Мониторинг изменений за период 07.02.11 - 11.02.11



Налоги и взносы

Утверждены новые форма и формат декларации по налогу на прибыль.

Основная часть изменений связана с налогообложением дивидендов и доходов по операциям с ценными бумагами и срочными сделками.

Приведен порядок заполнения декларации. Уточнения коснулись полей, связанных с указанными операциями.

Приказ применяется начиная с представления декларации по налогу на прибыль за 2010 г. Теперь формы налоговых деклараций и порядки их заполнения утверждаются ФНС России по согласованию с Минфином России. Ранее этим занималось Министерство.

Зарегистрирован в Минюсте РФ 02 февраля 2011 г. Регистрационный N 19680.

В связи с этим утрачивают силу прежние форма и порядок.

Приказ применяется начиная с представления декларации по налогу на прибыль за 2010 г.

(Приказ Федеральной налоговой службы от 15 декабря 2010 г. N ММВ-7-3/730@ "Об утверждении формы и формата налоговой декларации по налогу на прибыль организаций, Порядка ее заполнения")
(Приказ Минфина РФ от 15 декабря 2010 г. N 172н "О признании утратившими силу приказов Министерства финансов Российской Федерации от 5 мая 2008 г. N 54н и от 16 декабря 2009 г. N 135н")

Утверждено ПБУ 8/2010 "Оценочные обязательства, условные обязательства и условные активы".

Положение устанавливает порядок отражения названных обязательств и активов в бухучете и отчетности всех юрлиц, за исключением кредитных организаций. Субъекты малого предпринимательства применяют его добровольно. Это не касается тех из них, которые являются эмитентами публично размещаемых ценных бумаг. ПБУ не применяется в отношении оценочных резервов; резервного капитала, резервов, формируемых из нераспределенной прибыли организации; договоров, по которым по состоянию на отчетную дату хотя бы 1 сторона не выполнила полностью свои обязательства, за исключением заведомо убыточных. Под последними понимаются контракты, неизбежные расходы на исполнение которых превосходят ожидаемые от них поступления. К заведомо убыточным не относятся договоры, которые организация может прекратить исполнять в одностороннем порядке без существенных санкций. Также положение не касается сумм, которые учитываются в соответствии с ПБУ 18/02 "Учет расчетов по налогу на прибыль организаций" и влияют на величину налога на прибыль, подлежащего уплате в следующем за отчетным или в последующих отчетных периодах. Установлены правила признания и списания оценочных обязательств, определения и изменения их величины, отражения информации об условных обязательствах и активах. Урегулированы вопросы раскрытия информации в бухотчетности. Приказ об утверждении ПБУ 8/01 "Условные факты хозяйственной деятельности" признан утратившим силу.

Приказ вступает в силу с бухотчетности 2011 г. Зарегистрировано в Минюсте РФ 3 февраля 2011 г. Регистрационный № 19691.

(Приказ Минфина РФ от 13 декабря 2010 г. N 167н "Об утверждении Положения по бухгалтерскому учету "Оценочные обязательства, условные обязательства и условные активы" (ПБУ 8/2010)")


Вернуться в начало


Правовые новости

Установлен единый для всех военных судов процессуальный порядок проверки не вступивших в законную силу решений по уголовным и гражданским делам.

Кассационные инстанции Военной коллегии Верховного Суда России (ВС РФ) и окружных (флотских) военных судов преобразованы в апелляционные с сохранением существующей системы военных судов.

Апелляционные инстанции военных судов рассматривают дела по аналогии с порядком, установленным для судов общей юрисдикции. Предусмотрен кассационный порядок проверки судебных решений военных судов, вступивших в законную силу, по аналогии с порядком для судов общей юрисдикции.

Полномочиями суда кассационной инстанции наделены президиумы окружных (флотских) военных судов и Военная коллегия ВС РФ. Полномочия по пересмотру судебных решений военной коллегии и военных судов в порядке надзора сохранены только за Президиумом ВС РФ. Приведен в соответствие с действующим законодательством порядок формирования президиумов окружных (флотских) военных судов. Также уточнен состав суда при рассмотрении уголовных, гражданских дел и дел об административных правонарушениях.

Урегулирован вопрос определения подсудности уголовных дел о преступлениях, совершенных группой лиц с участием военнослужащих. Если выделить уголовное дело в отношении остальных лиц невозможно, то оно будет рассматриваться соответствующим военным судом в отношении всех.

Закон вступает в силу через 30 дней после официального опубликования, за исключением отдельных положений, для которых установлены иные сроки.

(Федеральный конституционный закон от 7 февраля 2011 г. N 2-ФКЗ "О внесении изменений в Федеральный конституционный закон "О военных судах Российской Федерации")

Закреплены система судов общей юрисдикции, порядок их создания и упразднения, компетенция, принципы деятельности.

Основная новелла - введение апелляционной инстанции в судах всех уровней. Соответствующие поправки уже внесены в ГПК РФ. Взамен Кассационной коллегии ВС РФ создается Апелляционная. Она рассматривает дела, решения по которым в качестве суда первой инстанции вынесены коллегиями ВС РФ. Апелляция на решения судов субъектов Федерации подается в ВС РФ, районных судов - в суды регионов. Пересмотр вступивших в силу решений в надзорном порядке возложен на Президиум ВС РФ. Производство в судах апелляционной инстанции по гражданским делам начнется с 1 января 2012 г., по уголовным - с 1 января 2013 г.

Предусмотрена возможность образования постоянного судебного присутствия вне основного местонахождения суда. Оно является его обособленным подразделением и осуществляет его полномочия. Это касается судов субъектов Федерации и районных. В Верховном Суде РФ создаются органы судейского сообщества: общее собрание судей ВС РФ и Совет судей ВС РФ. Предусмотрено проведение совместных заседаний Пленумов ВС РФ и ВАС РФ.

Урегулированы вопросы финансового и материально-технического обеспечения деятельности судов общей юрисдикции. Федеральный конституционный закон вступает в силу через 30 дней после его официального опубликования.

(Федеральный конституционный закон от 7 февраля 2011 г. N 1-ФКЗ "О судах общей юрисдикции в Российской Федерации")

Ратифицировано соглашение, цель которого - упростить таможенные операции и контроль при прибытии, убытии и транзите товаров в международных почтовых отправлениях в рамках ТС.

Так, внутрисоюзные почтовые отправления не подлежат таможенному контролю и не помещаются под таможенные процедуры. В отношении них не совершаются таможенные операции.

При помещении международных почтовых отправлений, перевозимых назначенными операторами или в их адрес, под процедуру таможенного транзита уплата таможенных пошлин и налогов не обеспечивается.

