Мониторинг изменений за период 03.10.11 - 14.10.11



Бухгалтерский учет и налогообложение

Рекомендуемая форма корректировочного счета-фактуры от ФНС России.

С 1 октября 2011 г. допускается выставление корректировочных счетов-фактур при изменении стоимости отгруженных товаров (выполненных работ, оказанных услуг, переданных имущественных прав). Это возможно в том числе в случае пересмотра цены (тарифа) или уточнения их количества (объема).

Разъяснено, что корректировочный счет-фактура оформляется продавцом и выставляется покупателю не позднее 5 календарных дней с момента составления документа на изменение стоимости товаров (работ, услуг, прав). Это может быть договор, соглашение или иной первичный документ, подтверждающий согласие покупателя (факт его уведомления). По мнению ФНС России, он должен быть оформлен не ранее 1 октября 2011 г.

Форму и порядок заполнения корректировочного счета-фактуры, правила учета выставленных и полученных счетов-фактур, а также ведения книг покупок и продаж установит Правительство РФ. До этого момента рекомендуется применять форму и порядок заполнения корректировочного счета-фактуры, разработанные ФНС России (приведены в приложении).

Разъяснен порядок регистрации корректировочного счета-фактуры в книгах покупок и продаж. "Уменьшающие" счета регистрируются продавцами в книге покупок и покупателями в книге продаж, "увеличивающие" - покупателями в книге покупок и продавцами в книге продаж. В графе 2 книги покупок и графе 1 книги продаж (ее дополнительного листа) указываются дата и номер корректировочного счета-фактуры. Покупатель в целях восстановления суммы налога может зарегистрировать в книге продаж вместо "уменьшающего" счета-фактуры соответствующий первичный документ.

(Письмо Федеральной налоговой службы от 28 сентября 2011 г. N ЕД-4-3/15927@ "О применении корректировочного счета-фактуры")

Имеют ли одинаковую юридическую силу первичные учетные документы, составленные на бумажном носителе и в электронном виде с ЭЦП?

Даны разъяснения по вопросу применения налогоплательщиками первичных учетных документов в электронном виде в бухгалтерском и налоговом учете. Также речь идет о документообороте налогоплательщиков при взаимодействии между собой и с налоговыми органами.

Первичные учетные документы только при наличии подписи соответствующих должностных лиц принимаются к учету. Включаются в упорядоченную систему сбора, регистрации и обобщения информации в денежном выражении об имуществе, обязательствах организаций и их движении путем сплошного, непрерывного и документального учета всех хозяйственных операций.

Российское законодательство не ограничивает использование упомянутых материалов в электронном виде при взаимодействии хозяйствующих субъектов между собой.

Электронная цифровая подпись (ЭЦП) равнозначна собственноручной в документе на бумажном носителе при одновременном соблюдении следующих условий. Сертификат ключа этой ЭЦП не утратил силу (действует) на момент проверки или на дату подписания документа. При этом должны быть доказательства, определяющие время подписания. ЭЦП используется в соответствии со сведениями, указанными в сертификате ее ключа. Подлинность подписи должна быть подтверждена.

Таким образом, если первичные учетные документы на бумажном носителе и в электронном виде с использованием ЭЦП составлены в соответствии с законодательством нашей страны, они являются равнозначными (имеют одинаковую юридическую силу). Возлагают на субъектов хозяйственной деятельности одинаковые права и обязанности.

(Письмо Федеральной налоговой службы от 5 октября 2011 г. N ЕД-4-3/16368@ "Об отдельных вопросах применения электронных документов")

Штрафовать за неуплату страховых взносов - только при наличии вины плательщика.

Неуплата (неполная уплата) налога (сбора) в результате занижения налоговой базы, иного неправильного исчисления налога (сбора) или других неправомерных действий (бездействия) карается штрафом. Его размер - 20% от невнесенной суммы.

Решение о наложении штрафа должно приниматься налоговыми органами исходя из общих положений о привлечении к ответственности за налоговые правонарушения. Так, необходимо доказать виновность лица. При этом оно не обязано доказывать свою невиновность.

Следует отметить, что несвоевременная уплата налога влечет начисление пени. Штраф в этом случае не взимается.

При привлечении к ответственности за неуплату (неполную уплату) страховых взносов в государственные внебюджетные фонды рекомендуется учитывать практику по аналогичным налоговым правонарушениям. За получением соответствующих разъяснений следует обращаться в ФНС России.

(Письмо Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина РФ от 26 сентября 2011 г. N 03-02-07/1-343 "О привлечении к ответственности при выявлении налоговым органом факта неуплаты или неполной уплаты суммы налога (сбора) в результате любых неправомерных действий (бездействия) налогоплательщика")

Проверяемое лицо может дать свои объяснения на любой стадии рассмотрения материалов налоговой проверки.

Руководитель (его заместитель) налогового органа, проводившего проверку, выносит решение о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения либо об отказе в этом. Оно принимается, в частности, при рассмотрении материалов, полученных в результате проведения дополнительных мероприятий налогового контроля.

Лицо, в отношении которого осуществлялась налоговая проверка, вправе до вынесения указанного решения знакомиться со всеми материалами дела. Это касается и тех, которые получены в ходе дополнительных мероприятий.

НК РФ не устанавливает специальных сроков для подготовки проверяемым лицом возражений по результатам дополнительных мероприятий и их рассмотрения.

Право проверяемого лица на ознакомление с такими документами и подготовку возражений обеспечивается названным должностным лицом. Последнее определяет и срок, в течение которого налогоплательщик может ознакомиться с материалами по результатам дополнительных мероприятий. При этом учитываются фактические обстоятельства, в т. ч. количество материалов и их объем.

Даже если проверяемое лицо не представило письменные возражения, оно (его представитель) может дать свои объяснения на любой стадии рассмотрения материалов проверки.

(Письмо Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина РФ от 26 сентября 2011 г. N 03-02-07/1-342 "О сроке для представления мотивированных возражений по результатам дополнительных мероприятий налогового контроля")


Вернуться в начало


Таможня

Казахстан ввел лицензии на бесплатный ввоз в страну теплиц, полиэтилена и алюминиевой фольги.

Сообщается о временном введении Казахстаном лицензий на ввоз в страну теплиц (коды ТН ВЭД ТС 9406 00 310 0 и 9406 00 800 9), полиэтилена (3901 20 900 0) и алюминиевой фольги с основой толщиной менее 0,021 мм (7607 20 100 0). Названные товары в Республике не производятся. Речь идет об импортируемых из государств, не входящих в ТС.

Следует отметить, что при наличии лицензий их ввоз облагается в Казахстане по более низким ставкам таможенных пошлин, чем предусмотрено Единым таможенным тарифом. При отсутствии лицензии применяются ставки ЕТТ.

