Мониторинг изменений за период 27.12.10 - 31.12.10



Налоги и взносы

Принят Закон, предусматривающий многочисленные налоговые льготы.

В часть вторую Налогового кодекса РФ внесены, в частности, следующие изменения:

  • не признаются объектом налогообложения НДС операции по реализации на территории РФ имущества, составляющего казну РФ, субъекта РФ и муниципального образования, выкупаемого в порядке, установленном Федеральным законом от 22.07.2008 N 159-ФЗ;
  • уточнен порядок определения налоговой базы по НДФЛ по операциям с ценными бумагами и операциям с финансовыми инструментами срочных сделок (статья 214.1 НК РФ). Уточнено понятие "налогового агента" для целей данной статьи и статей 214.3 и 214.4 НК РФ (устанавливающих особенности определения налоговой базы по операциям РЕПО и операциям займа ценными бумагами), а также скорректирован порядок исчисления и удержания налога налоговым агентом;
  • освобождены от НДФЛ доходы, получаемые, в частности, от реализации долей в уставном капитале российских организаций, при условии, что они принадлежали налогоплательщику более пяти лет;
  • участники проекта "Сколково" в течение 10 лет со дня получения такого статуса получили право на освобождение от обязанностей налогоплательщиков ЕСХН;
  • по налогу на прибыль к облагаемым по налоговой ставке ноль процентов отнесены доходы организаций, осуществляющих образовательную и медицинскую деятельность, а также доходы по операциям с акциями (долями участия в уставном капитале) российских организаций и определены особенности ее применения;
  • налогоплательщикам налога на прибыль предоставлено право самостоятельно определять срок полезного использования некоторых видов нематериальных активов (в том числе в отношении исключительного права на изобретение, на использование программ для ЭВМ, баз данных, на селекционные достижения). Однако этот срок не может быть менее двух лет;
  • уточнены положения, устанавливающие перечень расходов работодателей, относимых к прочим расходам, связанным с производством и реализацией на основании статьи 264 НК РФ;
  • утрачивает силу статья Налогового кодекса РФ, определяющая особенности ведения налогового учета доходов и расходов банков для целей исчисления налога на прибыль организаций;
  • отменено освобождение от уплаты госпошлины, в частности, за продление срока действия разрешения на временное пребывание в РФ в целях осуществления благотворительной деятельности, за постановку на учет по месту пребывания и продление срока временного пребывания в РФ в период организации и проведения XXII Олимпийских зимних игр в городе Сочи;
  • к расходам, уменьшающим налоговую базу по единому налогу при применении УСН, отнесены вступительные, членские и целевые взносы, уплачиваемые в связи с участием в саморегулируемых организациях.

(Федеральный закон от 28.12.2010 г. № 395-ФЗ "О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса РФ и отдельные законодательные акты РФ")

Вводится в действие новая форма налоговой декларации по НДФЛ.

В декларации по налогу на доходы физических лиц (форма 3-НДФЛ) учтены внесенные в Налоговый кодекс РФ изменения. Одновременно с новой формой налоговой декларации утверждены порядок ее заполнения и формат представления данных налоговой декларации в электронном виде. Отчитаться о полученных доходах и исчисленной сумме налога в соответствии с новой формой декларации необходимо начиная с налогового периода 2010 года.

(Приказ ФНС России от 25.11.2010 г. № ММВ-7-3/654@ "Об утверждении формы налоговой декларации по налогу на доходы физических лиц (форма 3-НДФЛ), Порядка ее заполнения и формата налоговой декларации по налогу на доходы физических лиц (форма 3-НДФЛ)

Обновлена форма справки о доходах физического лица (2-НДФЛ).

Утверждена форма справки, рекомендации по ее заполнению, а также формат представления сведений о доходах физического лица по утвержденной форме в электронном виде. В соответствии с данной формой формируется также сообщение налогового агента о невозможности удержать налог. 

В новой форме справки скорректированы положения, касающиеся отражения сведений о предоставленных налогоплательщику налоговых вычетах, а также о суммах дохода и налога по итогам налогового периода (в частности, введены строки для отражения перечисленных сумм налога, сумм налога излишне удержанных/не удержанных налоговым агентом). Обновлены также справочники, содержащие коды для отражения сведений (в частности, отредактированы наименования кодов доходов по операциям с финансовыми инструментами срочных сделок).