Указанные товары прибывают на территорию ТС и убывают с нее в местах (учреждениях) международного почтового обмена. Они определяются законодательством государства стороны.

Устанавливаются требования к транзитной декларации, транспортным (перевозочным) документам. Соглашение не распространяется на дипломатическую почту и консульскую вализу.

(Федеральный закон от 7 февраля 2011 г. N 15-ФЗ "О ратификации Соглашения об особенностях таможенных операций в отношении товаров, пересылаемых в международных почтовых отправлениях")

Ратифицировано межправительственное Соглашение России и Белоруссии об обеспечении взаимных поставок продукции военного, двойного и гражданского назначения в период нарастания угрозы агрессии и в военное время.

Оно предусматривает следующее. Стороны заблаговременно в мирное время разрабатывают планы поставок. Для обеспечения последних проводится согласованная мобилизационная подготовка экономик обеих стран.

На основании планов уполномоченные органы (в нашей стране - Военно-промышленная комиссия при Правительстве РФ, Минобороны, Минпромторг и ФСВТС России) доводят до госзаказчиков сторон задания (заказы) на поставки. Они являются основанием для заключения госконтрактов (договоров) под отлагательным условием. Уполномоченные органы корректируют планы по согласованию друг с другом ежегодно до 1 июля с учетом выполнения гособоронзаказов за прошедший год. Соглашение заключается сроком на 5 лет. Оно автоматически продлевается на последующие аналогичные периоды, пока одна из сторон не уведомит другую о намерении прекратить его применение. Это нужно сделать не менее чем за 6 месяцев до истечения срока действия соглашения.

(Федеральный закон от 7 февраля 2011 г. N 14-ФЗ "О ратификации Соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Беларусь об обеспечении взаимных поставок продукции военного, двойного и гражданского назначения в период нарастания угрозы агрессии и в военное время")

Ратифицировано Соглашение о правовой помощи и взаимодействии таможенных органов государств-членов ТС по уголовным и административным делам.

Цель - привлечение виновных к ответственности за нарушения таможенного законодательства Союза и законодательства сторон, контроль за соблюдением которого возложен на таможенные органы. Соглашение предусматривает следующее. Указанные органы могут направлять друг другу запросы о предоставлении информации и документов, поручения о проведении отдельных процессуальных действий в рамках административных дел. По общему правилу они исполняются в течение месяца (с пометкой "срочно" - не более 2 недель).

Стороны по письменным запросам предоставляют друг другу сведения о привлечении лиц к административной ответственности.

В правовой помощи по делам об административных правонарушениях можно отказать. Это допускается, если исполнение запроса может нанести ущерб суверенитету, безопасности, общественному порядку или другим существенным интересам отказывающей стороны либо противоречит ее законодательству. Вопросы, связанные с правовой помощью по уголовным делам, решаются на основе международных договоров, применимых в отношениях между сторонами.

(Федеральный закон от 7 февраля 2011 г. N 13-ФЗ "О ратификации Соглашения о правовой помощи и взаимодействии таможенных органов государств - членов таможенного союза по уголовным делам и делам об административных правонарушениях")

Скорректирован Закон о Банке России.

Закреплено, что Банк России имеет право передавать определенным субъектам банкноты в сувенирной упаковке и монету Банка России по установленным им ценам, отличающимся от нарицательной стоимости. К указанным лицам относятся российские и иностранные кредитные организации. Также в их число входит компания, изготавливающая банкноты и монету Банка России.

В рамках обеспечения наличного денежного обращения на территории нашей страны ЦБР исполняет ряд функций. Одна из них - организация производства банкнот и монеты Банка России. Установлено, что она в т. ч. включает в себя размещение заказа на изготовление данных дензнаков у вышеуказанной компании.

(Федеральный закон от 7 февраля 2011 г. N 10-ФЗ "О внесении изменений в статьи 34 и 46 Федерального закона "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)")

Внесены изменения в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О клиринге и клиринговой деятельности.

В настоящее время кредитной организации запрещается заниматься производственной, торговой и страховой деятельностью. Это ограничение теперь не распространяется на заключение договоров в целях выполнения функций центрального контрагента в соответствии с законом.

Коммерческой организации, не являющейся кредитной и выполняющей вышеуказанные функции, разрешено осуществлять без лицензии ЦБР биржевые операции по купле-продаже инвалюты.

ФСФР России запрещено раскрывать третьим лицам информацию о торговых и клиринговых счетах юрлиц и об операциях по ним. Ее должны представлять соответствующие кредитные организации.

Центральные контрагенты включены в перечень участников торгов на фондовой бирже, а клиринговые организации - в список квалифицированных инвесторов. В Законе о рынке ценных бумаг появилась новая статья. Она посвящена примерным условиям договоров и генеральному соглашению (единому договору) на финансовом рынке. Также дополнен Закон о несостоятельности (банкротстве). В частности, закреплены особенности определения размера денежных обязательств, возникающих из финансовых договоров. Расчеты с кредиторами по нетто обязательствам производятся в третью очередь.

Предусмотрены поправки и к Закону об исполнительном производстве. Так, согласно им на имущество, находящееся на клиринговом счете, запрещено обращать взыскание и (или) накладывать арест по долгам клиринговой организации. При обращении взыскания на имущество последней нельзя приостанавливать операции по этому счету. Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования, за исключением отдельных положений, для которых установлены иные сроки.

(Федеральный закон РФ от 7 февраля 2011 г. N 8-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О клиринге и клиринговой деятельности")

Принят Указ Президента об общественном обсуждении проектов федеральных конституционных законов и федеральных законов.

Установлено, что проекты федеральных конституционных и федеральных законов по решению Президента РФ могут выноситься на общественное обсуждение. Речь идет о тех, которые затрагивают основные направления госполитики в области социально-экономического развития страны.

По поручению Президента РФ разработчики законопроектов размещают их в сети Интернет на своих официальных или специально созданных сайтах. Также должны приводиться пояснительные записки и финансово-экономические обоснования. Сообщается порядок направления гражданами замечаний и предложений по законопроекту. Указывается время, в течение которого проводится общественное обсуждение.

Граждане, участвующие в общественном обсуждении, должны иметь возможность ознакомиться с поступившими на сайт замечаниями и предложениями по законопроекту. Результаты общественного обсуждения докладываются главе государства по истечении 90 дней с даты его завершения.

Указ вступает в силу со дня его подписания.

(Указ Президента РФ от 9 февраля 2011 г. N 167 "Об общественном обсуждении проектов федеральных конституционных законов и федеральных законов")

Утверждены федеральные требования к образовательным учреждениям в части минимальной оснащенности учебного процесса и оборудования помещений.

