г. № 401/10).

Мнение арбитров мотивировано тем, что в соответствии с ч. 2 ст. 1 Федерального закона от 02.10.2007 №229-ФЗ "Об исполнительном производстве", п. 3 ст. 239, п. 1 ст. 242.1 Бюджетного кодекса исполнение судебных актов по обращению взыскания на средства бюджетов производится на основании исполнительных документов, предъявляемых к исполнению в соответствующее отделение казначейства.

При этом ст. 78 НК РФ в рассматриваемом случае применению не подлежит, так как она определяет административный порядок возврата излишне уплаченного налога по заявлению налогоплательщика и не применяется к правоотношениям, возникшим на стадии исполнения судебных актов.

(Служба новостей Taxhelp.ru)

Водителю транспортного средства, в отношении которого проводится медицинское освидетельствование на состояние опьянения, должна быть выдана копия справки об обнаружении у него клинических признаков, позволяющих предположить наличие опьянения.

Решением Верховного Суда РФ признан недействующим пункт 19 Инструкции по проведению медицинского освидетельствования на состояние опьянения лица, которое управляет транспортным средством, и заполнению учетной формы N 307/у-05 "Акт медицинского освидетельствования на состояние опьянения лица, которое управляет транспортным средством", утвержденной Приказом Министерства здравоохранения РФ от 14 июля 2003 года N 308, в части, не предусматривающей возможность выдачи водителю транспортного средства, в отношении которого проводится медицинское освидетельствование, копии справки, выдаваемой должностному лицу, наделенному правом государственного надзора и контроля за безопасностью движения и эксплуатации транспортного средства (в которой отражается, что по результатам освидетельствования обнаружены клинические признаки, позволяющие предположить наличие опьянения, окончательное заключение будет вынесено по получении результатов химико-токсикологического исследования биологического объекта).

Верховный Суд РФ указал, что согласно Федеральному закону от 27 июля 2006 года N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" гражданин (физическое лицо) имеет право на получение от государственных органов, органов местного самоуправления, их должностных лиц в порядке, установленном законодательством РФ, информации, непосредственно затрагивающей его права и свободы. Ограничение доступа к информации устанавливается федеральными законами в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства. В нарушение приведенных законоположений пункт 19 Инструкции по своему буквальному толкованию ограничивает право освидетельствуемого лица на получение копии справки об обнаружении у него клинических признаков, позволяющих предположить наличие опьянения, выдаваемой медицинской организацией соответствующему должностному лицу, хотя в ней содержится информация, непосредственно затрагивающая его права.

(Решение Верховного Суда РФ от 04.06.2010 N ГКПИ10-352 "О признании частично недействующим пункта 19 Инструкции по проведению медицинского освидетельствования на состояние опьянения лица, которое управляет транспортным средством, и заполнению учетной формы N 307/у "Акт медицинского освидетельствования на состояние опьянения лица, которое управляет транспортным средством", утв. Приказом Минздрава РФ от 14.07.2003 N 308")


Вернуться в начало


Прочее

Надо ли платить НДФЛ с дохода, полученного от продажи собственного недвижимого имущества (нежилого помещения), используемого в предпринимательской деятельности.

Письмом от 12.08.10 № 03-04-05/3-452 Минфин разъяснил, что сумма выручки за реализованное имущество, использовавшееся в предпринимательской деятельности, облагаемой в соответствии с главой 26.2 НК РФ, должна включаться ПБОЮЛом в состав доходов, учитываемых при определении налоговой базы по налогу, уплачиваемому в связи с применением "упрощенки".

Доходы, получаемые индивидуальными предпринимателями от осуществления ими тех видов деятельности, при налогообложении которых применяется упрощенная система налогообложения, в соответствии с пунктом 24 статьи 217 НК РФ освобождаются от обложения налогом на доходы физических лиц.

(Письмо Минфина РФ от 12.08.10 № 03-04-05/3-452)

Минфин разъяснил некоторые вопросы исчисления и уплаты земельного налога.

Письмом Минфина от 13.08.10 № 03-05-05-02/65 разъяснено, что основанием для взимания земельного налога является наличие у налогоплательщика правоустанавливающих документов на земельный участок.

