Мониторинг изменений за период 26.07.10 - 30.07.10



Налоги и бухучёт

Значительные изменения, касающиеся налогового администрирования, а также порядка уплаты налогов, внесены в Налоговый кодекс РФ.

Часть первая Налогового кодекса РФ, в частности, дополнена положениями, обеспечивающими более широкое использование во взаимодействии с налоговыми органами электронных документов. Уточнены отдельные понятия и термины, применяемые в Кодексе; обязанности налогоплательщиков (в части представления сообщений об обособленных подразделениях); порядок исчисления налога (в случаях, когда обязанность по исчислению налога возложена на налоговые органы, установлено требование уведомить налогоплательщика о сумме платежа не позднее 30 дней со дня наступления срока платежа). Помимо этого, в частности, скорректирован: порядок признания безнадежными к взысканию и списания недоимки и задолженности по пеням и штрафам; порядок предоставления отсрочки, рассрочки, инвестиционного кредита, порядок направления требования об уплате налога (сокращен общий срок его исполнения с 10 до 8 дней); порядок приостановления операций по счетам налогоплательщиков (в случае неправомерного вынесения налоговым органом решения о приостановлении операций, будут начисляться проценты, подлежащие уплате налогоплательщику); порядок постановки на учет и снятия с учета в налоговых органах. Вносимыми изменениями уточнены составы налоговых правонарушений, а также усилена мера ответственности за их совершение. Так, например, штраф за нарушение срока постановки на учет составит 10 тыс. рублей, за ведение деятельности без постановки на учет в налоговом органе - минимальный штраф 40 тыс. рублей; за непредставление налоговой декларации - не менее 1000 рублей, за нарушение способа представления декларации - 200 рублей.

В часть вторую Налогового кодекса РФ внесены поправки, касающиеся, в том числе, порядка уплаты НДС, НДФЛ, налога на прибыль организаций, госпошлины и некоторых иных налогов. Так, например, предусмотрена возможность составления счетов-фактур в электронном виде по взаимному согласию сторон и при наличии у них совместимых технических и программных средств. В качестве одного из реквизитов счета-фактуры добавлено указание наименования валюты. В перечень доходов, не облагаемых НДФЛ, включены доходы заемщика (его правопреемника) в виде суммы задолженности по кредитному договору, процентам и штрафным санкциям, погашаемой кредитором-выгодоприобретателем за счет страхового возмещения. Уточнены обязанности налоговых агентов, в части ведения учета предоставленных физическим лицам налоговых вычетов, исчисленных и удержанных сумм налога, а также возврата излишне удержанных сумм НДФЛ. Для целей исчисления налога на прибыль организаций теперь амортизируемым признается имущество, первоначальная стоимость которого 40 тыс. рублей (ранее - 20 тыс. рублей); уточнен порядок отнесения к расходам отдельных затрат налогоплательщика, в том числе процентов по долговым обязательствам. Размер госпошлины за выдачу разрешений на трансграничное перемещение опасных отходов и озоноразрушающих веществ, а также на ввоз на территорию РФ ядовитых веществ установлен в твердой сумме (200 тыс. рублей, 100 тыс. рублей и 200 тыс. рублей соответственно).

Кодекс РФ об административных правонарушениях дополнен новой статьей, предусматривающей наступление ответственности за незаконный отказ в доступе должностного лица налогового органа к осмотру территорий налогоплательщика, в отношении которого проводится налоговая проверка.

Признаны утратившими силу ряд законодательных норм, в том числе вносивших изменения в Налоговый кодекс РФ. Закон вступает в силу по истечении одного месяца со дня его официального опубликования, за исключением отдельных положений, для которых установлены иные сроки вступления в силу.

(Федеральный закон от 27.07.2010 N 229-ФЗ "О внесении изменений в часть первую и часть вторую Налогового кодекса РФ и некоторые другие законодательные акты РФ, а также о признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) РФ в связи с урегулированием задолженности по уплате налогов, сборов, пеней и штрафов и некоторых иных вопросов налогового администрирования")

Как подавать налоговую декларацию по земельному налогу.

Письмом от 14.07.10 № 03-05-05-02/53 Минфин напомнил, что налоговая декларация представляет собой письменное заявление налогоплательщика об объектах налогообложения, о полученных доходах и произведенных расходах, об источниках доходов, о налоговой базе, налоговых льготах, об исчисленной сумме налога и (или) о других данных, служащих основанием для исчисления и уплаты налога (ст. 80 НК РФ).

Налогоплательщики земельного налога обязаны представлять в соответствующие налоговые органы декларации по земельному налогу не позднее 1 февраля года, следующего за истекшим налоговым периодом, вне зависимости от налоговых льгот, предоставленных законом субъекта РФ.

(Письмо Минфина РФ от 14.07.10 № 03-05-05-02/53)

Утверждены форма и порядок заполнения налоговой декларации.

Минфин России утвердил форму и порядок заполнения налоговой декларации по НДС и акцизам при импорте товаров в РФ из стран-членов Таможенного союза.

Минюст России зарегистрировал 26.07.10 № 17974 приказ Минфина России от 07.07.10 № 69н "Об утверждении формы налоговой декларации по косвенным налогам (налогу на добавленную стоимость и акцизам) при импорте товаров на территорию Российской Федерации с территории государств-членов таможенного союза и Порядка ее заполнения".

Декларация представляется плательщиками НДС и акцизов (по немаркируемым подакцизным товарам) в налоговые органы по месту учета до 20 числа месяца, следующего за принятием товаров на учет (внесением лизингового платежа). Подавать декларацию обязаны и лица, не являющиеся плательщиками НДС.

Если в отчетном месяце ввезенные товары на учет не поставлены (срок лизингового платежа не наступил), то декларацию представлять не надо.

Декларация может подаваться на бумажном носителе, в том числе по почте, а также с приложением дискеты (магнитного диска) либо отправить по телекоммуникационным каналам связи в электронном виде.

Наряду с декларацией направляется пакет необходимых документов (заявление, банковские выписки, счета-фактуры, договоры, транспортные документы и др.).

(Приказ Минфина России от 07.07.10 № 69н "Об утверждении формы налоговой декларации по косвенным налогам (налогу на добавленную стоимость и акцизам) при импорте товаров на территорию Российской Федерации с территории государств-членов таможенного союза и Порядка ее заполнения")

При реализации товаров (работ, услуг) для официального использования определенным международным организациям и их представительствам, осуществляющим деятельность в России, применяется нулевая ставка НДС. Скорректирован их перечень.

В частности, позиция "Комиссия Европейских сообществ" заменена на "Представительство Европейского союза". Кроме того, в перечень включены Комиссия ТС, Исполком Электроэнергетического совета и Межгосударственный фонд гуманитарного сотрудничества государств-участников СНГ.

Зарегистрировано в Минюсте РФ 16 июля 2010 г. Регистрационный N 17857.

(Приказ МИД РФ и Минфина РФ от 1 июня 2010 г. N 8046/54н "О внесении изменений в Перечень международных организаций и их представительств, осуществляющих деятельность на территории Российской Федерации, при реализации которым товаров (работ, услуг) для официального использования применяется ставка налога на добавленную стоимость в размере 0 процентов, утвержденный приказом Министерства иностранных дел Российской Федерации и Министерства финансов Российской Федерации от 9 апреля 2007 г. N 4938/33н")

О заполнении декларации по НДС, применяемой при импорте товаров в Россию из Беларуси.

Начиная с декларации за июль 2010 г. и до утверждения соответствующей формы используется бланк декларации, применяемый при импорте товаров в Россию из Беларуси (приказ Минфина России от 27 ноября 2006 г. N 153н). Представлять декларацию обязаны все импортеры (включая освобожденных от исчисления и уплаты НДС).

Декларация подается в налоговый орган по месту учета до 20 числа месяца, следующего за тем, когда приняты на учет ввезенные товары (при импорте предметов лизинга - до 20 числа месяца, следующего за месяцем платежа). Если в отчетном месяце импортированные товары на учет не приняты (срок лизингового платежа не наступил), декларацию подавать не нужно.

Приведены особенности составления декларации. Так, титульный лист и раздел 1.1 заполняются во всех случаях, разделы 1.2, 2, 3, 4 и приложение включаются в состав при осуществлении соответствующих операций.

Заявление о ввозе товаров и уплате косвенных налогов представляется на бумажном носителе (4 экземпляра) и в электронном виде.

(Письмо Минфина РФ от 22 июля 2010 г. N 03-07-15/101)

Установлены требования к формированию консолидированной финансовой отчетности.

