Мониторинг изменений за период 12.09.11 - 16.09.11



Бухгалтерский учет и налогообложение

ФНС РФ рассмотрены некоторые вопросы, касающиеся порядка применения положений глав 26.2 и 26.3 Налогового кодекса РФ с учетом изменений, внесенных в Общероссийский классификатор услуг населению ОК 002-93.

В частности, сообщается следующее:

  • организации и индивидуальные предприниматели, осуществляющие предпринимательскую деятельность на территории муниципальных районов, городских округов, городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга, нормативными правовыми актами (законами) которых на уплату единого налога на вмененный доход переведена предпринимательская деятельность в сфере оказания бытовых услуг (без выделения конкретных видов услуг), по видам бытовых услуг, включенным в ОКУН с 1 апреля 2011 года, обязаны перейти на уплату единого налога на вмененный доход с начала очередного налогового периода по единому налогу на вмененный доход, то есть с 1 июля 2011 года;
  • предпринимательскую деятельность организаций и индивидуальных предпринимателей, связанную с оказанием парикмахерских и косметических услуг, предусмотренных по коду 019300 ОКУН - "Парикмахерские и косметические услуги, оказываемые организациями коммунально-бытового назначения", независимо от того, относятся ли такие хозяйствующие субъекты к организациям коммунально-бытового назначения или нет, в целях применения главы 26.3 Налогового кодекса РФ (далее - Кодекса) следует относить к предпринимательской деятельности в сфере оказания бытовых услуг, которая соответственно подлежит переводу на систему налогообложения в виде единого налога на вмененный доход;
  • услуги соляриев предусмотрены по коду 019339 ОКУН, а услуги по уходу за телом и массажу тела - по коду 019338 ОКУН. В связи с этим предпринимательская деятельность в сфере оказания услуг соляриев и услуг массажных кабинетов относится к предпринимательской деятельности в сфере оказания бытовых услуг и переводится на систему налогообложения в виде единого налога на вмененный доход;
  • организации, за исключением медицинских и санаторно-оздоровительных учреждений (профилактории, санатории, физкультурно-оздоровительные и иные лечебно-оздоровительные организации), а также индивидуальные предприниматели, предоставляющие населению услуги, предусмотренные в подразделе 019300 ОКУН - "Услуги бань, душевых и саун. Парикмахерские и косметические услуги, оказываемые организациями коммунально-бытового назначения. Услуги предприятий по прокату. Ритуальные, обрядовые услуги", вправе применять начиная с 1 июля 2011 года в отношении такой деятельности систему налогообложения в виде единого налога на вмененный доход.

Следует иметь в виду, что согласно подпункту 3 пункта 2.2 статьи 346.26 Кодекса на уплату единого налога на вмененный доход не переводятся индивидуальные предприниматели, перешедшие в соответствии с главой 26.2 Кодекса на упрощенную систему налогообложения на основе патента по видам предпринимательской деятельности, которые по решениям представительных органов муниципальных районов, городских округов, законодательных (представительных) органов государственной власти городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга переведены на систему налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности. Так, в соответствии с пунктом 2 статьи 346.25.1 Кодекса применение упрощенной системы налогообложения на основе патента разрешается индивидуальным предпринимателям, осуществляющим, в частности, предпринимательскую деятельность, связанную с предоставлением услуг парикмахерскими и салонами красоты (подпункт 37 пункта 2 статьи 346.25.1 Кодекса) и ! в отношении услуг бань, саун, соляриев, массажных кабинетов (подпункт 51 пункта 2 статьи 346.25.1 Кодекса).

В случае, когда в соответствии с законами субъектов РФ и решениями представительных органов муниципальных районов, городских округов, законодательных (представительных) органов государственной власти городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга по одному и тому же виду предпринимательской деятельности возможно применение упрощенной системы налогообложения на основе патента и системы налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности, индивидуальный предприниматель вправе сам выбирать применяемую им систему налогообложения.

