Мониторинг изменений за период 05.12.11 - 11.12.11
- Бухгалтерский учет и налогообложение
- Социальное страхование и обеспечение
- Таможенное дело
- Правовые новости
- Судебная практика
- Прочее
Бухгалтерский учет и налогообложение
Принят новый закон о бухгалтерском учете.
6 декабря президент подписал новый Федеральный закон "О бухгалтерском учете".
Со дня вступления Закона в силу, т.е. с 1 января 2013 года, его применение станет обязательным, в частности, для коммерческих и некоммерческих организаций, государственных органов и органов местного самоуправления, органов управления государственных и территориальных внебюджетных фондов, индивидуальных предпринимателей и лиц, занимающихся частной практикой, филиалов и представительств иностранных и международных организаций, а также Центрального банка РФ.
От ведения бухгалтерского учета освобождены индивидуальные предприниматели и лица, занимающиеся частной практикой, а также филиалы и представительства иностранных организаций, при условии, если они ведут учет доходов и расходов в соответствии с законодательством о налогах и сборах.
Для участников проекта "Сколково" предусмотрена возможность применения упрощенных способов ведения бухгалтерского учета.
Законом устанавливаются требования к организации ведения бухгалтерского учета, определяется правовой механизм его регулирования, основанный на сочетании деятельности органов государственной власти (к которым отнесены уполномоченный федеральный орган и Центральный банк РФ) и негосударственных организаций. Введены более жесткие требования к лицам, занимающимся ведением бухгалтерского учета в организациях, с учетом сферы их деятельности.
Формы первичных учетных документов и регистров бухгалтерского учета должны утверждаться руководителями экономических субъектов по представлению должностного лица, на которое возложено ведение бухгалтерского учета. Формы учета для организаций государственного сектора будут устанавливаться в соответствии с бюджетным законодательством.
(Федеральный закон от 06.12.2011 N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете")
На территории РФ признаны 37 МСФО и 26 Разъяснений МСФО.
МСФО и Разъяснения МСФО вступят в силу на территории Российской Федерации со дня их официального опубликования в журнале "Бухгалтерский учет".
В числе признанных МСФО: Международный стандарт финансовой отчетности (IAS) 1 "Представление финансовой отчетности"; Международный стандарт финансовой отчетности (IAS) 7 "Отчет о движении денежных средств"; Международный стандарт финансовой отчетности (IAS) 8 "Учетная политика, изменения в бухгалтерских оценках и ошибки" и др.
Также, в частности, признаны следующие Разъяснения МСФО: Разъяснение ПКР (SIC) 25 "Налоги на прибыль - изменения налогового статуса предприятия или его акционеров"; Разъяснение ПКР (SIC) 27 "Анализ сущности сделок, имеющих юридическую форму аренды"; Разъяснение КРМФО (IFRIC) 10 "Промежуточная финансовая отчетность и обесценение"; Разъяснение КРМФО (IFRIC) 15 "Соглашения на строительство объектов недвижимости".
Признание на территории РФ документов международных стандартов осуществляется в порядке, утвержденном Постановлением Правительства РФ от 25.02.2011 N 107.
(Приказ Минфина РФ от 25.11.2011 N 160н "О введении в действие Международных стандартов финансовой отчетности и Разъяснений Международных стандартов финансовой отчетности на территории Российской Федерации", Зарегистрировано в Минюсте РФ 05.12.2011 N 22501)
Представить в налоговый орган заявление о постановке на учет (снятии с учета) в электронном виде возможно при условии применения усиленной квалифицированной электронной подписи.
Разработан порядок, определяющий общие правила представления в налоговые органы указанных заявлений, уведомлений о выборе налогового органа для постановки на учет обособленного подразделения, запроса о направлении свидетельства о постановке на учет по ТКС. Определены участники информационного обмена, требования к представляемым документам, а также урегулированы процедурные вопросы.
(Приказ ФНС РФ от 07.11.2011 N ММВ-7-6/735@ "Об утверждении Порядка представления заявлений, уведомлений и запросов в налоговые органы в электронном виде для целей учета в налоговых органах организаций и физических лиц")
Письменное заявление об освобождении банка от обязательств по выданной налогоплательщику банковской гарантии должно быть составлено налоговой инспекцией в соответствии с утвержденной формой.