Принят Закон, определяющий требования к порядку составления, представления и публикации консолидированной финансовой отчетности (КФО). Действие Закона распространяется на кредитные, страховые, а также иные организации, ценные бумаги которых допущены к обращению на торгах фондовых бирж и (или) иных организаторов торговли на рынке ценных бумаг. Консолидированная финансовая отчетность должна составляться в соответствии с МСФО. Порядок представления и публикации указанной отчетности кредитными организациями определяются Центральным банком РФ; организациями, выполняющими государственный оборонный заказ, - Правительством РФ. Отчетность представляется участникам организации, в том числе акционерам, а также в уполномоченный федеральный орган исполнительной власти (за исключением кредитных организаций, которые представляют отчетность также в ЦБ РФ). Годовая КФО подлежит обязательному аудиту. Аудиторское заключение и годовая КФО должны публиковаться в информационных системах общего пользования и (или) СМИ. Требования данного Закона применяются к отчетности организаций за год, следующий за годом признания МСФО для применения на территории РФ (для организаций, ценные бумаги которых допущены к обращению на торгах фондовых бирж и (или) организаторов торговли на рынке ценных бумаг, составляющим КФО по правилам, отличным от МСФО, а также организаций, облигации которых допущены к обращению в указанном выше порядке, - не ранее чем с отчетности за 2015 год).

(Федеральный закон от 27.07.2010 N 208-ФЗ "О консолидированной финансовой отчетности")


Вернуться в начало


Правовые новости

С 1 января 2011 года в Российской Федерации появится процедура медиации - способ урегулирования споров с участием в качестве посредника независимого лица ("медиатора").

С помощью медиатора можно урегулировать споры, возникающие из гражданских правоотношений, в том числе в связи с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности, а также возникающие из трудовых и семейных правоотношений.

Процедура медиации не может применяться к коллективным трудовым спорам, а также спорам, возникающим из упомянутых гражданских, трудовых и семейных правоотношений, в случае, если такие споры затрагивают или могут затронуть права и законные интересы третьих лиц, не участвующих в процедуре медиации, или публичные интересы. Процедура медиации может применяться в процессе рассмотрения дела в суде или третейском суде, и в случае принятия сторонами решения о применении процедуры медиации рассмотрение дела в суде или третейском суде откладывается.

Достигнутое в результате процедуры медиации "медиативное соглашение" представляет собой гражданско-правовую сделку, направленную на установление, изменение или прекращение прав и обязанностей сторон. Медиативное соглашение, достигнутое после передачи спора в суд или третейский суд, может быть утверждено судом или третейским судом в качестве мирового соглашения.

Деятельность медиатора может осуществляться как на профессиональной, так и на непрофессиональной основе.

Осуществлять деятельность медиатора на непрофессиональной основе могут лица, достигшие возраста восемнадцати лет, обладающие полной дееспособностью и не имеющие судимости. Осуществлять деятельность медиатора на профессиональной основе могут лица, достигшие возраста двадцати пяти лет, имеющие высшее профессиональное образование и прошедшие курс обучения по программе подготовки медиаторов, утвержденной в порядке, установленном Правительством РФ. Организацию проведения процедуры медиации могут осуществлять юридические лица, для которых такая деятельность должна быть одной из основных.

Законом регулируются некоторые общие вопросы осуществления процедуры медиации, в частности содержание соглашения о ее проведении, порядок соблюдения ее конфиденциальности, сроки проведения процедуры и основания ее прекращения, а также порядок оплаты деятельности по проведению процедуры медиации. Определены функции саморегулируемых организаций медиаторов, которые могут создаваться медиаторами.

(Федеральный закон от 27.07.2010 N 193-ФЗ "Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедуре медиации)")

Госкорпорация "Роснанотех" будет преобразована в открытое акционерное общество.

Федеральным законом установлен порядок этого преобразования, в частности порядок подготовки предложений о наименовании открытого акционерного общества, размере уставного капитала, кандидатурах членов совета директоров и т.д., порядок перехода прав и обязанностей госкорпорации к открытому акционерному обществу, порядок осуществления в период реорганизации мониторинга и контроля реализации проектов, финансируемых за счет госкорпорации, а также порядок государственной регистрации открытого акционерного общества.

Определены права кредиторов при реорганизации госкорпорации, в частности установлено, что отдельные положения Гражданского кодекса РФ, касающиеся гарантий прав кредиторов реорганизуемого юридического лица, в данном случае не применяются.

Установлено также, что до даты государственной регистрации открытого акционерного общества госкорпорация по решению ее наблюдательного совета в целях развития инновационной инфраструктуры в сфере нанотехнологий создает некоммерческую организацию в форме фонда, реализующего инфраструктурные программы и образовательные программы. Состав и размер имущества госкорпорации, передаваемого ею в создаваемый фонд, утверждаются Правительством РФ. С даты государственной регистрации открытого акционерного общества все права и обязанности по отношению к указанной некоммерческой организации будет осуществлять открытое акционерное общество.

(Федеральный закон от 27.07.2010 N 211-ФЗ "О реорганизации Российской корпорации нанотехнологий")

Средства материнского капитала могут быть использованы на строительство (реконструкцию) своими силами индивидуального жилого дома.

Соответствующее дополнение внесено в Федеральный закон "О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей". Часть средств, т.е. 50 процентов размера средств материнского капитала, может быть выдана на начальном этапе строительства. Остальная часть средств материнского капитала может быть использована на те же цели, не ранее чем по истечении шести месяцев со дня предыдущего получения средств (при этом представляются документы, в том числе подтверждающие проведение основных работ по строительству (реконструкции) объекта). Кроме того, в частности, положениями Закона предусматривается право лиц, имеющих сертификат на материнский капитал, на получение единовременной выплаты за счет средств материнского капитала в размере 12 000 рублей (в размере фактического остатка, не превышающего указанной суммы).

(Федеральный закон от 28.07.2010 N 241-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ и о порядке предоставления единовременной выплаты за счет средств материнского (семейного) капитала")

Уточнены полномочия и организация деятельности саморегулируемых организаций в сфере капитального строительства.

Изменения, внесенные в Градостроительный кодекс РФ, в значительной части касаются полномочий саморегулируемых организаций по обеспечению качества и безопасности различных видов работ в капитальном строительстве. Так, в частности, Кодекс дополнен нормами, устанавливающими минимально необходимые требования к выдаче свидетельств о допуске к работам по организации подготовки проектной документации и свидетельств о допуске к работам по организации строительства (требования к квалификации работников строительной или проектной организации), которые должны содержатся в документах, разрабатываемых и утверждаемых саморегулируемой организацией. Саморегулируемым организациям предоставлено право осуществлять контроль за деятельностью своих членов в части соблюдения ими требований технических регламентов при выполнении инженерных изысканий, подготовке проектной документации, в процессе осуществления строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства.

Установлено подробное определение минимального размера взноса в компенсационный фонд саморегулируемой организации, из которого возмещается вред вследствие недостатков строительных работ; минимальный размер взноса зависит от вида и стоимости планируемых работ, перечень которых включен в соответствующую статью Кодекса. Установлено ограничение на размещение средств компенсационного фонда в целях их сохранения и увеличения - эти средства могут размещаться только в депозиты или депозитные сертификаты в российских кредитных организациях.

Внесены изменения в порядок ведения реестра членов саморегулируемой организации и порядок ведения соответствующим государственным органом государственного реестра саморегулируемых организаций. Внесены изменения в порядок управления саморегулируемой организацией, в частности снят запрет на занятие должности руководителя постоянно действующего коллегиального органа управления саморегулируемой организации в течение двух сроков подряд.

Уточнены условия наступления субсидиарной ответственности Российской Федерации, субъектов РФ и строительных организаций за причинение вреда вследствие недостатков проектных и строительных работ.

Уточнена также компетенция национальных объединений саморегулируемых организаций, в частности по принятию решений об осуществлении выплат в связи с наступлением субсидиарной ответственности саморегулируемой организации, сведения о которой исключены из государственного реестра саморегулируемых организаций.

Изменения, касающиеся упомянутых аспектов деятельности в сфере капитального строительства, внесены и в некоторые другие законодательные акты. Данный Закон внес изменения также в Федеральный закон "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд"; эти изменения касаются, в частности, порядка заключения государственного или муниципального контракта по результатам проведения конкурса, аукциона и открытого аукциона в электронной форме, в том числе порядка обеспечения исполнения контракта.

(Федеральный закон от 27.07.2010 N 240-ФЗ "О внесении изменений в Градостроительный кодекс РФ и отдельные законодательные акты РФ")

Установлена административная ответственность за несоблюдение требований законодательства о государственном контроле (надзоре), а также за непредставление уведомления о начале предпринимательской деятельности.

Двумя новыми составами административных правонарушений дополнен КоАП РФ. За несоблюдение уполномоченными должностными лицами требований законодательства о государственном контроле (надзоре), выразившееся, в частности в нарушении оснований проведения проверки, сроков ее проведения, требовании документов, не относящихся к предмету проверок, предусматривается наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от трех до пяти тысяч рублей. За непредставление юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем уведомления о начале осуществления предпринимательской деятельности (если представление уведомления является обязательным) установлен штраф в отношении должностных лиц в размере от 3 до 5 тыс. рублей, юридических лиц - от 10 до 25 тыс. рублей.

