Мониторинг изменений за период 25.10.10 - 29.10.10



Налоги и бухучет

Скорректировано межправительственное Соглашение России и Кипра об избежании двойного налогообложения в отношении доходов и капитала.

Оно касается резидентов указанных государств. Если лицо, не являющееся физическим, признается резидентом обоих стран, оно считается резидентом того государства, где находится его место эффективного управления. Поправками закреплено следующее. Если такое место нельзя определить, компетентные органы устанавливают его по взаимному согласию в каждом конкретном случае.

Расширен перечень случаев, когда деятельность считается приводящей к образованию постоянного представительства. По общему правилу к ним теперь относится оказание услуг предприятием одной страны в другой в течение срока или сроков, превышающих в совокупности 183 дня в любом 12-ти месячном периоде. Данная норма касается 2-х ситуаций. Первая - услуги оказываются через физлицо, которое находится в этой другой стране. При этом в течение упомянутых срока или сроков более 50% валового дохода от активной предпринимательской деятельности предприятия приходится на названные услуги. Второй - услуги оказываются в рамках одного проекта или связанных проектов одним или нескольким физлицами, которые присутствуют и предоставляют такие услуги в указанной другой стране.

Установлено, что к доходам от недвижимости в т. ч. относятся те, что получены через посредство коллективных форм инвестирования, созданных в первую очередь для инвестиций в указанное имущество. Это могут быть трасты, паевые фонды недвижимости или аналогичные им формы.

Уточнено, что доходы от международных перевозок облагаются налогами в том государстве, где расположено место эффективного управления получающих их лиц. Ранее налоги взимались в той стране, резидентом которой являлся получатель доходов.

Подлежит ратификации и вступает в силу с даты последнего из уведомлений о выполнении государствами внутренних процедур. Протокол будет применяться в отношении налоговых периодов, начинающихся первого или после первого января календарного года, следующего за годом, в котором вступает в силу.

(Протокол о внесении изменений в Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Кипр об избежании двойного налогообложения в отношении налогов на доходы и капитал от 5 декабря 1998 года (Никосия, 7 октября 2010 г.))

Признаны недействующими отдельные положения, регулирующие порядок ведения учета доходов, расходов и хозопераций предпринимателями.

Данные нормы устанавливают правила, по которым они должны признавать расходы. Одна из них обязывает этих налогоплательщиков применять исключительно кассовый метод учета.

Как пояснил ВАС РФ, такое ограничение не соответствует НК РФ. В нем закреплено право предпринимателей уменьшать налогооблагаемый доход на сумму фактически произведенных и документально подтвержденных расходов, связанных с его получением. Состав затрат при этом определяется в порядке, аналогичном установленному для исчисления налога на прибыль.

Приведенная норма отсылает к положениям главы 25 "Налог на прибыль"не только в части регламентации состава расходов, но и порядка их признания - момента учета для целей налогообложения.

Названная глава, устанавливая порядок признания доходов и расходов, закрепляет два метода: начисления и кассовый. При этом выбор любого из них - это право организации при условии ее соответствия определенным требованиям. Предоставление предпринимателям права выбора применения кассового метода необходимо также постольку, поскольку они при получении убытка в текущем налоговом периоде не могут уменьшить на его сумму доходы будущих периодов. При этом такой убыток может возникнуть, в т. ч., из-за особенностей налогового учета. Поэтому введение для них обязанности применять исключительно кассовый метод не соответствует НК РФ. Также незаконны нормы, которые закрепляют принцип учета предпринимателями расходов в момент получения дохода от реализации товаров (работ, услуг), для изготовления (выполнения, оказания) которых эти затраты были понесены. Такой порядок характерен для метода начисления. Однако при его применении, исходя из НК РФ, в момент реализации товаров признается лишь та часть затрат (связанных с производством реализованных товаров), которые относятся к категории прямых расходов. Косвенные учитываются в полном объеме в периоде их осуществления.

(Решение Высшего Арбитражного суда РФ от 8 октября 2010 г. N ВАС-9939/10 О признании недействующими отдельных положений Порядка учёта доходов и расходов и хозяйственных операций для индивидуальных предпринимателей, утв. Приказом Министерства финансов РФ и Министерства РФ по налогам и сборам от 13.08.2002 N 86н/БГ-3-04/430)

Резиденты обязаны сообщать налоговым органам не только об открытии (закрытии), наличии счетов (вкладов) в иностранных банках, но и об изменении их реквизитов.

Установлены новые формы таких уведомлений.

Они могут быть поданы как самим резидентом, так и его представителем. В последнем случае прилагается копия документа о полномочиях.

