Мониторинг изменений за период 17.01.11 - 23.01.11



Бухгалтерский учет

На рассмотрении в Госдуме находится проект Федерального закона, предусматривающего принципиально новую систему регулирования бухгалтерского учета.

Введение нового правового механизма регулирования бухгалтерского учета продиктовано изменившимися экономическими условиями деятельности субъектов. Нормы действующего закона о бухгалтерском учете, принятого в 1996 году, не отвечают современным правовым и экономическим реалиям.

Проектом закона установлены его цели, предмет и сфера применения. Предполагается, в частности, что действие нового закона будет распространено на все хозяйствующие субъекты, в том числе  применяющие специальные налоговые режимы (УСН, ЕНВД). Исключение предусмотрено для индивидуальных предпринимателей, лиц, занимающихся частной практикой, а также представительств иностранных организаций при условии, что учет доходов, расходов или иных объектов налогообложения данные лица ведут в соответствии с законодательством о налогах и сборах.

Законопроект вводит новые определения и терминологию, применяемую в законодательстве о бухгалтерском учете (вводятся, в частности, понятия международного, национального, отраслевого стандарта бухгалтерского учета).

Предлагаемая законопроектом система регулирования бухгалтерского учета основана на взаимодействии государственных органов и негосударственных организаций, включая саморегулируемые профессиональные организации бухгалтеров, аудиторов и предпринимателей. Определена компетенция субъектов регулирования. К ведению субъектов негосударственного регулирования отнесены, в частности, разработка национальных стандартов и проведение публичного обсуждения их проектов. Утверждение национальных стандартов, а также программы их разработки отнесено к компетенции органов государственного регулирования. Для проведения экспертизы проектов стандартов бухгалтерского учета предусматривается создание совета по стандартам бухгалтерского учета.

Вводятся новые требования к организации бухгалтерского учета, в частности:

  • определено понятие учетной политики и порядок ее применения;
  • установлены квалификационные и иные требования к лицу, на которое возлагается ведение бухгалтерского учета (в том числе наличие стажа работы и отсутствие судимости);
  • отменяется обязательное применение унифицированных форм (первичные учетные формы утверждаются руководителем);
  • введены обязательные реквизиты регистров бухгалтерского учета;
  • предусмотрена возможность использования электронных форм документов;
  • введена обязанность осуществления внутреннего контроля ведения бухгалтерского учета и составления отчетности.

Кроме того, изменено понятие отчетного периода, введены особенности бухгалтерской отчетности реорганизуемых и ликвидируемых юридических лиц.

Законопроектом предусматривается создание информационного ресурса, обеспечивающего доступ заинтересованных лиц к бухгалтерской (финансовой) отчетности экономических субъектов.

(Проект Федерального закона № 385329-5 "О бухгалтерском учете" (ред., принятая ГД ФС РФ в первом чтении))

Уточнен порядок отражения в бухгалтерском учете страховых организаций операций, связанных с прямым возмещением убытков.

В Приказ Минфина РФ от 23.01.2009 N 6н "Об утверждении Требований к соглашению о прямом возмещении убытков..." внесены изменения и дополнения. Так, в частности, установлено, что страховщик потерпевшего лица, а также страховщик причинителя вреда на конец отчетного периода определяют итоговый результат, возникший при осуществлении расчетов (соответствующий субсчет счета 76 "Расчеты с разными дебиторами и кредиторами"). При этом дебетовое сальдо включается в состав прочих расходов отчетного периода и отражается записью Д-т 91, К-т 76, а кредитовое сальдо - в состав прочих доходов и отражается записью соответственно К-т 91, Д-т 76. При определении сальдо на субсчетах счета 76 учитываются только те операции по прямому возмещению убытков, по которым завершены расчеты на конец отчетного периода (в том числе, осуществлена выплата потерпевшему и получено возмещение от страховщика причинителя вреда).

(Приказ Минфина РФ от 17.12.2010 г. № 176н "О внесении изменений в Приказ Министерства финансов РФ от 23 января 2009 г. № 6н")


Вернуться в начало


Налоги и взносы

Скорректированы перечни кодов продовольственных товаров, облагаемых НДС по ставке 10 процентов.

