Мониторинг изменений за период 18.07.11 - 22.07.11



Налоги

Очередные поправки к НК РФ: вопросы постановки на учет, обложения НДС и налогом на прибыль.

Предусмотрена возможность направлять налогоплательщикам в электронном виде справки о состоянии расчетов по налогам, свидетельства (уведомления) о постановке на учет и снятии с него.

Скорректирован порядок обложения НДС. В частности, уточнены нормы о месте реализации товаров, работ и услуг. Расширен перечень операций, освобождаемых от обложения. Так, в него включено страхование экспортных кредитов и инвестиций от предпринимательских и (или) политических рисков. Уточнен порядок определения налоговой базы (в частности, при оплате товаров (работ, услуг) в размере, эквивалентном определенной сумме в иностранной валюте или у. е.).

Расширены основания применения нулевой ставки НДС. Это касается перевозок ж/д транспортом и реализации товаров (работ, услуг) для официального использования работающими в России международными организациями и их представительствами. Уточнен порядок подтверждения права на получение возмещения налога.

Предусмотрено выставление корректировочных счетов-фактур при изменении стоимости отгруженных товаров (выполненных работ, оказанных услуг). Расширен перечень случаев, когда принятые ранее к вычету суммы НДС подлежат восстановлению (при уменьшении стоимости отгруженных товаров; дальнейшем их использовании для операций, облагаемых по нулевой ставке; получении субсидий на возмещение затрат по уплате налога). Скорректированы правила применения налоговых вычетов и процедура представления банковской гарантии при заявительном порядке возмещения НДС.

Ряд изменений касается налога на прибыль. Так, предусмотрена специальная схема учета субсидий, выделяемых на развитие кооперации вузов и организаций, реализующих комплексные проекты по созданию высокотехнологичного производства. Уточнен порядок учета бюджетных ассигнований, полученных организациями кинематографии.

Вводится госпошлина за повторную выдачу свидетельства о постановке на налоговый учет (200 руб.).

Федеральный закон вступает в силу через месяц после его официального опубликования и не ранее 1-го числа очередного налогового периода по соответствующему налогу. Для отдельных положений предусмотрены иные сроки введения в действие.

(Федеральный закон от 19 июля 2011 г. N 245-ФЗ "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации о налогах и сборах")

Усиливаются налоговые стимулы для благотворительности.

Цель изменений - усовершенствовать налогообложение в отношении некоммерческих организаций и благотворительности.

Расширяется перечень услуг, реализация которых освобождается от НДС.

Прежде к ним, в том числе, относились услуги по уходу за больными, инвалидами и престарелыми, оказываемые только государственными и муниципальными учреждениями. Это ограничение снимается.

В перечень вошли также следующие услуги. Социальное обслуживание несовершеннолетних, пожилых, инвалидов, безнадзорных детей и иных лиц, находящихся в трудной жизненной ситуации. Профессиональная подготовка, переподготовка и повышение квалификации по направлению органов занятости. Выявление граждан, нуждающихся в опеке или попечительстве. Организация и проведение физкультурных, физкультурно-оздоровительных и спортивных мероприятий. Подбор и подготовка граждан, пожелавших стать опекунами или попечителями.

Теперь при определенных условиях от НДС освобождаются безвозмездные производство и (или) распространение социальной рекламы. Расходы организаций, связанные с оказанием таких услуг, учитываются в целях налогообложения прибыли. От НДС освободили ввоз гемопоэтических стволовых клеток и костного мозга для неродственной трансплантации, а также некоторых незарегистрированных лекарств. Речь идет о тех, которые необходимы, чтобы оказывать медицинскую помощь по жизненным показаниям конкретных пациентов.

Дополняется перечень доходов, не облагаемых НДФЛ. В частности, в него включаются выплаты на возмещение некоторых расходов добровольцев, безвозмездно выполняющих работы и оказывающих услуги.

Некоммерческим организациям разрешается создавать резерв предстоящих расходов, связанных с предпринимательской деятельностью и учитываемых при налогообложении прибыли. Это не касается госкорпораций, госкомпаний, объединений юрлиц.

Федеральный закон вступает в силу не ранее чем по истечении месяца со дня официального опубликования и не ранее 1-го числа очередного налогового периода по соответствующему налогу. Для некоторых положений предусмотрен иной срок.

(Федеральный закон от 18 июля 2011 г. N 235-ФЗ "О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации в части совершенствования налогообложения некоммерческих организаций и благотворительной деятельности")

Уточнены основания, при которых освобождаются от страховых взносов выплаты за деятельность в студенческом отряде.

Приняты поправки к Закону о страховых взносах в ПФР, ФСС России, ФФОМС и ТФОМС.

Они касаются плательщиков страховых взносов, производящих выплаты в пользу обучающихся в образовательных учреждениях среднего, высшего профобразования по очной форме обучения за определенную деятельность. Речь идет об осуществляемой в студенческом отряде работе по трудовым или гражданско-правовым договорам, предметом которых являются выполнение работ и (или) оказание услуг.

Закреплено условие, при котором они освобождаются от уплаты страховых взносов на обязательное пенсионное страхование. Так, необходимо, чтобы студенческий отряд был включен в федеральный или региональный реестр молодежных и детских объединений, пользующихся господдержкой.

(Федеральный закон от 18 июля 2011 г. N 234-ФЗ "О внесении изменения в статью 9 Федерального закона "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования")

Совершенствуется механизм контроля за трансфертными ценами.

Поправки касаются налогового контроля за трансфертными (т. е. внутрифирменными) ценами. В НК РФ включается новый раздел, посвященный данному вопросу.

Пересмотрено понятие взаимозависимых лиц. Существенно расширяется их перечень. В частности, таковыми признаются организации, в каждой из которых доля прямого или косвенного участия одного и того же лица превышает 25%. Организации, в которых полномочия единоличного исполнительного органа осуществляются одним и тем же человеком. Организации и (или) физлица, если доля прямого участия каждого предыдущего лица в каждой последующей организации превышает 50%, и т. д.