(Приказ ФНС России от 17.11.2010 г. № ММВ-7-3/611@ "Об утверждении формы сведений о доходах физических лиц и рекомендаций по ее заполнению, формата сведений о доходах физических лиц в электронном виде, справочников")


Вернуться в начало


Правовые новости

Определен правовой режим невостребованных дивидендов (распределенной прибыли).

В законодательство об акционерных обществах и обществах с ограниченной ответственностью внесены уточнения, касающиеся сроков и порядка выплаты дивидендов (распределенной прибыли).

Закон устанавливает единый срок для обращения акционера (участника) к обществу с требованием о выплате объявленных дивидендов (распределенной прибыли) - в течение 3-х лет после истечения срока, установленного уставом или решением  общего собрания общества о выплате дивидендов (распределении прибыли). По истечении данного срока невостребованные суммы соответствующих выплат восстанавливаются в составе нераспределенной прибыли общества. Ранее такие суммы признавались внереализационными доходами общества и подлежали повторному налогообложению.

В Налоговый кодекс РФ внесено дополнение, согласно которому к доходам, не учитываемым при налогообложении прибыли, отнесено имущество, имущественные и неимущественные права в размере их денежной оценки, которые переданы организации в целях увеличения чистых активов. При этом данное положение распространено на правоотношения, возникшие с 1 января 2007 года.

(Федеральный закон от 28.12.2010 г. № 409-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ в части регулирования выплаты дивидендов (распределения прибыли)")

Утверждена новая форма Свидетельства о допуске к работам, оказывающим влияние на безопасность капитального строительства.

Новая форма указанного Свидетельства (выдаваемого саморегулируемыми организациями в сфере строительства, инженерных изысканий и архитектурно-строительного проектирования) предписывает, в случае оформления допуска к работам по подготовке проектной документации или по организации строительства, реконструкции, капитального ремонта, включать в Свидетельство также информацию о праве получившего Свидетельство лица заключать договоры о выполнении работ определенной стоимости, в зависимости от размера взноса этого лица в специальный компенсационный фонд саморегулируемой организации.

Положения, касающиеся компенсационных фондов саморегулируемых организаций, были включены в Градостроительный кодекс РФ Федеральным законом от 17.07.2010 N 240-ФЗ.

Кроме того, в Свидетельстве необходимо будет указывать место его выдачи и электронный адрес саморегулируемой организации в сети Интернет.

(Приказ Ростехнадзора от 13.11.2010 г. № 1042 "Об утверждении формы Свидетельства о допуске к определенному виду или видам работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства")

С 1 января 2011 года существенно повышаются финансовые показатели деятельности организаций, при которых проводится обязательный аудит бухгалтерской (финансовой) отчетности.

Изменениями, внесенными в Федеральный закон от 30 декабря 2008 года N 307-ФЗ "Об аудиторской деятельности", расширяются случаи, при которых проводится обязательный аудит. Проведение обязательного аудита теперь предусмотрено, в частности:

  • для организаций, являющихся профессиональными участниками рынка ценных бумаг;
  • для клиринговых организаций;
  • для организации, являющейся валютной биржей;
  • для управляющих компаний акционерного инвестиционного фонда, паевого инвестиционного фонда или негосударственного пенсионного фонда.

Обязательный аудит должен проводиться, если объем выручки от продажи продукции (продажи товаров, выполнения работ, оказания услуг) организации (за исключением органов государственной власти, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждений, государственных и муниципальных унитарных предприятий, сельскохозяйственных кооперативов и их союзов) за предшествующий отчетному год превышает 400 миллионов рублей (ранее - 50 миллионов рублей) или сумма активов бухгалтерского баланса по состоянию на конец предшествовавшего отчетному года превышает 60 миллионов рублей (ранее - 20 миллионов рублей).

Кроме того, основанием для проведения обязательного аудита будет являться публикация или представление организацией (за исключением органа государственной власти, органа местного самоуправления, государственного внебюджетного фонда, а также государственного и муниципального учреждения) сводной (консолидированной) бухгалтерской (финансовой) отчетности.