С 1 января 2012 года введена обязанность налогового органа направить банку такое Заявление, если не будет выявлено нарушений в ходе камеральной проверки налоговой декларации по НДС, в которой налогоплательщиком в соответствии со статьей 176.1 НК РФ сумма НДС заявлена к возмещению (Федеральный закон от 19.07.2011 N 245-ФЗ).
(Приказ ФНС РФ от 24.10.2011 N ММВ-7-3/656@ "Об утверждении формы Заявления об освобождении банка от обязательств по банковской гарантии, выданной налогоплательщику в целях применения статьи 176.1 Налогового кодекса Российской Федерации", Зарегистрировано в Минюсте РФ 02.12.2011 N 22474)
ФНС РФ подготовлена информация о КБК для уплаты НДС и акцизов по операциям, в частности экспорта и импорта товаров.
В информации сообщены также категории налогоплательщиков по указанным операциям, особенности взимания налогов и указаны установленные Налоговым кодексом РФ налоговые периоды по НДС и акцизам.
(Информация ФНС РФ от 06.12.2011).
Социальное страхование и обеспечение
Снижены размеры страховых тарифов, а также расширен круг субъектов малого предпринимательства, имеющих право на их применение.
Согласно принятому Закону пониженные тарифы страховых взносов теперь вправе будут применять, в частности, применяющие УСН организации, оказывающие инжиниринговые услуги, а также организации и ИП, основным видом деятельности которых является деятельность в сфере розничной торговли фармацевтическими и медицинскими товарами, ортопедическими изделиями, а также деятельность в сфере транспорта и связи.
Установлена обязанность работодателей уплачивать страховые взносы в отношении работников из числа иностранных граждан и лиц без гражданства.
Еще одним нововведением является деление тарифа страховых взносов в ПФР на две части:
- солидарная часть - предназначенная для осуществления солидарных расходов фонда, т.е. на выплату фиксированного базового размера трудовой пенсии, социального пособия на погребение умерших пенсионеров, не подлежавших обязательному социальному страхованию, и иных целей, предусмотренных законодательством РФ об обязательном пенсионном страховании;
- индивидуальная часть - предназначенная для формирования денежных средств застрахованного лица, в частности, определения размера накопительной части трудовой пенсии и других выплат за счет пенсионных накоплений.
Скорректированы положения, касающиеся проведения проверок за правильностью и полнотой уплаты страховых взносов, а также регулирующие привлечение плательщика к ответственности (в частности, со 100 рублей до 1000 увеличен минимальный размер штрафа за непредставление расчета по начисленным и уплаченным страховым взносам).
Закон вступает в силу с 1 января 2012 года. Действие отдельных положений распространено на 2011 год.
(Федеральный закон от 03.12.2011 N 379-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам установления тарифов страховых взносов в государственные внебюджетные фонды")
Таможенное дело
Принят Федеральный закон, направленный на унификацию российского законодательства с законодательством Таможенного союза.
Соответствующие изменения внесены, в частности, в Закон РФ "О таможенном тарифе", в Федеральный закон "Об особых экономических зонах в Российской Федерации", Федеральный закон "О валютном регулировании и валютном контроле".
Отдельные изменения вносятся также в Федеральные законы "О банках и банковской деятельности", "О вывозе и ввозе культурных ценностей", "Об оружии", "О службе в таможенных органах Российской Федерации", "О почтовой связи", "Об экспортном контроле", "Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности" и ряд других. Кроме того, в новой редакции изложена глава 16 "Административные правонарушения в области таможенного дела (нарушение таможенных правил)" Кодекса РФ об административных правонарушениях.
Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования, за исключением отдельных положений, для которых установлены иные сроки вступления их в силу.
(Федеральный закон от 06.12.2011 N 409-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации")
Правовые новости
С 1 июля 2012 года будут действовать новые тарифы на услуги по транспортировке газа по газораспределительным сетям ГУП "Мосгаз".
Утвержденные тарифы, дифференцированные по группам потребителей в зависимости от объемов потребления газа и с выделением отдельной группы "население", будут учитываться при формировании цен на газ для конечных потребителей, в том числе при формировании розничных цен на газ, реализуемый населению.
(Приказ ФСТ РФ от 27.10.2011 N 258-э/10 "Об утверждении тарифов на услуги по транспортировке газа по газораспределительным сетям ГУП "Мосгаз" на территории г. Москвы и Московской области", Зарегистрировано в Минюсте РФ 30.11.2011 N 22452)
С 1 июля 2012 года в Российской Федерации появится еще один вид юридических лиц, относящихся к коммерческим организациям, - хозяйственные партнерства.