(Приказ Федеральной налоговой службы от 21 сентября 2010 г. N ММВ-7-6/457@ "Об утверждении форм уведомлений об открытии (закрытии), об изменении реквизитов счета (вклада) в банке, расположенном за пределами территории Российской Федерации, и о наличии счета в банке за пределами территории Российской Федерации")

Утверждены новые данные, необходимые для исчисления НДПИ в отношении нефти, за сентябрь 2010 года.

С 1 января 2007 г. ставка налога на добычу полезных ископаемых (НДПИ) в отношении нефти, составляющая 419 руб. за 1 тонну добытой нефти обезвоженной, обессоленной и стабилизированной, умножается на коэффициент, характеризующий динамику мировых цен на нефть (Кц), и на коэффициент, характеризующий степень выработанности конкретного участка недр (Кв).

Приводятся данные для расчета НДПИ в отношении нефти за сентябрь 2010 г. При среднем уровне цен нефти сорта "Юралс" на средиземноморском и роттердамском рынках нефтяного сырья 77,42 долл. США за баррель и среднем значении в указанном налоговом периоде курса доллара США к рублю 30,8365 значение Кц равно 7,3748 (в предыдущем налоговом периоде Кц составил 7,0558). Значение Кв определяется налогоплательщиком самостоятельно.

Таким образом, в связи с ростом цен на нефть ставка НДПИ в отношении нефти по сравнению с предыдущим налоговым периодом увеличилась.

Данные, применяемые для расчета налога на добычу полезных ископаемых за август 2010 г., приведены в письме ФНС России от 16 сентября 2010 г.

(Письмо Федеральной налоговой службы от 19 октября 2010 г. N ШС-37-3/13687@ "О данных, необходимых для исчисления НДПИ в отношении нефти, за сентябрь 2010 года")

Утвержден перечень объектов и технологий, при инвестировании в создание которых может быть предоставлен инвестиционный налоговый кредит.

Согласно Налоговому кодексу РФ инвестиционный налоговый кредит может быть предоставлен организации, инвестирующей в создание объектов, имеющих высокую энергетическую эффективность, в соответствии с перечнем, утвержденным Правительством РФ.

Рассматриваемое Постановление утверждает данный перечень, в который вошли: конденсационные котлы, тепловые насосы, когенерационные установки (до 25 МВт) и светодиодные лампы.

(Постановление Правительства РФ от 25.10.2010 N 857 "Об утверждении перечня объектов и технологий, имеющих высокую энергетическую эффективность, осуществление инвестиций в создание которых является основанием для предоставления инвестиционного налогового кредита")


Вернуться в начало


Правовые новости

Скорректированы 2 единых перечня продукции: подлежащей обязательной сертификации и соответствие которой подтверждается в форме принятия декларации.

Это связано с тем, что вступил в силу Техрегламент о безопасности машин и оборудования. Из первого, в частности, исключены разделы, касавшиеся турбин, дизелей, электрокранов, оборудования химического, целлюлозного, газоочистного, нефтепромыслового, бумагоделательного, нефтегазоперерабатывающего, а также для проходки горных выработок, переработки полимерных материалов.

Из второго перечня также исключили ряд разделов. Они касались фрез, резцов, абразивных и слесарно-монтажных инструментов, крепежных изделий общемашиностроительного применения, оборудования для производства электроламп, газопламенной обработки металлов, смазочного и сварочного.

Некоторые позиции изложены в новой редакции.

(Постановление Правительства РФ от 20 октября 2010 г. N 848 "О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 1 декабря 2009 г. N 982")

Указан порядок действия ранее выданных деклараций и сертификатов на производимые и не введенные в эксплуатацию машины и (или) оборудование.

21 сентября 2010 г. вступил в силу Техрегламент о безопасности машин и оборудования. Вносимые изменения касаются выданных до указанной даты деклараций и сертификатов соответствия на производимые и не введенные в эксплуатацию машины и (или) оборудование.

Определено, что они действуют до окончания срока, установленного в них.

(Постановление Правительства РФ от 18 октября 2010 г. N 841 "О внесении изменения в постановление Правительства Российской Федерации от 15 сентября 2009 г. N 753")

О предельных уровнях тарифов на электрическую энергию (мощность), поставляемую покупателям на розничных рынках.

В Закон об электроэнергетике внесли изменения. В нем закрепили исчерпывающие перечни цен (тарифов), подлежащих госрегулированию на оптовом и розничном рынках. Это обусловлено тем, что с 2011 г. утрачивает силу Закон о госрегулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию.

Госрегулированию подлежат в том числе предельные уровни тарифов на электроэнергию (мощность), поставляемую покупателям на розничных рынках на территориях, не объединенных в ценовые зоны оптового рынка. Исключение - электроэнергия (мощность), поставляемая населению и приравненным к нему потребителям.