Статья 270 НК РФ не запрещает организаций учесть в составе прочих расходов, связанных с производством и реализацией, земельный налог.

(Письмо Минфина от 13.08.10 № 03-05-05-02/65)

Разъяснены правила проведения проверки за правильностью уплаты страховых взносов.

Письмом Минздравсоцразвития от 26.05.10 № 1344-19 разъяснено, что выездные налоговые проверки правильности исчисления и уплаты плательщиками единого социального налога за налоговые периоды до 1 января 2010 года должны были проводиться налоговыми органами.

Налоговые органы также должны проводить выездные проверки правильности исчисления и уплаты страховых взносов на обязательное пенсионное страхование за расчетные периоды до 1 января 2010 г.

С учетом норм статьи 89 НК РФ налоговыми органами в обществе может быть проведена проверка правильности исчисления и уплаты единого социального налога и страховых взносов (налоговый вычет) за налоговый (расчетный) период, не превышающий трех календарных лет, предшествующих 2010 году.

Выездная проверка правильности исчисления и уплаты страховых взносов, администрируемых в соответствии с Федеральным законом № 212-ФЗ, органами контроля за уплатой страховых взносов может быть проведена не ранее 2011 года (за расчетный период 2010 год).

(Письмо Минздравсоцразвития от 26.05.10 № 1344-19)

Долевая собственность "упрощенки" не исключает.

Письмом Минфина от 10.08.10 № 03-11-11/218 разъяснено, что участники долевой собственности в виде нежилых помещений, приобретенных в рамках договора об инвестиционной деятельности, не являющегося договором простого товарищества (договором о совместной деятельности), осуществляющие предпринимательскую деятельность по сдаче в аренду нежилых помещений, могут перейти на "упрощенку" при условии соблюдения требований главы 26.2 НК РФ.

ПБОЮЛы, которые приобрели в рамках договора об инвестиционной деятельности в долевую собственность нежилые помещения с целью сдачи их в аренду, могут перейти на УСН и уплачивать единый налог с доходов от такой деятельности при условии, что заключенное ими соглашение не является договором простого товарищества.

(Письмо Минфина от 10.08.10 № 03-11-11/218)

Налоговики разъяснили порядок налогообложения средств ТСЖ.

ФНС России разъяснила, что средства членов ТСЖ, поступившие в оплату коммунальных услуг, а также стоимости содержания, обслуживания и ремонта жилого фонда, подлежат налогообложению в общем порядке.

Письмом ФНС России от 09.08.10 № ШС-37-3/8663 разъяснено, что суммы оплаты услуг (работ) по содержанию, текущему и капитальному ремонту жилого дома, а также суммы оплаты коммунальных услуг, поступающие на счет ТСЖ, учитываются в составе доходов при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций.

Если ТСЖ от своего имени заключает договоры с производителями (поставщиками) соответствующих услуг (работ), т. е. исходя из договорных обязательств выступает посредником, то налогообложению подлежат только суммы вознаграждения за посреднические услуги.

(Письмо ФНС России от 09.08.10 № ШС-37-3/8663)

Уплачивается ли НДС при реализации имущества организации-должника?

Письмом Минфина от 11.08.10 № 03-07-11/353 разъяснено, что с 1 января 2009 года в соответствии с пунктом 4 статьи 161 НК РФ (в ред. Федерального закона от 26.11.08 № 224-ФЗ) при реализации на территории РФ имущества, реализуемого по решению суда (в том числе при проведении процедуры банкротства в соответствии с законодательством РФ), налоговая база определяется исходя из цены реализуемого имущества (ценностей), определяемой с учетом положений статьи 40 НК РФ, с учетом акцизов (для подакцизных товаров).

В этом случае налоговыми агентами признаются органы, организации или индивидуальные предприниматели, уполномоченные осуществлять реализацию указанного имущества.