Помимо этого, в частности, для целого ряда административных правонарушений (около 55 статей КоАП РФ) введена мера ответственности в виде предупреждения. Определено, что предупреждение устанавливается за впервые совершенные административные правонарушения, в частности при отсутствии причинения вреда жизни и здоровью людей, окружающей среде, объектам культурного наследия, а также при отсутствии имущественного ущерба.

Также вносимыми в КоАП РФ изменениями, скорректированы полномочия некоторых федеральных органов исполнительной власти по составлению протоколов об административных правонарушениях.

(Федеральный закон от 27.07.2010 N 239-ФЗ "О внесении изменений в Кодекс РФ об административных правонарушениях")

Институт мер специальной профилактики, применяемых органами федеральной службы безопасности, получил законодательное закрепление.

В соответствии с Федеральным законом, органы Федеральной службы безопасности имеют право, в числе прочего, объявлять физическому лицу обязательное для исполнения официальное предостережение о недопустимости действий, создающих условия для совершения преступлений, дознание и предварительное следствие по которым отнесено законодательством РФ к ведению органов федеральной службы безопасности, при отсутствии оснований для привлечения к уголовной ответственности. Определен порядок объявления официального предостережения, а также порядок внесения представлений об устранении причин и условий, способствующих реализации угроз безопасности РФ. Кроме того, статья 19.3 Кодекса РФ об административных правонарушениях дополнена частью 4, устанавливающей ответственность за неповиновение законному распоряжению или требованию сотрудника органов федеральной службы безопасности в связи с исполнением им служебных обязанностей, а равно воспрепятствование исполнению им служебных обязанностей.

(Федеральный закон от 27.07.2010 N 238-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О Федеральной службе безопасности" и в Кодекс РФ об административных правонарушениях")

Утверждение нормативов потребления коммунальных услуг возложено на органы государственной власти субъектов РФ.

В Жилищный кодекс РФ, в Федеральный закон "О ветеранах", в Федеральный закон "О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации", в Федеральный закон "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", в Федеральный закон "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса", а также в некоторые иные законодательные акты внесены изменения, касающиеся, в частности, вопросов, связанных с установлением предельных индексов изменения размера платы граждан за жилые помещения и за коммунальные услуги; создания государственной информационной системы, обеспечивающей оперативный сбор и обработку информации об устанавливаемых тарифах и надбавках организаций коммунального комплекса и нормативах потребления коммунальных услуг; уточнения полномочия Правительства РФ в сфере жилищных отношений. Изменениями, внесенными в Кодекс РФ об административных правонарушениях, устанавливается административная ответственность за непредставление или представление заведомо недостоверных сведений в орган, уполномоченный в области государственного регулирования тарифов, если обязательность представления сведений предусмотрена нормативными правовыми актами для установления, изменения, введения или отмены тарифов, а также исполнения указанным органом полномочий по контролю (надзору), сбору информации.

(Федеральный закон от 27.07.2010 N 237-ФЗ "О внесении изменений в Жилищный кодекс РФ и отдельные законодательные акты РФ")

Внесены многочисленные изменения в Арбитражный процессуальный кодекс РФ.

Наиболее значимые изменения касаются участия в рассмотрении арбитражных дел арбитражных заседателей, подведомственности дел арбитражным судам и порядка осуществления арбитражных процедур в электронной форме.

Установлено, что арбитражные заседатели могут быть привлечены к рассмотрению дел в арбитражных судах первой инстанции по обоснованному ходатайству стороны в связи с особой сложностью дела или необходимостью использования специальных знаний в сфере экономики, финансов, управления. Кандидатуры арбитражных заседателей, в отличие от действующего порядка, не будут выбираться сторонами по делу, а будут определяться из списка арбитражных заседателей, с учетом их специализации, путем случайной выборки с использованием автоматизированной информационной системы или иным способом, применяемым в арбитражном суде для формирования состава суда. Установлен ряд условий, при которых в случае неявки заседателей судья вправе рассмотреть дело единолично.

Уточнены нормативные правовые акты (установлен перечень видов экономической деятельности, регулируемых ими), которые могут оспариваться в арбитражных судах.

В Кодекс внесен ряд норм, регулирующих применение в судопроизводстве компьютерных технологий, в частности устанавливающих возможность представления в арбитражный суд документов (в т.ч. исковых заявлений, апелляционных, кассационных и надзорных жалоб) в электронном виде, посредством заполнения формы, размещенной на сайте суда.

В Кодекс также включена статья, регулирующая участие в судебном заседании путем использования систем видеоконференц-связи. Установлена обязанность протоколирования судебных заседаний с использованием средств аудиозаписи.

Другие изменения, внесенные в Кодекс, касаются, в частности, перечня документов, прилагаемых к исковому заявлению, процедур решения вопроса о судебных расходах, возможности и порядка изложения судьями особых мнений на разных стадиях арбитражного процесса.

Закон вступает в силу по истечении девяноста дней после дня его официального опубликования.

(Федеральный закон от 27.07.2010 N 228-ФЗ "О внесении изменений в Арбитражный процессуальный кодекс РФ")

Внесены изменения в законодательные акты, затрагивающие вопросы предоставления государственных и муниципальных услуг в различных сферах государственного управления.

Нормы, устанавливающие порядок взаимодействия заявителей и государственных (муниципальных) органов, главным образом порядок обращения в эти органы и предоставления ими услуг в электронной форме, включены в законодательные акты, регулирующие деятельность милиции, занятость населения, выезд и въезд в Российскую Федерацию, правовое положение иностранных граждан, промышленное производство (промышленную безопасность), трудовые правоотношения, государственное и негосударственное пенсионное обеспечение, учет в системе пенсионного страхования, лицензирование отдельных видов деятельности, государственную регистрацию юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, порядок рассмотрения обращений граждан, архивное дело и некоторые другие законодательные акты.

(Федеральный закон от 27.07.2010 N 227-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ в связи с принятием Федерального закона "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг")

Установлена ответственность за причинение вреда жизни или здоровью граждан в результате аварии или инцидента на опасном производственном объекте.

В связи с принятием Федерального закона "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте" внесены уточнения, в частности, в Закон РФ "Об организации страхового дела в Российской Федерации", в Федеральный закон "О промышленной безопасности опасных производственных объектов", в Федеральный закон "О безопасности гидротехнических сооружений".

Кроме того, установлена ответственность за причинение вреда жизни или здоровью граждан в результате аварии или инцидента на опасном производственном объекте или в результате аварии гидротехнического сооружения (владелец опасного объекта обязан обеспечить выплату компенсации гражданам в сумме не более 2-х миллионов рублей).

Установлена административная ответственность за эксплуатацию объекта (за исключением ввода в эксплуатацию опасного объекта) в случае отсутствия договора обязательного страхования гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии. Данное правонарушение повлечет наложение штрафа на должностных лиц в размере от 15 тысяч до 20 тысяч рублей, а на юридических лиц - от 300 тысяч до 500 тысяч рублей.

Закон вступает в силу с 1 января 2012 года, за исключением отдельных положений.

(Федеральный закон от 27.07.2010 N 226-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ в связи с принятием Федерального закона "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте")

Разработаны временные методические рекомендации по организации электронного документооборота между налоговыми органами и налогоплательщиками.

Временные методические рекомендации вводятся в действие в целях реализации порядка обмена между налоговыми органами и налогоплательщиками при информировании налогоплательщиков и при предоставлении налогоплательщикам информационных услуг в электронном виде по ТКС. Рекомендации определяют последовательность электронного документооборота с использованием ЭЦП, устанавливают перечень обязательных функций и периодичность их выполнения для каждого участника взаимодействия, а также предусматривают требования к временным характеристикам выполнения функций, к применяемым программным продуктам, к взаимодействию при внештатных ситуациях.

(Письмо ФНС РФ от 08.07.2010 N МН-37-6/6275@ "О Временных методических рекомендациях по организации электронного документооборота между налоговыми органами и налогоплательщиками" (вместе с "Временными методическими рекомендациями по организации электронного документооборота между налоговыми органами и налогоплательщиками при информационном обслуживании и информировании налогоплательщиков в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи"))

Скорректирован перечень продукции, подпадающей под действие техрегламента на молоко и молочную продукцию.

Уточнены определения молокосодержащего и кисломолочного продуктов, айрана, зерненого творога, пломбира и др. Установлены требования к таким продуктам, как сырое обезжиренное, обогащенное, сгущенное с сахаром цельное и обезжиренное молоко, сгущенные с сахаром и сухие сливки.

