Мониторинг изменений за период 07.11.11 - 20.11.11



Налогообложение

С 2012 года в России вводится институт консолидации налогоплательщиков в целях исчисления и уплаты налога на прибыль организаций.

Консолидированная группа налогоплательщиков представляет собой добровольное объединение российских организаций - плательщиков налога на прибыль на основе договора, а также на условиях, предусмотренных Налоговым кодексом РФ.

Создание такой группы возможно при условии, что одна организация непосредственно или косвенно участвует в уставном (складочном) капитале других организаций - участников группы, причем доля такого участия в каждой из них составляет не менее 90 процентов.

При этом каждый участник должен отвечать определенным требованиям, предъявляемым, в частности: к величине совокупной сумме уплаченных за год налогов (НДС, акцизов, налога на прибыль, НДПИ) - не менее 10 млрд. рублей; суммарному объему выручки - не менее 100 млрд. рублей; совокупной стоимости активов - не менее 300 млрд. рублей.

Не могут объединяться в консолидированные группы, в частности, резиденты ОЭЗ, организации, применяющие специальные налоговые режимы, субъекты игорного бизнеса, клиринговые компании. Банки, страховые компании и некоторые иные финансовые организации могут создавать консолидированные группы только между собой.

Принятым Законом подробно регламентируется порядок заключения договора о создании консолидированной группы и внесения в него изменений, а также определяется процедура его регистрации в налоговом органе.

Уполномоченным представителем всех участников группы является ее ответственный участник. Он также несет права и обязанности налогоплательщика в связи с действием консолидированной группы.

Нормами закона установлены особенности осуществления отдельных процедур налогового администрирования в отношении консолидированной группы. Так, например, в случае неуплаты (неполной уплаты) налога взыскание соответствующих сумм в первую очередь производится за счет денежных средств на счетах ответственного участника. При их недостаточности взыскание производится за счет денежных средств остальных участников группы в последовательности, определяемой налоговым органом.

Некоторые особенности предусматриваются также в отношении проведения налоговых проверок (предметом которых является соответственно правильность исчисления и своевременность уплаты налога на прибыль). Например, в отношении срока проведения выездной налоговой проверки установлено, что ее продолжительность (не более двух месяцев) увеличивается на число месяцев, равное количеству участников, но не более чем до одного года.

Определен порядок привлечения к налоговой ответственности участников консолидированной группы: не является правонарушением неуплата (неполная уплата) налога ответственным участником группы, если это вызвано предоставлением недостоверных сведений иным участником группы. При этом в отношении такого участника установлен самостоятельный состав налогового правонарушения и ответственность в виде штрафа в размере 20 процентов (в некоторых случаях 40 процентов) от неуплаченной суммы.

Поправками в часть вторую Налогового кодекса РФ вводятся особенности определения доходов и расходов, признания убытков, формирования резервов, а также уплаты налога и представления деклараций (в частности, предусмотрено, что декларация представляется только ответственным участником по месту регистрации договора о создании консолидированной группы).

Закон вступает в силу с 1 января 2012 года, за исключением отдельных положений, для которых установлен иной срок вступления в силу.

Определено также, что для применения новых положений с 1 января 2012 года организациям необходимо не позднее 31 марта 2012 года представить в налоговую инспекцию необходимые документы в соответствии с пунктом 6 статьи 25.3 НК РФ.

(Федеральный закон от 16.11.2011 N 321-ФЗ "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с созданием консолидированной группы налогоплательщиков")

Пункты приема ставок тотализатора и букмекерской конторы отнесены к объектам налогообложения налогом на игорный бизнес.

За один пункт приема ставок в отношении указанных объектов налогообложения налоговая ставка, устанавливаемая законами субъектов РФ, может составлять от 5000 до 7000 рублей.

По месту открытия пунктов приема ставок тотализаторов и букмекерских контор налогоплательщики обязаны вставать на учет в налоговых органах.

(Федеральный закон от 16.11.2011 N 319-ФЗ "О внесении изменений в главу 29 части второй Налогового кодекса Российской Федерации")

От налогообложения налогом на прибыль организаций освобождены средства жильцов, направляемые на проведение ремонта в многоквартирных домах.

В перечень доходов, не учитываемых при определении налоговой базы по налогу на прибыль, включены доходы ТСЖ, ЖК, ЖСК и иных специализированных потребительских кооперативов и управляющих организаций в виде средств, поступающих от собственников помещений в многоквартирных домах на финансирование ремонта, капитального ремонта общего имущества многоквартирных домов (подпункт 14 пункт 1 статьи 251 НК РФ)

(Федеральный закон от 16.11.2011 N 320-ФЗ "О внесении изменения в статью 251 части второй Налогового кодекса Российской Федерации")

Российским морякам, речникам и судостроителям предоставлены налоговые льготы и другие формы государственной поддержки.

Судовладельцы (перевозчики) получат дополнительные льготы, в том числе обусловленные применением новых судов, построенных российскими судостроительными организациями, по НДС и налогу на прибыль организаций, а судостроительные организации, имеющие статус резидента промышленно-производственной особой экономической зоны - по налогу на имущество организаций. Члены экипажей судов, плавающих под государственным флагом РФ, будут уплачивать налог на доходы физических лиц по налоговой ставке 13 процентов.

Страхователи, производящие выплаты и иные вознаграждения членам экипажей судов, зарегистрированных в Российском международном реестре судов, на пятнадцать лет освобождены от уплаты страховых взносов в Пенсионный фонд РФ, ФСС РФ и ФФОМС.

Для регистрации судов, используемых для перевозок и буксировки в каботаже, в Российском международном реестре судов установлены ограничения по возрасту судна (он не должен превышать 15 лет).

Данным законом внесены и другие изменения в российское законодательство.

Исключены ограничения по территориальному расположению особых экономических зон.

Установлены тарифы, по которым определяется сумма средств на финансирование страховой и накопительной частей трудовой пенсии для лиц, которые подлежат обязательному пенсионному страхованию и с выплат которым не уплачиваются страховые взносы в Пенсионный фонд РФ в соответствии с законодательством.

