Мониторинг изменений за период 06.06.11 - 10.06.11



Налоги и бухучёт

Развитие инноваций простимулировали налоговыми мерами.

Уточнены структура и порядок учета расходов на научные исследования и опытно-конструкторские разработки (НИОКР) при налогообложении прибыли. Согласно поправкам расходами на НИОКР признаются затраты на создание новой или усовершенствование производимой продукции (работ, услуг), а также применяемых технологий, методов организации производства и управления.

Закрепляются перечень расходов на НИОКР, порядок их признания и налогового учета. Сохранена возможность применять повышающий коэффициент 1,5 к затратам по наиболее актуальным направлениям НИОКР (в соответствии с перечнем, определяемым Правительством РФ). Налогоплательщики, использующие указанное право, обязаны представлять в налоговые органы отчет о выполненных работах. Чтобы выяснить, соответствуют ли проведенные НИОКР перечню, в рамках камеральной налоговой проверки может назначаться экспертиза.

Предусматривается возможность формирования налогоплательщиком резервов предстоящих расходов на НИОКР.

Организации освобождаются на 3 года от уплаты налога на имущество в отношении вновь вводимых высокоэнергоэффективных объектов.

Федеральный закон вступает в силу не ранее чем через 1 месяц со дня его официального опубликования и не ранее 1-го числа очередного налогового периода по соответствующему налогу. Для отдельных положений установлены иные сроки введения в действие.

(Федеральный закон от 7 июня 2011 г. № 132-ФЗ "О внесении изменений в статью 95 части первой, часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации в части формирования благоприятных налоговых условий для инновационной деятельности и статью 5 Федерального закона "О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации")

Внедрение более эффективных технологий добычи газового конденсата простимулировали налоговыми мерами.

Установлена нулевая ставка НДПИ в отношении природного горючего газа, закачанного в пласт для поддержания пластового давления при добыче газового конденсата в пределах одного участка недр.

Данная мера направлена на стимулирование внедрения технологии сайклинг-процесса. Это способ разработки месторождений с поддержанием пластового давления посредством закачки в продуктивный пласт ранее извлеченного из него горючего природного газа после отделения от него жидких углеводородов - газового конденсата. Указанная технология позволяет увеличить конденсатоотдачу пласта и извлечение жидких углеводородов на 10-35%.

Количество закачанного в пласт газа, облагаемого по нулевой ставке, определяется налогоплательщиком на основании отражаемых в статотчетности данных.

Федеральный закон вступает в силу не ранее чем через 1 месяц после его официального опубликования и не ранее 1 числа очередного налогового периода по НДПИ.

(Федеральный закон от 4 июня 2011 г. N 125-ФЗ "О внесении изменения в статью 342 части второй Налогового кодекса Российской Федерации")


Вернуться в начало


Таможня

Страны Таможенного союза сохранили на время ряд ограничений во взаимной торговле.

Ратифицирован Протокол об отдельных временных изъятиях из режима функционирования единой таможенной территории ТС.

Он определяет условия перемещения между территориями государств-членов ТС отдельных категорий товаров, в отношении которых по состоянию на 1 июля 2010 г. не завершена унификация торгового режима с третьими странами. Речь идет об автомобилях для личного пользования, ставки ввозных пошлин на которые устанавливаются национальным законодательством члена ТС; товарах, в отношении которых Казахстан в течение переходного периода применяет иные ставки пошлин, чем предусмотрены Единым таможенным тарифом. Также Протокол распространяется на товары, подпадающие под действие неунифицированных специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мер или изъятия из режима свободной торговли. Указанные товары подлежат в государстве ввоза таможенному декларированию и контролю.

Согласно Протоколу Россия облагает вывозными пошлинами сырую нефть, экспортируемую в Беларусь. В то же время последняя заявила о неправомерности взимания российской стороной пошлин на поставляемые в Беларусь нефтепродукты.

Положения Протокола носят временный характер и действуют до отмены всех ограничений во взаимной торговле и применения единого режима в торговле с третьими странами.

(Федеральный закон от 1 июня 2011 г. N 104-ФЗ "О ратификации Протокола об отдельных временных изъятиях из режима функционирования единой таможенной территории таможенного союза")

Установлена специальная пошлина на импортную карамель определенного вида.

Установлена специальная пошлина на карамель, ввозимую в Россию, в размере 294,1 долл. США за 1 т. Срок ее действия - 3 года.