Изменения, внесенные в Федеральный закон "Об аудиторской деятельности" применяются к отношениям, которые возникнут при проведении аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности организаций, начиная с указанной отчетности за 2010 год.

(Федеральный закон от 28.12.2010 г. № 400-ФЗ "О внесении изменения в статью 5 Федерального закона "Об аудиторской деятельности")

Введена административная ответственность за нарушения антимонопольных правил, установленных законодательством об основах торговой деятельности в РФ.

Федеральный закон от 28.12.2009 г. № 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации" содержит антимонопольные правила и перечень действий, которые запрещается предпринимать хозяйствующим субъектам, осуществляющим торговую деятельность. В этой связи КоАП РФ  дополнен тремя новыми видами составов правонарушений.

Устанавливается ответственность организаторов торговых сетей по продаже продовольственных товаров и поставщиков продовольственных товаров в торговые сети за создание дискриминационных условий, ограничивающих доступ на товарный рынок других хозяйствующих субъектов. Максимальная мера ответственности за данное правонарушение может составить для юридических лиц 5 млн. рублей.

Также устанавливается ответственность за нарушение требований о предоставлении контрагентам информации об условиях заключения договоров поставки продовольственных товаров. Нарушение указанного требования может повлечь наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двадцати до сорока тысяч рублей, на юридических лиц - от трехсот до пятисот тысяч рублей.

За нарушение требований к условиям заключения договора поставки продовольственных товаров устанавливается ответственность должностных лиц в виде административного штрафа в размере от двадцати до сорока тысяч рублей, юридических лиц - от одного до пяти млн. рублей.

Кроме того, вводится ответственность должностных лиц органов государственной власти и органов местного самоуправления за невыполнение в установленный срок предписания ФАС РФ об отмене (изменении) правовых актов, нарушающих законодательство о торговой деятельности в РФ. Административный штраф за данное правонарушение может составить 50 тыс. рублей. Кроме того, за совершение такого правонарушения должностное лицо может быть дисквалифицировано на срок от одного до трех лет.

(Федеральный закон от 28.12.2010 г. № 411-ФЗ "О внесении изменений в Кодекс РФ об административных правонарушениях")

Внесены изменения в законодательные акты, регулирующие оборот оружия.

Значительное количество изменений внесено в Федеральный закон "Об оружии".

Установлены требования к техническим параметрам служебного оружия и оружия травматического действия (последнее получило новое определение - "огнестрельное оружие ограниченного поражения"), при этом установлено, что к травматическому оружию могут относиться не только бесствольные устройства, но и пистолеты и револьверы.

Граждане, впервые приобретающие гражданское оружие, на приобретение которого требуется лицензия, будут обязаны проходить подготовку в целях изучения правил и приобретения навыков безопасного обращения с оружием, а граждане, имеющие такое оружие, будут обязаны не реже одного раза в пять лет проходить проверку знания правил и наличия навыков безопасного обращения с оружием. Подготовка граждан и проверка указанных знаний и навыков должны проводиться организациями, определяемыми Правительством РФ.

В перечень оснований для отказа в выдаче гражданам лицензии на приобретение оружия включено лишение права на приобретение оружия по решению суда.

Установлен запрет на ношение и перевозку в границах населенных пунктов пневматического оружия в заряженном или снаряженном состоянии, а также на продажу или передачу патронов к гражданскому оружию лицам, не владеющим таким оружием на законных основаниях. Запрещено обнажение оружия в случае, если отсутствуют основания для его применения. Установлена обязанность контрольного отстрела из гражданского огнестрельного оружия с нарезным стволом (с учетом пуль и гильз в федеральной пулегильзотеке) при продлении срока разрешения на хранение и ношение оружия, после проведения ремонта его основных частей, замены или механической обработки бойка ударного механизма, а также при продаже оружия другому лицу.

