Мониторинг изменений за период 04.07.11 - 15.07.11



Налоги

Как оформляются извещения о внесении авансового платежа акциза по алкогольной (спиртосодержащей) продукции, об освобождении от этого?

Установлены формы извещений о внесении авансового платежа акциза по алкогольной и (или) спиртосодержащей продукции, а также об освобождении от этого.

Извещение о внесении авансового платежа акциза представляется в налоговый орган в 4-х экземплярах (в т. ч. 1 в электронном виде). На каждом делается отметка (отказывается в ее проставлении) о соответствии поданных налогоплательщиком документов сведениям, указанным в извещении.

Налогоплательщики-производители алкогольной и (или) подакцизной продукции для освобождения от внесения авансового платежа акциза направляют в налоговый орган банковскую гарантию и соответствующее извещение в 4-х экземплярах (в т. ч. 1 в электронном виде).

Определены форматы представления извещения о внесении авансового платежа акциза, освобождении от этого в электронном виде. Установлены требования к XML файлам передачи в электронной форме сведений с данными извещений в налоговые органы.

Приказ применяется с 1 июля 2011 г.

Зарегистрировано в Минюсте РФ 27 июня 2011 г. Регистрационный N 21194.

(Приказ Федеральной налоговой службы от 14 июня 2011 г. N ММВ-7-3/367@ "Об утверждении форм и форматов представления извещения об уплате авансового платежа акциза по алкогольной и (или) спиртосодержащей продукции и извещения об освобождении от уплаты авансового платежа акциза по алкогольной и (или) спиртосодержащей продукции")

Декларация на подакцизные товары (за исключением табака): форма, формат и порядок заполнения.

Утверждены форма налоговой декларации по акцизам на подакцизные товары (за исключением табачных изделий), ее формат и порядок заполнения.

Декларация подается по операциям со спиртом (этиловым из всех видов сырья, коньячным), спиртосодержащей продукцией крепостью более 9%, алкогольной продукцией, легковыми авто, мотоциклами с мощностью двигателя свыше 112,5 кВт (150 л. с.), некоторыми ГСМ. К последним относятся автомобильный и прямогонный бензин, дизтопливо, моторные масла для дизельных и (или) карбюраторных (инжекторных) двигателей.

По общему правилу приказ применяется начиная с представления декларации за июль 2011 г.

Исключение - передача структурными подразделениями организации, не являющимися самостоятельными налогоплательщиками, друг другу произведенного этилового и (или) коньячного спирта для дальнейшего производства алкогольной и (или) подакцизной спиртосодержащей продукции. В отношении таких операций приказ применяется начиная с представления декларации за август 2011 г. Данное положение в т. ч. касается передачи выработанного этилового спирта-сырца для производства ректификованного этилового спирта, в дальнейшем используемого этой же организацией для производства алкогольной и (или) подакцизной спиртосодержащей продукции. Исключение - парфюмерно-косметические товары и продукты бытовой химии в металлической аэрозольной упаковке.

Зарегистрировано в Минюсте РФ 4 июля 2011 г. Регистрационный N 21262.

(Приказ Федеральной налоговой службы от 14 июня 2011 г. N ММВ-7-3/369@ "Об утверждении формы и формата налоговой декларации по акцизам на подакцизные товары, за исключением табачных изделий, Порядка ее заполнения" (не вступил в силу))

Освобождение производителей алкоголя от авансовых платежей акциза: новая форма требования о внесении денежной суммы по банковской гарантии.

Для применения заявительного порядка возмещения НДС также может использоваться банковская гарантия.

Если возмещенный НДС превышает тот, что подлежит возврату, то плательщик должен перечислить в бюджет излишне полученные суммы.

Если плательщик, представивший гарантию, в течение установленного срока не перечислил указанные суммы (уплатил их не полностью), то налоговый орган направляет в банк требование внести средства.

С 1 июля 2011 г. производители алкогольной и подакцизной спиртосодержащей продукции могут освобождаться от авансового платежа акциза. Для этого необходимо представить банковскую гарантию.

Если производитель в установленный срок не полностью перечислит авансовый платеж (не сделает этого вовсе), то налоговый орган направляет в банк требование внести средства.

В связи с этим утверждена новая форма требования об уплате денежной суммы по банковской гарантии.

Прежняя форма утрачивает силу.

Приказ вступает в силу через 10 дней после его официального опубликования.

Зарегистрировано в Минюсте РФ 7 июля 2011 г. Регистрационный N 21279

(Приказ Федеральной налоговой службы от 18 мая 2011 г. N ММВ-7-8/319@ "Об утверждении формы требования об уплате денежной суммы по банковской гарантии")

Декларацию по УСН привели в соответствие с законодательством.

Скорректирован приказ Минфина России об утверждении формы декларации по налогу, уплачиваемому в связи с применением УСН, и Порядка ее заполнения.

Установлено, что плательщики с объектом "доходы" могут уменьшать исчисленный налог (авансовые платежи) не только на сумму взносов на ОПС, но и на взносы на ОМС, а также ОСС на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, от несчастных случаев на производстве.

Дело в том, что до внесения изменений приказ противоречил поправкам к НК РФ от 24.07.2009, на что ВАС РФ указал решением от 17 мая 2011 г.

Зарегистрировано в Минюсте РФ 24 июня 2011 г. Регистрационный N 21162.

(Приказ Минфина РФ от 20 апреля 2011 г. N 48н "О внесении изменений в приказ Министерства финансов Российской Федерации от 22 июня 2009 г. N 58н "Об утверждении формы налоговой декларации по налогу, уплачиваемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения, и Порядка ее заполнения")

Установленная Минфином России форма декларации по акцизам на товары (кроме табачных изделий) более не применяется.

Утрачивают силу нормы, утвердившие форму налоговой декларации по акцизам на подакцизные товары (кроме табачных изделий) и порядок ее заполнения.

Также утрачивает силу норма, вносившая изменения в одно из приложений к указанному порядку. Речь идет о справочнике кодов видов подакцизных товаров, кроме табачных изделий. Он был изложен в новой редакции.

Дело в том, что ФНС России утвердила новую форму такой декларации и порядок ее заполнения.

Теперь формы налоговых деклараций (расчетов) и правила их заполнения устанавливаются Службой по согласованию с Минфином России. Прежде этим занималось Министерство.

Приказ вступает в силу, начиная с представления декларации за июль 2011 г.

Зарегистрировано в Минюсте РФ 4 июля 2011 г. Регистрационный N 21254.

(Приказ Минфина РФ от 17 июня 2011 г. N 71н "О внесении изменений в приказы Министерства финансов Российской Федерации от 14 ноября 2006 г. N 146н и от 20 декабря 2007 г. N 142н")

Утвержден новый порядок выдачи больничных.

Минздравсоцразвития России утвержден порядок выдачи новых форм листков нетрудоспособности.

Установлено, в частности, что листки выдают быть фельдшеры, лечащие врачи клиник НИИ (институтов) и медорганизаций, зубные врачи последних и др.

Не выдают листки медработники организаций скорой медпомощи, переливания крови, бальнеологических и грязелечебниц, медорганизаций особого типа (центров медпрофилактики, медицины катастроф, бюро судмедэкспертизы), учреждений здравоохранения по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, приемных отделений больниц.

Листки выдаются при предъявлении документа, удостоверяющего личность.

Если лицо на момент наступления временной нетрудоспособности, отпуска по беременности и родам занято у нескольких работодателей и в течение двух предшествующих календарных лет до выдачи листка трудилось у них же, то предоставляется несколько листков по каждому месту работы.

Как правило, листок выдается и закрывается в одной медорганизации.

(Приказ Минздравсоцразвития России от 29.06.11 № 624н (зарег. Минюстом России 7.07.11 № 21286))

Какое еще оборудование, не производимое в нашей стране, можно ввозить без НДС?

Расширен перечень технологического оборудования, не производимого в нашей стране, ввоз которого не облагается НДС.

В него включены оборудование линии литья мелкой чушки и установка для получения цианистого натрия.

Это также технологическая линия по производству тонкопленочных фотопреобразовательных электрогенерирующих модулей.