Речь идет о леденцовой карамели (коды ТН ВЭД ТС 1704 90 710 0 и 1806 90 500 1), а также тоффи, иной карамели и аналогичных сладостях (коды ТН ВЭД ТС 1704 90 750 0 и 1806 90 500 2).

Действие пошлины не распространяется на ввоз карамели, происходящей из Белоруссии и Казахстана, а также из развивающихся стран, пользующихся национальной системой преференций России (исключение - КНР и Турецкая Республика).

Постановление вступает в силу по истечении 1 месяца со дня его официального опубликования.

Следует отметить, что специальная пошлина применяется при введении специальной защитной меры и взимается независимо от ввозной таможенной пошлины.

(Постановление Правительства РФ от 3 июня 2011 г. N 445 "О мерах по защите экономических интересов российских производителей карамели")

Унифицированы правила определения страны происхождения товаров на территории СНГ.

Ратифицировано Соглашение о Правилах определения страны происхождения товаров в СНГ. Оно подписано в г. Ялте 20 ноября 2009 г.

Россией сделаны оговорки, направленные на защиту отечественных производителей масел, жиров различного происхождения, маргариновой продукции, тростникового или свекловичного сахара и сахарозы.

Так, в случае участия в производстве таких товаров третьих стран (помимо государств-участников Соглашения) при определении страны их происхождения Россия вправе применять критерий достаточной обработки/переработки. Он выражается в изменении товарных позиций на уровне хотя бы одного из первых четырех знаков.

В отношении масел и жиров различного происхождения товар считается происходящим из той страны, на территории которой выполнялись необходимые условия, производственные и технологические операции. Также в их отношении применяется правило адвалорной доли, когда стоимость используемых материалов иностранного происхождения достигает фиксированной процентной доли в цене конечной продукции. По жирам, растительным и животным маслам стоимость используемых материалов не должна превышать 50% цены конечной продукции. При производстве маргарина предусмотрена аналогичная адвалорная доля в отношении стоимости пальмового, кокосового и пальмоядрового масел.

Оговорки позволяют осуществлять более глубокую переработку материалов иностранного происхождения. Они не применяются во взаимной торговле между государствами-участниками Таможенного союза.

(Федеральный закон от 1 июня 2011 г. N 103-ФЗ "О ратификации Соглашения о Правилах определения страны происхождения товаров в Содружестве Независимых Государств")


Вернуться в начало


Финансы

Фиксированные ставки по депозитным операциям ЦБР повышаются на 0,25 процентного пункта.

С 31 мая 2011 г. возрастают фиксированные процентные ставки по депозитным операциям ЦБР на стандартных условиях "овернайт", "том-некст", "спот-некст", "до востребования", "одна неделя", "спот-неделя".

Они увеличиваются с 3,25 до 3,5% годовых.

Указание вступает в силу со дня подписания.

(Указание ЦБР от 30 мая 2011 г. N 2641 -У "О размере процентных ставок по депозитным операциям Банка России")

При оценке экономического положения банков их доходность временно не учитывается.

Территориальные учреждения ЦБР определяют экономическое положение банков. При этом учитывают их капитал, активы, доходность, ликвидность, качество управления и прозрачность структуры собственности, соблюдение обязательных нормативов и др. По результатам такой оценки банк включается в 1 из 5 классификационных групп.

Установлено, что до 31 декабря 2011 г. при оценке банков не будет учитываться их доходность.

Указание вступает в силу по истечении 10 дней после его официального опубликования в "Вестнике Банка России".

Зарегистрировано в Минюсте РФ 25 мая 2011 г. Регистрационный N 20866.

(Указание ЦБР от 29 апреля 2011 г. N 2617-У "Об особенностях порядка оценки экономического положения банков")

Уточнено, как кредитные организации определяют величину рыночного риска.

Скорректирован порядок расчета кредитными организациями величины рыночного риска.

Совокупная величина рыночного риска включает в себя процентный, фондовый и валютный риски.

Установлено, что при расчете процентного и фондового рисков отдельные финансовые инструменты включаются в расчет чистых позиций с коэффициентом 1,5. Это некоторые производные финансовые инструменты, базовым активом которых являются ценные бумаги, долевые ценные бумаги юрлиц, составляющие не более 20% от величины уставного капитала эмитента. Речь также идет о долговых ценных бумагах.

Из списка долговых исключены некоторые ценные бумаги, в частности, кредитных организаций, имеющих рейтинг долгосрочной кредитоспособности, присвоенный международным или национальным рейтинговым агентством.

