Мониторинг изменений за период 08.08.11 - 12.08.11



Налоги и бухучёт

Помощь без налога (Газета.Ru).

Благотворительные организации получили существенное налоговое послабление. Соответствующий законопроект подписал Дмитрий Медведев. Многие некоммерческие организации теперь освобождены от налогов – это касается фондов, работающих с детьми, инвалидами, сиротами. Семьи же, получая повторные суммы от одних и тех же благотворителей, не должны платить подоходный налог.

Дмитрий Медведев подписал законопроект, освобождающий от налогов благотворительные организации. Поправки в Налоговый кодекс "О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации в части совершенствования налогообложения некоммерческих организаций и благотворительной деятельности", принятые Госдумой и одобренные Советом федерации, подписаны президентом. Как сказано в пояснительной записке, проект должен создать "благоприятные условия для функционирования некоммерческих организаций, оказания социальных услуг населению, развития благотворительной деятельности и добровольчества".

От налогов освобождаются организации, помогающие несовершеннолетним детям, инвалидам, пожилым гражданам, оформляющие попечительство или опеку над детьми-сиротами, "включая обследование условий жизни таких граждан и их семей".

НДС не нужно платить при денежной и материальной помощи детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, и детям, доходы семей которых ниже прожиточного минимума. По действующему кодексу, если семья получает помощь от благотворителей второй раз, то должна заплатить за нее 13% налога.

В проект попали также пожертвования благотворительным, религиозным организациям, "социально ориентированным НКО". При расчете налогов правительственные гранты, полученные "российскими физическими лицами, некоммерческими организациями, а также иностранными и международными организациями", учитываться не будут.

Различные благотворительные организации теперь не будут платить НДС от компенсаций добровольцам. Как правило, им компенсируют аренду жилья, питание, страховые взносы, оформление медстраховки и т. д. Россияне, судя по поправкам, могут теперь рассчитывать на социальные налоговые вычеты, если пожертвовали благотворительным организациям, социально ориентированным НКО и НКО, чья деятельность связана с культурой и спортом, или религиозным организациям.

Благотворительные фонды говорят, что боролись за этот законопроект несколько лет.

Директор программ фонда "Подари жизнь" Екатерина Чистякова сказала, что фонд четыре года "писал в Госдуму, ходил на встречи", но результат появился, когда в проблему вмешались лично президент и премьер-министр. О том, что необходимо освободить от налога на вторые выплаты семьи, говорила в мае 2010 года на встрече с Владимиром Путиным глава фонда "Подари жизнь" актриса Чулпан Хаматова.

"Тяжелобольным детям нужна всегда дополнительная помощь – новая порция лекарств, новые операции, лечение и т. д. Родители не могли платить 13% налогов – ребенка приходилось передавать из фонда в фонд", – поясняет Чистякова.

Вторая просьба фонда также отразилась в подписанном президентом законе. Чистякова подчеркивает, что теперь благотворителям не надо платить налоги на ввоз дорогостоящих лекарств из-за рубежа.

(Источник: Полина Никольская, "Газета.Ru", 19.07.11)

Неуплата авансового платежа акциза: как оформляется решение о принудительном взыскании пеней и штрафа?

С 1 июля 2011 г. введен авансовый платеж акциза по алкогольной и спиртосодержащей продукции. Вместо него производители могут представить банковскую гарантию внесения акциза.

В случае его полной или частичной неуплаты налоговый орган направляет налогоплательщику требование об внесении суммы налога, пеней и штрафа. Если деньги не уплачены, банку предъявляется требование исполнить обязанность по гарантии. Налогоплательщику выставляется уточненное требование об уплате пеней и штрафа. Когда деньги не внесены, их взыскивают принудительно по решению налогового органа с банковских счетов или за счет имущества налогоплательщика. В последнем случае судебному приставу-исполнителю направляется соответствующее постановление.

В связи с этим внесены необходимые коррективы в формы актов (решения и постановление) налогового органа о взыскании налогов, сборов, пеней, штрафов, процентов в бюджет. Они применяются и в указанном случае.

Приказ вступает в силу через 10 дней после его официального опубликования.

Зарегистрировано в Минюсте РФ 29 июля 2011 г. Регистрационный N 21510.

(Приказ Федеральной налоговой службы от 18 мая 2011 г. N ММВ-7-8/320@ "О внесении изменений в приказ Федеральной налоговой службы от 14.05.2007 N ММ-3-19/293@")

Об исчислении и уплате акциза производителями алкогольной и (или) спиртосодержащей продукции с 1 августа.

