Мониторинг изменений за период 24.02.10 - 27.02.10



Налоги

Утверждены формы решений о возмещении налогов иностранным дипломатическим и приравненным к ним представительствам, их персонал и членам их семей.

При реализации товаров (работ, услуг) для официального пользования иностранными дипломатическими и приравненными к ним представительствами НДС взимается по ставке 0%. Аналогичное правило применяется при реализации товаров (работ, услуг) для личного пользования дипломатического или административно-технического персонала представительств, включая проживающих вместе с ними членов семей.

При заявлении к возмещению сумм налога в отношении указанных товаров (работ, услуг) налоговые органы проверяют их обоснованность и принимают решения о возмещении или об отказе в этом. Утверждены формы таких решений.

(Приказ Федеральной налоговой службы от 15 января 2010 г. N ММ-7-3/7@ "Об утверждении форм документов, используемых налоговыми органами при реализации своих полномочий в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах")

Рассмотрен вопрос о предоставлении рассрочки по уплате налогов на 3 года.

Рассрочка по уплате федеральных налогов в части, зачисляемой в федеральный бюджет, по решению Правительства РФ может быть предоставлена на срок более года, но не превышающий 3 лет. При этом должно быть основание для рассрочки, подтвержденное документально.

Ее не предоставят лицу, в отношении которого ведется производство по делу о налоговом правонарушении, административном правонарушении в области налогов и сборов или в области таможенного дела (в части налогов, подлежащих уплате в связи с перемещением товаров через границу).

(Письмо Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина РФ от 5 февраля 2010 г. N 03-02-07/1-47)


Вернуться в начало


Правовые новости

Сообщается, что с 24 февраля 2010 г. ставка рефинансирования ЦБР уменьшается с 8,75 до 8,5% годовых.

Данное решения обусловлено снижением инфляции. Так, на 15 февраля 2010 г. годовая инфляция уменьшилась до 7,6% по сравнению с 13,4% на аналогичную дату предыдущего года.

На 0,25 процентного пункта снижаются и процентные ставки по отдельным операциям ЦБР. Это ломбардные аукционы; прямое РЕПО; кредиты овернайт; сделки "валютный своп" (рублевая часть); ломбардные кредиты; кредиты, обеспеченные нерыночными активами или поручительствами; депозитные операции, проводимые по фиксированным ставкам.

Последний раз ставка рефинансирования уменьшалась с 28 декабря 2009 г. на 0,25 процентного пункта.

(Информация ЦБР от 19 февраля 2010 г.)

Утрачивает силу норма ГК РФ, касающаяся госрегистрации договоров о распоряжении исключительным правом на товарный знак.

Предусматривалось, что порядок госрегистрации таких договоров определяется федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим нормативно-правовое регулирование в сфере интеллектуальной собственности.

Это противоречило другим положениям ГК РФ. Так, правила госрегистрации договоров о распоряжении исключительным правом на все объекты интеллектуальной собственности, включая товарные знаки, устанавливаются Правительством РФ.

(Федеральный закон от 21 февраля 2010 г. N 13-ФЗ "О признании утратившим силу пункта 2 статьи 1490 части четвертой Гражданского кодекса Российской Федерации")

С двух до шести месяцев увеличен срок, в течение которого может быть подано ходатайство о восстановлении пропущенных сроков, связанных с проведением экспертизы заявки на товарный знак.

Внесение соответствующих изменений в статью 1501 Гражданского кодекса РФ связано с необходимостью приведения российского законодательства по товарным знакам в соответствие с нормами международного договора (положениями Сингапурского договора о законах по товарным знакам, подписанного на Дипломатической конференции Всемирной организации интеллектуальной собственности 27 марта 2006 года в Сингапуре, и Правилом 9(3) Инструкции к этому договору)

(Федеральный закон от 24.02.2010 N 17-ФЗ "О внесении изменения в статью 1501 части четвертой Гражданского кодекса РФ")

Правительством РФ утверждены перечни продукции, подлежащей обязательной сертификации, и продукции, подтверждение соответствия которой производится в форме принятия декларации о соответствии.

Определено, в каком порядке федеральные органы исполнительной власти должны представлять информацию о продукции, подлежащей обязательному подтверждению соответствия.

Цель предоставления информации - формирование единого документа, содержащего сведения о продукции, подлежащей обязательному подтверждению соответствия до вступления в силу техрегламентов, и о требованиях к ней.

Информация должна включать сведения о нормативных правовых актах и документах, устанавливающих обязательные требования к продукции. В их числе - национальные стандарты, санитарные нормы и правила.