В образовательных учреждениях должны быть созданы условия, обеспечивающие возможность выявлять и развивать способности обучающихся, работать с одаренными детьми и лицами с ограниченными возможностями здоровья.

Следует использовать современные образовательные и информационно-коммуникационные технологии.

Библиотеки должны быть укомплектованы печатными и электронными образовательными ресурсами по всем предметам учебного плана, а также фондом дополнительной литературы.

Материально-техническое оснащение должно позволять создавать, получать и использовать информацию различными способами, проводить эксперименты, проектировать и конструировать, исполнять, сочинять музыкальные произведения. Должны быть созданы условия для организации отдыха, досуга и питания обучающихся и работников.

Необходимо обеспечить возможность в электронной форме управлять учебным процессом, создавать, обрабатывать и редактировать звук, растровые, векторные и видеоизображения, интерактивные учебные материалы, творческие работы. Должно быть обеспечено дистанционное взаимодействие между участниками образовательного процесса.

Зарегистрировано в Минюсте РФ 3 февраля 2011 г. Регистрационный № 19682.

(Приказ Министерства образования и науки РФ от 4 октября 2010 г. N 986 "Об утверждении федеральных требований к образовательным учреждениям в части минимальной оснащенности учебного процесса и оборудования учебных помещений")

С 1 января 2011 г. в системе ОМС введен персонифицированный учет сведений о каждом застрахованном лице.

Регламентирован порядок его ведения. Предусмотрено создание единого регистра застрахованных, состоящего из центрального и региональных сегментов. Определен перечень данных о гражданах, включаемых в регистр. Региональные сегменты формируются ТФОМС на основе сведений, представляемых страховыми медорганизациями. Это делается не реже 1 раза в день (при наличии изменений в данных). Информация принимается круглосуточно. За нарушение указанных сроков на страховщиков налагается штраф.

Территориальные органы ПФР ежеквартально подают в ТФОМС данные о работающих застрахованных лицах для внесения их в региональный сегмент. Страхователи неработающих граждан представляют информацию о них в регистр ежемесячно. Кроме того, ТФОМС ежемесячно актуализирует регистр на основании сведений о государственной регистрации смерти из ЗАГСов. Данные из регионального сегмента ежедневно поступают в центральный.

В регистр также вносятся сведения о медицинской помощи, оказанной застрахованным лицам. Определен их перечень. Медорганизации представляют эти данные в ТФОМС. Там их обрабатывают (идентифицируют застрахованное лицо; определяют страховщика, ответственного за оплату счета; выявляют лиц, получивших медпомощь вне территории страхования) и возвращают обратно. После этого сведения направляются страховщикам. Они проверяют объем, сроки, качество и условия оказания медпомощи. В дальнейшем данные передаются медорганизациям и ТФОМС.

Обмен сведениями осуществляется в электронном виде по выделенным или открытым каналам связи, включая Интернет, с использованием ЭЦП. Зарегистрировано в Минюсте РФ 8 февраля 2011 г. Регистрационный № 19742.

(Приказ Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 25 января 2011 г. N 29н "Об утверждении Порядка ведения персонифицированного учета в сфере обязательного медицинского страхования")

Утвержден новый федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования.

Стандарт содержит требования к результатам освоения основной образовательной программы, ее структуре и условиям реализации.

Основная образовательная программа подразделяется на обязательную часть (70%) и формируемую участниками образовательного процесса (30%). В первую входят русский, родной и иностранный языки, литература, история России, всеобщая история, обществознание, география, математика, алгебра, геометрия, информатика, физика, биология, химия, ИЗО, музыка, физкультура, ОБЖ, технология, основы духовно-нравственной культуры народов России.

Предусмотрены учебные курсы по различным интересам обучающихся (включая этнокультурные) и внеурочная деятельность (кружки, студии, клубы, конференции, олимпиады и т. п.).

Нормативный срок освоения программы - 5 лет. Педагоги 1 раз в 5 лет должны проходить повышение квалификации в объеме не менее 108 часов. Предусмотрена стажировка на базе инновационных общеобразовательных учреждений. Реализация основной образовательной программы финансируется из бюджета (регионального и местного) исходя из установленных нормативов ассигнований на одного ученика. Стандарт вводится в действие со дня вступления приказа о его утверждении в силу. Зарегистрировано в Минюсте РФ 1 февраля 2011 г. Регистрационный № 19644.

(Приказ Министерства образования и науки РФ от 17 декабря 2010 г. N 1897 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования")

Скорректировано положение об упрощенном порядке сдачи квалификационного экзамена на получение аттестата аудитора.

Теперь претенденты не должны представлять информацию о прохождении обучения по программам повышения квалификации в области аудита.

Зарегистрировано в Минюсте РФ 2 февраля 2011 г. Регистрационный № 19673.

(Приказ Минфина РФ от 13 декабря 2010 г. N 166н "О внесении изменений в приказ Министерства финансов Российской Федерации от 30 сентября 2010 г. N 118н")

Скорректирована Инструкция о порядке проверки ФНС России техсостояния игрового оборудования и соблюдения организаторами азартных игр требований, предъявляемых к игорным заведениям.

Инструкция приведена в соответствие с Законом о защите прав юрлиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении госконтроля (надзора) и муниципального контроля. Проверки проводятся на основании распоряжений территориальных налоговых органов. В новой редакции изложен список включаемых в них сведений. В частности, в распоряжении теперь нужно указывать сроки проведения и перечень мероприятий по контролю, необходимых для достижения целей и задач проверки. Также отражается список документов, представляемых проверяемым лицом.

Уточнено, что по общему правилу проверка не может проходить более 20 рабочих дней (ранее - не более 1 месяца). Аналогичным образом сокращен срок, на который ее можно продлевать.

Установлено, что срок проверки в отношении лица, который организует и проводит азартные игры в нескольких регионах, устанавливается отдельно по каждому его филиалу, представительству.

Один экземпляр акта проверки вручается проверяемому лицу. Установлено, что его с копиями приложений принимает руководитель, иное должностное лицо или уполномоченный представитель под расписку об ознакомлении либо об отказе в этом. Образец акта признан утратившим силу.

(Приказ Минфина РФ от 12 ноября 2010 г. N 148н "О внесении изменений в приказ Министерства финансов Российской Федерации от 8 ноября 2007 г. N 100н")

Утверждены новые Указания о порядке применения бюджетной классификации.

Указания разработаны в соответствии с БК РФ, а также Законом о совершенствовании правового положения государственных (муниципальных) учреждений.

Бюджетная классификация - это группировка доходов, расходов и источников финансирования дефицитов бюджетов. Первая включает в себя классификации указанных 3-х категорий, а также операций публично-правовых образований. Группировка помогает разрабатывать и исполнять бюджеты, обеспечивать сопоставимость их показателей, формировать соответствующую отчетность.