(Письмо ФНС России от 8 сентября 2011 г. N ЕД-4-3/14587@ "О направлении письма Министерства Финансов Российской Федерации от 31.08.2011 N 03-11-09/55" (О применении УСН и ЕНВД в связи с изменениями, внесенными в ОКУН)")


Вернуться в начало


Финансы

Ставка рефинансирования осталась без изменения.

14 сентября 2011 года Совет директоров Банка России принял решение оставить без изменения уровень ставки рефинансирования и изменить с 15 сентября 2011 года на 0,25 процентного пункта отдельные процентные ставки

Так, принято решение повысить с 15 сентября 2011 г. на 0,25 процентного пункта процентные ставки по депозитным операциям Банка России на фиксированных условиях и снизить на 0,25 процентного пункта процентные ставки по отдельным операциям предоставления ликвидности, указанные в прилагаемой к Информации таблице.

Данное решение принято на основе оценки инфляционных рисков и рисков для устойчивости экономического роста, в том числе обусловленных сохранением неопределенности развития внешнеэкономической ситуации, а также с учетом текущей конъюнктуры денежного рынка и действующих факторов формирования банковской ликвидности. Реализуемое решением сближение процентных ставок по отдельным операциям предоставления и абсорбирования ликвидности Банка России должно способствовать ограничению волатильности процентных ставок денежного рынка в условиях риска возникновения ситуации недостатка рублевой ликвидности в банковском секторе.

С учетом текущих внутренних и внешних макроэкономических тенденций и эффекта реализованных в последние месяцы мер денежно-кредитной политики складывающийся уровень процентных ставок денежного рынка рассматривается Банком России как приемлемый для обеспечения на ближайшее время баланса между инфляционными рисками и рисками замедления экономического роста.

(Информация Банка России от 14.09.2011 "Об уровне ставки рефинансирования и процентных ставок по операциям Банка России")

Банком России предложены новые формы договоров банковского счета, заключаемых между Банком России и органами, осуществляющими открытие и ведение лицевых счетов организаций.

Предметом договоров является обслуживание Банком России счетов, открываемых на балансовых счетах N 40116 "Средства для выплаты наличных денег организациям" и N 40302 "Средства, поступающие во временное распоряжение бюджетных учреждений".

Внесение изменений и дополнений в ранее заключенные договоры банковского счета между учреждением Банка России и органом, осуществляющим открытие и ведение лицевых счетов организаций, возможно путем заключения дополнительных соглашений, излагающих договоры банковского счета в новой редакции.

(Письмо Банка России от 08.08.2011 N 115-Т "О рекомендуемых формах Договоров банковского счета, заключаемых Банком России с органами, осуществляющими открытие и ведение лицевых счетов организаций")


Вернуться в начало


Правовые новости

Установлены новые тарифы на услуги, связанные с перевозкой багажа железнодорожным транспортом.

В частности, сбор за перевозку ручной клади в вагоне-передвижной камере хранения установлен в размере 220,08 руб./1 место, а сбор за оформление возврата денег за неиспользованный перевозочный документ при перевозках багажа - в размере 101,82 руб./1 документ.

(Приказ ФСТ РФ от 26.07.2011 N 169-т/1 "Об утверждении тарифов, сборов и платы на работы (услуги) субъектов естественных монополий в сфере железнодорожных перевозок и о внесении изменений и дополнений в Приказ ФСТ России от 27 июля 2010 года N 156-т/1")


Вернуться в начало


Судебная практика

ВАС РФ разъяснит применение норм части первой Налогового кодекса РФ.