Установлено, когда сделки между взаимозависимыми лицами контролируются. Например, если доходы по сделкам за календарный год превышают 1 млрд руб. (за 2012 г. - 3 млрд руб., за 2013 г. - 2 млрд руб.). Если хотя бы одна из сторон является резидентом особой экономической зоны, в которой предусмотрены специальные льготы по налогу на прибыль, а другая нет (при этом доход по сделкам за указанный период превышает 60 млн руб.).

Закреплено, как определяется соответствие цен, применяемых в сделках между взаимозависимыми лицами, рыночным. Предусмотрены следующие методы: сопоставимых рыночных цен; цены последующей реализации; затратный; сопоставимой рентабельности; распределения прибыли.

Налогоплательщики обязаны уведомлять о контролируемых сделках, совершенных за год.

Крупнейшие налогоплательщики могут заключить с ФНС России соглашение о ценообразовании. Срок - не более 3 лет с возможностью продлить максимум на 2 года.

Взыскивается штраф (не менее 30 тыс. руб.), если налог не уплачен (внесен неполностью) из-за того, что в контролируемых сделках применяются несопоставимые коммерческие и (или) финансовые условия. К ответственности будут привлекать также в следующих случаях. Если уведомление об указанных сделках не представлено в срок. Если в нем содержатся недостоверные сведения. Санкции - штраф в размере 5 тыс. руб.

Федеральный закон вступает в силу с 1 января 2012 г., но не ранее чем по истечении месяца со дня его официального опубликования.

(Федеральный закон от 18 июля 2011 г. N 227-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием принципов определения цен для целей налогообложения")

Инвестиционный налоговый кредит: расширен список энергоэффективных объектов и технологий.

Организация, вкладывающая в создание объектов и технологий, имеющих высокую энергетическую эффективность, вправе получить инвестиционный налоговый кредит.

Пересмотрен перечень таких объектов и технологий. Он включает 56 наименований (ранее - 4).

В него, в частности, вошли объекты и технологии по производству высокотемпературных сверхпроводников, легковых автомобилей, картона, бумаги, целлюлозы, синтетического каучука, удобрений, электроферросплавов, по освещению на основе светодиодов. Также речь идет об оптимизации режима работы тепловых сетей и электросетей, автоматизации процессов нагрева в печах различного назначения, трубопроводной транспортировке газа и нефти и др.

Напомним, что указанный кредит позволяет в течение определенного срока и в установленных пределах уменьшать налоговые платежи с последующей поэтапной уплатой его суммы и начисленных процентов. Он предоставляется по налогу на прибыль, а также региональным и местным налогам. Сумма кредита составляет 100% стоимости оборудования, приобретенного для создания названных объектов и технологий.

(Постановление Правительства РФ от 12 июля 2011 г. N 562 "Об утверждении перечня объектов и технологий, имеющих высокую энергетическую эффективность, осуществление инвестиций в создание которых является основанием для предоставления инвестиционного налогового кредита")

Изменились формы для представления в налоговую некоторых сведений.

В новой редакции изложены формы, по которым в налоговый орган представляются сведения об открытии (закрытии) счета (в т. ч. лицевого), об участии в российских и иностранных организациях, о реорганизации или ликвидации.

Они существенно не изменились.

Так, дополнительно указываются e-mail лица, подтверждающего достоверность и полноту представляемых сведений, дата принятия решения о ликвидации (реорганизации). Предусмотрены новые формы последней: разделение и выделение с одновременным присоединением.

Вместо формы N С-09-3 "Сообщение о создании (закрытии) на территории Российской Федерации обособленного подразделения организации" вводятся следующие.

Форма N С-09-3-1. По ней информируется о создании в нашей стране обособленных подразделений (за исключением филиалов и представительств) российской организации и об изменениях в ранее сообщенные сведения о них.

Форма N С-09-3-2 предназначена для уведомления об обособленных подразделениях российской организации в нашей стране, через которые прекращается ее деятельность (которые ею закрываются).

Установлены порядок заполнения новых документов, а также их электронный формат.

Закреплен порядок представления организациями и ИП, а также частными нотариусами и адвокатами, учредившими свои кабинеты, соответствующих сообщений.

Зарегистрировано в Минюсте РФ 11 июля 2011 г. Регистрационный N 21307.

(Приказ Федеральной налоговой службы от 9 июня 2011 г. N ММВ-7-6/362@ "Об утверждении форм и форматов сообщений, предусмотренных пунктами 2 и 3 статьи 23 Налогового кодекса Российской Федерации, а также порядка заполнения форм сообщений и порядка представления сообщений в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи")

НДПИ в отношении нефти: данные для расчета за июнь 2011 г.

С 1 января 2007 г. ставка НДПИ в отношении нефти, составляющая 419 руб. за 1 т добытой нефти обезвоженной, обессоленной и стабилизированной, умножается на коэффициент, характеризующий динамику мировых цен на нефть (Кц), и на коэффициент, характеризующий степень выработанности конкретного участка недр (Кв).

Приводятся данные, применяемые для расчета НДПИ в отношении нефти, за июнь 2011 г. При среднем уровне цен нефти сорта "Юралс" на средиземноморском и роттердамском рынках нефтяного сырья 111,95 долл. США за баррель и среднем значении в указанном налоговом периоде курса доллара США к рублю 27,9846 значение Кц определено как 10,3950 (в мае 2011 г. - 10,3241). Значение Кв определяется налогоплательщиком самостоятельно.

Данные, применяемые для расчета НДПИ за май 2011 г., приведены в письме ФНС России от 16 июня 2011 г. N ЕД-4-3/9530@.

(Письмо Федеральной налоговой службы от 19 июля 2011 г. N ЕД-4-3/11583@ "Исчисление налоговой ставки по налогу на добычу полезных ископаемых")


Вернуться в начало


Бухгалтерский учет

Минфином РФ даны рекомендации по раскрытию информации в бухгалтерской отчетности организаций, касающейся деятельности в сфере охраны окружающей среды.