Срок хранения сырого молока (при соблюдении температурного режима) увеличен с 24 до 36 часов. Исключение - сырое молоко для производства детского питания, которое может храниться не более суток. Разрешено использовать пищевые добавки и ароматизаторы при производстве национальных молочных составных продуктов. Уточнены требования к производству, маркировке и реализации молока и молочной продукции. Особое внимание уделено качеству и безопасности продуктов детского питания на молочной основе. Усовершенствован государственный контроль за соблюдением требований техрегламента. От обязательного подтверждения соответствия техрегламенту освобождено сырое молоко и молочная продукция непромышленного производства, продаваемые гражданами на рынках.

Пересмотрены допустимые уровни содержания потенциально опасных веществ и микроорганизмов в молоке и молочной продукции. Так, в сыром молоке и продуктах его переработки могут присутствовать антибиотики (что ранее не разрешалось).

Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования, за исключением отдельных положений, для которых предусмотрен иной срок введения в действие.

(Федеральный закон от 22 июля 2010 г. N 163-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Технический регламент на молоко и молочную продукцию")

Приняты поправки в законодательство в области добычи и использования угля.

Поправки призваны повысить взрывобезопасность при добыче (переработке) угля (горючих сланцев).

Для этого должны проводить вентиляцию шахт и дегазацию. Последняя представляет собой извлечение и вывод взрывоопасных газов с целью снизить их содержание в шахте, угольных пластах и выработанном пространстве до допустимых норм.

Условие об указанном выше снижении включено в содержание лицензии на пользование недрами.

Правительство РФ устанавливает нормы, при превышении которых дегазация обязательна.

Если требования по дегазации не выполняются, взимается административный штраф. С граждан - от 3 до 5 тыс. руб., с должностных лиц - от 30 до 50 тыс. руб., с организаций - от 800 тыс. до 1 млн. руб. Федеральный закон вступает в силу по истечении 90 дней после его официального опубликования.

(Федеральный закон от 26 июля 2010 г. N 186-ФЗ "О внесении изменений в статьи 1 и 14 Федерального закона "О государственном регулировании в области добычи и использования угля, об особенностях социальной защиты работников организаций угольной промышленности" и отдельные законодательные акты Российской Федерации")

Приняты поправки в законодательство об электроэнергетике.

Ранее было предусмотрено, что с 1 января 2011 г. прекращается право организации по управлению единой национальной (общероссийской) электросетью передавать в аренду территориальным сетевым организациям объекты электросетевого хозяйства. Речь идет о договорах "последняя миля", заключаемых с ОАО "ФСК ЕЭС".

До 2014 г. планируется довести тарифы для населения до рыночного уровня. Цель - ликвидировать перекрестное субсидирование.

В связи с этим до указанной даты продлен срок действия договоров "последняя миля".

Расширены полномочия Правительства РФ. Оно устанавливает порядок согласования передачи вышеуказанных объектов в аренду территориальным сетевым организациям.

(Федеральный закон от 26 июля 2010 г. N 188-ФЗ "О внесении изменений в статьи 8 и 21 Федерального закона "Об электроэнергетике")

Поправки в законодательство, связанные с принятием Закона о теплоснабжении.

  1. Закон об электроэнергетике теперь не распространяется на потребителей тепловой энергии.
    В отношении производителей товаров и услуг в сфере теплоснабжения не применяется Закон об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса.
    Вносятся изменения в Закон о защите прав организаций и предпринимателей при осуществлении контроля (надзора). Так, готовность теплоснабжающих и теплосетевых организаций, потребителей тепловой энергии, муниципальных образований к отопительному периоду будут проверять ежегодно. Порядок должен устанавливаться уполномоченным федеральным органом. При этом особенности организации и проведения проверок определяются специальным законом.
    Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования. Исключение - поправки к Закону об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса. Эти изменения вступают в силу с 1 января 2011 г.

    (Федеральный закон от 27 июля 2010 г. N 191-ФЗ "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О теплоснабжении")

  2. В качестве теплоснабжающей организации выступает лицо, имеющее в собственности (на ином основании) источники энергии или тепловые сети.
    Потребители, в том числе застройщики, желающие подключиться к системе теплоснабжения, должны заключать договоры и вносить регулируемую плату.
    Установлен исчерпывающий перечень регулируемых тарифов на товары и услуги в сфере теплоснабжения. Цены на иные виды товаров и услуг определяются сторонами.
    Тарифы могут быть одноставочными, двухставочными, дифференцироваться по видам (параметрам) теплоносителя, по группам потребителей, по зонам дальности передачи энергии.
    Определены особенности теплоснабжения многоквартирных домов. Заключается отдельный договор. В нем предусматривается поставка тепловой энергии (мощности) и теплоносителя в объемах, необходимых для предоставления коммунальных услуг.
    Количество реализуемых тепловой энергии и теплоносителя учитывается с помощью специальных приборов. Их устанавливают собственники источников или установок.
    Приборы учета в новом многоквартирном доме должен устанавливать застройщик за свой счет. Это нужно сделать до того, как получено разрешение на ввод в эксплуатацию.
    Теплоснабжающие организации должны иметь допуск к работам, которые обеспечивают функционирование систем теплоснабжения. Его выдает саморегулируемая организация. Закреплен ее статус.
    Федеральный закон вступает в силу со дня официального опубликования, за исключением положений, для которых предусмотрены иные сроки.

    (Федеральный закон от 27 июля 2010 г. N 190-ФЗ "О теплоснабжении")

  3. Собственники и иные законные владельцы тепловых электростанций обязаны обеспечивать наличие запасов топлива. Нормативы и порядок их создания и использования определит Правительство РФ или уполномоченный им орган. Кроме того, они вправе утверждать правила оценки готовности субъектов электроэнергетики к отопительному сезону и технического контроля (надзора) в электроэнергетике (государственного энергонадзора).
    За нарушение нормативов, а также порядка создания и использования запасов топлива будут штрафовать: организации - в размере стоимости топлива, недостающего до выполнения норматива; должностных лиц - на 30-50 тыс. руб. Последние также могут быть дисквалифицированы на срок от 18 месяцев до 3 лет.
    Установлена административная ответственность за нарушение правил вывода в ремонт объектов электроэнергетики. Наказание может последовать, если это повлекло полное и (или) частичное ограничение режима потребления электрической и (или) тепловой энергии более чем на 3 календарных дня. Для должностных лиц предусмотрена та же санкция, что и за вышеуказанное правонарушение; для организаций - штраф от 0,5 до 1 млн. руб.
    Федеральный закон вступает в силу с 1 декабря 2010 г.

    (Федеральный закон от 26 июля 2010 г. N 189-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об электроэнергетике" и Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях в целях обеспечения устойчивого и надежного снабжения электрической и тепловой энергией ее потребителей")

Изменения связаны с тем, что с 1 января 2011 г. утрачивает силу Закон о госрегулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию.

В целях обеспечения дальнейшего функционирования системы тарифного регулирования вносятся поправки в Законы об электроэнергетике и об особенностях ее функционирования в переходный период.

В Закон об электроэнергетике введены статьи, устанавливающие принципы и методы госрегулирования цен (тарифов) в этой сфере, а также соответствующие полномочия госорганов. Закреплены особенности госрегулирования платы за технологическое присоединение к электросетям. Поправками также регламентируется область госрегулирования цен (тарифов) в условиях ограничения или отсутствия конкуренции, а также на оптовых и розничных рынках.

Закон вступает в силу со дня его официального опубликования. Исключение - положение о том, что владельцы некоторых объектов по производству электроэнергии обязаны реализовывать ее только на оптовом рынке (за исключением случаев, установленных Правительством РФ). Речь идет об объектах, которые присоединены к Единой энергосистеме России и установленная генерирующая мощность каждого из которых равна 25 МВт или превышает это значение. Данная норма применяется с 1 января 2011 г.

(Федеральный закон от 26 июля 2010 г. N 187-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об электроэнергетике" и Федеральный закон "Об особенностях функционирования электроэнергетики в переходный период и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "Об электроэнергетике")

Если обладатель прав на единую технологию, созданную за счет бюджетных средств или с их привлечением, не может реализовать ее на практике или предоставить иным лицам для применения в России, он может передать указанные права для использования за границей.

Для этого необходимо согласие госзаказчика или распорядителя бюджетных средств. Установлены правила его получения.

Согласие получается в отношении всех результатов интеллектуальной деятельности, входящих в состав единой технологии как единое целое.

Для этого правообладатель представляет ряд документов. Среди них - заявление, проект лицензионного договора о передаче права, сведения, доказывающие невозможность самостоятельно применять технологию или передать ее для использования в России.

Документы рассматриваются в течение 2 месяцев. Затем выносится письменное мотивированное решение о согласии или несогласии. Второе возможно при отсутствии надлежащих доказательств.

