Мониторинг изменений за период 31.05.10 - 04.06.10



Налоги

Россия и иные государства на условиях взаимности при реализации товаров (выполнении работ, оказании услуг) для официального пользования иностранными дипломатическими и приравненными к ним представительствами могут применять ставку НДС 0%.

Также она может устанавливаться при реализации товаров (выполнении работ, оказании услуг) для личного пользования дипломатического или административно-технического персонала представительств, включая проживающих вместе с ними членов семей.

Представительства Казахстана могут применять нулевую ставку с некоторыми ограничениями (ранее - без них).

Пересмотрены ограничения при приобретении товаров и услуг представительствами Бангладеш, Израиля, Мозамбика и Южной Африки.

Приказ вступает в силу не ранее чем по истечении 1 месяца со дня его официального опубликования и не ранее 1 числа очередного налогового периода по НДС. Определен порядок применения отдельных положений.

(Приказ МИД РФ и Минфина РФ от 14 апреля 2010 г. N 4964/35н "О внесении изменений в Перечень иностранных государств, в отношении представительств которых на условиях взаимности применяется ставка налога на добавленную стоимость 0 процентов при реализации товаров (выполнении работ, оказании услуг) для официального пользования иностранными дипломатическими и приравненными к ним представительствами или для личного пользования дипломатического или административно-технического персонала этих представительств, включая проживающих вместе с ними членов их семей, утвержденный приказом Министерства иностранных дел Российской Федерации и Министерства финансов Российской Федерации от 8 мая 2007 г. N 6499/41н")

С 1 июня 2010 г. вводятся в действие новые бланки платежных документов форм N ПД (налог), N ПД-4сб (налог).

Эти бланки предназначены для внесения платежей в структурные подразделения Сбербанка России. Они подтверждают факт приема платежей физлиц. Изменения обусловлены, в частности, отменой ЕСН.

При уплате отмененного ЕСН и страховых взносов физическим лицом в поле 101 (ранее оно называлось "Статус") указывается значение "14".

В форму N ПД-4сб (налог) добавлены новые строки: "Статус плательщика" и "Статус", в которых теперь необходимо указывать статус физлица.

В остальном порядок заполнения бланков существенно не изменился. Вводится новый вид документа: заявление физического лица на перевод денежных средств. Определен порядок его заполнения.

Обращается внимание, что для физлиц внесение платежей по формам N ПД (налог), N ПД-4сб (налог) и заявлению является равноценным.

(Совместное письмо ФНС России и Сбербанка России ОАО от 20 мая 2010 г. N КЕ-37-1/1960@/10-1959 "О внесении изменений в письмо МНС России и Сбербанка России от 10.09.2001 N ФС-8-10/1199/04-5198 "О новых бланках платежных документов на перечисление налогоплательщиками - физическими лицами налогов (сборов), пеней и штрафов в бюджетную систему Российской Федерации: форма N ПД (налог) и форма N ПД-4сб (налог)")

Из-за внесения поправок в НК РФ пересмотрены разъяснения по вопросам уплаты госпошлины.

При надзорном обжаловании решений (постановлений) суда уплачивается 50% размера госпошлины, предусмотренной для подачи исков неимущественного характера.

Требуя признать нормативный правовой акт недействующим, ненормативный правовой акт недействительным или незаконными решения, действия (бездействие) органов власти, иных органов и должностных лиц, физлица платят 200 руб, а организации - 2 000 руб. При обжаловании актов по этим делам размер госпошлины составляет для граждан 100 руб., а для юрлиц - 1 000 руб.

Госпошлина уплачивается в размере, установленном на момент обращения в суд. Это касается и случаев оставления заявлений и жалоб без движения или предоставления по ним отсрочки, рассрочки уплаты.

Рассмотрена ситуация, при которой на дату обращения в суд лицо освобождалось от госпошлины, а к моменту принятия решения суда ставки пошлины возросли. В этом случае с "проигравшей" стороны пошлина взыскивается по ставкам, действовавшим в момент обращения.

Если истец увеличивает размер требований, недостающая сумма госпошлины доплачивается в 10-дневный срок со дня вступления в силу решения суда. Пошлина исчисляется по ставкам, действовавшим в момент увеличения требований.