В частности, корма для кошек и собак, декоративных рыб, декоративных и певчих птиц исключены из перечня кодов видов продовольственных товаров в соответствии с Общероссийским классификатором продукции, облагаемых НДС по ставке 10 процентов при реализации, из раздела "Мясо и мясопродукты..." (позиции, определенные кодом ОК 005-93 92 1920, 91 8960, 92 1950, 97 5940), а также из аналогичного раздела перечня кодов видов продовольственных товаров в соответствии с единой Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности Таможенного союза, облагаемых НДС по ставке 10 процентов при ввозе на таможенную территорию РФ (позиция 2309 "Корма вареные, используемые в кормлении животных").

Постановление вступает в силу по истечении 1 месяца со дня его официального опубликования и не ранее 1-го числа очередного налогового периода по налогу на добавленную стоимость.

(Постановление Правительства РФ от 17.12.2010 г. № 1043 "О внесении изменений в Постановление Правительства РФ от 31 декабря 2004 г. № 908")

В форму 4 ФСС РФ (расчет по начисленным и уплаченным взносам на обязательное социальное страхование) включен новый раздел для IT-компаний.

Данная форма расчета по взносам на обязательное социальное страхование утверждена Приказом Минздравсоцразвития РФ от 06.11.2009 N 871н. Форма дополнена таблицей, предназначенной для расчета соответствия условий на право применения пониженного тарифа для организаций, осуществляющих деятельность в области информационных технологий.

Для применения пониженного тарифа IT-компании должны иметь документ о государственной аккредитации; доля доходов от реализации, в частности, программ ЭВМ и услуг по их сопровождению должна составлять не менее 90 процентов в общей сумме доходов; средняя численность работников - не менее 50 человек.

Форма расчета в новой редакции подлежит применению начиная с отчета за 2010 год.

(Приказ Минздравсоцразвития России от 21.12.2010 г. № 1147н "О внесении изменений в форму расчета по начисленным и уплаченным страховым взносам на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством и по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, а также по расходам на выплату страхового обеспечения")

В форму РСВ-1 ПФР (расчет по начисленным и уплаченным взносам в Пенсионный фонд РФ и фонды ОМС) включен новый раздел для IT-компаний.

Указанная форма расчета утверждена Приказом Минздравсоцразвития РФ от 12.11.2009 N 894н. Раздел 4 указанной формы "Основания для применения пониженного тарифа" дополнен подразделом 4.3, предназначенным для расчета соответствия условий на право применения пониженного тарифа для организаций, осуществляющих деятельность в области информационных технологий. Напомним, что для применения пониженного тарифа у IT-компании должен иметься документ о государственной аккредитации; доля доходов от реализации, в частности, программ ЭВМ и услуг по их сопровождению должна быть не менее 90 процентов; средняя численность работников - не менее 50 человек. Форма расчета в новой редакции применяется начиная с отчета за 2010 год.

(Приказ Минздравсоцразвития России от 20.12.2010 г. № 1135н "О внесении изменений в форму расчета по начисленным и уплаченным страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в Пенсионный фонд РФ, страховым взносам на обязательное медицинское страхование в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования плательщиками страховых взносов, производящими выплаты и иные вознаграждения физическим лицам")


Вернуться в начало


Правовые новости

Между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Беларусь заключено Соглашение, определяющее порядок уплаты (взыскания), возврата вывозных таможенных пошлин в отношении нефти сырой и отдельных категорий товаров, выработанных из нефти, вывозимых за пределы таможенной территории Таможенного союза с территории Республики Беларусь.

Также Соглашение регулирует вопросы уплаты (взыскания), возврата пеней за неуплату или уплату не в полном объеме сумм вывозных таможенных пошлин в случаях, установленных таможенным законодательством Таможенного союза, законодательством Республики Беларусь и непосредственно данным Соглашением.

Действие Соглашения не распространяется на уплату (взыскание), возврат вывозных таможенных пошлин (иных пошлин, налогов и сборов, имеющих эквивалентное значение) в отношении нефти сырой, добытой на территории Республики Беларусь и вывозимой с территории Республики Беларусь за пределы таможенной территории Таможенного союза.

Соглашение подлежит ратификации и вступает в силу с даты получения последнего письменного уведомления по дипломатическим каналам о выполнении Сторонами необходимых внутригосударственных процедур.

Установлено, что Соглашение временно применяется с 1 января 2011 года при условии получения Интеграционным Комитетом Евразийского экономического сообщества письменного уведомления о выполнении Республикой Беларусь внутригосударственных процедур, необходимых для вступления в силу международных договоров, предусмотренных Планом действий по формированию Единого экономического пространства Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации, утвержденным Решением Межгосударственного Совета ЕврАзЭС (высшего органа Таможенного союза) на уровне глав государств от 19 декабря 2009 года N 35.