Указания устанавливают правила применения классификации участниками бюджетного процесса на всех уровнях бюджетов, а также порядок использования классификации операций публично-правовых образований государственными (муниципальными) бюджетными учреждениями.

Согласно новым указаниям в группу 1 00 00000 00 "Налоговые и неналоговые доходы" более не входят 2 подгруппы. Это возврат остатков целевых межбюджетных трансфертов прошлых лет и доходы от него (коды 1 19 00000 00 и 1 18 00000 00). Они включены в группу 2 00 00000 00 "Безвозмездные поступления".

Расходы на обслуживание государственного и муниципального долга отражаются в разделе 1300 (подразделы обслуживание государственного внутреннего и муниципального долга; внешнего госдолга). Ранее они были подразделом раздела 0100 "Общегосударственные вопросы".

В наименовании раздела 0800 "Культура, кинематография, средства массовой информации" более не упоминается о СМИ. Количество подразделов по нему сокращено до 4 за счет исключения позиций для расходов на телевидение и радиовещание, периодическую печать и издательства (коды 0803 и 0804). Они вместе с затратами на прикладные научные исследования и другие вопросы в области СМИ теперь входят в раздел 1200 "Средства массовой информации".

Из наименования раздела 0900 "Здравоохранение, физическая культура и спорт" исключено упоминание о физкультуре и спорте. Расходы на них отражаются в специальном разделе (код 1100; подразделы физкультура, массовый спорт, спорт высших достижений, прикладные научные исследования и другие вопросы в области физкультуры и спорта).

Раздел 1100 "Межбюджетные трансферты" более не существует. При этом предусмотрен раздел 1400 "Межбюджетные трансферты общего характера бюджетам субъектов Российской Федерации и муниципальных образований" (подразделы дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности, иные дотации, прочие межбюджетные трансферты общего характера).

Приказ вступает в силу с 1 января 2011 г. Положения, касающиеся казенных учреждений, распространяются на бюджетные учреждения-получателей бюджетных средств.

(Приказ Минфина РФ от 28 декабря 2010 г. N 190н "Об утверждении Указаний о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации")

С 1 марта 2011 г. вступает в силу Федеральный закон от 7 февраля 2011 г. N 3-ФЗ "О полиции".

Федеральный закон закрепляет партнерскую модель взаимоотношений полиции и общества; четко определяет ее права и обязанности, правовой статус ее сотрудника; освобождает ведомство от несвойственных ему, а также дублирующих функций.

Основные направления деятельности полиции скорректированы с учетом современных условий. Это защита личности, общества, государства от противоправных посягательств; предупреждение и пресечение преступлений и административных правонарушений; выявление, раскрытие преступлений, дознание по уголовным делам; розыск лиц; производство по делам об административных правонарушениях; исполнение административных наказаний. На полицию возлагается обеспечение правопорядка в общественных местах и безопасности дорожного движения; контроль за оборотом оружия, частной детективной и охранной деятельностью; госзащита участников уголовного процесса. Ведомство продолжит охранять объекты (в том числе на договорной основе) и осуществлять экспертно-криминалистическую деятельность.

Из перечня полномочий исключены функции, дублирующие компетенцию ФМС России. Ограничены права полиции в сфере проведения проверок финансово-хозяйственной деятельности организаций. Запрашивать данные по операциям и счетам физических и юридических лиц разрешается только при выявлении и пресечении налоговых преступлений.

Общение сотрудников полиции с гражданами должно носить персонифицированный характер. В законе закрепляется обязанность полицейского при обращении к нему гражданина назвать свои должность, звание и фамилию.

Регламентируется порядок применения мер принуждения. Закреплено право задержанного на услуги адвоката и переводчика с момента задержания. Предусмотрено право на 1 телефонный разговор с близкими. Фиксируются пределы, условия и порядок применения физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия. Установлен исчерпывающий перечень оснований проникновения в жилые и иные помещения. Особое внимание уделяется правовому положению сотрудников. Доступ в полицию закрыт для судимых и лиц, уголовное преследование которых прекращено по нереабилитирующим основаниям. При поступлении на службу надо пройти психофизиологическое исследование, тестирование на алкогольную, наркотическую и иную токсическую зависимость, а также проверку морально-психологических, деловых и других необходимых для сотрудника качеств. В дальнейшем каждого полицейского будут периодически проверять на знание действующего законодательства.

(Федеральный закон от 7 февраля 2011 г. N 3-ФЗ "О полиции")

Правительством разработаны правила предоставления информации о ввозе лекарственных средств на территорию Российской Федерации и вывозе лекарственных средств с территории Российской Федерации.

Установлено, что Минздравсоцразвития России предоставляет в распоряжение ФТС России госреестр лекарств. Также оно обеспечивает Службу информацией о выданных разрешениях на ввоз в нашу страну конкретной партии незарегистрированных препаратов для клинических исследований, экспертизы в целях госрегистрации или оказания медпомощи по жизненным показаниям отдельного пациента.

Служба, в свою очередь, ежемесячно не позднее 30-го числа предоставляет в Министерство информацию о ввозе и вывозе лекарств. Для этого используются утвержденные формы.

Постановление не распространяется на 2 вида случаев. Первый - ввоз в Россию лекарств со статусом товаров ТС и вывоз таких грузов из нашей страны в государства союза в рамках ЕврАзЭС. Второй - ввоз в Россию и вывоз из нее лекарств для личного пользования и иных некоммерческих целей.

(Постановление Правительства РФ от 7 февраля 2011 г. N 59 "О предоставлении информации о ввозе лекарственных средств на территорию Российской Федерации и вывозе лекарственных средств с территории Российской Федерации")


Вернуться в начало


Таможня

Устанавливаются нулевые ставки ввозных таможенных пошлин в отношении моторных и несамоходных ж/д вагонов для движения в составе электропоездов с максимальной эксплуатационной скоростью не менее 140, но менее 250 км/ч.

Ранее их ввоз облагался по ставке 5% от таможенной стоимости.

Также нулевая ставка импортной пошлины предусмотрена для пассажирских вагонов, оборудованных спальными местами, с длиной по осям буферов 26 400 мм, с наружной шириной кузова (без гофр) 2 825 мм и расстоянием между осями поворота тележек 19 000 мм. Прежняя ставка - 10% от таможенной стоимости.

Нулевые ставки применяются на всей территории Таможенного союза. Следует отметить, что ввоз указанных вагонов в Казахстан и ранее облагался по нулевой ставке. Установлено, что решения Комиссии ТС по изменению ставок ввозных пошлин в отношении названных товаров принимаются консенсусом.