Продлены сроки, в течение которых выпадающие доходы бюджетов государственных внебюджетных фондов в связи с установлением пониженных тарифов страховых взносов отдельным категориям плательщиков страховых взносов компенсируются за счет межбюджетных трансфертов из федерального бюджета.

Законом, в частности, вводятся следующие льготы:

  • Услуги по классификации и освидетельствованию судов не облагаются НДС.
  • Скорректирован порядок применения нулевой ставки НДС при реализации построенных судов, подлежащих регистрации в Российском международном реестре судов.
  • Перевозка экспортируемых или импортируемых товаров на основании договоров фрахтования судна на время (тайм-чартер) облагается НДС по нулевой ставке.
  • Заработная плата членов экипажей - нерезидентов РФ будет облагаться НДФЛ по ставке 13 процентов.
  • Доход от реализации судов, зарегистрированных в Российском международном реестре судов, не будет облагаться налогом на прибыль.
  • Скорректирован перечень основных средств, исключаемых из состава амортизируемого имущества.
  • Уточнена льгота по налогу на имущество организаций для судостроительных организаций.
  • Уточнена льгота по земельному налогу для судостроительных организаций.
  • С вознаграждений за исполнение трудовых обязанностей членами экипажей судов, зарегистрированных в РМРС, страховые взносы не уплачиваются.

(Федеральный закон от 07.11.2011 N 305-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с реализацией мер государственной поддержки судостроения и судоходства")

Изменено Соглашение об избежании двойного налогообложения между Россией и Швейцарией.

В Соглашение включены статьи, касающиеся порядка обмена информацией и противодействия подставным схемам.

Кроме того, в новой редакции изложены положения, определяющие, в частности, порядок налогообложения процентов, дивидендов, прироста стоимости капитала.

(Протокол от 24.09.2011 "О внесении изменений в Соглашение между Российской Федерацией и Швейцарской Конфедерацией об избежании двойного налогообложения в отношении налогов на доходы и капитал, подписанное в Москве 15 ноября 1995 года")

Установлен порядок определения и официального опубликования коэффициентов-дефляторов для целей исчисления НДПИ.

Минэкономразвития РФ будет ежеквартально определять коэффициенты-дефляторы, корректирующие ставку НДПИ при добыче угля, и публиковать соответствующую информацию в "Российской газете"

С 1 апреля 2011 года Федеральным законом от 28.12.2010 N 425-ФЗ введены твердые ставки НДПИ в отношении предусмотренных пп. 1.1 п. 2 ст. 337 НК РФ видов добытого угля. Указанные налоговые ставки должны корректироваться с помощью коэффициентов-дефляторов, которые также устанавливаются по каждому виду угля.

Согласно утвержденным Правилам коэффициенты-дефляторы будут определяться ежеквартально на каждый следующий квартал на основании информации об изменении цен производителей в среднем за предыдущий квартал. Эта информация в Минэкономразвития РФ должна ежемесячно предоставляться Росстатом.

Расчет коэффициентов-дефляторов будет производиться в соответствии с Методикой, которую утвердит Минэкономразвития РФ.

(Постановление Правительства РФ от 03.11.2011 N 902 "О порядке определения и официального опубликования коэффициентов-дефляторов к ставке налога на добычу полезных ископаемых при добыче угля")

Установлен коэффициент-дефлятор К1 на 2012 год.

Коэффициент-дефлятор К1 необходим для расчета налоговой базы по ЕНВД. Он учитывает изменение потребительских цен на товары (работы, услуги) в России в предшествующем календарном году и устанавливается ежегодно.

Размер К1 на 2012 год составляет 1,4942. Напомним, что в 2011 году К1 равен 1,372.

(Приказ Минэкономразвития России от 01.11.2011 № 612)

Утвержден перечень видов образовательной и медицинской деятельности, облагаемой налогом на прибыль по нулевой ставке.

С 1 января 2011 года до 1 января 2020 года организации, осуществляющие образовательную и (или) медицинскую деятельность, удовлетворяющие ряду критериев, вправе применять налоговую ставку по налогу на прибыль организаций в размере 0 процентов

Постановлением Правительства РФ от 10.11.2011 N 917 утвержден перечень видов такой образовательной и медицинской деятельности.

Применение нулевой ставки допускается при соблюдении условий, установленных статьей 284.1 НК РФ. При этом деятельность, связанная с санаторно-курортным лечением, не относится к медицинской деятельности.

(Постановление Правительства РФ от 10.11.2011 N 917 "Об утверждении перечня видов образовательной и медицинской деятельности, осуществляемой организациями, для применения налоговой ставки 0 процентов по налогу на прибыль организаций")

Определен состав сведений о налогоплательщиках, включаемый в ЕГРН в соответствии с новым порядком.

В настоящее время ведение Единого государственного реестра налогоплательщиков (ЕГРН) регламентировано Правилами, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 26.02.2004 N 110. С даты признания утратившим силу указанного Постановления вступит в действие Порядок ведения ЕГРН, разработанный Минфином РФ (Приказ от 30.09.2010 N 116н).

В дополнение к данному Приказу Минфином РФ определен состав сведений, включаемых в ЕГРН. Документ содержит три раздела, включающие в себя сведения о российских организациях, об иностранных организациях и сведения о физических лицах (в действующем документе перечни сведений дифференцированы в зависимости от источника предоставления сведений).

(Приказ Минфина РФ от 07.09.2011 N 106н "О внесении изменений в Порядок ведения Единого государственного реестра налогоплательщиков, утвержденный Приказом Министерства финансов Российской Федерации от 30 сентября 2010 г. N 116н". Зарегистрировано в Минюсте РФ 09.11.2011 N 22241)


Вернуться в начало


Правовые новости

Изменены правила ведения Государственного реестра ККТ.

Документы, необходимые для включения сведений в Государственный реестр ККТ, будут приниматься Минпромторгом РФ, в том числе через Единый портал государственных и муниципальных услуг.