Соглашение прекращает действие одновременно со вступлением в силу Соглашения между Республикой Беларусь, Республикой Казахстан и Российской Федерацией о порядке уплаты вывозных таможенных пошлин (иных пошлин, налогов и сборов, имеющих эквивалентное действие), но не позднее 31 декабря 2013 года. Если к указанному сроку такое Соглашение не вступит в силу, то действие данного Соглашения может продлеваться на каждый последующий календарный год.

(Соглашение между Правительством РФ и Правительством Республики Беларусь от 09.12.2010 г.)

Определена процедура постановки/снятия с учета в качестве страхователя в отношении неработающих граждан по обязательному медицинскому страхованию.

В соответствии с Федеральным законом от 29.11.2010 N 326-ФЗ "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации" в отношении неработающих граждан (детей до 18 лет, неработающих пенсионеров и т.д.) страхователями по обязательному медицинскому страхованию являются уполномоченные органы исполнительной власти субъектов РФ. Утвержденным Порядком регламентирована процедура регистрации и снятия с регистрационного учета данных страхователей в ТФОМС, определен перечень документов, необходимых для регистрации/снятия с учета, установлен порядок внесения изменений в сведения, указанные при регистрации. В приложениях к Порядку содержатся формы документов, применяемых в указанных процедурах (заявление страхователя, журнал регистрации и снятия с учета, свидетельство о регистрации в качестве страхователя).

(Приказ Минздравсоцразвития РФ от 23.12.2010 г. № 1168н "Об утверждении Порядка регистрации и снятия с регистрационного учета страхователей для неработающих граждан территориальными фондами обязательного медицинского страхования")

В отношении подакцизных товаров, ввозимых в Российскую Федерацию, установлены фиксированные суммы обеспечения уплаты таможенных пошлин, налогов.

К таким товарам относятся, в частности, алкогольная продукция, спирт этиловый из всех видов сырья, спиртосодержащая продукция с содержанием этилового спирта более 9 об.%, пиво, табак и табачные изделия, бензин и дизельное топливо, автомобили легковые.

(Приказ ФТС РФ от 13.12.2010 г. № 2385 "Об установлении фиксированных сумм обеспечения уплаты таможенных пошлин, налогов в отношении подакцизных товаров")

В России будет сформирована единая национальная система аккредитации.

Единая национальная система аккредитации будет основываться, в частности, на таких принципах, как:

  • компетентность и независимость единого национального органа по аккредитации;
  • открытость и доступность правил аккредитации;
  • недопустимость совмещения единым национальным органом РФ по аккредитации полномочий по аккредитации и полномочий по оценке соответствия;
  • недопустимость ограничения конкуренции и создания препятствий для пользования услугами аккредитованных лиц;
  • создание условий для взаимного признания результатов оценки соответствия государствами - членами Таможенного союза в рамках Евразийского экономического сообщества, а также государствами - основными торговыми партнерами Российской Федерации.

Функции по формированию единой национальной системы аккредитации и осуществлению контроля деятельности аккредитованных лиц будут возложены на вновь образованную Федеральную службу по аккредитации, находящуюся в ведении Минэкономразвития РФ.

(Указ Президента РФ от 24.01.2011 г. № 86 "О единой национальной системе аккредитации")

Установлены обязательные санитарно-эпидемиологические требования к гигиенической оценке условий труда при расследовании случаев профессиональных заболеваний.

Правила предназначены для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, а также органов государственного санитарно-эпидемиологического надзора и включают в себя гигиеническую оценку факторов рабочей среды, тяжести и напряженности трудового процесса по показателям вредности и опасности.

(Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 23.11.2010 г. № 153 "Об утверждении СанПиН 2.2.2776-10 "Гигиенические требования к оценке условий труда при расследовании случаев профессиональных заболеваний")

Определен порядок эмиссии и обращения бескупонных облигаций федерального займа.

В соответствии с утвержденными Правительством РФ "Генеральными условиями эмиссии и обращения облигаций федеральных займов" (Постановление Правительства РФ от 15.05.1995 N 458) Минфин РФ установил, что бескупонные облигации предоставляют их владельцам право на получение основной суммы долга - номинальной стоимости, которая составляет одну тысячу рублей. Доходом по облигациям является разница между ценой размещения (покупки) и ценой погашения (продажи).

