Мониторинг изменений за период 10.05.11 - 13.05.11



Налоги и бухучёт

С 2012 г. ФНС России вместо МВД России будет вести реестр дисквалифицированных лиц.

Сведения о лицах, дисквалифицированных в соответствии с КоАП РФ, вносятся в реестр.

Полномочия по его формированию и ведению переходят от МВД России к ФНС России.

Это связано с реформированием органов внутренних дел и принятием Закона о полиции. Согласно указанному закону она продолжает исполнять некоторые обязанности (в т. ч. по формированию и ведению названного реестра) до передачи их другим органам, но не позднее 1 января 2012 г.

Изменения вступают в силу с 1 января 2012 г.

(Постановление Правительства РФ от 6 мая 2011 г. N 349 "О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросам формирования и ведения реестра дисквалифицированных лиц")

Страховые взносы должны быть перечислены не позднее 16 мая.

Согласно информации ПФР от 06.05.11, страховые взносы на обязательное пенсионное и медицинское страхование за апрель 2011 года должны быть уплачены не позднее 16 мая.

На сайте ПРФ сообщается о порядке уплаты страховых взносов в 2011 году.

Ставка страховых взносов возросла до 34 процентов, из них 26% уплачивается в ПФР, 2,9 - в ФСС РФ, 3,1 и 2% - в ФФОМС и ТФОМС;

С учетом индексации максимальная облагаемая страховыми взносами база для начисления страховых взносов установлена в размере 463 тыс. руб.

Расшрен перечень плательщиков страховых взносов, имеющих право на применение пониженных тарифов.

(Информация ПФР от 06.05.11)


Вернуться в начало


Правовые новости

Подписан Федеральный закон, направленный на упорядочение системы лицензирования на территории РФ.

Согласно Федеральному закону, лицензирование отдельных видов деятельности осуществляется в целях предотвращения ущерба правам, законным интересам, жизни или здоровью граждан, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, обороне и безопасности государства, возможность нанесения которого связана с осуществлением юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями отдельных видов деятельности. Осуществление лицензирования отдельных видов деятельности в иных целях не допускается.

Федеральным законом, в частности:

  • устанавливается единый порядок лицензирования отдельных видов деятельности на территории РФ, включая порядок предоставления заявления и прилагаемых к нему документов соискателем лицензии, порядок принятия решения о предоставлении лицензий, а также порядок организации лицензионного контроля;
  • устанавливается принцип бессрочности действия выдаваемых лицензий;
  • сокращается перечень лицензируемых видов деятельности;
  • расширяются полномочия Правительства РФ в области лицензирования, при этом предусматривается, что осуществление полномочий Российской Федерации в области лицензирования отдельных видов деятельности может быть передано органам государственной власти субъектов РФ в случаях, предусмотренных федеральными законами;
  • изменяется порядок осуществления лицензионного контроля;
  • устанавливается перечень прав и обязанностей должностных лиц лицензирующих органов.

Федеральный закон вступает в силу по истечении ста восьмидесяти дней после дня его официального опубликования, за исключением отдельных положений, для которых установлены иные сроки вступления их в силу.

(Федеральный закон от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности")

С 2012 г. беженцам будут выдавать удостоверения нового образца.

Установлен новый порядок оформления и выдачи удостоверения беженца.

Новый бланк соответствует международным требованиям и стандартам, предъявляемым к машиночитаемым документам. Он имеет несколько степеней защиты.

Изменился размер вклеиваемой фотографии - 35х45 мм (ранее - 40х50 мм). Лицам с соответствующими религиозными убеждениями разрешено фотографироваться в головных уборах, не скрывающих овал лица. Снимки в форменной одежде не используются.

Появилась защитная ламинационная пленка с голографическим изображением. В удостоверении приводится извлечение из Федерального закона "О беженцах"о том, что такое лицо не может быть возвращено против его воли на территорию государства своей гражданской принадлежности (своего прежнего обычного местожительства). В старом бланке имелось поле для простановки отпечатка большого пальца правой руки при отсутствии удостоверения личности владельца или в случае его неграмотности. Новым это не предусмотрено.

В удостоверение могут вноситься отметки органов ЗАГСа. По желанию владельца указываются группа крови и резус-фактор. Обложка нового бланка - темно-коричневого цвета (ранее - светло-синего).

Удостоверение выдается территориальным органом ФМС России по месту постановки беженца на учет на срок его признания таковым (но не более 3 лет). Допускается продление на 1 год.

