Мониторинг изменений за период 11.01.11 - 14.01.11



Налоги и взносы

С 1 января 2011 года применяются новые ставки акцизов по подакцизным товарам, ввозимым в Российскую Федерацию.

Федеральным законом от 27 ноября 2010 года № 306-ФЗ были внесены изменения в Налоговый кодекс РФ, касающиеся, в числе прочего, порядка исчисления и уплаты акцизов, установления ставок акцизов на 2011 - 2013 годы.

В частности, налоговая ставка на сигареты с фильтром в 2011 году составляет 280 руб. за 1000 штук + 7 процентов расчетной стоимости, исчисляемой из максимальной розничной цены (но не менее 360 руб. за 1000 штук), в 2012 году - 360 рублей за 1000 штук + 7,5 процента расчетной стоимости, исчисляемой из максимальной розничной цены (но не менее 460 руб. за 1000 штук), в 2013 году - 460 рублей за 1000 штук + 8 процентов расчетной стоимости, исчисляемой из максимальной розничной цены (но не менее 590 руб. за 1000 штук).

Также были установлены ставки акцизов на алкогольную и спиртосодержащую продукцию, автомобили, бензин и дизельное топливо, моторные масла и табак.

В целях реализации положений Федерального закона от 27 ноября 2010 года N 306-ФЗ "О внесении изменений в часть первую и часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и Закон Российской Федерации "О налоговых органах Российской Федерации" с 1 января 2011 года применяются ставки акцизов по подакцизным товарам, ввозимым в Российскую Федерацию, согласно приложению к  Приказу ФТС РФ N 2750.

(Приказ ФТС РФ от 30.12.2010 г. № 2750 "О взимании акцизов")


Вернуться в начало


Правовые новости

Установлены правила взимания и возврата платы за предоставление сведений, содержащихся в Едином государственной реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним.

В соответствии с утвержденным Порядком перечисление платы производится после представления запроса о предоставлении сведений, содержащихся в Реестре, выдаче копий договоров и иных документов, выражающих содержание односторонних сделок, совершенных в простой письменной форме, в Федеральную службу государственной регистрации, кадастра и картографии, ее территориальные органы, подведомственные ей государственные бюджетные учреждения в случае представления такого запроса в электронной форме.

Перечисление платежа производится до представления запроса в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав, в случае представления такого запроса путем отправки по почте, а также если такой запрос представляется представителем юридического лица в виде бумажного документа при личном обращении.

Перечисление платежа производится по выбору лица, представляющего запрос, до или после представления запроса, если запрос представляется в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав, физическим лицом в виде бумажного документа при личном обращении.

Банковские реквизиты для перечисления платежа размещаются на официальном сайте Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии в сети Интернет.

В приложении к Порядку приведены размеры платы за предоставление сведений, содержащихся в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним, выдачу копий договоров и иных документов, выражающих содержание односторонних сделок, совершенных в простой письменной форме.

(Приказ Минэкономразвития РФ от 16.12.2010 г. № 650 "О порядке взимания и возврата платы за предоставление сведений, содержащихся в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним, выдачу копий договоров и иных документов, выражающих содержание односторонних сделок, совершенных в простой письменной форме, и размерах такой платы")

Утвержден перечень из 380 муниципалитетов, расположенных на приграничных территориях, на которых иностранные граждане, лица без гражданства и иностранные юридические лица не могут обладать на праве собственности земельными участками.

Перечень включает в себя муниципалитеты, расположенные на территории Чукотского автономного округа, Магаданской и Сахалинской областей, Камчатского, Хабаровского и Приморского краев, Еврейской автономной области, Амурской области, Забайкальского края, Бурятии, Тывы, Алтайского края и Республики Алтай, Красноярского края, Новосибирской, Омской и Тюменской областей, Курганской, Челябинской и Оренбургской областей, Самарской, Саратовской, Волгоградской и Астраханской областей, Калмыкии, Дагестана, Чечни, Ингушетии, Северной Осетии, Кабардино-Балкарии и Карачаево-Черкесии, Краснодарского края и Ростовской области, Воронежской, Белгородской, Курской, Брянской, Смоленской Псковской и Ленинградской областей, Санкт-Петербурга, Республики Карелия, Мурманской и Архангельской областей, Ненецкого и Ямало-Ненецкого автономных округов, Якутии.