Размещение облигаций осуществляется в форме аукциона или по закрытой подписке. Минимальным сроком обращения бескупонных облигаций является один месяц, максимальным - двенадцать месяцев. Погашение номинальной стоимости облигаций осуществляется в дату, установленную в решении о выпуске.

(Приказ Минфина РФ от 23.12.2010 г. № 180н "Об утверждении условий эмиссии и обращения бескупонных облигаций федерального займа")


Вернуться в начало


Арбитражная практика

Высший Арбитражный Суд РФ обобщил практику рассмотрения дел о самовольных постройках (статья 222 ГК РФ).

На примере конкретных дел, рассмотренных арбитражными судами разных инстанций, ВАС РФ напомнил о незаконности сноса самовольных построек на основании решения административного органа, о лицах, имеющих право предъявления судебных исков о сносе самовольных построек, а также, в частности, об отсутствии прямой связи между государственной регистрацией права собственности на объект недвижимости и возможностью признания его самовольной постройкой. Рассмотрены вопросы применения исковой давности в отношении требований о сносе самовольной постройки и возмещения расходов лица, осуществившего самовольную постройку. Приведены примеры конкретных оснований для признания постройки самовольной, а также признания права собственности на самовольную постройку в силу приобретательной давности.

(Информационное письмо Президиума ВАС РФ от 09.12.2010 г. № 143 "Обзор судебной практики по некоторым вопросам применения арбитражными судами статьи 222 Гражданского кодекса РФ")

Суммы среднего заработка, выплачиваемые за дни сдачи крови, не облагаются взносами.

ФАС Поволжского округа в Постановлении № А65-9880/2010 от 26.11.2010 пояснил, что суммы среднего заработка, выплачиваемые работникам-донорам за дни сдачи крови и предоставленные дни отдыха в соответствии с трудовым законодательством, не подлежат обложению страховыми взносами на обязательное социальное страхование.

ФАС отметил, что основанием для исчисления страховых взносов по указанному виду социального страхования являются выплаты, начисленные работнику за определенный трудовой результат, а не любые доходы, полученные работником.

В день сдачи крови и ее компонентов, а также в день связанного с этим медицинского обследования работник освобождается от работы. После каждого дня сдачи крови и ее компонентов работнику предоставляется дополнительный день отдыха. При этом при сдаче крови и ее компонентов работодатель сохраняет за работником его средний заработок за дни сдачи и предоставленные в связи с этим дни отдыха.

Указанные выплаты работодатель обязан производить в силу закона вне зависимости от наличия или отсутствия соответствующих положений в трудовом договоре, коллективном договоре или соглашении, то есть такие выплаты производятся вне рамок каких-либо соглашений между работником и работодателем по поводу осуществления трудовой деятельности и социального обеспечения.

Следовательно, суммы среднего заработка, выплачиваемые организацией работникам-донорам за дни сдачи крови, не могут считаться выплатами по трудовым договорам, соответственно, не подлежат обложению страховыми взносами.

(Постановление ФАС Поволжского округа от 26.11.2010 г. № А65-9880/2010)

ФАС уточнил порядок принятия решения о привлечении к налоговой ответственности.

ФАС Северо-Кавказского округа в Постановлении № А53-1046/2010 от 29.11.2010 пояснил, что поскольку при принятии решения налоговая инспекция нарушила принцип непосредственности исследования доказательств лицом, принявшим решение о привлечении налогоплательщика к налоговой ответственности, данный акт является незаконным.

ФАС указал, что акт налоговой проверки, в ходе которой были выявлены нарушения законодательства о налогах и сборах, а также представленные проверяемым лицом письменные возражения по акту должны быть рассмотрены руководителем налогового органа, проводившего налоговую проверку, и решение по ним должно быть принято в течение 10 дней. Руководитель (заместитель руководителя) налогового органа извещает о времени и месте рассмотрения материалов налоговой проверки лицо, в отношении которого проводилась эта проверка.

Перед рассмотрением материалов налоговой проверки по существу руководитель (заместитель руководителя) налогового органа должен объявить, кто рассматривает дело, и материалы какой налоговой проверки подлежат рассмотрению. По результатам рассмотрения материалов налоговой проверки руководитель (заместитель руководителя) налогового органа выносит решение.

