Мониторинг изменений за период 01.08.11 - 05.08.11



Налоги

ФНС изменила формы документов о принудительном взыскании пеней и штрафа.

Минюст зарегистрировал приказ ФНС России от 18.05.11 № ММВ-7-8/320, которым внесены изменения в приказ ФНС России от 14.05.07 № ММ-3-19/293.

Начиная с 1 июля 2011 года введен авансовый платеж акциза по алкогольной и спиртосодержащей продукции. Вместо него производители могут представить банковскую гарантию внесения акциза.

При его полной или частичной неуплаты ИФНС направляет налогоплательщику требование о внесении налога, пеней и штрафа. Если деньги не получены, банку предъявляется требование исполнить обязанность по гарантии.

Налогоплательщику выставляется уточненное требование об уплате пеней и штрафа. Если и в этом случае деньги не внесены, их взыскивают принудительно по решению налогового органа с банковских счетов или за счет имущества налогоплательщика.

В этой связи ФНС скорректировала формы актов (решения и постановление) о взыскании налогов, сборов, пеней, штрафов, процентов в бюджет.

(Приказ ФНС России от 18.05.11 № ММВ-7-8/320)


Вернуться в начало


Правовые новости

Наличие профобразования у работников - обязательное условие для торговли лекарствами как медицинского, так и ветеринарного применения.

Уточнены лицензионные требования при осуществлении фармацевтической деятельности.

Поправки носят юридико-технический характер. Они касаются наличия у работников соответствующего профобразования. Руководители должны также иметь определенный стаж работы по специальности.

Установлено, что указанные требования касаются сотрудников, деятельность которых непосредственно связана с торговлей лекарственными средствами и препаратами (их отпуском, хранением, перевозкой и изготовлением). При этом имеются в виду средства (препараты) как для медицинского, так и для ветеринарного применения.

В прежней редакции Положения о лицензировании фармдеятельности имелась нестыковка. С одной стороны, требования к образованию и стажу предъявлялись лишь к тем, кто работал с лекарствами для медприменения. С другой стороны, предусматривалось, что для ведения обращения с ветеринарными лекарственными средствами также требуется профобразование (а для руководителей - и определенный стаж).

(Постановление Правительства РФ от 28 июля 2011 г. N 622 "О внесении изменений в пункт 4 Положения о лицензировании фармацевтической деятельности")

Предупреждение и ликвидация ЧС и обеспечение пожарной безопасности на объектах ТЭК и Минэнерго России: положение о единой функциональной подсистеме.

Утверждено новое Положение о Комиссии по предупреждению и ликвидации ЧС и обеспечению пожарной безопасности Минэнерго России. Оно определяет основные задачи, организацию и порядок ее работы.

Комиссия разрабатывает предложения по реализации госполитики в названной области применительно к организациям (объектам) 2 групп: топливно-энергетического комплекса и находящихся в ведении Минэнерго России, координирует деятельность органов управления функциональных подсистем в них и др.

Также утверждено Положение о функциональной подсистеме предупреждения и ликвидации ЧС в названных 2 группах организаций (на объектов). Ранее каждой группе соответствовала своя подсистема. В отношении каждой из них применялось отдельное положение.

Положение определяет организацию, состав сил и средств, порядок деятельности подсистемы.

Подсистема действует на федеральном и объектовом уровнях. На каждом из них создаются координационные органы, постоянно действующие органы управления, органы повседневного управления, силы и средства, резервы финансовых и материальных ресурсов, система связи, оповещения и информобеспечения.

Основу управления составляют перечисленные органы.

Координационными органами на федеральном уровне является Комиссия по предупреждению и ликвидации ЧС и обеспечению пожарной безопасности Минэнерго России, на объектовом уровне - комиссии по предупреждению и ликвидации ЧС и обеспечению пожарной безопасности названных организаций (объектов).

Постоянно действующим органом управления является структурное подразделение Минэнерго России, специально уполномоченное решать задачи в области зашиты населения и территорий от ЧС и ГО.

Органом повседневного управления является Ситуационно-аналитический центр Минэнерго России.

Приказ о функциональных подсистемах единой госсистемы предупреждения и ликвидации ЧС Минэнерго России признан утратившим силу.

Зарегистрировано в Минюсте РФ 22 июля 2011 г. Регистрационный N 21464.

(Приказ Министерства энергетики РФ от 9 июня 2011 г. N 222 "О функциональной подсистеме предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций в организациях (на объектах) топливно-энергетического комплекса и в организациях (на объектах), находящихся в ведении Минэнерго России")

Списки инсайдеров надо составить и направить организаторам торговли не позже 30 декабря 2011 г.