В Кодекс РФ об административных правонарушениях внесены изменения, усиливающие ответственность за нарушение правил оборота оружия. Так, в частности, за незаконные приобретение, продажу, передачу, хранение, перевозку или ношение гражданского огнестрельного гладкоствольного оружия и огнестрельного оружия ограниченного поражения (т.е. ружей и травматического оружия) граждане могут быть подвергнуты, в том числе, аресту на срок от пяти до пятнадцати суток с конфискацией оружия и патронов. Из Кодекса исключен такой вид административного наказания, как возмездное изъятие орудия совершения или предмета административного правонарушения; в ряде случаев (в том числе при наложении административного наказания за нарушение правил оборота гражданского оружия) наказание в виде возмездного изъятия орудия совершения или предмета административного правонарушения заменено его конфискацией.

В Уголовный кодекс РФ внесены изменения, касающиеся формулировок диспозиции статей, устанавливающих уголовную ответственность за нарушение правил оборота оружия (связанные, главным образом, с изменением соответствующей терминологии).

Перечисленные изменения вступают в силу с 1 июля 2011 года.

(Федеральный закон от 28.12.2010 г. № 398-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ по вопросу усиления контроля в сфере оборота гражданского оружия")

Профессиональное объединение страховщиков наделено функцией по организации обеспечения своих членов бланками страховых полисов обязательного страхования.

В целях предупреждения недобросовестных действий страховых организаций, осуществляющих обязательное страхование гражданской ответственности владельцев транспортных средств, профессиональное объединение страховщиков будет организовывать обеспечение своих членов бланками страховых полисов обязательного страхования и бланками, используемыми при осуществлении операций по страхованию в рамках международных систем страхования, и осуществлять контроль за использованием бланков.

Кроме того, профессиональным объединением страховщиков будут устанавливаться правила, обязательные для профессионального объединения и его членов и содержащие требования в отношении порядка обеспечения членов профессионального объединения страховщиков указанными бланками и использования данных бланков в зависимости от их финансовой устойчивости и платежеспособности, а также соблюдения условий членства в профессиональном объединении страховщиков.

Данные правила будут устанавливаться и изменяться профессиональным объединением страховщиков по согласованию с федеральным органом исполнительной власти в сфере страховой деятельности по согласованию с федеральным органом исполнительной власти по контролю за соблюдением антимонопольного законодательства.

(Федеральный закон от 28.12.2010 г. № 392-ФЗ "О внесении изменений в статьи 25 и 26 Федерального закона "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств")

Определены порядок, сроки и формы сообщений, направляемых в Минфин РФ саморегулируемыми организациями аудиторов.

Установлено, что утвержденные формы сообщений саморегулируемой организацией аудиторов в Минфин РФ о дополнительных к требованиям, установленным федеральными стандартами аудиторской деятельности, требованиях, предусмотренных саморегулируемой организацией аудиторов в своих стандартах аудиторской деятельности, а также о дополнительных требованиях, включенных в принятые ею правила независимости аудиторов и аудиторских организаций, и дополнительных нормах профессиональной этики, включенных в принятый ею кодекс профессиональной этики аудиторов, представляются:

  • по каждому дополнительному требованию и каждой дополнительной норме профессиональной этики - не позднее семи календарных дней со дня, следующего за днем установления указанных дополнительных требований и (или) норм;
  • на бумажном и электронном носителях. При несоответствии сообщения на бумажном носителе сообщению на электронном носителе приоритет имеет сообщение на бумажном носителе;
  • с сопроводительным письмом;
  • уполномоченным лицом саморегулируемой организации аудиторов непосредственно или почтовым отправлением. Днем представления в Минфин РФ указанных сообщений считается дата, указанная в отметке Минфина РФ о принятии документов.

(Приказ Минфина РФ от 10.11.2010 г. № 147н)

Обновлены формы отчетности кредитных организаций.

Внесены многочисленные изменения в Указание Банка России, которым утверждены формы отчетности кредитных организаций, порядок их составления и представления в учреждения ЦБ РФ.

