Мониторинг изменений за период 11.04.11 - 15.04.11



Налоги и бухучет

Решение налогового органа может быть передано в электронном виде.

Регламентирован порядок передачи налоговыми органами в электронном виде по ТКС документов, используемых ими при реализации своих полномочий. Речь идет, в частности, о решениях, принимаемых в ходе налогового контроля; уведомлениях о вызове налогоплательщика; мотивированных заключениях; решениях о возмещении НДС и акцизов.

Обязательно использование сертифицированных средств ЭЦП. Документ формируется на бумажном носителе, подписывается и регистрируется в налоговом органе. Не позднее следующего рабочего дня он отправляется налогоплательщику в зашифрованном виде. В течение последующего дня налоговому органу приходит подтверждение даты отправки и квитанция от налогоплательщика о приеме документа. В ней указывается дата его получения.

Налогоплательщик может отказаться принять документ, если он направлен ему по ошибке, не соответствует установленному формату либо отсутствует ЭЦП уполномоченного должностного лица. В этом случае он передает в налоговый орган уведомление об отказе в приеме.

Участвующий в обмене специализированный оператор связи фиксирует дату направления документа, формирует ее подтверждение, подписывает его ЭЦП и высылает одновременно обоим участникам обмена.

При направлении документов в электронном виде бумажный экземпляр налогоплательщику не передается. Если налоговый орган не получил квитанцию о приеме, документ направляется в бумажном виде.

Участники информационного обмена обязаны хранить все отправленные и принятые документы (включая технологические) с ЭЦП, а также сертификаты ключей подписи.

Формам документов, используемых налоговыми органами при реализации своих полномочий, присвоены коды КНД (классификатора налоговых документов).

(Приказ Федеральной налоговой службы от 17 февраля 2011 г. N ММВ-7-2/169@ "Об утверждении Порядка представления документов, используемых налоговыми органами при реализации своих полномочий в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах, в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи, а также о внесении изменений в некоторые нормативные правовые акты Федеральной налоговой службы")

Электронный документооборот между налоговыми органами и налогоплательщиками: форматы передачи требований и решений.

Установлены форматы передачи налоговыми органами следующих документов (версия 5.01). Это требования об уплате налогов (сборов, пени, штрафов) и представлении документов, поручение об их истребовании, решение о продлении сроков представления документов (отказе в этом), уведомление о вызове налогоплательщика.

Определены форматы передачи справки о проведенной выездной налоговой проверке, решений о ее приостановлении (возобновлении), отложении рассмотрения материалов проверки в связи с неявкой лица.

Также установлены форматы передачи решений, принимаемых в рамках налогового контроля (о привлечении к ответственности за налоговое правонарушение (отказе в этом); приостановлении/возобновлении исполнения решения налогового органа в отношении физлица; отмене решения о привлечении физлица к ответственности).

Зарегистрировано в Минюсте РФ 1 апреля 2011 г. Регистрационный N 20384.

(Приказ Федеральной налоговой службы от 28 декабря 2010 г. N ММВ-7-6/773@ "Об утверждении Формата документов, используемых налоговыми органами при реализации своих полномочий в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах")


Вернуться в начало


Правовые новости

Полный текст проекта Федерального закона, вносящего изменения в Гражданский кодекс РФ, поступил в Минэкономразвития РФ на подготовку заключения по проекту.

Проект Федерального закона был подготовлен Советом при Президенте РФ по кодификации и совершенствованию гражданского законодательства на основании и во исполнение Указа Президента РФ от 18 июля 2008 года N 1108 "О совершенствовании Гражданского кодекса Российской Федерации" в соответствии с разработанной на основании того же Указа Концепцией развития гражданского законодательства Российской Федерации.

В соответствии с Поручением Президента РФ от 14 января 2011 года N Пр-77 после учета замечаний и предложений, поступивших в ходе обсуждения предлагаемых изменений, проект был существенно доработан.

Однако в соответствии с позицией Минэкономразвития РФ доработка проекта Федерального закона должна быть продолжена до его рассмотрения в первом чтении в Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации. 

(Проект Федерального закона "О внесении изменений в части первую, вторую, третью и четвертую Гражданского кодекса РФ, а также в отдельные законодательные акты РФ")

Определен порядок расчета цены на мощность, продаваемую отдельными участниками оптового рынка по договорам о предоставлении мощности.