В соответствии с Земельным кодексом РФ иностранные граждане, лица без гражданства и иностранные юридические лица не могут обладать на праве собственности земельными участками, находящимися на приграничных территориях, перечень которых устанавливается Президентом РФ в соответствии с федеральным законодательством о Государственной границе РФ, и на иных установленных особо территориях РФ в соответствии с федеральными законами.

(Указ Президента РФ от 09.01.2011 г. № 26 "Об утверждении перечня приграничных территорий, на которых иностранные граждане, лица без гражданства и иностранные юридические лица не могут обладать на праве собственности земельными участками")

Утверждена номенклатура товаров, работ, услуг для нужд заказчиков, используемая при размещении государственных и муниципальных заказов.

Законодательством установлено, что два и более заказчика или уполномоченных органа вправе осуществлять размещение заказов на поставки одноименных товаров, выполнение одноименных работ, оказание одноименных услуг путем проведения совместных торгов.

До утверждения данной номенклатуры под одноименными товарами, работами, услугами понимались аналогичные по техническим и функциональным характеристикам товары, работы, услуги, которые могут отличаться друг от друга незначительными особенностями (деталями), не влияющими на качество и основные потребительские свойства товаров, результатов работ, услуг, являются однородными по своему потребительскому назначению и могут быть взаимозаменяемыми.

Теперь одноименные товары, работы, услуги определяются в соответствии с утвержденной номенклатурой.

(Приказ Минэкономразвития РФ от 01.12.2010 г. № 601 "Об утверждении номенклатуры товаров, работ, услуг для нужд заказчиков")

С 1 января 2011 года порядок лицензирования страховых медицинских организаций, осуществляющих деятельность в сфере обязательного медицинского страхования, дополнен рядом особенностей.

Установлено, в частности, что в заявлении о предоставлении лицензии указываются субъекты РФ, на территориях которых предполагается осуществлять лицензируемую деятельность. Установлен состав экономического обоснования осуществления страховой деятельности, который включает в себя бухгалтерскую отчетность, составленную на последнюю отчетную дату, и территориальную программу обязательного медицинского страхования соответствующего субъекта РФ.

Страховые медицинские организации обязаны сообщать в Росстрахнадзор об изменениях, внесенных в документы, на основании которых была получена лицензия, в течение 30 дней со дня внесения таких изменений.

Установлено, что организации, имеющие лицензии на осуществление страхования, выданные до 1 января 2011 года, в которых предусмотрено проведение обязательного медицинского страхования, вправе на их основании осуществлять деятельность в сфере ОМС и после этой даты.

(Постановление Правительства РФ от 31.12.2010 г. № 1227 "Об особенностях лицензирования деятельности страховых медицинских организаций в сфере обязательного медицинского страхования и признании утратившими силу некоторых актов Правительства РФ")

С 1 января 2011 года Минздравсоцразвития РФ предоставлено право издавать разъяснения, направленные на обеспечение единообразного применения Федерального закона "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации".

Вышеупомянутым Законом было предусмотрено, что в целях его единообразного применения, при необходимости, могут издаваться соответствующие разъяснения в порядке, установленном Правительством РФ. Рассматриваемым Постановлением право издания таких разъяснений предоставлено Минздравсоцразвития РФ.

(Постановление Правительства РФ от 31.12.2010 г. № 1226 "Об издании разъяснений по единообразному применению Федерального закона "Об обязательном медицинском страховании в РФ")

На 2011 - 2012 годы установлен пониженный тариф страховых взносов в ПФР для плательщиков, применяющих УСН и осуществляющих определенные виды деятельности.