В Гражданский кодекс РФ включено упоминание еще одного вида юридических лиц - хозяйственных партнерств. В перечень юридических лиц, являющихся коммерческими организациями, включены "хозяйственные партнерства".
Участниками хозяйственного партнерства (их должно быть не менее двух) могут быть граждане и (или) юридические лица. Федеральным законом участие отдельных категорий граждан или юридических лиц в партнерствах может быть запрещено или ограничено.
Создание хозяйственного партнерства путем реорганизации существующего юридического лица не допускается; в то же время реорганизовано партнерство может быть только в форме преобразования в акционерное общество. Партнерство не может быть учредителем или участником других юридических лиц, за исключением союзов и ассоциаций.
Партнерство несет ответственность по своим обязательствам всем принадлежащим ему имуществом; участники партнерства не отвечают по его обязательствам и несут риск убытков в пределах сумм внесенных ими вкладов. Правительством РФ могут быть установлены нормативы достаточности собственных средств партнерств, осуществляющих определенные виды деятельности.
Партнерство не вправе осуществлять эмиссию облигаций и иных эмиссионных ценных бумаг. Оно также не вправе размещать рекламу своей деятельности.
В партнерстве образуется единоличный исполнительный орган (генеральный директор, президент и др.), избираемый из числа участников партнерства в порядке и на срок, которые определены уставом либо единогласным решением всех участников на весь срок деятельности партнерства.
Федеральный закон "О хозяйственных партнерствах" регулирует и другие вопросы, связанные с созданием, особенностями осуществления деятельности, управлением партнерством, взаимоотношением его участников, реорганизацией и ликвидацией.
(Федеральный закон от 03.12.2011 N 380-ФЗ "О хозяйственных партнерствах", Федеральный закон от 06.12.2011 N 393-ФЗ "О внесении изменения в статью 50 части первой Гражданского кодекса Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О хозяйственных партнерствах")
Образование, создание или реорганизация юридического лица через подставных лиц (т.н. "фирм-однодневок") будет наказываться лишением свободы на срок до пяти лет.
Также введена уголовная ответственность за незаконное предоставление или приобретение документа, удостоверяющего личность, а также использование персональных данных, полученных незаконным путем, если эти деяния совершены для образования юридического лица в целях совершения одного или нескольких преступлений, связанных с финансовыми операциями либо сделками с денежными средствами или иным имуществом.
(Федеральный закон от 07.12.2011 N 419-ФЗ "О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и статью 151 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации")
Разработаны меры, направленные на оптимизацию процедур валютного контроля.
Поправками, внесенными в Закон о валютном регулировании, устанавливается, в частности, следующее:
- к нерезидентам отнесены граждане РФ, имеющие вид на жительство в иностранном государстве, рабочую или учебную визу (или совокупность таких виз) со сроком действия не менее одного года (данная мера позволит упростить осуществление выплат в иностранной валюте (в т.ч. зарплаты) гражданам, проживающим за границей);
- введена обязанность резидентов при осуществлении внешнеторговых сделок представлять уполномоченным банкам информацию о некоторых условиях договоров (контрактов), что позволит при их изменении избежать переоформления паспорта сделки;
- уточнены требования к оформлению паспорта сделки;
- введен принцип однократного представления документов резидентами и нерезидентами органам и агентам валютного контроля;
- урегулированы вопросы обмена информацией в электронном виде между органами и агентами валютного контроля.
(Федеральный закон от 06.12.2011 N 406-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О валютном регулировании и валютном контроле" в части упрощения процедур валютного контроля")
Судебная практика
Суммы, полученные от операций, не облагаемых НДС, включаются в целях применения ст. 145 НК РФ в расчет выручки.
Учреждение пользовалось льготой по НДС, предусмотренной подп. 14 п. 2 ст. 149 НК РФ. Кроме того, оно применяло освобождение от уплаты НДС на основании п. 1 ст. 145 НК РФ. При этом налогоплательщик исходил из того, что выручка от реализации услуг, освобожденных от НДС по ст. 149 НК РФ, не входит в общий состав выручки. Инспекция не согласилась с тем, что выручка от операций, по которым применяется льгота, не учитывается при подсчете выручки, производимом в целях определения того, правомерно ли освобождение от НДС по ст. 145 НК РФ. Между тем, общая сумма выручки от всех операций превысила лимит в 2 млн. руб., в связи с чем, налоговый орган пришел к выводу, что учреждение утратило право на освобождение от исполнения обязанностей плательщика НДС.