(Постановление Правительства РФ от 14 июля 2010 г. N 515 "О порядке получения согласия государственного заказчика или распорядителя бюджетных средств на передачу права на единую технологию гражданского назначения, созданную за счет бюджетных средств или с их привлечением, для использования на территориях иностранных государств")

В отношении отдельной продукции могут устанавливаться предельно допустимые розничные цены. Причина - в течение 30 календарных дней в одном или нескольких регионах отмечен рост стоимости не менее чем на 30%.

Речь идет о социально значимых продовольственных товарах первой необходимости. К ним относятся говядина и свинина (кроме бескостного мяса), сливочное и подсолнечное масла, сахар-песок, рис, пшено, вермишель, картофель, репчатый лук, морковь и др.

Предельные розничные цены устанавливает Правительство РФ на срок не более 90 календарных дней.

Предложения установить предельные цены готовит Минэкономразвития России по результатам еженедельного макроэкономического анализа.

По соглашению сторон в цену договора поставки может включаться вознаграждение, выплачиваемое в связи с приобретением определенного количества товаров.

Определен перечень социально значимых продовольственных товаров, за приобретение которых такое вознаграждение не выплачивается. Это мясо кур (тушки кур, цыплят, в т. ч. бройлеров), молоко питьевое пастеризованное 2,5-3,2% жирности, хлеб и хлебобулочные изделия из ржаной муки и ее смеси с пшеничной со сроком годности менее 10 дней.

(Постановление Правительства РФ от 15 июля 2010 г. N 530 "Об утверждении Правил установления предельно допустимых розничных цен на отдельные виды социально значимых продовольственных товаров первой необходимости, перечня отдельных видов социально значимых продовольственных товаров первой необходимости, в отношении которых могут устанавливаться предельно допустимые розничные цены, и перечня отдельных видов социально значимых продовольственных товаров, за приобретение определенного количества которых хозяйствующему субъекту, осуществляющему торговую деятельность, не допускается выплата вознаграждения")

Уточнен порядок использования некоммерческими организациями (НКО) наименований "Россия", "Российская Федерация", а также производных слов.

Правительство РФ устанавливает порядок выдачи разрешений на включение в название НКО этих наименований.

Это не касается отдельных объединений. Речь идет об общественных, имеющих статус общероссийских, и централизованных религиозных организациях, структуры которых действовали в России на протяжении не менее 50 лет. Период учитывается на момент обращения с заявлением о госрегистрации.

Предусмотрена возможность отозвать разрешение. В этом случае НКО в течение 3 месяцев должна внести соответствующие изменения в свои учредительные документы.

Признано утратившим силу постановление Верховного Совета РФ от 14 февраля 1992 г. N 2355-1, которым урегулирован порядок использования официального наименования. Данный акт был рассчитан на временное применение.

(Федеральный закон от 22 июля 2010 г. N 164-ФЗ "О внесении изменения в статью 4 Федерального закона "О некоммерческих организациях" и о признании утратившими силу Постановления Верховного Совета Российской Федерации "О порядке использования наименований "Россия", "Российская Федерация" и образованных на их основе слов и словосочетаний в названиях организаций и других структур" и части второй статьи 50 Федерального закона "Об общественных объединениях")

Органы местного самоуправления поселений и городских округов до прибытия подразделений Государственной противопожарной службы обязаны принимать меры по локализации пожара.

Установлено, что локализация пожара - это действия, направленные на предотвращение возможности дальнейшего распространения горения и создание условий для его ликвидации имеющимися силами и средствами.

Ранее в законе данное определение отсутствовало. Это создавало трудности в применении вышеуказанной нормы.

(Федеральный закон от 23 июля 2010 г. N 173-ФЗ "О внесении изменения в статью 1 Федерального закона "О пожарной безопасности")

Общественная палата обеспечивает деятельность Уполномоченного по правам ребенка.

Организационное, правовое, аналитическое, информационное, документационное, финансовое и материально-техническое обеспечение деятельности Уполномоченного при Президенте РФ по правам ребенка возложено на аппарат Общественной палаты РФ. В связи с этим увеличиваются расходы на содержание аппарата палаты.

(Федеральный закон от 23 июля 2010 г. N 177-ФЗ "О внесении изменений в статьи 26 и 28 Федерального закона "Об Общественной палате Российской Федерации")

В связи с реформированием системы госучреждений регламентирован порядок реализации федеральными министерствами и ведомствами полномочий учредителя в отношении подведомственных им бюджетных и казенных учреждений.

Названные полномочия достаточно широки. Они, в частности, включают создание, реорганизацию, изменение типа и ликвидацию учреждения; утверждение его устава; назначение руководителя; формирование и финансирование госзадания на оказание госуслуг. Только с согласия учредителя бюджетное учреждение может стать участником хозяйственного общества, распоряжаться недвижимым и особо ценным движимым имуществом. Казенному учреждению необходимо согласие учредителя на распоряжение любым имуществом.

Сделки с недвижимостью, а также участие бюджетных учреждений в хозяйственных обществах согласовываются учредителем с одобрения Росимущества. Самостоятельно указанные вопросы решают лишь Минобороны России, Росморречфлот и Управление делами Президента РФ.

Крупные сделки и сделки с заинтересованностью могут заключаться бюджетными учреждениями лишь по согласованию с учредителем (с его одобрения).

Уточнен порядок реализации полномочий учредителя федерального автономного учреждения.

Постановление вступает в силу с 1 января 2011 г., за исключением отдельных положений, для которых предусмотрен иной срок введения в действие.

(Постановление Правительства РФ от 26 июля 2010 г. N 537 "О порядке осуществления федеральными органами исполнительной власти функций и полномочий учредителя федерального государственного учреждения")

Лицам, находящимся в состоянии алкогольного, наркотического или иного токсического опьянения, запрещается эксплуатировать транспортное средство.

Утрачивает силу норма КоАП РФ, в которой определялось, что считается опьянением. Согласно ей водитель мог управлять транспортом, если концентрация абсолютного этилового спирта составляла до 0,3 г на 1 л крови или до 0,15 мг на 1 л выдыхаемого воздуха.

(Федеральный закон от 23 июля 2010 г. N 169-ФЗ "О внесении изменения в статью 19 Федерального закона "О безопасности дорожного движения" и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации")


Вернуться в начало


Таможня

С 1 августа 2010 года повышаются ставки таможенных пошлин на нефть сырую и товары из нефти, вывозимые с территории РФ за пределы государств - участников соглашений о Таможенном союзе.

В частности, ставка пошлины для нефти сырой составит 263,8 доллара США за 1000 кг (в настоящее время - 248,8 доллара США за 1000 кг). Вывоз топлива жидкого, масел, отработанных нефтепродуктов будет осуществляться по ставке таможенной пошлины в размере 102,4 доллара США за 1000 кг (ранее - 96,9 доллара США за 1000 кг). Со 179,9 до 190 долларов США за 1000 кг повышена ставка пошлины на легкие и средние дистилляты, газойли, бензол, толуол, ксилолы. Ставка пошлины на пропан, бутаны, этилен, пропилен, бутилен и бутадиен, прочие сжиженные газы будет составлять 37,1 (сейчас - 20,5 доллара США за 1000 кг).

(Постановление Правительства РФ от 28.07.2010 N 568 "Об утверждении ставок вывозных таможенных пошлин на нефть сырую и на отдельные категории товаров, выработанные из нефти, вывозимые за пределы территории РФ и территории государств - участников соглашений о Таможенном союзе")

Разъяснен порядок подтверждения фактического вывоза товаров в целях применения нулевой ставки НДС.

С 1 июля 2010 г. вступил в силу Таможенный кодекс Таможенного союза. Если товары помещены под таможенные режимы вывоза до 1 июля 2010 г. и экспортированы через Казахстан за пределы союза либо в саму Республику, отметку о фактическом вывозе проставляют российские таможенные органы на российско-казахстанском участке госграницы. При этом дата фактического вывоза значения не имеет.

При помещении товаров под режимы вывоза после 1 июля 2010 г. факт вывоза подтверждается в порядке, аналогичном вывозу товаров с территории Союзного государства России и Беларуси. При экспорте через Казахстан отметка ставится пограничными таможенными органами этой страны.

Формировать архив документов о вывозе товаров через Казахстан и рассылать их по запросам поручено Оренбургской таможне.

(Письмо Федеральной таможенной службы от 16 июля 2010 г. N 04-45/35094 "О подтверждении фактического вывоза товаров")

О порядке перемещения наличных денежных средств и денежных инструментов.

В связи с применением с 5 июля 2010 года Договора о порядке перемещения физическими лицами наличных денежных средств и (или) денежных инструментов через таможенную границу Таможенного союза (далее - Договор) разъясняется следующее.