Федеральный орган исполнительной власти направляет информацию в Ростехрегулирование в электронно-цифровом виде и на бумажном носителе.

Ростехрегулирование формирует единый документ, публикует его в своем печатном издании и размещает в информационной системе общего пользования в электронно-цифровой форме на сайте Агентства.

(Приказ Министерства промышленности и торговли РФ от 18 января 2010 г. N 23 "Об утверждении порядка представления федеральными органами исполнительной власти информации о продукции, подлежащей обязательному подтверждению соответствия, и ее опубликования")

Принята федеральной целевой программе "Ядерные энерготехнологии нового поколения на период 2010 - 2015 годов и на перспективу до 2020 года.

В настоящее время существует ряд проблем в атомной энергетике России. Постоянно увеличивается и без того внушительное количество отработавшего ядерного топлива и радиоактивных отходов. Запасы природного урана используются неэффективно, а конкурентоспособность продукции снижается.

Госкорпорация "Росатом"по возможности создает условия для поддержки и роста атомного энергетического комплекса. Например, реализуются мероприятия по развитию, реконструкции и расширению разделительных и сублиматных производств, внедрению инновационных проектов. Однако этого недостаточно.

В связи с этим возникла необходимость в ФЦП "Ядерные энерготехнологии нового поколения на период 2010-2015 годов и на перспективу до 2020 года".

Цель программы - разработать ядерные энерготехнологии нового поколения на базе реакторов на быстрых нейтронах с замкнутым ядерным топливным циклом для атомных электростанций. Также планируется повысить эффективность использования природного урана и отработавшего ядерного топлива.

ФЦП планируется реализовать в 2 этапа: 2010-2014 гг.; 2015-2020 гг. Определено, что должно быть сделано на каждом из них.

Общий объем финансирования ФЦП составляет 128 294 млн руб.

Определен перечень конкретных мероприятий, рассчитаны объемы расходов. Установлены показатели социально-экономической эффективности реализации ФЦП.

Выполнение ФЦП в полном объеме позволит обеспечить поступление в федеральный бюджет налогов в объеме свыше 63 млрд руб. при 78,9 млрд руб. затрат на реализацию (в ценах 2009 г.). Таким образом, коэффициент бюджетной эффективности программы составит 0,8.

(Постановление Правительства РФ от 3 февраля 2010 г. N 50 "О федеральной целевой программе "Ядерные энерготехнологии нового поколения на период 2010 - 2015 годов и на перспективу до 2020 года")

Об опубликовании актов Министерства регионального развития Российской Федерации в области сметного нормирования и ценообразования в сфере градостроительной деятельности.

Акты Минрегиона России по сметному нормированию и ценообразованию в сфере градостроительства, не нуждающиеся в госрегистрации в Минюсте России, подлежат официальному опубликованию в "Вестнике ценообразования и сметного нормирования". Одновременно они размещаются на официальном сайте Министерства.

Указанные акты действуют с момента подписания, если в них не установлен иной срок и/или порядок вступления в силу.

(Приказ Министерства регионального развития РФ от 29 декабря 2009 г. N 621 "Об утверждении Порядка опубликования и вступления в силу актов Министерства регионального развития Российской Федерации в области сметного нормирования и ценообразования в сфере градостроительной деятельности, признанных Министерством юстиции Российской Федерации не нуждающимися в государственной регистрации")

Утверждена типовая схема организации пропуска через госграницу России лиц, транспортных средств, грузов, товаров и животных в морских и речных (озерных) пунктах пропуска.

Схема определяет последовательность основных контрольных действий, осуществляемых в отношении двух групп объектов. Это транспорт (морские и речные суда, перемещаемые на них автомобили, автобусы, ж/д вагоны, контейнеры) и лица, сопровождающие т/с, грузы, товары и животных (члены экипажа судна, водители т/с, экспедиторы и др.).

Основные контрольные действия (как при прибытии, так и при убытии) делятся на действия по организации госконтроля и действия в рамках собственно госконтроля. В частности, в рамках организации госконтроля капитаном судна (судовладельцем или уполномоченным им лицом) в администрацию порта (капитану порта) подается предварительная заявка на прибытие/убытие судна. Действия в рамках госконтроля зависят от вида объектов, в отношении которых он осуществляется.

Госконтроль осуществляется подразделениями органов пограничного, таможенного, транспортного, санитарно-карантинного, ветеринарного, карантинного фитосанитарного контроля в пределах их полномочий. Указанные органы должны принимать меры по минимизации времени проведения госконтроля, исключению дублирующих функций и действий, недопущению необоснованных задержек т/с, грузов, товаров и животных.