Удостоверения на новых бланках выдаются с 1 января 2012 г. Имеющиеся старые бланки используются наряду с новыми до их израсходования (но не позднее 1 января 2013 г.). При этом оформленные на них удостоверения действительны до истечения указанных в них сроков.

(Постановление Правительства РФ от 10 мая 2011 г. N 356 "Об удостоверении беженца")

В России создается добровольная пожарная охрана.

Принят Закон о добровольной пожарной охране.

Физлица смогут создавать общественные объединения пожарной охраны непосредственно путем их объединения и через общественные объединения.

Общественные объединения пожарной охраны образуются в формах общественных организаций и учреждений.

Финансовое и материально-техническое обеспечение добровольной пожарной охраны осуществляется за счет собственных средств, взносов, пожертвований, средств учредителей, поддержки органов власти и муниципалитетов и др.

Основные задачи добровольной пожарной охраны - профилактика и тушение пожаров, спасение людей и имущества, оказание помощи пострадавшим, проведение аварийно-спасательных работ.

Добровольными пожарными могут стать граждане, достигшие 18 лет. Соответствующий статус приобретается с момента обязательной регистрации в реестре добровольных пожарных.

Определены права и обязанности добровольных пожарных, компенсации и льготы, предусмотренные им.

Не имеющих специального профобразования добровольных пожарных обязательно обучат по программам первоначальной и последующей профподготовки.

(Федеральный закон от 6 мая 2011 г.N 100-ФЗ "О добровольной пожарной охране")

Местные власти смогут на законной основе привлекать пожарную охрану МЧС России к тушению лесных пожаров.

Регламентирован порядок привлечения подразделений пожарной охраны к ликвидации лесных пожаров.

Уполномоченные органы власти, в чьем ведении находятся соответствующие леса, заключают с территориальными органами МЧС России соглашения. В них определяются условия использования подразделений; состав и объем привлекаемых сил и средств; необходимое для тушения пожаров снаряжение; применяемые частоты и позывные средств связи. Указанные в соглашении условия, состав и объем привлекаемых сил и средств устанавливаются планами тушения лесных пожаров.

По решению комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности можно использовать силы и средства, не предусмотренные соглашением. Это должно быть согласовано с территориальным органом МЧС России.

Маневрирование и взаимодействие привлекаемых к тушению лесных пожаров сил и средств координирует соответствующий региональный орган власти. Непосредственное командование возложено на руководителя тушения пожаров.

Привлеченные силы и средства возвращаются в места дислокации по решению вышеуказанной комиссии.

(Постановление Правительства РФ от 5 мая 2011 г.N 344 "Об утверждении Правил привлечения сил и средств подразделений пожарной охраны для ликвидации чрезвычайной ситуации в лесах, возникшей вследствие лесных пожаров")

Пострадавших с сочетанными, множественными травмами, сопровождающимися шоком, можно доставлять в медорганизации авиатранспортом.

Уточнен порядок оказания медпомощи пострадавшим с сочетанными, множественными и изолированными травмами, сопровождающимися шоком.

Специализированные бригады скорой медпомощи доставляют таких пострадавших с места происшествия в организации, оказывающие медпомощь. При этом используют автомобили скорой медпомощи класса С. Установлено, что при их отсутствии - класса В (на расстояние не более 100 км). Они должны быть оснащены в соответствии со стандартом. Также может использоваться авиационный транспорт.

Уточнено, что в медорганизациях, в которые доставляют таких пострадавших, должны круглосуточно функционировать отделения компьютерной (магнитно-резонансной) томографии.

Зарегистрировано в Минюсте РФ 27 апреля 2011 г. Регистрационный N 20601.

(Приказ Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 15 марта 2011 г.N 201н "О внесении изменений в Порядок оказания медицинской помощи пострадавшим с сочетанными, множественными и изолированными травмами, сопровождающимися шоком, утвержденный приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 15 декабря 2009 г.N 991н")

Новое положение о Совете безопасности России.

В декабре 2010 г. был принят новый Закон о безопасности. В связи с этим закреплен новый порядок работы Совета безопасности России (Совбез).

Совет является конституционным совещательным органом.

Пересмотрены задачи и основные функции указанного органа. Президент РФ вправе расширять их перечень.

