Специальный выпуск: Обзор изменений в Налоговом кодексе РФ, вступающих в силу с 1 января 2010 года

Изменения в НК РФ вступают в силу с 1 января 2010 года. Поправки, распространяющие свое действие на правоотношения, возникшие раньше, или вступающие в силу с даты отличной от 1 января 2010 года отмечены по тексту в примечании. То же касается норм, которые действуют ограниченное время.



Часть I НК РФ

Норма, подвергшаяся изменениям, и закон, вносящий поправки Суть изменений После внесения поправок До внесения изменений Примечание
Подп. 9 п. 1 ст. 31 НК РФ, Федеральный закон от 17.12.2009 N 318-ФЗ Дополнен перечень прав налоговых органов Чиновники получили право взыскивать помимо недоимки, пеней и штрафов, также проценты в случаях и порядке, которые установлены НК РФ. Речь идет о процентах, начисленных на сумму НДС, который был неправомерно возмещен в заявительном порядке в соответствии со ст. 176.1 НК РФ. Не предусматривалось С 23 января 2010 года (п. 2 ст. 4 Федерального закона от 17.12.2009 № 318-ФЗ)
П. 1 ст. 54 НК РФ, Федеральный закон от 26.11.2008 № 224-ФЗ Изменен порядок изменения ошибок, в результате которых образовалась переплата налога Перерасчет налоговой базы и суммы налога производится за налоговый (отчетный) период, в котором выявлены ошибки (искажения) в случаях, когда допущенные ошибки привели к излишней уплате налога Перерасчет налоговой базы и суммы налога производился за налоговый (отчетный) период, в котором были совершены указанные ошибки (искажения) даже в случае когда имела место переплата налога  
П. 9.2 ст. 76 НК РФ, Федеральный закон от 26.11.2008 № 224-ФЗ Введена ответственность за нарушение налоговиками сроков разблокировки счетов При нарушении налоговиками сроков отмены решения о приостановлении операций по счетам организации или вручения представителю банка решения об отмене приостановления операций по счетам на сумму остатка по счету начисляются проценты исходя из ставки рефинансирования ЦБ РФ. Проценты считают за дни нарушения чиновниками сроков. НК РФ не устанавливал ответственность за несвоевременную разблокировку счета или опоздание с вручением решения о разблокировке сотруднику банка.  
П. 5 ст. 93 НК РФ, Федеральный закон от 27.06.2006 № 137-ФЗ Поправки коснулись порядка предоставления документов в рамках налоговой проверка В ходе проверки инспекторы не могут требовать документы, ранее представленные им при проведении камеральных или выездных проверок компании. Указанное ограничение не распространяется на случаи, когда документы ранее представлялись в налоговую инспекцию в виде подлинников, возвращенных впоследствии проверяемому лицу, а также на случаи, когда документы, представленные в налоговую инспекцию, были утрачены вследствие непреодолимой силы. До внесения изменений налоговики в ходе проверки могли повторно требовать документы, ранее представленные организацией Применяется в отношении документов, представляемых в налоговые инспекции после 1 января 2010 года (п. 15 ст. 7 Федерального закона от 27.06.2006 № 137-ФЗ).
Подп 1, 5 п. 1, подп. 1 п. 2 ст. 67 НК РФ, Федеральный закон от 23.11.2009 № 261-ФЗ Расширен перечень компаний, которые могут претендовать на инвестиционный налоговый кредит Претендовать на инвестиционный налоговый кредит могут организации:
  • занимающиеся НИОКР либо техническим перевооружением собственного производства, в том числе направленного на повышение энергетической эффективности производства товаров, выполнения работ, оказания услуг;
  • осуществляющие инвестиции в создание объектов, имеющих наивысший класс энергетической эффективности (в том числе многоквартирных домов, относящихся к возобновляемым источникам энергии, относящихся к объектам по производству тепловой энергии, электрической энергии, имеющим КПД более чем 57 процентов), иных объектов, технологий, имеющих высокую энергетическую эффективность, в соответствии с перечнем, утвержденным Правительством РФ.
Кредит предоставляется на сумму 30 процентов от стоимости приобретенного оборудования, используемого исключительно в целях повышения энергетической эффективности производства.
Не предусмотрено  