В соответствии с "Правилами оптового рынка электрической энергии и мощности", утвержденными Постановлением Правительства РФ от 27.12.2010 N 1172, мощность генерирующих объектов, отнесенных на 1 января 2010 года и (или) на 1 января 2008 года к группам точек поставки, зарегистрированным за участниками оптового рынка (за исключением оптовой генерирующей компании, созданной в результате реорганизации дочерних и зависимых акционерных обществ РАО "ЕЭС России", в уставный капитал которой переданы генерирующие объекты гидроэлектростанций), которые заключили договоры о предоставлении мощности, но просрочили введение в эксплуатацию хотя бы одного из указанных в договоре генерирующих объектов более чем на 12 календарных месяцев по сравнению со сроком, установленным в договоре, в период до ввода в эксплуатацию генерирующих объектов, в отношении которых допущена просрочка, но не менее чем на 1 календарный год, продается по договорам купли-продажи (поставки) по итог! ам конкурентного отбора мощности в полном объеме. При этом расчет стоимости продаваемой мощности осуществляется исходя, в т.ч., из цены мощности, определенной в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов.

Утвержденным ФСТ РФ "Порядком определения цены на мощность..." установлена формула расчета цены на мощность для указанных случаев, учитывающая в расчете, в частности, цены на мощность, поставляемую в вынужденном режиме, год ввода в эксплуатацию генерирующего объекта, плановую равновесную цену в соответствующей группе точек поставки, прямые расходы на производство электроэнергии, плановый объем продажи мощности по итогам конкурентного отбора ценовых заявок, расходы на топливо, тариф на услуги коммерческого оператора оптового рынка и т.д.

(Приказ ФСТ РФ от 21.03.2011 N 73-э "Об утверждении Порядка определения цены на мощность генерирующих объектов участников оптового рынка электрической энергии (мощности), которые заключили договоры о предоставлении мощности, но не ввели в эксплуатацию хотя бы один из указанных в договоре генерирующих объектов в течение более чем 12 календарных месяцев по окончании срока, установленного в договоре")

ФСФР РФ вместо Росстрахнадзора сообщила страховым организациям условия представления ими отчетности.

Приказом Минфина РФ от 11.05.2010 N 41н было установлено, в частности, что условия представления страховыми организациями годовой бухгалтерской отчетности на сменных носителях информации (два компакт-диска (CD-R)) и промежуточной бухгалтерской отчетности в виде набора файлов по электронной почте, а также контрольные соотношения (взаимоувязки) показателей отчетности доводит до сведения страховых организаций Федеральная служба страхового надзора.

Указом Президента РФ Федеральная служба страхового надзора была присоединена к Федеральной службе по финансовым рынкам, в связи с чем последняя своим информационным письмом довела до сведения страховых организаций "Условия представления страховыми организациями годовой бухгалтерской отчетности и отчетности, представляемой в порядке надзора, на сменных носителях информации" и "Контрольные соотношения (взаимоувязки) показателей годовой бухгалтерской отчетности и отчетности, представляемой в порядке надзора".

(Информационное письмо ФСФР РФ от 08.04.2011 "Об условиях представления страховыми организациями годовой бухгалтерской отчетности и отчетности, представляемой в порядке надзора, за 2010 год на сменных носителях информации, а также о контрольных соотношениях (взаимоувязках) показателей отчетности")

С гражданами, проживающими в принадлежавших предприятиям общежитиях, муниципальные власти обязаны заключить договор социального найма независимо от даты передачи этих общежитий в ведение органов местного самоуправления.

Статьей 7 Федерального закона от 29.12.2004 N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" установлено, что к отношениям по пользованию жилыми помещениями, которые находились в жилых домах, принадлежавших государственным или муниципальным предприятиям либо государственным или муниципальным учреждениям и использовавшихся в качестве общежитий, и переданы в ведение органов местного самоуправления, применяются нормы Жилищного кодекса РФ о договоре социального найма.

Эта статья признана не соответствующей Конституции РФ в той мере, в какой содержащаяся в ней норма, по смыслу, придаваемому ей сложившейся правоприменительной практикой, не допускает применения норм Жилищного кодекса РФ о договоре социального найма в отношении общежитий, жилые помещения в которых были переданы гражданам на законных основаниях после 1 марта 2005 года (даты введения в действие Жилищного кодекса РФ) и здания которых переданы в ведение органов местного самоуправления также после этой даты.

Как установил Конституционный Суд РФ, соблюдение конституционного равенства означает, в т.ч., запрет вводить такие различия в правах лиц, принадлежащих к одной и той же категории, которые не имеют объективного и разумного оправдания. Исходя из этого государство должно гарантировать равенство прав граждан, находящихся в одинаковых условиях, в данном случае - проживающих на законных основаниях в жилых домах, ранее использовавшихся в качестве общежитий, независимо от даты передачи таких домов в ведение органов местного самоуправления (до или после введения в действие Жилищного кодекса РФ) и при условии законного вселения в жилое помещение и в тех случаях, когда оно имело место после 1 марта 2005 года. Кроме этого, как отметил Конституционный Суд РФ, сама статья 7 указанного закона, и какие-либо другие его положения не содержат указания на ограничение действия данной статьи во времени, в пространстве или по кругу лиц.