Акциз, предъявленный продавцами и внесенный налогоплательщиком при приобретении товаров либо при ввозе в Россию и иные территории и объекты, находящиеся под ее юрисдикцией, грузов, приобретших статус товаров ТС, в дальнейшем использованных для производства подакцизных товаров, по общему правилу подлежит вычету.

Разъяснено, что вычеты по этиловому (или коньячному) спирту, сумма акциза по которому до 31.07.2011 включительно не была принята к вычету, производятся в порядке, действовавшем до 01.01.2011. В соответствии с ним сумма вычетов не ограничивается ставкой акциза, предусмотренной для этилового (или коньячного) спирта, реализуемого организациям, уплачивающим авансовый платеж акциза. При этом должны одновременно соблюдаться 2 условия. Первое - спирты отгружены изготовителям алкогольной и (или) подакцизной спиртосодержащей продукции до 01.08.2011. Второе - они использованы как сырье для производства указанных товаров.

Вычеты производятся только после подтверждения факта уплаты акциза покупателем продавцу.

Компании-производители алкогольной продукции должны определить и зафиксировать по состоянию на 31.07.2011 физические объемы приобретенного ими (отгруженного им) этилового спирта и сумму неиспользованных вычетов акциза, предъявленную им по этим объемам продавцами-производителями спирта.

Указанные данные должны быть направлены в налоговые органы по месту учета организаций-производителей алкогольной продукции не позднее 05.08.2011.

Для освобождения от уплаты авансового платежа акциза производители алкогольной и (или) спиртосодержащей продукции представляют в налоговый орган банковскую гарантию.

Разъяснено, что срок ее действия должен истекать не ранее 6 месяцев, следующих за налоговым периодом, в котором закупался этиловый или коньячный спирт.

Если в банк нельзя направить требование о внесении суммы по банковской гарантии в связи с истечением срока ее действия, то обязанность по ее уплате исполняется в принудительном порядке путем обращения взыскания на имущество налогоплательщика.

(Письмо Федеральной налоговой службы от 3 августа 2011 г. N АС-4-3/12540@ "О порядке исчисления и уплаты акциза производителями алкогольной и (или) подакцизной спиртосодержащей продукции с 01.07.2011")


Вернуться в начало


Правовые новости

Уточнены виды ценных бумаг из Ломбардного списка Банка России.

Скорректирован перечень ценных бумаг, которые входят в Ломбардный список Банка России.

Ранее, помимо прочего, в нем значились государственные краткосрочные бескупонные облигации, облигации федерального займа и облигации внешних облигационных займов страны.

Теперь вместо вышеуказанных ценных бумаг в перечень включены облигации, выпущенные от имени Российской Федерации.

Указание вступает в силу по истечении 10 дней с даты его официального опубликования в "Вестнике Банка России".

Зарегистрировано в Минюсте РФ 29 июля 2011 г. Регистрационный N 21504.

(Указание ЦБР от 7 июля 2011 г. N 2660-У “О внесении изменений в пункт 1 Указания Банка России от 27 ноября 2008 года N 2134-У "О перечне ценных бумаг, входящих в Ломбардный список Банка России")

Лицензии федеральным и национальным исследовательским университетам выдает Рособрнадзор.

Установлен порядок лицензирования образовательной деятельности федеральных и национальных исследовательских университетов. Он распространяется также на следующие вузы, реализующие образовательные программы на основе самостоятельно устанавливаемых стандартов и требований. Это МГТУ имени Н.Э. Баумана, Санкт-Петербургский государственный морской технический университет и Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ.

Лицензию выдает Рособрнадзор. Определены лицензионные требования и условия. Так, нужно иметь помещения, оснащенные всем необходимым для образовательной деятельности (включая оборудованные учебные кабинеты, объекты для практических занятий, физкультуры и спорта). Должны быть созданы условия для обеспечения обучающихся, воспитанников и работников питанием и медобслуживанием. Требуется наличие необходимого количества квалифицированных педагогических кадров, а также учебной, учебно-методической литературы и иных библиотечно-информационных ресурсов. Соискатель должен соблюдать требования к организации учебного процесса.

Установлен перечень документов, представляемых для получения (переоформления) лицензии (в том числе временной). Их можно подать лично, по почте или через Единый портал госуслуг. На исправление неправильно оформленных и подачу недостающих документов отводится 2 месяца. Служба проводит документарную проверку представленных материалов и, если все требования соблюдены, оформляет лицензию в 2-х экземплярах (один - вузу, другой - в лицензионное дело). В приложении к лицензии приводятся сведения о реализуемых вузом образовательных программах. По каждому филиалу вуза оформляется отдельное приложение. Лицензия без приложения недействительна.