Лицензирование действует до 2015 г.

(Решение Комиссии Таможенного союза от 23 сентября 2011 г. N 800 "О внесении изменений в Изображение единого знака обращения продукции на рынке государств - членов Таможенного союза и в Положение о едином знаке обращения продукции на рынке государств - членов Таможенного союза")

Применение Казахстаном ставок ввозных таможенных пошлин, отличных от Единого таможенного тарифа ТС: что изменилось.

Скорректирован Перечень товаров и ставок, в отношении которых Казахстан в течение переходного периода применяет ставки ввозных таможенных пошлин, отличные от Единого таможенного тарифа ТС.

Из него исключили алюминиевую фольгу толщиной менее 0,021 мм (код 7607 11 100 0 ТН ВЭД ТС).

Поправки вступают в силу с 1 января 2012 г.

(Решение Комиссии Таможенного союза от 23 сентября 2011 г. N 792 "О внесении изменений в Перечень товаров и ставок, в отношении которых в течение переходного периода Республикой Казахстан применяются ставки ввозных таможенных пошлин, отличные отставок Единого таможенного тарифа Таможенного союза")

По какой ставке облагается ввоз аккумуляторов электрических, свинцовых, используемых для запуска поршневых двигателей.

Как и прежде, ввоз отдельных видов аккумуляторов электрических, свинцовых, используемых для запуска поршневых двигателей, облагается по ставке 15% от таможенной стоимости. При этом она должна составлять не менее 5,7 евро (ранее - 3,3 евро) за 1 шт. Речь идет о товаре, классифицируемом кодом 8507 10 920 9 ТН ВЭД ТС.

Решение вступает в силу с 1 января 2012 г.

(Решение Комиссии Таможенного союза от 23 сентября 2011 г. N 791 "О корректировке ставки ввозной таможенной пошлины Единого таможенного тарифа Таможенного союза в отношении отдельных видов аккумуляторов электрических, свинцовых, используемых для запуска поршневых двигателей")

Ввоз металлических прокладок для двигателей внутреннего сгорания: новый код ТН ВЭД ТС.

Ранее прокладки и аналогичные соединительные элементы из листового металла в сочетании с другим материалом или состоящие из двух или более слоев металла классифицировались по коду ТН ВЭД 8484 10 000 0.

Теперь указанной категории товара присвоен код 8484 10 000. При этом выделены 2 подсубпозиции.

По первой (код 8484 10 000 1) обозначаются прокладки, в которых по крайней мере один слой изготовлен из плоского проката из коррозионностойкой никельсодержащей стали толщиной не менее 0,2 мм, но не более 0,3 мм (с содержанием никеля более 1,0%). Речь идет о тех, которые предназначены для использования в двигателях внутреннего сгорания моторных транспортных средств.

По второй подсубпозиции (код 8484 10 000 9) классифицированы прочие товары из рассматриваемой категории.

На размеры ставок ввозных пошлин указанные изменения не повлияли.

Как и прежде, импорт товара облагается по нулевой ставке.

Решение вступает в силу со 2 января 2012 г.

(Решение Комиссии таможенного союза от 23 сентября 2011 г. N 790 "О внесении изменений в единую Товарную номенклатуру внешнеэкономической деятельности Таможенного союза и Единый таможенный тариф Таможенного союза в отношении металлических прокладок, предназначенных для использования в двигателях внутреннего сгорания")

По какому коду ТН ВЭД ТС должен классифицироваться адсорбер.

Признаны незаконными разъяснения ФТС России по классификации одного из товаров по ТН ВЭД ТС.

Речь идет о таком товаре, как адсорбер - цилиндрическое устройство с корпусом из поликарбоната, внутри которого размещены диски из пористого полиэтилена, на которых иммобилизирован пептид.

Предназначение - экстракорпоральная очистка крови пациента от эндотоксинов (липополисахаридов).

Адсорбер применяется в медицине, является одноразовым и имеет стерильную упаковку.

Согласно названным разъяснениям данный товар должен классифицироваться по коду 8421290009 - центрифуги, включая центробежные сушилки, оборудование и устройства для фильтрования или очистки жидкостей или газов.

Между тем, как указал ВАС РФ, применяя подобную классификацию в отношении адсорбера, ФТС России не учла медицинское предназначение данного товара.

В этих разъяснениях не были приняты во внимание требования Основных правил интерпретации ТН ВЭД ТС. Исходя из них, если имеется возможность отнести товар к 2 или более товарным позициям, предпочтение отдается той из них, которая содержит наиболее конкретное его описание по сравнению с позициями с более общим описанием.

С учетом этого оспариваемое положение акта ФТС России, содержащее такое разъяснение по классификации адсорбера, признается недействующим, поскольку не соответствует ТН ВЭД ТС.

(Решение Высшего Арбитражного Суда РФ от 27 сентября 2011 г. № ВАС-8490/11)


Вернуться в начало


Финансы

Установлены обязательные нормативы небанковских кредитных организаций (НКО), которые могут осуществлять денежные переводы без открытия банковских счетов и связанные с ними иные банковские операции, их числовые значения и методики расчета.

Цель - регулирование (ограничение) рисков, принимаемых НКО. Также установлены особенности надзора за соблюдением нормативов со стороны ЦБР.

К нормативам относятся достаточность собственных средств (капитала) и ликвидность. Они рассчитываются в процентах с одним знаком после запятой.

Норматив достаточности определяется как отношение собственных средств (капитала) к сумме обязательств перед клиентами на последнюю отчетную дату квартала. Его минимальное значение - 2%.

Норматив ликвидности определяется как отношение суммы ликвидных активов сроком исполнения в ближайшие 30 дней к сумме обязательств перед клиентами на последнюю отчетную дату квартала. Его минимальное значение - 100%.

НКО обязаны соблюдать нормативы ежедневно. Невыполнением признается нарушение числового значения норматива по состоянию на любой операционный день.

Информация о нарушениях с указанием соответствующих норматива и даты (дат) представляется в составе отчетности по форме 0409135 "Информация об обязательных нормативах и о других показателях деятельности кредитной организации", подаваемой по состоянию на 1 число месяца, следующего за тем, в котором допущено нарушение.

По требованию ЦБР или его территориального учреждения, надзирающего за деятельностью НКО, последняя обязана представлять сведения о расчете нормативов и их значениях на любой день или дни. Для этого используются формы отчетности 0409135, а также 0409101 "Оборотная ведомость по счетам бухгалтерского учета кредитной организации", 0409134 "Расчет собственных средств (капитала)".

В случае несоблюдения норматива в совокупности за 6 и более операционных дней в течение любых 30 последовательных операционных дней ЦБР вправе взыскать с НКО штраф в размере до 0,1% минимального размера уставного капитала либо ограничить проведение ею отдельных операций на срок до 6 месяцев.