С 31 июля 2011 г. лица, обладающие конфиденциальной финансовой информацией (инсайдеры), обязаны передавать списки инсайдеров организаторам торговли, через которых совершаются операции с финансовыми инструментами, иностранной валютой или товаром.

Отменено требование указывать при направлении списка инструмент (валюту, товар), на цену которого может существенно повлиять распространение инсайдерской информации этого юрлица. Не требуется передавать и письменные согласия физлиц, включенных в список, на обработку их персональных данных.

При направлении списка юрлицо приводит свое полное наименование, ИНН, ОГРН и контактную информацию (электронный, почтовый и фактический адреса, телефон, факс).

Если список нужно передать нескольким организаторам, можно направить его одному из них. Но последний должен взять на себя обязательство передать список другим (их выбирает инсайдер).

Скорректировано время передачи списков. Это надо сделать не позже 18.00 (по московскому времени) рабочего дня, следующего после их составления (ранее - до начала следующего торгового дня).

Отказ в приеме списка допускается, только если он передан способом, не предусмотренным внутренним документом организатора торговли.

С 31 июля по 31 декабря 2011 г. списки (изменения в них) передаются по мере их составления (корректировки), но не позднее 18.00 30 декабря 2011 г. Включенные в список инсайдеры направляют уведомления о произведенных ими операциях с финансовыми инструментами, иностранной валютой или товарами по мере их совершения, но не позже 31 декабря 2011 г. Уведомления подаются лицу, включившему их в список, а также ФСФР России.

Приказ вступает в силу с 31 июля 2011 г.

Зарегистрировано в Минюсте РФ 22 июля 2011 г. Регистрационный N 21449.

(Приказ Федеральной службы по финансовым рынкам от 28 июня 2011 г. N 11-28/пз-н "О внесении изменений в приказ ФСФР России от 21.01.2011 N 11-3/пз-н "Об утверждении Положения о порядке уведомления лиц об их включении в список инсайдеров и исключении из такого списка, Положения о передаче списков инсайдеров организаторам торговли, через которых совершаются операции с финансовыми инструментами, иностранной валютой и (или) товаром, Положения о порядке и сроках направления уведомлений инсайдерами о совершенных ими операциях" и в Положение о передаче списков инсайдеров организаторам торговли, через которых совершаются операции с финансовыми инструментами, иностранной валютой и (или) товаром, утвержденное этим приказом")

О документах, представляемых соискателями лицензии на страховую деятельность.

Чтобы получить лицензию на страховую деятельность, соискателю, в частности, нужно подтвердить, что выполнены требования к уставному капиталу.

Последний должен быть полностью оплачен учредителями (акционерами, участниками) будущего страховщика. При этом нельзя использовать заемные средства и находящееся в залоге имущество.

Установлено, какими документами подтверждается соблюдение данных требований.

Так, в лицензирующий орган нужно представить копии соответствующих документов о перечислении средств на расчетный счет страховщика в качестве оплаты его уставного капитала. Они должны быть заверены подписями руководителя и главного бухгалтера банка и его печатью.

Если уставный капитал оплачивался неденежными средствами, то, в числе прочего, требуются нотариально заверенные копии документов о праве собственности учредителя (акционера, участника) страховщика на соответствующее имущество, а также копии заключений о его независимой оценке.

Определены документы, подтверждающие увеличение уставного капитала, а также источники происхождения денежных средств, вносимых в него учредителями соискателя лицензии - физлицами.

К примеру, чтобы подтвердить указанные источники, представляются справки о полученных доходах и удержанных налогах, выданные налоговыми агентами, копии деклараций по НДФЛ, а также ЕНВД и УСН (если доход получен от предпринимательской деятельности физлица), иные документы.

Период времени, за который они представляются, определяется физлицом самостоятельно.

Зарегистрировано в Минюсте РФ 22 июля 2011 г. Регистрационный N 21447.

(Приказ Минфина РФ от 23 мая 2011 г. N 63н "Об утверждении Перечня документов, подтверждающих выполнение требований к уставному капиталу страховщика, и документов, подтверждающих источники происхождения денежных средств, вносимых учредителями соискателя лицензии - физическими лицами в уставный капитал")

О публикации ФСФР России информации и нормативных правовых актах по страховой тематике.

Орган страхового надзора обязан публиковать в определенном им печатном органе информацию по вопросам контроля и надзора в сфере страховой деятельности (страхового дела). Это разъяснения, сведения из единого госреестра субъектов страхового дела, реестра их объединений, акты об ограничении, приостановлении или возобновлении действия, отзыве лицензий на страховую деятельность и др. Также публикуются его нормативные правовые акты.