Вернуться в начало


НДС

Норма, подвергшаяся изменениям, и закон, вносящий поправки Суть изменений После внесения поправок До внесения изменений Примечание
П. 2 ст. 146 и п. 3 ст. 149 НК РФ, Федеральный закон от 25.11.2009 № 281-ФЗ Дополнен перечень операций, не облагаемых НДС Не облагаются НДС услуги по передаче в безвозмездное пользование некоммерческим организациям на осуществление уставной деятельности государственного имущества, не закрепленного за государственными предприятиями и учреждениями, составляющего государственную казну РФ, казну республики в составе РФ, казну края, области, города федерального значения, автономной области, автономного округа, а также муниципального имущества, не закрепленного за муниципальными предприятиями и учреждениями, составляющего муниципальную казну соответствующего городского, сельского поселения или другого муниципального образования. Не предусмотрено  
Подп. 12 п. 2 ст. 149, п. 6 ст. 154 НК РФ, Федеральный закон от 25.11.2009 № 281-ФЗ Облагается НДС реализация базисного актива финансовых инструментов срочных сделок При реализации реализация базисного актива финансовых инструментов срочных сделок, не обращающегося на рынке, а также базисного актива финансовых инструментов срочных сделок, обращающегося на рынке и предполагающего поставку базисного актива, необходимо платить НДС. Установлены правила раздельного учета НДС в отношении указанных активов. Не предусмотрено  
Подп. 15 п. 3 ст. 149 НК РФ, Федеральный закон от 25.11.2009 № 281-ФЗ Не облагаются НДС проценты по займам ценными бумагам Не подлежат налогообложению (освобождаются от налогообложения) НДС на территории РФ операции займа в денежной форме и ценными бумагами, включая проценты по ним, а также операции РЕПО, включая денежные суммы, подлежащие уплате за предоставление ценных бумаг по операциям РЕПО. В целях настоящей главы операцией РЕПО признается договор, отвечающий требованиям, предъявляемым к договорам РЕПО Федеральным законом "О рынке ценных бумаг". Не подлежат налогообложению (освобождаются от налогообложения) НДС на территории РФ операции по предоставлению займов в денежной форме, а также оказание финансовых услуг по предоставлению займов в денежной форме. Прежняя редакция позволяла чиновникам считать, что проценты по договору займа, предоставленного ценными бумагами, облагаются НДС (см., письмо МНС России от 15.06.2004 № 03-2-06/1/1367/22).
Подп. 29, 30 п. 3 ст. 149, п. 3 ст. 162 НК РФ, Федеральный закон от 28.11.2009 № 287-ФЗ Освобождена от НДС реализация коммунальных услуг, работы по содержанию общего имущества в многоквартирном доме, которые предоставляют управляющие компании, ТСЖ или специализированные кооперативы Не подлежат налогообложению (освобождаются от налогообложения) НДС на территории РФ:
  • реализация коммунальных услуг, предоставляемых управляющими организациями, товариществами собственников жилья, жилищно-строительными, жилищными или иными специализированными потребительскими кооперативами, созданными в целях удовлетворения потребностей граждан в жилье и отвечающими за обслуживание внутридомовых инженерных систем, с использованием которых предоставляются коммунальные услуги. При условии приобретения коммунальных услуг указанными налогоплательщиками у организаций коммунального комплекса, поставщиков электрической энергии и газоснабжающих организаций;
  • реализация работ (услуг) по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, выполняемых (оказываемых) управляющими организациями, товариществами собственников жилья, жилищно-строительными, жилищными или иными специализированными потребительскими кооперативами, созданными в целях удовлетворения потребностей граждан в жилье и отвечающими за обслуживание внутридомовых инженерных систем, с использованием которых предоставляются коммунальные услуги. При условии приобретения работ (услуг) по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме указанными налогоплательщиками у организаций и индивидуальных предпринимателей, непосредственно выполняющих (оказывающих) данные работы (услуги).
Не предусмотрено До внесения поправок суды также признавали, что ТСЖ освобождаются от уплаты НДС в случае реализации подобных услуг (п. 2 постановления Пленума ВАС РФ от 05.10.2007 № 57)
Ст. 152 НК РФ, Федеральный закон от 17.12.2009 № 318-ФЗ Изменены правила взимания НДС при перемещении товаров, когда не требуется таможенное оформление Если в соответствии с международным договором Российской Федерации отменены таможенный контроль и таможенное оформление перемещаемых через таможенную границу Российской Федерации товаров, взимание налога с товаров, происходящих из такого государства и ввозимых на территорию Российской Федерации, осуществляется налоговыми органами в порядке, предусмотренном соответствующим международным договором. Если в соответствии с международным договором Российской Федерации отменены таможенный контроль и таможенное оформление перемещаемых через таможенную границу Российской Федерации товаров, взимание налога с товаров, происходящих из такого государства и ввозимых на территорию РФ, осуществляют налоговые РФ. Объектом налогообложения признается стоимость приобретенных товаров, включая затраты на их доставку до границы РФ. Налог уплачивается одновременно с оплатой стоимости товаров, но не позднее 15 календарных дней после принятия на учет товаров, ввезенных на таможенную территорию Российской Федерации. Действует с 1 апреля 2010 года (п. 3 ст. 4 Федерального закона от 17.12.2009 № 318-ФЗ)
П. 2 ст. 169 НК РФ, Федеральный закон от 17.12.2009 № 318-ФЗ Уточнено, какие ошибки в счетах-фактурах не препятствуют вычету НДС Ошибки в счетах-фактурах, не препятствующие налоговикам при проведении налоговой проверки идентифицировать продавца, покупателя товаров (работ, услуг), имущественных прав, наименование товаров (работ, услуг), имущественных прав, их стоимость, а также налоговую ставку и сумму налога, предъявленную покупателю, не являются основанием для отказа в принятии к вычету сумм налога. Невыполнение требований к счету-фактуре, не предусмотренных пунктами 5 и 6 ст. 169 НК РФ, не могут являться основанием для отказа в вычете НДС, предъявленные продавцом. Не предусмотрено П. 2 ст. 169 НК РФ в новой редакции применяется к правоотношениям, возникшим с 1 января 2010 года (п. 5 ст. 4 Федерального закона от 17.12.2009 № 318-ФЗ).
Ст. 176.1 НК РФ, Федеральный закон от 17.12.2009 № 318-ФЗ Введен новый ускоренный порядок возмещения НДС Заявительный порядок могут применять налогоплательщики, которые:
  • за три года, предшествующие году, в котором подается заявление, уплатили налогов (НДС, акцизов, налога на прибыль организаций и налога на добычу полезных ископаемых), не менее чем на 10 миллиардов руб. При этом со дня создания соответствующей организации до дня подачи налоговой декларации должно пройти не менее трех лет;
  • представили вместе с налоговой декларацией, в которой заявлено право на возмещение НДС, действующую банковскую гарантию. Она должна предусматривать обязательство банка на основании требования налоговиков уплатить в бюджет за налогоплательщика суммы налога, излишне полученные им (зачтенные ему) в результате возмещения в заявительном порядке в случае, если решение о возмещении НДС будет отменено полностью или частично.
Не позднее дня, следующего за днем выдачи гарантии, банк уведомляет налоговиков по месту учета налогоплательщика о факте ее выдачи. При этом выдать банковскую гарантию может не каждый банк, а лишь тот, что включен в специальный перечень. Этот перечень размещается на сайте Минфина России на основании сведений, полученных от ЦБ РФ. Требования, которым должны удовлетворять банки, чтобы быть включенным в перечень гарантов по НДС, приведен в пункте 4 статьи 176.1 НК РФ. А требования собственно к банковской гарантии – в пункте 6 упомянутой статьи. По новым правилам, начиная с I квартала 2010 г., налогоплательщики не позднее 5 дней с момента подачи декларации по НДС, могут подать заявление о возврате суммы НДС к возмещению до окончания камеральной проверки.
В заявлении налогоплательщик обязуется вернуть в бюджет излишне полученные им (зачтенные ему) в заявительном порядке суммы НДС, а также уплатить начисленные на указанные суммы проценты, если решение о возмещении суммы налога будет полностью или частично отменено.
Налоговикам отводится также 5 дней на то, чтобы принять решение о возмещении суммы НДС или об отказе в возмещении. Одновременно с решением о возмещении НДС, в случае недоимки по этому налогу, инспекторы принимают решение о его зачете.
И еще 5 дней НК отводит для того, чтобы письменно сообщить о принятом решении.
Указанное сообщение может быть передано руководителю организации, индивидуальному предпринимателю, их представителям лично под расписку или иным способом, подтверждающим факт и дату его получения.
Поручение на возврат НДС оформляется налоговиками на основании решения о возврате (полностью или частично). Затем передается в казначейство, которое в течение 5 дней со дня получения перечисляет деньги налогоплательщику.
При нарушении сроков возврата на сумму НДС начисляют проценты за каждый день просрочки начиная с 12-го дня после дня подачи налогоплательщиком заявления. Процентная ставка принимается равной ставке ЦБ РФ, действующей в период нарушения срока возврата.
Насколько обоснованно возмещение НДС налоговики проверяют в рамках камеральной ревизии. Если нарушений не выявлено в семидневный срок они сообщают об этом налогоплательщику. В противном случае действует обычная процедура. Налоговики составляют Акт по результатам камеральной проверки по правилам статьи 100 НК РФ. После представленных компанией возражений и на основании акта выносится решение о привлечении налогоплательщика к ответственности за совершение налогового правонарушения либо об отказе в привлечении.
Если сумма НДС, возмещенная налогоплательщику, окажется больше той, что причитается по итогам "камералки", инспекторы должны отменить ранее принятое решение о возврате в той части налога, что возвращена в большей сумме, чем следует. Об этом также сообщается налогоплательщику лично, его представителям или иным способом – и снова в пятидневный срок с момента принятия соответствующего решения.
Одновременно компании направляют требование о возврате в бюджет излишне полученных им (зачтенных ему) сумм НДС, включая пропорционально рассчитанные проценты, если таковые были дополнительно выплачены. Теперь уже организация должна заплатить проценты за то, что пользовалась бюджетными деньгами. При этом также используется ставка рефинансирования ЦБ за период, когда деньги фактически находились в ведении компании.
После того, как требование получено, в пятидневный срок налогоплательщик обязан перечислить излишне возвращенные суммы налога. Если этого в установленный срок не сделано, то налоговики направляют в банк требование об уплате этой суммы по банковской гарантии. Гарант должен его исполнить. Исключение составляет случай, когда требование предъявлено банку после окончания срока, на который выдана банковская гарантия.
Не предусмотрено Положения ст. 176.1 НК РФ применяются к порядку возмещения НДС по налоговым декларациям, представленным за налоговые периоды, начиная с первого квартала 2010 года (п. 4 ст. 4 Федерального закона от 17.12.2009 № 318-ФЗ).