Инструкция применяется с 29 сентября 2011 г.

Зарегистрировано в Минюсте РФ 23 сентября 2011 г. Регистрационный N 21871.

(Инструкция ЦБР от 15 сентября 2011 г. N 137-И "Об обязательных нормативах небанковских кредитных организаций, имеющих право на осуществление переводов денежных средств без открытия банковских счетов и связанных с ними иных банковских операций, и особенностях осуществления Банком России надзора за их соблюдением")

Смена вида НКО: порядок получения новой лицензии.

Установлен порядок принятия ЦБР решения о госрегистрации изменений в учредительных документах и выдаче лицензии на банковские операции в связи со сменой вида небанковской кредитной организации (НКО).

Это делается в том же порядке, что и при изменении статуса кредитной организации с банка на НКО (указание ЦБР от 27 марта 2007 г. N 1807-У).

Для получения статуса НКО, имеющей право осуществлять переводы денежных средств без открытия банковских счетов и связанные с ними иные банковские операции, необходимо дополнительно представить правила перевода электронных денежных средств. Они должны соответствовать требованиям Закона "О национальной платежной системе" и принятых в соответствии с ним нормативных актов ЦБР.

Указание вступает в силу с 29 сентября 2011 г.

Зарегистрировано Минюстом РФ 21 сентября 2011 г. Регистрационный N 21857.

(Указание ЦБР от 15 сентября 2011 г. N 2702-У "О внесении изменений в Указание Банка России от 27 марта 2007 года N 1807-У "О порядке принятия Банком России решения о государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы банка, и выдаче лицензии на осуществление банковских операций в связи с получением ходатайства банка об изменении своего статуса на статус небанковской кредитной организации")

В связи с корректировкой наименований некоторых банковских операций кредитным организациям нужно заменить лицензии.

В связи с принятием Закона о национальной платежной системе изменились наименования некоторых банковских операций.

Установлен упрощенный порядок госрегистрации соответствующих изменений в устав кредитной организации и замены банковской лицензии.

Сроки для подачи в Банк России соответствующего пакета документов не определены. Таким образом, он может быть представлен в удобное для кредитной организации время в ходе ее текущей деятельности.

Решения о госрегистрации изменений и выдаче новой лицензии принимаются Банком России в течение 15 рабочих дней с даты получения пакета документов.

Далее ЦБР сообщает в территориальный орган ФНС России необходимые сведения для внесения соответствующей записи в ЕГРЮЛ.

После получения ответа от налогового ведомства Банк России направляет в свое территориальное учреждение оригинал свидетельства, 1 экземпляр зарегистрированных изменений и 2 экземпляра вновь выданной лицензии. Затем документы передаются кредитной организации.

Приведены особенности данной процедуры при подаче документов в электронном виде.

Ограничений на ведение деятельности по лицензии, содержащей прежнюю редакцию наименований банковских операций, не установлено.

Указание вступает в силу с 29 сентября 2011 г., за исключением некоторых положений, для которых установлены иные сроки.

Зарегистрировано в Минюсте РФ 26 сентября 2011 г. Регистрационный N 21890.

(Указание ЦБР от 15 сентября 2011 г. N 2699-У "О замене Банком России кредитной организации лицензии на осуществление банковских операций в связи с изменением наименований отдельных банковских операций в соответствии с Федеральным законом от 27 июня 2011 года N 162-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О национальной платежной системе")

О порядке уведомления в адрес ЦБР о начале деятельности по переводу электронных денежных средств.

Операторы электронных денежных средств обязаны сообщать ЦБР о начале деятельности по переводу последних. Установлен порядок такого уведомления.

Приведены форма уведомления и правила ее заполнения.

Форма пересылается в Департамент регулирования расчетов почтовым отправлением с уведомлением о вручении или нарочным через Экспедицию ЦБР. Срок - не позднее 10 рабочих дней со дня первого увеличения остатка электронных денежных средств.

Указание вступает в силу с 29 сентября 2011 г.

Зарегистрировано в Минюсте РФ 21 сентября 2011 г. Регистрационный N 21854.

(Указание ЦБР от 14 сентября 2011 г. N 2694-У "О порядке уведомления Банка России оператором электронных денежных средств о начале деятельности по осуществлению перевода электронных денежных средств")

Как контролировать деятельность банковских платежных агентов.

Согласно Закону о национальной платежной системе оператор по переводу денежных средств, являющийся кредитной организацией, вправе на основании договора привлекать банковского платежного агента для определенных операций. В частности, чтобы принимать от физлиц и (или) выдавать им наличные, в т. ч. через платежные терминалы и банкоматы. Агента можно привлекать при одновременном соблюдении ряда требований. Оператор должен контролировать его деятельность. Нужно следить за соблюдением условий привлечения агента, а также законодательства о противодействии легализации преступных доходов.

Установлено, как осуществляется такой контроль.

Необходимо использовать одну или несколько форм контроля. Это проверки. Получение отчетов агента и другие формы, позволяющие анализировать информацию о его деятельности.

При этом оператор должен обеспечить, чтобы выполнялись следующие требования. Нужно вести и актуализировать перечень привлеченных банковских платежных агентов и субагентов. Документально фиксировать результаты контроля. Вести мониторинг устранения выявленных нарушений. Своевременно принимать решения об одностороннем отказе от исполнения договора в случае неисполнения агентом (субагентом) условий его привлечения.

Порядок организации контроля определяется внутренними документами оператора. Закреплено, что необходимо в них предусмотреть.

Указание вступает в силу с 29 сентября 2011 г. Упомянутые выше внутренние документы разрабатываются и утверждаются в течение месяца. Срок исчисляется с указанной даты.

Зарегистрировано в Минюсте РФ 21 сентября 2011 г. Регистрационный N 21856.

(Указание ЦБР от 14 сентября 2011 г. N 2693-У "О порядке осуществления контроля операторами по переводу денежных средств, являющимися кредитными организациями, за деятельностью банковских платежных агентов")


Вернуться в начало


Правовые новости

Установлен порядок консервации объекта капстроительства.

Решение о консервации принимается застройщиком (заказчиком) в 2 случаях. Если строительство (реконструкция) прекращается или приостанавливается на срок более 6 месяцев с перспективой его возобновления в будущем.

Застройщик (заказчик) приводит объект и стройплощадку в состояние, при котором обеспечиваются прочность, устойчивость и сохранность конструкций, оборудования и материалов. Также они должны быть безопасны для населения и окружающей среды.

В решении указываются перечень и сроки работ по консервации, лица, ответственные за сохранность и безопасность объекта, время подготовки необходимой техдокументации, сумма затрат. Последняя определяется на основании акта, составленного подрядчиком и утвержденного застройщиком (заказчиком).