Президент РФ указом от 4 марта 2011 г. присоединил Росстрахнадзор к ФСФР России с передачей последней функций по контролю и надзору в сфере страховой деятельности (страхового дела). В связи с этим заново установлены названные печатные органы. Теперь это вестник Росстрахнадзора и приложение к нему

Приказ об определении печатного органа в целях опубликования актов Росстрахнадзора признан утратившим силу.

Зарегистрировано в Минюсте РФ 22 июля 2011 г. Регистрационный N 21455.

(Приказ Федеральной службы по финансовым рынкам от 30 июня 2011 г. N 11-30/пз-н "Об определении печатного органа в целях опубликования информации Федеральной службы по финансовым рынкам по вопросам контроля и надзора в сфере страховой деятельности (страхового дела)")

Нормативно-правовые акты не будут необоснованно затруднять ведение предпринимательской (инвестиционной) деятельности.

Нормативно-правовые акты федеральных органов исполнительной власти подлежат экспертизе, чтобы выявить в них положения, которые необоснованно затрудняют ведение предпринимательской и инвестиционной деятельности. Речь идет о регулирующих отношения, участники которых - субъекты такой деятельности.

Экспертиза проводится Минэкономразвития России. Основанием могут быть и письменные обращения представителей предпринимательского сообщества.

Если по результатам экспертизы выявлены положения, необоснованно затрудняющие ведение указанной деятельности, то Министерство принимает следующие меры. Вносит в Минюст России предложения об отмене (изменении) таких актов (их отдельных положений). Направляет в Правительственную комиссию по проведению административной реформы предложения по внесению изменений в федеральные законы, акты Президента РФ и Правительства РФ, на основании и во исполнение которых они изданы.

Минюст России в 2-недельный срок со дня получения предложения направляет в орган исполнительной власти представление об отмене (изменении) нормативно-правового акта (его отдельных положений). В случае его неисполнения Минюст России вносит в Правительство РФ предложение об отмене акта (его отдельных положений).

В 2-месячный срок должен быть принят порядок проведения вышеназванной экспертизы. В нем будет определен механизм взаимодействия при ее проведении с федеральными органами исполнительной власти, принявшими нормативно-правовые акты, Минюстом России, а также в случае необходимости с представителями предпринимательского сообщества.

(Постановление Правительства РФ от 29 июля 2011 г. N 633 "Об экспертизе нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти в целях выявления в них положений, необоснованно затрудняющих ведение предпринимательской и инвестиционной деятельности, и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации")

Определены ставки арендной платы в отношении земельных участков, находящихся в собственности России и предоставленных (занятых) для размещения объектов, непосредственно используемых для утилизации (захоронения) твердых бытовых отходов.

Так, за земельный участок, на котором размещены объекты, непосредственно используемые для захоронения твердых бытовых отходов (в т. ч. полигоны), придется платить 3,5% от его кадастровой стоимости. Если речь идет об объектах, утилизирующих твердые бытовые отходы методом сжигания, - 2%, а методом их сортировки и переработки - 0,3% от кадастровой стоимости земельного участка.

Если арендатор провел рекультивацию земельного участка, на котором размещены объекты, используемые для захоронения твердых бытовых отходов, то за соответствующую площадь он заплатит 2% от кадастровой стоимости участка.

Необходимо отметить, что размер арендной платы изменяется, если изменилась кадастровая стоимость. При этом арендная плата подлежит перерасчету по состоянию на 1 января года, следующего за годом, в котором произошло изменение кадастровой стоимости.

Зарегистрировано в Минюсте РФ 21 июля 2011 г. Регистрационный N 21436.

(Приказ Министерства экономического развития РФ от 11 июня 2011 г. N 280 "Об утверждении ставок арендной платы в отношении земельных участков, которые находятся в собственности Российской Федерации и предоставлены (заняты) для размещения объектов, непосредственно используемых для утилизации (захоронения) твердых бытовых отходов")

Организации, осуществляющие функции контроля, не могут оказывать услуги в области охраны труда.

Скорректированы правила аккредитации организаций, оказывающих услуги в области охраны труда.

Установлено, что недопустимо участие в оказании названных услуг организаций, осуществляющих функции надзора (контроля), а также иные функции, осуществление которых может повлечь за собой конфликт интересов.

Зарегистрировано в Минюсте РФ 22 июля 2011 г. Регистрационный N 21489.

(Приказ Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 30 июня 2011 г. N 644н "О внесении изменений в приложение N 2 к приказу Минздравсоцразвития России от 1 апреля 2010 г. N 205н "Об утверждении перечня услуг в области охраны труда, для оказания которых необходима аккредитация, и Правил аккредитации организаций, оказывающих услуги в области охраны труда")

Регламентирована последовательность действий при проведении медико-социальной экспертизы.

Установлены сроки и последовательность действий (административных процедур) при проведении медико-социальной экспертизы.