В соответствии с Договором снимаются ограничения по сумме на вывоз физическими лицами (как резидентами, так и нерезидентами) наличных денежных средств за пределы таможенной территории Таможенного союза и устанавливается необходимость таможенного декларирования в письменной форме как при ввозе, так и при вывозе наличных денежных средств и (или) дорожных чеков в общей сумме, превышающей в эквиваленте 10 000 долларов США. При этом в случае перемещения через таможенную границу Таможенного союза наличных денежных средств и (или) дорожных чеков в общей сумме, равной либо не превышающей в эквиваленте 10 000 долларов США, они могут быть задекларированы в письменной форме по желанию физического лица.

Денежные инструменты, за исключением дорожных чеков, перемещаемые через таможенную границу Таможенного союза, подлежат письменному декларированию независимо от суммы.

На основании пункта 2 статьи 6 Соглашения между Правительством Республики Беларусь и Российской Федерацией от 6 января 1995 года "О Таможенном союзе", Соглашения от 20 января 1995 г. "О Таможенном союзе" между Правительством Республики Беларусь, Российской Федерацией и Республики Казахстан и пункта 2 статьи 96 Таможенного кодекса Таможенного союза денежные средства и денежные инструменты не подлежат декларированию в письменной форме при их перемещении физическими лицами через внутренние границы государств - членов Таможенного союза. Таможенные органы, расположенные в пунктах пропуска через государственную границу Российской Федерации, при принятии решения о контроле соблюдения вышеуказанных требований должны руководствоваться информацией о маршруте следования физического лица.

В соответствии с пунктом 3 Решения Комиссии Таможенного союза от 18 июня 2010 года N 287 "Об утверждении формы пассажирской таможенной декларации и порядка заполнения пассажирской таможенной декларации" до 1 января 2011 года при таможенном декларировании товаров для личного пользования допускается использование бланков деклараций, установленных законодательством государств - членов Таможенного союза. В целях обеспечения реализации требований статьи 6 Договора о необходимости заполнения дополнительного формуляра пассажирской таможенной декларации "Декларация наличных денег и (или) денежных инструментов" до обеспечения таможенных органов новыми бланками пассажирской таможенной декларации допускается использование бланков "Декларация наличных денег и (или) денежных инструментов", изготовленных с применением печатающих устройств электронной вычислительной техники, размером 148 x 210 мм (формат A5) или 210 x 296 мм (формат A4), в дополнение к ранее установленной форме пассажирской таможенной декларации.

(Письмо ФТС от 16 июля 2010 г. N 01-11/35110)


Вернуться в начало


Финансы

Внесены изменения в Закон о противодействии легализации преступных доходов и КоАП РФ.

Основное их назначение - привести национальное законодательство в соответствие с рекомендациями международной Группы разработки финансовых мер борьбы с отмыванием денег (ФАТФ). В ее состав входят более 30 государств, включая Россию.

Расширен и уточнен понятийный аппарат закона. Его действие распространено на зарубежные филиалы, представительства и "дочек" организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом.

В соответствии с поправками особое внимание должно уделяться деловым отношениям и операциям с лицами из стран, которые не выполняют рекомендации ФАТФ.

Установлен запрет заключать договор банковского счета (вклада) с клиентом, если он или его представитель не подали необходимые для их идентификации документы.

Организациям запрещено информировать клиентов и иных лиц о принимаемых мерах по противодействию легализации преступных доходов и финансированию терроризма. Установлен ряд исключений из этого правила. Это случаи сообщения о необходимости предоставить документы, о приостановлении операции, отказе выполнять распоряжение клиента о ее совершении или отказе заключить договор банковского счета (вклада) по основаниям, предусмотренным законом.

В новой редакции изложена статья 15.27 КоАП РФ. Предусматриваются различные меры ответственности за непредставление информации об операциях, подлежащих обязательному контролю, нарушение сроков заявления о постановке на учет и (или) сроков направления правил внутреннего контроля на согласование, неисполнение законодательства в части организации и (или) осуществления внутреннего контроля, уголовно ненаказуемые нарушения, повлекшие отмывание денег или финансирование терроризма.

Введены статьи об органах банковского надзора и осуществляющих контроль и надзор в сферах страховой деятельности и кредитной кооперации. Они будут рассматривать дела об указанных правонарушениях.

Закон вступает в силу по истечении 180 дней с момента официального опубликования.

(Федеральный закон от 23 июля 2010 г. N 176-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма" и Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях")

Внесены изменения в законодательство о банковской деятельности относительно органов управления кредитной организацией.

Руководитель одной кредитной организации (ее филиала) не вправе занимать должности в другой.

Предусмотрено исключение для случаев, когда данные юрлица по отношению друг к другу являются основным и дочерним обществами.

Теперь единоличный исполнительный орган дочерней организации вправе занимать должности (кроме председателя) в коллегиальном исполнительном органе основного общества.

(Федеральный закон от 23 июля 2010 г. N 181-ФЗ "О внесении изменений в статью 11.1 Федерального закона "О банках и банковской деятельности")

Уточнено, как банк в электронном виде сообщает налоговому органу об открытии или закрытии счета плательщика, об изменении его реквизитов.

Банк направляет электронное сообщение через Центр информационных технологий Банка России (ранее - через Главный центр информатизации).

Определены особенности отправки сообщения, сформированного филиалом банка, не имеющим БИК и совершающим расчеты через корреспондентский субсчет другого филиала.

Сообщение можно направить в уполномоченный налоговый орган через такой филиал, имеющий БИК. Он должен быть наделен двумя полномочиями. Во-первых, самостоятельно передавать электронные сообщения. Во-вторых, принимать и направлять информацию, сформированную филиалом, у которого нет БИК.

В новой редакции изложены форматы и структура электронных сообщений, квитанции о принятии (непринятии) уполномоченным налоговым органом информации и извещения об ошибках.

Обновлен Справочник кодов причин непринятия электронного сообщения. Пересмотрена структура наименования транспортного файла уполномоченного налогового органа.

Указание вступает в силу по истечении 3 месяцев после дня его официального опубликования.

Зарегистрировано в Минюсте РФ 7 июля 2010 г. Регистрационный N 17755.

(Указание ЦБР от 18 мая 2010 г. N 2446-У "О внесении изменений в Положение Банка России от 7 сентября 2007 года N 311-П "О порядке сообщения банком в электронном виде налоговому органу об открытии или о закрытии счета, об изменении реквизитов счета")

Определено, как производится депозитарный учет федеральных государственных ценных бумаг, если они используются для повышения капитализации банков.

Для учета облигаций федерального займа, вносимых по договору мены для оплаты привилегированных акций банка, размещаемых им в рамках повышения капитализации, открываются 2 раздела: "Для повышения капитализации банков" эмиссионного счета "депо" Эмитента; "Блокировано для повышения капитализации банка" счета "депо" владельца-банка.

При передаче облигаций их переводят из первого раздела на второй.

Перевод из второго раздела на основной раздел счета "депо" владельца-банка возможен, если банк исполнил договор мены.

Указание вступает в силу по истечении 10 дней после официального опубликования.

Зарегистрировано в Минюсте РФ 13 июля 2010 г. Регистрационный N 17800.

(Указание ЦБР от 7 июня 2010 г. N 2464-У "О депозитарном учете федеральных государственных ценных бумаг Российской Федерации при их использовании для повышения капитализации банков")


Вернуться в начало


Судебная практика

Камеральных проверок по НДС можно избежать.

Налогоплательщик не стал заявлять НДС к вычету в периоде, когда у него возникло право на заявление этого вычета, поскольку посчитал, что лучше заявит его позже в том периоде, в котором у него не будет НДС к возмещению.

Когда спустя некоторое время налоговый орган провел выездную налоговую проверку по НДС, то он снял налогоплательщику этот вычет по причине того, что он заявлен в неправильном периоде. По мнению налогового органа, каждый вычет имеет строго один период, в котором он может быть заявлен – налогоплательщик не имеет никакого выбора в этом вопросе.

Согласно позиции Президиума Высшего Арбитражного суда, изложенной в его постановлении от 15 июня 2010 года N 2217/10, Налоговый кодекс не исключает возможности применения вычета сумм налога на добавленную стоимость за пределами налогового периода, в котором возникает право на этот вычет.

Вместе с тем непременным условием для применения налогового вычета и соответствующего возмещения сумм налога на добавленную стоимость является соблюдение трехлетнего срока, установленного пунктом 2 статьи 173 НК РФ.

Эта правовая позиция позволяет налогоплательщикам планировать свои вычеты таким образом, чтобы по возможности создавать как можно реже ситуации с возмещением НДС. Уменьшая число таких ситуаций, налогоплательщик фактически лишает налоговый орган проверять декларации по НДС в камеральном режиме, а значит уменьшает риск возникновения налоговых претензий.