Вернуться в начало


Акцизы

Норма, подвергшаяся изменениям, и закон, вносящий поправки Суть изменений После внесения поправок До внесения изменений Примечание
П. 1 ст. 193 Налогового кодекса РФ, Федеральный закон от 28.11.2009 № 282-ФЗ Увеличены ставки акцизов Установлены ставки акцизов на следующие три года. В частности, акциз по легковым автомобилям с мощностью двигателя свыше 67,5 кВт (90 л. с.) и до 112,5 кВт (150 л. с.) включительно составляет:
  • с 1 января по 31 декабря 2010 года - 23 руб. 90 коп. за 0,75 кВт (1л. с.);
  • с 1 января по 31 декабря 2011 года - 26 руб. 30 коп. за 0,75 кВт (1л. с.);
  • с 1 января по 31 декабря 2012 года - 28 руб. 90 коп. за 0,75 кВт (1л. с.).
Ранее действовали следующие ставки: В частности, акциз по легковым автомобилям с мощностью двигателя свыше 67,5 кВт (90 л. с.) и до 112,5 кВт (150 л. с.) включительно составлял с 1 января по 31 декабря 2009 года - 21 руб. 70 коп. за 0,75 кВт (1л. с.).  


Вернуться в начало


НДФЛ

Норма, подвергшаяся изменениям, и закон, вносящий поправки Суть изменений После внесения поправок До внесения изменений Примечание
Подп. 1 п. 1 ст. 212 НК РФ, Федеральный закон от 19.07.2009 № 202-ФЗ Введены новые основания, при которых не удерживается НДФЛ с материальной выгоды Не удерживается НДФЛ с материальной выгоды от экономии на процентах, если за счет кредитов (займов):
  • оплачены земельные участки на территории России под приобретаемыми жилыми домами (долями в них) или участки на индивидуальное жилищное строительство;
  • погашены ранее полученные кредиты на строительство и покупку в РФ домов, квартир, комнат, долей в них, земли под индивидуальное жилищное строительство, участки, на которых расположено приобретаемое жилье.
Воспользоваться льготой могут граждане, право которых на имущественный вычет будет подтверждено налоговой инспекцией.
Предусмотрено не было  
П. 2 ст. 217 НК РФ, Федеральный закон от 24.07.2009 № 213-ФЗ Уточнен перечень доходов, не облагаемых НДФЛ Не нужно удерживать НДФЛ с социальных доплат к пенсиям, установленных законами РФ и субъектов Российской Федерации, если такие доплаты положены гражданину С таких доплат НДФЛ удерживался  
П. 8 ст. 217 НК РФ, Федеральный закон от 24.07.2009 № 212-ФЗ Установлен временной промежуток, когда не облагается НДФЛ матпомощь при рождении (усыновлении) ребенка НДФЛ не облагается единовременная матпомощь при рождении (усыновлении) ребенка, если она выплачена в течение первого года после рождения (усыновления) ребенка. НДФЛ не облагалась единовременная матпомощь при рождении (усыновлении) ребенка независимо от того, сколько лет прошло с момента рождения (усыновления) ребенка.  
П. 8 ст. 217 НК РФ, Федеральный закон от 19.07.2009 № 202-ФЗ Уточнен перечень доходов, не облагаемых НДФЛ Не нужно удерживать НДФЛ с суммы единовременной материальной помощи, выплаченной:
  • в связи со смертью бывшего работника, вышедшего на пенсию, членам семьи;
  • бывшему работнику, вышедшему на пенсию, в связи со смертью члена его семьи.
Не нужно удерживать НДФЛ с суммы единовременной материальной помощи, выплаченной:
  • работнику в связи со смертью члена семьи;
  • членам семьи работника в связи с его смертью.
 
П. 17.1 ст. 217, подп. 1 п. 1 ст. 220, подп. 2 п. 1 ст. 228 НК РФ, Федеральный закон от 19.07.2009 № 202-ФЗ, 27.12.2009 № 368-ФЗ Уточнен перечень доходов, не облагаемых НДФЛ НДФЛ не нужно платить с доходов от продажи жилых домов, квартир, комнат, включая приватизированные жилые помещения, дачи, садовые домики или земельные участки, а также долей в указанном имуществе при условии, что оно находилось в собственности налогоплательщиков три года и более.
При продаже физически лицами ценных бумаг, а также при реализации индивидуальными предпринимателями имущества, которое непосредственно используется ими в бизнесе, данная льгота не действует.
Имущественный вычет при продаже имущества, находящегося в собственности налогоплательщика три года и более, больше не предоставляется
Предусматривалось, что при продаже упомянутого имущества, которым физическое лицо владело три года и более, предоставлялся имущественный вычет равный сумме сделки. Положения пункта 17.1 статьи 217 распространяются на правоотношения, возникшие с 1 января 2009 года (п. 4 ст. 5 Федерального закона от 27.12.2009 № 368-ФЗ).
П. 2 ст. 219 НК РФ, Федеральный закон от 19.07.2009 № 202-ФЗ Социальный вычет в сумме отчислений работников по договорам негосударственного пенсионного обеспечения с НПФ или страховых взносов по договору добровольного пенсионного страхования может предоставлять работодатель Социальный налоговый вычет в сумме отчислений работников по договорам негосударственного пенсионного обеспечения с НПФ или страховых взносов по договору добровольного пенсионного страхования с организацией может быть также предоставлен работодателем до окончания налогового периода. Однако при условии, что работодатель самостоятельно удерживал и перечислял взносы в НПФ или страховые организации. Предусмотрено не было C 1 января 2010 года, но распространяются на правоотношения, возникшие с 1 января 2009 года (п. 6 ст. 6 Федерального закона от 19.07.2009 № 202-ФЗ)
Подп. 1 п. 1 ст. 220 НК РФ, Федеральный закон от 19.07.2009 № 202-ФЗ Увеличен предельный размер имущественного вычета при продаже имущества, находящегося в собственности физического лица менее трех лет Предельный размер вычета при продаже имущества (за исключением недвижимости и долей в ней), находившегося в собственности налогоплательщика менее трех лет, составляет 250 000 руб. Предельный размер вычета при продаже имущества (за исключением недвижимости и долей в ней), находившегося в собственности налогоплательщика менее трех лет, составляет 125 000 руб.  
Подп. 1.1. п. 1 ст. 220 НК, Федеральный закон от 27.12.2009 № 379-ФЗ Дополнен перечень доходов, к которым применяется имущественный налоговый вычет Вычет предоставляется в размере выкупной стоимости земельного участка и (или) расположенного на нем иного объекта недвижимого имущества, полученной налогоплательщиком в денежной или натуральной форме, в случае изъятия указанного имущества для государственных или муниципальных нужд. Предусмотрено не было Норма распространяют свое действие на правоотношения, возникшие с 1 января 2008 года (п. 4 ст. 10 Федерального закона от 27.12.2009 № 379-ФЗ) .
Подп. 2 п. 1 ст. 220 НК РФ, Федеральный закон от 19.07.2009 № 202-ФЗ Уточнен перечень расходов на новое строительство или покупку недвижимости, по которым предоставляется имущественный вычет Налогоплательщик имеет право на получение имущественных налоговых вычетов в сумме, израсходованной на:
  • подготовку проектно-сметной документации, оформленной специалистами перед проведением отделочных работ;
  • покупку земли для индивидуального жилищного строительства или оплату участка под покупаемым домом, квартирой, комнатой;
  • уплату процентов по целевым кредитам, потраченным на цели, указанные выше. Имущественный вычет по расходам на покупку земли предоставляется после того, как оформлено свидетельство о праве собственности на дом.
Кроме того, проценты по кредитам, направленным на рефинансирование займов, полученных на возведение, покупку жилья или земли под индивидуальное строительство, участков, на которых расположены купленные дома, квартиры, комнаты, также можно частично компенсировать. Для этого нужно воспользоваться имущественным налоговым вычетом.
Предусмотрено не было  