(Постановление Конституционного Суда РФ от 11.04.2011 N 4-П "По делу о проверке конституционности статьи 7 Федерального закона "О введении в действие Жилищного кодекса РФ" в связи с жалобой граждан А.С. Епанечникова и Е.Ю. Епанечниковой")

С 1 января 2012 года в аптечках для оказания первой помощи работникам должен находиться определенный набор медицинских изделий и препаратов.

Согласно Требованиям, утвержденным в соответствии со статьей 223 Трудового кодекса РФ ("Санитарно-бытовое и лечебно-профилактическое обслуживание работников"), в состав аптечки должны, в частности, входить следующие изделия медицинского назначения:

  • жгут кровоостанавливающий;
  • бинт марлевый медицинский стерильный;
  • лейкопластырь бактерицидный;
  • устройство для проведения искусственного дыхания;
  • перчатки медицинские нестерильные, смотровые;
  • маска медицинская нестерильная 3-слойная;
  • покрывало спасательное изотермическое.

Изделия приведены с указанием их количества, формы выпуска и соответствия ГОСТам. По истечении сроков годности изделий или в случае их использования аптечку необходимо пополнить. Аптечка должна комплектоваться изделиями медицинского назначения, зарегистрированными на территории РФ.

(Приказ Минздравсоцразвития РФ от 05.03.2011 N 169н "Об утверждении требований к комплектации изделиями медицинского назначения аптечек для оказания первой помощи работникам")


Вернуться в начало


Финансы

Уточнены правила представления отчетности кредитными организациями.

Согласно изменениям, внесенным в Указание Банка России об общих правилах составления и представления бухгалтерской и статистической отчетности кредитных организаций, отчетность зарубежных филиалов должна представляться головным офисом кредитной организации (если иное не предусмотрено порядком составления и представления отчетности).

В случае если реорганизованной кредитной организацией не представлена заключительная бухгалтерская отчетность в установленные сроки, то обязанность по ее представлению возлагается на правопреемника. При этом в заголовочной части формы отчетности должны указываться реквизиты реорганизованной кредитной организации.

После завершения процедур реорганизации информация о деятельности реорганизованного банка (за исключением отдельных случаев) включается в отчетность правопреемника.

Кроме того, в частности, скорректирован перечень лиц, уполномоченных подписывать формы отчетности (в их числе теперь поименован исполнитель).

(Указание Банка России от 11.03.2011 N 2591-У "О внесении изменений в Указание Банка России от 16 января 2004 года N 1375-У "О правилах составления и представления отчетности кредитными организациями в Центральный банк РФ")

Банк России рекомендовал кредитным организациям полнее реализовывать принцип "знай своего клиента".

В целях организации надлежащей работы кредитных организаций, обслуживающих клиентов, осуществляющих деятельность по приему платежей физических лиц, Банком России подготовлены Рекомендации по обеспечению соблюдения требований Федерального закона от 03.06.2009 N 103-ФЗ "О деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемой платежными агентами" и статьи 13.1 Федерального закона от 02.12.1990 N 395-1 "О банках и банковской деятельности".

В частности, в целях реализации принципа "знай своего клиента" кредитной организации рекомендуется:

  • осуществлять на постоянной основе сопоставление объема наличных денежных средств, внесенных на отдельный банковский счет платежного агента, и денежных средств, перечисленных в целях осуществления расчетов с операторами по приему платежей, поставщиками;
  • анализировать выявленные расхождения сумм внесенных наличных денежных средств с суммами, перечисленными на осуществление расчетов с операторами по приему платежей, поставщиками;
  • уделять повышенное внимание операциям по банковским счетам N 40821 "Платежный агент, банковский платежный агент" и осуществлять их анализ для оценки возможности отнесения к категории подозрительных операций;
  • включать в договоры, заключаемые кредитными организациями с платежными агентами, положения, предусматривающие обязанность платежных агентов предоставлять по запросам кредитных организаций документы и информацию, а также давать необходимые письменные пояснения, подтверждающие соответствие осуществляемых по банковским счетам N 40821 операций требованиям законодательства РФ;
  • доводить до банковских платежных агентов информацию о правилах осуществления расчетов в РФ, установленных Банком России.

(Письмо Банка России от 07.04.2011 N 47-Т "О направлении Рекомендаций кредитным организациям, обслуживающим клиентов, осуществляющих деятельность по приему платежей физических лиц")

В результате реализации Стратегии развития банковского сектора РФ на период до 2015 года российская банковская система по всем основным аспектам будет соответствовать международным стандартам.