В проекте соответствующего постановления разъясняются, в частности, нормы:

  • устанавливающие права и обязанности участников налоговых правоотношений (например, возникающие при определении обязанностей налогоплательщиков, их представителей и налоговых агентов, вопросы использования или неиспользования налоговой льготы по инициативе налогоплательщика);
  • регулирующие процесс исполнения обязанности по уплате налогов (вопросы доказывания размера расходов налогоплательщика, процедуры взыскания сумм налогов, возможность принудительного взыскания которых утрачена, основания взыскания доначисленного налога в судебном порядке, наличие или отсутствие обязанности погашения налоговой задолженности учредителями ликвидируемой организации);
  • устанавливающие ответственность за нарушение законодательства о налогах и сборах (в частности, вопросы уменьшения судом санкций за налоговое правонарушение при наличии смягчающих обстоятельств, условия освобождения налогоплательщика от ответственности, вопросы взаимосвязи между занижением налоговой базы и возникновением задолженности перед бюджетом);   
  • регулирующие возврат или зачет излишне уплаченных или излишне взысканных налогов, рассмотрение материалов налоговой проверки (сроки, участие в рассмотрении материалов самого налогоплательщика), вступление решений налогового органа в силу и обжалование их в вышестоящий налоговый орган, взыскание налога в принудительном порядке (содержание предыдущего документооборота между налогоплательщиком и налоговым органом как основание для принудительного взыскания, особенности обращения взыскания на денежные средства и на иное имущество), рассмотрение налоговых споров судами (разъясняются главным образом взаимосвязь сроков, установленных для налоговых и для судебных процедур, а также вопросы соблюдения налоговых процедур, предшествующих обращению в суд).

(Проект постановления Пленума ВАС РФ "О некоторых вопросах, возникающих при применении арбитражными судами части первой Налогового кодекса РФ")

Регистрирующий орган не проверяет достоверность представленных сведений.

Суд подтвердил довод о законности оспариваемого решения налоговой инспекции, принятого на основании недостоверных сведений, о прекращении деятельности юрлица, а также совершенной на его основании записи о государственной регистрации прекращения его деятельности.

ФАС указал, что законодательством предусмотрен перечень документов, представляемых ликвидационной комиссией (ликвидатором) в регистрирующий орган для осуществления государственной регистрации при ликвидации юридического лица, который является исчерпывающим.

При этом регистрация юридических лиц носит уведомительный характер. Закон о госрегистрации не содержит положений, закрепляющих права регистрирующих органов по проверке достоверности представленных заявителем сведений либо по проведению правовой экспертизы документов.

Заявители несут ответственность за представление недостоверных сведений. В свою очередь основания, по которым допускается отказ в государственной регистрации, также установлены законом и их перечень является исчерпывающим.

(Постановление ФАС Восточно-Сибирского округа № А33-17472/2010 от 19.08.2011)

Выписки из ЕГРЮЛ не подтверждают факта проявления должной осмотрительности.

Суд пояснил, что наличие записей в ЕГРЮЛ о существовании организаций-контрагентов не может являться подтверждением проявления налогоплательщиком должной осмотрительности.

ФАС отметил, что заявитель не проявил должной осмотрительности и осторожности, не удостоверился с какими конкретно организациями вступает в хозяйственные отношения, не проверил учредительные и уставные документы, полномочия лиц, подписавших документы от имени руководителей организаций, что повлекло представление обществом в обоснование затрат и налоговых вычетов документов, содержащих недостоверные сведения.

Ссылки общества на наличие записей в ЕГРЮЛ о существовании организаций-контрагентов на момент заключения сделок и получения первичных документов не являются состоятельными, поскольку указанное обстоятельство не может являться подтверждением проявления должной осмотрительности.

Отсутствие реальных хозяйственных операций, наличие в представленных обществом документах недостоверных сведений является основанием для признания неправомерным уменьшения базы, облагаемой налогом на прибыль, на сумму расходов, учтенных на основании таких документов.

Исходя из этого, судебные инстанции пришли к правильному выводу, что заявитель не подтвердил документально обоснованность произведенных расходов и неправомерно уменьшил полученные доходы на размер расходов равный стоимости закупленных товаров. В силу чего налоговый орган обоснованно доначислил обществу недоимку по НДС и налогу на прибыль.

(Постановление ФАС Московского округа № КА-А41/9796-11 от 02.09.2011)

Сделки по отчуждению имущества по заниженным ценам могут признаваться недействительными.

Суд подтвердил, что поскольку спорное имущество было отчуждено должником по цене значительно ниже рыночной, данная сделка нарушает права и законные интересы кредиторов должника и может быть признана недействительной.