Установлены особенности осуществления основных контрольных действий при госконтроле отдельных объектов. Это суда рыбопромыслового флота, уловы водных биоресурсов и произведенная из них продукция, круизные суда, паромы, имеющие разрешения на пассажирские перевозки, и следующие на них пассажиры, наливные суда, следующие на них лица и товары (кроме экспортных наливных грузов).

(Приказ Минтранса РФ от 22 декабря 2009 г. N 247 "Об утверждении Типовой схемы организации пропуска через государственную границу Российской Федерации лиц, транспортных средств, грузов, товаров и животных в морских и речных (озерных) пунктах пропуска через государственную границу Российской Федерации")

Президент РФ принял решение о реформировании МВД России.

До 1 декабря 2010 г. планируется внести в Госдуму законопроект, определяющий основные цели деятельности милиции. Это противодействие преступности и обеспечение общественного порядка. Предполагается исключить дублирующие и несвойственные милиции функции.

Предложено также передать ФМС России функции по административному выдворению за пределы России иностранцев и лиц без гражданства.

К ведению органов управления здравоохранением планируется отнести медицинские вытрезвители при органах внутренних дел (ОВД).

Часть мероприятий касается техосмотра автомототранспортных средств и прицепов к ним. За Государственной инспекцией безопасности дорожного движения предполагается оставить лишь полномочия по контролю за проведением данной процедуры.

Предполагается провести ряд структурных преобразований в системе МВД России. Планируется, в частности, образовать Главное управление Министерства по Северо-Кавказскому федеральному округу, 8 управлений на транспорте по федеральным округам (на базе 20 управлений внутренних дел на железнодорожном, водном и воздушном транспорте).

Управления (отделы) внутренних дел в ЗАТО, на особо важных и режимных объектах планируется подчинить соответствующим территориальным органам МВД России на региональном уровне.

Возникла необходимость в сокращении (с 19 970 до 10 000 единиц) общей штатной численности работников центрального аппарата МВД России и непосредственно подчиненных ему подразделений.

Внесены изменения в некоторые указы Президента РФ по вопросам деятельности МВД России. Часть их касается указанных структурных преобразований.

Указ вступает в силу со дня его подписания, за исключением отдельных положений, для которых предусмотрены иные сроки.

(Указ Президента РФ от 18 февраля 2010 г. N 208 "О некоторых мерах по реформированию Министерства внутренних дел Российской Федерации")

Договоры о переходе прав владения и (или) пользования государственным или муниципальным имуществом могут заключаться только по результатам торгов (кроме отдельных случаев).

Установлено, как проводятся конкурсы или аукционы на право заключить такие договоры.

Для этого создается конкурсная, аукционная либо единая комиссия.

Определены функции данных комиссий, требования к участникам торгов, условия допуска, порядок извещения о конкурсе или аукционе, состав сведений, включаемых в конкурсную или аукционную документацию.

Закреплена процедура подачи и рассмотрения заявок участников, критерии оценки конкурсных заявок, правила проведения аукциона.

В один лот нельзя включать технологически и функционально не связанное государственное или муниципальное имущество.

Срок договора должен составлять не менее 5 лет.

Необходимо вести аудио- или видеозапись вскрытия конвертов с конкурсными заявками, а также аукциона. Осуществлять ее вправе любой участник.

Определены виды имущества, в отношении которого соответствующие договоры могут заключаться путем проведения конкурса. Это объекты железнодорожного и трубопроводного транспорта, морские и речные порты, аэродромы, гидротехнические сооружения, объекты электрической и тепловой энергии, коммунального хозяйства, транспорт общего пользования и т. д.

(Приказ Федеральной антимонопольной службы от 10 февраля 2010 г. N 67 "О порядке проведения конкурсов или аукционов на право заключения договоров аренды, договоров безвозмездного пользования, договоров доверительного управления имуществом, иных договоров, предусматривающих переход прав владения и (или) пользования в отношении государственного или муниципального имущества, и перечне видов имущества, в отношении которого заключение указанных договоров может осуществляться путем проведения торгов в форме конкурса")

О военных сборах.

В 2010 г. граждане России, пребывающие в запасе, призываются на военные сборы сроком до 2 месяцев в Вооруженные Силы РФ, внутренние войска МВД, войска гражданской обороны, инженерно-технические и дорожно-строительные формирования при Спецстрое России, федеральные органы государственной охраны, органы федеральной службы безопасности.

Сроки проведения военных сборов согласуются с региональными органами власти. Сроки проведения проверочных сборов определяются Минобороны России.