Суд первой инстанции счел неправомерным решение инспекции. По мнению суда, те услуги, по которым применялась льгота, в силу ст. 149 НК РФ не относятся к операциям, облагаемым НДС, а значит, выручка от них не должна включаться в общую сумму выручки в целях применения ст. 145 НК РФ. Однако суды апелляционной и кассационной инстанций пришли к противоположным выводам в силу следующего. Объект налогообложения НДС определяется в соответствии со ст. 146 НК РФ. Статья 149 НК РФ регулирует иные вопросы в сфере налогообложения - определяет операции, не подлежащие налогообложению. Суд апелляционной инстанции счел ошибочным вывод суда первой инстанции о том, что операции, поименованные в ст. 149 НК РФ, не являются объектом обложения НДС. Из положений ст. ст. 39, 145, 146, 149, 153 НК РФ следует, что при определении размера выручки, от которой зависит возможность предоставления права на освобождение от обязанностей налогоплательщика НДС, подлежат учету все доходы налогоплательщика (как облагаемые НДС, так и освобожденные от данного налога).
Налогоплательщик также ссылался на то, что ранее он аналогичным образом учитывал выручку от реализации при определении права на освобождение, и налоговый орган при проведении налогового контроля не выявил никаких нарушений. По мнению суда кассационной инстанции, данное обстоятельство не позволяет полагать, что оспариваемое решение инспекции является недействительным. Факт невыявления правонарушения не может свидетельствовать о правомерности действий налогоплательщика.
Аналогичные выводы относительно порядка расчета выручки содержат Письмо УМНС России по г. Москве от 26.01.2004 N 24-14/04847 "О порядке применения статьи 145 НК РФ" и Постановление ФАС Северо-Западного округа от 07.07.2005 N А26-2984/04-29. Однако чаще суды приходят к противоположному выводу (см., например, Постановления ФАС Северо-Кавказского округа от 10.06.2011 N А01-1343/2010, ФАС Восточно-Сибирского округа от 18.01.2011 N А19-9447/10, ФАС Поволжского округа от 13.08.2009 N А06-7599/2008).
(Постановление ФАС Поволжского округа от 10.11.2011 N А06-1875/2011)
Проценты по займам, направленным на выдачу займов взаимозависимым лицам под более низкий процент, не признаются внереализационными расходами.
Инспекция доначислила компании налог на прибыль, посчитав, что налогоплательщик получал необоснованную налоговую выгоду. Основанием для принятия такого решения послужило то, что налогоплательщик получал заемные денежные средства под высокие проценты и выдавал займы взаимозависимым лицам под более низкие проценты. Налогоплательщик не отрицал, что выдавал займы взаимозависимым лицам, однако оспорил решение налогового органа, указав, что действовал с выгодой для себя, поскольку этим уменьшал риск невозвращения заемщиками денежных средств. Инспекция в обоснование своего решения также отметила, что вместо выдачи убыточных займов налогоплательщик мог направить свободные денежные средства на погашение собственных займов. Компания в свою очередь ответила, что такая позиция налогового органа является вмешательством в хозяйственную деятельность, что недопустимо в соответствии с Определением КС РФ от 04.06.2007 N 320-О-П.
Суды всех трех инстанций признали решение инспекции правомерным в силу следующего. В соответствии с п. 1 ст. 252 НК РФ и подп. 2 п. 1 ст. 265 НК РФ экономически обоснованные расходы в виде процентов по долговым обязательствам любого вида включаются в состав внереализационных расходов. Экономически обоснованными считаются расходы, направленные на получение дохода. Уменьшение налоговой обязанности вследствие уменьшения налоговой базы на сумму расходов является в соответствии с п. 1 Постановления Пленума ВАС РФ от 12.10.2006 N 53 налоговой выгодой, обоснованность получения которой суд оценивает в каждом конкретном случае. В рассматриваемом случае суды сделали вывод о получении необоснованной налоговой выгоды на основании совокупности следующих обстоятельств. Кредитные договоры (в случаях, когда налогоплательщик выступал в качестве заемщика) со стороны налогоплательщика подписаны либо генеральным директором, либо его заместителем. При этом договоры займа (в случаях, когда общество выступало в качестве заимодавца), подписаны со стороны заемщиков в отдельных случаях теми же лицами. Другими словами, указанные лица одновременно исполняли обязанности генерального директора и заместителя в организациях как заемщиках, так и заимодавцах. При этом счета налогоплательщика-заимодавца и организаций-заемщиков, по которым осуществлялись операции займа, находятся в одном банке. На основании кредитных договоров, договоров займа, покупки векселей, банковской выписки по счету налогоплательщика суды установили, что большая часть полученных заемных денежных средств была использована обществом на предоставление займов взаимозависимым лицам под более низкие проценты. Таким образом, несмотря на то, что по форме спорные затраты налогоплательщика соответствуют описанным в пп. 2 п. 1 ст. 265 НК РФ, они не отвечают критерию экономической оправданности, поскольку не направлены на получение дохода.