Сообщается, в частности, что в случае существенности указанной информации в бухгалтерскую отчетность организации должны включаться дополнительные показатели и пояснения, в том числе касающиеся капитальных вложений и текущих расходов, источников их покрытия, а также об активах и обязательствах организации.

В письме приведен перечень затрат, относимых к  капитальным вложениям, связанным с экологической деятельностью организации (в т.ч. на строительство сооружений по охране атмосферного воздуха от загрязнения, водоохранных сооружений, НИОКР по созданию природоохранного оборудования, прогрессивной природоохранной технологии); перечень текущих расходов (на содержание и эксплуатацию объектов ОС, задействованных в указанной сфере, их ремонт, содержание обслуживающего данные объекты персонала и прочие); разъяснены условия признания в бухгалтерском учете оценочного обязательства, связанного с экологической деятельностью; сообщен порядок раскрытия информации о резервировании и использовании средств, направляемых на финансирование экологической деятельности.

(Письмо Минфина РФ N ПЗ-7/2011 "О бухгалтерском учете, формировании и раскрытии в бухгалтерской отчетности информации об экологической деятельности организации")


Вернуться в начало


Правовые новости

Уточнены некоторые вопросы деятельности автономных учреждений.

Скорректированы отдельные законодательные акты в связи с совершенствованием правового положения автономных учреждений.

Расширен перечень сфер, в которых создаются автономные учреждения. Речь идет о физической культуре и спорте (работа с детьми и молодежью).

Автономным учреждением может быть многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг.

Наименование некоммерческой организации, созданной в форме государственного (муниципального) учреждения, должно включать указание на ее тип.

При изменении типа государственное (муниципальное) учреждение вправе осуществлять деятельность согласно его уставу на основании лицензии, свидетельства о госаккредитации и т. п. до окончания срока их действия. Речь идет о документах, выданных до таких преобразований.

Определены особенности ведения налогового учета бюджетными учреждениями.

Расходы, финансируемые за счет субсидий из бюджета на выполнение государственного (муниципального) задания, осуществляются без представления в УФК, в региональный или муниципальный финансовый орган документов, подтверждающих возникновение денежных обязательств, в случае открытия лицевых счетов в указанных органах.

Установлены особенности санкционирования субсидий, предоставляемых на иные цели, а также бюджетных инвестиций.

Автономным учреждениям предоставлено право исполнять публичные обязательства перед физлицами в денежной форме.

Не использованные в текущем году остатки средств, предоставленных автономным учреждениям из бюджета на финансирование выполнения госзадания и на иные цели, перечисляются в соответствующий бюджет.

Федеральный закон вступает в силу со дня официального опубликования, кроме положений, для которых предусмотрен иной срок.

(Федеральный закон от 18 июля 2011 г. N 239-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения автономных учреждений")

Правовое регулирование деятельности ООО и АО: поправки.

Внесенные поправки касаются процедуры уменьшения уставного капитала ООО, а также защиты прав их кредиторов. Часть изменений затрагивает АО.

О решении уменьшить свой уставный капитал ООО должно сообщить регистрирующему органу. Срок - 3 рабочих дня с момента его принятия. При этом уведомлять каждого кредитора не нужно. Такая информация также публикуется в соответствующем СМИ (дважды с периодичностью 1 раз в месяц).

При этом у кредиторов ООО сохраняется право потребовать от общества досрочного исполнения обязательств, а при невозможности этого - их прекращения и возмещения возникших убытков. Срок - 30 дней с даты опубликования последнего уведомления. Исковая давность для обращения в суд с данным требованием составляет 60 дней.

Суд вправе отказать кредитору в удовлетворении заявленных требований в 2 случаях. Во-первых, если ООО докажет, что в результате уменьшения уставного капитала права кредиторов не нарушаются. Во-вторых, предоставленное обеспечение достаточно для надлежащего исполнения соответствующих обязательств.

Годовой отчет ООО теперь должен содержать раздел о состоянии его чистых активов.

Предусмотрены меры по поддержанию чистых активов на уровне не ниже уставного капитала. В противном случае ООО должно уменьшить размер последнего либо ликвидироваться.

АО освобождены от ежеквартального представления в регистрирующий орган сведений о стоимости своих чистых активов. Соответственно, теперь они не вносятся в ЕГРЮЛ.

В то же время АО обязаны обеспечить любому заинтересованному лицу доступ к информации об этой стоимости. Аналогичное требование введено и в отношении ООО.

С 1 января 2013 г. ведется Единый федеральный реестр сведений о фактах деятельности юрлиц. В него включаются сведения, публикуемые в соответствии с законодательством о госрегистрации организаций, и некоторые другие. Они размещаются в Интернете.

Федеральный закон вступает в силу с 1 января 2012 г., за исключением некоторых положений, для которых установлены иные сроки.

(Федеральный закон от 18 июля 2011 г. N 228-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части пересмотра способов защиты прав кредиторов при уменьшении уставного капитала, изменения требований к хозяйственным обществам в случае несоответствия уставного капитала стоимости чистых активов")

ФГУП можно преобразовывать в автономные некоммерческие организации.

Автономная некоммерческая организация может быть создана путем преобразования юрлица другой организационно-правовой формы.

Если учредителем автономной некоммерческой организации является Россия, субъект Федерации или муниципальное образование, то порядок участия их представителей в органах управления этого юрлица устанавливают Правительство РФ, региональные власти или муниципалитеты.

Унитарные предприятия можно преобразовывать в государственные или муниципальные учреждения, ФГУП - в автономную некоммерческую организацию.

Установлены механизмы такого преобразования. Соответствующее решение могут принимать Правительство РФ, уполномоченный орган власти субъекта Федерации или местного самоуправления.

(Федеральный закон от 18 июля 2011 г. N 220-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации")

Пересмотрены правила ГК РФ о франчайзинге.

Поправки касаются договора коммерческой концессии (франчайзинга).