Утверждены минимальные и максимальные уровни указанных тарифов в среднем по региону. При этом не учтены календарная разбивка на 2011 г. и дифференциация по группам потребителей, уровням напряжения, годовому числу часов использования заявленной мощности, зонам (часам) суток.

Самый низкий уровень тарифов установлен для Красноярского края (минимальный - 112,77 коп. за кВтч, максимальный - 118,16 коп. за кВтч). Самый высокий - для Чукотского автономного округа (минимальный - 951,51 коп. за кВтч, максимальный - 953,91 коп. за кВтч).

Конкретный размер тарифов устанавливается региональными органами. Предельные уровни вводятся в действие с 1 января 2011 г.

Зарегистрировано в Минюсте РФ 22 октября 2010 г. Регистрационный N 18794.

(Приказ Федеральной службы по тарифам от 7 октября 2010 г. N 246-э/4 "О предельных уровнях тарифов на электрическую энергию (мощность), поставляемую покупателям на розничных рынках, за исключением электрической энергии (мощности), поставляемой населению и приравненным к нему категориям потребителей, на территориях, не объединенных в ценовые зоны оптового рынка, на 2011 год")

О предельных уровнях тарифов на электрическую энергию, поставляемую населению и приравненным к нему категориям потребителей, на 2011 год.

Установлены предельные уровни тарифов на электроэнергию для населения и приравненных к нему категорий потребителей на 2011 г.

Так, в Москве тариф должен составлять от 376 до 380 коп/кВтч (для сравнения: в 2010 г. - от 331 до 345 коп/кВтч), в Санкт-Петербурге - от 276 до 281 коп/кВтч (вместо 254-255 коп/кВтч).

Самый низкий уровень тарифов предусмотрен для Иркутской области - 68-69 коп/кВтч (в 2010 г. - 62-70 коп/кВтч), самый высокий - для Чукотского автономного округа (620-626 коп/кВтч против 547-569 коп/кВтч в 2010 г.).

Тарифы указаны с учетом НДС.

Регионам поручено в недельный срок со дня принятия решения об установлении тарифов представить его заверенную копию в ФСТ России.

Зарегистрировано в Минюсте РФ 22 октября 2010 г. Регистрационный N 18795.

(Приказ Федеральной службы по тарифам от 7 октября 2010 г. N 245-э/3 "О предельных уровнях тарифов на электрическую энергию, поставляемую населению и приравненным к нему категориям потребителей, на 2011 год")

Вводится единый образец медицинской справки о допуске к управлению транспортными средствами.

Она выдается по результатам медосвидетельствования кандидатов в водители и водителей на допуск к управлению транспортным средством любой категории (кроме тракторов и иных самоходных машин).

В справке указываются Ф.И.О., дата и место рождения лица, заключение врачебной комиссии. В отношении граждан с ограниченными физическими возможностями приводятся показания к управлению транспортным средством с определенными конструктивными характеристиками. Непосредственно в справке делаются отметки врачей о наличии (отсутствии) противопоказаний. Напомним, что необходимо пройти осмотр у терапевта, хирурга, невролога, окулиста, отоларинголога, нарколога и психиатра. Приводятся данные медицинской организации, выдавшей справку (полное наименование, код ОГРН, адрес, телефон, номер, дата предоставления и срок действия лицензии). Как и ранее, вклеивается фотография водителя.

В справке указывается дата ее выдачи. Таким образом, при переосвидетельствовании оформляется новый документ.

Бланк справки защищен от подделок (в частности, имеет водяной знак). Все выданные справки регистрируются в специальном журнале. Установлена его форма. Зарегистрировано в Минюсте РФ 21 октября 2010 г. Регистрационный N 18784.

(Приказ Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 28 сентября 2010 г. N 831н "Об утверждении единого образца Медицинской справки о допуске к управлению транспортными средствами")

Утвержден Порядок проведения обязательных предрейсовых или предсменных медицинских осмотров на железнодорожном транспорте общего пользования.

Сотрудники, чья деятельность непосредственно связана с движением поездов и маневровой работой на железнодорожном транспорте общего пользования, перед рейсом или сменой должны проходить медосмотры.

Определено, как проводятся последние.

Они необходимы, чтобы не допустить указанных лиц к рейсу (смене) в следующих случаях. Есть признаки нетрудоспособности. Сотрудник употребил алкоголь, наркотики, психотропные вещества. Имеются факторы, ухудшающие работоспособность. Медосмотр проводится в специально выделенном помещении.

Работника опрашивают и осматривают. Измеряются и оцениваются артериальное давление, частота и качественные характеристики пульса. При необходимости определяют температуру, осуществляют пальпацию лимфоузлов, живота и т. д. Результаты медосмотра заносятся в индивидуальную карту. Приведена ее форма. Утрачивает силу приказ, определявший, как проводятся предрейсовые медосмотры работников локомотивных бригад.