После принятия решения о консервации застройщик (заказчик) совместно с подрядчиком проводит инвентаризацию выполненных работ по строительству (реконструкции) объекта. Цель - зафиксировать его фактическое состояние, наличие проектной документации, конструкций, материалов и оборудования.

Объем и содержание технической документации определяются застройщиком (заказчиком).

В ходе работ по консервации, в частности, выполняются конструкции, принимающие проектные нагрузки (в том числе временные). Освобождаются емкости и трубопроводы от опасных и горючих жидкостей. Закрываются или свариваются люки и крупные отверстия. Отключаются инженерные коммуникации (за исключением тех, которые обеспечивают сохранность объекта). Следует исключить несанкционированный доступ внутрь объекта и на территорию строительной площадки.

Застройщик (заказчик) в течение 10 календарных дней после принятия решения о консервации объекта уведомляет об этом подрядчика, орган, выдавший разрешение на строительство (реконструкцию), а также орган государственного строительного надзора (если он должен проводиться).

Урегулирована процедура возобновления строительства (реконструкции).

Установлены особенности принятия решения о консервации объекта госсобственности.

(Постановление Правительства РФ от 30 сентября 2011 г. N 802 "Об утверждении Правил проведения консервации объекта капитального строительства")

Объекты соцкультбыта, жилые и административные здания будут строить за счет бюджета по типовым проектам.

Решено сформировать реестр типовой проектной документации в отношении жилых и административных зданий, объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения. Речь идет о документации, при подготовке которой применялись современные экономичные архитектурно-планировочные, конструктивные, инженерно-технические, технологические и организационные решения. Ее рекомендуется массово использовать при строительстве объектов за счет бюджетных средств.

Вести реестр поручено Минрегиону России. В него включается документация с лучшими показателями соотношения стоимости строительства к расчетному сроку эксплуатации, полезной площади объекта к общей, ресурсопотребления на единицу мощности. Если они аналогичны имеющимся, то документация вносится в реестр при условии применения для ее подготовки новых архитектурно-планировочных, конструктивных, инженерно-технических, технологических или организационных решений. При этом цена строительства не должна превышать нормативов.

Проекты, разработанные за счет бюджетных средств, представляются организациями по проведению госэкспертизы в Министерство для включения в реестр в обязательном порядке (в течение 10 дней после выдачи положительного заключения). Остальные - по желанию правообладателя (заказчика).

Реестр размещается на официальном сайте Минрегиона России.

При использовании типовой проектной документации на госэкспертизу результатов инженерных изысканий дополнительно представляется документ о соответствии условий ее повторного применения (климатических и др.) тем, с учетом которых она разрабатывалась. Также необходимо положительное заключение госэкспертизы типовой документации. Причем срок его выдачи значения не имеет (прежде - не ранее чем за 7 лет до обращения).

Затраты на приобретение прав на использование типовой проектной документации включаются в смету строительства.

Федеральные заказчики, не применяющие типовые проекты, должны обосновать невозможность или нецелесообразность их использования.

(Постановление Правительства РФ от 27 сентября 2011 г. N 791 "О формировании реестра типовой проектной документации и внесении изменений в некоторые постановления Правительства Российской Федерации")

Какие документы нужно представить, чтобы оформить права на государственный (муниципальный) участок под зданием.

Те, кто имеют в собственности, безвозмездном пользовании, хозяйственном ведении или оперативном управлении здания, строения, сооружения, расположенные на государственных или муниципальных земельных участках, приобретают права на последние.

Для этого они обращаются в орган, уполномоченный предоставлять земельные участки, с соответствующим заявлением.

Пересмотрен перечень документов, прилагаемых к такому заявлению.

Так, вместо копии свидетельства о госрегистрации юрлица (ИП) можно предоставить выписку из ЕГРЮЛ (ЕГРИП).

Дополнительно сообщается перечень всех зданий, строений, сооружений, расположенных на земельном участке. Указываются (при наличии у заявителя) их кадастровые (инвентарные) номера и адресные ориентиры.

Чтобы переоформить права на земельный участок, требуется кадастровая выписка о нем. В других случаях - паспорт.

Исключены сроки, в течение которых представляемые документы считаются действительными.

Отдельные документы не могут быть затребованы у заявителя. Они запрашиваются напрямую у тех органов, которые ими располагают. В частности, речь идет о выписках из реестров, кадастровом паспорте, уведомлениях. Однако обратившееся лицо вправе само их предоставить.

Приказ вступает в силу по истечении 10 дней с даты его официального опубликования.

Вышеуказанный запрет на истребование у заявителя документов при обращении для приобретения прав на федеральные участки действует с 1 октября 2011 г., но не ранее истечения 10 дней после официального опубликования приказа; на иные - с 1 июля 2012 г.

Зарегистрировано в Минюсте РФ 30 сентября 2011 г. Регистрационный N 21942.

(Приказ Министерства экономического развития РФ от 13 сентября 2011 г. N 475 "Об утверждении перечня документов, необходимых для приобретения прав на земельный участок")

Определены тарифы на обязательное страхование для опасных объектов.

С 1 января 2012 г. вводится обязанность владельцев опасных объектов страховать свою гражданскую ответственность за причинение вреда в результате аварии на нем.

Установлены страховые тарифы по обязательному страхованию и порядок их применения. Базовые ставки исчисляются в процентах от страховой суммы и дифференцированы в зависимости от типа опасного объекта. Самая высокая - для угольных, сланцевых и гидрошахт (4,94%), самая низкая - для гидротехнических сооружений (0,1%).

Для объектов, где используется несколько стационарных грузоподъемных механизмов (эскалаторов, канатных дорог, фуникулеров), базовая ставка зависит от их количества. В отношении кранов и автоподъемников она варьируется от 0,6% (при 1 устройстве) до 0,95% (при 20 и более). Для лифтов и эскалаторов ставка составляет от 0,5% (не более 5 устройств) до 1,5% (при 151 и более).

Базовые ставки корректируются на различные коэффициенты. Так, предусмотрен коэффициент в зависимости от отсутствия или наличия страховых случаев. До конца 2016 г. он равен 1. Также применяется понижающий коэффициент исходя из уровня безопасности объекта (его значения дифференцированы по годам). Страховщик вправе самостоятельно определять его величину в пределах установленного интервала.

Кроме того, при исчислении тарифа учитываются потенциально возможные вред и количество потерпевших. До конца 2014 г. данный коэффициент равен 1.

Определена структура тарифа. Наибольшая часть (77%) предназначена для текущих страховых выплат, 20% составляют расходы на обязательное страхование и 3% - резерв для финансирования компенсационных выплат.