Ранее суды придерживались противоположной позиции (см., например, Постановления ФАС Поволжского округа от 04.08.2011 N А12-22102/2010, ФАС Московского округа от 23.12.2010 N КА-А40/15995-10).
(Постановление ФАС Московского округа от 16.11.2011 N А40-1037/11-99-5)
Бытовую технику, используемую для нужд работников, и предметы интерьера можно относить к амортизируемому имуществу.
Инспекция доначислила компании налог на прибыль, посчитав, что налогоплательщик неправомерно отнес к амортизируемому имуществу бытовую технику, используемую работниками компании (холодильники, печи СВЧ, электрокофеварки, электрочайники, телевизоры и т.п.), а также предметы интерьера - ковры, картины и др. Налогоплательщик счел отказ в признании указанных расходов неправомерным, так как спорная техника использовалась для создания нормальных условий труда, а предметы интерьера способствовали поддержанию имиджа компании.
Суды всех трех инстанций встали на сторону налогоплательщика, исходя из следующего.
Приобретая спорные объекты, компания руководствовалась требованиями законодательства по обеспечению нормальных условий труда и трудового процесса, а также своим внутренним распорядком и учетной политикой. Локальными актами организации было предусмотрено, что основные средства, улучшающие условия труда работников и необходимые для управленческих нужд, а также способствующие созданию имиджа и необходимые для оформления интерьера офиса, относятся к амортизируемому имуществу, используемому для извлечения дохода. Как указал суд кассационной инстанции, приобретение таких основных средств связано непосредственно с увеличением будущих экономических выгод. Данные активы необходимы налогоплательщику для получения экономических выгод от других активов или сокращения потерь экономических выгод в будущем.
Кроме того, спорные затраты связаны с обслуживанием производственного процесса, обеспечением санитарно-гигиенических требований, включая поддержание чистоты и порядка. В обоснование своей позиции ФАС Московского округа, рассматривавший данное дело в кассации, сослался на сложившуюся арбитражную практику и на официальные разъяснения (в том числе Письмо Минфина России N 03-03-04/2/139 от 10.05.2006).
Аналогичные выводы по отнесению бытовой техники к амортизируемому имуществу содержат Постановления ФАС Уральского округа от 24.09.2007 N Ф09-7797/07-С3, ФАС Московского округа от 26.01.2009 N КА-А40/13294-08 и др. Однако в практике встречались противоположные разъяснения (Письмо Минфина России от 04.09.2006 N 03-03-04/2/199) и судебные решения (Постановление ФАС Московского округа от 23.04.2008 N КА-А40/1258-08).
Что касается учета предметов интерьера, налогоплательщики, как правило, не относят такие объекты к амортизируемому имуществу. Поэтому большинство споров касается того, можно ли учесть расходы на приобретение указанных объектов. Решения по данному вопросу в основном положительные (например, Постановления ФАС Московского округа от 23.05.2011 N КА-А40/4531-11, ФАС Московского округа от 13.12.2010 N КА-А40/15021-10). Однако официальные разъяснения пока не в пользу налогоплательщика (см. Письмо Минфина России от 25.05.2007 N 03-03-06/1/311).
(Постановление ФАС Московского округа от 18.11.2011 N А40-99335/10-140-481)
Прочее
ФНС РФ напоминает, что с 1 января 2012 года доходы, в том числе ТСЖ, ЖК и ЖСК в виде средств, поступивших от собственников жилых помещений на ремонт имущества многоквартирных домов, не облагаются налогом на прибыль при условии ведения раздельного учета.