В договоре разрешается предусмотреть следующие обязательства пользователя. Реализовывать (в т. ч. перепродавать) произведенные и (или) закупленные товары, выполнять работы или оказывать услуги по установленным правообладателем ценам. Не реализовывать (не оказывать, не выполнять) аналогичную продукцию (работы, услуги) с использованием товарных знаков или коммерческих обозначений других правообладателей. Продавать товары, выполнять работы или оказывать услуги только в границах определенной территории.

Некоторые условия договора считаются ничтожными. Речь идет об обязательстве продавать товары, выполнять работы или оказывать услуги только лицам, находящимся или проживающим на определенной территории.

Исключаются дискриминационные для правообладателя ограничения на отказ возобновить договор с пользователем на прежних условиях.

Установлено, какие требования может предъявить пользователь, если контрагент отказался заключить с ним договор на новый срок. Это касается случаев, когда в течение 1 года другому лицу на аналогичных условиях предоставили те же права, какими обладал пользователь.

Закреплено право каждой из сторон в любое время отказаться от договора, уведомив контрагента не позднее чем за 30 дней, если установлена возможность прекратить его уплатой отступного.

При определенных нарушениях со стороны пользователя правообладатель вправе в одностороннем порядке отказаться от исполнения договора полностью или частично.

Федеральный закон вступает в силу по истечении 90 дней после официального опубликования.

(Федеральный закон от 18 июля 2011 г. N 220-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации")

Закупки госкомпаний и естественных монополистов становятся прозрачными и недискриминационными.

Принят Закон о закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юрлиц.

Речь идет о госкомпаниях, субъектах естественных монополий, госкорпорациях, организациях, осуществляющих регулируемые виды деятельности в сфере электро-, газо-, тепло-, водоснабжения, водоотведения, утилизации (захоронения) твердых бытовых отходов. Он также распространяется на унитарные предприятия, автономные учреждения, хозяйственные общества с долей государственного (муниципального) участия более 50%, на "дочек" и "внучек" перечисленных юрлиц.

Установлены основные требования к проведению закупок. Это, в частности, информационная открытость; отсутствие дискриминации участников и необоснованных ограничений конкуренции; целевое и экономически эффективное расходование средств на приобретение товаров, работ, услуг. Преимущественными способами закупок являются открытые торги в форме конкурса или аукциона. Установлено требование о повышении доли закупок инновационной продукции.

На заказчиков возлагается обязанность разработать положение о закупках и разместить его на сайте http://zakupki.gov.ru. В положении можно указывать иные (кроме конкурса или аукциона) способы закупки. В этом случае разъясняется порядок проведения закупки таким методом.

Правительство России определяет перечень товаров, работ, услуг, закупка которых осуществляется в электронной форме.

Предусмотрено ведение реестров заключенных договоров и недобросовестных поставщиков.

Определены случаи, когда участник закупки вправе обжаловать в антимонопольный орган действия (бездействие) заказчика.

Федеральный закон вступает в силу с 1 января 2012 г., за исключением положений, для которых предусмотрен иной срок.

(Федеральный закон от 18 июля 2011 г. N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц")

Теперь при капремонте не требуется разрешение на строительство.

Вносятся изменения в Градостроительный кодекс РФ и другие федеральные законы.

Прежде проектную документацию готовили также при капремонте объектов капитального строительства, затрагивающем конструктивные и другие характеристики надежности и безопасности. Нужно было получать разрешения на строительство и на ввод объекта в эксплуатацию. Вместо этого установлено следующее. Если проводится капремонт данных объектов, то готовятся отдельные разделы проектной документации по заданию застройщика или заказчика в зависимости от содержания выполняемых работ. Данные разрешения не требуются. При капремонте государственный строительный надзор не осуществляется.

В отношении указанных выше разделов проектной документации не проводится государственная экспертиза. Исключение - капремонт автодорог общего пользования.

В случае строительства, реконструкции линейных объектов разрешение подтверждает, что документация соответствует проектам планировки и межевания территории.

Расширение опасного производственного объекта (ОПО) исключается из перечня видов деятельности в области промышленной безопасности.

Уточнено, когда проводится экспертиза промышленной безопасности. Она обязательна для проектной документации на капремонт ОПО. В отношении документации на техническое перевооружение ОПО ее нужно проводить только в случае, если та не входит в состав проектной документации, подлежащей госэкспертизе.

Федеральный закон вступает в силу со дня официального опубликования.

(Федеральный закон от 18 июля 2011 г. N 243-ФЗ "О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации")

Разрешение на строительство может досрочно прекратить свое действие.

Приняты поправки к Градостроительному кодексу РФ и отдельным законодательным актам.

Определено, что разрешение на строительство выдает орган местного самоуправления по месту нахождения земельного участка, за исключением некоторых случаев.

Закреплен перечень случаев, когда разрешение на строительство выдает иной орган. Так, федеральный орган управления государственным фондом недр предоставляет его в отношении объекта капстроительства на участке, предоставленном пользователю недр для ведения работ по их использованию.

Предусмотрена возможность досрочного прекращения действия разрешения на строительство. Такое решение принимает уполномоченный орган, который выдал указанный документ, в течение 30 рабочих дней. Это возможно, если расторгнут договор аренды или другой, на основании которых возникли права на землю. Речь идет и о принудительном прекращении права собственности и иных прав на участки и др.

Урегулирована процедура внесения изменений в разрешение на строительство.

Физлицо (предприятие), которое приобрело права на земельный участок, может на нем строить, реконструировать объект капстроительства в соответствии с разрешением, выданным прежнему правообладателю.

Необходимо письменно уведомлять уполномоченные на выдачу разрешений на строительство органы о переходе прав на участки, пользование недрами, об образовании земельного участка.

Федеральный закон вступает в силу со дня официального опубликования, кроме положений, для которых предусмотрен иной срок.

(Федеральный закон РФ от 18 июля 2011 г. N 224-ФЗ "О внесении изменений в статьи 51 и 56 Градостроительного кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации")

Понятие "капитальный ремонт" закреплено законодательно.

Внесены изменения в Градостроительный кодекс РФ и отдельные законодательные акты.