В связи с этим указано, что используются данные о рейтинге кредитной организации или юрлица из информационной системы Reuters, при их отсутствии - Bloomberg.

Если данные о рейтинге в указанных информсистемах отсутствуют, то применяются сведения, размещенные на сайтах соответствующих международных и национальных рейтинговых агентств в Интернете.

Если кредитной организации или юрлицу присвоены рейтинги международным рейтинговым агентством не ниже установленного уровня и национальным агентством, то принимается международный рейтинг.

Если имеются рейтинги разных уровней, присвоенные различными международными агентствами, то принимается наивысший. Аналогичное правило действует для национальных рейтингов.

Указание вступает в силу с 1 октября 2011 г., за исключением некоторых положений, для которых установлены отдельные сроки.

Зарегистрировано в Минюсте РФ 25 мая 2011 г. Регистрационный N 20858.

(Указание ЦБР от 20 апреля 2011 г. N 2611-У "О внесении изменения в пункт 1.3 Положения Банка России от 14 ноября 2007 года N 313-П "О порядке расчета кредитными организациями величины рыночного риска")

Скорректировано Положение ЦБР о порядке формирования кредитными организациями резервов на возможные потери.

К элементам расчетной базы резерва отнесли недвижимость, прочие вещи, активы, полученные в результате реструктуризации дебиторской задолженности, остаточную стоимость недвижимости, не используемой для осуществления банковской деятельности. Также в круг элементов включили права требования по договорам долевого участия в строительстве, полученные по договорам об отступном или о залоге в результате реализации прав на обеспечение по предоставленным ссудам, ссудной и приравненной к ней задолженности.

Размер резерва по названным активам определяется в зависимости от срока, в течение которого кредитная организация учитывает их на балансовых счетах 60401, 60404, 60701 и 61011 с применением установленных коэффициентов. При сроке более года используется минимальный коэффициент 10%, более 2 лет - 20%, более 3 лет - 35%, более 4 лет - 50%, более 5 лет - 75%. По активам, учитываемым в течение 12 месяцев и более до вступления указания в силу, начиная с отчетности на 1 февраля 2012 г. должен быть сформирован резерв в размере не менее 10%.

Установлен порядок формирования резерва по вложениям в паи ПИФов, активы которых составляют денежные требования и требования, вытекающие из сделок с финансовыми инструментами, признаваемыми ссудами. Размер резерва должен соответствовать оценке риска по ссудам, являющимся имуществом фонда, и составлять не менее 21% от их стоимости.

Указание вступает в силу с 1 января 2012 г.

Зарегистрировано в Минюсте РФ 24 мая 2011 г. Регистрационный N 20837.

(Указание ЦБР от 20 апреля 2011 г. N 2612-У "О внесении изменений в Положение Банка России от 20 марта 2006 года N 283-П "О порядке формирования кредитными организациями резервов на возможные потери")


Вернуться в начало


Правовые новости

Упрощена процедура получения доходов по эмиссионным ценным бумагам.

Закон направлен на формирование в России международного финансового центра.

Так, российские депозитарии должны получать доход для своих депонентов по эмиссионным ценным бумагам с обязательным централизованным хранением.

Депозитарии должны представлять эмитентам списки владельцев ценных бумаг.

Депозитарии, фактически выплачивающие доходы владельцу эмиссионных ценных бумаг с обязательным централизованным хранением, выполняют функции налогового агента.

Налоговым агентом не признается депозитарий, перечисляющий доходы по эмиссионным ценным бумагам при выплате сумм в погашение номинальной стоимости ценных бумаг.

Эмитент и депозитарий несут субсидиарную ответственность за неисполнение (ненадлежащее исполнение) последним своих обязанностей по передаче доходов по ценным бумагам лицам, имеющим право на их получение.

Фондовая биржа может осуществлять листинг федеральных государственных ценных бумаг без заключения договора с эмитентом.

Закон вступает в силу с 1 января 2012 г., за исключением отдельных положений, для которых установлен иной срок.

(Федеральный закон от 3 июня 2011 г. N 122-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О рынке ценных бумаг" и статьи 214.1 и 310 части второй Налогового кодекса Российской Федерации")

Установлены новые правила, в соответствии с которыми брокер осуществляет операции со средствами клиентов.

Они не распространяются на кредитные организации.

Средства клиентов должны находиться на специальном брокерском счете. Если они зачислены на собственный счет брокера, последний обязан распорядиться, чтобы кредитная организация перечислила их на специальный счет.