Федеральным законом от 16.11.2011 N 320-ФЗ, внесшим соответствующее дополнение в Налоговый кодекс РФ, указанные поступления отнесены к средствам целевого финансирования, которые не включаются в налоговую базу по налогу на прибыль организаций. Налогоплательщики, получившие средства целевого финансирования, обязаны вести раздельный учет доходов. На основании подпункта 14 пункта 1 статьи 251 НК РФ при отсутствии такого учета указанные средства рассматриваются как подлежащие налогообложению с даты их получения.
(Письмо ФНС РФ от 30.11.2011 N ЕД-4-3/20145@ "О внесении изменений в статью 251 Налогового кодекса Российской Федерации")
Оплатить налоговую задолженность через третьих лиц нельзя.
Минфин напомнил о том, что граждане могут заплатить налоги через счет в банке или перечислить наличные в бюджет в почтовом отделении. Также погасить налоговую задолженность можно при помощи электронного счета (Федеральный закон от 27.06.2011 г. № 162-ФЗ).
При этом в Налоговом кодексе нет нормы, которая бы предусматривала уплату налогов, сборов, а также пеней и штрафов через юридические лица, которые не являются банками. В том числе через платежных агентов.
(Письмо Минфина РФ от 24.11.2011 № 03-02-08/123)
В ходе камеральной налоговой проверки инспекторы могут допрашивать свидетелей.
Минфин РФ поясняется, какие мероприятия налогового контроля могут проводить инспекторы во время камеральной проверки. Так, чиновники считают, что Налоговый кодекс позволяет налоговикам в рамках камеральной проверки допрашивать свидетелей и осматривать имеющиеся предметы и документы. А вот доступ на территорию налогоплательщика для осмотра его помещений возможен только в ходе выездной проверки.
Как известно, камеральная проверка проводится по месту нахождения налогового органа на основании налоговой декларации. При ее проверке налоговики вправе истребовать пояснения и документы, а также получать сведения, о которых указано в статье 88 НК РФ (речь идет о декларациях, в которых заявлены льготы либо НДС к возмещению, а также о декларациях по налогам, связанным с природными ресурсами). Во всех остальных случаях, проверяющие должны довольствоваться данными налоговой отчетности.
При этом проходить на территорию налогоплательщика, осматривать помещения, проводить инвентаризацию имущества проверяющие могут только во время выездной проверки. Это следует из положений статей 31, 91, 92 НК РФ и Положения о порядке проведения инвентаризации имущества налогоплательщиков при налоговой проверке (утв. Приказом Минфина России и МНС России от 10.03.99 № 20н/ГБ-3-04/39).
Вне рамок выездной проверки допускается осмотр документов и предметов, которые уже имеются у налогового органа. Либо осмотр предметов, на который имеется согласие их владельца (п. 2 ст. 92 НК РФ).
А вот право инспекторов проводить допросы свидетелей, и использовать их показания при вынесении решений по камеральной проверке, нормами Налогового кодекса не ограничено. Свидетелем может быть любое физическое лицо, которому известны какие-либо обстоятельства, имеющие значение для осуществления налогового контроля (п. 1 ст. 90 НК РФ).
(Письмо Минфина РФ от 30.11.11 № 03-02-07/1-411)
Использование в счете-фактуре сокращенных слов не лишает налогоплательщика права на вычет.
При заполнении счета-фактуры в строках 2а и 6а указывается место нахождения продавца и покупателя в соответствии с учредительными документами (пп. 2 п. 5 ст. 169 НК РФ, Правила, утв. постановлением Правительства РФ от 02.12.2000 № 914).
Минфин России разъяснил, что сокращение слов "проспект", "дом" или проставление между названием улицы и номером дома запятой в указанных строках не лишает налогоплательщика права на вычет сумм НДС при условии, что ИНН продавца и покупателя указаны правильно.
Ранее финансовое ведомство высказывалось в пользу того, что в счете-фактуре допускается использование только полного либо только сокращенного наименования продавца (письмо Минфина России от 07.07.2009 № 03-07-09/32).
Напомним, что главным критерием для признания счета-фактуры (корректировочного счета-фактуры) недействительным является наличие в нем ошибок, препятствующих идентификации продавца или покупателя, наименования или товаров (работ, услуг), а также ставки и суммы предъявленного налога (абз. 2 п. 2 ст. 169 НК РФ).
(Письмо Минфина РФ от 09.11.2011 № 03-07-09/41)
При реализации романов современных авторов применяется ставка НДС в размере 10%.