Контроль за лицензиатами осуществляется Рособрнадзором в виде плановых и внеплановых проверок. Определен перечень грубых нарушений лицензионных требований.

Лицензии, полученные названными вузами до введения нового порядка, действуют до истечения указанных в них сроков.

(Постановление Правительства РФ от 28 июля 2011 г. N 626 “О лицензировании образовательной деятельности федеральных университетов, университетов, в отношении которых установлена категория "национальный исследовательский университет", других федеральных государственных образовательных учреждений высшего профессионального образования, реализующих образовательные программы высшего профессионального и послевузовского профессионального образования на основе образовательных стандартов и требований, устанавливаемых ими самостоятельно”)

Расширен перечень информации, размещаемой на официальном сайте Российской Федерации (www.torgi.gov.ru).

Ранее речь шла только об информации, касающейся проведения конкурсов и аукционов на право заключения договоров (аренды, безвозмездного пользования, доверительного управления и т. п.) в отношении государственного (муниципального) имущества. Имеется ввиду то, которое закреплено за учреждениями и унитарными предприятиями.

Помимо указанных сведений, на сайте также должна размещаться информация о торгах на право заключения следующих договоров: аренды государственного (муниципального) лесного участка, купли-продажи лесных насаждений, о развитии застроенной территории, охотхозяйственных соглашений, о пользовании участками недр.

Кроме того, на сайте можно найти сведения о планируемой продаже государственного (муниципального) участка, в т. ч. для жилищного строительства, а также об аренде таких земель под индивидуальное и малоэтажное возведение жилья.

Постановление вступает в силу с 1 января 2012 г.

(Постановление Правительства РФ от 3 августа 2011 г. N 650 “О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 28 сентября 2010 г. N 767”)

Правила миграционного учета иностранцев и лиц без гражданства приведены в соответствие с законодательством.

Так, участники госпрограммы переселения в Россию соотечественников из-за рубежа и члены их семей освобождены от уплаты госпошлины за регистрацию по месту жительства.

С 3 до 7 рабочих дней увеличен срок, в течение которого временно проживающий (находящийся) в России иностранец обязан встать на учет по месту пребывания. Аналогичным образом изменен срок подачи в миграционный орган уведомления о прибытии указанного лица в место пребывания.

Высококвалифицированным специалистам и членам их семей разрешено не вставать на учет по месту пребывания в течение 90 дней с момента въезда в Россию. Также им не нужно уведомлять миграционную службу при смене места пребывания на срок не более 30 дней. Встать на учет надо лишь по истечении указанных периодов. Уведомление подается в течение 7 рабочих дней лично или по почте. В случае прибытия в новое место пребывания в нем указывается прежний адрес. Дополнительно предъявляется отрывная часть уведомления о прибытии по прежнему месту пребывания.

Высококвалифицированные специалисты могут выступать принимающей стороной в отношении членов своей семьи (при условии наличия в собственности жилья в России). В этом случае к уведомлению о прибытии данных лиц необходимо приложить копию документа о родстве.

Уточнен порядок снятия иностранца с учета по месту пребывания. Отменена обязанность принимающей стороны при убытии такого лица представлять в миграционную службу отрывную часть бланка уведомления о прибытии. Иностранец снимается с учета после получения от территориального органа ФМС России по новому месту его пребывания информации о постановке на учет (либо от пограничных органов данных о его выезде из страны).

(Постановление Правительства РФ от 4 августа 2011 г. N 654 “О внесении изменений в Правила осуществления миграционного учета иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации”)

Утверждена форма заявления о возмещении расходов предупредительные меры по сокращению производственного травматизма и профзаболеваний работников.

Страхователям, зарегистрированным в территориальных органах ФСС России, в 2011 г. возмещают расходы на предупредительные меры по сокращению производственного травматизма и профзаболеваний работников. Речь идет и о санаторно-курортном лечении сотрудников, занятых на работах с вредными и (или) опасными производственными факторами. При этом страхователи должны находиться на территории регионов, участвующих в реализации пилотного проекта.

Для получения указанных средств страхователь обращается в территориальный орган Фонда по месту регистрации. Представляет заявление о возмещении расходов на оплату названных мер. Одновременно с заявлением подаются документы, подтверждающие такие затраты. Срок - до 15 декабря 2011 г. Материалы рассматриваются в течение 5 рабочих дней.