Так, например, изложены в новой редакции формы 0409110 "Расшифровки отдельных показателей деятельности кредитной организации", 0409128 "Данные о средневзвешенных процентных ставках по средствам, предоставленным кредитной организацией", 0409129 "Данные о средневзвешенных процентных ставках по привлеченным кредитной организацией средствам", 0409135 "Информация об обязательных нормативах", 0409251 "Сведения о счетах клиентов и платежах, проведенных через кредитную организацию (ее филиал)". Отдельные изменения внесены, в частности, в формы 0409115 "Информация о качестве активов кредитной организации", 0409401 "Отчет уполномоченного банка об иностранных инвестициях" (в новой редакции изложен подраздел 6.2 "Внебиржевые производные финансовые инструменты и прочие срочные сделки"). С учетом изменений скорректированы правила их составления и представления в ЦБ РФ.

Введена новая форма 0409406 "Сведения о расчетах резидентов с нерезидентами по операциям с производными финансовыми инструментами и прочими срочными сделками". Информация, собираемая в рамках указанной отчетности, используется для составления платежного баланса РФ. Отчеты представляются ежемесячно в электронном виде по месту нахождения головного офиса уполномоченного банка.

Утратили силу некоторые формы отчетности, в том числе 0409153 "Сводный отчет о величине рыночного риска", 0409159 "Информация о соблюдении кредитными организациями, осуществляющими эмиссию облигаций с ипотечным покрытием, требований к ипотечному покрытию облигаций".

Следует также отметить, что изменены сроки представления некоторых форм отчетности в учреждения ЦБ РФ. Так, в частности, отчет о прибылях и убытках (форма 0409002) теперь всеми кредитными организациями (в том числе и крупными кредитными организациями с широкой сетью подразделений) представляется не позднее 8-го рабочего дня месяца, следующего за отчетным кварталом.

Изменения вступают в силу с 1 января 2011 года. Исключение сделано для некоторых форм отчетности. Поправки, внесенные в формы отчетности 0409906 "Отчет о количестве счетов по учету средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации и средств от приносящей доход деятельности" и 0409907 "Отчет об остатках на счетах по учету средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации и средств от приносящей доход деятельности", вступают в силу с 31 декабря 2010 года. Данные формы с учетом изменений составляются по состоянию на 1 января 2011 года. Новая форма 0409406 "Сведения о расчетах резидентов с нерезидентами по операциям с производными финансовыми инструментами и прочим срочным сделкам", а также отчет по форме 0409701 "Отчет об операциях на валютных и денежных рынках" с учетом внесенных в него изменений, составляются с 1 апреля 2011 года.

(Указание ЦБ РФ от 13.12.2010 г. № 2539-У "О внесении изменений в Указание Банка России от 12 ноября 2009 года № 2332-У "О перечне, формах и порядке составления и представления форм отчетности кредитных организаций в Центральный банк РФ")

Уточнен порядок осуществления депозитарного учета в случаях выкупа акций по требованию акционеров.

Установлено, что внесение в реестр владельцев именных ценных бумаг записей о прекращении блокирования операций в отношении акций, подлежащих выкупу, на счете депо акционера, если не были представлены документы, подтверждающие исполнение акционерным обществом обязанности по выплате денежных средств акционеру или акционерам, предъявившим требования о выкупе принадлежащих им акций, должно осуществляться в течение 75 дней с даты принятия общим собранием акционеров решения, которое повлекло возникновение у акционеров права требовать выкупа обществом принадлежащих им акций. Ранее "Положением о порядке внесения изменений в реестр владельцев именных ценных бумаг..." (Приказ ФСФР РФ от 05.04.2007 N 07-39/пз-н) для внесения в реестр указанной записи был установлен срок 45 дней, начало течения которого определялось ссылкой на содержание одной из статей Федерального закона "Об акционерных обществах".

(Приказ ФСФР РФ от 23.11.2010 г. № 10-70/пз-н)

Увеличены штрафные санкции за невыплату заработной платы и иных социальных платежей.

Согласно изменениям, внесенным в статью 145.1 Уголовного кодекса РФ, частичная невыплата свыше трех месяцев заработной платы, пенсий, стипендий, пособий и иных выплат, совершенная из корыстной или иной личной заинтересованности руководителем организации, работодателем - физическим лицом, руководителем филиала, представительства или иного обособленного структурного подразделения организации, влечет за собой штраф в размере до ста двадцати тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до одного года, либо лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до одного года, либо лишение свободы на срок до одного года. Под частичной невыплатой понимается осуществление платежа в размере менее половины подлежащей выплате суммы.