Если ПФР, ФСС РФ или ЦБР обращаются в суд в защиту государственных и (или) общественных интересов, госпошлину они не вносят. Государственные и муниципальные органы власти освобождены от ее уплаты в целом по любому делу, в т. ч. при апелляционном, кассационном или надзорном обжаловании актов по делам, по которым они (или публично-правовое образование) выступали как истцами, так и ответчиками. Между тем если акты приняты не в их пользу, с них взыскиваются затраты заявителя по уплате госпошлины (в составе судебных расходов). При отказе от иска в апелляционной или кассационной инстанции и прекращении дела госпошлина, уплаченная при обращении в суд с иском, возвращается истцу в общем порядке (по заявлению).

Если "выигравшему" дело истцу была предоставлена отсрочка или рассрочка по уплате госпошлины, она взыскивается с ответчика (не освобожденного от ее уплаты) пропорционально размеру удовлетворенных требований.

(Информационное письмо Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 11 мая 2010 г. N 139 "О внесении изменений в информационные письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 25.05.2005 N 91 "О некоторых вопросах применения арбитражными судами главы 25.3 Налогового кодекса Российской Федерации" и от 13.03.2007 N 117 "Об отдельных вопросах практики применения главы 25.3 Налогового кодекса Российской Федерации")


Вернуться в начало


Правовые новости

Внесены изменения в Закон о приватизации государственного и муниципального имущества.

Прогнозный план (программа) приватизации теперь утверждается на срок от 1 до 3 лет (ранее - на 1 год). Это обеспечит среднесрочное планирование доходов от приватизации. До этого его проект разрабатывался только в соответствии с основными направлениями внутренней политики России и программами ее социально-экономического развития.

Теперь также учитываются решения Правительства РФ.

Некоторые поправки касаются внесения в качестве вклада в уставные капиталы ОАО находящихся в федеральной собственности акций ОАО, созданных в результате преобразования ФГУПов. Так, акции вносятся без изменения прогнозного плана (программы) приватизации. При этом в отношении данного имущества должны быть заранее приняты решения Президента РФ и Правительства РФ.

Подлежащее приватизации федеральное имущество должно группироваться в зависимости от направлений дальнейшего распоряжения им.

Отменена нормативная цена имущества. Вместо нее собственником устанавливается начальная цена. Последняя определяется на основании отчета об оценке имущества.

Закреплена возможность проведения торгов в электронной форме. Порядок их организации определяет Правительство РФ.

Часть изменений направлена на совершенствование информационного обеспечения приватизации.

В новой редакции изложена статья о продаже имущества посредством публичного предложения.

(Федеральный закон от 31 мая 2010 г. N 106-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О приватизации государственного и муниципального имущества")

Утверждены Правила установления размера расходов на материалы и запасные части при восстановительном ремонте транспортных средств.

Согласно Закону об ОСАГО потерпевшему, чье имущество повреждено в ДТП, в том числе возмещаются расходы на материалы и запчасти для восстановительного ремонта. В закон внесли поправки. Так, размер данных расходов рассчитывается в порядке, установленном Правительством РФ. Причем учитывается износ заменяемых комплектующих (деталей, узлов и агрегатов).

В связи с этим утверждены правила, по которым определяется размер указанных расходов. Последние рассчитываются на дату ДТП. Учитываются условия и географические границы товарных рынков, соответствующих месту ДТП. Принимаются во внимание особенности и ограничения таких рынков (поставка исключительно в комплекте, продажа запчастей только под срочный заказ и т. д.).

Износ не может начисляться свыше 80% стоимости комплектующих. Для некоторых изделий он равен 0. Это комплектующие, подлежащие обязательной сертификации, при неисправности которых запрещается движение транспортных средств. Кроме того, ремни и подушки безопасности.

Закреплено, каким образом определяется износ кузова, шины, аккумуляторной батареи, комплектующих из пластмассы и других.

Приведены значения коэффициентов, учитывающих, как возраст комплектующего и пробег транспортного средства влияют на износ.

Постановление вступает в силу по истечении 3 месяцев со дня его официального опубликования.

(Постановление Правительства РФ от 24 мая 2010 г. N 361 "Об утверждении Правил установления размера расходов на материалы и запасные части при восстановительном ремонте транспортных средств")


Вернуться в начало


Финансы

Сообщается, что с 1 июня 2010 г. ставка рефинансирования будет снижена с 8 до 7,75%.