Согласно п. 8 ст. 88 НК РФ при подаче налоговой декларации по налогу на добавленную стоимость, в которой заявлено право на возмещение налога, налоговый орган вправе для камеральной налоговой проверки истребовать у налогоплательщика документы, подтверждающие правомерность применения налоговых вычетов. Если же подается декларация "к уплате", то налоговый орган будет не вправе проверять вычеты иначе, как в режиме выездной налоговой проверки.

(Постановление Президиума Высшего арбитражного суда от 15 июня 2010 г. N 2217/10)

Мировое соглашение может предусматривать отсрочку по уплате налога.

По условиям мирового соглашения на основании решения собрания кредиторов обществу предоставлена отсрочка по уплате задолженности по обязательным платежам сроком на один месяц. Налоговый орган обратился с кассационной жалобой, в которой указал на необходимость обращения налогоплательщика с заявлением в налоговый орган о предоставлении рассрочки платежей в порядке, предусмотренном НК РФ.

Арбитражный суд может утвердить мировое соглашение, предусматривающее отсрочку по уплате налоговых платежей. Предусмотренный ст. 64 НК РФ порядок действует в случае, когда инициатором рассрочки платежей выступает налогоплательщик. В рассматриваемой ситуации рассрочка налоговых платежей является условием мирового соглашения, заключенного в рамках дела о несостоятельности должника, на основании решения собрания кредиторов.

(Постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 30 марта 2010 г. по делу N А79-3431/2009)

Плательщики НДС не обязаны знать, какую систему налогообложения применяют контрагенты.

ФАС Западно-Сибирского округа в Постановлении от 20 июля 2010 г. по делу N А45-25527/2009 подтвердил, что НК РФ не вменяет в обязанность плательщикам НДС выяснять, какую систему налогообложения применяют продавцы приобретаемых ими товаров.

Судебная практика разрешения налоговых споров исходит из презумпции добросовестности налогоплательщиков и иных участников правоотношений в сфере экономики. В связи с этим предполагается, что действия налогоплательщика, имеющие своим результатом получение налоговой выгоды, экономически оправданны, а сведения, содержащиеся в налоговой декларации и бухгалтерской отчетности, - достоверны.

Представление налогоплательщиком в налоговый орган всех надлежащим образом оформленных документов, предусмотренных законодательством о налогах и сборах, в целях получения налоговой выгоды является основанием для ее получения, если налоговым органом не доказано, что сведения, содержащиеся в этих документах, неполны, недостоверны и противоречивы.

(Отдел новостей ИА "Клерк.Ру")

Сам факт наличия счетов-фактур не подтверждает права на вычет.

ФАС Западно-Сибирского округа в Постановлении от 19 июля 2010 г. по делу N А46-24421/2009 пояснил, что сам факт наличия у предпринимателя счетов-фактур и иных первичных документов не означает автоматического подтверждения им права на уменьшение налогооблагаемой базы по НДС.

ФАС указал, что право налогоплательщика на налоговые вычеты обусловлено фактами выставления счетов-фактур с НДС при приобретении товаров, принятия на учет данных товаров и наличия соответствующих первичных документов.

Первичные учетные документы принимаются к учету, если они составлены по форме, содержащейся в альбомах унифицированных форм первичной учетной документации; должны содержать наименование должностей лиц, ответственных за совершение хозяйственной операции и правильность ее о??ормления, личные подписи указанных лиц.

Наличие же счетов-фактур не означает автоматического подтверждения права на уменьшение налогооблагаемой базы по НДС, если представленные документы в своей совокупности с достоверностью не подтверждают реальность операций и иные обстоятельства, с которыми законодатель связывает право налогоплательщика на применение налоговых вычетов по НДС.

(Отдел новостей ИА "Клерк.Ру")


Вернуться в начало


Прочее

О порядке установления срока полезного использования.

Срок полезного использования объекта основных средств определяется организацией самостоятельно при принятии объекта к бухгалтерскому учету (п. 20 ПБУ 6/01).

Как разъяснено письмом Минфина России от 15.07.10 № 03-05-05-01/27, сроком полезного использования является период, в течение которого использование объекта основных средств приносит экономические выгоды (доход) организации.

Для отдельных групп основных средств срок полезного использования определяется исходя из количества продукции (объема работ в натуральном выражении), ожидаемого к получению в результате использования этого объекта (п. 4 ПБУ 6/01).

(Письмо Минфина России от 15.07.10 № 03-05-05-01/27)

О получении имущественных налоговых вычетов по НДФЛ.

Письмом Минфина России от 16.07.10 № 03-04-05/7-399 разъяснено, что если 1/3 доли в праве собственности на квартиру была продана в 2009 году, то налогоплательщик имеет право на получение имущественного налогового вычета, предусмотренного подпунктом 1 пункта 1 статьи 220 НК РФ, по доходам за 2009 год.

Для подтверждения права на имущественный налоговый вычет при приобретении квартиры, комнаты, доли (долей) в них налогоплательщик представляет договор о приобретении квартиры и документы, подтверждающие право собственности на квартиру (абз. 22 подп. 2 п. 1 ст. 220 НК РФ).

В случае если свидетельство о государственной регистрации права собственности будет получено в 2010 году, то налогоплательщик вправе обратиться в налоговый орган в установленном порядке за получением имущественного налогового вычета, предусмотренного подпунктом 2 пункта 1 статьи 220 Кодекса, по доходам за 2010 год и последующие годы.

(Письмо Минфина России от 16.07.10 № 03-04-05/7-399)

Как платят налоги наследники.

Письмом Минфина России от 14.07.10 № 03-05-04-01/38 разъяснено, что если физическим лицом до его смерти не были получены налоговые уведомления на уплату транспортного налога, земельного налога, налога на имущество физических лиц, то при отсутствии его обязанности по уплате этих налогов не возникает и задолженность по таким налогам у наследников умершего физического лица.

В связи с этим в случае, когда на момент исчисления (перерасчета) сумм указанных налогов у налогового органа имеется информация о смерти физического лица - налогоплательщика по соответствующему налогу, исчисление (перерасчет) сумм таких налогов в отношении этого лица не производится.

Исчисленные налоговым органом суммы транспортного налога, земельного налога, налога на имущество физических лиц, по которым налоговые уведомления не были получены физическим лицом до его смерти, подлежат списанию налоговым органом.

(Письмо Минфина России от 14.07.10 № 03-05-04-01/38)

Освобождается ли от налогообложения благотворительная помощь.

Письмом Минфина России от 15.07.10 № 03-04-06/9-150 разъяснено, что если единовременные выплаты осуществляются в виде благотворительной помощи зарегистрированной в установленном порядке российской благотворительной организацией в целях улучшения материального положения малообеспеченных, а также безработных, инвалидов и иных граждан, которые в силу своих физических особенностей не способны самостоятельно реализовать свои права, то данные выплаты не облагаются налогом на доходы физических лиц (НДФЛ).

Ежемесячные выплаты денежной помощи физическим лицам не отвечают критерию единовременности, носят постоянный характер и в этой связи подлежат налогообложению налогом на доходы физических лиц в общеустановленном порядке.

В отношении таких выплат могут быть предоставлены стандартные налоговые вычеты, предусмотренные статьей 218 НК РФ, если они не были получены физическим лицом по иным доходам.

(Письмо Минфина России от 15.07.10 № 03-04-06/9-150)

Как получить имущественный налоговый вычет по НДФЛ при строительстве жилого дома.

Письмом Минфина России от 12.07.10 № 03-04-05/9-386 разъяснено, что при наличии свидетельства о регистрации права собственности на жилой дом налогоплательщик может получить имущественный налоговый вычет в сумме фактически произведенных расходов, но не более 2 000 000 руб.

Если свидетельство о регистрации права собственности на жилой дом получено в 2009 году, то право на получение имущественного налогового вычета также возникло в 2009 году.

Если в предыдущих налоговых периодах права на получение имущественного налогового вычета не было, он не может быть предоставлен в отношении доходов, полученных в 2008 году.

(Письмо Минфина России от 12.07.10 № 03-04-05/9-386)

Как облагается НДФЛ доходы от операций с ценными бумагами.

Минфин разъяснил вопрос налогообложения доходов физических лиц, полученных от операций с ценными бумагами.

Как разъяснено письмом Минфина России от 05.07.10 № 03-04-06/2-139, исчисление суммы налога, подлежащей удержанию, производится исходя из финансового результата, рассчитанного нарастающим итогом.

Если финансовый результат, исчисленный нарастающим итогом, превышает сумму текущей выплаты денежных средств (дохода в натуральной форме), налог исчисляется с суммы выплаты.

При выплате дохода в натуральной форме сумма исчисленного налога удерживается из любых денежных средств, выплачиваемых налоговым агентом налогоплательщику, в том числе из остатков денежных средств, учитываемых налоговым агентом на брокерском счете налогоплательщика (абз. 2 п. 4 ст. 226 НК РФ).