При полной невыплате заработной платы и иных социальных платежей свыше двух месяцев или их выплате в размере ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда осужденный может быть наказан, в частности, штрафом в размере от ста тысяч до пятисот тысяч рублей, или лишением свободы на срок до трех лет.

Если те же деяния повлекли тяжкие последствия, размер штрафа составит от двухсот тысяч до пятисот тысяч рублей, лишение свободы на срок от двух до пяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до пяти лет или без такового.

(Федеральный закон от 23.12.2010 г. № 382-ФЗ "О внесении изменения в статью 145.1 Уголовного кодекса РФ")

Определена величина коэффициента индексации в 2011 году ежемесячной страховой выплаты по обязательному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.

Согласно Федеральному закону от 24.07.1998 г. № 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" размер указанной ежемесячной страховой выплаты индексируется с учетом уровня инфляции в пределах средств, предусмотренных на эти цели в бюджете ФСС РФ на соответствующий финансовый год. Установлено, что с 1 января 2011 года коэффициент индексации ежемесячной страховой выплаты, назначенной до 1 января 2011 года, составляет 1,065 (с 1 января 2010 года применялся коэффициент 1,1).

(Постановление Правительства РФ от 20.12.2010 г. № 1072 "Об установлении коэффициента индексации размера ежемесячной страховой выплаты по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний")

Дополнен перечень обстоятельств, являющихся основанием для пересмотра актов арбитражных судов по вновь открывшимся обстоятельствам.

При этом обстоятельства, которые являются основанием для пересмотра судебного акта, разграничены на "новые" и "вновь открывшиеся".

В перечень "новых обстоятельств" включен ряд обстоятельств, которые ранее определялись Кодексом, помимо и некоторых других обстоятельств (они будут составлять отдельный перечень), как вновь открывшиеся - это отмена судебного акта или постановления иного органа, послуживших основанием для принятия судебного акта по данному делу, признание недействительной сделки, повлекшей принятие незаконного или необоснованного судебного акта, признание Конституционным Судом РФ не соответствующим Конституции РФ закона, примененного в конкретном деле, а также решения Европейского Суда по правам человека. В этот перечень включено еще одно обстоятельство, ранее не применявшееся в качестве "вновь открывшегося", - определение либо изменение в постановлении Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ или в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ практики применения правовой нормы, если в соответствующем акте Высшего Арбитражного Суда РФ содержится указание на возможность пересмотра вступивших в законную силу судебных актов в силу данного обстоятельства.

Установлено также, что в случае отмены судебного акта в силу этого нового обстоятельства, судебный акт, принятый в результате повторного рассмотрения дела, не может быть изменен в сторону ухудшения положения лица, привлекаемого или привлеченного к ответственности за административные или налоговые правонарушения либо к иной публично-правовой ответственности.

Федеральный закон, внесший указанные изменения в АПК РФ, вступает в силу по истечении девяноста дней после дня его официального опубликования.

(Федеральный закон от 23.12.2010 г. № 379-ФЗ "О внесении изменений в Арбитражный процессуальный кодекс РФ")

Для высококвалифицированных иностранных специалистов и членов их семей создаются более благоприятные условия для въезда и пребывания в РФ.

Внесены поправки, в частности, в Федеральные законы "О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию", "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации", "О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации".

Так, в частности, уточнены критерии признания иностранного гражданина "высококвалифицированным специалистом" (установлен минимальный размер заработной платы для научных работников и преподавателей в размере одного миллиона рублей за один год, а для граждан, участвующих в реализации проекта "Сколково", - без учета величины заработной платы). Установлено, что не могут привлекаться к трудовой деятельности в РФ в качестве высококвалифицированных специалистов лица, осуществляющие проповедническую либо иную религиозную деятельность.

К членам семьи высококвалифицированного специалиста отнесены: супруг (супруга), дети, супруги детей, родители, супруги родителей, бабушки, дедушки и внуки. Виды на жительство высококвалифицированному специалисту и членам его семьи должны выдаваться на срок действия разрешения на работу. Кроме того, данные лица на срок до 90 дней со дня их въезда на территорию РФ освобождены от обязанности постановки на миграционный учет.