Установлено, что Минпромторг РФ получает следующие сведения о поставщике (лице, обеспечивающем производство, распространение модели контрольно-кассовой техники, а также оказание услуг по ее вводу в эксплуатацию):

  • от ФНС РФ - сведения о юридическом лице, содержащиеся в ЕГРЮЛ, или сведения об индивидуальном предпринимателе, содержащиеся в ЕГРИП;
  • от Ростехрегулирования - сведения о сертификате соответствия представленного образца модели ККТ установленным требованиям по электрической безопасности и электромагнитной совместимости в части обеспечения безопасности работы приборов и оборудования.

Данные документы могут быть представлены поставщиком. При этом непредставление указанных документов поставщиком не является основанием для отказа в рассмотрении заявления о включении в Государственный реестр сведений о модели ККТ.

Минпромторг РФ не вправе требовать от поставщика представления документов и информации, не предусмотренных Правилами ведения Государственного реестра контрольно-кассовой техники, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 23.01.2007 N 39.

(Постановление Правительства РФ от 10.11.2011 N 918 "О внесении изменений в Правила ведения Государственного реестра контрольно-кассовой техники, а также требования к его структуре и составу сведений")


Вернуться в начало


Социальное обеспечение и страхование

Пенсионный фонд РФ напоминает, что страховые взносы за октябрь 2011 года должны быть перечислены не позднее 15 ноября.

После указанной даты начисленные, но неуплаченные суммы взносов будут признаны недоимкой.

Пенсионным фондом подготовлена информация о порядке уплаты в 2011 году страховых взносов во внебюджетные фонды. Сообщены размеры тарифов страховых взносов, а также величина предельного годового заработка, с которого уплачиваются страховые взносы, - 463 000 рублей. ПФР напомнил о том, что согласно действующему законодательству страховые взносы уплачиваются ежемесячно не позднее 15 числа месяца, следующего за расчетным.

Формы платежных документов и рекомендации о порядке их заполнения, а также иная необходимая информация размещены на сайте ПФР.

(Информация ПФ РФ от 09.11.2011)

ФСС России разъяснил вопросы оформления листков нетрудоспособности нового образца.

В связи с многочисленными обращениями медицинских организаций и работодателей ФСС России разъяснил вопросы оформления листков нетрудоспособности нового образца.

В письме, предназначенном для региональных отделений фонда, разъясняется, в частности, следующее.

Во-первых, при наличии ошибок в разделе "ЗАПОЛНЯЕТСЯ ВРАЧОМ МЕДИЦИНСКОЙ ОРГАНИЗАЦИИ" листок нетрудоспособности считается испорченным и взамен него выдается новый, оформленный так же, как и первоначальный. При этом дата выдачи нового бланка должна соответствовать дате выдачи первоначального листка.

Бывает так, что за период временной нетрудоспособности работнику выдается несколько больничных листов. Если один из них был испорчен, медицинская организация должна снять с него копию, в которой указать № нового листка нетрудоспособности, выданного взамен старого, или выдать справку, подтверждающую факт замены больничного с указанием № заменяемого листка нетрудоспособности.

Во-вторых, указание в графе "Должность врача" просто слова "врач" или "леч врач" не соответствует наименованию указанной графы и не является допустимым. Номенклатура должностей медицинского и фармацевтического персонала и специалистов с высшим и средним профессиональным образованием учреждений здравоохранения утверждена приказом Минздравсоцразвития России от 25.07.2011 № 801н.

Данную графу можно заполнить следующим образом: терапевт, педиатр, хирург, лор. При этом сокращение "аллергол", "стоматол", "офтальмол", если число букв в наименовании должности врача превышает 9 ячеек, считается допустимым, так как позволяет идентифицировать должность врача.

В-третьих, при заполнении раздела "ЗАПОЛНЯЕТСЯ РАБОТОДАТЕЛЕМ" в строке "ИТОГО начислено WWWWWW р. WW к." указывается общая сумма, подлежащая выплате застрахованному лицу. В данной строке работодатель должен указать размер пособия после его уменьшения на сумму НДФЛ.

При этом в строке "Сумма пособия: за счет средств Фонда социального страхования Российской Федерации WWWWWW р. WWк. за счет средств работодателя WWWWWW р. WW к." размер пособия должен быть отражен в полном объеме без вычета сумм НДФЛ.

(Письмо ФСС от 28.10.2011 № 14-03-18/15-12956)


Вернуться в начало


Труд и занятость

Разработаны меры экономического стимулирования к соблюдению работодателями требований охраны труда.

Введена обязанность работодателей сообщать в ФСС РФ сведения о результатах аттестации рабочих мест по условиям труда и проведенных обязательных предварительных и периодических медицинских осмотрах работников.

Кроме того, размер скидки или надбавки к страховому тарифу по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний будет рассчитываться по итогам работы страхователя за три года (в настоящее время для расчета используется только предшествующий год). Установлено также, что при наступлении страхового случая со смертельным исходом скидка не устанавливается.

Закон вступает в силу с 1 января 2012 года.

(Федеральный закон от 06.11.2011 N 300-ФЗ "О внесении изменений в статьи 17 и 22 Федерального закона "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний")


Вернуться в начало


Таможенное дело

Ввоз в РФ иностранных товаров, предназначенных для организации и проведения Олимпийских и Паралимпийских игр 2014 года в г. Сочи, может осуществляться с применением специальной таможенной процедуры без уплаты таможенных пошлин, налогов, применения мер нетарифного регулирования.

Утверждены Правила, определяющие:

  • условия помещения товаров, предназначенных для организации и проведения XXII Олимпийских зимних игр и XI Паралимпийских зимних игр 2014 года в г. Сочи, под специальную таможенную процедуру;
  • требования специальной таможенной процедуры, включающие в себя способы и порядок завершения действия специальной таможенной процедуры, возникновение и прекращение обязанности по уплате таможенных пошлин, налогов в отношении товаров, помещаемых (помещенных) под специальную таможенную процедуру;
  • порядок признания товаров, помещенных под специальную таможенную процедуру, не находящихся под таможенным контролем;
  • ограничения на пользование и распоряжение товарами, помещенными под специальную таможенную процедуру.