Ставки по отдельным операциям ЦБР в большинстве случаев также снизятся на 0,25 процентного пункта. Исключение - депозитные операции "овернайт" (ставка останется прежней - 2,5%), "одна неделя" и "спот-неделя" (ставка снизится с 3,25 до 2,75%).

("Информация ЦБР от 31 мая 2010 г. О снижении ставки рефинансирования и процентных ставок по отдельным операциям Банка России")

Внесены изменения в Положение Банка России от 20 июля 2007 года N 307-П "О порядке ведения учета и представления информации об аффилированных лицах кредитных организаций"

Аффилированные лица кредитной организации - это те, кто может влиять на ее деятельность. В частности, лица, принадлежащие к той же группе, что и кредитная организация. В Закон о защите конкуренции внесли поправки, расширяющие понятие группы лиц. В связи с этим уточняется, что группой лиц, к которой принадлежит кредитная организация, признаются также следующие.

Кредитная организация, физические и (или) юридические лица, входящие в одну группу лиц, если такие лица имеют более 50% от общего количества голосов, приходящихся на голосующие акции (доли) в уставном капитале кредитной организации. Кроме того, хозяйственное общество (товарищество), физические и (или) юридические лица (в числе которых кредитная организация), входящие в одну группу лиц, если такие лица имеют указанное количество голосов, приходящихся на голосующие акции (доли) в уставном (складочном) капитале общества (товарищества).

Указание вступает в силу по истечении 10 дней после официального опубликования в "Вестнике Банка России".

(Указание ЦБР от 27 апреля 2010 г. N 2435-У "О внесении изменений в Положение Банка России от 20 июля 2007 года N 307-П "О порядке ведения учета и представления информации об аффилированных лицах кредитных организаций")


Вернуться в начало


Таможня

Скорректированы ставки экспортных пошлин на сырую нефть и отдельные категории товаров, выработанные из нее, вывозимые за пределы государств-участников соглашений о Таможенном союзе.

Ставка пошлины на нефть составляет 292,1 долл. США за тонну (вместо 284 долл. США). В отношении легких и средних дистиллятов, газойлей, бензола, толуола, ксилола ставка увеличилась с 203,7 долл. США до 209,1 долл. США.

Ставка пошлины в размере 112,7 долл. США установлена в отношении жидкого топлива, масел, отработанных нефтепродуктов, нефтяного вазелина, минерального воска и аналогичных продуктов (кроме озокерита, буроугольного или торфяного воска), нефтяных кокса и битума, прочих остатков от переработки нефти или нефтепродуктов из битуминозных пород (кроме нефтяного кальцинированного кокса).

В отношении пропана, бутана, этилена, пропилена, бутилена, бутадиена, прочих сжиженных газов ставка составляет 27,3 долл. США за тонну. По-прежнему действует нулевая ставка в отношении нефтяного кальцинированного кокса, озокерита, буроугольного или торфяного воска, а также сырой нефти плотностью при 20° С не менее 694,7 кг/куб. м, но не более 887,6 кг/куб. м и с содержанием серы не менее 0,04 мас.%, но не более 1,5 мас.%.

Постановление вступает в силу с 1 июня 2010 г.

(Постановление Правительства РФ от 26 мая 2010 г. N 369 "Об утверждении ставок вывозных таможенных пошлин на нефть сырую и на отдельные категории товаров, выработанные из нефти, вывозимые за пределы территории Российской Федерации и территории государств - участников соглашений о Таможенном союзе")

Утверждены перечни продукции, подлежащей обязательному подтверждению соответствия требованиям технических регламентов Республики Казахстан, являющейся государством-участником таможенного союза.

До вступления в силу техрегламентов Правительство РФ может вводить в отношении отдельных видов продукции и процессов обязательные требования, содержащиеся в регламентах государств-участников таможенного союза. Это касается проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации.

Перечислены пункты техрегламентов Казахстана, содержащие такие требования. Речь идет о безопасности лакокрасочных материалов, бытовой химии, кормов, круп, муки, пищевых добавок, хлеба, кондитерских изделий, пестицидов, плодов, питьевой воды, расфасованной в емкости, продукции легкой промышленности и др. На основании этого определен перечень конкретной продукции, подлежащей обязательному подтверждению соответствия требованиям техрегламентов Казахстана.