Совет готовит решения Президента РФ в определенной сфере. К ней отнесены не только обеспечение национальной безопасности, но и ряд других вопросов. В их числе - организация обороны, военного строительства, оборонного производства, военного и военно-технического сотрудничества.

Кроме того, совет формирует госполитику в области обеспечения национальной безопасности, контролирует ее реализацию. Он также прогнозирует, выявляет, оценивает угрозы, военную опасность, разрабатывает меры по их нейтрализации.

Совбез формирует и возглавляет Президент РФ.

Регламентирован порядок проведения заседаний Совбеза, работы его аппарата и постоянных комиссий.

Вступившие в силу решения совета обязательны для исполнения госорганами и должностными лицами.

Указ вступает в силу со дня его подписания. Утратил силу ряд прежних документов, касавшихся работы Совбеза.

(Указ Президента РФ от 6 мая 2011 г.N 590 "Вопросы Совета Безопасности Российской Федерации")

Вводятся кратные штрафы за взятки.

Установлен новый тип взяткополучателя - должностное лицо публичной международной организации.

Теперь наказание за взятку зависит от ее размера.

Взятки классифицируются следующим образом: простые (до 25 тыс. руб.), значительные (от 25 до 150 тыс. руб.), крупные (от 150 тыс. руб. до 1 млн руб.) и особо крупные (свыше 1 млн руб.).

Установлено, что штрафы могут применяться не только как дополнительная мера наказания к лишению свободы, но и альтернативная.

Так, за получение простой взятки будут наказывать 25-50-кратным штрафом либо лишением свободы на срок до 3 лет с 20-кратным штрафом.

За получение взятки в особо крупном размере установлен 80-100-кратный штраф с лишением права занимать конкретные должности или осуществлять определенную деятельность на срок до 3 лет. Также можно лишать свободы на срок от 8 до 15 лет с 70-кратным штрафом.

Кроме того, введен самостоятельный состав преступления - посредничество во взяточничестве.

Скорректировано наказание за коммерческий подкуп.

Вводится административная ответственность за незаконное вознаграждение иностранного должностного лица (в т. ч. должностного лица публичной международной организации). За данное деяние на юрлиц будет налагаться штраф. Его размер зависит от суммы вознаграждения.

Введен институт правовой помощи по делам об административных правонарушениях.

Кроме того, повышен минимальный размер наказания в виде штрафа с 2 тыс. руб. до 5 тыс. руб.

Штраф, исчисляемый исходя из кратной суммы коммерческого подкупа или взятки, устанавливается в размере до 100-кратной их величины, но не менее 25 тыс. руб. и не более 500 млн. руб.

(Федеральный закон от 4 мая 2011 г.N 97-ФЗ "О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях в связи с совершенствованием государственного управления в области противодействия коррупции")

При выборе общеобразовательных предметов для поступления в вуз абитуриент должен основываться на информации, объявленной вузом не позднее 1 февраля.

В связи с обращениями граждан по вопросу вступительных испытаний в высшие учебные заведения в 2011 году Министерство образования и науки РФ сообщает следующее.

В соответствии с Порядком приема в высшие учебные заведения, утвержденным Приказом Минобрнауки РФ от 21 октября 2009 года N 442, вуз вправе ежегодно пересматривать перечень вступительных испытаний. Это обусловлено возможностью вуза наряду с определенными в обязательном порядке вступительными испытаниями по русскому языку и по профильному общеобразовательному предмету определять количество и (или) перечень остальных вступительных испытаний.

Согласно указанному Порядку высшее учебное заведение объявляет на информационном стенде приемной комиссии и на официальном сайте высшего учебного заведения перечень вступительных испытаний по общеобразовательным предметам по каждому направлению подготовки (специальности) не позднее 1 февраля.

Исключение может быть сделано в отношении новых направлений подготовки (специальностей) высшего профессионального образования, установленных позднее 1 февраля и по которым ранее перечень вступительных испытаний не был определен. В этом случае вуз принимает решение отдельно.

Таким образом, абитуриент при выборе общеобразовательных предметов для поступления в вуз основывается на информации, объявленной вузом не позднее 1 февраля, чтобы впоследствии согласно Порядку проведения единого государственного экзамена не позднее 1 марта подать заявление с указанием перечня общеобразовательных предметов, по которым планирует сдавать ЕГЭ в текущем году.

(Информационное сообщение Минобрнауки РФ от 12.05.2011)

ВАС РФ уточнил порядок подачи документов в арбитражные суды в электронном виде.