Последняя осуществляется для установления инвалидности, определения степени утраты профтрудоспособности, установления причины инвалидности, в случаях, когда семье умершего полагается соцподдержка на основании соответствующего заявления.

Такую услугу оказывают ФГУ "ФБМСЭ", главные бюро медико-социальной экспертизы и их филиалы в городах и районах.

Результатом предоставления госуслуги является выдача справки, подтверждающей факт установления инвалидности, и индивидуальной программы реабилитации инвалида. Также это выдача справки о результатах установления степени утраты профтрудоспособности в процентах и выдача программы реабилитации пострадавшего и др.

Максимально допустимое время предоставления услуги - 30 календарных дней.

Приглашение на освидетельствование направляется получателю услуги в течение 5 дней.

В день приема указанное лицо (его законный представитель) не должен ждать пока его примут более 30 минут.

Приведен перечень документов, необходимых для предоставления госуслуги. Среди них - паспорт, свидетельство о рождении, заявление.

Если состояние здоровья получателя госуслуги не позволяет ему выразить свою волю и отсутствует законный представитель, его освидетельствование проводится по заявлению, подписанному лечащим врачом и председателем врачебной комиссии.

Прежний порядок утрачивает силу.

Зарегистрировано в Минюсте РФ 22 июля 2011 г. Регистрационный N 21444.

(Приказ Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 11 апреля 2011 г. N 295н "Об утверждении Административного регламента по предоставлению государственной услуги по проведению медико-социальной экспертизы")

Утвержден новый Административный регламент, регулирующий порядок рассмотрения обращений граждан и их личного приема в Роструде.

Обратиться можно устно, письменно (по почте, факсу) или в электронной форме (через официальный сайт, электронный ящик).

Письменные обращения регистрируются в течение 3 дней, рассматриваются - 30. При необходимости срок может быть продлен.

Если поставленные вопросы не относятся к компетенции Роструда, в течение 7 дней обращение переадресуется по подведомственности.

В обращении гражданин должен указать свои ФИО, обратный адрес (электронный или почтовый), изложить суть предложения, заявления или жалобы. Ставятся личная подпись и дата. Можно приложить необходимые документы и материалы.

Установлены основания для отказа. Например, если текст письменного обращения не поддается прочтению или оно содержит нецензурные (оскорбительные) выражения, угрозы. Еще один повод - обжалуется судебное решение.

Личный прием граждан ведется руководителем Роструда, начальниками структурных подразделений Службы, их заместителями согласно утвержденному графику. С ним можно ознакомится на официальном сайте ведомства. Обращающийся должен предъявить документ, удостоверяющий его личность.

Личный прием длится не более 20 минут. Также работает общественная приемная Роструда.

Зарегистрировано Минюстом РФ 27 июля 2011 г. Регистрационный N 21493.

(Приказ Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 11 апреля 2011 г. N 290н "Об утверждении Административного регламента Федеральной службы по труду и занятости по предоставлению государственной услуги "Организация приема граждан, обеспечение своевременного и полного рассмотрения обращений граждан, принятие по ним решений и направление ответов заявителям в установленный законодательством Российской Федерации срок")

Утверждена примерная программа подготовки граждан, желающих стать опекунами или попечителями несовершеннолетних граждан либо принять детей на воспитание в семью.

Программа осваивается очно и включает в себя следующие темы. Адаптация ребенка и приемной семьи. "Трудное" поведение приемного ребенка, навыки управления им. Обеспечение безопасной среды для ребенка и охрана его здоровья. Основы законодательства об устройстве детей, оставшихся без попечения родителей, на воспитание в семьи граждан и др.

Определены требования к уровню подготовки кандидатов в приемные родители, успешно освоивших программу. Так, они по завершению курса должны иметь четкое представление о системе защиты прав детей; об ответственности за жизнь и здоровье ребенка, его воспитание и развитие; о потребностях ребенка, оставшегося без попечения родителей, и др.

Должны знать - свои права и обязанности как приемных родителей; о влиянии прошлого опыта ребенка на его психофизическое развитие и поведение; способы формирования социально-бытовых умений ребенка в зависимости от его возраста, жизненного опыта и особенностей развития и др.

Должны уметь - видеть возможности компенсации, формирования и совершенствования своих воспитательских компетенций по воспитанию приемного ребенка; выбирать способы реагирования на его "трудное" поведение; быть готовыми оказать поддержку ребенку, переживающему горе и потерю; оценивать воспитательский ресурс своей семьи; соблюдать конфиденциальность в отношении ребенка и др.

Итоговая аттестация кандидатов проводится в форме собеседования в конце всего курса подготовки и завершается выдачей документа о прохождении программы.

Зарегистрировано Минюстом РФ 27 июля 2011 г. Регистрационный N 21495.