Вернуться в начало


Налог на прибыль

Норма, подвергшаяся изменениям, и закон, вносящий поправки Суть изменений После внесения поправок До внесения изменений Примечание
П. 11 ст. 250 и подп. 5 п. 1 ст. 265 НК РФ, Федеральный закон от 25.11.2009 № 281-ФЗ Изменен порядок налогового учета валютных авансов Перечисленный продавцу (полученный от покупателя) валютный аванс в налоговом учете переоценивать больше не нужно Полученные (выданные) авансы курсовались в общем порядке  
П. 2 ст. 254 НК РФ, Федеральный закон от 25.11.2009 № 281-ФЗ Изменились правила признания в расходах стоимости МПЗ, выявленных в ходе инвентаризации, полученных при демонтаже и т.п. Стоимость МПЗ, прочего имущества в виде излишков, выявленных в ходе инвентаризации, и (или) имущества, полученного при демонтаже или разборке выводимых из эксплуатации основных средств, а также при ремонте основных средств, определяется как сумма дохода, учтенного налогоплательщиком в порядке, предусмотренном п. 13 и 20 ст. 250 НК РФ. Стоимость МПЗ, прочего имущества в виде излишков, выявленных в ходе инвентаризации, и (или) имущества, полученного при демонтаже или разборке выводимых из эксплуатации основных средств, а также при ремонте основных средств, определяется как сумма налога, уплаченного с дохода, который образовался при выявлении МПЗ.  
П. 15 ст. 255 НК РФ, Федеральный закон от 24.07.2009 № 213-ФЗ Доплата до фактического заработка в случае временной нетрудоспособности исключена из перечня расходов на оплату труда П. 15 ст. 255 НК РФ утратил силу по причине того, что применяться не мог. Формулировка указанной статьи позволяла учесть доплату до фактического заработка в случае временной утраты трудоспособности, установленную законодательством РФ. Однако в настоящее время законодательство не предусматривает случаев, когда организации должны доплачивать пособия до фактического заработка. С другой стороны есть предусмотреть такую доплату в трудовом (коллективном) договоре, то списать ее в расходы можно на основании п. 25 ст. 255 НК РФ. В расходы на доплату до фактического заработка в случае временной утраты трудоспособности, установленную законодательством Российской Федерации;  
П. 16 ст. 255 НК РФ, Федеральный закон от 24.07.2009 № 213-ФЗ В состав нормируемых расходов по договорам добровольного личного страхования учитывается также стоимость медицинских услуг, оказанных работникам организации Взносы по договорам добровольного личного страхования, предусматривающим оплату страховщиками медицинских расходов застрахованных работников, а также расходы работодателей по договорам на оказание медицинских услуг, заключенным в пользу работников на срок не менее одного года с медицинскими организациями, имеющими соответствующие лицензии на осуществление медицинской деятельности, выданные в соответствии с законодательством РФ, нормируются. То есть включаются в состав расходов в размере, не превышающем 6 процентов от суммы расходов на оплату труда. Взносы по договорам добровольного личного страхования, предусматривающим оплату страховщиками медицинских расходов застрахованных работников, включаются в состав расходов в размере, не превышающем 6 процентов от суммы расходов на оплату труда.  
П. 1 ст. 258 НК РФ, Федеральный закон от 25.11.2009 № 281-ФЗ Изменен порядок амортизации неотделимых улучшений Капитальные вложения в арендованные (полученные по договору ссуды) основные средства, произведенные арендатором с согласия арендодателя и не возмещаемые им, амортизируются в течение срока действия договора аренды. При этом сумма амортизации рассчитывается с учетом срока полезного использования, определяемого для арендованных объектов основных средств или для капитальных вложений в указанные объекты в соответствии с классификацией основных средств, утверждаемой Правительством РФ. То есть если для неотделимых улучшений установлен свой срок полезного использования, то арендатор вправе ориентироваться на него, но с учетом срока договора аренды. Капитальные вложения, в арендованные (полученные по договору ссуды) основные средства, произведенные арендатором с согласия арендодателя и не возмещаемые им, амортизируются арендатором в течение срока действия договора аренды. При этом сумма амортизации рассчитывается с учетом срока полезного использования, определяемого для арендованных объектов основных средств в соответствии с классификацией основных средств, утверждаемой Правительством РФ. Поправки закрепили подход, которого Минфин России придерживался и ранее (см., например, письмо Минфина России от 23.10.09 № 03-03-06/2/203)
Подп. 2 п. 1 ст. 264 НК РФ, Федеральный закон от 30.12.2008 № 313-ФЗ Уточнен перечень прочих расходов В перечень прочих расходов включены затраты на декларирование соответствия с участием третьей стороны Предусмотрено не было С 1 января 2010 года (п. 2 ст. 21 Федерального закона от 30.12.2008 № 313-ФЗ).
Подп. 2 п. 1 ст. 268 НК РФ, Федеральный закон от 25.11.2009 № 281-ФЗ В расходы при реализации имущества, выявленного в ходе инвентаризации, и (или) имущества, полученного при демонтаже или разборке выводимых из эксплуатации основных средств При реализации прочего имущества (за исключением ценных бумаг, продукции собственного производства, покупных товаров) - налогоплательщик вправе уменьшить доходы от таких операций на цену приобретения (создания) этого имущества, а также на сумму расходов, указанных в абзаце втором пункта 2 статьи 254 НК РФ. То есть имущества, выявленного в ходе инвентаризации, и (или) имущества, полученного при демонтаже или разборке выводимых из эксплуатации основных средств. Предусмотрено не было До внесения поправок уменьшать доходы на расходы в виде стоимости упомянутого имущества налоговики запрещали. Суды налогоплательщиков поддерживали (см., например, постановление ФАС Поволжского округа от 08.07.2008 № А65-28775/07)
П. 1 ст. 269 НК РФ, Федеральный закон от 27.12.2009 № 368-ФЗ Продлено приостановление действия абз. 4 п. 1 ст. 269 НК РФ для долговых обязательств в зависимости от срока привлечения Организации, у которых нет сопоставимых долговых обязательств, проценты по рублевым вкладам учитывают в пределах ставки рефинансирования ЦБ РФ, увеличенной в 1,1 раза. По валютным обязательствам лимит снова составляет 15%. Организации, у которых нет сопоставимых долговых обязательств, проценты по рублевым вкладам учитывали в пределах ставки рефинансирования ЦБ РФ, увеличенной в 2 раза (до 1 августа 2009 года — в 1,5 раза). По валютным обязательствам лимит составлял 22 процента.  
П. 2 ст. 270 НК РФ, Федеральный закон от 17.12.2009 № 318-ФЗ Дополнен перечень расходов, не учитываемых при налогообложении прибыли Не включаются в расходы проценты, подлежащие уплате в бюджет в соответствии со статьей 176.1 НК РФ. Речь идет о процентах, которые должны быть уплачены при возврате НДС, ранее возмещенного в ускоренном режиме, но впоследствии признанного незаконным. Предусмотрено не было  
П. 8 ст. 272 НК РФ, Федеральный закон от 25.11.2009 № 281-ФЗ Изменен период признания процентов по кредитам и займам По договорам займа и иным аналогичным договорам (иным долговым обязательствам, включая ценные бумаги), срок действия которых приходится более чем на один отчетный период, в целях настоящей главы расход признается осуществленным и включается в состав соответствующих расходов на конец месяца соответствующего отчетного периода. По договорам займа и иным аналогичным договорам (иным долговым обязательствам, включая ценные бумаги), срок действия которых приходится более чем на один отчетный период, в целях настоящей главы расход признается осуществленным и включается в состав соответствующих расходов на конец соответствующего отчетного периода.  
П. 2.1 ст. 275 НК РФ, Федеральный закон от 25.11.2009 № 281-ФЗ Доверительный управляющий может быть признан налоговым агентом При получении дивидендов по имуществу, переданному в доверительное управление, получателем таких доходов признается учредитель (учредители) доверительного управления (выгодоприобретатель). При получении дивидендов доверительный управляющий - российская организация признается налоговым агентом в отношении учредителя доверительного управления (выгодоприобретателя) - иностранного лица. Речь идет о дивидендах, по которым у источника выплаты дивидендов налоговым агентом не был удержан налог или налог был удержан в сумме меньшей, чем сумма налога, исчисленная с доходов в виде дивидендов для указанной иностранной организации. Предусмотрено не было  
Подп. 3 п. 3 ст. 280 НК РФ, Федеральный закон от 25.11.2009 № 281-ФЗ Изменены условия признания ценных бумаг обращающимися на организованном рынке Ценные бумаги признаются обращающимися на организованном рынке ценных бумаг если по ним в течение последних трех месяцев, предшествующих дате совершения налогоплательщиком сделки с этими ценными бумагами, рассчитывалась рыночная котировка, если это предусмотрено применимым законодательством.
В целях настоящего пункта под применимым законодательством понимается законодательство государства, на территории которого осуществляется обращение ценных бумаг (заключение налогоплательщиком гражданско-правовых сделок, влекущих переход права собственности на ценные бумаги).
Ценные бумаги признаются обращающимися на организованном рынке ценных бумаг, если по ним рассчитывается рыночная котировка, когда это предусмотрено соответствующим национальным законодательством.
В целях настоящего пункта под национальным законодательством понимается законодательство того государства, на территории которого осуществляется обращение ценных бумаг (заключение гражданско-правовых сделок, влекущих переход права собственности на ценные бумаги, в том числе и вне организованного рынка ценных бумаг).
 