"Временный порядок подачи документов...", утвержденный Приказом ВАС РФ от 12.01.2011 N 1, дополнен пунктами, регламентирующими подачу заявлений, ходатайств и других документов (помимо исковых заявлений, апелляционных и кассационных жалоб и отзывов на них). Кроме этого, подробно разъяснена технология представления в электронном виде дополнительной информации, касающейся заявления о пересмотре судебного акта в порядке надзора.

(Временный порядок подачи документов в арбитражные суды РФ в электронном виде")


Вернуться в начало


Судебная практика

Для установления трудовой пенсии подтвердить наличие страхового стажа за период осуществления предпринимательской деятельности, в течение которой уплачивался ЕНВД, можно любым документом, выданным налоговым органом.

Для назначения трудовой пенсии в страховой стаж включаются, в частности, периоды деятельности застрахованного лица, в течение которых уплачивались взносы в Пенсионный фонд РФ. К уплате страховых взносов на обязательное пенсионное страхование приравнивается уплата, в том числе, единого налога при применении ЕНВД.

В соответствии с положениями пункта 5 и пункта 14 Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления трудовых пенсий, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 24 июля 2002 г. N 555, документом, подтверждающим уплату ЕНВД, является свидетельство, выданное территориальными налоговыми органами.

Верховным Судом РФ указанные положения признаны недействующими в части, исключающей подтверждение периодов осуществления предпринимательской деятельности, в течение которой уплачивался ЕНВД, иными, кроме свидетельства, документами.

Суд указал, что обязанность по уплате налога считается исполненной с момента уплаты налога, а не с момента предъявления указанного свидетельства.

В решении приведена также правовая позиция Конституционного Суда, выраженная в Постановлении от 12 октября 1998 г. N 24-П, согласно которой конституционная обязанность каждого налогоплательщика по уплате налогов должна считаться исполненной в тот момент, когда изъятие части его имущества, предназначенной для уплаты в бюджет в качестве налога, фактически произошло.

(Решение Верховного Суда РФ от 12.04.2011 N ГКПИ11-100 "О признании недействующими абзаца шестого пункта 5, абзаца первого пункта 14 Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления трудовых пенсий, утв. Постановлением Правительства РФ от 24.07.2002 N 555")

Затраты на запчасти и топливо можно учесть до начала эксплуатации.

В ходе проверки налоговый орган пришел к выводу, что затраты на запасные части и топливо к транспортным средствам, предназначенным для сдачи в аренду, необоснованно отнесены обществом в счет уменьшения налогооблагаемой прибыли в связи с тем, что транспортные средства еще не переданы в аренду и не эксплуатировались. Обществу доначислен налог на прибыль.

Отказ в признании расходов является неправомерным. Действующее законодательство не содержит запретов на закупку топлива и запасных частей впрок, если это прямо связано с деятельностью налогоплательщика. Налоговый орган не вправе устанавливать, когда именно, до начала эксплуатации техники или после, целесообразно закупать запчасти и топливо.

(Постановление Федерального арбитражного суда Московского округа от 23 июля 2010 г. N КА-А41/7800-10)

Понесенные убытки не свидетельствуют о недобросовестности плательщика.

ФАС Центрального округа в Постановлении N А64-4404/09 от 20.04.2011 пояснил, что заведомая убыточность совершаемых операций не влечет признания полученной налоговой выгоды необоснованной.

ФАС отметил, что предпринимательская деятельность осуществляется ее субъектами самостоятельно на свой риск, эффективность и целесообразность такой деятельности также оценивается последними самостоятельно и единолично. Планирование предпринимательской деятельности, в том числе в отношении видов и целей деятельности и получения доходов, является исключительной компетенцией самого предприятия.

Судебный контроль не призван проверять экономическую целесообразность решений, принимаемых субъектами предпринимательской деятельности, которые в сфере бизнеса обладают самостоятельностью и широкой дискрецией, поскольку в силу рискового характера такой деятельности существуют объективные пределы в возможностях судов выявлять наличие в ней деловых просчетов.

Следовательно, экономическая обоснованность понесенных обществом расходов должна определяться не фактическим получением дохода в конкретном налоговом периоде, а направленностью таких расходов на получение дохода.

(Постановление ФАС ЦАО No А64-4404/09 от 20.04.2011)

Решения о привлечении к ответственности недостаточно для принятия обеспечительных мер.