Утверждена форма указанного заявления. В частности, в нем отражаются наименования упомянутого органа, страхователя, регистрационный номер последнего, сумма расходов, подлежащая возмещению, банковские реквизиты получателя. Заявление подписывают руководитель и главбух организации. На нем ставится отметка ответственного должностного лица ФСС России о том, что документы представлены в полном объеме, проверены, приняты, приводится дата приема заявления.

Зарегистрировано в Минюсте РФ 29 июля 2011 г. Регистрационный N 21514.

(Приказ Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 11 июля 2011 г. N 709н "Об утверждении формы заявления о возмещении в 2011 году страхователю, зарегистрированному в территориальных органах Фонда социального страхования Российской Федерации, находящихся на территории субъектов Российской Федерации, участвующих в реализации пилотного проекта, произведенных расходов на оплату предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний работников и санаторно-курортного лечения работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными производственными факторами")

Заполнение формы листка нетрудоспособности, применяемой с начала июля: новые разъяснения.

Даны новые разъяснения по вопросу заполнения формы листка нетрудоспособности, применяемой с 1 июля 2011 г.

Согласно порядку выдачи листков в строке "место работы - наименование организации" указываются полное либо сокращенное наименование компании (обособленного подразделения). В строку "наименование медицинской организации" при этом вносится полное или сокращенное наименование лица, имеющего лицензию на меддеятельность, включая работы (услуги) по экспертизе временной нетрудоспособности, которое оказывало медпомощь и выдало листок. Эти данные должны соответствовать учредительным документам.

На практике встречаются случаи, когда в учредительных документах сокращенного наименования нет. Также полное или сокращенное наименование может быть длиннее предусмотренных формой 29 символов.

Разъяснено, что в таких ситуациях допустимо "произвольное" сокращение наименования в пределах ячеек, предусмотренных указанными строками. Территориальным органам ФСС РФ при этом следует использовать для идентификации страхователей (обособленных подразделений) регистрационный номер из раздела "Заполняется работодателем", а для идентификации медорганизаций - ОГРН из раздела "Заполняется врачом медицинской организации".

В наименованиях организаций (обособленных подразделений) могут быть указаны кавычки, точки, запятые, тире. Разъяснено, что это не является основанием для переоформления листка и отказа в назначении и выплате пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам.

Также сообщается, что если в строке "Должность врача" таблицы "Освобождение от работы" недостаточно места, то наименование должности можно сократить в пределах имеющихся ячеек.

При заполнении строки "Фамилия и инициалы врача или идентификационный номер" названной таблицы первой следует указывать фамилию, затем (с пробелом в одну ячейку) - инициалы. Если фамилия и инициалы превышают 14 символов первого ряда ячеек, то допускается перенести окончание фамилии и инициалы во второй ряд. В случае, когда имеющихся 28 ячеек обоих рядов недостаточно, разрешается указывать только фамилию. Если фамилия длиннее 28 символов, то ее можно сократить в пределах имеющихся ячеек.

При оформлении листка по решению врачебной комиссии в первом ряду ячеек указываются фамилия и инициалы лечащего врача, во втором - председателя. Если ячеек не хватает, то можно внести только фамилию. Если она длиннее 14 символов, то ее можно сократить в пределах имеющихся ячеек.

Письмо с разъяснениями от 15 июля 2011 г. не применяется.

(Письмо Фонда социального страхования РФ от 5 августа 2011 г. N 14-03-11/05-8545)


Вернуться в начало


Финансы

Ставка рефинансирования и процентные ставки по операциям Банка России остаются прежними.

Решено не изменять уровень ставки рефинансирования - 8,25%. Прежними остаются и процентные ставки по операциям ЦБР.

Решение принято на основании оценки инфляционных рисков и рисков для устойчивости экономического роста, в т. ч. обусловленных сохранением неопределенности развития внешнеэкономической ситуации.

Годовые темпы инфляции в июле составили 9,0% (в июне - 9,4%). Благоприятные прогнозы урожая зерновых в 2011 г. и ситуация на мировых рынках продовольствия говорят об уменьшении соответствующих инфляционных рисков.

Динамика отдельных макроэкономических индикаторов в июне указывает на улучшение экономической ситуации, но риски для устойчивости экономического роста сохраняются. Годовой темп роста индекса промышленного производства с начала года увеличился. Продолжается восстановление инвестиций в основной капитал после спада в начале года, но снизился их годовой темп роста в июне по сравнению с маем. Значения индикаторов настроений экономических агентов низкие.

(Информация ЦБР от 4 августа 2011 г.)


Вернуться в начало


Судебная практика

Подрядчик не обязан получать разрешение на строительство.

ФАС Западно-Сибирского округа пояснил, что правом на обращение в уполномоченный орган с заявлением о выдаче разрешения на строительство обладает только застройщик.