(Постановление Правительства РФ от 6 июля 2011 г. N 533 "О внесении изменений в перечень технологического оборудования (в том числе комплектующих и запасных частей к нему), аналоги которого не производятся в Российской Федерации, ввоз которого на территорию Российской Федерации не подлежит обложению налогом на добавленную стоимость")


Вернуться в начало


Бухгалтерский учет

Минфином РФ даны рекомендации по раскрытию информации в бухгалтерской отчетности организаций, касающейся деятельности в сфере охраны окружающей среды.

Сообщается, в частности, что в случае существенности указанной информации в бухгалтерскую отчетность организации должны включаться дополнительные показатели и пояснения, в том числе касающиеся капитальных вложений и текущих расходов, источников их покрытия, а также об активах и обязательствах организации.

В письме приведен перечень затрат, относимых к  капитальным вложениям, связанным с экологической деятельностью организации (в т.ч. на строительство сооружений по охране атмосферного воздуха от загрязнения, водоохранных сооружений, НИОКР по созданию природоохранного оборудования, прогрессивной природоохранной технологии); перечень текущих расходов (на содержание и эксплуатацию объектов ОС, задействованных в указанной сфере, их ремонт, содержание обслуживающего данные объекты персонала и прочие); разъяснены условия признания в бухгалтерском учете оценочного обязательства, связанного с экологической деятельностью; сообщен порядок раскрытия информации о резервировании и использовании средств, направляемых на финансирование экологической деятельности.

(Письмо Минфина РФ N ПЗ-7/2011 "О бухгалтерском учете, формировании и раскрытии в бухгалтерской отчетности информации об экологической деятельности организации")


Вернуться в начало


Финансы

ЦБР не будет запрещать банкам работать с физлицами в случае снижения доходности.

Скорректирован Закон о страховании вкладов физлиц.

Банки, состоящие на учете в системе страхования вкладов, должны отвечать требованиям к участию в ней. Один из критериев несоответствия - финансовая устойчивость кредитной организации признана ЦБР недостаточной. Такое решение принимается, в частности, когда банк на 2 отчетные квартальные даты подряд имеет оценку "неудовлетворительно" по группе показателей оценки доходности (рентабельности активов и капитала, структуры доходов и расходов, доходности отдельных видов операций и в целом). В таком случае ЦБР обязан запретить кредитной организации привлекать средства во вклады и открывать счета физлиц.

Положение об указанном основании для принятия решения о недостаточности финансовой устойчивости исключено. Ранее его применение было приостановлено до 1 июля 2011 г.

Поправки связаны с тем, что снижение доходности банка не обязательно создает угрозу законным интересам кредиторов и вкладчиков.

Поправки вступают в силу со дня их официального опубликования.

(Федеральный закон от 11 июля 2011 г. N 171-ФЗ "О признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации”)


Вернуться в начало


Таможня

Что нужно для провоза через госграницу кошки или собаки?

Установлено, как проводится государственный ветеринарный надзор в пунктах пропуска через госграницу России.

Надзирающими органами являются Россельхознадзор и таможня. Последняя проверяет необходимые документы (разрешения на ввоз, ветеринарные сертификаты и пр.).

Предусмотрены особенности ввоза отдельных видов товаров.

Так, ввозимые в ТС лекарства и кормовые добавки для применения в ветеринарии должны быть зарегистрированы уполномоченными органами государств-членов ТС в рамках ЕврАзЭС. Если они созданы путем химического и микробиологического синтеза, то необходим документ от предприятия-изготовителя, подтверждающий их качество и безопасность. При этом ветеринарный сертификат не требуется.

Чучела животных и рыб или их фрагменты, прошедшие полную таксидермическую обработку, ввозятся без ветеринарных сертификатов и соответствующих разрешений. Однако нужно подтвердить, что они приобретены в розничной сети.

Собаки и кошки могут перемещаться физлицами для личного пользования в количестве не более 2 голов без разрешения на ввоз и карантинирования. При этом нужно предъявить международный паспорт, который приравнивается к ветеринарному сертификату. В нем должны быть отметки компетентного органа о проведении клинического осмотра в течение 5 дней перед отправкой.

Без разрешения на ввоз и ветеринарного сертификата физлицам можно перемещать готовую продукцию животного происхождения до 5 кг включительно в заводской упаковке. Условие - благополучие в эпизоотическом отношении страны-производителя и государства вывоза указанной продукции.

Если  должностное лицо таможенного органа установило несоответствие подконтрольных товаров данным, указанным в предъявленных документах, то оно направляет их для проведения досмотра (осмотра) Россельхознадзором.

Приказ вступает в силу одновременно с Федеральным законом от 28 декабря 2010 г. N 394-ФЗ. Последним вносятся изменения в связи с передачей полномочий по проведению отдельных видов госконтроля таможенным органам России.

(Постановление Правительства РФ от 29 июня 2011 г. N 501 "Об утверждении Правил осуществления государственного ветеринарного надзора в пунктах пропуска через государственную границу Российской Федерации")

Как осуществляется государственный карантинный фитосанитарный контроль в пунктах пропуска через госграницу России?

Установлены правила государственного карантинного фитосанитарного контроля в пунктах пропуска через госграницу России. Проверяется товар, включенный в перечень подкарантинной продукции (грузов, материалов), подлежащей карантинному фитосанитарному контролю (надзору) на границе и территории ТС.

Правила не касаются продукции, ввозимой физлицами для личных, семейных, домашних и иных не связанных с предпринимательской деятельностью нужд. Исключение - посадочный, семенной материал или картофель.

Контроль осуществляется Россельхознадзором и таможенными органами в части проверки документов на такую продукцию.

При ввозе в ТС названных товаров перевозчик представляет таможенному органу дополнительно коммерческие и транспортные (перевозочные) документы на товар, сертификат на партию подкарантинной продукции высокого фитосанитарного риска, разрешение на ввоз.

Осматривают или досматривают товар высокого фитосанитарного риска после определения для каждой партии уровня риска. Речь идет о максимальном, повышенном или допустимом.

Если подкарантинная продукция подлежит досмотру, должностное лицо таможенного органа направляет ее в специально оборудованные и оснащенные места. Проставляется отметка "Подлежит досмотру. Карантинный фитосанитарный контроль". Она заверяется подписью и оттиском личной номерной печати с указанием даты и времени.

Определены случаи, когда может быть запрещен ввоз подкарантинной продукции. В частности, это вероятно, если не представлен указанный сертификат.

Если товар запрещено ввозить, он возвращается или уничтожается за счет собственника.

До того, как будут сформированы перечни упомянутых пунктов, правила применяются в тех, где созданы подразделения органов карантинного фитосанитарного контроля.

Постановление применяется со дня вступления в силу Федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с передачей полномочий по осуществлению отдельных видов государственного контроля таможенным органам Российской Федерации".

(Постановление Правительства РФ от 29 июня 2011 г. N 502 "Об утверждении Правил осуществления государственного карантинного фитосанитарного контроля в пунктах пропуска через государственную границу Российской Федерации")

Санитарно-карантинный контроль в пунктах пропуска через государственную границу России.

Определен порядок осуществления санитарно-карантинного контроля в пунктах пропуска через государственную границу России.

Контроль может осуществляться Роспотребнадзором, а также таможенными органами. Ему подлежат транспортные средства, лица при прибытии на единую таможенную территорию ТС (при убытии с нее) при наличии определенного риска возникновения ЧС в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения. В частности, в случае прибытия транспортного средства из стран, имеющих зараженные инфекционными болезнями людей районы, и из государств, где произошли радиационные, химические и биологические аварии (убытии в них).

Определено, что должны предпринимать должностные лица Роспотребнадзора для предупреждения завоза инфекционных и массовых неинфекционных болезней (отравлений) людей, если есть соответствующие риски в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения. Регламентированы их действия при наличии на транспортном средстве названных рисков.

Результаты контроля товаров, проведенного должностными лицами таможенного органа, регистрируются в соответствующем журнале их учета по установленной форме. Они еженедельно передаются в пунктах пропуска таможенными органами территориальным подразделениям Роспотребнадзора.