Как и прежде, брокер обязан исполнить требование клиента вернуть средства со специального счета.

Находящиеся там средства брокер не может передавать третьим лицам во исполнение обязательств из сделок, совершенных за его счет, а также использовать как обеспечение таких обязательств. Но он вправе передавать данные средства в распоряжение клиринговой организации, чтобы исполнить (обеспечить исполнение) обязательств по сделкам с ценными бумагами, а также по договорам, являющимся производными финансовыми инструментами, в т. ч. совершенным (заключенным) за его счет.

Пересмотрен перечень информации, которую нужно предоставлять клиенту при заключении договора брокерского обслуживания. В частности, необходимо сообщать о возмездности или безвозмездности использования брокером денежных средств клиентов. Исключены сведения о кредитной организации, на счетах в которой будут учитываться средства.

С даты вступления приказа в силу прежние требования не применяются.

Зарегистрировано в Минюсте РФ 25 мая 2011 г. Регистрационный N 20861.

(Приказ Федеральной службы по финансовым рынкам от 5 апреля 2011 г. N 11-7/пз-н "Об утверждении Требований к правилам осуществления брокерской деятельности при совершении операций с денежными средствами клиентов брокера")

Инвестирование пенсионных накоплений: управляющие компании должны согласовать свои внутренние регламенты с ФСФР России.

Внутренний регламент совершения операций со средствами пенсионных накоплений, отражающий особенности деятельности по доверительному управлению ими, должен быть согласован с ФСФР России.

Для этого управляющая компания, отобранная по конкурсу и заключившая с ПФР соответствующий договор, должна представить заявление о согласовании. Указано, какие сведения оно должно содержать.

К заявлению прилагаются 2 бумажных экземпляра внутреннего регламента и его текст на магнитном или оптическом носителе.

Заявление подписывается единоличным исполнительным органом управляющей компании (лицом, действующим от ее имени без доверенности) и руководителем службы внутреннего контроля (контролером). Ставится печать.

Внутренний регламент должен быть утвержден в порядке, установленном учредительными документами управляющей компании, и иметь соответствующее наименование.

Закреплено, как оформляются и согласовываются изменения в регламент.

Срок согласования - 30 рабочих дней. Решение оформляется приказом ФСФР России.

Приведены основания для отказа в согласовании. Например, если отсутствует лицензия или договор с ПФР. Поводом также может стать несоответствие регламента установленным требованиям.

Регламент представляется на согласование в течение 10 рабочих дней с даты подписания договора с ПФР. Изменения в него направляются в течение 5 рабочих дней с даты утверждения новой редакции внутреннего регламента.

Управляющие компании, инвестирующие средства пенсионных накоплений по договору с ПФР, должны представить свои регламенты в течение 15 рабочих дней с даты вступления в силу приказа.

Зарегистрировано в Минюсте РФ 19 мая 2011 г. Регистрационный N 20805

(Приказ Федеральной службы по финансовым рынкам от 29 марта 2011 г. N 11-6/пз-н "Об утверждении Порядка согласования внутреннего регламента совершения операций со средствами пенсионных накоплений, отражающего особенности деятельности по доверительному управлению средствами пенсионных накоплений")

Объекты капстроительства: от учета БТИ к включению в кадастр недвижимости.

Поправки касаются госучета объектов капстроительства. До 1 января 2013 г. в их отношении не применяется Закон о кадастре недвижимости. Они учитываются органами и организациями по техническому учету и инвентаризации в ранее установленном порядке.

Закон наделяет Минэкономразвития России правом определить правила госучета объектов капстроительства в названный период. Его будут осуществлять подведомственные Росреестру бюджетные учреждения. Это обеспечит планомерный переход от учета названных объектов БТИ к включению их в кадастр недвижимости. Необходимые документы подготовят кадастровые инженеры и организации по государственному техническому учету и инвентаризации. Это позволит создать конкуренцию на рынке данных работ и снизить цены на них.

Разрешено использовать для кадастрового учета указанных объектов документы, подготовленные в ходе кадастровых работ организациями по территориальному землеустройству. Их можно подать в Росреестр до 1 сентября 2011 г.

Скорректирован порядок предоставления сведений кадастра недвижимости и ЕГРП. Согласно поправкам кадастровые паспорт, план или выписка должны бесплатно выдаваться органам власти всех уровней, госкорпорации "Олимпстрой" (в отношении участков для размещения олимпийских объектов), Фонду "РЖС" (об участках, выделяемых для жилищного строительства). Также это право получили суды, правоохранительные органы, судебные приставы-исполнители при наличии в производстве дел о недвижимости и ее правообладателях. Данные о кадастровых стоимости и номере земельного участка должны бесплатно предоставлять по запросам любых лиц.