Закон вступает в силу с 15 февраля 2011 года.

(Федеральный закон от 23.12.2010 г. № 385-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ")

Уточнены положения законодательства по вопросам регулирования торговой деятельности в РФ.

Требования к организации ярмарок, предусмотренные статьей 11 Федерального закона "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации" и касающиеся продажи товаров на ярмарках, распространены на деятельность, связанную с выполнением работ и оказанием услуг на ярмарках. Помимо этого, в частности, к полномочиям органов государственной власти субъекта РФ по предметам совместного ведения, осуществляемым за счет средств бюджета субъекта РФ, отнесено, в том числе: информационно-аналитическое наблюдение за состоянием рынка определенного товара и осуществлением торговой деятельности на территории субъекта РФ, разработка и реализация мероприятий, содействующих развитию торговой деятельности. Уточнена сфера применения административной ответственности, предусмотренной статьей 14.34 КоАП "Нарушение правил организации деятельности по продаже товаров (выполнению работ, оказанию услуг) на розничных рынках" (в новой редакции изложено примечание к данной статье), а также скорректирован предмет регулирования Федерального закона "О розничных рынках и о внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации".

(Федеральный закон от 23.12.2010 г. № 369-ФЗ "О внесении изменений в статью 11 Федерального закона "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в РФ" и отдельные законодательные акты РФ")

Информационные системы персональных данных, созданные до 1 января 2011 года, должны быть приведены в соответствие с требованиями Федерального закона "О персональных данных" не позднее 1 июля 2011 года.

Ранее было установлено, что в соответствие с требованиями упомянутого Закона должны быть приведены информационные системы персональных данных, созданные "до 1 января 2010 года"; эта работа должна была быть закончена "не позднее 1 января 2011 года".

Закон, вносящий указанные изменения, вступает в силу с 1 января 2011 года.

(Федеральный закон от 23.12.2010 г. № 359-ФЗ "О внесении изменения в статью 25 Федерального закона "О персональных данных")

Принят Закон, направленный на совершенствование регулирования благотворительной деятельности.

Федеральный закон "О благотворительной деятельности и благотворительных организациях" дополнен положениями, предусматривающими дополнительные направления благотворительной деятельности, в том числе: подготовка населения в области защиты от ЧС; социальная реабилитация детей-сирот, безнадзорных детей и детей, оставшихся без попечения родителей; оказание бесплатной юридической помощи населению; содействие патриотическому, духовно-нравственному воспитанию детей и молодежи; содействие добровольчеству.

Определены правовые условия осуществления добровольцами благотворительной деятельности. Органам государственной власти и органам местного самоуправления предоставляется право осуществлять поддержку благотворительной деятельности в порядке и формах, не противоречащих законодательству РФ. От обложения страховыми взносами во внебюджетные фонды освобождены выплаты добровольцам по гражданско-правовым договорам, а также суммы возмещения расходов добровольцев (за исключением расходов на питание в размере, превышающем размеры суточных).

(Федеральный закон от 23.12.2010 г. № 383-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О благотворительной деятельности и благотворительных организациях" и статью 7 Федерального закона "О страховых взносах в Пенсионный фонд РФ, Фонд социального страхования РФ, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования")

Внесены уточнения в порядок уплаты таможенных сборов за таможенное оформление товаров.

В частности, установлено, при помещении под таможенные процедуры экспорта или временного вывоза товаров, классифицируемых в товарных группах 84 - 90 единой ТН ВЭД ТС, в отношении которых не установлены вывозные таможенные пошлины, таможенные сборы за таможенное оформление товаров, декларируемых в одной таможенной декларации, уплачиваются в размере 5 тыс. рублей при условии, что в такой таможенной декларации не декларируются товары, классифицируемые в иных товарных группах единой ТН ВЭД ТС.

(Постановление Правительства РФ от 20.12.2010 г. № 1067 "О внесении изменения в Постановление Правительства РФ от 28 декабря 2004 г. № 863")


Вернуться в начало


Прочее

Минфин напомнил аудиторам о необходимости до 1 марта 2011 года предоставить сведения об аудиторской деятельности по форме № 2-аудит.