В Закон о страховых взносах в ПФР, ФСС РФ, ФФОМС и ТФОМС внесено дополнение, предусматривающее возможность применения льготных тарифов организациями и индивидуальными предпринимателями, применяющими УСН, основным видом деятельности которых являются, в частности: производство пищевых продуктов, текстильное и швейное производство, производство машин и оборудования, образование, строительство и т.д. (всего перечень содержит 36 позиций).

Для указанных лиц на 2011 год устанавливается пониженный тариф страховых взносов в ПФР - 18 процентов (общий тариф - 26 процентов). В остальные фонды размеры страховых взносов не изменятся и составят: в ФСС РФ - 2,9 процента, ФФОМС - 3,1 процента, ТФОМС - 2,0 процента. В 2012 году размеры тарифов сохранятся. При этом взносы в Фонд обязательного медицинского страхования с 2012 года будут уплачиваться только в ФФОМС.

Для признания соответствующего вида экономической деятельности основным доля доходов от реализации продукции (оказания услуг) должна составлять не менее 70 процентов в общем объеме доходов.

Подтверждать соответствие основного вида экономической деятельности установленному критерию необходимо будет в порядке, определенном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере социального страхования.

Аналогичное по сути дополнение внесено в Федеральный закон "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации".

(Федеральный закон от 28.12.2010 г. № 432-ФЗ "О внесении изменений в статью 58 Федерального закона "О страховых взносах в Пенсионный фонд РФ, Фонд социального страхования РФ, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования" и статью 33 Федерального закона "Об обязательном пенсионном страховании в РФ")

В порядок оборота земель сельскохозяйственного назначения внесены значительные дополнения и изменения.

Вводится административная ответственность за неиспользование в течение определенного Законом срока земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения для ведения сельского хозяйства.

Уточнен порядок принудительного изъятия в судебном порядке земельных участков сельскохозяйственного назначения, используемых не по назначению. Критерии ненадлежащего использования участков утверждаются Правительством РФ. После вступления в силу соответствующего решения суда такой участок подлежит продаже с публичных торгов. В случае признания торгов несостоявшимися такой участок может быть приобретен в государственную или муниципальную собственность.

Установлено, что участник долевой собственности без выделения земельного участка в счет земельной доли может отказаться от права собственности на нее путем подачи соответствующего заявления в орган государственной регистрации прав. После госрегистрации прекращения указанного права право собственности на этот участок возникает у местного городского или сельского поселения либо у муниципального района, если участок расположен на межселенной территории.

Усовершенствовано правовое регулирование невостребованных земельных долей. Орган местного самоуправления вправе обратиться в суд с требованием о признании за ним права собственности на невостребованные доли, признанные таковыми в установленном порядке. Такие земельные участки, после признания за ними права муниципальной собственности, могут передаваться использующим их сельскохозяйственным организациям или КФХ в собственность или аренду в упрощенном порядке.

Уточнены полномочия общего собрания участников долевой собственности. В частности, теперь такое собрание может уполномочить выбранное им лицо без доверенности действовать от имени собрания по вопросам, относящимся к компетенции собрания. Полномочия такого лица подтверждаются заверенной уполномоченным лицом органа местного самоуправления выпиской из протокола общего собрания, в котором указываются необходимые персональные данные лица, виды действий, на которые лицо уполномочено, и срок этих полномочий, который не может превышать 3 года.

Установлено, что для подсчета голосов участников на собрании размеры земельных долей должны быть определены единым способом. Законом добавляются положения, касающиеся порядка такого определения.

Основная часть нововведений вступает в силу с 1 июля 2011 года.

(Федеральный закон от 29.12.2010 г. № 435-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ в части совершенствования оборота земель сельскохозяйственного назначения")

Установлены правила оформления технического плана помещения.

Утверждены требования к подготовке технического плана помещения и его форма. Технический план состоит из текстовой части, которая делится на разделы, обязательные для включения в состав технического плана, и разделы, включение которых в состав технического плана зависит от видов кадастровых работ, и графической части. К текстовой части технического плана относятся титульный лист, содержание и следующие разделы:

  • исходные данные;
  • характеристики помещения;
  • сведения об образуемых частях помещения;
  • заключение кадастрового инженера.