(Приказ Министерства образования и науки РФ от 23 мая 2011 г. N 1681 "Об утверждении Примерной программы подготовки граждан, выразивших желание стать опекунами или попечителями несовершеннолетних граждан либо принять детей, оставшихся без попечения родителей, в семью на воспитание в иных установленных семейным законодательством Российской Федерации формах")


Вернуться в начало


Финансы

Депозит для размещения средств резерва обязательного соцстрахования: форма заявки банка.

В 2011 г. ФСС РФ вправе формировать резерв средств на осуществление обязательного соцстрахования от несчастных случаев на производстве и профзаболеваний.

Средства резерва размещаются на банковские депозиты путем отбора заявок кредитных организаций.

Утверждена форма заявки.

В ней указываются наименование кредитной организации, размер размещаемых средств, срок действия депозита, процентная ставка и иные условия.

Напомним, что валюта депозита - российские рубли. Срок его действия - до 1 года. Процентная ставка фиксируется на весь период. Процентный доход выплачивается ежемесячно. По требованию Фонда средства могут быть возвращены досрочно.

Кроме того, кредитные организации должны удовлетворять следующим требованиям. Наличие генеральной лицензии ЦБР на осуществление банковских операций. Размер собственных средств - не менее 5 млрд руб. Наличие рейтинга долгосрочной кредитоспособности не ниже уровня "ВВ-"(FitchRatings или Standard& Poor"s) либо не ниже уровня "Ва3"(Moody"sInvestorsService).

Зарегистрировано в Минюсте РФ 22 июля 2011 г. Регистрационный N 21450.

(Приказ Фонда социального страхования РФ от 8 июля 2011 г. N 322 "Об утверждении формы заявки кредитной организации на заключение договора банковского депозита")


Вернуться в начало


Таможня

Снижены квоты на ввоз в 2012 г. свинины и мяса птицы.

Установлены тарифные квоты на ввоз в Россию в 2012 г. говядины, свинины и мяса домашней птицы.

По сравнению с 2011 г. квота на говядину осталась неизменной - 30 тыс. т для свежего и охлажденного мяса, 530 тыс. т - для замороженного.

На 30% сократилась квота на ввоз свинины (включая тримминг) - 350 тыс. т. Это обусловлено ростом внутреннего производства.

Незначительно (примерно на 6%) уменьшилась квота на мясо птицы - 250 тыс. т для необваленного и 80 тыс. т - для обваленного.

Объем квот установлен в целом, без распределения по странам-поставщикам. Квоты не распространяются на мясо, происходящее и ввозимое из государств СНГ.

Напомним, что импорт в рамках тарифных квот облагается по сниженным ставкам таможенных пошлин.

(Постановление Правительства РФ от 27 июля 2011 г. N 616 "О тарифных квотах в отношении говядины, свинины и мяса домашней птицы на 2012 год")

Скорректированы ставки экспортных пошлин на сырую нефть и отдельные выработанные из нее категории товаров, вывозимые за пределы России и государств-участников соглашений о ТС.

Ставка в отношении нефти понижается с 445,1 до 438,2 долл. США за т.

Вывоз легких и средних дистиллятов, газойлей, бензола, толуола и ксилолов дешевеет до 293,6 долл. США за т. (до этого - 298,2).

Пропан, бутаны, этилен, пропилен, бутилен и бутадиен, прочие сжиженные газы при вывозе облагаются пошлиной по ставке 182,8 долл. США за т (ранее - 172,9).

Экспорт жидких топлив, масел, отработанных нефтепродуктов, нефтяного вазелина; минеральных восков и аналогичных продуктов (кроме сырых и прочих); нефтяных кокса и битума, прочих остатков от переработки нефти или нефтепродуктов из битуминозных пород (кроме нефтяного кальцинированного кокса) облагается по ставке 204,6 долл. США за т (прежняя - 207,8). В отношении указанных исключений действует нулевая ставка пошлины.

Ставка на нефть плотностью при 20°С от 694,7 до 887,6 кг/куб. м и с содержанием серы от 0,04 до 1,5 мас.% составляет 201 долл. США за т (ранее - 205,8). Исключение - нефть с Верхнечонского, Талаканского, Дулисьминского, Западно-Аянского, Ярактинского, Маркоского нефтегазоконденсатных и Алинского, Даниловского газонефтяных месторождений.

Тем самым с 1 августа экспорт нефти подешевеет, а пропана, бутана, этилена, пропилена, бутилена и бутадиена - наоборот

Постановление вступает в силу с 1 августа 2011 г.

(Постановление Правительства РФ от 25 июля 2011 г. N 615 "Об утверждении ставок вывозных таможенных пошлин на нефть сырую и на отдельные категории товаров, выработанные из нефти, вывозимые за пределы территории Российской Федерации и территории государств - участников соглашений о Таможенном союзе")

Заявления на условный выпуск (на выпуск компонента вывозимого товара) и декларация на товар: новые особенности заполнения.