В рамках реализации данной Стратегии Правительство РФ и Банк России намерены создать необходимые правовые и иные условия для формирования в Российской Федерации современного высокоразвитого и конкурентоспособного банковского сектора, отвечающего интересам российской экономики и обеспечивающего высокий уровень банковского обслуживания населения и организаций.

В частности:

  • в среднесрочной перспективе предполагается сократить участие государства в капиталах кредитных организаций при сохранении контроля государства за деятельностью открытого акционерного общества "Сбербанк России", Банка ВТБ (открытого акционерного общества) и открытого акционерного общества "Россельхозбанк";
  • Правительство РФ рассматривает вложения в акции кредитных организаций, которые осуществлялись компаниями с преобладающей долей государства в уставном капитале (ОАО "Российские железные дороги", ОАО "Газпром" и другие), в качестве непрофильных активов и обеспечит осуществление мероприятий по утверждению компаниями с государственным участием среднесрочных программ отчуждения таких непрофильных активов с целью улучшения корпоративного управления и привлечения дополнительных источников финансирования инвестиционных программ;
  • в рамках повышения привлекательности инвестиций центральных банков предусматривается законодательно закрепить нормы об иммунитете центральных банков иностранных государств и принадлежащего им имущества. Правительство РФ совместно с Банком России определит порядок и сроки выхода Банка России из числа акционеров закрытого акционерного общества "Московская межбанковская валютная биржа";
  • планируется законодательное закрепление транспарентных процедур, связанных с регистрацией представительств иностранных банков на территории РФ, и возложение на Банк России полномочий по их регистрации (аккредитации) в установленном им порядке;
  • Правительство РФ и Банк России предпримут меры, направленные на поддержание равных условий для ведения бизнеса всеми кредитными организациями независимо от величины и формы собственности, в том числе кредитными организациями, контролируемыми государством;
  • Банк России продолжит работу по дальнейшему обеспечению условий развития региональных сетей кредитных организаций, в том числе за счет отмены территориального ограничения на создание операционных офисов;
  • в целях дальнейшей капитализации банков Правительство РФ и Банк России примут меры по внесению изменений в законодательство РФ, предполагающих установление минимального размера уставного капитала вновь создаваемого банка с 1 января 2012 года и минимальной величины собственных средств (капитала) созданных до этого времени банков с 1 января 2015 года в размере 300 млн. рублей;
  • Правительство РФ и Банк России рассмотрят необходимость подготовки изменений в законодательство РФ, предусматривающих упрощенный порядок перехода от процедуры принудительной ликвидации кредитной организации к процедуре ее банкротства, в том числе в части установления требований кредиторов.

Правительство РФ и Банк России рассчитывают на поддержку со стороны законодательной власти, банковского и всего делового сообщества в деле реализации задач, предусмотренных Стратегией развития банковского сектора Российской Федерации на период до 2015 года.

(Заявление Правительства РФ N 1472п-П13, Банка России N 01-001/1280 от 05.04.2011 "О Стратегии развития банковского сектора Российской Федерации на период до 2015 года")


Вернуться в начало


Таможня

Для участников ВЭД подготовлен Единый список продукции, подлежащей обязательной сертификации при помещении под таможенные режимы, предусматривающие возможность отчуждения или использования в соответствии с ее назначением на таможенной территории РФ.

Информация о продукции, подлежащей обязательному подтверждению соответствия при помещении под таможенные режимы, предусматривающие возможность отчуждения или использования в соответствии с ее назначением на таможенной территории РФ, с указанием кодов ТН ВЭД ТС, подготовлена Росстандартом и ФТС РФ во исполнение пункта 3 Постановления Правительства РФ от 1 декабря 2009 года N 982 "Об утверждении единого перечня продукции, подлежащей обязательной сертификации, и единого перечня продукции, подтверждение соответствия которой осуществляется в форме принятия декларации о соответствии".

(Информация ФТС РФ от 27.01.2011 "О продукции, подлежащей обязательному подтверждению соответствия при помещении под таможенные режимы, предусматривающие возможность отчуждения или использования в соответствии с ее назначением на таможенной территории РФ, с указанием кодов ТН ВЭД ТС")

Теперь граждане смогут ввозить больше товаров для личного пользования по весу, но меньше по стоимости.

Ратифицировано соглашение о порядке перемещения физлицами товаров для личного пользования через границу ТС и совершения таможенных операций, связанных с их выпуском.

Соглашением установлены критерии отнесения продукции к товарам для личного пользования. Определены стоимостные, количественные и весовые нормы их перемещения с освобождением от уплаты таможенных платежей.

Установлено, в каких случаях отдельные категории товаров для личного пользования освобождаются от уплаты таможенных платежей.