Графическая часть представляет собой план этажа или части этажа здания либо сооружения (план здания или сооружения) с указанием на этом плане местоположения соответствующего помещения.

Технический план оформляется в виде отдельного документа в отношении каждого созданного (образуемого) помещения. При одновременном образовании помещения и части помещения технический план оформляется в виде одного документа. Установлены общие требования к подготовке технического плана, подробно регламентированы требования к оформлению его текстовой и графической частей.

Напомним, что согласно Федеральному закону от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" технический план представляет собой документ, в котором воспроизведены определенные сведения, внесенные в государственный кадастр недвижимости, и указаны сведения о здании, сооружении, помещении или об объекте незавершенного строительства, необходимые для постановки на учет такого объекта недвижимости.

Требования к подготовке технического плана здания и форма технического плана были утверждены Приказом Минэкономразвития РФ от 01.09.2010 N 403.

(Приказ Минэкономразвития РФ от 29.11.2010 г. № 583 "Об утверждении формы технического плана помещения и требований к его подготовке")

Вводится новый порядок уплаты НДПИ для предприятий угольной промышленности.

Внесены изменения в главы Налогового кодекса РФ, регулирующие уплату налога на прибыль организаций и налога на добычу полезных ископаемых.

Так, в частности, в качестве самостоятельных видов полезных ископаемых выделены антрацит, уголь коксующийся, уголь бурый, а также уголь, за исключением антрацита, угля коксующегося и угля бурого.

Для каждого из указанных видов угля установлены специфические ставки (в расчете за 1 тонну добытого полезного ископаемого): в отношении антрацита - 47 руб.; угля коксующегося - 57 рублей; угля бурого - 11 рублей; угля, за исключением антрацита, угля коксующегося и угля бурого - 24 рубля. К данным ставкам налога предусмотрено применение коэффициентов-дефляторов, учитывающих изменение цен на уголь.

Кроме того, Законом установлена возможность применения налогового вычета путем уменьшения суммы исчисленного налога на расходы, связанные с обеспечением безопасных условий труда при добыче угля. Предельная величина налогового вычета определяется как произведение суммы налога и коэффициента Кт, определяемого для каждого участка недр с учетом степени метанообильности и склонности угля к самовозгоранию. Значение Кт устанавливается в принятой налогоплательщиком учетной политике и не может превышать 0,3.

Налогоплательщики по своему выбору смогут использовать указанный налоговый вычет, либо учитывать произведенные расходы при исчислении налоговой базы по налогу на прибыль (соответствующее дополнение внесено в главу 25 "Налог на прибыль организаций").

(Федеральный закон от 28.12.2010 г. № 425-ФЗ "О внесении изменений в главы 25 и 26 части второй Налогового кодекса РФ")

Средства материнского капитала могут быть направлены на погашение кредитов (займов) на приобретение жилья, независимо от даты их заключения.

Федеральный закон "О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей" предусматривал возможность направить средства материнского капитала на погашение основного долга и уплату процентов по кредитам или займам на приобретение (строительство) жилья, заключенным до 31 декабря 2010 года. Внесенными в Закон поправками исключен указанный срок. Таким образом, возможность использования средств материнского капитала не ограничена сроками заключения кредитных договоров, предоставляемых на приобретение (строительство) жилого помещения.

(Федеральный закон от 29.12.2010 г. № 440-ФЗ "О внесении изменений в статьи 7 и 10 Федерального закона "О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей")

Нормы естественной убыли химической продукции при хранении, сливе и наливе по сравнению с ранее утвержденными нормами остались без изменения.

Утверждены нормы естественной убыли:

  • при хранении минеральных удобрений;
  • жидких криопродуктов;
  • при сливе из металлических фляг, барабанов и бочек лакокрасочных материалов;
  • химической продукции при операциях слива-налива.

Приказ Минпромэнерго РФ от 24.09.2007 N 406, которым ранее были утверждены аналогичные нормы, признан утратившим силу.