ФАС указал, что строительство, реконструкция объектов капитального строительства, а также их капитальный ремонт, если при его проведении затрагиваются конструктивные и другие характеристики надежности и безопасности таких объектов, осуществляется на основании разрешения на строительство.

Законодательством предусмотрена административная ответственность за строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объектов капитального строительства без разрешения на строительство, если получение такого разрешения являлось необходимым.

При этом обязанность получить разрешение на строительство возлагается именно на застройщика, а не на подрядчика.

Обращаем Ваше внимание, что в Градостроительный кодекс РФ внесены изменения, устраняющие необходимость получения разрешения на строительство при капитальном ремонте, кроме капитального ремонта дорог общего пользования.

(Постановление ФАС Западно-Сибирского округа № А03-17219/2010 от 02.08.2011)

Площади торговых помещений не суммируются.

Налоговый орган признал необоснованным применение обществом ЕНВД при осуществлении розничной торговли в двух магазинах, расположенных в одном здании и имеющих торговые залы, общая сумма площадей которых превышает установленный максимум в 150 кв.м. Налоговый орган также сослался на то, что вход в помещение магазинов общий, вывеска с одним основанием; магазины имеют одно складское помещение, номенклатура товара в магазинах идентична. Обществу доначислены налоги по общей системе налогообложения.

Суд указал, что применение обществом ЕНВД является правомерным. Каждое из помещений магазинов является обособленным объектом торговли, площадь которого не превышает 150 кв.м. Согласно правоустанавливающим документам обществу передано два помещения для использования под магазины. Каждый из магазинов оборудован аппаратами контрольно-кассовой техники, имеет свой штат сотрудников, отдельное складское помещение. Магазины разделены перегородкой некапитального типа, по магазинам ведется раздельный бухгалтерский учет.

(Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 01.06.2011 N А53-16868/2010)

Неознакомление с материалами камеральной проверки.

Налоговым органом проведена камеральная проверка представленной обществом уточненной декларации по НДС. Общество не было одновременно с актом проверки ознакомлено с документами, полученными в рамках встречных проверок и иных мероприятий налогового контроля. По результатам проверки принято решение об отказе в привлечении к налоговой ответственности, которым обществу отказано в возмещении НДС. К данному решению названные документы также не приложены.

Суд указал, что невручение инспекцией копий документов, полученных в рамках контрольных мероприятий одновременно с актом проверки, является существенным нарушением права общества на представление объяснений и может послужить основанием для признания недействительным решения, принятого по результатам проведенной проверки. Согласно ч. 2 ст. 24 Конституции РФ, п. 1 ст. 21, п. 1 ст. 32, ст. 100, 101 НК РФ, одним из обязательных условий рассмотрения дела о налоговых правонарушениях является его ознакомление с актом налоговой проверки, а также материалами проверки, на основании которых составлен акт о выявленных правонарушениях.

Согласно ст. 100 НК РФ налоговый орган обязан к акту налоговой проверки приложить документы, подтверждающие факты нарушений законодательства о налогах и сборах, выявленные в ходе проверки. Возможность ознакомиться с материалами проверки и с учетом этого сформулировать свои возражения является гарантией соблюдения прав налогоплательщика.

(Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 30.06.2011 Т 09АП-13220/2011-АК)

Применение исковой давности при взыскании бюджетных кредитов (ссуд): что решил Конституционный Суд РФ.

С 1 января 2007 г. вступил в силу Закон о федеральном бюджете на 2007 г. Согласно ему исковая давность не распространяется на требования Российской Федерации по обязательствам, возникшим, в частности, в связи с предоставлением государственных кредитов (ссуд). С 1 января 2008 г. в Бюджетном кодексе РФ закрепили аналогичное правило в отношении бюджетных кредитов. А с 26 ноября 2011 г. вступил в силу закон, придающий этим поправкам обратную силу (т. е. распространяющий их на отношения, возникшие до 2008 г.). ВАС РФ просил проверить конституционность указанных положений.

По мнению Конституционного Суда РФ, отмена сроков исковой давности по таким требованиям означает, что задолженность может взыскиваться в течение, по существу, не ограниченного периода. Это неоправданно ограничивает имущественные права получателей бюджетных кредитов, нарушает баланс публичных и частных интересов.

Между тем период, в течение которого к соответствующим требованиям не применялся общий срок исковой давности, составляет 4,5 года. Он не может считаться чрезмерно длительным. Поэтому оспоренные взаимосвязанные положения признаны не противоречащими Конституции РФ. Установленное ими специальное правило обусловлено особым характером отношений, предметом которых выступают публичные финансы. Бюджетные кредиты предоставляются на льготных условиях и нацелены на развитие отраслей экономики, нуждающихся в господдержке.