П. 5 ст. 280 НК РФ, Федеральный закон от 25.11.2009 № 281-ФЗ Установлена максимальная стоимость приобретенной ценной бумаги В случае реализации (приобретения) ценных бумаг, обращающихся на организованном рынке ценных бумаг, по цене ниже минимальной (выше максимальной) цены сделок на организованном рынке ценных бумаг при определении финансового результата принимается минимальная (максимальная) цена сделки на организованном рынке ценных бумаг. Стоимость приобретенных ценных бумаг уменьшала налогооблагаемую прибыль, независимо от того, по какой цене их купили.  
П. 6 ст. 280 НК РФ, Федеральный закон от 25.11.2009 № 281-ФЗ Изменены правила определения цены реализации ценных бумаг, не обращающихся на организованном рынке ценных бумаг Фактическая цена сделки по ценным бумагам, не обращающихся на ОРЦБ принимается для целей налогообложения, если эта цена находится в интервале между минимальной и максимальной ценами, определенными исходя из расчетной цены ценной бумаги и предельного отклонения цен (20 процентов от расчетной цены).
При реализации (приобретении) ценных бумаг, не обращающихся на ОРЦБ, по цене ниже минимальной (выше максимальной) цены, определенной исходя из расчетной цены ценной бумаги и предельного отклонения цен, при определении финансового результата для целей налогообложения принимается минимальная (максимальная) цена, определенная исходя из расчетной цены ценной бумаги и предельного отклонения цен.
Порядок определения расчетной цены ценных бумаг, не обращающихся на организованном рынке ценных бумаг, устанавливается в целях настоящей главы федеральным органом исполнительной власти по рынку ценных бумаг по согласованию с Минфином России.
В отношении ценных бумаг, не обращающихся на ОРЦБ, для целей налогообложения принимается фактическая цена реализации или иного выбытия данных ценных бумаг при выполнении хотя бы одного из следующих условий:
  • если фактическая цена соответствующей сделки находится в интервале цен по аналогичной (идентичной, однородной) ценной бумаге, зарегистрированной организатором торговли на рынке ценных бумаг на дату совершения сделки или на дату ближайших торгов, состоявшихся до дня совершения соответствующей сделки, если торги по этим ценным бумагам проводились у организатора торговли хотя бы один раз в течение последних 12 месяцев;
  • если отклонение фактической цены соответствующей сделки находится в пределах 20 процентов в сторону повышения или понижения от средневзвешенной цены аналогичной (идентичной, однородной) ценной бумаги. Такая цена рассчитывается организатором торговли на рынке ценных бумаг в соответствии с установленными им правилами по итогам торгов на дату заключения такой сделки или на дату ближайших торгов, состоявшихся до дня совершения соответствующей сделки, если торги по этим ценным бумагам проводились у организатора торговли хотя бы один раз в течение последних 12 месяцев.
В случае отсутствия информации о результатах торгов по аналогичным (идентичным, однородным) ценным бумагам фактическая цена сделки принимается для целей налогообложения, если указанная цена отличается не более чем на 20 процентов от расчетной цены этой ценной бумаги. Она может быть определена на дату заключения сделки с ценной бумагой с учетом конкретных условий заключенной сделки, особенностей обращения и цены ценной бумаги и иных показателей, информация о которых может служить основанием для такого расчета. Для определения расчетной цены акции налогоплательщиком самостоятельно или с привлечением оценщика должны использоваться методы оценки стоимости, предусмотренные законодательством РФ, для определения расчетной цены долговой ценной бумаги может быть использована ставка рефинансирования Центрального банка РФ. В случае, когда налогоплательщик определяет расчетную цену акции самостоятельно, используемый метод оценки стоимости должен быть закреплен в учетной политике налогоплательщика.
Действие абз. 4 п. 6 ст. 280 НК приостановлено с 1 января по 31 декабря 2010 года включительно. Об определении расчетной цены не обращающихся на организованном рынке ценных бумаг в период приостановления действия абз. 4 п. 6 ст. 280 НК РФ (р. 2 ст. 15 Федерального закона от 25.11.2009 N 281-ФЗ).
П. 9 ст. 280 НК РФ, Федеральный закон от 25.11.2009 № 281-ФЗ Уточнены методы списания стоимости ценных бумаг при их выбытии При реализации или ином выбытии ценных бумаг налогоплательщик самостоятельно в учетной политикой для целей налогообложения выбирает один из следующих методов списания:
  • по стоимости первых по времени приобретений (ФИФО);
  • по стоимости единицы.
При реализации или ином выбытии ценных бумаг налогоплательщик самостоятельно в учетной политикой для целей налогообложения выбирает один из следующих методов списания:
  • по стоимости первых по времени приобретений (ФИФО);
  • по стоимости последних по времени приобретений (ЛИФО);
  • по стоимости единицы.
 