ФАС Западно-Сибирского округа в Постановлении No А27-9644/2010 от 03.05.2011 пояснил, что наличие решения инспекции о привлечении предпринимателя к налоговой ответственности не может являться достаточным основанием для принятия инспекцией обеспечительных мер.

ФАС указал, что руководитель налогового органа вправе принять обеспечительные меры, направленные на обеспечение возможности исполнения указанного решения, если есть достаточные основания полагать, что непринятие этих мер может затруднить или сделать невозможным в дальнейшем исполнение такого решения и взыскание недоимки, пеней и штрафов.

Арбитражными судами установлено, что основанием для принятия инспекцией обеспечительных мер явилось наличие решения о взыскании с предпринимателя недоимки, пеней, штрафа. Вместе с тем, указанное обстоятельство само по себе не свидетельствует о невозможности или затруднительности в будущем его исполнения.

Принимая обеспечительные меры, инспекция должна доказать, что непринятие этих мер может затруднить или сделать невозможным в дальнейшем исполнение решения о взыскании штрафных санкций, доначисленных налогов и пени. Доводы кассационной жалобы о значительным размере суммы, подлежащей взысканию, не предусмотрены статьей 101 НК РФ в качестве основания для принятия обеспечительных мер.

На основании вышеизложенного арбитражными судами сделан обоснованный вывод о неправомерном вынесении инспекцией оспариваемого решения о принятии обеспечительных мер.

(Постановление ФАС Западно-Сибирского округа No А27-9644/2010 от 03.05.2011)

Возмещенный НДС не может быть взыскан.

Вышестоящим налоговым органом принято решение, которым налогоплательщику предложено уплатить излишне возмещенный из бюджета НДС по результатам камеральной налоговой проверки. Налоговый орган сослался на то, что при установлении в ходе выездной проверки обстоятельств, не выявленных ранее при осуществлении камеральной налоговой проверки, подтверждающих получение необоснованного налогового вычета, налоговый орган вправе отказать в возмещении спорной суммы налога.

Учитывая, что в НК РФ отсутствуют нормы, позволяющие налоговому органу ранее возмещенную из бюджета сумму налога предлагать к уплате в бюджет, налоговый орган не вправе возлагать на налогоплательщика дополнительное обременение по уплате в бюджет суммы НДС, ранее ему возмещенной, у налогоплательщика не возникает в такой ситуации обязанности по уплате налога в бюджет.

(Постановление Федерального арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 2 июля 2010 г. N А19-4798/10)


Вернуться в начало


Прочее

В некоторых случаях в доходах ТСЖ, применяющего УСН, учитываются поступающие от его членов платежи за жилищно-коммунальные услуги.

Рассмотрен вопрос об учете в доходах ТСЖ, применяющего УСН, некоторых платежей, поступающих от его членов.

В доходы ТСЖ не включаются вступительные и членские взносы, пожертвования, а также отчисления на формирование резерва для ремонта (в т. ч. капитального) общего имущества.

При определенных обстоятельствах платежи членов ТСЖ за жилищно-коммунальные услуги, поступающие на счет данной организации, должны учитываться в ее доходах. Речь идет о случаях, когда в соответствии с уставом ТСЖ обязано обеспечивать надлежащее санитарное, противопожарное и техническое состояние жилого дома и прилегающей территории. Проводить его техническую инвентаризацию, содержание и ремонт помещений. Предоставлять коммунальные услуги. Причем ТСЖ заключает договоры с производителями (поставщиками) данных работ (услуг) от своего имени. То есть оно не является посредником, закупающим их по поручению своих членов. А последние обязаны оплачивать данную деятельность товарищества.

Если по уставу ТСЖ должно обеспечивать указанные жилищно-коммунальные услуги и оно от собственного имени по поручению своих членов или от их имени и за счет них заключает договоры с производителями (поставщиками), то необходимо исходить из следующего. Доходом данной организации будет комиссионное, агентское или иное аналогичное вознаграждение. Это касается ситуаций, когда исходя из договорных отношений она выступает посредником, закупающим услуги по поручению своих членов.

(Письмо Федеральной налоговой службы от 22 апреля 2011 г. N КЕ-4-3/6526 "О налогообложении товариществ собственников жилья при применении упрощенной системы налогообложения")

Можно ли получить рассрочку по уплате НДФЛ на срок свыше одного года?