Соглашением закреплены нормы беспошлинного ввоза физлицами товаров (1 500 евро, 50 кг). За ввозимые сверх лимита уплачивается пошлина в размере 30% стоимости, но не менее 4 евро за килограмм в части превышения. Отметим, что до создания ТС ограничение по цене ввозимого товара составляло 65 тыс. руб., а по весу - 35 кг.

Установлен перечень товаров, ввоз которых в качестве товаров для личного пользования запрещен. К ним отнесены, в частности, природные алмазы, медтехника.

(Федеральный закон от 5 апреля 2011 г. N 60-ФЗ "О ратификации Соглашения о порядке перемещения физическими лицами товаров для личного пользования через таможенную границу таможенного союза и совершения таможенных операций, связанных с их выпуском")

Члены ТС договорились о процедуре возбуждения и разрешения дел по таможенным правонарушениям.

Ратифицировано соглашение, определяющее особенности привлечения к уголовной и административной ответственности за нарушения таможенного законодательства ТС и его членов.

Так, административное дело возбуждается (рассматривается) по месту и в соответствии с законодательством государства, где оно было выявлено. При этом в случае недоставки товаров и документов на них в назначенное место, к ответственности привлекают по правилам той стороны, таможенными органами которой товары были выпущены.

Что касается уголовных дел, то они возбуждаются и расследуются по месту совершения. Если его невозможно определить, таковым считается место обнаружения деяния.

Если лицо совершило преступления на территории нескольких сторон, дело возбуждается по месту совершения последнего. По соглашению уполномоченных органов оно может расследоваться на территории той страны, где совершено большинство деяний или наиболее тяжкое из них.

В случае невыдачи одной стороной своего гражданина, уголовное дело в отношении него передается уполномоченным органам этого государства.

Лицо, в отношении которого решение по делу вступило в силу, не может быть привлечено к ответственности за то же преступление (правонарушение) другой стороной.

Каждая из сторон признает и исполняет вступившие в законную силу решения по административным делам, вынесенные на территории другой стороны.

(Федеральный закон от 5 апреля 2011 г. N 59-ФЗ "О ратификации Договора об особенностях уголовной и административной ответственности за нарушения таможенного законодательства таможенного союза и государств - членов таможенного союза")

Ратифицировано Соглашение об особенностях использования транспортных средств международной перевозки, осуществляющих перевозку пассажиров, а также прицепов, полуприцепов, контейнеров и железнодорожного подвижного состава, осуществляющих перевозку грузов и (или) багажа для внутренней перевозки по таможенной территории Таможенного союза.

Соглашение позволяет использовать временно ввезенные транспортные средства без уплаты таможенных пошлин и налогов не только для международных, но и внутренних перевозок по территории ТС.

Ранее такая возможность существовала только для внутрироссийских грузоперевозок при соблюдении определенных условий.

Под действие соглашения подпадают также порожние транспортные средства международной перевозки. В то же время оно не распространяется на воздушные и водные суда.

Национальным законодательством стороны может ограничиваться количество раз использования транспортных средств международной перевозки для внутренних перевозок по ее территории.

Транспортные средства международной перевозки могут находиться на территории одной страны не более 90 дней. В этот срок не включается период прохождения таможенного и иных видов госконтроля.

Таким образом, создаются необходимые международно-правовые условия для эффективной эксплуатации автомобильных и железнодорожных дорог, включая участки Транссибирской магистрали, имеющие стратегическое значение для России.

(Федеральный закон от 5 апреля 2011 г. N 58-ФЗ "О ратификации Соглашения об особенностях использования транспортных средств международной перевозки, осуществляющих перевозку пассажиров, а также прицепов, полуприцепов, контейнеров и железнодорожного подвижного состава, осуществляющих перевозку грузов и (или) багажа для внутренней перевозки по таможенной территории Таможенного союза")


Вернуться в начало


Судебная практика

В целях получения вычета НДС на плательщика могут возлагаться дополнительные обязанности.

ФАС Дальневосточного округа в Постановлении № Ф03-534/2011 от 15.03.2011 пояснил, что выполнение налогоплательщиком предусмотренных НК РФ условий для применения налогового вычета сумм НДС не может исключать соблюдение им иных положений НК РФ, возлагающих на него дополнительные обязанности.

ФАС указал, что с 01.01.2007 до 01.01.2009 сумма налога, предъявляемая налогоплательщиком покупателю уплачивается налогоплательщику на основании платежного поручения на перечисление денежных средств при осуществлении товарообменных операций, зачетов взаимных требований, при использовании в расчетах ценных бумаг.

Следовательно, с 01.01.2007 сумма налога, предъявляемая налогоплательщиком покупателю товаров при зачете взаимных требований, должна быть уплачена налогоплательщику на основании платежного поручения на перечисление денежных средств.

Поскольку при проведении зачета взаимных требований применение налогового вычета сумм НДС предполагает наличие платежного поручения на перечисление сумм этого налога продавцу, то в случае невыполнения данного требования покупатель лишается права на получение налогового вычета из бюджета.