Результаты контроля, проведенного должностными лицами Роспотребнадзора, регистрируются в установленных учетных формах.

Сроки проведения контроля, а также отдельных действий должностными лицами таможенных органов и Роспотребнадзора устанавливаются технологическими схемами организации пропуска через государственную границу России лиц, транспортных средств, грузов, товаров и животных.

Постановление вводится в действие со дня вступления в силу Федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с передачей полномочий по осуществлению отдельных видов государственного контроля таможенным органам Российской Федерации".

(Постановление Правительства РФ от 29 июня 2011 г. N 500 "Об утверждении Правил осуществления санитарно-карантинного контроля в пунктах пропуска через государственную границу Российской Федерации")

ФТС РФ разъяснен порядок ввоза в Российскую Федерацию автомобилей из Республики Беларусь и Республики Казахстан.

В частности, сообщено следующее.

Автомобили, ввезенные из третьих стран и выпущенные в свободное обращение в соответствии с законодательством Республики Беларусь и Республики Казахстан до 1 января 2010 года, в Российской Федерации признаются товарами Таможенного союза. При ввозе в РФ таких автомобилей доплаты таможенных пошлин, налогов не требуется.

Также не требуется доплата в отношении автомобилей, ввезенных в Республику Беларусь или Республику Казахстан после 1 января 2010 года, в отношении которых таможенные пошлины уплачены по ставкам, установленным Единым таможенным тарифом Таможенного союза.

В Российской Федерации не признаются товарами Таможенного союза автомобили, ввезенные после 1 января 2010 года на территорию Республики Беларусь или Республики Казахстан из третьих стран, в отношении которых таможенные пошлины, налоги уплачены по ставкам, отличающимся от установленных приложением 5 к Соглашению о порядке перемещения физическими лицами товаров для личного пользования через таможенную границу Таможенного союза и совершения таможенных операций, связанных с их выпуском от 18 июня 2010 года.

При ввозе таких автомобилей требуется доплата таможенных пошлин, налогов в размере разницы уплаченных сумм и сумм, подлежащих уплате по ставкам, указанным в приложении 5 к названному Соглашению. Данное требование действует до 1 января 2013 года.

(Информация ФТС РФ "О ввозе в РФ автомобилей из Республики Беларусь и Республики Казахстан")


Вернуться в начало


Правовые новости

Усилена защита прав участников долевого строительства.

Федеральный закон "О несостоятельности (банкротстве)" дополнен параграфом, устанавливающим особенности банкротства застройщиков, привлекающих денежные средства или иное имущество граждан и юридических лиц для финансирования строительства многоквартирных домов.

Установлены возможность, условия (в частности погашение требований кредиторов первой и второй очереди - инвалидов, ответственность перед которыми несет банкрот, и его работников) и порядок передачи в результате банкротства застройщика участникам строительства не только денежных средств, но и квартир в построенном доме либо объекта незавершенного строительства (созданному участниками строительства для этой цели жилищно-строительному или иному потребительскому кооперативу).

С целью предотвращения ухода от ответственности застройщиков, заключивших с участниками строительства договоры, в текстах которых прямо не упоминается участие в долевом строительстве, установлен примерный перечень сделок, совершенных участниками строительства, при наличии которых арбитражный суд вправе признать требование участника строительства о передаче жилого помещения или его денежное требование. К таким сделкам отнесены, в частности, предварительный договор участия в долевом строительстве или предварительный договор купли-продажи жилого помещения в объекте строительства, договор займа, внесение денежных средств или иного имущества в качестве вклада в складочный капитал товарищества на вере, договор простого товарищества, выдача векселя.

Арбитражным судам предоставлено право устанавливать в  качестве меры обеспечения в процедурах банкротства застройщиков запрет на заключение арендодателем договора аренды земельного участка с другим лицом, помимо застройщика, и запрет на государственную регистрацию такого договора аренды, а также запрет на распоряжение арендодателем данным земельным участком иным образом.

Закон затронул и другие законодательные нормы, касающиеся процедур банкротства. В Арбитражный процессуальный кодекс РФ внесены изменения, в соответствии с которыми установлено, что дела о несостоятельности (банкротстве) рассматриваются не коллегиальным составом судей, как было установлено ранее, а судьей единолично, если иное не предусмотрено Кодексом (АПК РФ предусмотрено, в частности, что коллегиальным составом судей рассматриваются дела, направленные в арбитражный суд первой инстанции на новое рассмотрение с указанием на коллегиальное рассмотрение, и дела, решения о коллегиальном рассмотрении которых приняты председателем судебного состава в связи с их особой сложностью на основании мотивированного заявления судьи).

Закон вступает в силу по истечении тридцати дней после дня его официального опубликования, за исключением пункта, касающегося особенностей определения размера денежных обязательств при банкротстве застройщиков, который вступает в силу с 1 января 2012 года. Установлены также переходные положения, регулирующие применение новых норм Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)" в отношении дел о банкротстве застройщиков, возбужденных до либо после вступления закона в силу.

(Федеральный закон от 12.07.2011 N 210-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О несостоятельности (банкротстве)" и статьи 17 и 223 Арбитражного процессуального кодекса РФ в части установления особенностей банкротства застройщиков, привлекавших денежные средства участников строительства")

Установлен еще один способ приватизации государственных и муниципальных предприятий - преобразование в общества с ограниченной ответственностью

Преобразование государственного или муниципального предприятия в общество с ограниченной ответственностью возможно в том случае, если средняя численность его работников, выручка от реализации товаров или услуг, стоимость основных средств и нематериальных активов не превышают предельных значений этих показателей, установленных для субъектов малого предпринимательства.

В Федеральный закон "О приватизации государственного и муниципального имущества" внесены и некоторые другие изменения.

Более подробно регламентированы процедуры представления покупателями государственного и муниципального имущества необходимых документов; при этом исключена обязанность продавца государственного или муниципального имущества запрашивать в соответствующих органах дополнительные документы.

Органы управления ОАО или ООО, созданного в процессе приватизации государственного или муниципального предприятия, могут предложить заключить новый коллективный договор или продлить на срок до трех лет действие прежнего договора. Ранее, кроме возможности предложить заключение нового коллективного договора, органы управления созданного ОАО могли предложить пересмотр положений действующего коллективного договора.

Кроме этого, в частности, уточнены процедуры перечисления денежных средств покупателями государственного или муниципального имущества и возврата денежных средств по недействительным сделкам купли-продажи такого имущества.

(Федеральный закон от 11.07.2011 N 201-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О приватизации государственного и муниципального имущества")

Прокладка, перенос, переустройство и эксплуатация инженерных коммуникаций в границах полос отвода автомобильных дорог должны осуществляться по договорам, заключаемым владельцами инженерных коммуникаций с владельцами автомобильных дорог.

Существенные условия таких договоров определяются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере дорожного хозяйства, по согласованию с федеральным органом исполнительной власти в области связи, федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере земельных отношений.

Предусматривается снос владельцами инженерных сооружений или за их счет владельцами автомобильных дорог возведенных сооружений, в случае если прокладка, перенос, переустройство и эксплуатация инженерных коммуникаций осуществлялись без согласия владельца автомобильной дороги, разрешения на строительство или с нарушением технических требований и условий, подлежащих обязательному исполнению.

В Законе регламентирован порядок установления и прекращения в границах полос отвода автомобильных дорог публичных сервитутов в целях прокладки, переустройства, переноса и эксплуатации инженерных коммуникаций, а также частных сервитутов для строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов дорожного сервиса, установки и эксплуатации рекламных конструкций.

Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования, за исключением отдельных положений. До 1 января 2013 года установлен переходный период, в течение которого должны быть заключены предусмотренные данным Законом договоры и сервитуты.

(Федеральный закон от 11.07.2011 N 193-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в РФ и о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ" и отдельные законодательные акты РФ")

Принят Закон, направленный на регулирование деятельности по сбору, сортировке, переработке, кондиционированию, перевозке и захоронению радиоактивных отходов.