(Решение Комиссии Таможенного союза от 28 января 2011 г. N 534 "О внесении изменений в Единый таможенный тариф Таможенного союза в отношении отдельных видов железнодорожных вагонов моторных и несамоходных")

Стороны ТС договорились о едином перечне продукции, в отношении которой устанавливаются обязательные требования в рамках ТС.

При этом стороны преследовали цель формирования нормативной правовой базы Таможенного союза (ТС) в области технического регулирования. В единый перечень вошло 61 наименование продукции, в том числе мебельная, химическая, алкогольная, пищевая, табачная и парфюмерно-косметическая продукция, лифты, с/х техника, здания и сооружения, строительные материалы, автодороги, товары для детей, удобрения, бензин, зерно, средства электросвязи.

Если на указанную продукцию не вступили в силу технические регламенты ТС или ЕврАзЭС, применяется соответствующее законодательство союза и его сторон. Члены ТС не вправе устанавливать в своем законодательстве обязательные требования в отношении продукции, не включенной в единый перечень.

(Решение Комиссии Таможенного союза от 28 января 2011 г. N 526 "О Едином перечне продукции, в отношении которой устанавливаются обязательные требования в рамках Таможенного союза").

Утверждена Единая методология ведения таможенной статистики внешней торговли и статистики взаимной торговли государств ТС.

Методология разработана в соответствии с положениями ТК ТС и официальной публикации Статистического Отдела ООН "Статистика международной торговли товарами: концепции и определения" (1998 г.). Ее цель - определить порядок формирования, ведения и распространения указанных видов статистики, отвечающих потребностям органов законодательной и исполнительной власти, международных экономических организаций и иных пользователей. В методологии изложены основные правила учета данных о внешней и взаимной торговле государств ТС.

Таможенная статистика внешней торговли формируется на основе данных из документов, предоставляемых таможенным органам, статистика взаимной торговли - на основе сведений из материалов, подаваемых участниками ВЭД в уполномоченные органы государств ТС при взаимной торговле.

Названные виды статистики призваны обеспечить полный и достоверный учет данных о внешней и взаимной торговле товарами. Это необходимо, чтобы проанализировать результаты применения мер тарифного и нетарифного регулирования ВЭД, а также основные тенденции, структуру и динамику внешнеторговых потоков, проконтролировать поступление таможенных платежей в бюджеты государств-членов ТС. Еще одна цель - разработать и принять решения в области внешнеторговой политики. Также учет нужен для прогнозирования макроэкономических показателей, разработки платежного баланса и СНС, расчета индексов физического объема, средних цен и стоимостного объема.

(Решение Комиссии Таможенного союза от 28 января 2011 г. N 525 "О Единой методологии ведения таможенной статистики внешней торговли и статистики взаимной торговли государств - членов Таможенного союза")

Утверждено положение о порядке применения ТН ВЭД ТС при классификации товаров.

Даны определения основным терминам, а именно: классификационной группировке, коду, товарной позиции, субпозиции, подсубпозиции.

Чтобы однозначно отнести конкретный товар к определенной квалификационной группировке, используют основные правила интерпретации ТН ВЭД (ОПИ). Они применяются последовательно.

При классификации товара осуществляется следующая последовательность действий. Сначала определяют товарную позицию, потом - субпозиции (подсубпозиции). Приведены примеры классификационных группировок.

(Решение Комиссии Таможенного союза от 28 января 2011 г. N 522 "О Положении о порядке применения единой Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности Таможенного союза при классификации товаров")


Вернуться в начало


Арбитражная практика

Пленум ВС РФ разъяснил особенности уголовной ответственности и наказания несовершеннолетних.

Приведен перечень международных актов, которые должны учитываться судами при рассмотрении подобного рода дел.

Поясняется, что лицо считается достигшим возраста уголовной ответственности не в день рождения, а по его истечении (т. е. с 0 ч. следующих суток). При установлении возраста несовершеннолетнего днем его рождения считается последний день того года, который определен экспертами.

Отмечены моменты, которые должны приниматься во внимание при применении к таким лица заключения под стражу. Эта мера допустима лишь в качестве крайней и лишь тогда, когда речь идет о тяжком или особо тяжком преступлении. При этом должны быть рассмотрены альтернативные варианты (передача под присмотр родителей и т. д.). Затронуты вопросы обеспечения права таких лиц на защиту, привлечения педагогов или психологов при допросе, вызова в суд представителей учебно-воспитательных учреждений или общественных организаций. Перечислены обстоятельства, при которых лица не могут допускаться к участию в деле в качестве законных представителей несовершеннолетних подсудимых.

Указаны особенности, которые должны приниматься во внимание при назначении наказания несовершеннолетнему, в т. ч., в виде лишения или ограничения свободы, штрафа, обязательных или исправительных работ.

Раскрыто содержание понятия "систематическое неисполнение принудительной меры воспитательного воздействия".

Особо подчеркивается, что судам надлежит не допускать рассмотрение уголовных дел в отношении несовершеннолетних (и материалов о совершенных ими правонарушениях) с участием представителей СМИ.

Также это касается использования видео- и фотосъемки несовершеннолетних правонарушителей и потерпевших в залах судебных заседаний и в других помещениях судов. Исключение - когда несовершеннолетний и (или) его законный представитель ходатайствуют об этом.

Утрачивают силу ранее применявшиеся разъяснения Пленума ВС РФ (от 2000 г.) по аналогичным вопросам.

(Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 1 февраля 2011 г. N 1 "О судебной практике применения законодательства, регламентирующего особенности уголовной ответственности и наказания несовершеннолетних")

Президиумом ВАС РФ разъяснены вопросы предоставления информации по требованию участников ООО и акционеров АО.

Поясняется, что, запрашивая сведения, участники обществ не обязаны раскрывать цели и мотивы их получения либо обосновывать наличие интереса в них. Исключение - случаи, вытекающие из закона.

Рассмотрены ситуации, при которых в получении сведений может быть отказано. Это допускается, если есть доказательства, что право участника на информацию обществом не нарушено. Об этом, в частности, может свидетельствовать неоднократный запрос одних и тех же данных при условии, что они уже были предоставлены. Также отказ может иметь место, если речь идет об информации и документах за прошлые периоды деятельности общества, "явно не представляющих ценности с точки зрения их анализа". Еще одно основание для отказа - наличие доказательств злоупотребления правом со стороны участника. Пример: последний - фактический конкурент (либо его аффилированное лицо) общества, а запрашиваемая информация конфиденциальна. Приведены обстоятельства, которые могут подтверждать наличие "правомерного интереса в получении информации" при решении вопроса о злоупотреблении правом. Разобраны случаи, когда необходимые сведения представляются участнику уже после подачи им иска, т. е. в процессе разбирательства либо после принятия решения судом первой инстанции.