Руководители органов власти всех уровней могут при необходимости бесплатно получать сведения ЕГРП ограниченного доступа (содержание правоустанавливающих документов, данные о недееспособности лица и др.).

(Федеральный закон от 4 июня 2011 г. N 129-ФЗ "О внесении изменений в статьи 7 и 8 Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" и Федеральный закон "О государственном кадастре недвижимости")

Внесены изменения в закон о рекламе.

Поправки направлены на создание благоприятных условий для производства и распространения социальной рекламы.

Разрешено упоминание о социально ориентированных некоммерческих организациях. Это возможно, если в рекламе непосредственно описывается их благотворительная и иная общественно полезная деятельность.

Допускается сообщать о физических лицах, попавших в трудную жизненную ситуацию или нуждающихся в лечении, при размещении социальной рекламы для оказания им благотворительной помощи. Это расширит возможности привлечения СМИ для адресного сбора пожертвований.

Продолжительность упоминания о спонсорах в теле-, радиопрограммах, при кино- и видеообслуживании ограничена 3 секундами. Ему должно отводиться не более 7% площади кадра, а при распространении рекламы иными способами - максимум 5% пространства. Названные ограничения не касаются упоминаний об органах власти, вышеуказанных некоммерческих организациях и гражданах.

(Федеральный закон от 3 июня 2011 г. N 115-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О рекламе")

Россия отказалась от перехода на "летнее" и "зимнее" время.

Федеральный закон закрепляет правовые основы определения времени и календарной даты, установления часовых зон страны.

Согласно ему на территории России для исчисления календарной даты используется григорианский календарь (система подсчета времени, основанная на циклическом обращении Земли вокруг Солнца; продолжительность 1 цикла равна 365,2425 суток; на 400 лет приходятся 97 високосных годов).

Часовые зоны устанавливаются с учетом административных границ субъектов Федерации. Состав территорий, образующих каждую зону, и порядок исчисления времени в них определит Правительство РФ. Оно же вправе перевести субъект Федерации из одной зоны в другую. Для этого требуется совместное предложение законодательных и исполнительных органов власти региона.

Информацию о точном времени и календарной дате распространяет Государственная служба времени, частоты и определения параметров вращения Земли. Сигналы точного времени передаются с помощью ГЛОНАСС, спутниковых систем связи, радио- и телевещания.

Закон не предусматривает ежегодного перехода на "летнее" и "зимнее" время.

Федеральный закон вступает в силу через 60 дней после его официального опубликования

(Федеральный закон от 3 июня 2011 г. N 107-ФЗ "Об исчислении времени")

Деятельность ТСЖ и управляющих компаний станет более прозрачной.

Поправки направлены на совершенствование управления многоквартирными домами. Так, уточняется порядок создания и деятельности ТСЖ. Ограничена возможность образования 1 ТСЖ на несколько многоквартирных домов. Общее число квартир в них не должно превышать 30. Предусмотрена возможность разделения товарищества, созданного в нескольких домах, и выделения из него.

Установлены требования к должностным лицам жилищных кооперативов. Ими, в частности, не могут быть дисквалифицированные и судимые за умышленные преступления, а также бывшие руководители и главные бухгалтеры обанкротившихся строительных компаний.

Уточняются перечень общего имущества в доме, порядок проведения общего собрания собственников, полномочия органов управления ТСЖ. Определены права членов ТСЖ и собственников, таковыми не являющихся. Предусмотрена возможность внесения платы за коммунальные услуги напрямую ресурсоснабжающим организациям.

Согласно поправкам региональные власти проверяют соответствие устава ТСЖ закону, правомерность его создания и выбора управляющей компании. При выявлении нарушений уполномоченные органы могут обратиться в суд с требованием о ликвидации ТСЖ или признании договора управления домом недействительным.

В отношении новостроек управляющие компании отбираются местными властями на конкурсной основе. Вводится новая форма управления многоквартирными домами - совет.

Установлены общие требования к деятельности по управлению многоквартирным домом. Лица, занимающиеся этим, а также содержанием и ремонтом общего имущества в доме, обязаны уведомлять региональные власти о начале своей деятельности. Местные власти могут проверять работу управляющих компаний на основании жалоб собственников квартир.