При реализации романов современных авторов, издаваемых в виде книг и брошюр, применяется ставка НДС в размере 10% при условии, что в отношении такой продукции Роспечатью выдана соответствующая справка.
Ведомство напоминает, что постановлением правительства РФ от 23 января 2003 г. № 41 утвержден Перечень видов периодических изданий и книжной продукции, связанной с образованием, наукой и культурой, облагаемых налогом на добавленную стоимость при их реализации по ставке в размере 10%, в который включена художественная литература, издаваемая в виде книг и брошюр.
При этом соответствие видов продукции, производимой и реализуемой редакциями средств массовой информации, издательствами, издающими организациями и информационными агентствами, продукции, указанной в Перечне, подтверждается документами (справками), выдаваемыми Федеральным агентством по печати и массовым коммуникациям.
(Письмо Минфина РФ № 03-07-14/113 от 22.11.2011)
Парикмахерские и косметические услуги подпадают под ЕНВД.
Организации, за исключением медицинских и санаторно-оздоровительных учреждений (профилактории, санатории, физкультурно-оздоровительные и иные лечебно-оздоровительные организации), а также ИП, предоставляющие населению услуги, предусмотренные в подразделе 019000 ОКУН – "Услуги бань, душевых и саун. Парикмахерские и косметические услуги, оказываемые организациями коммунально-бытового назначения. Услуги предприятий по прокату. Ритуальные, обрядовые услуги", вправе применять начиная с 1 июля 2011 г. в отношении такой деятельности систему ЕНВД.
(Письмо Минфина РФ № от 21.11.2011 03-11-06/3/118)
При технических ошибках корректировочный счет-фактура не выставляется.
Если стоимость или количество отгруженного товара изменились, то покупатель может выставить корректировочный счет-фактуру. Об этом сказано в п. 3 ст. 168 Налогового кодекса. Если же изменения произошли в результате исправления технической ошибки или арифметической неточности, корректировочный счет-фактуру выставлять не нужно.
Такой документ следует исправить в порядке, который установлен в п. 29 Правил ведения журналов полученных и выставленных счетов-фактур (утв. постановлением Правительства РФ от 02.12.2000 г. № 914). А именно, нужно заверить исправления подписью руководителя и печатью продавца, указав при этом дату внесения изменений.
(Письмо Минфина РФ от 30.11.2011 г. № 03-07-09/44)
Минфин рассказал об уплате налога на имущество индивидуальными предпринимателями – "упрощенцами".
Индивидуальные предприниматели, применяющие УСН, освобождаются от обязанности по уплате налога на имущество физических лиц в отношении имущества, используемого для осуществления предпринимательской деятельности (пункт 3 статьи 346.11 НК РФ). Вместе с тем, по мнению Минфина России, освобождение налогоплательщика от обязанности по уплате налога на имущество физических лиц в связи с применением "упрощенки" не влечет исключения указанного имущества из состава объектов обложения по данному налогу.
Минфин России рассказал, как должен исчисляться налог на имущество, если индивидуальный предприниматель – "упрощенец" имеет в собственности два жилых помещения, одно из которых используется в предпринимательской деятельности.
Ведомство отмечает, что Законом РФ от 09.12.1991 № 2003-1 не установлены особенности определения суммарной инвентаризационной стоимости имущества в зависимости от наличия или отсутствия у налогоплательщика обязанности по уплате налога на имущество. В этой связи Минфин рекомендует при определении суммарной инвентаризационной стоимости исходить из того, дифференцированы ли ставки по налогу на имущество в зависимости от типа использования имущества представительным органом муниципального образования. Если ставки дифференцированы, то суммарная инвентаризационная стоимость должна определяться отдельно по каждому типу использования имущества. Если ставки налога на имущество физических лиц установлены вне зависимости от типа использования имущества, то суммарная инвентаризационная стоимость должна определяться в целом по всем объектам.
(Письмо Минфина РФ от 07.11.2011 № 03-05-06-01/77)
НДС не облагаются услуги по обучению иностранных специалистов, оказываемые за пределами РФ.
Местом реализации услуг по обучению иностранных специалистов эксплуатации и техническому обслуживанию оборудования, поставляемого из Российской Федерации, оказываемых российской организацией за пределами территории Российской Федерации по договору с другой российской организацией, территория Российской Федерации не признаётся и, соответственно, такие услуги не подлежат налогообложению НДС в Российской Федерации.