Зарегистрировано в Минюсте РФ 21 мая 2010 г. Регистрационный N 17310.

(Приказ Министерства промышленности и торговли РФ от 27 апреля 2010 г. N 329 "Об утверждении перечня продукции, подлежащей обязательному подтверждению соответствия требованиям технических регламентов Республики Казахстан, являющейся государством-участником таможенного союза")

Утверждены формы заявлений о приобретении акцизных марок, формы обязательства импортера об использовании акцизных марок в соответствии с их назначением, формы отчета импортера об использовании приобретенных акцизных марок.

Иностранная табачная продукция, ввозимая в Россию для реализации, должна маркироваться специальными акцизными марками.

Чтобы их приобрести, импортеры подают в уполномоченный таможенный орган заявление. Марки выдаются при условии, что предоставляется обязательство об их использовании по назначению. Оно, в частности, должно предусматривать направление соответствующего отчета. Утверждены формы всех указанных документов. Напомним, что выдача ранее применявшихся марок будет прекращена 1 июля 2010 г. По общему правилу ввоз в Россию табачной продукции без марок нового образца запрещается с 1 января 2011 г., ее реализация на территории страны - с 1 января 2012 г. Зарегистрировано в Минюсте РФ 18 мая 2010 г. Регистрационный N 17254.

(Приказ Федеральной таможенной службы от 20 апреля 2010 г. N 800 "Об утверждении формы заявления о приобретении акцизных марок, формы обязательства импортера об использовании акцизных марок в соответствии с их назначением, формы отчета импортера об использовании приобретенных акцизных марок")


Вернуться в начало


Судебная практика

Оспаривалась норма, в силу которой вред, причиненный при осуществлении правосудия, возмещается, если вина судьи установлена приговором.

По мнению заявителя, положение неконституционно. Оно позволяет отказывать в компенсации морального вреда, причиненного незаконным обыском в жилище (проводимом по решению суда).

КС РФ не согласился с этими доводами и разъяснил следующее. Обыск в жилище относится к числу тех следственных действий, которые существенно ограничивают конституционные права.

Оспариваемая норма исключает презумпцию виновности причинителя вреда. В качестве дополнительного обязательного условия для возмещения государством вреда она закрепляет установление вины судьи приговором. Следовательно, ответственность государства в этом случае связывается только с преступным деянием судьи, совершенным умышленно.

Между тем законодательство предоставляет лицу, в отношении которого судом принимается решение провести обыск в жилище, право обжаловать как само судебное решение, так и действия правоохранительных органов по его проведению. При этом не исключается право лица получить от государства компенсацию морального вреда, причиненного незаконными действиями. Оно реализуется в порядке гражданского судопроизводства.

ГК РФ предоставляет лицам, подвергнутым обыску в жилище, возможность самостоятельно выбирать адекватные способы судебной защиты. Однако им нужно доказать сам факт причинения морального вреда и обосновать размер денежной компенсации.

Таким образом, оспариваемая норма не препятствует компенсации государством морального вреда, причиненного незаконным и необоснованным обыском в жилище.

(Определение Конституционного Суда РФ от 8 апреля 2010 г. N 524-О-П "По жалобе гражданина Федорова Дениса Валериановича на нарушение его конституционных прав положением пункта 2 статьи 1070 Гражданского кодекса Российской Федерации")

Отсутствие акта сверки не препятствует возврату налога.

Суд подтвердил, что ссылка налоговой инспекции на невозможность возврата налога ввиду необходимости проведения выездной проверки является несостоятельной и противоречит смыслу норм Налогового кодекса Российской Федерации.

ФАС указал, что в случае отказа налогового органа в удовлетворении заявления налогоплательщика о возврате или зачете излишне уплаченных сумм налогов и пеней налогоплательщик вправе обратиться в суд с заявлением о возврате или зачете указанных сумм.

Суд установил факт излишней уплаты в бюджет спорной суммы налога, что подтверждается имеющимися в деле платежными поручениями с неправильным указанием КБК. Оплата налога произведена обществом дважды. Данное обстоятельство налоговым органом не оспаривается.