В Постановлении приводится перечень лиц, правомочных помещать указанные товары под специальную таможенную процедуру.

Постановление вступает в силу по истечении 30 дней после дня его официального опубликования.

(Постановление Правительства РФ от 03.11.2011 N 911 "Об утверждении Правил применения специальной таможенной процедуры в отношении ввозимых в Российскую Федерацию иностранных товаров, предназначенных для организации и проведения XXII Олимпийских зимних игр и XI Паралимпийских зимних игр 2014 года в г. Сочи, и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации")

Изменена ставка ввозной пошлины на ряд товаров.

С 1 января 2012 года изменяются ставки ввозных таможенных пошлин в отношении видеоигр с использованием телевизионного приемника и игр электронных. Установлено, что при ввозе указанных товаров (коды ТН ВЭД ТС 9504 10 000 0 и 9504 90 900 2) размер ставок ввозных таможенных пошлин составит 12,5% от таможенной стоимости.

Установлены ставки ввозных таможенных пошлин в отношении акриловых смол. Ставка ввозной таможенной пошлины в размере 0 процентов от таможенной стоимости установлена в отношении подсубпозиции 3906 90 900 1 ТН ВЭД ТС. Применительно к подсубпозиции 3906 90 900 9 ТН ВЭД ТС ставка пошлины составит 10 процентов от таможенной стоимости.

С 1 января 2012 года ввоз терефталевой кислоты и ее солей (код 2917 36 000 0 ТН ВЭД ТС) временно будет осуществляться по нулевой ставке ввозной таможенной пошлины. Ставка ввозной таможенной пошлины в размере 0% от таможенной стоимости установлена сроком на 1 год.

С 1 января 2012 года ставка ввозной таможенной пошлины на стирол (код 2902 50 000 0 ТН ВЭД ТС) снижена с 5 процентов от таможенной стоимости до нуля. Названная ставка в размере 0% от таможенной стоимости установлена сроком на 1 год.

(Решение Комиссии Таможенного союза от 18.10.2011 N 843 "О корректировке ставок ввозных таможенных пошлин Единого таможенного тарифа Таможенного союза в отношении видеоигр с использованием телевизионного приемника и игр электронных"
Решение Комиссии Таможенного союза от 18.10.2011 N 844 "О внесении изменений в единую Товарную номенклатуру внешнеэкономической деятельности Таможенного союза и Единый таможенный тариф Таможенного союза в отношении акриловых смол"
Решение Комиссии Таможенного союза от 18.10.2011 N 845 "О корректировке ставки ввозной таможенной пошлины Единого таможенного тарифа Таможенного союза в отношении терефталевой кислоты и ее солей"
Решение Комиссии Таможенного союза от 18.10.2011 N 846 "О корректировке ставки ввозной таможенной пошлины Единого таможенного тарифа Таможенного союза в отношении стирола")

Расширен перечень категорий товаров, в отношении которых может быть установлена специальная таможенная процедура.

В указанный Перечень, утвержденный Решением Комиссии Таможенного союза от 20 мая 2010 года N 329, включены иностранные товары (лекарственные препараты (лекарственные средства), специальное спортивное питание, биологически активные добавки к пище), ввозимые на таможенную территорию Таможенного союза и предназначенные для проведения лечебных и восстановительных мероприятий кандидатам в национальные и сборные команды по видам спорта, и членам таких команд в интересах государств - членов Таможенного союза на некоммерческой основе, а также для обеспечения деятельности научно-исследовательских групп в области спорта высоких достижений, задействованных министерств государств - членов Таможенного союза.

Названные товары помещаются под специальную таможенную процедуру без уплаты таможенных пошлин, налогов, а также без применения запретов и ограничений, установленных в соответствии с законодательством Таможенного союза.

(Решение Комиссии Таможенного союза от 07.04.2011 N 849 "О ввозе ограниченных партий биологически активных добавок к пище, специального спортивного питания и лекарственных препаратов (лекарственных средств), предназначенных для обеспечения национальных спортивных сборных команд государств - членов Таможенного союза")

Утверждена ставка вывозной таможенной пошлины на никель нелегированный.

С 5 декабря 2011 года вводится в действие ставка вывозной таможенной пошлины на никель нелегированный в размере, равном 2117,8 доллара США за 1 тонну

Указанная ставка пошлины будет применяться в отношении никеля нелегированного (код ТН ВЭД ТС 7502 10 000 00), вывозимого с территории РФ за пределы государств - участников соглашений о Таможенном союзе.

Кроме того, установлено, что ставки вывозных таможенных пошлин на товары, вывозимые с территории РФ за пределы государств - участников соглашений о Таможенном союзе, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 23 декабря 2006 года N 795, будут исчисляться не только в процентах от таможенной стоимости либо в евро, но и в долларах США.

Постановление вступает в силу по истечении 30 дней после дня его официального опубликования.

(Постановление Правительства РФ от 01.11.2011 N 875 "О внесении изменения в Постановление Правительства Российской Федерации от 23 декабря 2006 г. N 795 и утверждении ставки вывозной таможенной пошлины на никель нелегированный")


Вернуться в начало


Валютное регулирование

Административная ответственность за нарушение установленных сроков представления форм учета и отчетности по валютным операциям дифференцирована в зависимости от продолжительности нарушения.

Так, нарушение установленных сроков представления форм учета и отчетности по валютным операциям, подтверждающих документов и информации при осуществлении валютных операций не более чем на 10 дней повлечет предупреждение или наложение штрафа на должностных лиц в размере от 500 до 1000 рублей, на юридических лиц - от 5000 до 15000 рублей;

Нарушение установленных сроков более чем на 10, но не более чем на 30 дней повлечет наложение штрафа на должностных лиц в размере от 2000 до 3000 тысяч рублей, а на юридических лиц - от 20000 до 30000 рублей.

За нарушение сроков представления форм учета и отчетности по валютным операциям более чем на 30 дней установлен штраф в размере от 4000 до 5000 рублей и от 40000 до 50000 рублей соответственно.