Закон, в частности, предусматривает:

  • создание единой государственной системы обращения с радиоактивными отходами (РАО), основными субъектами которой станут орган государственного управления в области обращения с РАО (Госкорпорация "Росатом") и национальный оператор по обращению с РАО;
  • обязанность производителей РАО приводить их в пригодное для безопасного захоронения состояние и передавать их для захоронения национальному оператору;
  • ведение реестра РАО и кадастра пунктов захоронения РАО;
  • полномочия Правительства РФ, федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления в области обращения с РАО;
  • содержание федеральных норм и правил, регулирующих обращение с РАО;
  • требования к организациям, в результате деятельности которых образуются РАО.

Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования, за исключением отдельных положений.

(Федеральный закон от 11.07.2011 N 190-ФЗ "Об обращении с радиоактивными отходами и о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ")

Нарушение порядка рассмотрения обращений граждан должностными лицами государственных органов и органов местного самоуправления влечет наложение административного штрафа в размере от пяти тысяч до десяти тысяч рублей.

Глава 5 КоАП РФ "Административные правонарушения, посягающие на права граждан" дополнена статьей 5.59, устанавливающей административную ответственность за нарушение порядка рассмотрения обращений граждан. Определено, что положения указанной статьи не распространяются на случаи, предусмотренные статьей 5.39 КоАП РФ, в которой установлена административная ответственность за отказ в предоставлении информации.

(Федеральный закон от 11.07.2011 N 199-ФЗ "О внесении изменений в Кодекс РФ об административных правонарушениях")

Конечный срок обязательного оснащения жилых домов, квартир, дачных и садовых домов собственниками этих объектов приборами учета используемого природного газа перенесен на 1 января 2015 года.

Ранее было установлено, что приборами учета используемого газа указанные объекты должны быть оснащены до 1 января 2012 года. Крайний срок оснащения этих же объектов приборами учета воды, электрической и тепловой энергии перенесен с 1 января 2012 года на 1 июля 2012 года.

Конечный срок оснащения указанных объектов приборами учета воды, электрической и тепловой энергии, водоснабжающими и энергоснабжающими организациями (в случае неисполнения этой обязанности собственниками объектов, с последующей оплатой собственниками расходов на установку приборов учета) перенесен с 1 января 2013 года на 1 июля 2013 года, а приборами учета газа газоснабжающими организациями - на 1 января 2016 года.

(Федеральный закон от 11.07.2011 N 197-ФЗ "О внесении изменений в статью 13 Федерального закона "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ")

Право в приоритетном порядке пройти профессиональную подготовку, переподготовку и повышение квалификации предоставлено безработным гражданам, воспитывающим детей-инвалидов.

Соответствующее изменение внесено в Закон РФ "О занятости населения в Российской Федерации". Внесение поправок обосновано тем, что основным фактором, сдерживающим возможность граждан, воспитывающих детей-инвалидов, совмещать работу и воспитание ребенка-инвалида, нуждающегося в постоянном постороннем уходе, является несоответствие их уровня профессиональной подготовки структуре рабочих мест.

(Федеральный закон от 11.07.2011 N 205-ФЗ "О внесении изменения в статью 23 Закона РФ "О занятости населения в РФ")

Реклама медицинских услуг по искусственному прерыванию беременности должна сопровождаться предупреждением о возможности наступления бесплодия.

Соответствующее изменение внесено в Федеральный закон "О рекламе". При этом установлено, что такое предупреждение должно занимать не менее 10 процентов рекламной площади.

(Федеральный закон от 11.07.2011 N 202-ФЗ "О внесении изменений в статью 24 Федерального закона "О рекламе")

С 1 января 2012 года должностные лица военной автомобильной инспекции наделены полномочиями по составлению протоколов и рассмотрению некоторых дел об административных правонарушениях.

Кодекс РФ об административных правонарушениях дополнен новой статьей 23.77, устанавливающей, что должностные лица военной автомобильной инспекции, в том числе начальник Военной автомобильной инспекции Минобороны РФ, начальник территориальной военной автомобильной инспекции, рассматривают дела в отношении должностных лиц воинских частей, ответственных за техническое состояние и эксплуатацию транспортных средств и водителей транспортных средств ВС РФ, по следующим административным правонарушениям, в частности:

  • выпуск в эксплуатацию механических транспортных средств с превышением нормативов содержания загрязняющих веществ в выбросах либо нормативов уровня шума;
  • управление транспортным средством, не зарегистрированным в установленном порядке, транспортным средством, не прошедшим государственного технического осмотра;
  • передача управления транспортным средством лицу, не имеющему при себе документов на право управления им;
  • проезд на запрещающий сигнал светофора или на запрещающий жест регулировщика (за исключением отдельных случаев);
  • допуск к управлению транспортным средством водителя, находящегося в состоянии опьянения либо не имеющего права управления транспортным средством.

(Федеральный закон от 11.07.2011 N 207-ФЗ "О внесении изменений в Кодекс РФ об административных правонарушениях")

Внесены уточнения в порядок присвоения классных чинов гражданским служащим.

В частности, установлено, что гражданским служащим, замещающим должности гражданской службы на определенный срок полномочий, за исключением гражданских служащих, замещающих должности гражданской службы, замещающих должности гражданской службы категории "руководители", относящиеся к высшей группе должностей гражданской службы, а также гражданских служащих, замещающих должности гражданской службы категории "помощники (советники)", назначение на которые и освобождение от которых осуществляются Президентом РФ, и гражданских служащих, замещающих должности гражданской службы, относящихся к главной группе должностей гражданской службы, назначение на которые и освобождение от которых осуществляются Правительством РФ, классные чины присваиваются по результатам квалификационного экзамена.

Квалификационный экзамен проводится при решении вопроса о присвоении классного чина гражданской службы по инициативе гражданского служащего не позднее чем через три месяца после дня подачи им письменного заявления о присвоении классного чина.

(Федеральный закон от 11.07.2011 N 204-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О государственной гражданской службе РФ")

На основании международных договоров РФ, а также на основании решений Правительства РФ разрешается плавание судов под флагами иностранных государств по внутренним водным путям.

Изменениями, внесенными в Кодекс внутреннего водного транспорта РФ, также установлено, что плавание спортивных судов, прогулочных судов и осуществляющих плавание в целях туризма судов, общее количество людей на которых не должно превышать восемнадцать, в том числе пассажиров не более чем двенадцать, под флагами иностранных государств по внутренним водным путям осуществляется в соответствии с правилами, установленными Правительством РФ.

При плавании по внутренним водным путям на указанных судах должны находиться документы, подтверждающие тип и назначение соответствующего судна, право его плавания под флагом государства, в котором зарегистрировано судно.

Перечень портов, открытых для захода судов под флагами иностранных государств, и внутренних водных путей, по которым разрешено плавание таких судов, устанавливаются Правительством РФ.

(Федеральный закон от 11.07.2011 N 203-ФЗ "О внесении изменений в Кодекс внутреннего водного транспорта РФ")

О некоторых правах доверительного управляющего активами акционерного или паевого инвестиционного фонда.

Установлены случаи, когда доверительный управляющий активами акционерного или паевого инвестиционного фонда вправе взять заем (кредит).

Речь идет о фондах, акции или паи которых предназначены для квалифицированных инвесторов.

Получить заем (кредит) можно, если одновременно соблюдаются следующие условия.

Первое - кредитором выступает квалифицированный инвестор. Второе - выдаваемые средства необходимы для приобретения имущества в состав активов фонда либо для исполнения обязательств за счет последних, в т. ч. по полученным кредитам и займам.

При этом указанное имущество может являться предметом залога или иного обеспечения исполнения обязательства по займу (кредиту).

Кроме того, такое право предоставлено управляющей компании, осуществляющей функции единоличного исполнительного органа акционерного инвестиционного фонда. Акции последнего также предназначены для квалифицированных инвесторов.

Рассматриваемые доверительные управляющие (управляющие компании) могут и предоставить заем. Условие - их требования обеспечены на сумму не менее 100% от размера основного долга по договору.

Зарегистрировано в Минюсте РФ 24 июня 2011 г. Регистрационный N 21158.

(Приказ Федеральной службы по финансовым рынкам от 12 мая 2011 г. N 11-19/пз-н "О случаях неприменения ограничений на заключение договоров займа и кредитных договоров за счет активов инвестиционных фондов, акции или инвестиционные паи которых предназначены для квалифицированных инвесторов")

Реформе техосмотра транспортных средств дан зеленый свет!