Указанные выше поправки к Бюджетному кодексу РФ применяются лишь в тех случаях, когда срок исковой давности не истек на 1 января 2007 г. (т. е. на момент, когда впервые ввели соответствующее правило).

Федеральному законодателю надлежит установить конкретный временной предел для увеличенного срока исковой давности по таким делам.

Один из судей КС РФ изложил особое мнение по данному делу. В частности, он указал, что оспоренные нормы не устанавливают и не отягчают ответственность. Законодатель, преследуя важный публичный интерес, был вправе придать им обратную силу.

(Постановление Конституционного Суда РФ от 20 июля 2011 г. N 20-П “По делу о проверке конституционности положений пункта 4 статьи 934 Бюджетного кодекса Российской Федерации, части 6 статьи 5 Федерального закона "О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации в части регулирования бюджетного процесса и приведении в соответствие с бюджетным законодательством Российской Федерации отдельных законодательных актов Российской Федерации" и статьи 116 Федерального закона "О федеральном бюджете на 2007 год" в связи с запросом Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации”)

Разъяснены особенности банкротства индивидуальных предпринимателей.

Разъяснения посвящены делам о банкротстве индивидуальных предпринимателей (ИП). В частности, обращается внимание на следующее.

ИП, к которому имеется не удовлетворенное в течение 3 месяцев требование на общую сумму не менее 10 тыс. руб., может быть признан банкротом вне зависимости от того, превышает ли размер обязательств стоимость его имущества.

Должника, предъявившего недостоверные сведения, могут оштрафовать за неуважение к суду.

При банкротстве ИП, не являющегося главой крестьянского (фермерского) хозяйства, применяются только такие процедуры, как наблюдение, конкурсное производство и мировое соглашение. Но если у должника есть имущество, требующее постоянного управления и способное приносить доход (напр., предприятие), то по аналогии закона можно вводить финансовое оздоровление или внешнее управление.

Сделки должника с арестованным имуществом ничтожны независимо от того, произведено ли в отношении конкретной вещи исполнительное действие.

Если у должника несколько жилых помещений, то арестовываются все, кроме одного с учетом мнения гражданина. Суд по ходатайству кредитора может в качестве иной обеспечительной меры запретить распоряжаться исключенным помещением.

После введения наблюдения должник не вправе без согласия временного управляющего совершать определенные сделки. Это касается и тех, которые не связаны с предпринимательством.

Арест не налагается на имущество, на которое нельзя обращать взыскание. Но данные ограничения не распространяются на другие обеспечительные меры.

Общее имущество супругов не включается в конкурсную массу. Оно подлежит аресту. Конкурсный управляющий в интересах всех кредиторов может потребовать раздела данного имущества.

После завершения конкурсного производства за должником сохраняется обязанность оплатить расходы по делу, произведенные за него другим лицом, а также непогашенные текущие платежи.

Вступившие в силу акты арбитражных судов могут быть пересмотрены, если они были приняты исходя из толкования, не совпадающего с разъяснениями ВАС РФ.

(Постановление Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 30 июня 2011 г. N 51 “О рассмотрении дел о банкротстве индивидуальных предпринимателей”)

Новые разъяснения по пересмотру дел по новым или вновь открывшимся обстоятельствам.

Согласно изменениям, внесенным в АПК РФ, с 28.03.2011 были уточнены основания для пересмотра вступивших в силу судебных актов.

Помимо вновь открывшихся, теперь основанием для подобного пересмотра признаются и новые обстоятельства (т. е. возникшие уже после принятия судебного акта).

В связи с этим подготовлены новые разъяснения по применению данных норм.

В первую очередь затронут вопрос о том, какие акты могут быть пересмотрены по названным основаниям. Отдельное внимание уделено определениям судов.

Достаточно подробно рассмотрены некоторые из таких оснований.

АПК РФ закрепляет процессуальные нарушения, при которых судебный акт однозначно отменяется (рассмотрение дела в незаконном составе, нарушение тайны совещания судей и т. д.).

Такие нарушения, допущенные кассационной инстанцией, могут расцениваться как вновь открывшиеся обстоятельства для пересмотра.

Признание судом нормативного правового акта недействующим или его отмена (как незаконного) - основание для пересмотра, только если акт признан таковым с момента принятия.

Определены случаи, когда пересмотр дела возможен из-за признания сделки недействительной.