Указ вступает в силу с 1 января 2010 г.

(Указ Президента РФ от 19 февраля 2010 г. N 225 "О призыве граждан Российской Федерации, пребывающих в запасе, на военные сборы в 2010 году")

Упраздняется ряд судов в г. Самара

Упраздняются Алексеевский, Большечерниговский, Борский, Елховский, Камышлинский, Пестравский, Хворостянский, Челно-Вершинский и Шенталинский районные суды Самарской области.

Вопросы осуществления правосудия, относящиеся к их ведению, передаются в юрисдикцию других районных судов области.

В перечисленных выше судах было по 2-3 судьи. Это не позволяло обеспечить коллегиальное рассмотрение дел. Из-за низкой нагрузки на судей увеличивать их штат не представлялось целесообразным.

Таким образом, упразднение соответствующих судов должно решить данную проблему.

Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования, за исключением отдельных положений.

(Федеральный закон от 21 февраля 2010 г. N 14-ФЗ "Об упразднении некоторых районных судов Самарской области")

Уточнен порядок применения отсрочки от отбывания наказания в отношении отдельных категорий граждан, имеющих детей в возрасте до 14 лет.

Раньше осужденным беременной женщине и женщине, имеющей детей в возрасте до 14 лет, предоставлялась отсрочка до достижения ребенком указанного возраста.

Теперь это правило распространяется на мужчину-единственного родителя ребенка в возрасте до 14 лет.

Отсрочка, как и прежде, не предоставляется тем, кто осужден к лишению свободы на срок свыше 5 лет за тяжкие и особо тяжкие преступления против личности.

По достижении ребенком 14 лет осужденного освобождают от отбывания наказания или оставшейся его части со снятием судимости. Возможна замена оставшейся части наказания более мягким видом.

Суд может сократить срок отсрочки и освободить осужденную (осужденного) от отбывания наказания со снятием судимости при условии исправления. При этом необходимо соблюдать и условия отсрочки.

В случае отказа от ребенка или уклонения от обязанностей по его воспитанию отсрочка отменяется.

Уточнены порядок подачи ходатайства о предоставлении отсрочки и процедура контроля за соблюдением ее условий.

Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования.

(Федеральный закон от 21 февраля 2010 г. N 16-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации")


Вернуться в начало


Судебная практика

Судебный акт не пересматривается по ранее известным обстоятельствам.

ФАС Северо-Западного округа в Постановлении от 8 февраля 2010 г. по делу N А56-17529/03 признал, что факт нахождения арендуемых помещений в федеральной собственности не является основанием для пересмотра судебного акта, поскольку заявителю об этом факте было известно ранее принятия арбитражным судом решения.

ФАС указал, что одним из оснований пересмотра судебных актов по вновь открывшимся обстоятельствам являются существенные для дела обстоятельства, которые не были и не могли быть известны заявителю.

При этом судебный акт не может быть пересмотрен по вновь открывшимся обстоятельствам в случае, если обстоятельства были известны или могли быть известны заявителю при рассмотрении данного дела.

(Постановление ФАС Северо-Западного округа от 8 февраля 2010 г. по делу N А56-17529/03)

Потребитель сам определяет подсудность возникающих споров.

ФАС Северо-Западного округа в Постановлении от 2 февраля 2010 г. по делу N А26-7873/2009 признал, что, поскольку в заключенное с потребителем соглашение обществом включило условие о безальтернативной подсудности всех возникающих споров, данное общество нарушило права потребителя.

ФАС отметил, что иски о защите прав потребителей могут быть предъявлены в суд по месту жительства или месту пребывания истца либо по месту заключения или месту исполнения договора. Выбор между несколькими судами, которым подсудно дело, принадлежит истцу, то есть потребителю.

Иски о защите прав потребителей могут быть предъявлены по выбору истца в суд по месту: нахождения организации, а если ответчиком является индивидуальный предприниматель, - его жительства; жительства или пребывания истца; заключения или исполнения договора. Если иск к организации вытекает из деятельности ее филиала или представительства, он может быть предъявлен в суд по месту нахождения ее филиала или представительства.

Из приведенных положений гражданского процессуального законодательства следует, что право выбора суда принадлежит истцу, а ограничение этого права ущемляет права потребителя.

(Постановление ФАС Северо-Западного округа от 2 февраля 2010 г. по делу N А26-7873/2009)


Вернуться в начало


Прочее

Услуги копировального автомата самообслуживания подпадают под ЕНВД.