Вернуться в начало


Упрощенная система налогообложения

Норма, подвергшаяся изменениям, и закон, вносящий поправки Суть изменений После внесения поправок До внесения изменений Примечание
П. 2.1 ст. 346.12 НК РФ, Федеральный закон от 19.07.2009 № 204-ФЗ Изменен лимит доходов, при которых возможен переход на УСН Организация имеет право перейти на упрощенную систему налогообложения, если по итогам девяти месяцев того года, в котором организация подает заявление о переходе на упрощенную систему налогообложения, доходы, определяемые в соответствии со статьей 248 НК РФ, не превысили 45 млн. руб. Организация имеет право перейти на упрощенную систему налогообложения, если по итогам девяти месяцев того года, в котором организация подает заявление о переходе на упрощенную систему налогообложения, доходы, определяемые в соответствии со статьей 248 НК РФ, не превысили 15 млн. руб.
Указанная величина подлежит индексации на коэффициент-дефлятор, устанавливаемый ежегодно на каждый следующий календарный год и учитывающий изменение потребительских цен на товары (работы, услуги) в РФ за предыдущий календарный год, а также на коэффициенты-дефляторы, которые применялись в соответствии с настоящим пунктом ранее. Коэффициент-дефлятор определяется и подлежит официальному опубликованию в порядке, установленном Правительством РФ.
Действие абз. 2 п.а 2 ст. 346.12 НК РФ приостановлено до 1 января 2013 года Федеральным законом от 19.07.2009 № 204-ФЗ.
Величина предельного размера доходов применяется:
  • с 1 октября 2012 года по 31 декабря 2013 года включительно в размере, который с учетом индексации действовал в 2009 году.;
  • с 1 января 2013 года по 31 декабря 2013 года включительно в размере, который с учетом индексации действовал в 2009 году (ст. 3 Федерального закона от 19.07.2009 № 204-ФЗ).
П. 4 ст. 346.13 НК РФ, Федеральный закон от 19.07.2009 № 204-ФЗ Изменен лимит доходов, при которых возможно применять УСН Если по итогам отчетного (налогового) периода доходы налогоплательщика, определяемые в соответствии со статьей 346.15 НК РФ и с подп. 1 и 3 п. 1 ст. 346.25 НК РФ, превысили 60 млн. руб., такой налогоплательщик считается утратившим право на применение УСН с начала того квартала, в котором допущены указанное превышение и (или) несоответствие указанным требованиям. Если по итогам отчетного (налогового) периода доходы налогоплательщика, определяемые в соответствии со статьей 346.15 НК РФ и с подп. 1 и 3 п. 1 ст. 346.25 НК РФ, превысили 20 млн. руб., такой налогоплательщик считается утратившим право на применение УСН с начала того квартала, в котором допущены указанное превышение и (или) несоответствие указанным требованиям. Указанная величина корректировалась на коэффициент-дефлятор. Действие п. 4 ст. 346.13 НК РФ приостановлено до 1 января 2013 года Федеральным законом от 19.07.2009 N 204-ФЗ.
Для целей применения главы 26.2 величина предельного размера доходов налогоплательщика, ограничивающая право налогоплательщика на применение упрощенной системы налогообложения, применяется с 1 января 2013 года по 31 декабря 2013 года включительно в размере, который с учетом индексации действовал в 2009 году (Федеральный закон от 19.07.2009 № 204-ФЗ).


Вернуться в начало


ЕНВД

Норма, подвергшаяся изменениям, и закон, вносящий поправки Суть изменений После внесения поправок До внесения изменений Примечание
Приказ Минэкономразвития России от 13.11.2009 № 465 Установлен коэффициент К1 на 2010 год Базовая доходность корректируется на коэффициент-дефлятор К1, равный 1,295. Этот коэффициент учитывает показатели К1 прошлых лет (см., письмо Минфина России от 27.11.09 № 03-11-11/216). Базовая доходность корректировалась на коэффициент-дефлятор К1, равный 1,148  


Вернуться в начало


Транспортный налог

Норма, подвергшаяся изменениям, и закон, вносящий поправки Суть изменений После внесения поправок До внесения изменений Примечание
П. 2 ст. 361 НК РФ, Федеральный закон от 28.11.2009 № 282-ФЗ Субъекты РФ получили возможность увеличивать и уменьшать ставки налога в 10 раз Налоговые ставки транспортного налога могут быть увеличены (уменьшены) законами субъектов Российской Федерации, но не более чем в десять раз. Налоговые ставки транспортного налога могут быть увеличены (уменьшены) законами субъектов Российской Федерации, но не более чем в пять раз.  
П. 3 ст. 361 НК РФ, Федеральный закон от 28.11.2009 № 282-ФЗ Субъекты РФ получили возможность устанавливать дифференцированные ставки транспортного налога в зависимости от возраста машин и экологического класса Допускается установление дифференцированных налоговых ставок в отношении каждой категории транспортных средств, а также с учетом количества лет, прошедших с года выпуска транспортных средств, и (или) их экологического класса.
Количество лет, прошедших с года выпуска транспортного средства, определяется по состоянию на 1 января текущего года в календарных годах с года, следующего за годом выпуска транспортного средства.
Допускается установление дифференцированных налоговых ставок в отношении каждой категории транспортных средств, а также с учетом срока полезного использования транспортных средств.  
П. 1 ст. 363 НК РФ, Федеральный закон от 28.11.2009 № 282-ФЗ Срок уплаты авансов по транспортному налогу не может быть раньше срока подачи отчетности Срок уплаты налога (авансовых платежей по налогу) для организаций, не может быть установлен ранее срока представления отчетности по налогу. Срок уплаты налога для организаций, не может быть установлен ранее срока представления отчетности по налогу.  