Соблюдение требования об оплате НДС платежным поручением при проведении зачета взаимных требований не нарушает права и законные интересы юридических лиц, установленные Гражданским кодексом РФ, поскольку такое требование связано с исполнением покупателями в последующем публично-правовых обязательств.

(Отдел новостей ИА "Клерк.Ру")

Поездки в выходные и праздничные дни можно учесть в расходах.

Налоговый орган пришел к выводу о завышении обществом затрат на приобретение горюче-смазочных материалов для эксплуатации служебных автомобилей, так как приобретение горюче-смазочных материалов и оформление путевых листов осуществлялось в выходные и праздничные дни без распорядительного документа о работе служебного транспорта в выходные и праздничные дни. Согласно служебным запискам поездки в выходные и праздничные дни осуществлялись в государственные органы, в том числе в Пенсионный фонд, Фонд социального страхования, городской суд, налоговую инспекцию, администрацию, а также банки и иные организации, которые в выходные дни не работают. Обществу доначислен налог на прибыль.

Суд сказал, что организация вправе списать в расходы затраты на бензин для поездок в выходные и праздничные дни. В соответствии с подп. 11 п. 1 ст. 264 НК РФ к прочим расходам, связанным с производством и реализацией, относятся расходы налогоплательщика на содержание служебного транспорта (автомобильного, железнодорожного, воздушного и иных видов транспорта).

Налоговый орган не вправе оценивать целесообразность организаций работы в выходные и праздничные дни, нормами трудового законодательства работать в указанные дни также не запрещено. Доказательств использования обществом автомобилей в целях, не связанных со служебными, налоговым органом не представлено. Расходы по приобретению горюче-смазочных материалов реально произведены и непосредственно связаны с деятельностью общества.

(Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от 12 октября 2010 г. N Ф09-8425/10-С3)

Плательщик не обязан оспаривать решение о корректировке таможенной стоимости.

ФАС Дальневосточного округа в Постановлении № Ф03-665/2011 от 15.03.2011 отклонил довод о том, что требование о возврате излишне уплаченных таможенных платежей не подлежит удовлетворению, поскольку решение по таможенной стоимости товара не было обжаловано и отменено.

ФАС указал, что излишне уплаченной или излишне взысканной суммой таможенных пошлин, налогов является сумма фактически уплаченных или взысканных в качестве таможенных пошлин, налогов денежных средств, размер которых превышает сумму, подлежащую уплате в соответствии с законодательством РФ.

Излишне уплаченные или излишне взысканные суммы таможенных пошлин подлежат возврату таможенным органом по заявлению плательщика. Указанное заявление подается в таможенный орган, на счет которого были уплачены указанные суммы либо которым было произведено взыскание, не позднее трех лет со дня их уплаты либо взыскания. Возврат излишне уплаченных или излишне взысканных таможенных пошлин, налогов производится по решению таможенного органа, на счет которого поступили суммы таможенных платежей.

При этом незаявление в арбитражный суд требования о признании незаконным решения о корректировке таможенной стоимости ввезенного товара не лишает предпринимателя возможности защитить свои права, нарушенные указанным решением, иным способом, то есть путем подачи заявления о возврате денежных средств.

(Отдел новостей ИА "Клерк.Ру")

Несоответствие стоимости чистых активов уставному капиталу не влечет ликвидацию общества.

ФАС Дальневосточного округа в Постановлении № Ф03-764/2011 от 14.03.2011 отклонил довод о том, что несоответствие стоимости чистых активов общества его уставному капиталу влечет ликвидацию общества.

ФАС отметил, что при рассмотрении заявлений о ликвидации юридических лиц по мотиву осуществления ими деятельности с неоднократными нарушениями закона, иных правовых актов необходимо исследовать характер нарушений, их продолжительность и последующую после совершения нарушений деятельность юридического лица. Юридическое лицо не может быть ликвидировано, если допущенные им нарушения носят малозначительный характер или вредные последствия таких нарушений устранены.

При этом несоответствие стоимости чистых активов общества его уставному капиталу не является нарушением, которое носит неустранимый характер, может быть исправлено в ходе дальнейшего осуществления хозяйственной деятельности.

(Отдел новостей ИА "Клерк.Ру")

Использование автомобиля в служебных целях презюмируется.

Суд отклонил доводы инспекции о том, что представленные обществом в ходе налоговой проверки путевые листы не содержат информацию о конкретном месте следования автомобиля и поэтому не позволяют судить о факте использования данного транспортного средства исключительно в служебных целях. По мнению суда, инспекция должна собрать доказательства использования обществом автомобилей в целях, не связанных со служебными, поскольку обратное презюмируется.

(Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от 12 октября 2010 г. № Ф09-8425/10-С3)

Затраты на алкоголь можно учесть в представительских расходах.

Налоговый орган счел необоснованным включение обществом в состав затрат, учтенных при исчислении налогооблагаемой прибыли, расходов по приобретению спиртных напитков в качестве представительских расходов (подп. 22 п. 1, п. 2 ст. 264 НК РФ). Обществу доначислен налог на прибыль.

Суд указал, что затраты на алкоголь можно учесть в составе представительских расходов, принимая во внимание, что ст. 264 НК РФ не содержит перечень продуктов и напитков, которые не могут включаться в состав представительских расходов, а факт несения спорных расходов в целях установления и поддержания сотрудничества с контрагентами документально подтвержден и указанные расходы связаны с осуществлением деятельности, направленной на получение дохода.

(Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от 10 ноября 2010 г. N Ф09-7088/10-С2)


Вернуться в начало


Прочее

Минфин разъяснил, как освободить от НДФЛ беспроцентный заем.

Письмом Минфина от 29.03.11 № 03-04-06/6-61 разъяснено, что при получении физическим лицом беспроцентного займа датой фактического получения дохода в виде материальной выгоды считается дата возврата заемных средств.

Такой доход не облагается НДФЛ, если заем был израсходован на покупку жилья и при этом физическое лицо имеет право на соответствующий имущественный вычет.

(Письмо Минфина от 29.03.11 № 03-04-06/6-61)

Как производится возврат НДФЛ при изменении налогового статуса.

Письмом Минфина от 31.03.11 № 03-04-05/6-204 разъяснено, что начиная с 1 января 2011 г. возврат суммы налога налогоплательщику производится по окончании налогового периода налоговым органом, в котором он был поставлен на учет по месту жительства (месту пребывания), при подаче им налоговой декларации за предыдущий налоговый период (периоды) и документов, подтверждающих статус налогового резидента в указанных налоговых периодах.

Сумма налога, подлежащая возврату, определяется по результатам проведения камеральной налоговой проверки налоговой декларации и документов, представленных налогоплательщиком. Камеральная налоговая проверка проводится в течение трех месяцев со дня представления налогоплательщиком налоговой декларации (п. 2 ст. 88 НК РФ).

Определенная в вышеуказанном порядке сумма налога согласно пункту 6 статьи 78 НК РФ подлежит возврату налогоплательщику по его письменному заявлению в течение одного месяца со дня получения налоговым органом такого заявления.

(Письмо Минфина от 31.03.11 № 03-04-05/6-204)

Как учесть доход от реализации ценных бумаг.

Письмом Минфина от 31.03.11 № 03-03-06/1/190 разъяснено, что доход от реализации ценных бумаг, приобретенных за счет средств от вклада в имущество общества, можно уменьшить на расходы по их приобретению.

При реализации ценных бумаг, приобретенных на денежные средства, полученные от участников в виде вклада в имущество общества, организация может из доходов от реализации таких ценных бумаг вычесть расходы на их приобретение.

(Письмо Минфина от 31.03.11 № 03-03-06/1/190)

Минфин разъяснил особенности предоставления имущественного налогового вычета при продаже квартиры.

Вправе ли физлицо получить имущественный налоговый вычет по НДФЛ в связи с продажей однокомнатной квартиры и покупкой на полученные от продажи доходы двухкомнатной квартиры в одном налоговом периоде?

Письмом Минфина от 01.04.11 № 03-04-05/9-210 разъяснено, что если налогоплательщик в одном налоговом периоде получил денежные средства от продажи квартиры и в том же налоговом периоде приобрел новую квартиру, то он вправе воспользоваться каждым из упомянутых имущественных налоговых вычетов – если ранее имущественным налоговым вычетом, предусмотренным подпунктом 2 пункта 1 статьи 220 НК РФ, не пользовался.

(Письмо Минфина от 01.04.11 № 03-04-05/9-210)

Если о невозможности удержания уже сообщено.

Минфин разъяснил, что в отношении доходов в виде материальной выгоды, полученных в предыдущем налоговом периоде, о невозможности удержать которые налоговым агентом уже было сообщено, обязанности налогового агента являются исполненными.

Письмом от 29.03.11 № 03-04-06/6-61 разъяснено, что дополнительные обязанности для налоговых агентов в отношении указанных доходов НК РФ не установлены.

(Письмо Минфина РФ от 29.03.11 № 03-04-06/6-61)

Как учесть затраты на бесплатное питание работников.

Письмом Минфина от 31.03.11 № 03-03-06/4/26 разъяснено, что затраты на бесплатное питание работников учитываются в расходах, если такое питание предусмотрено трудовым или коллективным договором. Стоимость бесплатного питания облагается НДФЛ.