(Письмо Минфина РФ от 05.12.2011 № 03-07-08/342)
Зачёт встречных требований.
При зачёте денежных требований участников и (или) третьих лиц в оплату вкладов в уставный капитал или дополнительных вкладов в общество, уставный капитал которого увеличивается, дохода, подлежащего включению в налоговую базу по налогу на прибыль, не возникает.
(Письмо Минфина РФ от 01.12.2011 № 03-03-06/1/792)
В состав имущественного вычета по НДФЛ нельзя включить расходы на ремонт квартиры, произведенные в период проживания в ней.
Минфин России вновь напоминает: расходы на ремонт квартиры, произведенные в период проживания в ней, не уменьшают доходы от ее последующей продажи.
Как известно, при продаже квартиры вместо использования права на получение имущественного налогового вычета, физлицо вправе уменьшить сумму облагаемых НДФЛ доходов на сумму фактически произведенных и документально подтвержденных расходов, связанных с получением этих доходов. Об этом сказано в подпункте 1 пункта 1 статьи 220 Налогового кодекса.
По мнению чиновников, расходы на ремонт квартиры, произведенные налогоплательщиком в период проживания в ней (в комментируемом письме речь идет об установке новых окон и дверей "купе" во встроенных шкафах), не являются расходами, связанными с приобретением квартиры. А потому такие расходы не могут уменьшать доходы от последующей продажи жилья.
(Письмо Минфина РФ от 01.12.11 № 03-04-05/7-980)
При покупке имущества должника не надо составлять счета-фактуры.
Компания - налоговый агент, которая покупает имущество или имущественные права у должников, признанных банкротами, не обязана составлять счета-фактуры.
(Письмо Минфин РФ от 28.11.11 № 03-07-09/43)
Минфин рассказал, как учесть расходы на добровольное страхование ответственности.
Затраты на добровольное страхование ответственности за причинение вреда можно учесть при расчете налога на прибыль. Главное условие – компания ведет деятельность в соответствии с международными обязательствами, общепринятыми требованиями или согласно российскому законодательству.
(Письмо Минфина РФ от 23.11.11 № 03-03-06/1/774)
До 15 декабря нужно перечислить страховые взносы во внебюджетные фонды.
До 15 декабря страхователи должны уплатить страховые взносы за ноябрь в Пенсионный фонд РФ, Фонд социального страхования РФ, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования.
Также до этой даты работодатели уплачивают дополнительные взносы на накопительную часть трудовой пенсии.
Сведения о среднесписочной численности работников — до 20 января 2012 года.
Налоговые органы различных регионов начинают напоминать налогоплательщикам об обязанности представить сведения о среднесписочной численности работников за предшествующий календарный год в налоговый орган по месту своего нахождения (месту жительства индивидуального предпринимателя).
В соответствии с пунктом 3 статьи 80 НК РФ сведения о среднесписочной численности работников за 2011 год налогоплательщик должен представить в налоговый орган не позднее 20 января 2012 года. В случае создания (реорганизации) организации — не позднее 20-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором это произошло.
Указанные сведения представляются по форме "Сведения о среднесписочной численности за прошедший календарный год" (код формы по КНД 1180011), утвержденной приказом ФНС России от 29.03.2007 № ММ-3?25/174@ "Об утверждении формы Сведений о среднесписочной численности работников за предшествующий календарный год".
Рекомендации по порядку заполнения данной формы содержатся в письме ФНС РФ от 26.04.2007 № ЧД-6?25/353@.
Среднесписочная численность работников по состоянию на установленную дату определяется налогоплательщиком в соответствии с порядком заполнения и представления формы федерального государственного статистического наблюдения № 1-Т "Сведения о численности и заработной плате работников по видам деятельности", утвержденным постановлением Федеральной службы государственной статистики от 09.10.2006 № 56.
Если у налогоплательщиков нет работников, они также обязаны представить вышеуказанные сведения.
При подготовке настоящей рассылки использованы материалы компаний "Гарант", АО "Консультант Плюс"; изданий "Учет. Налоги. Право", "Российский налоговый курьер". Настоящая работа не представляет собой консультацию или совет. ООО "ФинЭкспертиза" не гарантирует достоверность, адекватность и полноту приведенных сведений и не несет ответственность ни за какие ошибки или упущения, а также результаты использования этого материала.