(Приказ Минпромторга РФ от 08.11.2010 г. № 1000 "Об утверждении норм естественной убыли при хранении (сливе, наливе) химической продукции")


Вернуться в начало


Арбитражная практика

Судам даны разъяснения по некоторым вопросам, возникающим при рассмотрении дел о присуждении компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок.

Пленумом Верховного Суда РФ и Пленумом Высшего Арбитражного Суда РФ сообщено, в частности, следующее.   

Присуждаемая компенсация представляет собой денежное возмещение вреда, причиненного вследствие нарушения права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок, выплачиваемое независимо от вины органа или должностного лица, причинивших этот вред.

Лицо, обратившееся в суд с заявлением о присуждении компенсации, не должно доказывать наличие этого вреда, поскольку в случае установления факта нарушения права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок причинение указанного вреда презюмируется.

Суду надлежит в каждом конкретном случае обеспечивать индивидуальный подход к определению размера компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок.

В частности, размер указанной компенсации должен определяться судом с учетом требований лица, обратившегося в суд с заявлением, обстоятельств дела или производства по исполнению судебного акта, по которым допущено нарушение, продолжительности нарушения, наступивших вследствие этого нарушения последствий, их значимости для лица, обратившегося в суд с заявлением о присуждении компенсации.

При определении размера присуждаемой компенсации суду следует также учитывать практику Европейского Суда по правам человека, размер сумм компенсаций вреда, присуждаемых этим Судом за аналогичные нарушения

Исполнительный лист по решению суда о присуждении компенсации подлежит направлению на исполнение судом в пятидневный срок со дня принятия решения (абзац второй части 1 статьи 428 ГПК РФ, абзац второй части 3 статьи 319 АПК РФ).

Для направления исполнительного листа заявление или ходатайство взыскателя об этом не требуется. Исполнение решения суда о присуждении компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок производится в порядке, установленном главой 24.1 БК РФ.

(Постановление Пленума Верховного Суда РФ № 30, Пленума ВАС РФ № 64 от 23.12.2010 г. "О некоторых вопросах, возникших при рассмотрении дел о присуждении компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок")


Вернуться в начало


Прочее

Разработаны Методические рекомендации по составлению и представлению кредитными организациями финансовой отчетности за 2010 год.

В Рекомендациях учтены требования действующих международных стандартов финансовой отчетности (МСФО) по состоянию на 1 января 2010 года. В отличие от прошлого года, в отчетность за 2010 год дополнительно включен отчет о финансовом положении на начало предыдущего отчетного периода (в случае если учетная политика применяется ретроспективно или осуществлен ретроспективный пересчет или переклассификация статей в финансовой отчетности). Как и прежде, для составления отчетности в соответствии с МСФО кредитной организацией утверждается регламент ее составления, содержащий порядок подготовки, утверждения, документального оформления профессиональных суждений, а также порядок хранения документации.

Примерные формы, входящие в состав финансовой отчетности, приведены в Иллюстративной финансовой отчетности, содержащейся в приложении N 1 к Методическим рекомендациям. Указанные формы отчетности могут быть изменены кредитной организацией (не нарушая требований МСФО) для обеспечения наилучшего отражения структуры и специфики совершаемых операций, их объема. В примечания включается существенная, полная и полезная информация для пользователей финансовой отчетности кредитной организации (в том числе описание характера операций и основной деятельности; констатация соответствия составленной финансовой отчетности требованиям МСФО; принципы учетной политики; дополнительная аналитическая информация).

Вместе с финансовой отчетностью представляется аудиторское заключение, выражающее в установленной форме мнение о ее достоверности.

Финансовая отчетность представляется в территориальные учреждения Банка России, осуществляющие надзор за их деятельностью, в срок до 1 июля года, следующего за отчетным.

(Письмо ЦБ РФ от 30.12.2010 г. № 183-Т "О Методических рекомендациях "О порядке составления и представления кредитными организациями финансовой отчетности")

С 1 января 2011 года единственным официальным источником для размещения информации о государственных и муниципальных заказах является сайт www.zakupki.gov.ru

Ранее для размещения такой информации отдельно существовали федеральный сайт, сайты субъектов РФ и сайты муниципальных образований.