Устав ООО может определять порядок получения информации, но не перечень данных, которые предоставляются участникам.

Приведены моменты, которые должны учитываться при конкретизации исковых требований участника. В частности, запрашивая протоколы общих собраний за определенный период, не обязательно указывать точные даты их составления и номера. И участники ООО, и акционеры вправе запрашивать документы за период деятельности этих обществ, когда данные лица не имели такого статуса. В процессе ознакомления с документами участник может самостоятельно копировать их личными техсредствами. При этом не имеет значения, оговорилось ли такое ранее. Предоставляемые копии документов должны быть заверены, если участник требует этого. Затронуты вопросы, касающиеся оплаты предоставляемых копий и срока их направления. Выделены особенности представления конфиденциальной информации, документов бухучета.

(Информационное письмо Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 18 января 2011 г. N 144 "О некоторых вопросах практики рассмотрения арбитражными судами споров о предоставлении информации участникам хозяйственных обществ")

ФАС Московского округа высказался относительно возможности присутствия налогоплательщика на рассмотрении апелляционной жалобы в вышестоящем налоговом органе.

Суд первой инстанции согласился с правотой доводов налогоплательщика. Поскольку общество просило пригласить его представителей на рассмотрение апелляционной жалобы, то рассмотрение управлением жалобы общества в его отсутствие является неправомерным.

Апелляция и кассация, опираясь на нормы НК, пришли к выводу об ошибочности точки зрения налогоплательщика. Порядок рассмотрения жалобы, прописанный в НК, не закрепляет обязанность обеспечения присутствия налогоплательщика при рассмотрении апелляционной жалобы. Такое решение арбитров означает, что налогоплательщики не смогут дать своих пояснений по ходу рассмотрения жалобы, не смогут задавать вопросы и узнают об окончательном решении только после вскрытия почтового конверта.

(Постановление ФАС Московского округа от 14 января 2011 г. N КА-А40/16859-10)

Суд признал недопустимым внесение изменений в акт проверки после того, как были рассмотрены возражения налогоплательщика.

Арбитры отметили, что данные действия следует расценивать как устранение противоречий обозначенных в письменных возражениях налогоплательщика на акт проверки. Такие действия существенно нарушают права налогоплательщика, ведь обществу не дали возможности подать свои возражения на фактически измененный по содержанию акт налоговой проверки. Обществу удалось доказать, что процедура рассмотрения материалов налоговой проверки была использована не для установления фактических обстоятельств дела и учета возражений, а для устранения нарушений, допущенных проверяющими в ходе проведения налоговой проверки. Кроме того, описывая состав правонарушения, Инспекция не указала обстоятельства его совершения, не привела документы и иные сведения, подтверждающие обстоятельства, которые бы свидетельствовали о нарушении закона.

(Постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 21 января 2011 г. по делу N А45-4743/2010)

ФАС Московского округа указал, что без специальных познаний и привлечения экспертов налоговики не могут отличить капитальный ремонт от реконструкции. Следовательно, они не вправе переквалифицировать работы и доначислять налога на прибыль.

Инспекция при проверке доначислила ОАО "Чусовской металлургический завод" налог на прибыль, решив, что компания не должна была единовременно списывать расходы на капитальный ремонт основного средства. По мнению налоговиков, организация произвела не капитальный ремонт, а реконструкцию, расходы на которую надо было включить в стоимость объекта и списывать через амортизацию.

В суде налогоплательщику удалось доказать, что проведенные работы относятся именно к ремонту. Компании потребовалось усилить металлоконструкции кровли, чтобы соблюсти новые СНиПы и предотвратить аварию. Кроме того, работы проведены по заключениям экспертизы промышленной безопасности, заказанной компанией. Работы по капитальному ремонту могут заключаться в улучшении эксплуатационных возможностей объекта и в смене его элементов на более прочные и экономичные. Такое повышение не привело к изменению назначения объекта, увеличению его производительности, улучшению качества выпускаемой продукции. Суд согласился с компанией в том, что работы можно считать ремонтными и доначисления неправомерны.

(Постановление ФАС Московского округа от 21.01.11 № КА-А40/16721-10)

Вычет НДС в более позднем периоде признан судом.

Налоговым органом была проведена проверка компании, в результате которой был доначислен НДС. Основанием для доначисления налога послужил вывод инспекции о неправомерном принятии налогоплательщиком к вычету сумм НДС на основании счетов-фактур, выставленных контрагентами несколько лет назад.

ФАС Западно-Сибирского округа отметил следующее: Кодекс не исключает возможности применения вычета сумм НДС за пределами налогового периода, в котором товары (работы, услуги) оплачены, а основные средства - оплачены и поставлены на учет. В силу пункта 2 статьи 173 Кодекса, налогоплательщик обладает правом на вычет в течение трех лет с момента выполнения вышеуказанных условий.

(Постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 19 января 2011 г. по делу N А81-1098/2010)

Конституционный суд указал, что алогоплательщик может быть привлечен к ответственности по этой норме, даже если сумма налога (сбора) уплачена до подачи "уточненки", но пени не перечислены.

Пунктом 1 статьи 122 НК РФ за неуплату или неполную уплату сумм налога (сбора) в результате занижения налоговой базы, иного неправильного исчисления налога (сбора) или других неправомерных действий (бездействий) предусмотрен штраф в размере 20% от неуплаченной суммы налога (сбора). Из определения Конституционного Суда РФ от 07.12.2010 № 1572?О-О следует, что налогоплательщик может быть привлечен к ответственности по этой норме, даже если сумма налога (сбора) уплачена до подачи "уточненки", но пени не перечислены.

Суд указал, что положения пункта 4 статьи 81 и пункта 1 статьи 122 Налогового кодекса находятся во взаимосвязи. В пункте 4 статьи 81 Налогового кодекса предусмотрены условия, при наступлении которых налогоплательщик не уплачивает штраф по статье 122 НК РФ. Так, налогоплательщик освобождается от ответственности за подачу уточненной налоговой декларации после истечения срока подачи налоговой декларации и срока уплаты налога, в частности, если уплачена недостающая сумма налога и соответствующие ей пени.

То есть законодатель отнес к необходимым условиям освобождения от налоговой ответственности добровольную уплату налогоплательщиком пени как проявление его деятельного раскаяния в совершенном правонарушении. Сумма соответствующих пеней уплачивается помимо причитающихся к уплате сумм налога или сбора и независимо от применения других мер обеспечения исполнения обязанности по уплате налога или сбора, а также мер ответственности за нарушение законодательства о налогах и сборах (п. 2 ст. 75 НК РФ).