ФАС отметил, что сделка должника, совершенная им с заинтересованным лицом до даты введения внешнего управления, может быть признана арбитражным судом недействительной по заявлению внешнего управляющего в случае, если в результате исполнения указанной сделки кредиторам или должнику были или могли быть причинены убытки.

По требованию арбитражного управляющего или кредитора может быть признана недействительной совершенная до или после возбуждения дела о банкротстве сделка должника, направленная на нарушение прав и законных интересов кредиторов, в частности направленная на уменьшение конкурсной массы сделка по отчуждению по заведомо заниженной цене имущества должника третьим лицам.

(Постановление ФАС Восточно-Сибирского округа № А58-3587/09 от 18.08.2011)

Контролировать факт нахождения организации по юрадресу – не обязанность контрагента.

Налоговый орган отказал обществу в принятии налоговых вычетов по НДС и расходов по налогу на прибыль в отношении сумм, уплаченных им по договору подряда, ссылаясь, в том числе, на то, что контрагент общества отсутствует по адресу, указанному в учредительных документах.

Суд посчитал, что отказ обществу в вычете НДС и признании расходов по налогу на прибыль является неправомерным. Отсутствие организации по юридическому адресу не может быть проконтролировано налогоплательщиком, так как никаких установленных законом прав на проверку таких фактов у сторон по сделке нет. Данные факты должны быть установлены заранее в процессе регистрации организаций как юридических лиц как налогоплательщиков и при присвоении им идентификационного номера налогоплательщика. При этом уполномоченным органом, осуществляющим государственную регистрацию юридических лиц, является налоговый орган, поэтому проверка достоверности регистрации юридического лица - контрагента по сделке не может быть вменена в обязанность налогоплательщику, а не нахождение контрагента по юридическому адресу не свидетельствует о недобросовестности налогоплательщика.

(Постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 26 апреля 2011 г. по делу № А55-15639/2010)

В отношении торговли по каталогам вне магазина ЕНВД не применяется.

Суд подтвердил, что реализация товаров по образцам и каталогам в офисе, то есть вне стационарной торговой сети не является розничной торговлей для целей применения единого налога на вмененный доход.

ФАС указал, что система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход может применяться в отношении отдельных видов предпринимательской деятельности, установленных указанной статьей, в том числе, в отношении розничной торговли.

Единый налог на вмененный доход применяется в отношении розничной торговли, осуществляемой через магазины и павильоны с площадью торгового зала не более 150 квадратных метров по каждому объекту организации торговли и в отношении розничной торговли, осуществляемой через объекты стационарной торговой сети, не имеющей торговых залов, а также объекты нестационарной торговой сети.

К розничной торговле относится предпринимательская деятельность, связанная с торговлей товарами (в том числе за наличный расчет, а также с использованием платежных карт) на основе договоров розничной купли-продажи. При этом к данному виду предпринимательской деятельности не относится, в том числе реализация товаров по образцам и каталогам вне стационарной торговой сети.

Поскольку ведение деятельности по реализации товаров по образцам и каталогам предпринимателем не оспаривается и судами данный факт установлен, условием признания реализации товаров розничной торговли в качестве основания для применения системы налогообложения в виде единого налога на вмененный доход является осуществление торговли с непосредственным использованием объекта стационарной торговли.

При этом офисное помещение, в котором заключались договоры купли-продажи товаров по образцам и каталогам, не является торговым местом, расположенным в объекте стационарной торговой сети.

(Постановление ФАС Поволжского округа № А72-8306/2010 от 25.08.2011)

Устаревшая декларация не приостанавливает операции по счетам.

Общество представило в налоговый орган по месту своего нахождения налоговую декларацию по налогу, уплачиваемому в связи с применением УСН, по старой (отмененной) форме.

Налоговый орган счел, что общество своевременно исполнило обязанность по представлению налоговой декларации и в соответствии с п. 3 ст. 76 НК РФ принял решение о приостановлении расходных операций по счетам налогоплательщика в банке.