Вводится новая система техосмотра (ТО) транспортных средств.

Главная новелла - передача с 2012 г. его проведения от Госавтоинспекции частным организациям - операторам ТО. Они должны получить аккредитацию в профессиональном объединении страховщиков. Оно же ведет реестр операторов, контролирует их деятельность и обеспечивает их бланками талонов ТО. Чтобы получить аккредитацию, необходимо иметь сооружения и средства технического диагностирования. Кроме того, в штате оператора должен присутствовать как минимум 1 техэксперт. Сведения о результатах ТО передаются в единую автоматизированную информационную систему. Аттестат аккредитации выдается бессрочно на платной основе.

Владелец автомобиля может представлять его для осмотра любому оператору независимо от места регистрации машины. Для прохождения ТО достаточно предъявить паспорт, свидетельство о регистрации транспортного средства или ПТС. Предельный размер платы за ТО определяют региональные власти. Повторный осмотр, проводимый после устранения неисправностей (в т. ч. в течение 20 дней с момента прохождения первичного), тоже платный.

Освобождены от ТО в первые 3 года новые легковые и грузовые авто максимальной массой до 3,5 т (кроме такси, автобусов, учебных, специализированных и грузопассажирских машин). Периодичность проведения ТО в отношении остальных не изменилась. Операторы несут ответственность за вред, причиненный из-за не выявленных при ТО неисправностей.

Наличие талона ТО обязательно при заключении договора ОСАГО. При этом если срок его действия истекает более чем за 6 месяцев до окончания предполагаемого периода действия заключаемого договора, в страховке откажут. Увеличен срок, в течение которого автовладелец обязан застраховать свою ответственность (с 5 до 10 дней после приобретения машины).

До 1 января 2014 г. можно проходить ТО также в пунктах Госавтоинспекции.

Федеральный закон вступает в силу с 1 января 2012 г., за исключением положений, для которых предусмотрены иные сроки.

(Федеральный закон от 1 июля 2011 г. N 170-ФЗ "О техническом осмотре транспортных средств и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации")

Государственные (муниципальные) услуги: заявителям больше не придется ходить по инстанциям.

С 1 июля 2011 г. органы власти при оказании государственных и муниципальных услуг не вправе требовать от заявителя предоставления документов и информации, которые находятся в распоряжении других ведомств. Они обязаны сами их запросить. Внесенные поправки направлены на обеспечение такого межведомственного взаимодействия.

Для этого уточняются законы в части назначения государственных пособий, пенсий и оказания государственной социальной помощи; занятости населения; кадастрового учета недвижимости и проведения землеустройства; приватизации государственного (муниципального) имущества; работы ЗАГСов; регистрации юрлиц (в том числе банков) и предпринимателей; лицензирования отдельных видов деятельности; регистрационного учета граждан. Также корректируется законодательство в сфере градостроительства, природопользования, экологической экспертизы, туризма, рынка ценных бумаг, торговли, таможенного регулирования, жилищных отношений и др.

Закреплен исчерпывающий перечень документов, подаваемых заявителем. Среди них - удостоверение личности, военный билет, документы о регистрации по месту жительства, свидетельство о браке, водительские права, трудовая книжка, справка о зарплате, документы об образовании, медицинские справки.

Согласно поправкам в оказании услуги не может быть отказано по причине неполучения (несвоевременного поступления) документов и информации, передаваемых в рамках межведомственного взаимодействия. В то же время заявитель вправе сам предоставить документы, которые должны быть запрошены межведомственно. Орган власти обязан их принять и вынести на их основе решение. Запрос документов в порядке межведомственного взаимодействия не является основанием для увеличения срока оказания госуслуги.

Одновременно уточняется порядок подачи документов на регистрацию юрлиц и предпринимателей через единый портал госуслуг.

Федеральный закон вступает в силу с 1 июля 2011 г., за исключением отдельных положений, для которых предусмотрены иные сроки.

(Федеральный закон от 1 июля 2011 г. N 169-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации")

Каковы основания отмены правовых актов регионов, осуществляющих переданные полномочия России в области лесных отношений?

Установлено, как отменяются правовые акты региональных органов власти, осуществляющих переданные полномочия России в области лесных отношений.

Надзор за правовым регулированием властями субъектов Федерации названных вопросов осуществляет Рослесхоз.

Копия принятого региональным органом власти нормативного акта направляется в Рослесхоз. Срок - 14 дней после его утверждения. Это касается всех правовых актов, в которых хотя бы 1 норма регулирует осуществление указанных полномочий.

Агентство проводит экспертизу правового акта. Срок - 30 дней. Правовой акт может быть отменен полностью или в соответствующей части. Это допускается, если отсутствуют правовые основания для принятия акта, в него включены положения, противоречащие российскому законодательству, в нем присутствуют коррупциогенные факторы. Также речь идет о случаях, когда документ принят неуполномоченным органом.

Решение об отмене правового акта направляется в принявший его орган. Срок - 5 рабочих дней.

Региональные власти публикуют решение об отмене правового акта в СМИ, в которых размещен сам документ, а также на своем официальном сайте в Интернете.

(Постановление Правительства РФ от 29 июня 2011 г. N 524 "Об утверждении Правил отмены правовых актов органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющих переданные полномочия Российской Федерации в области лесных отношений")

По мнению Росалкогольрегулирования, транспортная накладная, утвержденная Постановлением Правительства РФ "Об утверждении правил перевозок грузов автомобильным транспортом", не является сопроводительным документом, удостоверяющим легальность производства и оборота алкогольной продукции.

Сообщается, что оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции осуществляется только при наличии сопроводительных документов, удостоверяющих легальность их производства и оборота, в том числе товарно-транспортной накладной и справки, прилагаемой к товарно-транспортной накладной (для этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, производство которых осуществляется на территории РФ).

Постановлением Правительства РФ от 31.12.2005 N 864 утверждена форма справки, прилагаемой к товарно-транспортной накладной на этиловый спирт, алкогольную и спиртосодержащую продукцию, а также Правила ее заполнения.

Также действует форма товарно-транспортной накладной N 1-Т, утвержденная Постановлением Госкомстата от 28.11.1997 N 78 "Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету работы строительных машин и механизмов, работ в автомобильном транспорте".

Постановлением Правительства РФ от 15.04.2011 N 272 "Об утверждении правил перевозок грузов автомобильным транспортом" утверждена форма транспортной накладной и Правила, устанавливающие порядок организации перевозки различных видов грузов автомобильным транспортом.

При этом Постановление N 272 не отменяет Постановление Госкомстата от 28.11.1997 N 78.

Таким образом, по мнению ведомства, транспортная накладная, утвержденная Постановлением N 272, не является сопроводительным документом, удостоверяющим легальность производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции.

(Разъяснение Росалкогольрегулирования от 08.07.2011 "Об оформлении документов, сопровождающих оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции при вступлении в силу Постановления Правительства РФ от 15.04.2011 N 272 "Об утверждении правил перевозок грузов автомобильным транспортом")

Информация об изделии медицинского назначения, в том числе и о перечисляемых в приложении к регистрационному удостоверению комплектующих элементах и принадлежностях, должна позволять осуществлять их однозначную идентификацию.

Росздравнадзор сообщает, что регистрации подлежат все изделия медицинского назначения, предполагаемые к медицинскому применению на территории РФ и включающие в себя приборы, аппараты, инструменты, устройства, комплекты, комплексы, системы с программными средствами, стоматологические материалы, наборы реагентов, контрольные материалы и стандартные образцы, калибраторы, расходные материалы для анализаторов, изделия из полимерных, резиновых и иных материалов, программное обеспечение, которые применяют в медицинских целях по отдельности или в сочетании между собой.

В приложении к регистрационному удостоверению указывается перечень комплектующих элементов, необходимых для функционирования изделия и его обслуживания, его комплектация (принадлежности). Если комплектующие элементы и принадлежности изделия медицинского назначения поставляются в количестве более одного, то указывается либо их конкретное количество, либо максимально возможное, с формулировкой "не более".