Административный штраф будет выражаться в том числе в сумме денежных средств, кратной размеру ставки рефинансирования ЦБ РФ от суммы денежных средств, зачисленных на счета в уполномоченных банках с нарушением срока

Невыполнение резидентом в установленный срок обязанности по получению на свои банковские счета в уполномоченных банках иностранной валюты или валюты РФ, причитающихся за переданные нерезидентам товары, выполненные для нерезидентов работы, оказанные нерезидентам услуги либо за переданные нерезидентам информацию или результаты интеллектуальной деятельности, в том числе исключительные права на них, повлечет штраф на должностных лиц и юридических лиц в размере одной стопятидесятой ставки рефинансирования ЦБ РФ от суммы денежных средств, зачисленных на счета в уполномоченных банках с нарушением установленного срока, за каждый день просрочки зачисления таких денежных средств или в размере от трех четвертых до одного размера суммы денежных средств, не зачисленных на счета в уполномоченных банках.

При этом расчет штрафа, выраженного в величине, кратной сумме денежных средств, зачисленных на счета в уполномоченных банках с нарушением срока, будет осуществляться исходя из размера ставки рефинансирования ЦБ РФ, действовавшей в период просрочки.

Ранее за данное правонарушение был установлен штраф в размере от трех четвертых до одного размера суммы денежных средств, не зачисленных на счета в уполномоченных банках.

(Федеральный закон от 16.11.2011 N 311-ФЗ "О внесении изменений в статью 15.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" и Федеральный закон от 16.11.2011 N 312-ФЗ "О внесении изменений в статьи 3.5 и 15.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях")


Вернуться в начало


Законопроекты

Новый закон "О бухгалтерском учете" могут отложить до 2012 года.

Комитет по бюджету и налогам Госдумы подготовил ко второму чтению законопроект "О бухгалтерской учете". Но точную дату рассмотрения документа не называют.

Изначально у чиновников были планы принять Закон до конца текущего года, чтобы ряд изменений вступил в силу уже с 2012. Учитывая, что Государственная дума закончит свою работу раньше, чем обычно, по причине проведения выборов 4 декабря, есть вероятность, что новые положения бухгалтерского учета не успеют принять в этой сессии.

Госдума приняла закон об индексации акцизов в 2012-2014 гг.

Госдума приняла в третьем чтении закон об индексации акцизов в 2012-2014 годах, предусматривающий увеличение ставок с учетом прогнозируемого уровня инфляции и опережающее повышение акцизов сверх этого уровня для алкогольной и табачной продукции.

Проект постановления о счетах-фактурах поступил в правительство.

Подготовка постановления, регулирующего порядок оформления и выставления счетов-фактур, ведение журналов учета, книг покупок и продаж, дошла до своей заключительной стадии. Как сообщают в Минфине, проект недавно поступил на рассмотрение правительства. Срок утверждения документа в министерстве спрогнозировать не берутся. Однако, поскольку согласования со всеми министерствами и ведомствами уже пройдены, велика вероятность, что он вступит в силу с 1 января 2012 года.


Вернуться в начало


Судебная практика

Применение налоговыми органами расчетного метода для определения доходов.

Утрата индивидуальным предпринимателем первичных учетных документов в связи с пожаром и отсутствие раздельного учета при совмещении специальных налоговых режимов является основанием для применения налоговиками расчетного метода при определении размера доходов.

Арбитры решили, что отсутствие у предпринимателя учета доходов и расходов, ведение учета с нарушением установленного порядка дает налоговому органу право на применение расчетного метода исчисления налогов на основании имеющейся информации о налогоплательщике. Получив расчетным путем коэффициенты соотношения доходов от деятельности, облагаемой ЕНВД, и доходов от деятельности, облагаемой налогом по УСН, к общей величине доходов, налоговые инспекторы определили величину налога, подлежащего доплате по упрощенной системе налогообложения. Какой либо иной расчет предприниматель не представил. Таким образом, суд признал правомерным привлечение предпринимателя к налоговой ответственности.

(Определение ВАС РФ от 14.10.2011 N ВАС-13418/11 по делу N А60-32895/2010-С6)

Налогоплательщик вправе применить вычет по НДС частями в разных налоговых периодах.

Налоговый орган отказал компании в вычетах НДС, сославшись на то, что налогоплательщик должен был применить их в тех периодах, в которых возникало право на вычет, а не позднее. По мнению инспекции, возможности принять налог к вычету в последующие периоды налоговое законодательство не содержит. Кроме того, компания применяла вычеты в налоговых периодах, что также послужило основанием для доначисления налога.

Арбитражный суд признал отказ в вычете правомерным, однако суды апелляционной и кассационной инстанции не согласились с этим решением, аргументируя свою позицию следующим. В абз. 3 п. 1 ст. 172 НК РФ указано, что вычеты сумм налога, предъявленных налогоплательщику при приобретении основных средств, производятся в полном объеме после принятия данных средств на учет. Между тем ст. 172 НК РФ, определяющая порядок применения налоговых вычетов, не исключает возможности применения вычета сумм НДС за пределами налогового периода, в котором товары (работы, услуги) оплачены, а основные средства - оплачены и поставлены на учет. Таким образом, то обстоятельство, что налогоплательщик заявил вычеты в более поздние периоды, само по себе не может служить основанием для лишения его права на вычет.

Доводы инспекции о том, что спорные вычеты были применены налогоплательщиком в несколько "приемов", суды не приняли во внимание. Как указал ФАС Поволжского округа, рассматривавший этот спор в кассации, по смыслу и содержанию положений ст. ст. 171, 172 НК РФ право налогоплательщика на вычет не ограничено ни пределами какого-либо налогового периода, ни объемом налогового вычета (полным или частичным) в конкретном налоговом периоде.

(Постановление ФАС Поволжского округа от 13.10.2011 N А55-26765/2010)

При многократной поставке товаров одному покупателю продавец вправе выставить по итогам налогового периода один счет-фактуру.