Зарегистрировано в Минюсте РФ 18 октября 2010 г. Регистрационный N 18749.

(Приказ Минтранса РФ от 16 июля 2010 г. N 154 "Об утверждении Порядка проведения обязательных предрейсовых или предсменных медицинских осмотров на железнодорожном транспорте общего пользования")

В Закон о банкротстве внесли изменения, которые касаются задолженности по обязательным платежам, включенной в реестр требований кредиторов.

Так, в ходе наблюдения она может быть погашена учредителями (участниками) должника, собственником его имущества (если речь идет о банкротстве унитарного предприятия) и (или) третьим лицом. Это допускается и в ходе финансового оздоровления, внешнего управления, конкурсного производства.

В связи с этим определено, как осуществляются расчеты в целях погашения задолженности указанным выше образом.

Уполномоченный орган, получивший заявление о намерении погасить задолженность, представляет в арбитражный суд уведомление. При необходимости у администраторов доходов бюджета, перед которыми возникла задолженность, запрашивается определенная информация.

Речь идет о той, которая необходима заявителю, чтобы заполнить расчетные документы на перечисление обязательных платежей.

Средства перечисляются в размере, который указан в определении арбитражного суда об удовлетворении заявления.

Администраторы доходов сообщают заявителю о поступлении суммы задолженности. Срок - не позднее 3 дней после получения его запроса.

(Постановление Правительства РФ от 20 октября 2010 г. N 851 "О порядке осуществления расчетов в целях погашения учредителями (участниками) должника, собственником имущества должника - унитарного предприятия и (или) третьим лицом требований к должнику об уплате обязательных платежей в ходе процедур, применяемых в деле о банкротстве")

Методические рекомендации по выдаче заключений, прилагаемых к заявкам на предоставление исключительного права на наименование находящегося в России места происхождения алкогольной и (или) спиртосодержащей пищевой продукции.

Росалкогольрегулирование уполномочено выдавать заключения, прилагаемые к заявкам на предоставление исключительного права на наименование находящегося в России места происхождения алкогольной и (или) спиртосодержащей пищевой продукции.

Приведены Методрекомендации по исполнению данной функции. Право может касаться как регистрируемых наименований, так и тех, что были зарегистрированы ранее. В первом случае в заключении должно быть отражено, что заявитель производит в границах соответствующего географического объекта продукцию с особыми свойствами, которые исключительно или главным образом определяются характерными для названного места природными условиями и (или) людскими факторами. Во втором случае речь должна идти о качествах, указанных в Госреестре наименований мест происхождения товаров.

Приведены формы заявлений на выдачу заключений для обоих случаев и перечень прилагаемых к ним материалов. Это протокол физико-химического исследования, свидетельствующий об особых свойствах, образцы этикеток или упаковки, заверенные копии ряда документов (учредительных, технических по изготовлению, подтверждающих право лица действовать от имени организации без доверенности, свидетельства о госрегистрации юрлица, санэпидзаключений на продукцию). В соответствующих случаях подается подлинник или копия доверенности, удостоверяющей полномочия представителя.

(Методические рекомендации по выдаче заключений (подготовлены Росалкогольрегулированием))

Изменено Положение об установлении формы визы, порядка и условий ее оформления и выдачи, продления срока ее действия, восстановления ее в случае утраты, а также порядка аннулирования визы.

В Закон о порядке выезда из России и въезда в нее внесли поправки. Они касаются иностранцев и лиц без гражданства, родители или супруги которых - граждане нашей страны. Решение выдать таким лицам визу принимается по письменным заявлениям российских граждан о совместном с ними въезде супруги (супруга), несовершеннолетних или нетрудоспособных совершеннолетних детей.

В связи с этим уточнено, как оформляется обыкновенная частная виза. Она выдается также лицам, въезжающим с гостевым визитом на основании решений, принимаемых по таким заявлениям.

Предусмотрено, что виза временно проживающего лица оформляется на вкладном бланке серий "К" и "М". В первой строке под номером последнего указывается соответствующая категория визы.

В визе временно проживающего лица графа "В учреждение" не заполняется.

(Постановление Правительства РФ от 18 октября 2010 г. N 838 "О внесении изменений в Положение об установлении формы визы, порядка и условий ее оформления и выдачи, продления срока ее действия, восстановления ее в случае утраты, а также порядка аннулирования визы")

О функционировании Государственной информационной системы "Правоохранительный портал Российской Федерации.

Правительство РФ в распоряжении от 10 января 2009 г. поддержало предложение о создании госинформсистемы "Правоохранительный портал РФ". В связи с этим МЧС, МВД, Минюст, Минобороны, Минкомсвязь, Минэкономразвития, Минздравсоцразвития, ФНС, ФТС, ФМС, ФСБ и ФСКН России утвердили Положение о ней. Также разработаны 2 Регламента: подготовки и размещения данных в системе, межведомственного обмена информацией с ее использованием.