Суд указал, что представление в налоговый орган декларации по старой (отмененной) форме не является основанием для приостановления операций по счетам налогоплательщика в банке. Сведения в декларации, составленной по старой форме, аналогичны сведениям, предусмотренным указанию в налоговой декларации новой формы. Представленная обществом налоговая декларация старой формы, соответствует определению понятия "налоговая декларация", приведенному в статье 80 НК РФ

(Постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 16 июня 2011 г. № А65-22703/2010)


Вернуться в начало


Прочее

Что налоговики понимают под рекламой.

Налоговиками разъяснено, что НК РФ не содержит понятия "реклама".

ФНС объяснила, что предназначенность для неопределенного круга лиц означает отсутствие в рекламе указания о некоем лице или лицах, для которых реклама создана и на восприятие которых реклама направлена.

(Письмо ФНС России от 05.09.11 № ЕД-4-3/14401)

Как определить финрезультат от реализации ценных бумаг.

Финансовый результат по операциям с ценными бумагами определяется как доходы от операций за вычетом соответствующих расходов (п. 12 ст. 214.1 НК РФ).

Доходами по операциям с ценными бумагами в соответствии с п. 7 ст. 214.1 НК РФ признаются доходы от реализации (погашения) ценных бумаг, полученные в налоговом периоде, разъяснил Минфин.

Исчисление доходов и финансового результата при реализации ценных бумаг, не обращающихся на организованном рынке, производится исходя из фактической цены их реализации.

(Письмо Минфина РФ от 05.09.11 № 03-04-06/3-200)

За несвоевременное удостоверение Книги учета доходов и расходов штрафовать не будут.

Разъяснено, что если налогоплательщик несвоевременно заверил Книгу учета доходов и расходов при УСН, то его не оштрафуют.

Книга учета доходов и расходов организаций и индивидуальных предпринимателей, применяющих УСН, является документом налогового учета. Обязывая налогоплательщиков заверять ее, Минфин России определил форму данной книги

Следовательно, нарушение этой обязанности не может приравниваться к отсутствию регистра налогового учета.

В главе 16 НК РФ определены виды налоговых правонарушений и санкции за их совершение. Ответственность за несвоевременное заверение в налоговом органе данной книги не предусмотрена.

(Письмо ФНС России от 16.08.11 № АС-4-3/13352)

Если регистрация производится по доверенности.

Минфин разъяснил порядок представления документов при государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей лицом, действующим на основании доверенности.

Общие требования к оформлению доверенности установлены статьей 185 ГК РФ.

Заверение соответствия копии документа подлиннику осуществляется с учетом положений пункта 3.26 Государственного стандарта Российской Федерации "ГОСТ Р 6.30-2003. Унифицированные системы документации. Унифицированная система организационно-распорядительной документации. Требования к оформлению документов" (утв. постановлением Госстандарта России от 03.03.03 № 65-ст).

(Письмо Минфина от 01.09.11 № 03-01-11/4-288)

Услуги по ремонту систем отопления и систем канализации не подпадают под ЕНВД.

Минфин РФ разъясняет подпадают ли под ЕНВД услуги физлицам, связанные с ремонтом систем отопления, водоснабжения, канализации, установкой сантехнического оборудования, прочисткой трубопроводов, электротехнические работы (замена и установка розеток, светильников, прокладывание новой электропроводки).

Ведомство напоминает, что с 1 апреля 2011 г. в Общероссийский классификатор услуг населению, утвержденный постановлением Госстандарта России от 28 июня 1993 г. N 163, приказом Росстандарта от 23 декабря 2010 г. N 1072-ст внесен ряд изменений и поправок, в частности, в раздел 010000 "Бытовые услуги" ОКУН.

Так, указанным раздел ОКУН дополнен новым видом услуг - "Услуги по установке и ремонту сантехнического оборудования" (код 016137). Исходя из разъяснения Госстандарта, в данную группировку включаются внутриквартирные услуги населению по установке, ремонту и обслуживанию конкретного сантехнического оборудования (ванн, раковин, моек, умывальников и др.).