Постановление вступает в силу с 1 января 2012 г.

(Постановление Правительства РФ от 1 октября 2011 г. N 808 "Об утверждении страховых тарифов по обязательному страхованию гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте, их структуры и порядка применения страховщиками при расчете страховой премии")


Вернуться в начало


Судебная практика

Президиум ВАС РФ представил обзор судебной практики по некоторым вопросам, связанным с применением к банкам административной ответственности за нарушение законодательства о защите прав потребителей при заключении кредитных договоров, в котором рассмотрел, в частности, вопросы правомерности включения в кредитный договор условий:

  • о праве банка потребовать досрочного возврата выданного кредита в случае нарушения обязательств по возврату очередной части кредита;
  • о том, что в случае просрочки возврата кредита, выданного заемщику-гражданину, проценты за пользование соответствующей частью кредита в период такой просрочки взимаются в удвоенном размере;
  • о страховании жизни и здоровья заемщика-гражданина;
  • о возможности прямого или косвенного установления сложных процентов (процентов на проценты);
  • о том, что плата за пользование суммой кредита складывается из постоянного процента и величины, переменной в зависимости от колебаний рынка;
  • о праве банка предъявить требование о досрочном исполнении обязательства по возврату кредита в случае ухудшения финансового положения заемщика;
  • о том, что споры по иску банка к заемщику-гражданину рассматриваются судом по месту нахождения банка.

Обобщена практика по делам о привлечении к ответственности за включение в кредитный договор условий, ущемляющих права потребителя.

Штраф за отказ заемщика получить кредит также противоречит закону.

Также банки не вправе брать с заемщиков деньги за выдачу справок о состоянии задолженности по кредитам либо менять (в одностороннем порядке) тарифы на свои услуги в течение срока договора.

В отношении ипотеки подчеркнуто, что заемщик не должен тратиться на издержки по погашению записи о залоге купленной квартиры.

Ухудшение финансового состояния заемщика (к примеру, снижение уровня его зарплаты или увольнение с работы) не должно давать банку право требовать досрочно вернуть кредит.

Относительно весьма распространенной практики, вынуждающей заемщиков страховать свою жизнь и здоровье, чтобы получить кредит, отмечено следующее.

Подобное условие - не нарушение закона, если у гражданина есть возможность заключить договор и без такого страхования. При этом, даже если во втором варианте банк предусмотрит более высокую процентную ставку, штраф ему не грозит.

Уступка банком требований по долгам заемщиков-физлиц коллекторам (лицам, не являющимся кредитными организациями) также не повлечет привлечения его к ответственности. При этом согласие гражданин на подобную уступку не требуется.

Передача коллекторам долгов по кредитам граждан - законное право банков.

(Информационное письмо Президиума ВАС РФ от 13.09.2011 N 146 "Обзор судебной практики по некоторым вопросам, связанным с применением к банкам административной ответственности за нарушение законодательства о защите прав потребителей")

ФАС уточнил возможность изменения исковых требований.

ФАС МО подтвердил, что при изменении исковых требований в судебном заседании, в котором отсутствует ответчик, суд должен отложить судебное разбирательство.

ФАС отметил, что истец вправе при рассмотрении дела в арбитражном суде первой инстанции до принятия судебного акта, которым заканчивается рассмотрение дела по существу, изменить основание или предмет иска, увеличить или уменьшить размер исковых требований.

В случае, если истец в судебном заседании изменил предмет или основание иска, а ответчик, надлежащим образом извещенный о времени и месте судебного разбирательства, в судебное заседание не явился, судебное разбирательство следует отложить, поскольку без извещения ответчика об изменении предмета или основания иска дело в данном судебном заседании не может быть рассмотрено.

Иное означало бы нарушение принципов равноправия сторон и состязательности процесса.

(Постановление ФАС Московского округа № А41-40403/10 от 03.10.2011)

Инспекция в любом случая обязана уведомить о рассмотрении материалов налоговой проверки.

Суд признал, что отсутствие возражений налогоплательщика по акту камеральной налоговой проверки при его неуведомлении о проведении данной проверки не влечет действительности принятого инспекцией решения.

ФАС отметил, что закон прямо устанавливает обязанность налогового органа известить налогоплательщика о рассмотрении материалов налоговой проверки вне зависимости от того, представил он письменные возражения по акту или нет.

Ссылка в кассационной жалобе на формальное соблюдение налоговым органом необходимых реквизитов уведомления о вызове налогоплательщика не может служить основанием к отмене судебных актов, поскольку у инспекции отсутствовали сведения о надлежащем извещении налогоплательщика.

Документально данные обстоятельства налоговым органом не опровергнуты. Неуведомление налогоплательщика является самостоятельным и безусловным основанием для отмены обжалуемого решения налогового органа как не соответствующего закону.

(Постановление ФАС Московского округа № А41-9025/11 от 03.10.2011)

Начисление процентов не зависит от факта обжалования отказа инспекции в возврате излишне уплаченного налога.

Общество обратилось в арбитражный суд с требованием о взыскании с налогового органа излишне уплаченного налога и начисленных на него процентов, предусмотренных п. 10 ст. 78 НК РФ. Возражая против взыскания процентов, налоговый орган сослался на то, что обществом не обжалованы решения инспекции об отказе в возврате налога, поэтому оснований для начисления процентов не имеется.

Суд указал, что пунктом 10 ст. 78 НК РФ предусмотрено, что в случае, если возврат суммы излишне уплаченного налога осуществляется с нарушением срока, установленного п. 6 ст. 78 НК РФ, налоговым органом на сумму излишне уплаченного налога, которая не возвращена в установленный срок, начисляются проценты, подлежащие уплате налогоплательщику за каждый календарный день нарушения срока возврата.

Начисление указанных процентов действующим законодательством не поставлено в зависимость от факта обжалования решения инспекции об отказе в возврате излишне уплаченного налога.

(Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 15 июня 2011 г. N А56-48816/2010)

В договоре ипотеки может отсутствовать цель заключения основного обязательства.

ФАС пояснил, что то обстоятельство, что указанная в спорном договоре ипотеки цель обеспечиваемого кредитного договора не соответствует новой редакции кредитного договора, не является основанием для признания договора ипотеки прекратившимся.

ФАС указал, что в договоре ипотеки должны быть указаны существо, размер и срок исполнения обязательства, обеспечиваемого ипотекой. Обязательство, обеспечиваемое ипотекой, должно быть названо в договоре об ипотеке с указанием его суммы, основания возникновения и срока исполнения. В тех случаях, когда это обязательство основано на каком-либо договоре, должны быть указаны стороны этого договора, дата и место его заключения.

Таким образом, закон не требует обязательного указания в договоре ипотеки цели заключения основного обязательства (в спорных отношениях - цели кредитования).