Федеральный закон вступает в силу через 10 дней после его официального опубликования, за исключением отдельных положений, для которых предусмотрен иной срок введения в действие

(Федеральный закон от 4 июня 2011 г. N 123-ФЗ "О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации")

Повышены пенсии для отдельных категорий граждан.

Установлены гарантии пенсионного обеспечения для отдельных категорий граждан. Речь идет о лицах, которые проходили службу или осуществляли деятельность (работу), в период которой на них не распространялось ОПС, были уволены начиная с 1 января 2002 г. и не приобрели право на пенсию за выслугу лет/по инвалидности или ежемесячное пожизненное содержание, финансируемые из федерального бюджета.

В соответствии с законом трудовые пенсии по старости (в т. ч. досрочные) или по инвалидности устанавливаются названным гражданам с преобразованием пенсионных прав, приобретенных в вышеуказанный период, в расчетный пенсионный капитал

Преобразованием займутся территориальные органы ПФР. Они будут делать это одновременно с назначением страховой части пенсии. Основание - документы, необходимые для установления последней. Периоды службы/работы, учтенные при преобразовании, не включаются в выслугу лет/стаж, принимаемые в расчет при назначении соответствующей пенсии или названного содержания.

Размер страховой части будет рассчитываться с учетом выделяемых из бюджета средств за периоды службы/работы, имевшей место не ранее чем с 1 января 2002 г.

Указанные средства включаются в расчетный пенсионный капитал гражданина и отражаются в общей части его индивидуального лицевого счета. Их объем равен стоимости страхового года, действующей на день установления страховой части, умноженной на продолжительность периодов службы/работы.

(Федеральный закон от 4 июня 2011 г. N 126-ФЗ "О гарантиях пенсионного обеспечения для отдельных категорий граждан")

Определен механизм возвращения детей при международном похищении.

Россия присоединилась к Конвенции о гражданско-правовых аспектах международного похищения детей.

Она признает ребенком человека до 16 лет и распространяется на случаи, когда целью перемещения или удержания является желание осуществлять права опеки или доступа. Она не регулирует вопросы похищения с признаками уголовного преступления.

Перемещение или удержание признаются незаконными, если они осуществляются с нарушением прав опеки, которыми было наделено лицо в соответствии с законодательством страны, где жил ребенок до похищения. При этом опекуны во время похищения должны фактически осуществлять свои права.

Любое лицо, учреждение, организация, заявляющие о незаконном перемещении или удержании ребенка в нарушение прав опеки, могут обратиться в центральный орган государства постоянного проживания ребенка или любого другого договаривающегося государства для содействия в его возвращении. Такой орган должен быть создан в каждом государстве-участнике Конвенции. В нашей стране это Минобрнауки России.

В возвращении ребенка могут отказать, если родители (законные представители) фактически не осуществляли свои права опеки на момент похищения, согласились на его перемещение или удержание либо впоследствии не возражали против этого. Отказ также возможен при серьезном риске причинения физического или психологического вреда ребенку или постановки в невыносимые условия при возвращении. Если ребенок не хочет возвращаться, следует учитывать его мнение, обращая внимание на возраст и степень зрелости.

Сделана оговорка, что Россия не будет оплачивать услуги адвокатов, советников или судебные издержки (кроме возмещаемых ее системой юридической помощи и консультаций).

(Федеральный закон от 31 мая 2011 г. N 102-ФЗ "О присоединении Российской Федерации к Конвенции о гражданско-правовых аспектах международного похищения детей")

Ужесточены наказания за нарушение прав инвалидов на специальные места на парковках.

На автомобильных стоянках (остановках) должны выделяться места для специальных автотранспортных средств инвалидов.

За невыделение на автостоянках (остановках) мест для ТС инвалидов теперь будут штрафовать должностных лиц в размере от 3 до 5 тыс. руб. (ранее - 300-500 руб.), юрлиц - от 30 до 50 тыс. руб. (ранее - 3-5 тыс. руб.).

Нарушение правил остановки или стоянки в местах, отведенных для транспортных средств инвалидов, влечет наложение на водителя штрафа. Его размер увеличился с 200 руб. до 3-5 тыс. руб. Другого наказания за данное правонарушение не предусмотрено (ранее - предупреждение).

(Федеральный закон от 4 июня 2011 г. N 127-ФЗ "О внесении изменений в статьи 5.43 и 12.19 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях")

Ужесточена ответственность за нарушение правил пожарной безопасности.

Срок давности привлечения к административной ответственности за нарушение законодательства о пожарной безопасности теперь составляет 1 год.