Учитывая изложенное, предпринимательская деятельность, связанная с оказанием услуг физическим лицам по установке, ремонту и обслуживанию сантехнического оборудования (ванн, раковин, моек, умывальников и другого аналогичного сантехнического оборудования), осуществляемая на основе договоров бытового подряда, относится к предпринимательской деятельности в сфере оказания бытовых услуг и может быть переведена на уплату единого налога на вмененный доход.

Вместе с тем, услуги по ремонту систем отопления и систем канализации, а также услуги, связанные с проведением электротехнических работ, в разделе 010000 "Бытовые услуги" ОКУН не поименованы. При этом данные услуги могут быть отнесены к услугам, предусмотренным в разделе 040000 ОКУН "Жилищно-коммунальные услуги", которые не относятся к бытовым услугам и, соответственно, не подлежат переводу на систему налогообложения в виде единого налога на вмененный доход.

(Письмо Минфина РФ № 03-11-06/3/93 от 18.08.2011)

Как получить налоговый вычет, если помещение перестало быть жилым.

Письмом Минфина разъяснено, что поскольку продаже подлежит нежилое помещение, получившее такой статус в 2009 году в результате изменения целевого использования недвижимого имущества, имущественный налоговый вычет в связи с продажей указанного имущества в 2011 году предоставляется в сумме, полученной от его продажи, но не превышающей 250 000 руб.

Налогоплательщик вправе уменьшить сумму облагаемого дохода от продажи нежилого помещения, находившегося в его собственности менее трех лет, на сумму документально подтвержденных расходов, связанных с его приобретением.

(Письмо Минфина от 26.08.11 № 03-04-05/7-607)

Сотрудник стал налоговым резидентом.

Минфином РФ разъяснено, что если сотрудник приобрел статус налогового резидента и этот его статус больше не может измениться, то все суммы полученные работником от работодателя за выполнение трудовых обязанностей с начала налогового периода, облагаются по 13%.

Начиная с месяца, в котором число дней пребывания работника в РФ в текущем налоговом периоде превысило 183 дня, суммы налога, удержанные налоговым агентом с его доходов до получения им статуса налогового резидента по ставке 30%, подлежат зачету при определении налоговой базы нарастающим итогом по всем суммам доходов работника, включая доходы, с которых налог удерживался по ставке 30%.

(Письмо Минфина от 01.09.11 № 03-04-06/6-195)

Перечень документов для вычета по НДС не является закрытым.

Перечень документов, которые налоговый орган вправе истребовать у налогоплательщика для подтверждения правомерности применения налоговых вычетов по НДС, предусмотренный статьей 172 НК РФ, не является закрытым.

Минфин РФ разъяснил, что налоговый орган при проведении камеральной проверки декларации по НДС, в которой заявлены суммы этого налога к возмещению, вправе истребовать у налогоплательщика необходимые документы, подтверждающие правомерность применения налоговых вычетов.

(Письмо Минфина РФ от 17.08.11 № 03-07-14/85)

Как учитываются расходы по гражданско-правовому договору.

Минфин разъяснил, что если в рамках заключенного гражданско-правового договора заказчик в интересах исполнителя – физического лица оплачивает расходы на приобретение визы, на проезд, проживание, а также выплачивает суточные, то эти суммы признаются доходом физического лица, наряду с вознаграждением по такому договору.

Расходы на оплату питания не включаются в профессиональный налоговый вычет.

(Письмо Минфина от 05.09.11 № 03-04-05/8-633)


Вернуться в начало



При подготовке настоящей рассылки использованы материалы компаний "Гарант", АО "Консультант Плюс"; изданий "Учет. Налоги. Право", "Российский налоговый курьер". Настоящая работа не представляет собой консультацию или совет. ООО "ФинЭкспертиза" не гарантирует достоверность, адекватность и полноту приведенных сведений и не несет ответственность ни за какие ошибки или упущения, а также результаты использования этого материала.