Система призвана обеспечить желающих полной общедоступной информацией о деятельности всех вышеперечисленных ведомств (за исключением Минкомсвязи и Минэкономразвития России). Она не содержит сведений, доступ к которым ограничен федеральными законами. Также система позволит активизировать сотрудничество в области борьбы с преступностью, наладить обмен информацией между указанными ведомствами.

В системе размещаются статинформация, акты, определяющие полномочия ее участников, формы документов, необходимые для получения от последних госуслуг в рамках реализации электронных сервисов, сведения об официальных сайтах указанных субъектов и иных органов власти и др.

Размещенная в системе информация носит справочный характер. Она не имеет правоустанавливающего или правоподтверждающего значения. Оператором системы является МВД России. Доступ к ней обеспечивается через сайт www.112.ru.

Вышеуказанным ведомствам поручено обеспечить распространение информации, содержащейся в системе, начиная с 31 декабря 2010 г. В них же должны быть определены структурные подразделения, которые отвечают за обмен между соответствующим федеральным органом исполнительной власти и системой. Для обмена в т. ч. нужно использовать инфраструктуру общероссийского госинформцентра. Приказ не нуждается в регистрации (письмо Минюста РФ от 19 октября 2010 г. N 01/20900-ДК).

(Приказ Министерства экономического развития РФ, МВД РФ, Минобороны РФ, Минюста РФ, МЧС РФ, Министерства здравоохранения и социального развития РФ, Министерства связи и массовых коммуникаций РФ, Федеральной службы безопасности РФ, Федеральной службы РФ по контролю за оборотом наркотиков, Федеральной таможенной службы, Федеральной миграционной службы и Федеральной налоговой службы от 3 сентября 2010 г. NN 412, 645, 1183, 216, 422, 782н, 120, 425, 370, 1638, 264, ММВ-7-6/437@ "О функционировании Государственной информационной системы "Правоохранительный портал Российской Федерации")

Определены правила ведения госреестра кадастровых инженеров и предоставления сведений из него.

Реестр ведется на электронных носителях и размещается на сайте Росреестра. Этим занимается центральный аппарат Службы.

В реестр вносятся ФИО инженера, дата и место его рождения, контактный телефон, почтовый адрес и адрес электронной почты, данные документа, удостоверяющего личность гражданина России на ее территории, дата выдачи квалификационного аттестата и его идентификационный номер, дата и основание аннулирования указанного документа. Срок - не более 2-х рабочих дней с момента получения соответствующего уведомления от регионального органа исполнительной власти, выдавшего аттестат.

Данные об аннулировании аттестата вносятся в реестр в аналогичный срок. Он исчисляется со дня получения от названного регионального органа копии соответствующего решения квалификационной комиссии. Датой аннулирования аттестата считается день внесения указанных данных в реестр.

Инженер может подать уведомление об изменении сведений о себе. Его рекомендуемая форма размещается на сайте Службы. В таких случаях изменения вносятся в реестр в течение рабочего дня, следующего за днем получения уведомления.

В случае смерти инженера данные о нем исключаются из реестра. Срок - не более 2-х рабочих дней с даты получения соответствующего документа.

Запрос о предоставлении сведений об инженере может подаваться как в бумажной, так и в электронной форме. В первом случае речь идет о личном представлении либо направлении по почте, во втором - о заполнении формы на официальном сайте Службы, отправке XML-документа электронной почтой либо с использованием веб-сервисов.

Рекомендуемая форма запроса размещается на указанном сайте. Сведения из реестра также предоставляются в бумажной (по почте или при личном обращении) и электронной (по электронной почте) формах. Срок - 5 рабочих дней. Зарегистрировано в Минюсте РФ 19 октября 2010 г. Регистрационный N 18759.

(Приказ Министерства экономического развития РФ от 20 сентября 2010 г. N 444 г. "Об утверждении Порядка ведения государственного реестра кадастровых инженеров и Порядка предоставления сведений о кадастровом инженере, содержащихся в государственном реестре кадастровых инженеров")

Скорректирован порядок выплаты некоторых детских пособий.

Изменения, в частности, касаются пособий по беременности и родам женщинам, уволенным в связи с ликвидацией организаций, а также прекращением статуса ИП, частного нотариуса, адвоката, деятельности, подлежащей госрегистрации и (или) лицензированию.

Теперь указанное пособие выплачивается единовременно, не позднее 26 числа месяца, следующего за месяцем приема (регистрации) заявления со всеми необходимыми документами (ранее - ежемесячно, не позднее 26 числа).