Перечисленные в приложении к регистрационному удостоверению комплектующие элементы и принадлежности, количество, порядок и характер использования которых не указан в нормативном документе и в руководстве по эксплуатации (принтеры, мониторы, манипуляторы "мышь", флеш-карты, картриджи, DVD, CD диски и др.), за исключением специальных, не подлежат регистрации совместно с изделием медицинского назначения.

(Письмо Росздравнадзора от 05.07.2011 N 04И-505/11 "О регистрации изделий медицинского назначения")

Как ведется реестр сведений, необходимых для назначения и выплаты пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам?

Утверждены формы реестров сведений, необходимых для назначения и выплаты пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, женщинам, вставшим на учет в медучреждениях в ранние сроки беременности; при рождении ребенка. Также речь идет о ежемесячном пособии по уходу за ребенком.

Закреплены порядки внесения данных в названные документы.

Они ведутся в электронном виде. В каждую строку соответствующего столбца вписываются данные только по 1 получателю пособия.

Реестр представляется страхователями в территориальные органы ФСС России по месту регистрации.

Определено, как заполняется информация о страхователе, о получателе указанной выплаты.

В частности, отражаются фамилия, имя, отчество получателя пособия, его статус (мать, отец и т. п.), адрес регистрации, СНИЛС, справка с места работы.

Зарегистрировано в Минюсте РФ 1 июля 2011 г. Регистрационный N 21245.

(Приказ Фонда социального страхования РФ от 17 июня 2011 г. N 196 "Об утверждении форм реестров сведений, необходимых для назначения и выплаты соответствующего вида пособия, и порядков их заполнения")

Установлены формы документов, применяемых в 2011 г. при реализации пилотного проекта ФСС РФ.

В 2011 г. ФСС РФ реализует в Карачаево-Черкесии и Нижегородской области пилотный проект. Он касается, в частности, назначения и выплаты пособий по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, в связи с несчастным случаем на производстве или профессиональным заболеванием. Оплаты отпуска застрахованного лица (сверх ежегодного оплачиваемого отпуска) на весь период лечения и проезда к месту лечения и обратно.

Утверждены формы документов, применяемых для осуществления соответствующих выплат в регионах, участвующих в пилотном проекте.

Это различные заявления: о выплате пособия (оплате отпуска), о возмещении расходов (на выплату пособия по временной нетрудоспособности, социального пособия на погребение, на оплату 4 дополнительных выходных одному из родителей (опекуну, попечителю) для ухода за детьми-инвалидами), о возмещении стоимости гарантированного перечня услуг по погребению. Опись заявлений и документов, необходимых для назначения и выплаты застрахованным соответствующих видов пособий. Извещение о представлении недостающих документов или сведений. Решение об отказе в назначении и выплате пособия по временной нетрудоспособности или в рассмотрении документов (сведений). Справка-расчет размера оплаты отпуска (сверх ежегодно оплачиваемого отпуска) на весь период лечения и проезда к месту лечения и обратно.

Зарегистрировано в Минюсте РФ 4 июля 2011 г. Регистрационный N 21256.

(Приказ Фонда социального страхования РФ от 17 июня 2011 г. N 195 "Об утверждении форм документов, применяемых для выплаты в 2011 году страхового обеспечения и иных выплат в субъектах Российской Федерации, участвующих в реализации пилотного проекта, предусматривающего назначение и выплату застрахованным лицам страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством и по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, иных выплат и расходов территориальными органами Фонда социального страхования Российской Федерации")

Признание военнослужащих нуждающимися в жилье и его бесплатное предоставление: правила.

Утверждены правила признания военнослужащих-граждан России, обеспечиваемых на весь срок службы служебными жилыми помещениями, нуждающимися в жилье и его бесплатного предоставления данным лицам.

Правила касаются лиц с общей продолжительностью службы 20 лет и более, а также 10 лет и более при увольнении по достижении предельного возраста пребывания на службе, по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями. Они признаются нуждающимися уполномоченными органами федеральных органов исполнительной власти, в которых законом предусмотрена военная служба. При этом применяется учетная норма площади жилья, установленная по избранному постоянному месту жительства.

Для признания нуждающимся военнослужащий подает в уполномоченный орган заявление установленной формы. В нем указывается избранное постоянное место жительства (наименование региона и его административно-территориального образования (для городов федерального значения - только город)). К заявлению прикладываются копии паспортов военнослужащего и всех членов его семьи, свидетельств о рождении детей до 14 лет, заключении (расторжении) брака, документов, подтверждающих право на дополнительные соцгарантии в части жилищного обеспечения. Также подаются выписки из послужного списка, справки о прохождении службы, общей ее продолжительности и составе семьи, а для увольняемых по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями - о планируемом сроке увольнения; выписки из домовых книг, копии финансовых лицевых счетов с мест жительства военнослужащего и членов его семьи за последние 5 лет.

Решение по заявлению принимается не позднее чем через 30 рабочих дней со дня его представления. В случае признания нуждающимися военнослужащие ставятся на учет.

Кроме указанных лиц жилье дается бесплатно военнослужащим, которые на момент увольнения им не обеспечены.

Право собственности оформляется на основе выписок из решений о предоставлении жилья.

(Постановление Правительства РФ от 29 июня 2011 г. N 512 "О порядке признания нуждающимися в жилых помещениях военнослужащих - граждан Российской Федерации, обеспечиваемых на весь срок военной службы служебными жилыми помещениями, и предоставления им жилых помещений в собственность бесплатно")

Утвержден новый Регламент Верховного Суда РФ.

Скорректирована структура Верховного Суда. Она включает в себя Пленум и Президиум, Апелляционную коллегию, Судебные коллегии по административным, гражданским, уголовным делам, Военную коллегию.

Апелляционная коллегия состоит из ее председателя и членов, являющихся судьями Верховного Суда. Они утверждаются Советом Федерации по представлению Президента РФ, основанному на представлении Председателя Верховного Суда РФ, и при наличии положительного заключения Высшей квалификационной коллегии судей РФ.

Она рассматривает в качестве суда апелляционной инстанции гражданские и административные дела, решения по которым в качестве суда первой инстанции вынесены Судебными коллегиями по гражданским, административным делам, Военной коллегией Верховного Суда. Разбирает в пределах своих полномочий дела по новым или вновь открывшимся обстоятельствам и др.

Функции Апелляционной коллегии до 1 января 2012 г. выполняет Кассационная коллегия Верховного Суда.

Определены полномочия и порядок формирования Пленума, Научно-консультативного совета, Президиума, регламентирована работа Аппарата Верховного Суда.

Постановление Пленума Верховного Суда РФ об утверждении прежнего регламента признано утратившим силу.

(Постановление Пленума Верховного Cуда РФ от 28 июня 2011 г. N 10 "Об утверждении Регламента Верховного Суда Российской Федерации")

Как заполняются электронные заявления для госуслуг.

Разъяснен порядок оформления и представления заявлений и иных документов, необходимых для предоставления государственных и (или) муниципальных услуг, в форме электронных документов.

Установлено, как в электронном виде оформляются заявления и иные документы, необходимые для предоставления государственных и (или) муниципальных услуг.

Документы оформляются в соответствии с требованиями к форматам заявлений и иных документов, установленными уполномоченными федеральными органами власти, с использованием электронной подписи.

(Постановление Правительства РФ от 07.07.11 № 553)

Разработан федеральный стандарт оценки, устанавливающий виды экспертизы отчета об оценке, порядок ее проведения, требования к экспертному заключению и порядку его утверждения.

Согласно утвержденному Стандарту, разработанному в соответствии с Федеральным законом "Об оценочной деятельности в Российской Федерации", под экспертизой отчета об оценке понимаются действия эксперта или экспертов саморегулируемой организации оценщиков в целях проверки отчета, подписанного оценщиком, являющимся членом данной саморегулируемой организации, в соответствии с видом экспертизы.

В ходе проведения экспертизы отчета об оценке проводится исследование работы, выполненной оценщиком. При этом не проводится повторная оценка.