Даны определения терминам "реконструкция объектов капитального строительства", "капитальный ремонт". Разъяснено, что понимается под реконструкцией и капремонтом линейных объектов.

Капремонтом считается замена и (или) восстановление строительных конструкций объектов капстроительства или элементов таких конструкций (кроме несущих), систем (сетей) их инженерно-технического обеспечения. Речь идет и о замене отдельных элементов несущих конструкций на аналогичные или иные улучшающие их показатели.

В настоящее время реализуются региональные адресные программы по капремонту многоквартирных домов за счет средств Фонда содействия реформированию ЖКХ. Разрешено устанавливать особенности отнесения видов работ к деятельности по ремонту названных строений.

Если в результате капремонта многоквартирных домов могут быть изменены параметры или части этих сооружений (высота, площадь, объем), проектная документация на такие работы должна пройти госэкспертизу. Это касается также замены и (или) восстановления несущих конструкций таких зданий или иных улучшающих их показателей. Исключение - замена отдельных элементов несущих конструкций на аналогичные.

Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования, за исключением положений, для которых предусмотрен иной срок.

(Федеральный закон от 18 июля 2011 г. N 215-ФЗ "О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации")

Определены особенности банкротства застройщиков.

К участию в деле привлекается региональный орган исполнительной власти по контролю и надзору в области долевого строительства многоквартирных домов и (или) иной недвижимости.

Арбитражный суд устанавливает наличие у участника строительства требований в рамках дела о банкротстве в том числе путем признания сделок с застройщиком и (или) третьими лицами, действовавшими в его интересах, притворными.

Открытие конкурсного производства в отношении застройщика - основание, позволяющее участникам строительства в одностороннем порядке отказаться исполнять договор.

В качестве обеспечительной меры арендодателю могут запретить распоряжаться земельным участком, на котором начато строительство или уже возведен объект.

Денежные требования граждан-участников строительства отнесены к 3 очереди.

Права застройщика на незавершенный объект и земельный участок можно передать в качестве отступного специализированному потребительскому кооперативу, созданному участниками строительства. Определено, когда требования последних погашаются путем передачи жилых помещений. В первом и во втором случаях должны выполняться определенные условия.

Третье лицо вправе погасить текущие платежи и требования кредиторов 1-2 очередей, чтобы обеспечить возможность передать объект незавершенного строительства или жилые помещения.

Закреплено, как погашаются требования граждан по денежным обязательствам. Установлены особенности расчетов с кредиторами в случае реализации предмета залога (объекта строительства, земельного участка и (или) прав на них).

Федеральный закон вступает в силу по истечении 30 дней после официального опубликования. А положение о том, что при банкротстве застройщиков не применяется статья, в соответствии с которой определяется размер денежных обязательств, возникающих из финансовых договоров, - с 1 января 2012 г.

(Федеральный закон от 12 июля 2011 г. N 210-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О несостоятельности (банкротстве)" и статьи 17 и 223 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в части установления особенностей банкротства застройщиков, привлекавших денежные средства участников строительства")

Разработку единой государственной информационной системы обеспечения транспортной безопасности передадут другому органу.

Согласно поправкам разработчиком единой государственной информационной системы обеспечения транспортной безопасности является уполномоченный Правительством РФ федеральный орган исполнительной власти. Ранее этим занималось Минкомсвязи России.

Необходимость передачи полномочий по разработке указанной системы иному органу обусловлена следующим. Достигнутый уровень работы Минкомсвязи России уже не соответствует полномочиям этого министерства. Требуется организовать взаимодействие Росжелдора, Росавтодора, Росавиации, Росморречфлота и Ространснадзора с федеральными органами исполнительной власти (в том числе с МВД России и ФСБ России), заинтересованными в получении информации о персональных данных пассажиров.

(Федеральный закон от 18 июля 2011 г. N 221-ФЗ "О внесении изменения в часть 1 статьи 11 Федерального закона "О транспортной безопасности")

ОСАГО: некоторые коэффициенты страховых тарифов повышены.

Пересмотрены отдельные коэффициенты страховых тарифов по ОСАГО.

В частности, изменен коэффициент КТ (зависит от территории преимущественного использования транспортного средства). С 0,85 до 1,1 он вырос для юридических и физических лиц Республики Адыгея, с 1 до 1,3 - Горно-Алтайска, с 1,3 до 1,6 - Сыктывкара. Для Москвы и Санкт-Петербурга коэффициент КТ остался прежним (2 и 1,8 соответственно).

С 1,7 до 1,8 увеличен коэффициент КО по договорам обязательного страхования, не предусматривающим ограничение количества допущенных к управлению транспортным средством лиц.

Повышен коэффициент КВС (зависит от возраста и стажа водителя). Для водителей до 22 лет со стажем вождения до 3 лет КВС составляет 1,8 (ранее - 1,7), со стажем вождения более 3 лет - 1,6 (вместо 1,3); старше 22 лет со стажем до 3 лет - 1,7 (ранее 1,5). Для водителей старше 22 лет со стажем вождения свыше 3 лет коэффициент КВС остался прежним - 1.

Вырос коэффициент КМ (зависит от технических характеристик транспортного средства) для автомашин с мощностью двигателя от 50 до 70 л. с. (с 0,9 до 1) и от 70 до 100 л. с. (с 1 до 1,1).

Изменен коэффициент КС для транспортных средств с периодами использования 3 месяца (с 0,4 до 0,5); 4 месяца (с 0,5 до 0,6), 5 месяцев (с 0,6 до 0,65).

(Постановление Правительства РФ от 13 июля 2011 г. N 574 "О внесении изменений в страховые тарифы по обязательному страхованию гражданской ответственности владельцев транспортных средств, их структуру и порядок применения страховщиками при определении страховой премии")

Приняты поправки, направленные на совершенствование госрегулирования производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, а также пива и напитков, изготавливаемых на его основе.

Пиво и напитки, изготавливаемые на его основе, - алкогольная продукция.

Введено понятие нормы минимального использования производственной мощности. Это минимально возможный годовой объем производства этилового спирта или алкогольной продукции с его использованием на принадлежащем организации основном технологическом оборудовании.