Вернуться в начало


Налог на имущество

Норма, подвергшаяся изменениям, и закон, вносящий поправки Суть изменений После внесения поправок До внесения изменений Примечание
П. 1 ст. 373 НК РФ, Федеральный закон от 30.10.2009 № 242-ФЗ Уточнено, кто является плательщиками налога на имущество Налогоплательщиками налога признаются организации, имеющие имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со статьей 374 НК РФ.
Правка означает, что если у компании нет на балансе основных средств, то подавать нулевые декларации по налогу на имуществу не нужно.
Налогоплательщиками налога признаются:
  • российские организации;
  • иностранные организации, осуществляющие деятельность в РФ через постоянные представительства и (или) имеющие в собственности недвижимое имущество на территории РФ, на континентальном шельфе РФ и в исключительной экономической зоне РФ.
При подаче отчетности за 2009 год действуют прежние правила


Вернуться в начало


Земельный налог

Норма, подвергшаяся изменениям, и закон, вносящий поправки Суть изменений После внесения поправок До внесения изменений Примечание
П. 1 ст. 388 НК РФ, Федеральный закон от 28.11.2009 № 283-ФЗ Уточнено, кто является плательщиками земельного налога Плательщиками налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками, признаваемые объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 НК РФ, на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения.
Уточнение позволяет не сдавать отчетность тем лицам, земля которых не облагается земельным налогом.
Плательщиками налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения.  
П. 1 ст. 391 НК РФ, Федеральный закон от 28.11.2009 № 283-ФЗ Уточнен порядок определения налоговой базы по земельным участкам Налоговая база определяется в отношении каждого земельного участка как его кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом.
В отношении земельного участка, образованного в течение налогового периода, налоговая база в данном налоговом периоде определяется как его кадастровая стоимость на дату постановки такого земельного участка на кадастровый учет.
Налоговая база определяется в отношении каждого земельного участка как его кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом.  
П. 15 ст. 396 НК РФ, Федеральный закон от 28.11.2009 № 283-ФЗ Льготы по земельному налогу в отношении участков, предназначенных для индивидуального жилищного строительства, действуют только для физических лиц В отношении земельных участков, купленных (предоставленных) в собственность физическими и юридическими лицами для жилищного строительства, за исключением индивидуального жилищного строительства, осуществляемого физическими лицами, исчисление суммы налога производится с учетом коэффициента 2 в течение трехлетнего срока строительства. При этом начиная со дня государственной регистрации прав на данные земельные участки вплоть до государственной регистрации прав на построенный объект недвижимости. Льготой пользовались и компании  
П. 1,2 ст. 398 НК РФ, Федеральный закон от 28.11.2009 № 283-ФЗ Закреплена обязанность предпринимателей самостоятельно рассчитывать и уплачивать земельный налог даже в том случае если участок не используется в предпринимательстве, но предназначен для этого Физические лица, являющиеся индивидуальными предпринимателями, в отношении земельных участков, принадлежащих им на праве собственности или праве постоянного (бессрочного) пользования и используемых (предназначенных для использования) в предпринимательской деятельности, по истечении налогового периода представляют отчетность по земельному налогу. Физические лица, являющиеся индивидуальными предпринимателями и использующие принадлежащие им на праве собственности или на праве постоянного (бессрочного) пользования земельные участки в предпринимательской деятельности, по истечении налогового периода представляют отчетность по земельному налогу.  


Вернуться в начало


Социальное страхование

Норма, подвергшаяся изменениям, и закон, вносящий поправки Суть изменений После внесения поправок До внесения изменений Примечание
Федеральный закон от 24.07.2009 № 212-ФЗ Вместо ЕСН введены страховые взносы во внебюджетные фонды: ПФР, ФСС, федеральный и территориальный ФОМС Компании и индивидуальные предприниматели, применяющие специальные налоговые режимы признаются плательщиками страховых взносов От ЕСН освобождались Компании и индивидуальные предприниматели, применяющие специальные налоговые режимы (за исключением взносов в ПФР)  
Ставки страховых взносов для организаций с 2011 года равны:
  • 26 процентов — в ПФР;
  • 2,9 процента — в ФСС России;
  • 2,1 процента — в федеральный ФОМС;
  • 3 процента — в территориальные ФОМС.
Страховые взносы начисляются до тех пор, пока выплаты работнику нарастающим итогом с начала года не превысят 415 000 руб. С сумм сверх названного лимита взносы до конца расчетного периода (то есть года) платить не надо. Закон оговаривает, что этот лимит станут ежегодно индексировать с учетом данных о среднем заработке в РФ.
Для организаций действовала регрессивная шкала ставок ЕСН. Часть налога направлялась в федеральный бюджет Для компаний на общей системе налогообложения на 2010-й год установлены следующие ставки:
  • 20 процентов — в ПФР;
  • 2,9 процента —в ФСС России;
  • 1,1 процент — в федеральный ФОМС;
  • 2 процента — в территориальные ФОМС.
Для компаний, применяющих специальные налоговые режимы на 2010-й год установлены следующие ставки:
  • 14 процентов — пенсионные взносы;
  • 0 процентов – остальные фонды.
Страховые взносы взимаются с выплат независимо от того, уменьшают они базу по налогу на прибыль (НДФЛ) или нет Выплаты и вознаграждения (вне зависимости от формы, в которой они производятся) не признаются объектом налогообложения, если у налогоплательщиков:
  • организаций такие выплаты не отнесены к расходам, уменьшающим налоговую базу по налогу на прибыль организаций в текущем отчетном (налоговом) периоде;
  • индивидуальных предпринимателей, нотариусов, занимающихся частной практикой, адвокатов, учредивших адвокатские кабинеты, или физических лиц такие выплаты не уменьшают налоговую базу по налогу на доходы физических лиц в текущем отчетном (налоговом) периоде.
 