Поскольку досудебная процедура и условия, установленные статьей 78 Налогового кодекса Российской Федерации для возврата излишне уплаченного налога, соблюдены налогоплательщиком, то вывод суда об обязании налогового органа возвратить налог является правильным. При этом отсутствие акта сверки не препятствует возврату налога.

(Постановление ФАС Северо-Кавказского округа от 20 мая 2010 г. по делу N А53-19787/2009-С5-23)

Отсутствие доходов не исключает признания расходов.

В ходе проверки налоговый орган пришел к выводу, что расходы, включая внереализационные, не могут быть учтены в базе по налогу на прибыль в том отчетном периоде, когда организация не осуществляла деятельность, направленную на получение дохода.

Суд указал, что отсутствие в отчетном периоде доходов не может являться основанием для отказа в признании расходов, понесенных организацией. Согласно п. 2 ст. 318 НК РФ косвенные и внереализационные расходы могут списываться единовременно в периоде, когда они были произведены.

(Постановление Федерального арбитражного суда Московского округа от 31 марта 2010 года по делу N КА-А40/2740-10)


Вернуться в начало


Прочее

Стоимость материалов, выявленных при инвентаризации, определяют по рыночным ценам.

Минфин разъясняет порядок определения и отнесения на расходы в целях исчисления налога на прибыль стоимости покупных товаров, выявленных в результате инвентаризации.

В письме отмечается, что стоимость материально-производственных запасов, прочего имущества в виде излишков, выявленных в ходе инвентаризации, определяется как сумма дохода, учтенного налогоплательщиком в порядке, предусмотренном пунктом 20 статьи 250 НК РФ.

При получении имущества (работ, услуг) безвозмездно оценка доходов осуществляется исходя из рыночных цен, определяемых с учетом положений статьи 40 НК РФ, но не ниже определяемой в соответствии с главой 25 НК РФ остаточной стоимости - по амортизируемому имуществу и не ниже затрат на производство (приобретение) - по иному имуществу (выполненным работам, оказанным услугам).

При этом информация о ценах должна быть подтверждена налогоплательщиком - получателем имущества (работ, услуг) документально или путем проведения независимой оценки.

Таким образом, стоимость покупных товаров, выявленных в ходе инвентаризации, определяется как сумма дохода, учтенного налогоплательщиком в порядке, предусмотренном пунктом 20 статьи 250 НК РФ, исходя из рыночных цен, определяемых с учетом положений статьи 40 НК РФ.

(Письмо Минфина РФ № 03-03-06/1/338 от 20.05.2010)

О создании резерва под обесценивание ценных бумаг.

Резервы под обесценивание ценных бумаг, напоминают московские налоговики, создаются (корректируются) по состоянию на конец отчетного (налогового) периода в размере превышения цен приобретения эмиссионных ценных бумаг, обращающихся на организованном рынке ценных бумаг, над их рыночной котировкой (расчетная величина резерва).

В цену приобретения ценной бумаги в целях исчисления налога на прибыль также включаются расходы по ее приобретению.

Резервы создаются (корректируются) в отношении каждой ценной бумаги одного выпуска (дополнительного выпуска) ценных бумаг, удовлетворяющего указанным требованиям, независимо от изменения стоимости ценных бумаг других выпусков (дополнительных выпусков).

При реализации или ином выбытии ценных бумаг, в отношении которых ранее создавался резерв, отчисления на создание (корректировку) которого ранее были учтены при определении налоговой базы, сумма такого резерва подлежит включению в доходы налогоплательщика на дату реализации или иного выбытия ценной бумаги.

Следовательно, резерв под обесценение ценных бумаг создается только в отношении ценных бумаг, находящихся в собственности налогоплательщика, резюмирует УФНС России по г. Москве письмом от 09.02.10 № 16-15/012750.

(Письмо УФНС России по г. Москве от 09.02.10 № 16-15/012750)


Вернуться в начало



При подготовке настоящей рассылки использованы материалы компаний "Гарант", АО "Консультант Плюс"; изданий "Учет. Налоги. Право", "Российский налоговый курьер". Настоящая работа не представляет собой консультацию или совет. ООО "ФинЭкспертиза" не гарантирует достоверность, адекватность и полноту приведенных сведений и не несет ответственность ни за какие ошибки или упущения, а также результаты использования этого материала.