Письмом Минфина разъяснено, что НК РФ не предусмотрено предоставление рассрочки по уплате налогов на срок, превышающий три года, а также рассрочки по уплате налога на доходы физических лиц на срок, превышающий один год.

(Письмо Минфина от 20.04.11 № 03-02-08/44)

Куда обращаться за возвратом излишне удержанного налога иностранной компании.

Письмом Минфина России от 18.04.11 № 03-08-13 разъяснено, что возврат налога на прибыль, излишне удержанного при выплате дохода иностранной организации, производится инспекцией по месту постановки на учет налогового агента.

Эти денежные средства могут быть перечислены на расчетный счет уполномоченного представителя иностранной компании.

(Письмо Минфина России от 18.04.11 № 03-08-13)

Как определить долю прибыли обособленного подразделения в целях налогообложения прибыли.

Минфин разъяснил, что при определении удельного веса остаточной стоимости амортизируемого имущества для целей применения статьи 288 НК РФ учитывается только остаточная стоимость основных средств налогоплательщика.

При этом остаточная стоимость иного амортизируемого имущества (капитальных вложений в форме неотделимых улучшений в арендованное имущество) при определении указанного показателя не учитывается.

(Письмо Минфина РФ от 20.04.11 № 03-03-06/2/66)

О возможностях применения УСН на основе патента.

Письмом Минфина разъяснена возможность применения патентной "упрощенки".

Индивидуальный предприниматель, осуществляющий предпринимательскую деятельность по установке в зданиях кондиционеров и таких систем противовзломной (охранной) сигнализации, как камеры видеонаблюдения, вправе перейти на применение УСН на основе патента.

(Письмо Минфина от 22.04.11 № 03-11-11/102)

Когда статья 40 НК РФ не применяется.

При определении в целях налога на прибыль доходов в виде процентов по займу, кредиту, банковским счетам и вкладам, а также по ценным бумагам и другим долговым обязательствам положения статьи 40 НК РФ не применяются, разъяснил Минфин.

(Письмо Минфина от 21.04.11 № 03-02-07/1-134)

Как платить НДС при реализации физическим лицам имущества, составляющего муниципальную казну.

При реализации указанного имущества физическим лицам, не являющимся индивидуальными предпринимателями, НДС уплачивается в бюджет органами местного самоуправления, осуществляющими операции по реализации данного имущества, т. е. уполномоченными органами.

В случае зачисления покупателями - физическими лицами средств от реализации муниципального имущества, в том числе сумм НДС, на лицевые счета по учету средств от приносящей доход деятельности, открытые в установленном порядке уполномоченным органом, уполномоченные органы производят последующее перечисление указанных денежных средств в бюджеты бюджетной системы РФ:

  • в федеральный бюджет - сумм налога на добавленную стоимость;
  • в местный бюджет - денежных средств в уплату продажной стоимости реализованного имущества с отражением по соответствующим кодам классификации доходов бюджетов статьи " 14 02000 00 0000 000 Доходы от реализации имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности (за исключением имущества бюджетных и автономных учреждений, а также имущества государственных и муниципальных унитарных предприятий, в том числе казенных" с указанием кода главного администратора доходов местного бюджета - органа местного самоуправления, уполномоченного на управление и распоряжение муниципальным имуществом.

(Письмо Минфина от 25.04.11 № 03-07-11/107)

Если в результате утилизации образовался лом.

Специалисты финансового ведомства поясняют, как учитываются излишки лома в виде отходов от утилизации вышедших из эксплуатации автотранспортных средств, выявленных в результате инвентаризации, в целях налогообложения прибыли.

Разъяснено, что доходы в виде стоимости излишков материально-производственных запасов и прочего имущества, которые выявлены в результате инвентаризации, относятся к внереализационным доходам и учитываются по рыночной цене на дату проведения инвентаризации.

(Письмо Минфина от 22.04.11 № 03-03-06/1/263)

Как учесть расходы на разработку проектной документации.

Налоговая служба разъяснила порядок учета в целях налогообложения прибыли затрат на разработку проектной документации при отсутствии доходов.

Расходы организации, не имеющей доходов, могут быть учтены в целях налогообложения прибыли притом, что они обоснованы, документально подтверждены и произведены в рамках осуществления деятельности, направленной на получение дохода.

Расходы, связанные с созданием амортизируемого имущества, формируют его первоначальную стоимость и учитываются в целях налогообложения прибыли через механизм амортизации.