(Постановление ФАС Северо-Кавказского округа от 29.11.2010 г. № А53-1046/2010)

ФАС уточнил требования, предъявляемые к налоговому решению.

ФАС Западно-Сибирского округа в Постановлении № А75-3288/2010 от 16.11.2010 пояснил, что поскольку в оспариваемом решении налогового органа сумма выявленной недоимки указана в виде таблицы без расшифровок и расчетов налогооблагаемой базы и без ссылок на конкретные первичные документы, данное решение нельзя признать правомерным.

ФАС отметил, что в решении о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения излагаются обстоятельства совершенного привлекаемым к ответственности лицом налогового правонарушения так, как они установлены проведенной проверкой, со ссылкой на документы и иные сведения, подтверждающие указанные обстоятельства. В решении о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения указываются размер выявленной недоимки и соответствующих пеней, а также подлежащий уплате штраф.

В свою очередь отсутствие в решении ссылок на доказательства в подтверждение вывода налогового органа о несоответствии количества списанного и реализованного им товара, отсутствие расчетов, сделанных на основе оценки количественного и суммового расхождения между заявленными в налоговых декларациях данными и фактическими данными, установленными в ходе проверки, свидетельствует о необоснованности такого решения.

(Постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 16.11.2010 г. № А75-3288/2010)

Направление запросов не препятствует возмещению НДС.

ФАС Западно-Сибирского округа в Постановлении № А45-9015/2010 от 22.12.2010 подтвердил, что инспекцией было принято неправомерное решение об отказе в осуществлении возврата НДС обществу, сменившему адрес, по причине направления запроса о представлении разъяснений.

ФАС указал, что ранее инспекцией по прежнему месту учета общества была проведена камеральная налоговая проверка обоснованности применения налоговой ставки 0% и налоговых вычетов на основе первичной декларации по налогу на добавленную стоимость, по результатам которой налоговым органом подтверждена обоснованность применения обществом налоговой ставки 0% и принято решение о возмещении НДС.

Проанализировав положения статьи 176 Налогового кодекса Российской Федерации, арбитражные суды правомерно указали на отсутствие в действующем законодательстве о налогах и сборах такого основания для отказа возврата налога на добавленную стоимость как направление запроса о разъяснении.

Более того, действующим законодательством не предусмотрена возможность отказа в осуществлении зачета (возврата) налога после принятия налоговым органом решения о возмещении суммы налога на добавленную стоимость в связи с направлением запросов.

(Постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 22.12.2010 г. № А45-9015/2010)


Вернуться в начало


Прочее

Росфинмониторинг подготовил рекомендации по заполнению формы 4-СПД, в соответствии с которой представляется информация по операциям с денежными средствами или иным имуществом, подлежащими обязательному контролю.

Рекомендации разработаны в целях устранения системных ошибок, допускаемых организациями при представлении в Росфинмониторинг информации, предусмотренной Федеральным законом от 07.08.2001 N 115-ФЗ "О противодействии легализации (отмыванию) доходов...".

В письме сообщается о порядке заполнения некоторых реквизитов формы. Так, например, указано:

  • реквизит 112 "Признак операции, связанной с финансированием терроризма" является обязательным для заполнения только в случае представления сведений по операциям с кодом 7001 (операции с денежными средствами, одной из сторон которой является лицо, в отношении которого имеются сведения о его причастности к экстремистской деятельности или терроризму);
  • в реквизите 113 "Дата совершения операции" при выявлении в действиях клиента необычной операции (сделки), которая еще не совершена, указывается дата, когда клиентом дано распоряжение о проведении операции;
  • в реквизите 121 "Основание совершения операции" указываются наименование и реквизиты документа, устанавливающего, изменяющего или прекращающего гражданские права и обязанности, на основании которого совершается операция.

Данные рекомендации являются временными и применяются до внесения соответствующих изменений в Приказ Росфинмониторинга от 05.10.2009, которым утверждена форма 4-СПД.

(Информационное письмо Росфинмониторинга от 13.01.2011 г. № 8 "Временные рекомендации по заполнению отдельных реквизитов формы 4-СПД (Приказ Федеральной службы по финансовому мониторингу от 5 октября 2009 г. № 245)")

С 1 января 2011 года при заполнении декларации на товары применяются единые классификаторы, утвержденные Комиссией Таможенного союза.