Компания в качестве потребителя заключила с гарантирующим поставщиком и сбытовой организацией договор поставки электрической энергии. Стороны пришли к соглашению о том, что расчетным периодом считается календарный месяц, в котором производится подача электрической энергии и мощности. При этом счета и счета-фактуры за потребленную электроэнергию по нерегулируемым тарифам выставляются не позднее пяти календарных дней со дня оказания услуг. Поставщик выставил потребителю счета-фактуры от 05.10.2010 за электроэнергию, потребленную в сентябре 2010 г., и от 08.11.2010 - за потребленную в октябре того же года. Потребитель обратился в арбитражный суд с требованием обязать поставщика и сбытовую компанию выставить счета-фактуры за сентябрь и октябрь 2010 г., датировав их налоговым периодом, в котором услуги были оказаны. По мнению заявителя, ответчики неправомерно выдали ему счета-фактуры в последующем налоговом периоде, что влечет налоговые риски истца, а именно невозможность принятия НДС к вычету.

Суды всех трех инстанций признали указанный порядок выставления счетов-фактур правомерным в силу следующего. Согласно п. 3 ст. 168 НК РФ при реализации товаров, а также при получении оплаты в счет предстоящих поставок соответствующие счета-фактуры выставляются не позднее пяти календарных дней со дня поставки товара или получения оплаты. Суд отклонил доводы потребителя о возникновении у него налоговых рисков, связанных с невозможностью вычета НДС. При этом ФАС Северо-Кавказского округа, рассматривавший данный спор в кассации, исходил из того, что в соответствии со ст. 169 НК РФ наличие счета-фактуры является основанием для принятия НДС к вычету. Невыполнение требований к его выставлению, не предусмотренных п. п. 5 и 6 указанной статьи, не влечет отказа в вычете. По мнению судов, потребитель не доказал, что поставщик при выставлении счетов-фактур допустил нарушения, которые могут стать основанием для такого отказа. Суд кассационной инстанции также отметил, что налоговый период для истца составляет квартал, а не месяц. Кроме того, ст. 172 НК РФ, определяющая порядок применения налоговых вычетов, не исключает возможности применения вычета НДС по окончании периода, в котором товары оплачены, а основные средства - оплачены и поставлены на учет. Таким образом, выставление счета-фактуры по истечении периода, в котором возникло право на вычет, само по себе не может служить основанием для лишения этого права.

(Постановление ФАС Северо-Кавказского округа от 18.10.2011 N А63-12061/2010)


Вернуться в начало


Прочее

Минфином РФ уточнен порядок возврата налогоплательщику сумм платежей, ошибочно перечисленных им на счет территориального органа Федерального казначейства другого субъекта РФ.

Разъяснения, касающиеся урегулирования вопросов, связанных с возвратом налогоплательщикам таких сумм платежей, были доведены письмом Минфина РФ от 10.08.2011 N 02-04-09/3641. В дополнение к этому в новом письме Минфина РФ уточняется процедура возврата платежей и определяются сроки совершения отдельных действий.

Так, например, сообщается, что ИФНС России по месту учета налогоплательщика в целях подтверждения уплаты платежа (в случае отсутствия у нее информации о зачислении платежа на счет N 40101 УФК другого субъекта РФ) направляет соответствующий запрос в ИФНС России по месту зачисления платежа. Запрос должен быть отправлен не позднее двух рабочих дней со дня поступления от налогоплательщика заявления о возврате платежа. Подтверждение о зачислении платежа должно быть отправлено не позднее двух рабочих дней со дня получения запроса.

Сообщено также, что в случае отказа банком в проведении платежа УФК по месту зачисления платежа в течение трех рабочих дней со дня получения отказа возвращает в УФНС по месту зачисления платежа представленные документы с указанием причины возврата.

(Письмо Минфина РФ от 02.11.2011 N 02-04-10/4819)

Налоговики дали разъяснения о корректировочных счетах-фактурах.

Напомним, что 28 сентября 2011 года налоговая служба выпустила письмо, в котором привела рекомендуемую форму корректировочного счета-фактуры. Теперь налоговики объяснили: документ может быть заполнен любым удобным способом. Никаких ограничений, в частности по формату бумаги, нет. Кроме того, форму корректировочного счета-фактуры планируется сделать более удобной и компактной.

Также налоговые органы указали, как заполнять графу "к уменьшению". Так, в подп. 13 п. 5.2 ст. 169 Налогового кодекса сказано, что при уменьшении стоимости разница в корректировочном счете-фактуре указывается с отрицательным знаком. А в письме ФНС России от 28.09.2011 № ЕД-4-3/15927@, где приведена рекомендованная форма счета-фактуры, что следует указывать положительное значение. Специалисты разъяснили, что в документе показатель ставится положительный. Так как графа "к уменьшению" сама по себе имеет отрицательное значение.

(Письмо ФНС России в письме от 02.11.2011 г. № ЕД-3-3/3608@)

Организация может вернуть НДС по частям.

Компания вправе заявить к возврату меньшую сумму НДС, чем та, что предъявлена к возмещению в декларации. К примеру, если часть переплаты организация хочет вернуть, а часть зачесть в счет будущих платежей. По мнению налоговиков такой порядок не противоречит нормам статьи 176.1 Налогового кодекса, которая регулирует порядок возмещения налога.

(Письмо ФНС России от 07.11.2011 г. № ЕД-4-3/18516)

Применение с 1 октября 2011 года нового порядка исчисления НДС в отношении операций по реализации имущества, не используемого для осуществления банковской деятельности, не зависит от даты приобретения такого имущества.

Сообщается, что в случае если банками суммы НДС по приобретенному имуществу в расходы при налогообложении прибыли организаций до 1 октября 2011 года не включались, то, начиная с этой даты, суммы налога следует учесть в стоимости реализуемого имущества. Соответственно при реализации такого имущества после 1 октября 2011 года налоговую базу по НДС следует исчислять как разницу между рыночной ценой этого имущества с учетом налога и его стоимостью с учетом уплаченного налога.