Сформулирована фраза, наличие которой в постановлении Президиума или Пленума ВАС РФ дает возможность рассматривать их позицию как основание для пересмотра.

Такое указание дословно отличается от той оговорки, которую, как правило, приводил Президиум ВАС РФ ранее.

Однако эта отличающаяся оговорка может рассматриваться как основание для пересмотра, когда речь идет о постановлениях, принятых до даты опубликования данных разъяснений.

Кроме того, отмечено, что в постановлениях ВАС РФ может быть определен конкретный круг судебных актов, на которые распространяется действие оговорки.

Вместе с тем, даже если в постановлении есть нужная фраза, некоторые обстоятельства все же могут препятствовать пересмотру. В их числе - истечение сроков на подачу заявления; недопустимость ухудшения положения лица, привлекаемого (привлеченного) к публично-правовой ответственности; наличие возможности для обращения в суд апелляционной или кассационной инстанции.

Также разъяснены процедурные вопросы, связанные с подачей заявления о пересмотре (кто может быть заявителем, в какой суд направляется, как оформляется, сроки обращения и т. п.).

Прежние разъяснения признаются утратившими силу.

(Постановление Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 30 июня 2011 г. N 52 "О применении положений Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при пересмотре судебных актов по новым или вновь открывшимся обстоятельствам")


Вернуться в начало


Прочее

Х5 за поставщиков не ручается (КоммерсантЪ).

Х5 Retail Group (сети "Пятерочка", "Перекресток", "Карусель" и др.) потребовала от своих поставщиков найти компании-поручители, которые гарантировали бы уплату ими НДС по поставкам. X5 хочет обезопасить себя от фирм-однодневок: ежегодно из-за работы с недобросовестными контрагентами она теряет свыше $10 млн. Но возмещение такого рода убытков не предусмотрено действующим законодательством, предупреждают юристы.

Форму письма-поручительства "за исполнение обязательств по уплате налогов" контрагенты Х5 получают с 27 июня в комплекте с обновленной редакцией договора поставки на 2012 год (есть в распоряжении "Ъ"), рассказали поставщики кондитерской и бакалейной продукции. Поставщик должен найти компанию-поручителя, которая "обязуется отвечать перед Х5 за исполнение обязанностей" поставщика по уплате налогов в рамках договора с ритейлером. "В случае если Х5 на основании решения налогового органа, правомерность которого подтверждена судебным актом... будут предъявлены требования имущественного характера по причине неисполнения контрагентом своих налоговых обязательств, поручитель обязуется возместить Х5 убытки в течение 10 дней с момента направления требований",— говорится в письме.

Х5 просит поставщика гарантировать уплату НДС, подтвердил представитель торговой компании. Согласно действующему законодательству, покупатель, то есть Х5, вправе возмещать НДС из бюджета при условии, что этот налог уплачен в бюджет его поставщиком.

(Источник: Кристина Бусько, Анастасия Горшкова , "КоммерсантЪ", №145 (4686), 09.08.2011 )

О санкциях за непредставление налоговой декларации.

Со 2 сентября 2010 г. вступили в силу поправки к НК РФ, уточняющие санкции за непредставление налоговой декларации в срок.

За такое нарушение взыскивается штраф. Это 5% от неуплаченной суммы, которая должна быть внесена на основании данной декларации, за каждый месяц со дня, установленного для подачи последней. Штраф может быть не более 30% указанной суммы и не менее 1 тыс. руб. (ранее - 100 руб.).

Прежде устанавливалось более строгое наказание для случаев, когда декларация не представлялась более 180 дней по истечении срока. Взыскивался штраф в размере 30% суммы налога, которая должна быть уплачена на основе этой декларации, и 10% за каждый месяц начиная со 181-го дня.

Если поправки смягчают ответственность, то за соответствующее правонарушение, совершенное до 2 сентября 2010 г., налагается штраф, предусмотренный новой редакцией. Со дня вступления изменений ранее примененные санкции за данное правонарушение могут взыскиваться лишь в части, не превышающей максимального размера, установленного поправками.

Если до вступления поправок в силу декларация была представлена с нарушением срока (но в пределах 180 дней после того, как он истек), то штраф исчисляется так. Исходя из минимальной суммы, рассчитанной согласно прежней редакции и по новым правилам. Если размер штрафа окажется одинаковым, то применяется новая редакция.

(Письмо Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина РФ от 20 июля 2011 г. N 03-02-08/82 "О взыскании штрафа при нарушении срока сдачи налоговой декларации по НДФЛ")

Минфина разъяснил вопросы проведения выездных налоговых проверок при реорганизации или ликвидации юридического лица.