Скорректирована инструкция, определяющая особенности заполнения заявлений на условный выпуск компонента ввозимого товара и на выпуск компонента вывозимого товара, итоговой таможенной декларации на ввезенный (вывезенный) товар.

Так, исключены особенности заполнения графы 6 "Всего мест" заявлений на условный выпуск и на выпуск компонента вывозимого товара.

В таких заявлениях указываются сведения о компонентах товара, поставляемых в рамках одного договора (контракта). Не допускается указывать в одном заявлении сведения о компонентах товара, поставляемых и ввозимых по разным договорам (контрактам).

В итоговой таможенной декларации на товар можно указывать сведения о товаре, ввоз компонентов которого осуществлялся как по одному, так и по нескольким договорам (контрактам).

При заполнении графы 44 "Дополнительная информация/Предоставленные документы" итоговой декларации необходимо учитывать следующее. Если декларируемый в несобранном (разобранном) виде товар ввезен (вывезен) в рамках нескольких договоров (контрактов), то построчно указывается под кодом 03011 номер и дата каждого договора (контракта), а под кодом 03012 - документы, вносящие изменения и (или) дополнения к ним.

Если заявления на выпуск поданы нескольким таможенным органам, указанную декларацию можно подать таможенному органу, осуществившему выпуск большей части компонентов товара.

Итоговая декларация для целей таможенной статистики, как и прежде, не используется. Однако в совокупности с вышеназванными заявлениями ее разрешено использовать для целей валютного контроля.

Приказ вступает в силу по истечении 30 дней после официального опубликования.

Зарегистрировано в Минюсте РФ 22 июля 2011 г. Регистрационный N 21484.

(Приказ Федеральной таможенной службы от 5 июля 2011 г. N 1407 "О внесении изменений в приказ ФТС России от 4 февраля 2011 г. N 206")


Вернуться в начало


Судебная практика

Приказ о новой форме декларации по налогу на прибыль должен применяться с представления сведений за 2011 г.

Приказом ФНС России были утверждены новые форма и формат декларации по налогу на прибыль. Согласно п. 2 данного акта он применяется, начиная с представления декларации за 2010 г.

Эта норма не соответствует НК РФ. Она признается недействующей.

Приказ обязывает налогоплательщиков представлять декларации по новой форме, в том числе и в электронном виде. Также он предусматривает, что при наличии соответствующих оснований нужно оформлять приложение N 4 к порядку заполнения декларации (чего раньше не требовалось). Там раскрываются дополнительные сведения о доходах, не учитываемых при определении налоговой базы, и расходах, учитываемых для целей налогообложения отдельными категориями организаций.

Пункт 2 приказа распространяет эти обязанности на декларирование за налоговый период, окончившийся на момент его опубликования (18 февраля 2011 г.). Но п. 2 ст. 5 НК РФ не позволяет придавать обратную силу актам, устанавливающим новые обязанности или иным образом ухудшающим положение плательщиков. Поэтому приказ не может распространяться на правоотношения, возникшие до его официального опубликования. Он должен применяться начиная с представления декларации за отчетные (налоговый) периоды 2011 г.

В то же время нет оснований, чтобы признать недействующим приложение N 4 к порядку заполнения декларации. Последняя может содержать не только информацию, непосредственно используемую при исчислении налога, но и другие данные, характеризующие деятельность организации и позволяющие осуществить необходимые мероприятия налогового контроля.

(Решение Высшего Арбитражного Суда РФ от 28 июля 2011 г. N ВАС-8096/11)

Даже если декларация направлена по почте, налоговые органы должны проставлять на ее копии отметку о получении.

Оспаривался п. 141 Административного регламента ФНС России по бесплатному информированию плательщиков налогов и сборов, налоговых агентов. Согласно этой норме на титульном листе декларации, поданной на бумажном носителе налогоплательщиком лично или через представителя, проставляются отметка о ее принятии и дата с оттиском штампа "Принято". По просьбе налогоплательщика (его представителя) на копии декларации проставляются аналогичная отметка и дата приема.

Заявитель указал следующее. Налоговые органы считают, что они должны проставлять отметку только в случае, если декларация подана плательщиком на бумажном носителе лично или через представителя. Если она направлена по почте, то данная обязанность не возникает.

ВАС РФ решил, что такое толкование не соответствует НК РФ и заявленной в п. 1 административного регламента цели принятия последнего. Оно предусматривает неравный подход к лицам, направляющим декларации по почте, по сравнению с теми, кто подает их лично (через представителя).