(Письмо ФНС России от 21.04.11 № КЕ-4-3/6494)

Минфин разъяснил порядок налогообложения при уступке права требования.

Если иное не предусмотрено законом или договором, право первоначального кредитора переходит к новому кредитору в том объеме и на тех условиях, которые существовали к моменту перехода права.

В том числе к новому кредитору переходят права, обеспечивающие исполнение обязательства, а также другие связанные с требованием права.

Таким образом, как считают в Минфине РФ, при уступке налогоплательщиком, применяющим общий режим налогообложения, права требования долга в виде суммы неосновательного обогащения налогоплательщику, применяющему упрощенную систему налогообложения, сумма, полученная последним в погашение долгового обязательства, должна учитываться при определении налоговой базы по налогу, уплачиваемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения.

(Письмо Минфина от 28.04.11 № 03-11-11/107)

Как отражать в декларации расходы при операциях с ценными бумагами.

Письмом ФНС России разъяснен порядок отражения в налоговой декларации по налогу на прибыль расходов организации, осуществляющей операции с ценными бумагами.

Например, в приложении к Листу 02 "Расходы, связанные с производством и реализацией<...>" по строке 070 профессиональные участники рынка ценных бумаг указывают расходы на приобретение и реализацию ценных бумаг, учитываемые для целей налогообложения.

Информация справочного характера отражается по строкам 201 и 211 Листа 06 "Доходы, расходы и налоговая база, полученная негосударственным пенсионным фондом от размещения пенсионных резервов".

(Письмо ФНС России от 06.05.11 № КЕ-4-3/7403)

Как подавать декларацию, если обязательств не возникло.

Минфин рассказал о порядке представления садоводческими некоммерческими организациями налоговых деклараций по налогу на прибыль, налогу на имущество организаций, водному налогу и земельному налогу в случае отсутствия обязательств по уплате налогов.

Разъяснено, что некоммерческая организация, у которой не возникло обязательств по уплате налога на прибыль, по истечении налогового периода обязана подать декларацию по упрощенной форме (ст. 373, 374, 386, 333.8, 333.9, 333.15, 388, 389 и 398 НК РФ).

(Письмо Минфина РФ от 28.04.11 № 03-02-08/47)

Минфин разъяснил, как учитывать доходы по лицензионному договору.

Доходы за использование товарного знака, причитающиеся китайской организации, подлежат налогообложению в РФ по ставке 10%, при этом налог исчисляется и удерживается российской организацией.

Доходы китайской организации по договору на оказание консультационных услуг обложению налогом у источника выплаты не подлежат.

Российская организация, работающая на УСН и приобретающая у иностранного лица, не зарегистрированного на территории РФ, услуги по передаче прав на использование товарного знака и консультационные услуги, является налоговым агентом и обязана уплатить в бюджет налог на добавленную стоимость в вышеуказанном порядке.

(Письмо Минфина от 29.04.11 № 03-08-05)

Кто будет платить штраф после реорганизации.

Письмом Минфина от 26.04.11 № 03-02-07/1-137 разъяснен вопрос относительно уплаты штрафов организацией, образовавшейся путем выделения из состава реорганизованной организации.

При выделении из состава юридического лица одного или нескольких юридических лиц правопреемства по отношению к реорганизованному юридическому лицу в части исполнения его обязанностей по уплате налогов, пеней и штрафов не возникает (п. 8 ст. 50 НК РФ).

Если в результате выделения из состава юридического лица одного или нескольких юридических лиц налогоплательщик не имеет возможности исполнить в полном объеме обязанность по уплате налогов (пеней, штрафов) и такая реорганизация была направлена на неисполнение обязанности по уплате налогов (пеней, штрафов), то по решению суда выделившиеся юридические лица могут солидарно исполнять обязанность по уплате налогов (пеней, штрафов) реорганизованного лица.

(Письмо Минфина от 26.04.11 № 03-02-07/1-137)

В каком размере можно получить вычет при обмене квартиры.

Налогоплательщик продает квартиру, находящуюся в его собственности менее трех лет, которую, в свою очередь, он приобрел по договору мены.

Доход от продажи квартиры, которая приобретена менее трех лет назад по договору мены, можно уменьшить на указанную в договоре мены стоимость этой квартиры.

При продаже квартиры, приобретенной по договору мены, налогоплательщик вправе включить в сумму фактически произведенных им и документально подтвержденных расходов стоимость данной квартиры, указанную в договоре мены.