В соответствии с Решением Комиссии Таможенного союза от 20 мая 2010 года № 257 с 1 января 2011 года вступает в силу новая Инструкция о порядке заполнения декларации на товары и форма декларации на товары. Одновременно в соответствии с решениями Комиссии Таможенного союза от 20 сентября 2010 года N 378 и от 14 октября 2010 года N 421 вступают в силу классификаторы, используемые для заполнения таможенных деклараций, а также структуры и форматы электронных копий таможенных деклараций.

Таким образом, с 1 января 2011 года при заполнении декларации на товары будут применяться единые классификаторы, утвержденные Решением Комиссии Таможенного союза от 20 сентября 2010 года N 378, а также три классификатора, используемые для заполнения декларации на товары, - классификатор характера сделки, классификатор особенности внешнеэкономической сделки и классификатор дополнительной таможенной информации, которые будут применяться в Российской Федерации.

С 1 января 2011 года Приказ ФТС РФ от 21 августа 2007 года N 1003 "О классификаторах и перечнях нормативно-справочной информации, используемых для таможенных целей" применяется в части, не противоречащей вышеуказанным решениям Комиссии Таможенного союза.

(Письмо ФТС России от 31.12.2010 г. № 01-11/64683 "О классификаторах, используемых для заполнения декларации на товары")

С 1 января 2011 года квалификационный экзамен на получение аттестата аудитора проводится АНО "Единая аттестационная комиссия".

До сведения заинтересованных лиц доводится также адрес фактического местонахождения указанной организации и адрес ее официального сайта в сети Интернет (http://www.eak-rus.ru/). Помимо этого, Минфин РФ сообщил о том, что выдача неполученных аттестатов, их дубликатов, а также переоформление выданных им аттестатов осуществляется Минфином РФ. При этом за выдачу аттестата взимается госпошлина в размере 800 рублей; за внесение изменений - 200 рублей, за выдачу дубликата - 800 рублей. Сообщены реквизиты для перечисления госпошлины.

(Информация Минфина России от 18.01.2011 г. "По вопросу аттестации аудиторов")

Федеральная нотариальная палата распространила свои рекомендации по ведению нотариального делопроизводства.

Рекомендации касаются порядка применения "Правил нотариального делопроизводства", утвержденных Приказом Минюста РФ от 23.11.2010 № 403, и содержат комментарий пунктов "Правил", регулирующих составление номенклатуры дел нотариуса и ведения реестров для регистрации нотариальных действий (соотношения реестров разного назначения), а также рекомендации по нумерации реестров и заполнению утвержденной Минюстом РФ формы реестра. Изложено также мнение ФНП о смысле пунктов "Правил" (и некоторых других нормативных правовых актов), в соответствии с которыми осуществляется регистрация организационно-распорядительных документов нотариуса, и о возможности проставления гербовой печати на документах, не упомянутых в "Правилах". Прокомментированы нормы "Правил" и Основ законодательства РФ о нотариате, регулирующие осуществление проверок исполнения "Правил" нотариусами.

(Письмо Федеральной нотариальной палаты от 17.01.2011г. № 46/07-17 "О применении отдельных положений Правил нотариального делопроизводства, утв. Приказом Минюста РФ от 19.11.2009 № 403, Решением Правления Федеральной нотариальной палаты от 18.11.2009 № 11/09")

С 1 января 2011 года вступают в силу дополнительные требования к лицам, осуществляющим аудиторскую деятельность.

Согласно сообщению Минфина РФ с 1 января 2011 года осуществлять аудиторскую деятельность вправе лицо, являющееся членом саморегулируемой организации аудиторов и имеющее действительный аттестат аудитора.

Для лиц, имеющих квалификационный аттестат, выданный Минфином РФ до 1 января 2011 года, установлены ограничения:

  • с 1 января 2011 до 1 января 2012 года такие лица вправе участвовать в аудиторской деятельности в соответствии с типом имеющегося квалификационного аттестата аудитора;
  • после 1 января 2012 года для таких лиц устанавливается дополнительное ограничение в части проведения аудита в отношении, в частности, кредитных, страховых организаций, негосударственных пенсионных фондов, госкорпораций.

Аудиторы, желающие осуществлять аудиторскую деятельность без ограничений, могут сдать квалификационный экзамен:

  • в упрощенном порядке в соответствии с положениями Приказа Минфина РФ от 30.09.2009 N 118н (до 1 января 2013 года);
  • в общем порядке с 1 января 2011 года - в соответствии со статьей 11 Федерального закона "Об аудиторской деятельности".