Если суммы НДС по указанному имуществу до 1 октября 2011 года были включены в расходы при налогообложении прибыли организаций или не выделены в учете, то при реализации такого имущества после 1 октября 2011 года оснований для применения банками нового порядка определения налоговой базы по НДС не имеется.

(Письмо ФНС РФ от 10.11.2011 N ЕД-4-3/18802@ "О направлении письма Минфина России от 24.10.2011 N 03-07-15/107 по вопросу о применении с 1 октября 2011 года налога на добавленную стоимость при реализации имущества, не используемого для осуществления банковской деятельности")

Разъяснен порядок подачи сведений о невозможности удержать НДФЛ и о доходах физлица.

По вопросу представления сведений о невозможности удержать НДФЛ, а также справки о доходах Минфин России указал следующее.

Форма сведений о доходах физлиц и суммах НДФЛ, начисленных, удержанных и перечисленных в бюджет, а также бланк сообщения о невозможности удержать налог утверждены Приказом ФНС России от 17.11.2010 N ММВ-7-3/611@. Оба этих документа заполняются по форме 2-НДФЛ, но в поле "Признак" проставляется цифра 1, если подается справка о доходах (п. 2 ст. 230 НК РФ), и цифра 2 - если представляется уведомление о невозможности удержать налог (п. 5 ст. 226 НК РФ).

Ведомство также отметило, что в справке о доходах физлиц с признаком 1, представляемой ежегодно в целом по организации, указываются общие суммы доходов и исчисленного налога. В ней отражаются, в частности, доходы и исчисленная сумма НДФЛ, суммы удержанного и перечисленного налога, а также сумма, не удержанная налоговым агентом (которая ранее была отражена в справке с признаком 2). Следовательно, справка о доходах физлиц с признаком 1 содержит более общие сведения.

Таким образом, даже если агент уже подал уведомление о невозможности удержать налог у какого-либо физлица, это не освобождает его от подачи справки о доходах указанного налогоплательщика.

(Письмо Минфина России от 27.10.2011 N 03-04-06/8-290)

По операциям, расходы по которым учитываются равными долями, НДС принимается к вычету полностью.

По вопросу принятия к вычету НДС, предъявленного при приобретении товаров (работ, услуг), расходы по которым в целях исчисления налога на прибыль учитываются равными долями в течение отчетных периодов, Минфин России дал следующие разъяснения.

Согласно подп. 1 п. 2 ст. 171 НК РФ суммы НДС, предъявленные при приобретении товаров (работ, услуг), принимаются к вычету в случае приобретения данных объектов для операций, облагаемых НДС. В то же время п. 7 ст. 171 НК РФ предусмотрено, что если в соответствии с гл. 25 НК РФ расходы принимаются по нормативам, то суммы НДС по таким расходам принимаются к вычету в размере, соответствующем таким нормам. Других особенностей по порядку применения налоговых вычетов в связи с правилами формирования расходов по налогу на прибыль налоговым законодательством не установлено.

Таким образом, суммы НДС, предъявленные налогоплательщику при приобретении товаров, расходы по которым в целях исчисления налога на прибыль организаций не нормируются, а учитываются равномерно в течение определенного периода, принимаются к вычету в полном объеме в общеустановленном порядке.

(Письмо Минфина РФ от 05.10.2011 N 03-07-11/261)

ФНС России разъяснила порядок исчисления авансовых платежей по налогу на прибыль для организаций, имеющих подразделения в субъектах РФ, в которых ставка налога снижена.

Как разъяснила ФНС России, налогоплательщики, имеющие обособленные подразделения, исчисляют ежемесячный авансовый платеж в целом по организации в общеустановленном порядке. При этом сумма авансового платежа распределяется между организацией и обособленными подразделениями в порядке, установленном для распределения авансовых платежей (то есть исходя из долей налоговой базы, приведенных по строке 040 Приложения N 5 к листу 02 налоговых деклараций за отчетные периоды).

Таким образом, пониженные законами субъектов РФ налоговые ставки учитываются при расчете ежемесячных авансовых платежей в целом по организации. При распределении их между обособленными подразделениями исходя из долей налоговой базы налоговые обязательства уменьшаются по всем обособленным подразделениям, что корректируется при расчете сумм авансовых платежей по итогам отчетных периодов и налога по результатам налогового периода.

В случае образования переплат по обособленным подразделениям налогоплательщика, расположенным в субъектах РФ, при применении пониженной ставки налога такие переплаты могут быть зачтены в счет предстоящих платежей в порядке, установленном ст. 78 НК РФ.

Ранее официальных разъяснений по данному вопросу контролирующие ведомства не давали.

(Письмо ФНС России от 13.10.2011 N ЕД-4-3/16970)

Принять НДС к вычету можно, если приобретенные основные средства не оприходованы на счете 01 бухгалтерского учета.

Согласно п. 1 ст. 172 НК РФ вычет сумм НДС, предъявленных покупателю при приобретении основных средств, производится в полном объеме после принятия данных основных средств на учет. Руководствуясь этой нормой, финансовое ведомство сделало вывод, что воспользоваться правом на налоговый вычет налогоплательщик может только после оприходования объектов в качестве основных средств, то есть на счете 01 "Основные средства". Аналогичные разъяснения ранее уже выпускались Минфином России (Письма от 02.08.2010 N 03-07-11/330, от 21.09.2007 N 03-07-10/20).

Данный вопрос является спорным уже довольно давно и, несмотря на постоянные изменения в налоговом законодательстве, продолжает быть актуальным.

Как видно из формулировки п. 1 ст. 172 НК РФ, вычет НДС не ставится в зависимость от того, на каком счете бухгалтерского учета налогоплательщик учитывает приобретенные основные средства. Поэтому отражение объекта, например, на счете 08 "Вложения во внеоборотные активы" не лишает покупателя права на применение вычетов по НДС. К сегодняшнему дню по данному вопросу сложилась обширная арбитражная практика, которая также указывает, что одним из условий применения вычетов НДС является принятие на учет приобретенного объекта на любом из счетов бухгалтерского учета, а не только на счете 01 (см., например, Постановления ФАС Московского округа от 08.07.2011 N КА-А41/6099-11, ФАС Центрального округа от 07.04.2011 N А54-1904/2010С3). Дополнительные материалы по данному вопросу см. в Энциклопедии спорных ситуаций по НДС.