(Письмо Минфина от 27.04.11 № 03-04-05/7-309)

Налоговый агент: возможна ли отсрочка.

Порядок и условия предоставления отсрочки (рассрочки) по уплате налогов установлены главой 9 НК РФ. Согласно пункту 9 статьи 61 НК РФ действие указанной главы не распространяется на налоговых агентов.

(Письмо Минфина от 27.04.11 № 03-02-07/1-142)

Как определяется налоговое резидентство.

Письмом Минфина от 25.04.11 № 03-04-05/6-293 разъяснено, что 183 дня пребывания в РФ, по достижении которых физическое лицо будет признано налоговым резидентом РФ, исчисляются путем суммирования всех календарных дней, в которые физическое лицо находилось в РФ в течение 12 следующих подряд месяцев.

Налоговый статус физического лица, определяющий порядок налогообложения его доходов, полученных за налоговый период, устанавливается по итогам налогового периода.

При определении налоговой базы по доходам от продажи жилого помещения, полученным в 2011 году, необходимо учитывать налоговый статус физического лица - получателя доходов, определяемый по итогам 2011 года.

(Письмо Минфина от 25.04.11 № 03-04-05/6-293)

Как учитывать материальную помощь.

Как облагается налогом единовременная материальная помощь, выплачиваемая из стипендиального фонда по решению руководителя образовательного учреждения или научной организации нуждающимся студентам, обучающимся по очной форме обучения в федеральных государственных образовательных учреждениях среднего и высшего профессионального образования.

Письмом Минфина разъяснено, что единовременная материальная помощь нуждающимся студентам облагается НДФЛ, поскольку оснований для освобождения от обложения налогом на доходы физических лиц сумм единовременной материальной помощи, выплачиваемых из стипендиального фонда в соответствии с Федеральным законом от 22.08.96 № 125-ФЗ "О высшем и послевузовском профессиональном образовании" по решению руководителя образовательного учреждения или научной организации нуждающимся студентам, обучающимся по очной форме обучения в федеральных государственных образовательных учреждениях среднего и высшего профессионального образования, в статье 217 НК РФ не содержится.

(Письмо Минфина от 26.04.11 № 03-04-05/3-301)

Как учитываются расходы в виде лицензионных платежей.

Отнесенные к косвенным расходам затраты на приобретение неисключительного права на использование патента учитываются в целях налога на прибыль независимо от наличия доходов от реализации в налоговом периоде

(Письмо Минфина от 26.04.11 № 03-03-06/1/269)

Передача прав на использование программного обеспечения по лицензионному договору не облагается НДС.

Услуги, оказываемые в рамках вышеуказанных договоров, включающих отдельные элементы лицензионных договоров, подлежат налогообложению налогом на добавленную стоимость в общеустановленном порядке.

В связи с этим сумма вознаграждения, полученная по данным договорам, включается в налоговую базу по НДС в полном объеме.

(Письмо Минфина от 07.10.10 № 03-07-07/66)

Пенсии НДФЛ не облагаются.

Пенсии по государственному пенсионному обеспечению и трудовые пенсии, назначаемые в порядке, установленном действующим законодательством, социальные доплаты к пенсиям, выплачиваемые в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов РФ, освобождаются от обложения налогом на доходы физических лиц.

Обязанность декларировать доходы в виде указанных пенсий у их получателей отсутствует (п. 2 ст. 217 НК РФ).

(Письмо Минфина от 22.04.11 № 03-04-05/6-287)

Вправе ли несовершеннолетний получить налоговый вычет.

Если квартира была приобретена в долевую собственность супругов и несовершеннолетнего ребенка, а оплачена за счет средств супругов, сын не вправе воспользоваться имущественном вычетом даже при наличии доходов.

Сын при получении в будущем дохода воспользоваться имущественным налоговым вычетом в связи с приобретением в его собственность 1/3 доли квартиры не сможет.

(Письмо УФНС России по г. Москве от 12.01.11 № 20-14/4/000759)


Вернуться в начало



При подготовке настоящей рассылки использованы материалы компаний "Гарант", АО "Консультант Плюс"; изданий "Учет. Налоги. Право", "Российский налоговый курьер". Настоящая работа не представляет собой консультацию или совет. ООО "ФинЭкспертиза" не гарантирует достоверность, адекватность и полноту приведенных сведений и не несет ответственность ни за какие ошибки или упущения, а также результаты использования этого материала.