Увеличены размеры административных штрафов за нарушение правил пожарной безопасности, в т. ч. в лесах, на железнодорожном, морском, внутреннем водном или воздушном транспорте. Это также относится к непринятию мер по устранению причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения.

Установлена ответственность за невыполнение в срок законного предписания органа государственного пожарного надзора, в т. ч. повторное.

Так, за невыполнение предписаний на объектах, на которых осуществляется деятельность в области образования, здравоохранения и социального обслуживания, размер штрафа для граждан составляет от 2 до 3 тыс. руб., для юрлиц - от 90 до 100 тыс. руб., для должностных лиц - от 5 до 6 тыс. руб. Последние также могут быть дисквалифицированы на срок до 3 лет.

(Федеральный закон от 3 июня 2011 г. N 120-ФЗ "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях по вопросам пожарной безопасности")


Вернуться в начало


Судебная практика

Во время проведения камеральной налоговой проверки делать "встречки" запрещено.

Налоговая инспекция начала проверку налоговой декларации по налогу на прибыль. В ходе проверки налоговым органом были направлены в другие налоговые органы поручения о проведении встречных проверок (опросов) контрагентов налогоплательщика. Полученные ответы были положены в основание решения о привлечении к ответственности.

На самом деле согласно пункту 7 статьи 88 НК РФ при проведении камеральной налоговой проверки налоговый орган не вправе истребовать у налогоплательщика дополнительные сведения и документы, если иное не предусмотрено указанной статьей или если представление таких документов вместе с налоговой декларацией не предусмотрено НК РФ. Следовательно, при проведении камеральной налоговой проверки у инспекции не было оснований для осуществления мероприятий налогового контроля, касающихся взаимоотношений налогоплательщика с его контрагентами, в том числе путем истребования информации от самих контрагентов.

В силу пункта 4 статьи 101 НК РФ при вынесении решения по результатам рассмотрения материалов налоговой проверки не допускается использование доказательств, полученных с нарушением НК РФ. Поскольку информация от контрагентов была получена с нарушением ст. 88 НК РФ, то она не могла быть положена в основу решения о привлечении к ответственности как не относящаяся к предмету налоговой проверки.

(Постановление Президиума ВАС РФ от 26 апреля 2011 г. N 17393/10)

Питьевая вода для работников не облагается НДФЛ.

Налоговый орган установил, что организация покупала питьевую воду в офис для своих сотрудников, но при этом, будучи налоговым агентом, не удерживала со своих сотрудников НДФЛ. Инспекция исходила из того, что потребленная вода образует для сотрудников доход в натуральной форме.

При этом инспекция указала, что тот факт, что организация не вела персонифицированный учет потребления воды, не может освобождать организацию от ответственности, предусмотренной статьей 123 НК РФ – невыполнение налоговым агентом обязанности по удержанию и перечислению налогов. По мнению проверяющих, организация, не наладив учет потребления воды, искусственно создала ситуацию, когда она не в стоянии выполнить свои обязанности налогового агента.

На самом деле потребленная вода не образует дохода сотрудников, поэтому вести речь о существовании у организации в данном конкретном случае обязанностей налогового агента невозможно. Предоставление сотрудникам питьевой воды является элементом обеспечения нормальных условий труда. Предоставление воды ничем не отличается от обеспечения сотрудников рабочим местом – не приходит же налоговым органам в голову признавать доходом неоплаченную работником "аренду" своего рабочего места?

Трудовым кодексом РФ на работодателя возложена обязанность обеспечения нормальных условий для выполнения работниками норм выработки. Тот факт, что Трудовой кодекс РФ напрямую не называет снабжение питьевой воды как элемент обеспечения нормальных условий для выполнения работниками норм выработки, не может приниматься во внимание, так как Трудовой кодекс РФ не создает исчерпывающий перечень указанных элементов.

Тот факт, что работодатель может использовать для целей создания нормальных условий труда водопроводную воду, также не может приниматься во внимание, поскольку ни Трудовой кодекс РФ, ни Налоговый кодекс РФ не ограничивают работодателя в вопросе выбора источника для "водоснабжения" своих сотрудников.

(Постановление ФАС Московского округа от 13 августа 2008 г. N КА-А40/7595-08)


Вернуться в начало


Прочее

Отношения налоговых органов и банков: порядок взаимообмена электронными документами.

Утвержден Порядок направления в банки документов, используемых налоговыми органами при реализации своих полномочий, и представления кредитными организациями информации по запросам указанных органов в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи.