Расходы на бесплатное предоставление работникам питания могут учитываться для целей налогообложения в случае, если такое бесплатное питание предоставлено в соответствии с законодательством Российской Федерации либо предусмотрено трудовыми договорами.

Стоимость питания, бесплатно предоставляемого организацией своим работникам в соответствии с коллективным договором, является доходом, полученным в натуральной форме, подлежит обложению налогом на доходы физических лиц в установленном порядке.

(Письмо Минфина от 31.03.11 № 03-03-06/4/26)

Если работник уехал в длительную зарубежную командировку.

Письмом Минфина от 31.03.11 № 03-04-06/6-63 разъяснено, что при направлении работников на работу за границу на длительный период времени, когда они все свои трудовые обязанности, предусмотренные трудовым договором, выполняют по месту работы в иностранном государстве, получаемое ими вознаграждение является вознаграждением за выполнение трудовых обязанностей на территории иностранного государства, которое относится к доходам, полученным от источников за пределами РФ.

До момента, пока сотрудники организации будут признаваться в соответствии со ст. 207 НК РФ налоговыми резидентами РФ, указанные доходы подлежат обложению налогом на доходы физических лиц по ставке 13%.

Организация не признается налоговым агентом в отношении заработной платы, перечисленной работникам-резидентам РФ, которые выполняют свои трудовые обязанности за границей.

Если такие работники приобретают статус нерезидента РФ, то они не обязаны декларировать доход, полученный до изменения налогового статуса.

(Письмо Минфина от 31.03.11 № 03-04-06/6-63)

УСН: учитывать ли агентское вознаграждение.

Письмом Минфина от 01.04.11 № 03-11-06/2/44 разъяснено, что в составе доходов не учитываются доходы в виде имущества (включая денежные средства), поступившего комиссионеру, агенту и (или) иному поверенному в связи с исполнением обязательств по договору комиссии, агентскому договору или другому аналогичному договору, а также в счет возмещения затрат, произведенных комиссионером, агентом и (или) иным поверенным за комитента, принципала и (или) иного доверителя, если такие затраты не подлежат включению в состав расходов комиссионера, агента и (или) иного поверенного в соответствии с условиями заключенных договоров.

К указанным доходам не относится комиссионное, агентское или иное аналогичное вознаграждение, заметил Минфин, поэтому "упрощенец", который реализует туристские путевки на основании агентского соглашения с иностранным туроператором, учитывает в доходах агентское вознаграждение.

(Письмо Минфина от 01.04.11 № 03-11-06/2/44)

По мнению ФНС РФ, у налогоплательщиков, применяющих УСН, отсутствуют основания для учета в целях налогообложения затрат по возмещению работнику расходов разъездного характера.

Трудовым кодексом РФ установлена обязанность работодателя по возмещению работникам затрат, связанных со служебными поездками (расходов по проезду, найму жилого помещения, иных расходов, произведенных работниками с разрешения или ведома работодателя).

Порядок определения расходов для налогоплательщиков, применяющих УСН с объектом налогообложения "доходы, уменьшенные на величину расходов", установлен статьей 346.16 Налогового кодекса РФ.

ФНС РФ сообщает, что указанные выше расходы не поименованы в названной статье. В этой связи при исчислении единого налога затраты по возмещению работнику расходов при выполнении им работы разъездного характера не учитываются.

(Письмо ФНС РФ от 04.04.2011 N КЕ-4-3/5226 "По вопросу учета расходов при применении упрощенной системы налогообложения")

НДС и предварительный договор: как учитывать задаток.

Письмом Минфина от 02.02.11 № 03-07-11/25 разъяснен порядок применения налога на добавленную стоимость при получении задатка по предварительному договору, который засчитывается в счет стоимости услуг по основному договору.

Денежные средства (задаток), перечисленные покупателем по предварительному договору, одновременно являются как средством обеспечения обязательств покупателя по данному договору, так и оплатой услуг по основному договору.

Такие денежные средства в целях НДС, следует признавать оплатой, полученной в счет предстоящего оказания услуг по основному договору.

При получении задатка по предварительному договору, который засчитывается в счет стоимости услуг по основному договору, налог на добавленную стоимость с суммы задатка следует исчислять в том налоговом периоде, в котором задаток получен.

(Письмо Минфина от 02.02.11 № 03-07-11/25)


Вернуться в начало



При подготовке настоящей рассылки использованы материалы компаний "Гарант", АО "Консультант Плюс"; изданий "Учет. Налоги. Право", "Российский налоговый курьер". Настоящая работа не представляет собой консультацию или совет. ООО "ФинЭкспертиза" не гарантирует достоверность, адекватность и полноту приведенных сведений и не несет ответственность ни за какие ошибки или упущения, а также результаты использования этого материала.