Предпринимательская деятельность организации, связанная с оказанием услуг ксерокопирования с использованием для этих целей копировального автомата самообслуживания, может быть отнесена к предпринимательской деятельности в сфере оказания бытовых услуг и переведена на уплату ЕНВД.

При этом необходимо учитывать, что при исчислении ЕНВД в отношении предпринимательской деятельности, связанной с оказанием бытовых услуг, согласно статье 346.29 Кодекса используется физический показатель "количество работников, включая индивидуального предпринимателя".

В этом случае, при исчислении суммы ЕНВД в отношении предпринимательской деятельности, связанной с оказанием бытовых услуг, налогоплательщик учитывает всех работников, занятых в данной сфере предпринимательской деятельности, в том числе, административно-управленческий персонал, вспомогательный персонал, совместителей и так далее, а не только работников, которые непосредственно оказывают те или иные услуги.

(Письмо Минфина РФ № 03-11-06/3/19 от 09.02.2010.)

Сдача в аренду участков для торговли с автомобиля подпадает под ЕНВД.

Минфин РФ в своем письме № 03-11-11/28 от 09.02.2010 разъясняет особенности применения системы ЕНВД для ИП, который сдает в аренду части земельного участка для организации торговли и торговых мест, осуществляемой с использованием автомашин (торговля производится непосредственно с машин).

В письме отмечается, что согласно подпункту 14 пункта 2 статьи 346.26 НК РФ система ЕНВД может применяться в отношении предпринимательской деятельности в сфере оказания услуг по передаче во временное владение или в пользование земельных участков для размещения объектов стационарной и нестационарной торговой сети, а также объектов организации общественного питания.

Нестационарная торговая сеть -это торговая сеть, функционирующая на принципах развозной и разносной торговли, а также объекты организации торговли, не относимые к стационарной торговой сети.

При этом под развозной торговлей понимается розничная торговля, осуществляемая вне стационарной розничной сети с использованием специализированных или специально оборудованных для торговли транспортных средств, а также мобильного оборудования, применяемого только с транспортным средством.

К данному виду торговли относится торговля с использованием автомобиля, автолавки, автомагазина, тонара, автоприцепа, передвижного торгового автомата.

Таким образом, предпринимательская деятельность по передаче в аренду частей земельного участка для размещения объектов нестационарной торговой сети может быть переведена на уплату единого налога на вмененный доход.

В этом случае для исчисления суммы ЕНВД при передаче во временное пользование земельных участков площадью, не превышающей 10 квадратных метров, применяется физический показатель "количество земельных участков, переданных во временное владение и (или) пользование", при передаче земельных участков площадью, превышающей 10 квадратных метров применяется физический показатель "площадь земельных участков, переданных во временное владение и (или) пользование (в квадратных метрах)".

(Письмо Минфина РФ № 03-11-11/28 от 09.02.2010)

Когда у участника ООО возникает внереализационный доход.

Письмом от 15.02.10 № 03-03-06/1/69 Минфин разъяснил вопрос учета у участников общества с ограниченной ответственностью доходов при увеличении уставного капитала.

У налогоплательщиков - участников ООО при увеличении номинальной стоимости долей в уставном капитале без изменения долей участников, как, например, при распределении нераспределенной прибыли прошлых лет, возникает внереализационный доход, учитываемый при обложении налогом на прибыль организаций.

(Письмо Минфина РФ от 15.02.10 № 03-03-06/1/69)

Отсутствие лицензии не лишает права на льготу.

Налоговый орган счел неправомерным применение образовательным учреждением льготы по НДС, установленной подп. 14 п. 2 ст. 149 НК РФ, при оказании платных дополнительных образовательных услуг, в связи с отсутствием отдельной лицензии на осуществление указанной деятельности.

Суд указал, отказ налогового органа в применении льготы является неправомерным. Оказание платных дополнительных образовательных услуг, предусмотренных п. 1 ст. 45 Закона РФ от 10.07.1992 N 3266-1 "Об образовании" не сопровождающееся дополнительной аттестацией и выдачей документов об образовании и квалификации, не подлежит лицензированию.

(Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от 3 ноября 2009 г. N Ф09-8463/09-С2)


Вернуться в начало



При подготовке настоящей рассылки использованы материалы компаний "Гарант", АО "Консультант Плюс"; изданий "Учет. Налоги. Право", "Российский налоговый курьер". Настоящая работа не представляет собой консультацию или совет. ООО "ФинЭкспертиза" не гарантирует достоверность, адекватность и полноту приведенных сведений и не несет ответственность ни за какие ошибки или упущения, а также результаты использования этого материала.