Не облагаются страховыми взносами:
  • вознаграждения по договорам с иностранцами и лицами без гражданства, временно пребывающим в России (на вознаграждения работникам, у которых есть вид на жительство или разрешение на временное проживание льгота не распространяется);
  • суммы расходов на медицинское обслуживание работников по договорам, которые заключены на срок не менее года с медицинскими организациями, имеющими лицензии, выданные по правилам Российской Федерации;
  • суммы материальной помощи в размере не более 4000 руб. в год на каждого работника.
Ранее облагались ЕСН  
Облагаются страховыми взносами:
  • компенсация за неиспользованный отпуск, которая уплачивается при увольнении работника;
  • материальная помощь членам семьи умершего работника;
  • материальная помощь при рождении (усыновлении, удочерении) ребенка, если деньги не были выданы в течение года (ранее такая материальная помощь в пределах 50 000 руб. не облагалась ЕСН, даже если после рождения прошло больше года);
  • оплата стоимости проезда сотрудников, работающих и проживающих на Крайнем Севере или в приравненных к нему местностях, а также их родственникам к месту отпуска и обратно за пределами России.
Ранее освобождались от налогообложения ЕСН  
Индивидуальные предприниматели, адвокаты, нотариусы, занимающиеся частной практикой, уплачивают за себя фиксированные взносы в фонды.
Размер годового платежа во внебюджетные фонды равен стоимости страхового года, которые определяется путем умножения МРОТ (на начало года) на тариф страхового взноса, установленный на расчетный период и на 12.
Полученная сумма разбивается на части — платежи в ПФР, федеральный и территориальный ФОМС.
Ставки в 2011 году — не зависят от системы налогообложения. Общая ставка страховых взносов будет равна 31,1 процентам, из них:
  • 26 процентов — платежи в ПФР;
  • 2,1 процента — федеральный ФОМС;
  • 3 процента — территориальный ФОМС.
Предприниматели, которые применяли общую систему налогообложения, платили ЕСН и пенсионные взносы. Сумма соцналога зависела от доходов, уменьшенных на расходы. Причем налоговая ставка по ЕСН отличалась от той, по которой облагаются выплаты сотрудникам (10 процентов вместо 26 процентов, если нет права на регрессию). А вот пенсионные взносы предприниматели платили в виде фиксированных сумм — в 2009 году по 606,20 руб. за каждый месяц, то есть годовой платеж был равен 7274,40 руб. (постановление Правительства РФ от 27.10.2008 г. № 799).
При этом пенсионные взносы уменьшали ЕСН. Предприниматели, которые применяли "упрощенку" или "вмененку", перечисляли лишь пенсионные взносы, а от уплаты ЕСН были освобождены.
Общая ставка страховых взносов для тех, кто работает по общей системе налогообложения в 2010 году, равна 23,1 процента, из них:
  • 20 процентов — платежи в ПФР;
  • 1,1 процента — федеральный ФОМС;
  • 2 процента — территориальный ФОМС.
Для тех, кто применяет упрощенную систему или переведен на уплату ЕНВД – 14 процентов в ПФР.
Федеральный закон от 26.12.2006 г. № 255-ФЗ (в ред. Федерального закона от 24.07.2009 № 213-ФЗ), Федеральный закон от 19.05.1995 г. № 81-ФЗ (в ред. Федеральных законов от 24.07.2009 № 213-ФЗ, от 02.12.2009 № 308-ФЗ) Изменен порядок расчета пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, ежемесячного пособия по уходу за ребенком. Увеличены размеры пособий В расчет среднего заработка при определении пособий включаются доходы, с которых платятся взносы на обязательное социальное страхование в связи с временной нетрудоспособностью и материнством В расчет среднего заработка при определении пособий брали выплаты, на которые начисляли ЕСН в части, поступающей в ФСС  
Если у работника нет заработка ни в расчетном периоде, ни перед страховым случаем, в таком случае для расчета выплаты нужно взять заработок за последние 12 календарных месяцев работы у данного страхователя, предшествующих месяцу наступления предыдущего страхового случая Если у работника не было заработка ни в расчетном периоде, ни перед страховым случаем, пособие рассчитывалась исходя из оклада  
Пособие по временной нетрудоспособности, по беременности и родам за день не может превышать предельного среднедневного заработка, который составляет 1136,99 руб. (415 000 руб. на 365 дн.). Максимальный размер пособия:
  • по временной нетрудоспособности составлял 18 720 руб.;
  • по беременности и родам составлял 25 390 руб.
 
Минимальный размер ежемесячного пособия по уходу за ребенком до полутора лет:
  • 2060,41 руб. за полный календарный месяц – первый ребенок;
  • 4120,82 руб. за полный календарный месяц – второй, третий ребенок и т. д.
Максимальная величина ежемесячного пособия по уходу за ребенком составляет 13 833,33 руб. (415 000 руб. : 12 мес. х 40%).
Минимальный размер ежемесячного пособия по уходу за ребенком до полутора лет:
  • 1873,10 руб. за полный календарный месяц – первый ребенок;
  • 3746,20 руб. за полный календарный месяц – второй, третий ребенок и т. д.
Максимальный размер ежемесячного пособия по уходу за ребенком до полутора лет составлял 7492,40 руб.
 
Единовременное пособие женщинам, вставшим на учет в ранние сроки беременности, составляет 412,08 руб.
Единовременное пособие при рождении ребенка - 10 988,85 руб.
Единовременное пособие женщинам, вставшим на учет в ранние сроки беременности, составляло 374,62 руб.
Единовременное пособие при рождении ребенка – 9989,86 руб.
 
П. 1 ст. 19 Федерального закона от 24.07.1998 г. № 125-ФЗ, Федеральный закон от 24.07.2009 № 213-ФЗ Ужесточена ответственность за непредставление в срок отчетности в ФСС России ЕСЛИ отчетность не представлена в течение 180 календарных дней после того, как истек срок ее подачи, штраф составит 5% суммы страховых взносов, которая подлежит уплате на основе этой отчетности. Однако размер штрафа ограничивается: он должен быть не более 30% суммы взносов, но не менее 100 руб.
За подачу отчетности с задержкой свыше 180 календарных дней штраф взимается в размере 30% суммы страховых взносов, подлежащей уплате на основе отчетности. Помимо этого 10% от той же Суммы страховых взносов придется заплатить дополнительно за каждый месяц (в том числе неполный) непредставления отчетности начиная со 181-го календарного дня после наступления срока ее подачи. При этом сумма штрафа не может быть меньше 1000 руб.
Штраф за непредставление отчетности в срок составлял 1000 руб. Если подобное нарушение было совершено повторно в течение года, то размер штрафа увеличивался до 5000 руб.  
Федеральный закон от 01.04.1990 г. № 27-ФЗ, Федеральный закон от 24.07.2009 № 213-ФЗ Индивидуальные сведения персонифицированного учета нужно будет сдавать ежеквартально С 2011 года страхователи должны представлять в ПФР индивидуальные сведения о начисленных и уплаченных взносах ежеквартально Страхователи представляли в ПФР индивидуальные сведения о начисленных и уплаченных взносах только по итогам года В 2010 году страхователи должны представлять в ПФР индивидуальные сведения о начисленных и уплаченных взносах ежеквартально по итогам каждого полугодия


Вернуться в начало



При подготовке настоящей рассылки использованы материалы компаний "Гарант", АО "Консультант Плюс"; изданий "Учет. Налоги. Право", "Российский налоговый курьер". Настоящая работа не представляет собой консультацию или совет. ООО "ФинЭкспертиза" не гарантирует достоверность, адекватность и полноту приведенных сведений и не несет ответственность ни за какие ошибки или упущения, а также результаты использования этого материала.