Поскольку органы и иные лица, уполномоченные осуществлять реализацию имущества, предусмотренного пункта 4 статьи 161 НК РФ, выполняют обязанности налоговых агентов и предъявляют покупателям имущества для оплаты соответствующую сумму налога на добавленную стоимость, указанные лица при реализации этого имущества должны перечислять в бюджет НДС в соответствии с НК РФ.

Поэтому при реализации до 1 января 2009 года вышеназванного имущества НДС следовало уплачивать в бюджет собственнику имущества.

(Письмо Минфина от 11.08.10 № 03-07-11/353)

Как учитывать коммуналку, если недвижимость приобретена для перепродажи.

Минфин разъяснил порядок учета в целях исчисления налога на прибыль расходов на коммунальные и иные платежи, связанные с обслуживанием недвижимого имущества, в случае его реализации.

Письмом от 03.06.10 № 03-03-06/1/372 Минфин разъяснил, что расходы на коммунальные платежи и иные платежи, связанные с обслуживанием вышеуказанного недвижимого имущества, могут быть учтены при его реализации.

(Письмо Минфина РФ от 03.06.10 № 03-03-06/1/372)

Разъяснены отдельные вопросы, касающиеся включения сумм НДПИ в расчетную стоимость добытого полезного ископаемого, формирующую налоговую базу по НДПИ.

В соответствии с Налоговым кодексом РФ в случае отсутствия у налогоплательщика реализации добытого полезного ископаемого налоговая база по НДПИ определяется расчетным методом на основании произведенных им расходов (расчетная стоимость добытого полезного ископаемого). В письме Минфина РФ, направленном в налоговые органы, отмечено, в частности, что правовой механизм для учета сумм НДПИ в составе расходов, учитываемых при исчислении налоговой базы по НДПИ, не установлен.

Согласно правовой позиции Конституционного Суда РФ, сформулированной в Определении от 01.12.2009 N 1484-О-О, основания для невключения налога на добычу полезных ископаемых в состав расчетной стоимости отсутствуют.

В Постановлении Президиума ВАС РФ от 08.12.2009 N 11715/09 указано, что не могут учитываться в налоговой базе денежные средства, подлежащие уплате в бюджет в целях исполнения публично-правовой обязанности. Налогообложение сумм, перечисляемых в бюджет в виде налогов, не имеет экономического основания, а поэтому противоречит основным началам налогового законодательства.

В связи с неоднозначной позицией, сложившейся в судебной практике по данному вопросу, Минфином РФ рекомендовано руководствоваться положениями пункта 7 статьи 3 Налогового кодекса РФ, согласно которому все неустранимые противоречия и неясности актов законодательства о налогах и сборах толкуются в пользу налогоплательщика.

(Письмо ФНС РФ от 18.08.2010 N ШС-37-3/9330@ "По вопросу включения суммы НДПИ в расчетную стоимость добытого полезного ископаемого").

Как признаются убытки в виде безнадежной задолженности.

Письмом от 09.08.10 № 03-03-06/1/533 Минфин напомнил, что безнадежными долгами (долгами, нереальными ко взысканию) признаются те долги перед налогоплательщиком, по которым истек установленный срок исковой давности, а также те долги, по которым в соответствии с гражданским законодательством обязательство прекращено вследствие невозможности его исполнения, на основании акта государственного органа или ликвидации организации (п. 2 ст. 266 НК РФ).

Дебиторская задолженность, в отношении которой судебным приставом-исполнителем вынесено постановление об окончании исполнительного производства на основании подпункта 4 пункта 1 статьи 46 Федерального закона № 229-ФЗ, признается безнадежной для целей налогообложения прибыли на основании пункта 2 статьи 266 НК РФ на дату вынесения такого постановления.

(Письмо Минфина от 09.08.10 № 03-03-06/1/533)


Вернуться в начало



При подготовке настоящей рассылки использованы материалы компаний "Гарант", АО "Консультант Плюс"; изданий "Учет. Налоги. Право", "Российский налоговый курьер". Настоящая работа не представляет собой консультацию или совет. ООО "ФинЭкспертиза" не гарантирует достоверность, адекватность и полноту приведенных сведений и не несет ответственность ни за какие ошибки или упущения, а также результаты использования этого материала.