(Определение Конституционного Суда РФ от 07.12.2010 № 1572?О-О)


Вернуться в начало


Прочее

ФНС разъяснила порядок применения кодов видов подакцизных товаров в отношении спирта коньячного и напитков, изготавливаемых на основе пива.

С 1 января 2011 г. в перечень подакцизных товаров включен спирт коньячный. Дополнен перечень алкогольной продукции, признаваемой подакцизным товаром. С указанной даты к ней относятся спирт питьевой, водка, ликероводочные изделия, коньяки, вино, пиво и изготавливаемые на его основе напитки, иные с объемной долей этилового спирта более 1,5%.

Плательщики при совершении операций, признаваемых объектом обложения, должны представлять в налоговые органы декларацию по акцизам. Форма и порядок ее заполнения утверждены Минфином России. Коды видов в отношении спирта коньячного и изготавливаемых на основе пива напитков в них не предусмотрены. В связи с этим до их определения налогоплательщики вправе отражать в разделах декларации спирт коньячный под кодом 130, изготавливаемые на основе пива напитки, произведенные с добавлением спирта этилового, - 210, 220 или 230 (в зависимости от содержания безводного этилового спирта), а без его добавления - 320.

(Письмо Федеральной налоговой службы от 8 февраля 2011 г. N КЕ-4-3/1875@ "О кодах видов подакцизных товаров в отношении спирта коньячного и напитков, изготавливаемых на основе пива, при заполнении налоговой декларации по акцизам на подакцизные товары, за исключением табачных изделий, представляемых по операциям, совершаемым с 01.01.2011")

ФНС разъяснила коды, которые рекомендуется отражать в декларации по косвенным налогам (НДС и акцизам) при импорте товаров на территорию РФ с территории государств-членов таможенного союза, представляемой по операциям, по ввозу подакцизных товаров, совершаемым с 01.01.2011, в отношении автомобильного бензина, дизельного топлива, спирта коньячного и напитков, изготавливаемых на основе пива.

С 1 января 2011 г. ставки акциза на автомобильный бензин и дизтопливо дифференцированы по классам экологической безопасности. Кроме того, с указанной даты в перечень подакцизных товаров включены коньячный спирт и напитки на основе пива.

Акциз по товарам Таможенного союза, ввозимым в Россию из стран ТС (кроме маркируемых акцизными марками), взимается налоговыми органами. Форма декларации по косвенным налогам (НДС и акцизам) при ввозе указанных товаров установлена приказом Минфина России от 07.07.2010 № 69н. Там же приведен справочник кодов видов подакцизных товаров. Однако в нем отсутствуют коды в отношении бензина и дизтоплива в зависимости от их классов, а также коньячного спирта и напитков на основе пива.

Приведены коды, которые рекомендуется отражать в декларации по названным товарам до внесения соответствующих изменений в справочник.

(Письмо Федеральной налоговой службы от 4 февраля 2011 г. N КЕ-4-3/1761@ "О кодах видов подакцизных товаров в отношении автомобильного бензина, дизельного топлива, спирта коньячного и напитков, изготавливаемых на основе пива, при заполнении налоговой декларации по косвенным налогам (налогу на добавленную стоимость и акцизам) при импорте товаров на территорию Российской Федерации с территории государств-членов таможенного союза, представляемой по операциям, по ввозу подакцизных товаров, совершаемым с 01.01.2011")

Столичная налоговая служба - о процедуре замены ЭКЛЗ.

Процедура замены электронной контрольной ленты защищенной не является исполнением государственной функции по перерегистрации ККТ, сообщило УФНС России по г. Москве.

Столичное налоговое управление отмечает, что процедура замены ЭКЛЗ требует от налогоплательщика четкого порядка действий и определенного количества документов, представляемых в налоговую инспекцию. В настоящее время налоговые инспекции Москвы руководствуются Временным порядком замены и активизации электронной контрольной ленты защищенной до принятия нормативных актов по данному вопросу (письмо УФНС России по г. Москве от 20.12.2005 № 22-08/94593).

(письмо УФНС РФ по г. Москве от 09.12.2010 № 17-15/129855)

Вместе с электронной отчетностью, которую сдает главбух или другой уполномоченный представитель компании, надо каждый раз теперь направлять в инспекцию информационное сообщение о реквизитах доверенности.

Как его составлять, разъяснила ФНС России. Там же приведены подробные образцы доверенностей и информационных сообщений в различных ситуациях. Например, когда сдавать декларации от имени компании поручено главбуху, другой организации, предпринимателю.

Но прежде чем отправить отчетность через интернет, доверенность надо сдать в ИФНС на бумаге. После этого при направлении отчетности через спецоператора реквизиты доверенности отражают в информационном сообщении (п. 2.8, 3.2 Методических рекомендаций, утв. приказом ФНС России от 02.11.09 № ММ-7-6/534 @).

(письмо ФНС РФ от 24.01.11 № 6-8-04/0002 @ )

ФСС России рассказал об особенностях переходного периода для страхователей, применяющих пониженные тарифы страховых взносов.

К ним относятся:

  • плательщики страховых взносов, производящих выплаты и иные вознаграждения инвалидам I, II или III группы,
  • общественные организации инвалидов, организаций, уставный капитал которых полностью состоит из вкладов общественных организаций инвалидов и в которых среднесписочная численность инвалидов составляет не менее 50%, а доля заработной платы инвалидов в фонде оплаты труда составляет не менее 25% и других.

Льготный период для них продлится с 2011 года по 2014 год. Ставка страховых взносов на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством в 2011 - 2012 гг для них составит 1,9%, в 2013 г - 2014 гг — 2,4%, с 2015 г — 2,9%.

Что касается плательщиков страховых взносов, производящих выплаты и иные вознаграждения инвалидам I, II или III группы, они вправе применять пониженные тарифы страховых взносов в отношении выплат и вознаграждений, начисленных инвалидам, с 1-го числа того месяца, в котором физическим лицом получена инвалидность. Если у физического лица в результате освидетельствования (переосвидетельствования) снята инвалидность в течение месяца, то с 1-го числа этого же месяца плательщик страховых взносов не вправе применять пониженные тарифы в отношении начисленных ему выплат.

На официальном сайте ФНС России опубликованы общие положения по заполнению налоговых деклараций по НДФЛ (форма 3?НДФЛ) за 2010 год в связи с получением налоговых вычетов.

Форма 3?НДФЛ за 2010 год вместе с порядком ее заполнения и форматом декларации в электронном виде утверждены приказом ФНС России от 25.11.2010 № ММВ-7?3/654@. Указанный приказ опубликован в "Российской газете" от 30.12.2010 № 296.

На сайте ФНС представлен ряд примеров заполнения декларации по форме 3-НДФЛ.