Напомним, что в отношении применения вычетов по основным средствам, предназначенным для сдачи в аренду по договору лизинга, Минфин России разъясняет следующее. Заявить налог к вычету можно после отражения стоимости основных средств на бухгалтерском счете 03 "Доходные вложения в материальные ценности" (Письмо от 24.02.2010 N 03-05-05-01/03). Дополнительные материалы см. в Энциклопедии спорных ситуаций по НДС.

Таким образом, при приобретении основных средств покупатель вправе заявить предъявленный НДС к вычету после принятия объектов к учету, причем не обязательно на счете 01 "Основные средства". Однако такой порядок действий не согласуется с позицией финансового ведомства, и в вычете налога инспекция может отказать. Оспорить решение налогового органа налогоплательщик может в судебном порядке.

(Письмо Минфина России от 28.10.2011 N 03-07-11/290)

Продавец не вправе принять НДС к вычету, если покупатель не оплатил поставленные товары.

Налогоплательщик уплатил в бюджет НДС, предъявленный покупателю при реализации товаров. Покупатель товары не оплатил, так как был ликвидирован в связи с банкротством. Может ли продавец принять к вычету предъявленный покупателю НДС?

Минфин России дал отрицательный ответ на этот вопрос, руководствуясь следующим.

Согласно п. 5 ст. 171 НК РФ вычету подлежит НДС, предъявленный покупателю и уплаченный продавцом в бюджет при реализации товаров, в случае их возврата (в том числе в течение действия гарантийного срока) продавцу или отказа от них. В иных случаях суммы налога, предъявленные покупателю и уплаченные в бюджет при реализации товаров, к вычету у продавца не принимаются.

(Письмо Минфина РФ от 09.08.2011 № 03-07-11/216)

Разъяснен порядок представления справки 2-НДФЛ при реорганизации налогового агента.

Не позднее 1 апреля года, следующего за истекшим налоговым периодом, налоговые агенты представляют в инспекцию по месту своего учета справки о доходах физического лица по форме 2-НДФЛ (ст. 230 НК РФ). Но что делать, если организация реорганизована до этого времени?

Отвечая на этот вопрос, ФНС России указала, что ст. 50 НК РФ установлено правопреемство вновь возникших организаций только в части исполнения обязанности по уплате налогов. При этом возможность исполнения обязанности по представлению сведений о доходах физических лиц правопреемниками реорганизованного юридического лица НК РФ не предусмотрена.

В случае реорганизации или ликвидации налогового агента его деятельность прекращается до окончания налогового периода. В этой связи справки 2-НДФЛ должны быть представлены ликвидируемой (присоединенной) организацией за период времени от начала года до дня завершения реорганизации (письмо от 26.10.2011 № ЕД-4-3/17827@).

Аналогичные выводы сделаны в письмах Минфина России от 19.07.2011 № 03-04-06/8-173, ФНС России от 07.07.2010 № ШС-37-3/6122 и др.

(Письмо ФНС России от 26.10.2011 № ЕД-4-3/17827@)

Доходы от продажи акций освобождаются от НДФЛ, только если акции были приобретены после 1 января 2011 года.

Доходы, полученные от продажи акций, приобретенных до 1 января 2011 г., подлежат обложению НДФЛ. Об этом Минфин России проинформировал в письме от 07.11.2011 № 03-04-05/3-862.

Финансовое ведомство указало, что поправка в статью 217 НК РФ, предусматривающая, освобождение от НДФЛ доходов, получаемых от реализации акций, при условии, что на дату реализации таких акций они непрерывно принадлежали налогоплательщику на праве собственности более пяти лет, применяется начиная с 1 января 2011. То есть данная норма действует лишь при условии продажи акций, приобретенных после 1 января 2011 года.

(Письмо Минфина России от 07.11.2011 № 03-04-05/3-862)

При утверждении нормативным актом субъекта РФ новых результатов государственной кадастровой оценки земель за прошлые налоговые периоды, перерасчет земельного налога, уплаченного за эти периоды, производится только в случае улучшения положения налогоплательщика.

Данный вывод сделан ФНС РФ с учетом правовой позиции Конституционного Суда РФ, изложенной в Определении от 03.02.2010 N 165-О-О, в котором в частности указано, что нормативные правовые акты органов исполнительной власти субъектов РФ (в части, в которой они порождают правовые последствия для налогоплательщиков), действуют во времени в том порядке, какой определен для актов законодательства о налогах и сборах, в силу прямого указания на то пунктом 5 статьи 5 НК РФ.

(Письмо ФНС РФ от 23.03.2011 N ЗН-4-1/4544)

Отрицательный результат, полученный от реализации права требования долга, признается убытком, учитываемым при формировании налоговой базы по налогу на прибыль организаций.

В письме ФНС РФ сообщено о том, что положения Налогового кодекса РФ не содержат каких либо особенностей, препятствующих учитывать в составе расходов убыток, полученный от реализации права требования как финансовой услуги.

Указано также, что до внесения изменений в налоговую декларацию, утвержденную Приказом ФНС РФ от 15.12.2010 N ММВ-7-3/730@, строка 090 Приложения N 3 к Листу 02 заполнению не подлежит.

(Письмо ФНС РФ от 11.11.2011 N ЕД-4-3/18881@ "Об убытке, полученном от реализации права требования как финансовой услуги")


Вернуться в начало



При подготовке настоящей рассылки использованы материалы компаний "Гарант", АО "Консультант Плюс"; изданий "Учет. Налоги. Право", "Российский налоговый курьер". Настоящая работа не представляет собой консультацию или совет. ООО "ФинЭкспертиза" не гарантирует достоверность, адекватность и полноту приведенных сведений и не несет ответственность ни за какие ошибки или упущения, а также результаты использования этого материала.