К видам алкогольной продукции отнесены спиртные напитки (в т. ч. водка), вино, фруктовое вино, ликерное вино, игристое вино (шампанское), винные напитки, пиво и напитки, изготавливаемые на его основе. Ранее ее разновидностями являлись питьевой этиловый спирт, спиртные напитки (в т. ч. водка), вино (в т. ч. натуральное).

Организации и ИП, продающие в розницу пиво и пивные напитки, должны иметь для этого стационарные торговые объекты и складские помещения, а также ККТ (если иное не установлено федеральным законом).

Предусмотрен запрет на розничную продажу алкогольной продукции с 23.00 до 8.00. Исключение - розничная продажа, осуществляемая организациями (в т. ч. реализация пива и напитков на его основе ИП), при оказании услуг общественного питания. Сюда также относится розничная продажа магазинами беспошлинной торговли.

В любое время алкоголем нельзя торговать помимо прочего на всех видах общественного транспорта (транспорта общего пользования) городского и пригородного сообщения, на остановочных пунктах его движения (в т. ч. на станциях метрополитена), на автозаправочных станциях; на оптовых и розничных рынках, вокзалах, в аэропортах. Нельзя распивать алкогольную продукцию во дворах, в подъездах, на лестничных площадках, лифтах жилых домов, на детских площадках и др.

Регионам предоставлено право вводить дополнительные ограничения времени, условий и мест розничной продажи алкогольной продукции вплоть до полного запрета.

Поправки вступают в силу со дня официального опубликования, за исключением отдельных положений, для которых установлены иные сроки.

(Федеральный закон от 18 июля 2011 г. N 218-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции" и отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившим силу Федерального закона "Об ограничениях розничной продажи и потребления (распития) пива и напитков, изготавливаемых на его основе")

Процедура создания искусственных земельных участков закреплена законодательно.

Урегулированы вопросы создания на водных объектах искусственных земельных участков. Также речь идет об их использовании и приобретении прав на них.

Под таким искусственным земельным участком понимается объект капстроительства (сооружение), создаваемый на водном объекте, находящемся в федеральной собственности, путем намыва (отсыпки) грунта или использования иных технологий. После ввода в эксплуатацию он признается земельным участком.

Искусственно образованные территории предназначены для расположения на них объектов капстроительства, не связанных с добычей полезных ископаемых. Их формирование не влечет изменения госграницы России.

Искусственно образованные земельные участки создаются по инициативе органов госвласти, местного самоуправления, физлиц (в т. ч. ИП) и юрлиц.

Решение о создании искусственной территории принимает федеральный или региональный орган госвласти. Это зависит от того, где находится водный объект, на котором хотят сформировать искусственный участок. Если последний создается для обеспечения обороны и безопасности государства, решение принимает Правительство РФ.

Предусмотрена многоступенчатая процедура создания искусственных земель. В ряде случаев она включает проведение 2 аукционов: на работы, необходимые для образования такого участка, и на право заключения договора на его создание.

Определено содержание договора на создание указанного участка.

(Федеральный закон от 19 июля 2011 г. N 246-ФЗ "Об искусственных земельных участках, созданных на водных объектах, находящихся в федеральной собственности, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации")

Скорректированы Законы о недрах и о введении в действие ЛК РФ.

Внесены изменения в Законы о недрах и о введении в действие ЛК РФ.

Установлено, что границы предоставленного в пользование участка могут быть изменены на платной основе. Цель - обеспечить полноту геологического изучения, рациональное использование и охрана недр.

Порядок корректировки границ и размер платы определяет Правительство РФ.

Введена статья о предоставлении и изъятии земельных, лесных участков, водных объектов для ведения работ, связанных с пользованием недрами. Она предусматривает следующее.

Государственные и муниципальные земельные участки предоставляются пользователям недр в аренду без проведения торгов. Условие - получение лицензии на пользование недрами и оформление геологического и (или) горного отвода.

Земли изымаются у собственников, пользователей, владельцев и арендаторов для муниципальных или госнужд на основании соответствующих решений по ходатайствам пользователей недр. Порядок подготовки, рассмотрения ходатайств и принятия решений устанавливается Правительством РФ.

В ценных лесах и на особо защитных участках лесов можно возводить, реконструировать и эксплуатировать объекты капстроительства, связанные с геологическим изучением и разработкой месторождений углеводородов, в отношении которых лицензии на пользование недрами получены до 31 декабря 2010 г. Это возможно не более чем в течение срока действия лицензий.

Изменения в Закон о недрах вступают в силу по истечении 180 дней с даты официального опубликования; в Закон о введении в действие ЛК РФ - с указанной даты.

(Федеральный закон от 18 июля 2011 г. N 222-ФЗ "О внесении изменений в Закон Российской Федерации "О недрах" и статью 8.2 Федерального закона "О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации")

Изменен срок передачи регионам полномочий России по управлению и распоряжению землями, находящимися в федеральной собственности.

С 3 до 1 года сокращен срок передачи региональным властям полномочий России по управлению и распоряжению земельными участками, иными объектами недвижимости, которые находятся в федеральной собственности и в отношении которых Правительственной комиссией по развитию жилищного строительства принято соответствующее решение. До 1,5 лет составляет такой срок в отношении участков для создания промышленных парков, технопарков, бизнес-инкубаторов, размещения объектов инфраструктуры.

Регионы вправе устанавливать во время аукционов по продаже права заключить договор аренды таких земель для жилищного строительства, в т. ч. для их комплексного освоения, требования к параметрам и характеристикам планируемого развития территории.

Госрегистрация прав на земельный участок приостанавливается, если в госкадастре недвижимости отсутствуют сведения о координатах характерных точек его границ или одна из границ пересекает границу другого участка. Дополнен перечень исключений из данной нормы: регистрация прав, возникших в связи с переоформлением права постоянного (бессрочного) пользования земельными участками.

При разделе земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, могут быть образованы 1 или несколько участков. При этом тот, раздел которого осуществлен, сохраняется в измененных границах.