Перечень обстоятельств, влекущих за собой прекращение залога, является исчерпывающим и не содержит такого основания, как изменение условий основного обязательства, в частности, о цели кредитования.

При расхождении условий договора об ипотеке и условий обеспеченного ипотекой обязательства в отношении требований, которые могут быть удовлетворены путем обращения взыскания на заложенное имущество, предпочтение отдается условиям договора об ипотеке.

Таким образом, если внесены изменения в договор займа (основной договор), и отсутствуют соответствующие изменения в договоре об ипотеке (обеспечивающее обязательство) нет оснований для вывода о прекращении ипотеки, подлежит исследованию лишь вопрос об объеме ответственности залогодателя.

(Постановление ФАС Северо-Кавказского округа № А61-2548/2010 от 04.10.2011)

При ввозе товаров НДС признается уплаченным с момента принятия таможенной декларации.

Налоговый орган отказал предпринимателю в вычете НДС, уплаченного при ввозе товаров на территорию Российской Федерации, ссылаясь на то, что вычет заявлен до фактической уплаты налога в бюджет, тем самым не выполнено условие для вычета, предусмотренное п. 2 ст. 171, п. 1 ст. 172 НК РФ.

Отказ предпринимателю в вычете НДС является неправомерным. По правилам п. 1 ст. 174 НК РФ при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации сумма НДС, подлежащая уплате в бюджет, уплачивается в соответствии с таможенным законодательством. При этом в силу п. 3 ст. 330 ТК РФ денежные средства, полученные таможенным органом в качестве авансовых платежей, являются имуществом лица, внесшего авансовые платежи, и не могут рассматриваться в качестве таможенных платежей до тех пор, пока это лицо не сделает распоряжение об этом таможенному органу либо таможенный орган не обратит взыскание на авансовые платежи в соответствии со ст. 353 ТК РФ. В качестве распоряжения лица, внесшего авансовые платежи, рассматривается подача им или от его имени таможенной декларации либо совершение иных действий, свидетельствующих о намерении использовать свои денежные средства в качестве таможенных платежей.

Следовательно, днем исполнения обязанности по уплате таможенных платежей является день принятия таможенным органом таможенной декларации, а не дата поступления суммы налога в федеральный бюджет со счета таможни.

(Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от 21 июня 2011 г. N Ф09-3150/11-С2)

Бюджетное учреждение несет гражданско-правовую ответственность на общих основаниях.

ФАС СКО пояснил, что финансирование управления из бюджета не отменяет действие норм гражданского законодательства об ответственности за нарушение обязательств.

ФАС отметил, что лицо признается невиновным, если при той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательства и условиям оборота, оно приняло все меры для надлежащего исполнения обязательства. Отсутствие вины доказывается лицом, нарушившим обязательство.

Доводы учреждения о том, что в просрочке исполнения денежного обязательства отсутствует его вина, поскольку учреждение финансировалось из федерального бюджета и ответчик лишен иных источников дохода, обоснованно отклонены судебными инстанциями.

Отсутствие у учреждения находящихся в его распоряжении денежных средств нельзя расценивать как принятие им всех мер для надлежащего исполнения обязательства с той степенью заботливости и осмотрительности, которая требовалась от него по характеру обязательства и условиям оборота.

Недофинансирование учреждения само по себе не может служить обстоятельством, свидетельствующим об отсутствии вины учреждения, и, следовательно, основанием для освобождения его от ответственности.

(Постановление ФАС Северо-Кавказского округа № А53-25628/2010 от 04.10.2011)

Проценты по займам не включаются в лимит выручки.

В ходе выездной налоговой проверки налоговый орган пришел к выводу о том, что общество утратило право на освобождение от исполнения обязанностей плательщика НДС, поскольку с учетом полученных процентов по выданным займам размер выручки общества превысил лимит, установленный п. 1 ст. 145 НК РФ. По результатам проверки обществу доначислен НДС, соответствующие пени и штраф за его неуплату.

Суд указал, что проценты по выданным займам не подлежат учету в составе выручки при определении лимита для целей освобождения от уплаты НДС в соответствии со ст. 145 НК РФ. В целях определения суммы выручки для предоставления права на освобождение от исполнения обязанностей налогоплательщика, связанных с исчислением и уплатой НДС на основании ст. 145 НК РФ, учету подлежит только выручка от операций, которые учитываются при формировании налоговой базы, т.е. являются основой для исчисления и уплаты налога.

(Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 10 июня 2011 г. N А01-1343/2010)

Арендодатель может в любое время отказаться от договора, заключенного на неопределенный срок.

ФАС ДВО отклонил довод о невозможности одностороннего расторжения договоров аренды земельных участков, заключенных на неопределенный срок не содержит.

ФАС отметил, что по истечении срока, установленного договором аренды, арендатор продолжил пользоваться земельным участком при отсутствии возражений со стороны арендодателя. Суды обоснованно признали указанный договор возобновленным на тех же условиях на неопределенный срок.

Если срок аренды в договоре не определен, договор аренды считается заключенным на неопределенный срок.

В этом случае каждая из сторон вправе в любое время отказаться от договора, предупредив об этом другую сторону за один месяц, а при аренде недвижимого имущества за три месяца. Законом или договором может быть установлен иной срок для предупреждения о прекращении договора аренды, заключенного на неопределенный срок.

Действующее законодательство специальных правил об основаниях и порядке прекращения договоров аренды земельных участков, заключенных на неопределенный срок не содержит.

(Постановление ФАС Дальневосточного округа № Ф03-3778/2011 от 01.09.2011)


Вернуться в начало


Прочее

Питание сотрудников: как учесть.

Разъяснен вопрос об учете в целях налогообложения прибыли и НДФЛ расходов, связанных с организацией питания рабочих.

Можно ли учесть расходы на питание работников, если заключен договор с предприятием общественного питания на оказание услуг, причем работодатель оплачивает услуги по организации питания. За само питание рассчитываются работники - по рыночным ценам за счет собственных средств.

Разъяснено, что тот факт, что работодатель предоставляет вознаграждение предприятию общественного питания за организацию последнего, не приводит к возникновению у сотрудников дохода в натуральной форме, поскольку юридическое лицо не оплачивает питание своих работников.

Оснований для включения в налоговую базу работников указанного вознаграждения не имеется.

(Письмо Минфина России от 20.09.11 № 03-03-06/1/559)

Оплата в у. е.: как быть с вычетами.

Разъяснен вопрос о применении вычетов НДС, предъявленного налогоплательщику при приобретении товаров, обязательство об оплате которых предусмотрено в рублях в сумме, эквивалентной цене товаров, выраженной в иностранной валюте.