Дополнен комплект документов для назначений пособий на ребенка (при рождении и по уходу за ним), появившегося на свет в государстве-участнике Конвенции стран СНГ о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам. Нужно представить документ, подтверждающий факт рождения и регистрации ребенка, выданный компетентным органом иностранного государства, а также его копию.

Он должен быть переведен на русский язык и скреплен гербовой печатью.

Уточнен порядок составления заявления о назначении единовременного пособия при рождении ребенка, выплачиваемого органом соцзащиты населения, при отсутствии у обратившегося лица трудовой книжки. В этом случае нужно указать, что гражданин нигде не работал и не работает, не является ИП, адвокатом, частным нотариусом, и не занимается деятельностью, подлежащей госрегистрации и (или) лицензированию.

Кроме того, если единовременное пособие при рождении ребенка назначается органом соцзащиты населения, дополнительно представляются копии документов, подтверждающих статус лица. Также нужна справка из территориального органа ФСС РФ о том, что гражданин не зарегистрирован в качестве страхователя и не получал пособие за счет средств обязательного соцстрахования.

Урегулирована ситуация, когда пособие женщинам, вставшим на учет в ранние сроки беременности, и единовременное пособие при рождении ребенка не могут быть выплачены страхователем по причине отсутствия денег на его счете в кредитной организации и применения очередности их списания согласно ГК РФ. В этом случае пособия можно получить в территориальном органе ФСС РФ.

Зарегистрировано в Минюсте РФ 18 октября 2010 г. Регистрационный N 18751.

(Приказ Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 23 августа 2010 г. N 709н "О внесении изменений в Порядок и условия назначения и выплаты государственных пособий гражданам, имеющим детей, утвержденный приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 23 декабря 2009 г. N 1012н")


Вернуться в начало


Таможня

Переработка давальческого сырья, ввезенного на территорию государства-члена Таможенного союза с территории иного участника ТС с последующим вывозом продуктов переработки в другую страну, облагается НДС по нулевой ставке.

При этом вывоз может осуществляться в любую страну, в том числе не являющуюся членом ТС. В последнем случае для применения нулевой ставки в налоговый орган вместе с декларацией по НДС представляется таможенная декларация, подтверждающая вывоз за пределы ТС. Заявление о ввозе товаров и уплате косвенных налогов не требуется.

Если продукты переработки вывозятся в страну-член ТС, таможенная декларация не нужна. Обязательно заявление о ввозе товаров и уплате косвенных налогов.

Указанное разъяснение согласовано с Минфином России.

(Письмо Федеральной налоговой службы от 22 октября 2010 г. N ШС-37-3/13942@ "По вопросу налогообложения налогом на добавленную стоимость работ по переработке давальческого сырья, предусмотренных пунктом 1 статьи 4 Протокола о порядке взимания косвенных налогов при выполнении работ, оказании услуг в таможенном союзе от 11.12.2009")

Разъяснен порядок заполнения раздела 3 заявления о ввозе товаров и уплате косвенных налогов на территории Таможенного союза.

Применяется единая форма этого документа. Импортеры представляют в налоговые органы заявления. Это делается, если реализация товаров продавцом покупателю не облагается косвенными налогами в соответствии с законодательством государства-члена ТС продавца (т. к. его территория не является местом реализации товаров). Также информация в указанный раздел вносится при реализации товара через комиссионера, поверенного или агента.

В остальных случаях раздел не заполняется и в состав заявления не включается. Если в нем указаны нули или прочерки, отказать в проставлении отметки на заявлении налоговый орган не вправе.

(Письмо Федеральной налоговой службы от 21 октября 2010 г. N АС-37-2/13886@ "О разъяснении порядка заполнения заявления о ввозе товаров и уплате косвенных налогов")


Вернуться в начало


Финансы

С 1 ноября 2010 года вводятся новые правила "обмена иностранной валюты".

На основании Указания ЦБ РФ от 2 апреля 2010 г. N 2423-У обменные пункты кредитных организаций (филиалов) не позднее 1 октября 2010 года должны быть закрыты либо переведены в статус внутренних структурных подразделений иного вида. При этом внутренние структурные подразделения обязаны осуществлять не только операции по купле-продаже наличной иностранной валюты, но также и иные операции.

Банком России утверждена Инструкция, регламентирующая осуществление уполномоченными банками (их внутренними структурными подразделениями) отдельных банковских операций с наличной иностранной валютой и чеками физических лиц. Определен перечень операций, которые могут осуществляться банком, а также делегироваться внутреннему структурному подразделению (в том числе покупка-продажа валюты и чеков, размен денежных знаков, прием валюты для зачисления на банковские счета), и установлены требования к порядку их осуществления. Так, например, банкам запрещено устанавливать ограничения по номиналу и году выпуска находящихся в обращении денежных знаков иностранных государств, а также по суммам покупаемой и продаваемой валюты (за некоторыми исключениями). Банки не вправе устанавливать разные курсы иностранных валют для разных номиналов денежных знаков иностранных государств. Определены условия и порядок приема денежных знаков на инкассо.