(Информационное сообщение Минфина России № 5 "В связи с вступлением в силу Федерального закона от 30 декабря 2008 г. № 307-ФЗ "Об аудиторской деятельности")

Пенсионный фонд РФ установил переходный период - до 1 апреля 2011 года для подачи гражданами заявлений об отказе или возобновлении предоставления набора социальных услуг в натуральной форме.

В Федеральный закон "О государственной социальной помощи" внесены изменения, вступающие в силу с 1 января 2011 года.

Так, в частности, с 1 января 2011 года федеральные льготники (в том числе участники ВОВ, ветераны боевых действий, "блокадники", инвалиды) имеют право на получение набора социальных услуг, стоимость которого составляет 705 рублей в месяц и включающего:

  • обеспечение лекарственными препаратами, медицинскими изделиями и продуктами лечебного питания для детей-инвалидов (543 рубля в месяц);
  • предоставление путевки на санаторно-курортное лечение (84 рубля в месяц);
  • бесплатный проезд к месту лечения и обратно (78 рублей в месяц).

Напомним, что с 1 апреля 2010 года стоимость набора социальных услуг, с учетом индексации, составляла почти такую же сумму - 705 руб. 10 коп., однако тогда такой набор включал в себя две услуги: дополнительная медицинская помощь - 627 рублей в месяц; бесплатный проезд - 78 рублей 10 копеек (Информационное сообщение ПФ РФ от 08.09.2010).

Гражданине, принявшие решение, в каком виде (денежном или натуральном) получать социальную услугу, подают заявление в ПФР до 1 октября 2010 года.

Для адаптации граждан к новому набору услуг Пенсионным фондом РФ предоставляется возможность подать соответствующее заявление до 1 апреля 2011 года. Заявления будут действовать с 1-го числа месяца, следующего за месяцем подачи заявления.

(Информация ПФ РФ от 14.01.2011 г. "О социальных услугах")

ФСС РФ даны рекомендации по порядку заполнения больничного листка с учетом изменений законодательства о социальном страховании.

С 1 января 2011 года пособия по временной нетрудоспособности рассчитываются исходя из среднего заработка за два календарных года, предшествующих наступлению страхового случая (ранее применялся годичный расчетный период). Кроме того, с указанной даты изменен порядок определения среднего заработка, из которого рассчитывается пособие. В этой связи ФСС РФ сообщил о временном порядке заполнения на оборотной стороне бланка листка нетрудоспособности таблицы "Сведения о заработной плате", действующем вплоть до утверждения новой формы бланка листка нетрудоспособности. В приложении к письму приведены образцы заполнения указанной таблицы.

(Письмо ФСС РФ от 24.12.2010 г. № 02-03-10/05-14557 "Об оформлении оборотной стороны бланка листка нетрудоспособности с 1 января 2011 года")

На оборотной стороне листка нетрудоспособности в строке "ИТОГО (сумма к выдаче)" следует указывать сумму пособия за вычетом НДФЛ.

Данное разъяснение, содержащееся в письме ФСС РФ, основано на положениях пункта 1 статьи 217 и пункта 1 статьи 226 Налогового кодекса РФ, в соответствии с которыми, в частности, пособия по временной нетрудоспособности подлежат налогообложению НДФЛ, а организации и иные лица, от которых или в результате отношений с которыми налогоплательщик получил доходы, обязаны удержать и уплатить в бюджет исчисленную сумму НДФЛ. Отмечено также, что при заполнении оборотной стороны листка в строках "За счет средств Фонда социального страхования Российской Федерации" и в строке "За счет средств работодателя" размер исчисленного пособия по временной нетрудоспособности должен быть отражен в полном объеме без вычета сумм НДФЛ.

(Письмо ФСС РФ от 29.12.2010 г. № 02-03-10/05-14665 "Об отражении в листке нетрудоспособности размера пособия с учетом НДФЛ")

Разъяснено понятие "водоснабжение населения" для целей исчисления водного налога.

При заборе воды из водных объектов для водоснабжения населения применяется ставка водного налога в размере 70 рублей за одну тысячу кубических метров воды (п. 3 ст. 333.12 НК РФ). Со ссылкой на словарь С.И. Ожегова, а также положения действующего законодательства, ФНС РФ пояснила, что под термином "водоснабжение населения" следует понимать водоснабжение жилых и иных помещений, предназначенных для постоянного или преимущественного проживания граждан. При заборе воды для обеспечения питьевых и хозяйственно-бытовых нужд учреждений, предприятий и организаций применение указанной ставки налога неправомерно.