Кроме того, на сайте ФНС можно бесплатно скачать Форму налоговой декларации за 2010 год, Порядок ее заполнения и формат.

Налоговая декларация может быть подготовлена с помощью специальной компьютерной программы "Декларация 2010", которую можно бесплатно скачать на сайте ФНС России.

Новый порядок расчёта "декретных" начнёт действовать через два года.

Госдума приняла во втором чтении законопроект "О внесении изменений в статью 14 Федерального закона "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством" и статьи 2 и 3 Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством".

Законопроектом предлагается на два года (с 1 января 2011 г. по 31 декабря 2012 г.) ввести переходный период по применению порядка назначения, исчисления и выплаты пособия по беременности и родам и ежемесячного пособия по уходу за ребенком, позволяющего застрахованным лицам выбрать наиболее выгодный порядок расчёта пособий. По заявлению застрахованного лица пособия могут быть назначены в соответствии с порядком, действовавшим до 1 января 2011 г. (исходя из среднего заработка, рассчитанного за последние 12 месяцев), или по нормам Федерального закона от 08.12.2010 № 343-ФЗ (исходя из среднего дневного заработка, рассчитанного за последние 2 календарных года).

С 1 января 2013 г. средний дневной заработок для исчисления указанных пособий будет рассчитываться путём деления суммы начисленного заработка за 2 предшествующих календарных года на число календарных дней в этом периоде, за исключением дней, приходящихся на:

  • период временной нетрудоспособности, отпуска по беременности и родам, отпуска по уходу за ребёнком;
  • дополнительные оплачиваемые выходные дни для ухода за ребёнком-инвалидом;
  • период освобождения работника от работы с полным или частичным сохранением заработной платы, если на сохраняемую заработную плату за этот период страховые взносы в Фонд социального страхования РФ не начислялись.

Средний заработок, исходя из которого исчисляются указанные пособия, учитывается за каждый календарный год в сумме, не превышающей установленную на этот год предельную величину базы для начисления страховых взносов в Фонд социального страхования РФ.

В Госдуму внесен проект закона о патентной системе налогообложения в РФ и отмене единого налога на вмененный доход (ЕНВД).

Законопроект вносит изменения в ст.18 ч. I, а также в ч. II Налогового кодекса РФ. В связи с этим предлагается признать утратившими силу ряд законодательных актов РФ.

Законопроектом предлагается упрощенную систему налогообложения индивидуальных предпринимателей на основе патента, которая в настоящее время применяется на основании ст.346.35.1 НК РФ, выделить в отдельную главу 26.5 НК РФ "Патентная система налогообложения". Установлено, что патентная система налогообложения вводится с 2012 г. субъектами РФ, полученный патент действует только на территории того субъекта РФ, в котором был выдан.

Переход на патентную систему осуществляется предпринимателями добровольно, патент выдается по выбору предпринимателя на срок от 1 до 12 месяцев. Объектом налогообложения признается потенциально возможный к получению предпринимателем годовой доход. Налоговая ставка устанавливается в размере 6%. Налогоплательщики патентной системы налогообложения освобождены от представления налоговой декларации, но обязаны вести учет в книге доходов от реализации, которая представляется в налоговые органы при уплате оставшейся стоимости патента.

Перечень видов деятельности, в отношении которых может применяться патентная система налогообложения, сокращен до 47 (в действующем законодательстве РФ - 69 видов деятельности) за счет их укрупнения. При этом в данный перечень включен ряд новых видов предпринимательской деятельности: химчистка, крашение и услуги прачечных; услуги по перевозке пассажиров и грузов водным транспортом; услуги по прокату; экскурсионные услуги; розничная торговля через объекты стационарной торговли с торговым залом площадью не более 10 кв.м; розничная торговля через объекты стационарной торговой сети без торговых залов и объекты нестационарной торговой сети.

Согласно законопроекту, при применении патентной системы налогообложения предприниматель вправе привлекать наемных работников, средняя численность которых за налоговый период не должна превышать 10 человек. Законами субъектов устанавливается минимальный и максимальный размеры потенциально возможного к получению индивидуальными предпринимателями годового дохода по видам деятельности, переводимым на патентную систему налогообложения - от 100 до 500 тыс. руб. Указанные размеры подлежат индексации на коэффициент-дефлятор, устанавливаемый ежегодно с учетом изменения потребительских цен.

Законопроектом устанавливается, что с 1 января 2014 г. система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход (ЕНВД) исключается из перечня специальных режимов налогообложения. Вводится обязанность налогоплательщика при прекращении деятельности, подлежащей уплате налога по ЕНВД, подать соответствующее заявление о снятии с учета в качестве плательщика данного налога в пятидневный срок.

Уточняется порядок исчисления налога по ЕНВД в случаях, когда число дней фактической работы налогоплательщика меньше количества календарных дней в налоговом периоде.

С 1 января 2013 г. из перечня видов деятельности, которые могут быть переведены на уплату ЕНВД, исключаются: розничная торговля через магазины и павильоны и оказание услуг общественного питания с площадью зала обслуживания посетителей не более 150 кв. м. По данным видам деятельности с 1 января по 31 декабря 2012 г. устанавливается ограничение по среднесписочной численности работников - 50 человек.

Кроме того, НК РФ дополняется положением, согласно которому в случае прекращения организацией или индивидуальным предпринимателем деятельности, в отношении которой уплачивался единый сельскохозяйственный налог (ЕСХН) или налог, уплачиваемый в связи с применением упрощенной системы налогообложения (УСН), они обязаны представить соответствующее заявление в налоговый орган в срок не позднее 15 дней со дня прекращения такой деятельности.

Устанавливается, что в случае возврата налогоплательщиком ЕСХН сумм, ранее полученных в счет предварительной оплаты поставки товаров, на сумму возврата уменьшаются доходы того налогового (отчетного) периода, в котором произведен возврат.

Сумма налога (авансовых платежей по налогу), исчисленная за налоговый (отчетный) период, уменьшается налогоплательщиками по УСН, выбравшими в качестве объекта налогообложения доходы, на сумму выплаченных работникам пособий по временной нетрудоспособности не в полной сумме, а только в части выплат, не возмещаемых за счет Фонда социального страхования (ФСС).


Вернуться в начало



При подготовке настоящей рассылки использованы материалы компаний "Гарант", АО "Консультант Плюс"; изданий "Учет. Налоги. Право", "Российский налоговый курьер". Настоящая работа не представляет собой консультацию или совет. ООО "ФинЭкспертиза" не гарантирует достоверность, адекватность и полноту приведенных сведений и не несет ответственность ни за какие ошибки или упущения, а также результаты использования этого материала.