НК РФ обязывает налоговый орган проставлять на копии декларации отметку о ее получении вне зависимости от способа доставки (лично (через представителя) или почтовым отправлением).

Пункт 141 административного регламента признается недействующим в той мере, в которой эта норма (по смыслу, придаваемому налоговыми органами) препятствует проставлению на копии декларации отметки о ее принятии и дате получения.

(Решение Высшего Арбитражного Суда РФ от 14 июля 2011 г. N ВАС-5591/11)

Новые разъяснения по пересмотру дел по новым или вновь открывшимся обстоятельствам.

Согласно изменениям, внесенным в АПК РФ, с 28.03.2011 были уточнены основания для пересмотра вступивших в силу судебных актов.

Помимо вновь открывшихся, теперь основанием для подобного пересмотра признаются и новые обстоятельства (т. е. возникшие уже после принятия судебного акта).

В связи с этим подготовлены новые разъяснения по применению данных норм.

В первую очередь затронут вопрос о том, какие акты могут быть пересмотрены по названным основаниям. Отдельное внимание уделено определениям судов.

Достаточно подробно рассмотрены некоторые из таких оснований.

АПК РФ закрепляет процессуальные нарушения, при которых судебный акт однозначно отменяется (рассмотрение дела в незаконном составе, нарушение тайны совещания судей и т. д.).

Такие нарушения, допущенные кассационной инстанцией, могут расцениваться как вновь открывшиеся обстоятельства для пересмотра.

Признание судом нормативного правового акта недействующим или его отмена (как незаконного) - основание для пересмотра, только если акт признан таковым с момента принятия.

Определены случаи, когда пересмотр дела возможен из-за признания сделки недействительной.

Сформулирована фраза, наличие которой в постановлении Президиума или Пленума ВАС РФ дает возможность рассматривать их позицию как основание для пересмотра.

Такое указание дословно отличается от той оговорки, которую, как правило, приводил Президиум ВАС РФ ранее.

Однако эта отличающаяся оговорка может рассматриваться как основание для пересмотра, когда речь идет о постановлениях, принятых до даты опубликования данных разъяснений.

Кроме того, отмечено, что в постановлениях ВАС РФ может быть определен конкретный круг судебных актов, на которые распространяется действие оговорки.

Вместе с тем, даже если в постановлении есть нужная фраза, некоторые обстоятельства все же могут препятствовать пересмотру. В их числе - истечение сроков на подачу заявления; недопустимость ухудшения положения лица, привлекаемого (привлеченного) к публично-правовой ответственности; наличие возможности для обращения в суд апелляционной или кассационной инстанции.

Также разъяснены процедурные вопросы, связанные с подачей заявления о пересмотре (кто может быть заявителем, в какой суд направляется, как оформляется, сроки обращения и т. п.).

Прежние разъяснения признаются утратившими силу.

(Постановление Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 30 июня 2011 г. N 52 "О применении положений Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при пересмотре судебных актов по новым или вновь открывшимся обстоятельствам")

ВАС РФ разъяснил применение норм Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)" в делах о банкротстве индивидуальных предпринимателей.

В постановлении изложено содержание и разъяснена взаимосвязь статей указанного закона, а также АПК РФ, устанавливающих основания для признания индивидуального предпринимателя банкротом и регулирующих процедуры подачи в арбитражный суд соответствующего заявления, разъяснен смысл законодательных норм, определяющих кредиторов, правомочных предъявлять требование о признании индивидуального предпринимателя банкротом, и норм, определяющих процедуры банкротства, которые могут применяться к индивидуальному предпринимателю.

Разъяснены законодательные нормы, регулирующие процедуры наблюдения и конкурсного производства в отношении индивидуального предпринимателя, в т.ч. даны рекомендации по определению связанной с процедурой наблюдения оптимальной даты заседания суда по рассмотрению дела о банкротстве индивидуального предпринимателя, подробно разъяснены нормы, регулирующие арест имущества должника, в частности, жилых помещений, а также имущества супругов должников. Обращено внимание на правомочие суда определять необходимость проведения собрания кредиторов для принятия решения о признании должника банкротом.

Разъяснено применение норм закона о банкротстве в отношении требований к индивидуальному предпринимателю-должнику по делу о банкротстве, не связанных с предпринимательской деятельностью.

В постановлении отмечены и разъяснены также нормы, регулирующие проведение торгов по продаже имущества должника - индивидуального предпринимателя (главным образом - порядок перечисления покупателями задатка), назначение вознаграждения временному управляющему, а также, в частности, сроки возможной повторной регистрации гражданина в качестве индивидуального предпринимателя.

(Постановление Пленума ВАС РФ от 30.06.2011 N 51 "О рассмотрении дел о банкротстве индивидуальных предпринимателей")

Возврат товара поставщику не лишает права на вычет и возмещение НДС.