Разъяснено, что начиная с 1 октября 2011 года при приобретении товаров, работ, услуг, имущественных прав по договорам, обязательство по оплате которых предусмотрено в рублях в сумме, эквивалентной иностранной валюте или условным единицам, налоговые вычеты при последующей оплате указанных ценностей не корректируются.

Суммовые разницы в части налога, возникающие у покупателя при последующей оплате, учитываются во внереализационных доходах или расходах.

(Письмо Минфина РФ от 21.09.11 № 03-07-11/248)

Как облагается НДФЛ операции с векселями.

Разъяснен вопрос налогообложения доходов физических лиц при совершении операций с векселями банка.

При оплате банком предъявленного к платежу собственного процентного векселя доходом физического лица, с которого банку следует удерживать налог как организации, признаваемой налоговым агентом в соответствии с п. 1 ст. 226 Кодекса, является вексельный процент, а при оплате векселя, выданного с дисконтом, - дисконт.

(Письмо Минфина РФ от 22.09.11 № 03-04-06/4-235)

Что признается сомнительным долгом.

Разъяснено, что не признается сомнительным долгом в целях налога на прибыль просроченная и необеспеченная дебиторская задолженность при наличии у налогоплательщика просроченной кредиторской задолженности перед тем же контрагентом.

Налогоплательщик, имеющий указанную дебиторскую задолженность, вправе сформировать резерв по сомнительным долгам только в части, превышающей данную кредиторскую задолженность.

(Письмо Минфина РФ от 21.09.11 № 03-03-06/1/579)

Как признаются доходы от реализации работ с длительным циклом.

Разъяснено, что при выполнении работ с длительным производственным циклом, не предусматривающим их поэтапной сдачи, цена договора на их реализацию распределяется налогоплательщиком между отчетными периодами, в течение которых выполняется договор, равномерно или пропорционально доле фактических расходов отчетного периода в общей сумме расходов, определенных в смете.

Отнесение возникших расходов к расходам текущего отчетного (налогового) периода осуществляется налогоплательщиком в общеустановленном порядке, то есть при методе начисления - в соответствии со статьей 272 НК РФ.

(Письмо Минфина РФ от 21.09.11 № 03-03-06/1/581)

Продажа имущества: как определить базу по НДФЛ.

Минфином РФ даны разъяснения для определения налоговой базы по налогу на доходы физических лиц при продаже недвижимого имущества.

Физическое лицо-налогоплательщик не вправе уменьшить свои доходы от продажи в 2010 году квартиры, находившейся в его собственности менее трех лет, на расходы, произведенные им в 2011 году по оплате предъявленного к платежу векселя, который был выдан в 2009 году застройщику от имени указанного физического лица.

(Письмо Минфина РФ от 23.09.11 № 03-04-05/4-686)

Модернизация: как учесть стоимость.

Минфином РФ разъяснено, что когда основное средство полностью самортизировано и проведена его модернизация, то в целях налогового учета увеличивается первоначальная стоимость такого основного средства на стоимость проведенной модернизации.

Стоимость произведенной модернизации будет амортизироваться по тем нормам, которые были определены при введении этого основного средства в эксплуатацию.

(Письмо Минфина от 23.09.11 № 03-03-06/2/146)

УСН: как учесть доход, полученный по суду.

Разъяснено, как "упрощенцу" учесть компенсацию, полученную по решению суда.

Денежные средства, поступившие организации по решению суда от другой организации в счет стоимости по исправлению некачественно сделанной работы, учитываются при определении налоговой базы по налогу, уплачиваемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения, как внереализационные доходы.

(Письмо Минфина от 22.09.11 № 03-11-06/2/131)

Если расходы на НИОКР дали положительный результат.

Разъяснено, как учитываются расходы на НИОКР, давшие положительный результат, но не направленные на создание новой или совершенствование выпускаемой продукции.

Затраты на НИОКР по созданию новых (совершенствованию применяемых) технологий вне зависимости от полученного результата равномерно включаются налогоплательщиком в состав прочих расходов.

(Письмо Минфина от 20.09.11 № 03-03-06/1/561)

Подготовка к строительству: как учесть затраты.

Разъяснено, как определить расходы на производство и реализацию, связанные с подготовкой к строительству завода.

Разъяснено, например, что расходы по разработке проектной документации, приобретению прав, оформлению разрешительных документов, связанные с созданием амортизируемого имущества, формируют его первоначальную стоимость и учитываются в целях налогообложения через механизм амортизации.

(Письмо Минфина от 20.09.11 № 03-03-06/1/578)

ФСС направило информацию о порядке регистрации страхователей.

Индивидуальные предприниматели, члены крестьянских (фермерских) хозяйств и иные физические лица, применяющие наемный труд, имеют обязанность по регистрации в качестве страхователей в ФСС РФ в случае привлечения работников по трудовым договорам.

Страхование осуществляется по двум видам договоров:

  • на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством;
  • от несчастных случаев на производстве и профзаболеваний.

Сообщен установленный законодательством срок подачи заявления для регистрации в качестве страхователя (10 дней со дня заключения трудового договора) и перечень представляемых для этого документов.

Минфин уточняет порядок исчисления НДФЛ при дарении имущества.

В соответствии с НК РФ от обложения НДФЛ освобождаются доходы в денежной и натуральной формах, получаемые от физлиц в порядке дарения, за исключением случаев дарения недвижимого имущества, транспортных средств, акций, долей и паев.

При этом доходы, полученные в порядке дарения, освобождаются от налогообложения в случае, если даритель и одаряемый являются членами семьи или близкими родственниками в соответствии с Семейным кодексом РФ, то есть супругами, родителями и детьми, в том числе усыновителями и усыновленными, дедушкой, бабушкой и внуками, полнородными и неполнородными (имеющими общих отца или мать) братьями и сестрами.

Таким образом, при получении в порядке дарения недвижимого имущества, транспортных средств, акций, долей, паев лицами, не относящимися к вышеуказанным категориям, у таких физических лиц возникает доход, подлежащий обложению НДФЛ.

В данном случае по общему правилу  для целей налогообложения принимается цена товаров, работ или услуг, указанная сторонами сделки. Пока не доказано обратное, предполагается, что эта цена соответствует уровню рыночных цен.

(Письмо Минфина РФ № 03-02-08/161 от 23.09.2011)

Если компенсация получена по решению суда.

Разъяснено, что компенсация стоимости доли, полученная физическим лицом по решению суда вместо выдела доли в натуре, облагается НДФЛ.

Компенсация судебных расходов, полученная на основании решения суда, облагается НДФЛ.

(Письмо Минфина от 28.09.11 № 03-04-05/3-693)

Расходы на такси: платить ли НДФЛ.