(Письмо ФНС России от 21.01.2011 г. № КЕ-4-3/636@ "О водном налоге")

Минфином РФ разработана Таблица соответствия старого и нового Плана счетов бюджетного учета.

План счетов бюджетного учета, утвержденный Приказом Минфина РФ от 30.12.2008 N 148н, утратил силу с 1 января 2011 года в связи с изданием Приказа Минфина РФ от 01.12.2010 N 157н "Об утверждении Единого плана счетов бухгалтерского учета...". Кроме того, с указанной даты вводится в действие Приказ Минфина РФ от 06.12.2010 N 162н, которым утвержден новый План счетов бюджетного учета и Инструкция по его применению. В этой связи для использования участниками бюджетного процесса при формировании рабочего плана счетов на 2011 год доводится таблица соответствия ранее действующего Плана счетов и нового Плана счетов, подлежащего применению с 1 января 2011 года.

(Письмо Минфина РФ от 29.12.2010 г. № 02-06-07/5396 "О направлении таблицы соответствия планов счетов бюджетного учета, применяемых в 2010 и 2011 годах")

Значение коэффициента Кц, корректирующего налоговую ставку НДПИ в отношении нефти за декабрь 2010 года, увеличилось до 8,8069.

Величина этого коэффициента в ноябре 2010 года составляла 8,2131, в октябре 7,7012, в сентябре 7,3748, в августе 7,0558.

Увеличение коэффициента связано с ростом мировых цен на нефть. Так, в декабре 2010 года средний уровень цен нефти сорта "Юралс" на средиземноморском и роттердамском рынках нефтяного сырья установлен в размере 89,50 долл. США за баррель (в ноябре - 84,22, в октябре - 81,29; в сентябре - 77,42). Еще один показатель, исходя из которого рассчитан коэффициент, - среднее значение курса доллара США к рублю РФ за все дни этого налогового периода. В декабре величина данного показателя составила 30,8538.

(Письмо ФНС РФ от 21.01.2011 г. № КЕ-4-3/638@ "О данных, необходимых для исчисления НДПИ в отношении нефти, за декабрь 2010 года")

По мнению Минэкономразвития РФ, открытые торги по продаже предприятия должника или части имущества должника могут проводиться в электронной форме и до 1 октября 2011 года.

В соответствии с Федеральным законом от 28.12.2010 г. № 429-ФЗ абзац второй пункта 7 статьи 110 и пункт 3 статьи 111 Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)", регулирующие продажу предприятия или определенной части имущества должника на открытых торгах (устанавливающие обязательность проведения таких торгов в электронной форме), не применяются, если сообщение о продаже опубликовано в порядке, установленном статьей 28 Закона о банкротстве, до 1 октября 2011 года.

По мнению Минэкономразвития РФ (Департамента корпоративного управления), Законом N 429-ФЗ не предусмотрено, что его указанные положения применяются к отношениям, возникшим до вступления его в силу, т.е. до 31 декабря 2010 года. Таким образом, продажа предприятия должника или части имущества должника осуществляется без учета указанных положений Закона N 429-ФЗ, если торги объявлены (осуществлена публикация сведений о проведении открытых торгов) до даты вступления в силу Закона N 429-ФЗ.

В части порядка проведения торгов после 31 декабря 2010 года, по мнению Минэкономразвития РФ (Департамента корпоративного управления), проведение открытых торгов в электронной форме не противоречит законодательству. Закон N 429-ФЗ переносит лишь срок возникновения обязанности по проведению торгов в электронной форме, не вводя запрет на такую форму торгов в случае, если решение о проведении торгов в электронной форме принято собранием кредиторов.

(Письмо Минэкономразвития России от 19.01.2011 г. № д06-347 "О порядке продажи имущества")


Вернуться в начало



При подготовке настоящей рассылки использованы материалы компаний "Гарант", АО "Консультант Плюс"; изданий "Учет. Налоги. Право", "Российский налоговый курьер". Настоящая работа не представляет собой консультацию или совет. ООО "ФинЭкспертиза" не гарантирует достоверность, адекватность и полноту приведенных сведений и не несет ответственность ни за какие ошибки или упущения, а также результаты использования этого материала.