По окончании проведения операции по просьбе физического лица должен быть выдан документ, подтверждающий проведение операции (в отдельных случаях такой документ должен выдаваться в обязательном порядке).

(Инструкция ЦБ РФ от 16.09.2010 N 136-И "О порядке осуществления уполномоченными банками (филиалами) отдельных видов банковских операций с наличной иностранной валютой и операций с чеками (в том числе дорожными чеками), номинальная стоимость которых указана в иностранной валюте, с участием физических лиц")


Вернуться в начало


Судебная практика

Изменены ранее подготовленные разъяснения по применению антимонопольного законодательства.

Включены дополнительные положения, касающиеся установления согласованных действий хозяйствующих субъектов; применения цен, определяемых антимонопольными органами; привлечения к административной ответственности и т. д.

В частности, отмечается, что может подтверждать (в числе прочего) отсутствие согласованных действий конкретного хозяйствующего субъекта. Об этом могут свидетельствовать доказательства, указывающие на наличие у него объективных причин собственного поведения и (или) отсутствие обусловленности его действий поведением иных лиц.

Отдельное внимание в разъяснениях уделяется вопросу о цене, определяемой антимонопольным органом для какого-либо вида товаров.

Пленум подчеркнул, что она носит лишь рекомендательный характер, т. е. не является обязательной для конкретных хозяйствующих субъектов.

Такой вывод аргументирован тем, что Закон о защите конкуренции не устанавливает иное. Вместе с тем применение такой цены в любом случае не может расцениваться судами как нарушение антимонопольного законодательства.

В силу КоАП РФ возбуждение дел по антимонопольным нарушениям возможно лишь после того, как факт их совершения установлен комиссией антимонопольного органа.

Ее решение должно изготавливаться не позднее 10 дней с момента оглашения резолютивной части этого акта. Согласно пояснениям днем вступления его в силу следует считать дату изготовления такого документа в полном объеме. При этом факт его обжалования значения для этого не имеет. Поэтому антимонопольный орган вправе возбудить дело независимо от указанного обращения в суд. С названной даты также исчисляется и срок давности.

Само по себе отсутствие в протоколе по делу информации, содержащейся в названном решении комиссии, не является существенным нарушением, если имеется ссылка на него и оно приложено.

Также рассмотрен вопрос об освобождении от ответственности за заключение соглашения, ограничивающего конкуренцию.

(Постановление Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 14 октября 2010 г. N 52 "О внесении изменений в постановление Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30.06.2008 N 30 "О некоторых вопросах, возникающих в связи с применением арбитражными судами антимонопольного законодательства")

Нельзя доначислить налог на основании справки 2-НДФЛ.

После получения от общества сведений по форме 2-НДФЛ о доходах физических лиц (п. 2 ст. 230 НК РФ) налоговым органом установлено расхождение между суммами налога, подлежащего перечислению в бюджет по данным справок, и суммами фактически перечисленного налога за соответствующий период. В связи с этим инспекцией в адрес общества направлено требование об уплате налога, пени и штрафа по ст. 123 НК РФ.

Суд указал, что справка 2-НДФЛ не может служить основанием для доначисления налога. Указанная справка не является ни декларацией, ни расчетом в смысле ст. 80, 88 НК РФ, поскольку содержит лишь информацию о выплаченных физическим лицам доходах и суммах начисленного и удержанного налога.

Справка по форме 2-НДФЛ не содержит необходимых и достаточных сведений для проверки факта перечисления в бюджет сумм удержанного налоговым агентом НДФЛ, так как в ней отсутствуют сведения о дате фактического получения в банке наличных денежных средств на выплату дохода, о дате фактического получения налогоплательщиком дохода, следовательно, указанная справка не является необходимым документом для осуществления контроля за правильностью исчисления, удержания и перечисления в бюджет данного налога.

Учитывая специфику исчисления и удержания налоговым агентом НДФЛ в зависимости от сроков выплаты заработной платы за каждый месяц (п. 6 ст. 226 НК РФ), вопрос о правильности исчисления, удержания, полноты перечисления и размере пеней может решаться только в ходе проведения выездной налоговой проверки. Задолженность по данному налогу может быть выявлена только в результате выездной проверки. Требование об уплате налога не может быть выставлено по итогам иных мероприятий налогового контроля.

Кроме того, законодательство о налогах и сборах не содержит указания на обязанность налоговых органов осуществлять обязательную проверку представленных налоговыми агентами справок по форме 2-НДФЛ.

(Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от 13.09.2010 N Ф09-6098/10-С2)

Покупатель не обязан контролировать действия поставщика.

ФАС Поволжского округа в Постановлении от 29 сентября 2010 г. по делу N А55-35391/2009 пояснил, что отказывая лицу в праве на вычет по налогу на добавленную стоимость и принятии расходов по налогу на прибыль по мотиву его недобросовестности, как налогоплательщика, налоговый орган обязан доказать именно недобросовестность в его действиях.

ФАС указал, что действующее законодательство не предоставляет покупателю товара необходимых полномочий по контролю за надлежащим представлением поставщиком налоговой и бухгалтерской отчетности, а, значит, несовершение поставщиком этого действия не может служить бесспорным доказательством недобросовестности покупателя.

При этом для получения налогового вычета необходима совокупность следующих условий: наличие счетов-фактур и принятие указанных товаров (работ, услуг) на учет, а также соответствие выставленных счетов-фактур требованиям пунктов 5, 6 статьи 169 НК РФ.

(Постановление ФАС ПО от 29 сентября 2010 г. по делу N А55-35391/2009)


Вернуться в начало


Прочее

"Упрощенец" должен быть налоговым агентом по НДС.

Минфин напомнил, что ПБОЮЛ, применяющие упрощенную систему налогообложения, не освобождаются от исполнения обязанностей налоговых агентов, предусмотренных НК РФ.

Письмом Минфина от 29.04.10 № 03-07-14/30 разъяснено, что индивидуальные предприниматели-"упрощенцы" признаются налоговыми агентами по налогу на добавленную стоимость.

В иных случаях индивидуальные предприниматели, перешедшие на упрощенную систему налогообложения, уплачивать НДС в бюджет не должны.

(Письмо Минфина от 29.04.10 № 03-07-14/30)

Может ли нерезидент получить налоговый вычет?

Письмом Минфина от 11.10.10 № 03-04-06/6-248 разъяснена возможность применения имущественного налогового вычета по налогу на доходы физических лиц физическими лицами, не являющимися резидентами РФ.

Если по итогам налогового периода физическое лицо не будет являться налоговым резидентом Российской Федерации, у такого физического лица не будет иметься оснований для обращения в налоговые органы в целях получения имущественного налогового вычета.

(Письмо Минфина от 11.10.10 № 03-04-06/6-248)

В России будет создан суд по интеллектуальным правам.

Изменения будут внесены в федеральные конституционные законы \"О судебной системе РФ\" и \"Об арбитражных судах в РФ\", а также ряд действующих законов.

В Госдуму уже внесен пакет законопроектов. Новый суд займется рассмотрением дел, касающихся защиты нарушенных прав или оспоренных интеллектуальных прав.

Суд будет рассматривать дела по спорам о предоставлении или прекращении правовой охраны результатов интеллектуальной деятельности и приравненных к ним средств индивидуализации юридических лиц, товаров, работ, услуг и предприятий, за исключением объектов авторского и смежных прав, топологий интегральных микросхем, говорится в проекте.

(Служба новостей TaxHelp.RU)

Предварительный договор не дает права на налоговый вычет.

Налогоплательщик-физическое лицо в 2010 году заключил с застройщиком предварительный договор купли-продажи квартиры. Право собственности на квартиру до настоящего времени не оформлено.

Письмом Минфина от 05.10.10 № 03-04-05/9-594 разъяснено, что если физическое лицо заключило с застройщиком предварительный договор купли-продажи квартиры, но не оформило на нее право собственности, получить имущественный вычет налогоплательщик не может.

(Письмо Минфина от 05.10.10 № 03-04-05/9-594)

Как списывается стоимость капитальных вложений при "упрощенке".

Письмом Минфина от 06.10.10 № 03-11-06/2/154 разъяснен порядок списания стоимости капитальных вложений, осуществленных в период применения УСН. Разъяснено, что здание, которое введено в эксплуатацию при упрощенной системе налогообложения, считается приобретенным (сооруженным) в период применения вышеуказанной системы налогообложения и расходы на его приобретение (сооружение) учитываются в полном размере в составе расходов при определении объекта налогообложения по налогу, уплачиваемому в связи с применением данной системы налогообложения, в вышеуказанном порядке.

(Письмо Минфина от 06.10.10 № 03-11-06/2/154)


Вернуться в начало



При подготовке настоящей рассылки использованы материалы компаний "Гарант", АО "Консультант Плюс"; изданий "Учет. Налоги. Право", "Российский налоговый курьер". Настоящая работа не представляет собой консультацию или совет. ООО "ФинЭкспертиза" не гарантирует достоверность, адекватность и полноту приведенных сведений и не несет ответственность ни за какие ошибки или упущения, а также результаты использования этого материала.