Разъяснено, что суммы оплаты организацией проезда работника на такси при направлении его в командировку относятся к числу компенсационных выплат, связанных с исполнением налогоплательщиками трудовых обязанностей.

Поэтому они освобождаются от обложения НДФЛ. Однако у работодателя должны присутствовать соответствующие оправдательные документы, оформленные таким образом, чтобы подтвердить использование работником такси для поездок, осуществляемых в служебных целях.

(Письмо Минфина от 28.09.11 № 03-04-06/6-241)

УСН и добровольное страхование: как учесть.

Разъяснено, что в случаях добровольного страхования указанные суммы относятся к расходам на оплату труда по договорам добровольного личного страхования работников, заключаемым на срок не менее одного года, предусматривающим оплату страховщиками медицинских расходов застрахованных работников.

Взносы по договорам добровольного личного страхования, предусматривающим оплату страховщиками медицинских расходов застрахованных работников, а также расходы работодателей по договорам на оказание медицинских услуг, заключенным в пользу работников на срок не менее одного года с медицинскими организациями, имеющими соответствующие лицензии на осуществление медицинской деятельности, выданные в соответствии с законодательством Российской Федерации, включаются в состав расходов в размере, не превышающем 6% от суммы расходов на оплату труда.

(Письмо Минфина от 27.09.11 № 03-11-06/2/133)

Работы выполнены подрядчиками: как принять к вычету НДС.

Разъяснено, что НДС по работам, выполненным подрядными организациями при строительстве, принимается к вычету на основании счетов-фактур, выставленных этими организациями.

Необходимыми условиями являются принятие данных работ на учет и наличие соответствующих первичных документов.

(Письмо Минфина от 26.09.11 № 03-07-11/257)

Если продажа недвижимости осуществлена иностранцем в России.

При условии, что постоянного представительства нет.

Письмом Минфина от 29.09.11 № 03-03-06/1/602 разъяснено, что доход от реализации находящегося в России недвижимого имущества, полученный иностранной организацией, которая не осуществляет деятельность в РФ через постоянное представительство, облагается налогом на прибыль.

(Письмо Минфина от 29.09.11 № 03-03-06/1/602)

Минфин РФ опубликовал переходные таблицы по кодам классификации доходов бюджетов и источников финансирования дефицитов бюджетов бюджетной системы РФ.

Связано это с тем, что в классификацию доходов бюджетов бюджетной классификации РФ были внесены изменения. Новые коды классификации будут применяться с 1 января 2012 года.

Так, например, если сейчас взносы на обязательное медицинское страхование зачисляются на КБК 000 1 02 02100 08 0000 160, то с 2012 года эти взносы необходимо будет перечислять на два отдельных КБК: 000 1 02 02101 08 000 160 (для работающего населения) и 000 1 02 02102 08 0000 160 (для неработающего населения).

Переходные таблицы являются дополнением к письму Минфина РФ от 29.09.2011 N 02-04-09/4372.

(Письмо Минфина РФ от 06.10.2011 N 02-04-09/4467 "О дополнении к письму Минфина РФ от 29.09.2011 N 02-04-09/4372")

ФНС РФ разъяснила порядок вступления в силу изменений, внесенных в Налоговый кодекс РФ, в части освобождения от налогообложения НДС отдельных операций.

Разъяснения коснулись изменений и дополнений в статьи 146 и 149 НК РФ, внесенных Федеральными законами от 18.07.2011 N 235-ФЗ, от 18.07.2011 N 239-ФЗ и от 19.07.2011 N 245-ФЗ.

В частности, в письме ФНС РФ сообщается, что от налогообложения НДС освобождаются в том числе:

  • с 1 октября 2011 года:
    • услуги по социальному обслуживанию лиц, находящихся в трудной жизненной ситуации (в т.ч. граждан пожилого возраста, инвалидов, безнадзорных детей), услуги по выявлению лиц, нуждающихся в установлении над ними опеки или попечительства, услуги по подбору и подготовке граждан, выразивших желание стать опекунами или попечителями;
    • безвозмездно оказанные услуги по производству и (или) распространению социальной рекламы;
    • услуги по страхованию, сострахованию и перестрахованию экспортных кредитов и инвестиций от предпринимательских и (или) политических рисков;
  • с 1 января 2012 года:
    • выполнение работ, оказание услуг государственными и муниципальными учреждениями в рамках государственного (муниципального) задания за счет предоставленных субсидий.

Отмечено также, что в отношении указанных освобождений от налогообложения НДС следует руководствоваться правилом, предусмотренным пунктом 8 статьи 149 НК РФ, в соответствии с которым, в частности при отнесении налогооблагаемых операций к операциям, не подлежащим налогообложению, должен применяться тот порядок исчисления налога, который действовал на дату отгрузки товаров (работ, услуг), вне зависимости от даты их оплаты.

(Письмо ФНС России от 7 октября 2011 г. N АС-4-3/16572@)

Как учесть расходы на обслуживающие объекты.

Разъяснен вопрос о принятии к вычету сумм НДС по расходам на содержание обслуживающих производств и хозяйств, нормируемым для целей налога на прибыль организаций.

Разъяснено, что НДС по расходам на обслуживающие объекты, нормируемым в целях налога на прибыль, принимается к вычету пропорционально нормам.

(Письмо Минфина от 17.02.11 № 03-07-11/35)

Как исчисляется НДС при приобретении недвижимости в рассрочку.

Разъяснено, что при приобретении недвижимого имущества, находящегося в муниципальной казне соответствующего городского, сельского поселения или другого муниципального образования, исчисление сумм НДС производится покупателем - налоговым агентом при оплате указанного имущества (абз. 2 п. 3 ст. 161 НК РФ).

При предоставлении покупателям - налоговым агентам рассрочки по оплате недвижимого имущества, находящегося в муниципальной казне, НДС исчисляется на момент перечисления денежных средств.

(Письмо Минфина от 27.09.11 № 03-07-14/94)

Об учете целевых поступлений в СРО.

Разъяснено, что любые взносы участников саморегулируемой организации, предусмотренные законодательством РФ о некоммерческих организациях, при соблюдении установленных условий не учитываются при расчете налога на прибыль.

Указанные изменения вступили в силу с 22.07.2011 и распространяются на правоотношения, возникшие с 01.01.2011.

(Письмо Минфина от 28.09.11 № 03-03-06/4/110)


Вернуться в начало



При подготовке настоящей рассылки использованы материалы компаний "Гарант", АО "Консультант Плюс"; изданий "Учет. Налоги. Право", "Российский налоговый курьер". Настоящая работа не представляет собой консультацию или совет. ООО "ФинЭкспертиза" не гарантирует достоверность, адекватность и полноту приведенных сведений и не несет ответственность ни за какие ошибки или упущения, а также результаты использования этого материала.