Экспертиза отчета об оценке проводится в случаях, установленных законодательством РФ. Иные случаи и основания ее проведения устанавливаются внутренними документами саморегулируемой организации оценщиков. Порядок действий эксперта при проведении экспертизы отчета об оценке устанавливается внутренними документами саморегулируемой организации оценщиков в соответствии с видами экспертизы.

Результатом экспертизы отчета об оценке является положительное или отрицательное экспертное заключение. Установлены требования к содержанию экспертного заключения и к порядку его утверждения.

(Приказ Минэкономразвития РФ от 04.07.2011 N 328 "Об утверждении федерального стандарта оценки "Виды экспертизы, порядок ее проведения, требования к экспертному заключению и порядку его утверждения (ФСО N 5)")


Вернуться в начало


Судебная практика

Прописка в доме на садовом участке вполне возможна, даже если последний отнесен к с/х земле.

Для граждан не исключается возможность прописаться по месту жительства в принадлежащих им жилых строениях на садовых участках, даже если последние отнесены к с/х землям.

Условие для этого - названные строения должны быть пригодными для проживания.

К таким выводам пришел КС РФ при проверке положений, закрепляющих понятие "садовый земельный участок".

Следует отметить, что ранее (в 2008 г.) внимание КС РФ уже привлекал подобный вопрос.

Тогда он признал неконституционными эти же нормы в той части, в которой они запрещают гражданам регистрироваться в таких же строениях на садовых участках, которые относятся к землям населенных пунктов.

На этот раз эти же положения признаны неконституционными в части, касающейся аналогичных строений на садовых участках, отнесенных к с/х землям.

Как пояснил КС РФ, цель института регистрации - информирование гражданином государства о своем реальном месте жительства.

Прописка граждан по месту жительства в пригодных для постоянного проживания жилых строениях на садовых участках (безотносительно к тому, являются они землями населенных пунктов или с/х назначения) сама по себе не может изменить целевое назначение этих участков.

Возможность регистрации по месту жительства не связана с целевым назначением участка, на котором возведено жилое строение.

Вместе с тем место жительства гражданина должно быть определено с достаточной точностью. Это требуется, в т. ч., для того, чтобы избежать осложнения деятельности органов публичной власти. Они должны знать о том, где он фактически проживает, а не формально прописан.

С учетом этого названным собственникам нужно учитывать, что их прописка не ведет к тому, что территория приобретает статус населенного пункта. Соответственно, это не возлагает на органы власти обязанности по ее благоустройству, созданию транспортной инфраструктуры и т. д. Поэтому такие граждане должны осознанно принимать подобные возможные неудобства.

Также КС подчеркнул, что федеральный законодатель может уточнить критерии реализации собственниками земли права возводить на ней здания, сооружения, осуществлять их перестройку, разрешать строительство другим лицам с учетом различного целевого назначения дачных и садовых участков.

(Постановление Конституционного Суда РФ от 30 июня 2011 г. N 13-П "По делу о проверке конституционности абзаца второго статьи 1 Федерального закона "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан" в связи с жалобой гражданина А.В. Воробьева")

Не всякие критичные высказывания госслужащего в СМИ - повод для его увольнения!

Предметом проверки КС РФ стал один из запретов, установленных для государственных гражданских служащих и сотрудников милиции (полиции).

Согласно ему такому лицу запрещается допускать публичные высказывания, суждения и оценки, в т. ч. в СМИ, в отношении деятельности госорганов (включая вышестоящих), их руководителей, в которых он проходит службу, если это не входит в его должностные обязанности.

КС РФ пришел к выводу о конституционности положений и разъяснил следующее.

По своему смыслу они не могут рассматриваться как недопускающее публичное выражение служащим или сотрудником (в т. ч. в СМИ) своего мнения, суждения, оценки относительно указанных вопросов.

Данные действия сами по себе не могут служить основанием для увольнения такого лица.

При этом предполагается, что при оценке правомерности этих действий служащего или сотрудника должны учитываться содержание допущенных ими публичных высказываний, суждений, их общественную значимость и мотивы, соотношение причиненного (потенциального) ими ущерба для государственных или общественных интересов с тем, который предотвращен в результате соответствующих действий служащего

Также при названной оценке должно учитываться наличие или отсутствие возможности у данного лица защитить свои права или государственные либо общественные интересы (нарушение которых послужило поводом для его публичного выступления) иными предусмотренными законом способами и другие значимые обстоятельства.

(Постановление Конституционного Суда РФ от 30 июня 2011 г. N 14-П по делу о проверке конституционности положений пункта 10 части 1 статьи 17 Федерального закона "О государственной гражданской службе Российской Федерации" и статьи 20.1 Закона Российской Федерации "О милиции" в связи с жалобами граждан Л.Н. Кондратьевой и А.Н. Мумолина)

Экстремизм следует отличать от критики в адрес власти.

Пленум ВС РФ сформулировал выводы, которые должны учитываться при рассмотрении уголовных дел экстремистской направленности.

Даны рекомендации относительно квалификации такого рода преступлений.

Отмечено, что в первую очередь в отношении них подлежит доказыванию соответствующий мотив их совершения. Если он установлен, преступление против жизни и здоровья уже не может квалифицироваться как предусматривающее иные мотив или цель.

Подчеркивается, что преступления, совершенные по мотивам политической, идеологической, расовой, национальной или религиозной ненависти или вражды (либо по аналогичным мотивам в отношении какой-либо соцгруппы), следует отграничивать от деяний, совершенных на почве личных неприязненных отношений.

Приведены обстоятельства, на которые следует ориентироваться для этого.

Разъяснено, что понимать под публичными призывами к экстремистской деятельности.

Указывается, что вопрос о публичности подобных призывов должен разрешаться судами с учетом места, способа, обстановки и других обстоятельств дела (обращения к группе людей в общественных местах, на собраниях, размещение на сайтах, в блогах или на форумах и т. д.).

Под действиями, направленными на возбуждение ненависти либо вражды, следует понимать, в частности, высказывания, обосновывающие и (или) утверждающие необходимость геноцида, массовых репрессий, депортаций, совершения иных противоправных действий, в т. ч. применения насилия, в отношении представителей какой-либо нации, расы, приверженцев той или иной религии и других групп лиц.

При этом перечисленные действия уголовно наказуемы, только если они совершены публично или с использованием СМИ.

Пленум напомнил, что, исходя из международных актов, критика в СМИ в адрес должностных лиц (профессиональных политиков), их действий и убеждений сама по себе не должна рассматриваться во всех случаях как действие, направленное на унижение достоинства человека или группы лиц.

Поэтому критика политических организаций, идеологических и религиозных объединений, политических, идеологических или религиозных убеждений, национальных или религиозных обычаев сама по себе не должна рассматриваться как действие, направленное на возбуждение ненависти или вражды.

Также рассмотрены особенности, касающиеся иных составов преступлений экстремистской направленности.

(Постановление Пленума Верховного суда РФ от 28 июня 2011 г. N 11 "О судебной практике по уголовным делам о преступлениях экстремистской направленности")

Налоговый вычет по НДС не является недоимкой.

В ходе проверки налоговый орган счел неправомерным предъявление обществом сумм НДС к вычету и возмещению. По результатам проверки обществу предложено уплатить недоимку в размере суммы завышения налога, предъявленного к возмещению из бюджета, а также соответствующие пени.

Суд указал, что превышение суммы налоговых вычетов над общей суммой налога, исчисленной по операциям, признаваемым объектом обложения налогом на добавленную стоимость, не может быть квалифицировано в качестве неуплаченного (не полностью уплаченного) в бюджет налога, поскольку сумма налоговых вычетов не является недоимкой. Признание неправомерным применение налогоплательщиком налоговых вычетов в определенной сумме не приводит к автоматическому образованию недоимки в той же сумме.

Ссылка налоговой инспекции на форму решения о привлечении к ответственности, утвержденную Приказом ФНС России от 31.05.2007 N ММ-3-06/338@, которая не предусматривает указание суммы отказанного к возмещению налога в резолютивной части решения, противоречит требованиям пункта 8 статьи 101 Налогового кодекса Российской Федерации, согласно которой в решении о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, в том числе указываются размер выявленной недоимки и соответствующих пеней.