Существовавший ранее федеральный сайт (теперь доступный по адресу www.zakupkiold.gov.ru) продолжит свою работу в режиме ограниченной функциональности до 1 июля 2011 года, однако размещение на нем новых извещений о государственных или муниципальных закупках невозможно.

Иные сайты и печатные издания могут использоваться в качестве вспомогательных источников информации.

При проведении открытых аукционов все необходимые документы и сведения, установленные законом, также размещаются на новом сайте, а не на электронной площадке, на которой проводился аукциона, как это было ранее.

На сайте будет вестись единый реестр государственных и муниципальных контрактов, а также гражданско-правовых договоров бюджетных учреждений. Реестр, в частности, будет содержать следующие сведения:

  1. наименование заказчика;
  2. источник финансирования;
  3. способ размещения заказа;
  4. дату проведения аукциона, подведения итогов конкурса или итогов проведения запроса котировок и реквизиты документа, подтверждающего основание заключения контракта;
  5. дату заключения контракта;
  6. предмет, цену контракта и срок его исполнения;
  7. наименование, место нахождения (для юридических лиц), фамилию, имя, отчество, место жительства, идентификационный номер налогоплательщика (для физических лиц), поставщика (исполнителя, подрядчика);
  8. сведения об изменениях контракта с указанием измененных условий контракта;
  9. сведения об исполнении контракта с указанием параметров исполнения, включая сведения об оплате контракта;
  10. сведения о расторжении контракта с указанием оснований расторжения контракта.

За нарушения, связанные с размещением на сайте информации, заказчики, уполномоченные органы, специализированные организации несут ответственность, предусмотренную законодательством РФ, в том числе Кодексом РФ об административных правонарушениях.

(Письмо Минэкономразвития РФ № 26339-ЛА/Д22, Казначейства РФ № 42-7.4-05/10.0-890 от 31.12.2010 г. "О начале функционирования с 1 января 2011 г. Общероссийского официального сайта")

Пенсионный фонд РФ напомнил об изменениях в порядке уплаты страховых взносов и предоставлении отчетности в 2011 году.

Так, в частности, в 2011 году совокупный тариф страховых взносов во внебюджетные фонды увеличивается с 26 процентов до 34 процентов, из которых: 26 процентов подлежат уплате в ПФР; 2,9 - в ФСС; 3,1 - в ФФОМС; 2,0 - ТФОМС.

Проиндексирована облагаемая страховыми взносами база. В 2011 году предельный годовой заработок для начисления страховых взносов составит 463 тыс. рублей (в 2010 году предельный заработок составлял 415 тыс. рублей).

Расширен перечень плательщиков, имеющих право на применение пониженного тарифа.

Изменились также сроки и состав представляемой отчетности.

Сообщается, что в ПФР необходимо ежеквартально сдавать не только расчеты по страховым взносам, но и сведения по персонифицированному учету. Отчетность должна представляться не позднее 15-го числа второго календарного месяца, следующего за отчетным периодом. В 2011 году датами сдачи отчетности являются: 15 февраля, 16 мая, 15 августа, 15 ноября.

Кроме того, с 2011 года отчетность в электронном виде представляется работодателями, численность сотрудников которых по состоянию на 1 января 2011 года составит более 50 человек (ранее данный критерий составлял более 100 человек).

(Информация ПФ РФ от 11.01.2011 г. "Изменения для плательщиков страховых взносов в 2011 году")


Вернуться в начало



При подготовке настоящей рассылки использованы материалы компаний "Гарант", АО "Консультант Плюс"; изданий "Учет. Налоги. Право", "Российский налоговый курьер". Настоящая работа не представляет собой консультацию или совет. ООО "ФинЭкспертиза" не гарантирует достоверность, адекватность и полноту приведенных сведений и не несет ответственность ни за какие ошибки или упущения, а также результаты использования этого материала.