Порядок касается требований о перечислении налогов и об уплате сумм по банковским гарантиям, запросов о предоставлении справок о наличии счетов в банке у организаций (адвокатов, учредивших адвокатские кабинеты, ИП, частнопрактикующих нотариусов) и об остатках средств на таких счетах, а также выписок по операциям на них, самих справок и выписок.

Через ЦБР документы подаются в соответствии с Положением о порядке направления в банк поручения, решения налогового органа, а также представления банком в налоговый орган сведений об остатках средств в электронном виде. Сроки для этого предусмотрены НК РФ.

Приказ вступает в силу по истечении 10 дней после даты его официального опубликования и не ранее введения в действие названного Положения.

(Приказ Федеральной налоговой службы от 15 марта 2011 г. N ММВ-7-2/203@ "Об утверждении Порядка представления в банки документов, используемых налоговыми органами при реализации своих полномочий в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах, и представления банками информации по запросам налоговых органов в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи" (зарегистрирован в Министерстве юстиции Российской Федерации 31.05.2011, регистрационный номер 20900))

Как обрабатывать заявления о ввозе товаров и уплате косвенных налогов в отношении продукции, принятой на учет до 1 июля 2010 г.

Разъяснения касаются заявлений о ввозе товаров и уплате косвенных налогов.

Налоговые ведомства России и Беларуси договорились, что до 1 января 2011 г. информационный обмен между ними должен осуществляться так. В отношении товаров, принятых на учет до 1 июля 2010 г. - в форматах, которые использовались в рамках российско-белорусского межправительственного Соглашения о принципах взимания косвенных налогов при экспорте и импорте. Принятых на учет позднее - в форматах, применяющихся в рамках Соглашения о принципах взимания косвенных налогов при экспорте и импорте в Таможенном союзе.

Вместе с тем в российские налоговые органы поступают заявления, составленные нашими импортерами в отношении товаров, вывезенных из Беларуси и принятых на учет до 01.07.2010.

Данная ситуация относится к периоду действия первого из названных соглашений. Поэтому нужно обеспечить, чтобы заявления, на которых есть отметка об уплате косвенных налогов (освобождении от НДС и (или) акцизов), были составлены по старой форме. Причем они обрабатываются в соответствии с указанным соглашением и прежним порядком проставления отметок на соответствующих заявлениях.

Обмениваться заявлениями по товарам, принятым на учет до 01.07.2010, нужно по образцам и форматам, применявшимся в рамках действия упомянутого соглашения.

(Письмо Федеральной налоговой службы от 6 июня 2011 N АС-4-2/8931@ "Об обработке заявлений о ввозе товаров и уплате косвенных налогов в отношении товаров, принятых на учет до 01.07.2010")

Облагается ли НДФЛ приобретаемая организацией для своих сотрудников питьевая вода?

Организация приобретает питьевую воду для своих сотрудников.

В данном случае работники могут получать доходы в натуральной форме, организация может выполнять функции налогового агента.

В этих целях организация должна оценивать и учитывать экономическую выгоду, получаемую сотрудниками.

Если при потреблении сотрудниками приобретенной организацией питьевой воды отсутствует возможность персонифицировать и оценить экономическую выгоду, полученную каждым сотрудником, то дохода, облагаемого НДФЛ, не возникает.

(Письмо Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина РФ от 13 мая 2011 г. N 03-04-06/6-107 "О налогообложении НДФЛ стоимости питьевой воды, приобретаемой организацией для своих сотрудников")

Об учете ввозного НДС.

Минфин разъяснил порядок учета ввозного НДС, который уплачен в отношении требующего монтажа оборудования, предназначенного для передачи в лизинг.

Минфин России разъяснил, что НДС, уплаченный при ввозе на территорию РФ оборудования, требующего монтажа, предназначенного для последующей передачи в аренду по договору лизинга, подлежит вычету в налоговом периоде, в котором такое оборудование принято к бухгалтерскому учету.

(Письмо Минфина от 11.04.11 № 03-07-08/109)


Вернуться в начало



При подготовке настоящей рассылки использованы материалы компаний "Гарант", АО "Консультант Плюс"; изданий "Учет. Налоги. Право", "Российский налоговый курьер". Настоящая работа не представляет собой консультацию или совет. ООО "ФинЭкспертиза" не гарантирует достоверность, адекватность и полноту приведенных сведений и не несет ответственность ни за какие ошибки или упущения, а также результаты использования этого материала.