До 1 января 2012 г. земли, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, можно будет продавать также юрлицам-собственникам расположенных на них зданий, строений, сооружений. Условие - переоформление ими права постоянного (бессрочного) пользования участками.

Уточнены некоторые положения, касающиеся приобретения арендуемых земельных участков собственниками находящихся на них зданий (строений, сооружений).

Закон вступает в силу со дня его официального опубликования.

(Федеральный закон от 18 июля 2011 г. N 214-ФЗ "О внесении изменений в статьи 13 и 14 Федерального закона "О содействии развитию жилищного строительства" и отдельные законодательные акты Российской Федерации")

Участки в границах инновационного центра "Сколково" будут переводиться в земли поселений по решению управляющей компании.

Исходя из специфики проекта по созданию инновационного центра "Сколково", участки, составляющие его территорию, необходимо отнести к землям населенных пунктов.

Согласно действующему законодательству земли переводятся в указанную категорию путем установления или изменения границ населенных пунктов. При этом допускается отказывать во включении участков в границы населенных пунктов.

Между тем инновационный центр "Сколково" определен как территориально обособленный комплекс. Это означает, что он не должен входить в границы каких-либо населенных пунктов.

В связи с этим управляющая компания наделяется правом переводить участки в границах центра, находящиеся в ее собственности, в категорию земель населенных пунктов.

Глава XV Земельного кодекса РФ посвящена землям населенных пунктов. Она применяется в отношении участков, расположенных в границах инновационного центра, если иное не установлено специальным законом.

Федеральный закон вступает в силу со дня официального опубликования.

(Федеральный закон от 12 июля 2011 г. N 209-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации")

Что понимается под профрисками и как ими управлять?

Работодатели обязаны ежегодно реализовывать мероприятия по улучшению условий и охраны труда и снижению профрисков.

В ТК РФ введены нормы о типовом перечне указанных мероприятий. Его устанавливает федеральный орган исполнительной власти по выработке госполитики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда.

Также вводятся 2 новых термина: "профессиональный риск" и "управление профессиональными рисками".

Под риском понимается вероятность причинения вреда здоровью в результате воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов при исполнении работником обязанностей по трудовому договору или в иных случаях, установленных ТК РФ, другими федеральными законами.

Управление профрисками рассматривается как комплекс мер по их выявлению, оценке и снижению.

Порядок оценки риска и Положение о системе управления утверждает вышеназванный федеральный орган. При этом должно учитываться мнение Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений.

Организации, оказывающие услуги в области охраны труда, подлежат обязательной аккредитации. Установлено, что ее правила должны включать требования к таким юрлицам и порядок контроля за их деятельностью. Также следует прописать процедуру приостановления и отзыва аккредитации.

(Федеральный закон от 18 июля 2011 г. N 238-ФЗ "О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации")


Вернуться в начало


Судебная практика

Контрагенты причинили ущерб, выполняя незаконное требование госоргана. Кто возместит вред?

Подготовлены рекомендации, касающиеся возмещения вреда, который причинен органами власти и их должностными лицами.

На примере материалов конкретных дел проиллюстрированы выводы по вопросам, связанным с процессуальными моментами, с обстоятельствами, которые должны устанавливаться судами при рассмотрении такого рода дел.

В частности, указывается, что по общему правилу иск о возмещении такого вреда подается по месту нахождения органа, который его причинил. Исключения могут предусматриваться законодательством.

Особое внимание уделено рассмотрению дел о возмещении вреда, который причинен вследствие издания правового акта, решения или действия (бездействия) госорганов (должностных лиц). Их незаконность, установленная судом, не подлежит переоценке.

Тот факт, что ненормативный правовой акт не был признан в судебном порядке недействительным, а решение или действия (бездействие) - незаконными, сам по себе не является основанием для отказа в иске о возмещении вреда.

Разъяснены вопросы о распределении в таких спорах бремени доказывания.

Отмечены некоторые моменты, которые должны учитываться, когда речь идет о вреде, причиненном из-за несовершения необходимых действий (или в результате незаконных) по взысканию долга приставами; ненадлежащего хранения имущества, изъятого органом власти.

Если в результате незаконных действий (бездействия) судебного пристава имевшаяся возможность взыскания долга с должника была утрачена, требование о возмещении вреда подлежит удовлетворению.

Рассмотрена возможность предъявления такого иска, когда негативные последствия возникли в рамках договорных отношений истца с третьим лицом.

Причинно-следственная связь между незаконными действиями госоргана (должностного лица) и названными последствиями имеется в случае, если обусловленное такими действиями поведение контрагентов соответствовало законодательству и договору.

Указаны правила, которыми нужно руководствоваться, когда вред причинен совместными действиями нескольких лиц, в число которых входило должностное лицо госоргана.

Оснований для возмещения вреда нет, если неблагоприятные имущественные последствия вызваны производством по делу об административном правонарушении, которое законно.

(Информационное письмо Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 31 мая 2011 г. N 145)

Услуги поручителя и залогодателя для получения могут облагаться НДС, все зависит от цели получения кредита.

Арбитражный суд признал правомерным применение обществом вычета по НДС со стоимости вознаграждения, уплаченного за оказанные ему услуги поручителя и залогодателя для получения налогоплательщиком кредита в банке, отклонив доводы налогового органа о том, что данные услуги приобретены для совершения операции, не признаваемой объектом налогообложения НДС. Суд счел, что для разрешения вопроса о правомерности применения налогового вычета имеет значение цель получения кредита, спорные услуги использованы для получения кредитов на расчеты с поставщиками, оплату расходов по транспортировке и хранению товаров, пополнение оборотных средств, то есть для предпринимательской деятельности и совершения операций, облагаемых НДС.

(Постановление ФАС УО от 25.04.2011 № Ф09-1381/11-С2)

О льготе по НДС в связи с проведением культурно-развлекательных мероприятий.