Если в счет налога на доход, выплаченный в натуральной форме, сумма налога удерживается из денежных средств, перечисляемых на банковский счет налогоплательщика (при выплате дохода в денежной форме одновременно или позднее выплаты дохода в натуральной форме), удерживаемая при выплате денежных средств сумма налога в счет уплаты налога на доход, выплаченный в натуральной форме, в соответствии с абзацем 2 пункта 4 статьи 226 НК РФ и с учетом пункта 7 статьи 3 НК РФ, не может превышать 50%.

(Письмо Минфина России от 05.07.10 № 03-04-06/2-139)

О применении НДС при расторжении договора с иностранцем.

Минфин разъяснил порядок применения НДС при расторжении договора на оказание услуг с иностранной организацией без возврата сумм авансовых платежей, с которых российской организацией, выступающей в качестве налогового агента, уплачен налог на добавленную стоимость (НДС).

Как разъяснено письмом Минфина России от 23.03.10 № 03-07-08/74, при расторжении договора на оказание услуг с иностранной организацией без возврата сумм авансовых платежей, с которых российской организацией, выступающей в качестве налогового агента, уплачен налог на добавленную стоимость, для принятия российской организацией к вычету налога на добавленную стоимость оснований не имеется.

(Письмо Минфина России от 23.03.10 № 03-07-08/74)

О возврате налога на прибыль организаций, удержанного и уплаченного в бюджет налоговым агентом при перечислении доходов иностранной организации.

Письмом Минфина России от 16.07.10 № 03-03-06/1/464 разъяснен порядок возврата налога на прибыль организаций, удержанного и уплаченного в бюджет налоговым агентом при перечислении доходов иностранной организации, которые в соответствии с законодательством РФ о налогах и сборах не подлежат налогообложению в РФ.

Разъяснено, что в случае удержания и перечисления в бюджет налоговым агентом суммы налога на прибыль организаций с доходов иностранной организации, которые в соответствии с законодательством РФ о налогах и сборах не подлежат налогообложению в Российской Федерации, налоговый агент обязан представить в налоговый орган по месту своего нахождения уточненный расчет, после чего вправе обратиться в этот же налоговый орган за возвратом излишне перечисленного налога в порядке, предусмотренном статьей 78 НК РФ.

Неправомерно удержанная налоговым агентом сумма налога может быть истребована иностранной организацией у налогового агента.

(Письмо Минфина России от 16.07.10 № 03-03-06/1/464)

Аренда у физического лица: как быть с коммунальными расходами.

Признается ли организация налоговым агентом по НДФЛ в отношении доходов физического лица (арендодателя) в виде арендной платы за арендуемое имущество, если дополнительным соглашением к договору аренды на физическое лицо возложены обязанности по уплате НДФЛ?

Письмом Минфина от 15.07.10 № 03-04-06/3-148 разъяснено, что российская организация, выплачивающая физическому лицу арендную плату за арендуемое у него помещение, признается налоговым агентом в отношении таких доходов физического лица и, соответственно, должна исполнять обязанности по исчислению, удержанию и перечислению в бюджет НДФЛ в порядке, предусмотренном статьей 226 НК РФ.

Дополнительное соглашение к договору, в котором обязанности по уплате налога возложены на налогоплательщика, будет являться ничтожным.

(Письмо Минфина от 15.07.10 № 03-04-06/3-148)

Минфин рассказал о предельной величине признаваемых расходом процентов по контролируемой задолженности в целях налогообложения прибыли.

Письмом Минфина от 14.07.10 № 03-03-06/1/459 разъяснено, что если налогоплательщик - российская организация имеет непогашенную задолженность по долговому обязательству перед иностранной организацией, прямо или косвенно владеющей более чем 20% от уставного (складочного) капитала (фонда) этой российской организации, и если размер контролируемой задолженности перед иностранной организацией более чем в три раза превышает разницу между суммой активов и величиной обязательств налогоплательщика - российской организации на последнее число отчетного (налогового) периода, при определении предельного размера процентов, подлежащих включению в состав расходов, применяются правила, установленные пунктами 2-4 статьи 269 НК РФ, с учетом положений пункта 1 статьи 269 НК РФ.

Если общество имеет непогашенную задолженность по долговому обязательству перед иностранной организацией, размер которой более чем в три раза превышает размер собственного капитала общества, и при этом иностранная организация не является прямым или косвенным владельцем долей в уставном капитале общества, положения пункта 2 статьи 269 НК РФ в целях налогообложения прибыли не применяются.

(Письмо Минфина от 14.07.10 № 03-03-06/1/459)

Минфин разъяснил порядок налогового учета расходов организации-комиссионера, осуществленных при выполнении договора комиссии.

Письмом Минфина России от 13.07.10 № 03-03-06/1/458 разъяснено, что НК РФ предусмотрен порядок учета расходов комиссионера по договору комиссии, в соответствии с которым расходы, которые комиссионер совершил в связи с исполнением обязательств по договору комиссии, если такие затраты подлежат включению в состав расходов комитента, не учитываются в составе расходов комиссионера.

Если комиссионер осуществляет расходы, соответствующие требованиям пункта 1 статьи 252 НК РФ, которые в соответствии с ГК РФ не возмещаются комитентом и, соответственно, не отражаются в налоговом учете комитента, то комиссионер вправе включить указанные расходы в состав расходов, учитываемых для целей налогообложения прибыли.

(Письмо Минфина России от 13.07.10 № 03-03-06/1/458)

Как облагаются налогом вознаграждения лицензиата.

Письмом Минфина от 12.07.10 № 03-11-11/198 разъяснено, что вознаграждения, получаемые физическим лицом от организации по лицензионному договору о предоставлении исключительного права использования промышленного образца, не являются доходами, полученными от осуществления индивидуальным предпринимателем вида деятельности "Оптовая торговля непродовольственными потребительскими товарами".

Соответственно, такие доходы подлежат обложению НДФЛ. Учет доходов, полученных от осуществления предпринимательской деятельности, в частности, облагаемой в рамках упрощенной системы налогообложения, должен осуществляться индивидуальным предпринимателем отдельно от доходов, полученных вне рамок осуществления такой деятельности.

(Письмо Минфина от 12.07.10 № 03-11-11/198)

Пожертвования налогом на прибыль не облагаются.

Минфин указал на отсутствие оснований для учета при определении налоговой базы по налогу на прибыль пожертвований, переданных субъектам, перечисленным в статье 582 ГК РФ.

Письмом Минфина России от 02.03.10 № 03-03-06/4/14 разъяснено, что если в соответствии с положениями ГК РФ пожертвование осуществляется путем передачи жертвователем права собственности на вещи или имущественные права субъектам, перечисленным в статье 582 ГК РФ, то оно не учитывается при определении налоговой базы по налогу на прибыль у получателя такого пожертвования.

(Письмо Минфина России от 02.03.10 № 03-03-06/4/14)

Без свидетелей не оспаривать (Ведомости).

До Высшего арбитражного суда (ВАС) дошел спор компании "Автотракторсбыт" с инспекцией ФНС № 1 по Амурской области. По мнению компании, налоговики не имеют права привлекать ее к ответственности, так как нарушили процедуру досудебного обжалования своего решения. "Автотракторсбыт" оспорил результаты проверки в Управлении ФНС по Амурской области, но чиновники не соизволили пригласить его представителя на рассмотрение жалобы.

В закрытом режиме компании было отказано.

По словам представителя ФНС, вопрос рассмотрения жалоб регулируется статьей 140 Налогового кодекса, которая напрямую не обязывает чиновников приглашать компании. Процедура рассмотрения жалобы в кодексе не урегулирована, поправляет партнер Salans Евгений Тимофеев, но в свою защиту компания может сослаться на общие нормы, а правовая неопределенность всегда толкуется в пользу налогоплательщика.

Компания "Автотракторсбыт" проиграла спор в первой инстанции и апелляции, но выиграла в кассации. Налоговики подали надзорную жалобу. Тройка судей ВАС в определении о передаче дела в президиум предложила ему выбрать правильное решение из трех вариантов. Либо пригласить на рассмотрение жалобы — только право чиновников; либо это их обязаннность в любом случае; либо налоговики должны пригласить представителя компании, если тот попросил об этом. Примеры из практики в пользу всех трех вариантов приведены в определении тройки. Дата рассмотрения спора президиумом еще не назначена.

(Источник: Денис Шолохов, Дмитрий Казьмин// "Ведомости", 20.07.2010, 132 (2650))


Вернуться в начало



При подготовке настоящей рассылки использованы материалы компаний "Гарант", АО "Консультант Плюс"; изданий "Учет. Налоги. Право", "Российский налоговый курьер". Настоящая работа не представляет собой консультацию или совет. ООО "ФинЭкспертиза" не гарантирует достоверность, адекватность и полноту приведенных сведений и не несет ответственность ни за какие ошибки или упущения, а также результаты использования этого материала.