(Постановление Федерального арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 21 апреля 2011 г. N А58-4335/2010)

Неизвещение плательщика о времени проверки влечет безусловную недействительность решения инспекции.

Суд подтвердил, что неизвещение лица, в отношении которого проводилась проверка о времени и месте рассмотрения материалов налоговой проверки является самостоятельным и безусловным основанием для признания решения налогового органа недействительным.

ФАС отметил, что лицо, в отношении которого проводилась налоговая проверка, вправе участвовать в процессе рассмотрения материалов указанной проверки лично и через своего представителя. Положения указанной нормы направлены на обеспечение прав налогоплательщика представлять налоговым органам и их должностным лицам пояснения по актам проведенных проверок.

Нарушение существенных условий процедуры рассмотрения материалов налоговой проверки является основанием для отмены вышестоящим налоговым органом или судом решения налогового органа о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения или решения об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения.

К таким существенным условиям относится обеспечение возможности лица, в отношении которого проводилась проверка, участвовать в процессе рассмотрения материалов налоговой проверки лично и через своего представителя и обеспечение возможности налогоплательщика представить объяснения.

(Постановление ФАС Центрального округа No А35-8630/2010 от 02.06.2011)


Вернуться в начало


Прочее

Как определить проценты по долговым обязательствам.

Письмо Минфина рассказывает о порядке определения суммы процентов, признаваемых расходом при исчислении налога на прибыль.

Разъяснено, в частности, что одним из способов определения суммы признаваемых расходами процентов по долговым обязательс??вам является расчет исходя из ставки рефинансирования Банка России и соответствующего коэффициента.

(Письмо Минфина от 20.06.11 № 03-03-06/2/100)

Как учесть расходы на «безлимитку»

Минфин разъяснил порядок учета расходов на мобильную связь по безлимитному тарифу в целях налога на прибыль.

Минфин разъяснил, что затраты на приобретение услуг сотовой связи можно учесть для целей налога на прибыль.

Необходимы следующие документы:

  • утвержденный руководителем организации перечень должностей работников, которым требуется сотовая связь;
  • договор с оператором на оказание услуг связи;
  • счета оператора связи.

(Письмо Минфина от 23.06.11 № 03-03-06/1/378)

Долевое строительство: когда возникает обязанность по уплате налога на имущество.

Минфин разъяснил, в какой момент возникает обязанность по уплате налога на имущество физических лиц у собственника объекта долевого строительства.

Письмом Минфин разъяснил, что физическое лицо признается плательщиком налога на имущество в отношении объекта долевого строительства с даты госрегистрации права на такой объект.

Налог уплачивается с начала года, следующего за годом регистрации права собственности.

(Письмо Минфина от 20.06.11 № 03-05-04-01/17)

Отчуждение доли в ООО: кто налоговый агент?

Минфин разъяснил вопрос о возникновении у ООО обязанностей налогового агента по НДФЛ при выплате стоимости отчуждаемой учредителем доли в уставном капитале этого ООО.

Как следует из НК РФ и письма Минфина, ООО, выплачивающее физическому лицу - участнику этого общества доход в виде стоимости отчуждаемой им доли в уставном капитале общества, не является налоговым агентом в отношении такого дохода физического лица.

Обязанности по исчислению, удержанию и перечислению в бюджет налога на доходы физических лиц в рассматриваемом случае у общества не возникают.

НК РФ не устанавливает обязанности лиц, не являющихся налоговыми агентами, представлять в налоговый орган сведения о доходах, полученных от них налогоплательщиками.

(Письмо Минфина от 28.06.11 № 03-04-06/3-151)

Минфин разъяснил особенности вычета (возврата) сумм НДС.

Письмом Минфина разъяснено, что иностранная организация, осуществляющая деятельность в РФ, вправе заявить НДС к вычету по приобретенным товарам (работам, услугам) на основании счетов-фактур.

Вычет можно предъявить после принятия на учет таких товаров (работ, услуг) при наличии соответствующих первичных документов.

(Письмо Минфина от 29.06.11 № 03-07-08/198)

Минфин подтвердил право налогового агента на любопытство.

Как указано в письме, за правильность определения налогового статуса физического лица - получателя дохода отвечает организация-налоговый агент.

Поэтому организация может запрашивать у физического лица необходимые сведения и документы.

(Письмо Минфина РФ от 29.06.11 № 03-04-06/6-155)

Налогоплательщик может быть привлечен к налоговой ответственности в случае нарушения срока информирования налогового органа о возникновении/прекращении права использовать корпоративные электронные средства платежа для переводов электронных денежных средств.

Федеральным законом от 27.06.2011 N 161-ФЗ "О национальной платежной системе" (вступает в силу 29.09.2011) юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям предоставляется право использовать электронное средство платежа, позволяющие клиенту осуществлять операции по переводу денежных средств с использованием специальных технологий и носителей информации. В связи с этим вводится обязанность налогоплательщиков сообщать в налоговый орган о возникновении и прекращении у налогоплательщика данного права.

Сообщается, что за нарушение предусмотренного для этого семидневного срока налогоплательщик может быть привлечен к ответственности по статьям 126 или 129.1 Налогового кодекса РФ.

(Информация ФНС РФ от 13.07.2011 "О возникновении (прекращении) права использовать корпоративные электронные средства платежа")

ФНС РФ подготовила информацию по вопросам уплаты земельного налога.

Разъясняются:

  • основания возникновения обязанности по уплате земельного налога (указано, в частности, что факт отсутствия госрегистрации прав на земельный участок не является основанием для освобождения от уплаты налога);
  • порядок определения налоговой базы (в том числе отмечено, что изменения, влияющие на величину кадастровой стоимости земельного участка, учитываются при определении налоговой базы, которая будет применяться в следующем налоговом периоде);
  • сообщены предельные налоговые ставки;
  • разъяснен порядок применения льгот по налогу (перечислены категории налогоплательщиков, освобождаемых от налогообложения земельным налогом).

(Информация ФНС РФ от 13.07.2011 "Об исчислении, уплате и льготах по земельному налогу для юридических лиц")

НДФЛ: можно ли учесть убытки.

Минфин разъяснил порядок получения налогового вычета по НДФЛ в сумме убытков, понесенных в 2008 и 2009 гг. от операций с ценными бумагами.

Письмом от 01.07.11 № 03-04-05/3-470 Минфин разъяснил, в частности, что в целях НДФЛ нельзя учесть убытки, полученные от операций с ценными бумагами в 2008 - 2009 годах.

(Письмо Минфина от 01.07.11 № 03-04-05/3-470)

Возможен ли вычет по НДС.

Письмом Минфина разъяснен вопрос относительно возможности применения вычета НДС, предъявленного налогоплательщику подрядной организацией, но не уплаченного ей налогоплательщиком при проведении капитального строительства объекта, введенного в эксплуатацию в 2004 году.

Минфин разъясняет, что налогоплательщик вправе принять к вычету НДС, который предъявлен ему подрядной организацией при строительстве объекта, введенного в эксплуатацию до 1 января 2005 года, после перечисления НДС подрядчику.

(Письмо Минфина от 25.04.11 № 03-07-14/38)

Как учесть суммовые разницы.

Минфин разъяснил, как учесть суммовые разницы, если когда цена договора определена сторонами в условных единицах на дату оплаты.

Разъяснено, что если цена договора определена сторонами в у. е. на дату оплаты, то в целях налога на прибыль суммовые разницы возникают только по той части стоимости товара, которая осталась неоплаченной после получения права собственности на товар.

Если предусмотрена предварительная оплата, то суммовые разницы не возникают.

(Письмо Минфина от 04.05.11 № 03-03-06/2/76)


Вернуться в начало



При подготовке настоящей рассылки использованы материалы компаний "Гарант", АО "Консультант Плюс"; изданий "Учет. Налоги. Право", "Российский налоговый курьер". Настоящая работа не представляет собой консультацию или совет. ООО "ФинЭкспертиза" не гарантирует достоверность, адекватность и полноту приведенных сведений и не несет ответственность ни за какие ошибки или упущения, а также результаты использования этого материала.