Признавая правомерным применение обществом льготы по НДС, предусмотренной подп. 20 п. 2 ст. 149 НК РФ, в связи с реализацией билетов на посещение мероприятий, проводимых в культурно-спортивном комплексе, стоящем на балансе налогоплательщика, арбитражный суд отклонил доводы налогового органа о том, что реализация налогоплательщиком билетов на проведение вечера отдыха, спортивных танцев, аэробики, открытия сезона, танцев на паркете, вечера-шоу, детской развлекательной программы и иных мероприятий не свидетельствует о проведении культурно-зрелищных мероприятий, поскольку приобретавшие билеты лица являлись участниками мероприятий, а не зрителями. Суд счел, что исходя из тематики мероприятий (вечера отдыха, спортивные танцы, аэробика, открытие сезона, танцы на паркете, вечер-шоу, детская развлекательная программа), они являются культурно-развлекательными. Из смысла подп. 20 п. 2 ст. 149 НК РФ следует, что закон связывает наличие у налогоплательщика права на применение отмеченной выше льготы со сферой применения и характером оказываемых услуг.

(Постановление ФАС УО от 11.04.2011 № Ф09-984/11-С2)


Вернуться в начало


Прочее

Минфин дал рекомендации по отражению в учете экологической деятельности.

Минфином России даны рекомендации по бухгалтерскому учету, формированию и раскрытию в бухгалтерской отчетности информации об экологической деятельности организации.

При существенности указанной информации в бухгалтерскую отчетность организации должны включаться дополнительные показатели и пояснения, в том числе касающиеся:

  • капитальных вложений;
  • текущих расходов, источников их покрытия;
  • активов и обязательств организаций.

Приведены:

  • перечень затрат, относимых к капитальным вложениям, связанным с экологической деятельностью организации;
  • перечень текущих расходов, например, на содержание и эксплуатацию объектов ОС, задействованных в указанной сфере, их ремонт, содержание обслуживающего данные объекты персонала и прочие.

(Письмо Минфина России № ПЗ-7/2011)

Налоговики разъяснили, как платить земельный налог.

ФНС России дала разъяснения относительно исчисления, уплаты и льгот по земельному налогу для юридических лиц.

В частности, указано, что является основанием для возникновения обязанности по уплате земельного налога. Разъяснено, что факт отсутствия госрегистрации прав на земельный участок не является основанием для освобождения от уплаты налога.

Даны разъяснения относительно порядка определения налоговой базы. Например, разъяснено, что изменения, влияющие на величину кадастровой стоимости земельного участка, учитываются при определении налоговой базы, которая будет применяться в следующем налоговом периоде.

(Информация ФНС России от 13.07.2011)

Можно ли подтвердить расходы, Если документы составлены в электронном виде.

Письмом Минфина России разъяснено, что расходы можно подтвердить любыми документами, оформленными в электронном виде и заверенными ЭЦП, если законодательство не требует составления какого-либо документа исключительно на бумажном носителе.

(Письмо Минфина России от 14.06.11 № 03-02-07/1-190)

Как исчисляется штраф по статье 119 НК РФ.

Напомним, что статьей 119 НК РФ предусмотрено, что непредставление налогоплательщиком в установленный законодательством о налогах и сборах срок налоговой декларации в налоговый орган по месту учета влечет взыскание штрафа в размере 5 процентов неуплаченной суммы налога, подлежащей уплате (доплате) на основании этой декларации, за каждый полный или неполный месяц со дня, установленного для ее представления, но не более 30% от указанной суммы и не менее 1000 руб.

Письмом Минфина разъяснено, что сумма штрафа по статье 119 НК РФ, рассчитывается исходя из суммы налога, не уплаченной в срок, установленный законодательством о налогах и сборах, подлежащей уплате (доплате) на основании соответствующей налоговой декларации.

(Письмо Минфина от 29.04.11 № 03-02-08/48)

Кто платит НДФЛ.

Если банк проиграл процесс заемщику.

Письмом Минфина разъяснено, что банк, проигравший в суде заемщику-физическому лицу и обязанный вернуть ему деньги, должен удержать НДФЛ с сумм процентов, неустойки и возмещения судебных издержек.

Суммы же неправомерно удержанной комиссии, а также возмещения морального вреда не облагаются НДФЛ.

(Письмо Минфина от 14.06.11 № 03-04-06/6-140)

НДС при выбытии товара: восстанавливать или нет.

Минфин напомнил, напомнил, что выбытие товаров по причинам, не связанным с реализацией или безвозмездной передачей (например, в связи с истечением срока годности, недостачей, выявленной в результате инвентаризации), объектом налогообложения НДС не является (ст. 39, 146 НК РФ).

Как разъяснено письмом от 04.07.11 № 03-03-06/1/387, НДС, ранее правомерно принятый к вычету по товарам, списываемым в связи с истечением срока годности, недостачей, выявленной в результате инвентаризации, надо восстанавливать.

(Письмо Минфина России от 04.07.11 № 03-03-06/1/387)

Расторжение договора в одностороннем порядке: куда девать НДС.

Минфин разъяснил порядок учета в целях налога на прибыль стоимости товара при расторжении договора купли-продажи в одностороннем порядке покупателем в связи с существенным нарушением продавцом требований к качеству товара.

Как разъяснено письмом Минфина от 16.07.11 № 03-03-06/1/351, расторжение договора купли-продажи следует рассматривать как самостоятельную хозяйственную операцию, а связанные с таким расторжением доходы и расходы продавца необходимо отразить в налоговом учете в периоде, в котором договор считается прекращенным.

Товар, возвращенный покупателем, принимается к учету у продавца по стоимости, по которой данный товар учитывался на дату реализации.

(Письмо Минфина от 16.07.11 № 03-03-06/1/351)


Вернуться в начало



При подготовке настоящей рассылки использованы материалы компаний "Гарант", АО "Консультант Плюс"; изданий "Учет. Налоги. Право", "Российский налоговый курьер". Настоящая работа не представляет собой консультацию или совет. ООО "ФинЭкспертиза" не гарантирует достоверность, адекватность и полноту приведенных сведений и не несет ответственность ни за какие ошибки или упущения, а также результаты использования этого материала.