Приказом Росстата от 20.10.2010 г. № 356 утверждена годовая форма федерального статистического наблюдения N 2-аудит "Сведения об аудиторской деятельности". Данная форма введена в действие начиная с отчета за 2010 год. Согласно указаниям по ее заполнению данная форма предоставляется в Минфин России не позднее 1 марта года, следующего за отчетным.

Сообщается также адрес интернет-сайта, где размещены форма отчета и указания по его заполнению и представлению, а также новая версия программного модуля, предназначенного для подготовки отчета.

(Письмо Минфина РФ от 24.12.2010 г. № 07-03-05/1175 "О предоставлении сведений об аудиторской деятельности (форма № 2-аудит)")

В связи с продолжающимися задержками авиарейсов Роспотребнадзор напомнил об обязанностях и ответственности перевозчиков перед пассажирами.

За задержку отправления транспортного средства, перевозящего пассажира, или опоздание прибытия такого транспортного средства в пункт назначения перевозчик уплачивает пассажиру штраф в размере, установленном соответствующим транспортным уставом или кодексом, если не докажет, что задержка или опоздание имели место вследствие непреодолимой силы, устранения неисправности транспортных средств, угрожающей жизни и здоровью пассажиров, или иных обстоятельств, не зависящих от перевозчика.

За просрочку доставки пассажира в пункт назначения перевозчик уплачивает штраф в размере двадцати пяти процентов МРОТ за каждый час просрочки, но не более чем пятьдесят процентов провозной платы, если не докажет, что просрочка имела место вследствие непреодолимой силы, устранения неисправности воздушного судна, угрожающей жизни или здоровью пассажиров воздушного судна, либо иных обстоятельств, не зависящих от перевозчика.

Бремя доказывания существования обстоятельств, освобождающих перевозчика от ответственности перед пассажиром, так же как и отсутствия связанной с этим вины, в любом случае - прямая обязанность перевозчика, которая не может быть переложена на пассажира.

Роспотребнадзор напоминает также, что за перевозчиком законодательно закреплена обязанность по обеспечению пассажиров точной и своевременной информацией о движении воздушных судов и предоставляемых услугах.

В случае отказа пассажира от перевозки из-за задержки отправления транспортного средства перевозчик обязан возвратить пассажиру провозную плату. В целях досудебного взыскания штрафа пассажиром в аэропорту пункта отправления или в аэропорту пункта назначения, по усмотрению заявителя, предъявляется претензия перевозчику.

При перерыве в перевозке по вине перевозчика, а также в случае задержки рейса, отмены рейса вследствие неблагоприятных метеорологических условий, по техническим и другим причинам, изменения маршрута перевозки перевозчик обязан организовать для пассажиров в пунктах отправления и в промежуточных пунктах следующие услуги:

  • предоставление комнат матери и ребенка пассажиру с ребенком в возрасте до семи лет;
  • два телефонных звонка или два сообщения по электронной почте при ожидании отправления рейса более двух часов;
  • обеспечение прохладительными напитками при ожидании отправления рейса более двух часов;
  • обеспечение горячим питанием при ожидании отправления рейса более четырех часов и далее каждые шесть часов - в дневное время и каждые восемь часов - в ночное время;
  • размещение в гостинице при ожидании вылета рейса более восьми часов - в дневное время и более шести часов - в ночное время;
  • доставку транспортом от аэропорта до гостиницы и обратно в тех случаях, когда гостиница предоставляется без взимания дополнительной платы;
  • организацию хранения багажа.

Все эти услуги предоставляются пассажирам без взимания дополнительной платы.

(Письмо Роспотребнадзора от 27.12.2010 г. № 01/18080-0-32 "О защите прав авиапассажиров, пострадавших в результате задержек авиарейсов")


Вернуться в начало



При подготовке настоящей рассылки использованы материалы компаний "Гарант", АО "Консультант Плюс"; изданий "Учет. Налоги. Право", "Российский налоговый курьер". Настоящая работа не представляет собой консультацию или совет. ООО "ФинЭкспертиза" не гарантирует достоверность, адекватность и полноту приведенных сведений и не несет ответственность ни за какие ошибки или упущения, а также результаты использования этого материала.