Налоговый орган отказал обществу в вычете и возмещении НДС, уплаченного при ввозе товара на территорию Российской Федерации, в связи с тем, что приобретенные товары не были использованы в дальнейшем для перепродажи, а возвращены поставщику.

Суд указал, что возврат товара поставщику не лишает налогоплательщика права на вычет и возмещение НДС. В соответствии с п. 2 ст. 171, п. 1 ст. 172 НК РФ суммы НДС, уплаченные налогоплательщиком при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации, подлежат вычетам после принятия соответствующих товаров (работ, услуг) на учет на основании документов, подтверждающих фактическую уплату налога. Право собственности на товар перешло налогоплательщику с момента предоставления товара в распоряжение в согласованном пункте на границе. Общество также исполнило свою обязанность об оплате товара, НДС при ввозе товара на территорию Российской Федерации уплачен. Следовательно, условия для применения налогового вычета выполнены.

(Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от 20.04.2011 N Ф09-1329/11-С2)


Вернуться в начало


Прочее

Разъяснен порядок обложения акцизом спирта этилового и (или) коньячного, реализуемых налогоплательщикам-производителям алкогольной и (или) подакцизной спиртосодержащей продукции.

Речь идет о том случае, когда покупатель-производитель такой продукции до дня реализации (отгрузки) ему этилового (коньячного) спирта не представил производителю спирта извещение об уплате (освобождении от нее) авансового платежа акциза.

Производитель должен начислить по этой реализации сумму акциза с применением ставки в размере 34 руб. за 1 л безводного этилового спирта, содержащегося в подакцизном товаре. Эта сумма при предъявлении к оплате выделяется в расчетных, первичных документах и счетах-фактурах отдельной строкой и относится покупателем на стоимость приобретенного спирта.

Если извещение будет представлено уже после реализации производителем спирта (т. е. после даты отгрузки) по цене, включающей акциз, исчисленный по вышеназванной ставке, ранее предъявленная покупателю к оплате сумма акциза по нулевой ставке не пересчитывается.

Указываемая в извещениях сумма авансового платежа акциза определяется, исходя из ставки акциза, установленной в отношении конкретного вида алкогольной продукции, и объема закупаемого этилового спирта, используемого в качестве сырья для ее производства.

(Письмо Федеральной налоговой службы от 1 августа 2011 г. N ЕД-4-3/12378@ "Об обложении акцизом этилового (и коньячного) спирта, реализуемого производителям алкогольной и подакцизной спиртосодержащей продукции")

Как учесть валюту.

Минфином разъяснено, что валютные инвестиции от иностранных лиц на финансирование капитальных вложений производственного назначения не учитываются в доходах, если инвестиции используются в течение года с момента получения.

Курсовые разницы по указанным средствам не влияют на налоговую базу.

(Письмо Минфина от 19.07.11 № 03-03-06/1/425)

Как учесть расходы командированного на проезд.

Вправе ли работодатель учесть в составе расходов при исчислении налога на прибыль затраты на проезд транспортом общего пользования в черте города (места назначения) в период нахождения работника в служебной командировке?

Как разъяснено Минфином, работодатель вправе предусмотреть возмещение расходов на проезд городским транспортом (транспортом общего пользования) и закрепить соответствующие положения в коллективном договоре или другом локальном нормативном акте (например, положении о командировках в организации).

Если коллективным договором или другим локальным нормативным актом будет закреплено положение о возмещении таких расходов, то подобные затраты могут быть учтены для целей налогообложения прибыли организаций.

(Письмо Минфина от 21.07.11 № 03-03-06/4/80)

Как облагается матвыгода от экономии на процентах.

Разъяснено, что если организацией выдан беспроцентный заем, то фактической датой получения доходов в виде материальной выгоды следует считать соответствующие даты фактического возврата заемных средств.

При этом договором займа (кредита) может быть предусмотрена выплата процентов по займу (кредиту) или погашение беспроцентного займа (кредита) с любой периодичностью.

Минфин разъяснил, что если договором предоставления беспроцентного займа предусмотрено ежемесячное погашение займа, доход в виде материальной выгоды в таком случае будет возникать на каждую дату возврата заемных средств, то есть ежемесячно.

(Письмо Минфина от 25.07.11 № 03-04-05/6-531)


Вернуться в начало



При подготовке настоящей рассылки использованы материалы компаний "Гарант", АО "Консультант Плюс"; изданий "Учет. Налоги. Право", "Российский налоговый курьер". Настоящая работа не представляет собой консультацию или совет. ООО "ФинЭкспертиза" не гарантирует достоверность, адекватность и полноту приведенных сведений и не несет ответственность ни за какие ошибки или упущения, а также результаты использования этого материала.