Ппосле внесения в ЕГРН записи о прекращении существования юридического лица налоговый орган проводить его налоговую проверку не может.

Налоговый орган вправе провести выездную налоговую проверку правопреемника за период деятельности реорганизованного юридического лица, не превышающий 3 календарных лет, предшествующих году, в котором вынесено решение о проверке.

(Письмо Минфина от 29.07.11 № 03-02-07/1-267)

Услуги по безвозмездной передаче имущества в пользование подлежат налогообложению НДС.

Как разъяснено Минфином, к договору безвозмездного пользования применяются правила, предусмотренные гражданским законодательством в отношении договора аренды (п. 2 ст. 689 ГК РФ).

(Письмо Минфина от 29.07.11 № 03-07-11/204)

Как учесть санкции за нарушение договоров.

Минфин прокомментировал порядок учета доходов в виде штрафов, пеней или иных санкций за нарушение договорных обязательств, а также сумм возмещения убытков или ущерба, подлежащих уплате должником на основании решения суда, вступившего в законную силу, для целей налогообложения прибыли.

Разъяснено, что при методе начисления отражается сумма подлежащих уплате по решению суда штрафных санкций и возмещения убытков во внереализационных доходах на дату вступления в силу соответствующего судебного решения.

(Письмо Минфина от 29.07.11 № 03-03-06/1/433)

ФНС разъяснила порядок применения вычетов сумм НДС инвестором при строительстве объекта.

ФНС РФ разъясняет порядок применения вычетов сумм НДС инвестором, если между ним и заказчиком-застройщиком заключен инвестиционный договор на строительство объекта, условиями которого поэтапная сдача строительных работ не предусмотрена. При этом заказчик-застройщик по окончании строительства в 2010 году передает инвестору на баланс законченный объект капитального строительства и выставляет инвестору "сводный" счет-фактуру с включением в него счетов-фактур, полученных заказчиком-застройщиком от проектных и строительных организаций в период с 2004 по 2007 годы.

Ведомство отмечает, что суммы налога, предъявленные заказчиком-застройщиком налогоплательщику-инвестору, принимаются к вычету у налогоплательщика-инвестора на основании счета-фактуры заказчика-застройщика, составленного в адрес налогоплательщика-инвестора, при условии принятия налогоплательщиком - инвестором к учету, в том числе на счете 08 "Вложения во внеоборотные активы", результата инвестиционного проекта, при наличии соответствующих первичных документов и использования объекта для осуществления операций, облагаемых НДС.

При этом выставление заказчиком-застройщиком счета-фактуры в адрес налогоплательщика-инвестора производится в порядке, предусмотренном пунктом 3 статьи 168 НК РФ, то есть не позднее пяти дней после передачи по соответствующему первичному документу (акту) на баланс налогоплательщика-инвестора результата инвестиционного проекта.

В том случае если согласно инвестиционному договору результатом инвестиционного проекта, включающего необходимую разработку и утверждение проектной документации, является законченный в 3 квартале 2010 года капитальным строительством объект, то выставление счета-фактуры заказчиком-застройщиком в адрес налогоплательщика-инвестора производится не позднее пяти дней с даты передачи завершенного капитальным строительством объекта (то есть результата инвестиционного проекта). Данный счет-фактура составляется на основании всех счетов-фактур, выставленных подрядными, а также проектными организациями в периоде осуществления строительства объекта, в том числе и в 2004-2007 годах.

К указанному счету-фактуре заказчик-застройщик прилагает счета-фактуры, ранее полученные заказчиком-застройщиком от подрядных (проектных) организаций по указанным выше работам, а также копии соответствующих первичных документов.

(Письмо ФНС России № ЕД-4-3/11248@ от 12.07.2011)

Об оформлении счетов-фактур, выставляемых при получении предварительной оплаты (частичной оплаты).

Как считают в Минфине России, в счетах-фактурах, которые продавец выставляет при получении предоплаты по договорам поставки, предусматривающим отгрузку товаров в соответствии с оформляемой после оплаты спецификацией, можно указывать обобщенное наименование товаров (групп товаров).

(Письмо Минфина от 26.07.11 № 03-07-09/22)


Вернуться в начало



При подготовке настоящей рассылки использованы материалы компаний "Гарант", АО "Консультант Плюс"; изданий "Учет. Налоги. Право", "Российский налоговый курьер". Настоящая работа не представляет собой консультацию или совет. ООО "ФинЭкспертиза" не гарантирует достоверность, адекватность и полноту приведенных сведений и не несет ответственность ни за какие ошибки или упущения, а также результаты использования этого материала.