Мониторинг изменений за период 19.09.11 - 30.09.11



Бухгалтерский учет и налогообложение

Обновлены формы, используемые при постановке на учет в налоговых органах.

Утверждены формы свидетельства о постановке на учет российской организации в налоговом органе по месту ее нахождения, уведомлений о такой постановке, о снятии с учета и о выборе налогового органа для постановки на учет по месту нахождения одного из обособленных подразделений, расположенных в одном муниципалитете, Москве и Санкт-Петербурге на территориях, подведомственных разным налоговым органам.

Установлены формы заявления физлица о постановке на учет в налоговом органе, свидетельства о ней, уведомлений о постановке и о снятии с учета, заявления о постановке на учет в налоговом органе в качестве ИП, применяющего УСН на основе патента.

Утверждена форма запроса организации или физлица о направлении свидетельства о постановке на учет, уведомлений о постановке и о снятии с учета в электронном виде.

Для уведомления о выборе налогового органа, заявлений физлица и ИП, запроса установлены форматы и правила заполнения.

Утвержден порядок направления налоговым органом свидетельства о постановке на учет, уведомлений о постановке и о снятии с учета в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи.

Названные документы направляются через специализированных операторов связи с применением усиленной квалифицированной электронной подписи.

Возможно направление с использованием единого портала муниципальных и госуслуг (официального сайта ФНС России).

Если налоговый орган направил документ и получил квитанцию (сообщение) о приеме, то бумажные свидетельство или уведомление не высылаются.

Приказ ФНС России об утверждении форм документов, используемых при постановке российских организаций и физлиц на учет и снятии с него признан утратившим силу.

Зарегистрировано в Минюсте РФ 14 сентября 2011 г. Регистрационный № 21794.

(Приказ Федеральной налоговой службы от 11 августа 2011 г. № ЯК-7-6/488@ “Об утверждении форм и форматов документов, используемых при постановке на учет и снятии с учета российских организаций и физических лиц, в том числе индивидуальных предпринимателей, в налоговых органах, а также порядка заполнения форм документов и порядка направления налоговым органом организации или физическому лицу, в том числе индивидуальному предпринимателю, свидетельства о постановке на учет в налоговом органе и (или) уведомления о постановке на учет в налоговом органе (уведомления о снятии с учета в налоговом органе) в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи”)

Разработана форма единого налогового уведомления.

К 1 ноября 2012 года до всех налогоплательщиков будет доведено уведомление нового образца – единое, по трем налогам.

В едином уведомлении по трем налогам – транспортному земельному и налогу на имущество физических лиц, - будут собраны данные, полученные налоговиками от ФМС, Ространснадзора, ГИБДД и других т. д., сообщил глава ФНС России М. Мишустин.

(Служба новостей TaxHelp.RU)

К акту налоговой проверки должны прилагаться документы, подтверждающие выявленные нарушения.

Требования к составлению акта налоговой проверки, утвержденные ФНС России, приведены в соответствие с НК РФ.

При передаче акта налогоплательщику (его представителю) к нему должны дополнительно прилагаться документы, подтверждающие выявленные факты нарушений. При этом материалы, полученные от самого проверяемого лица, не приобщаются.

Если документы содержат сведения, составляющие банковскую, налоговую или иную охраняемую законом тайну третьих лиц, либо персональные данные, к акту прилагаются заверенные выписки из них.

Также закреплено, что все экземпляры акта являются идентичными и включают все указанные в нем приложения.

Экземпляр акта, остающийся на хранении в налоговом органе, а также все материалы, относящиеся к проведенной проверке (в частности, заверенные копии первичных документов, регистров налогового и бухгалтерского учета, заключение эксперта, протоколы допроса свидетелей и осмотра (обследования) помещений), являются документами для служебного пользования.

Зарегистрировано в Минюсте РФ 19 сентября 2011 г. Регистрационный № 21818.

(Приказ Федеральной налоговой службы от 21 июля 2011 г. № ММВ-7-2/457@ "О внесении изменений в Требования к составлению Акта налоговой проверки, утвержденные приказом Федеральной налоговой службы от 25 декабря 2006 г. № САЭ-3-06/892@")

Понизилась ставка НДПИ в отношении нефти.

С 1 января 2007 г. ставка НДПИ в отношении нефти, составляющая 419 руб. за 1 т добытой нефти обезвоженной, обессоленной и стабилизированной, умножается на коэффициенты, характеризующие динамику мировых цен на нефть (Кц) и степень выработанности конкретного участка недр (Кв).

Приводятся данные, применяемые для расчета НДПИ в отношении нефти, за август 2011 г.

При среднем уровне цен нефти сорта "Юралс" на средиземноморском и роттердамском рынках нефтяного сырья 109,48 долл. США за баррель и среднем значении в указанном налоговом периоде курса доллара США к рублю 28,7727 значение коэффициента, характеризующего динамику мировых цен на нефть (Кц), определено как 10,4155 (в предыдущем налоговом периоде Кц составил 10,7402). Значение коэффициента, характеризующего степень выработанности конкретного участка недр (Кв), определяется налогоплательщиком самостоятельно.

Таким образом, в связи со снижением цен на нефть ставка НДПИ в отношении нефти по сравнению с предыдущим налоговым периодом уменьшилась.

Данные, применяемые для расчета НДПИ за июль 2011 г., приведены в письме ФНС России от 17 августа 2011 г. № АС-4-3/13454@.

(Письмо Федеральной налоговой службы от 19 сентября 2011 г. № АС-4-3/15262 "О данных, необходимых для исчисления НДПИ в отношении нефти, за август 2011 года")

Форма 4-ФСС: подготовлены поправки.

На сайте Минздравсоцразвития России размещен проект приказа, вносящий поправки в порядок заполнения формы 4-ФСС.

Обязательными для представления всеми плательщиками страховых взносов предполагается сделать:

  • титульный лист;
  • таблица 1 "Расчеты по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством";
  • таблица 3 "Расчет базы для начисления страховых взносов";
  • таблица 6 "База для начисления страховых взносов";
  • таблица 7 "Расчеты по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний".

Не заполняются и не представляются в случае отсутствия показателей для их заполнения, в частности:

  • таблица 2 "Расходы по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством";
  • таблица 3.1 "Сведения, необходимые для применения плательщиками страховых взносов пониженного тарифа страховых взносов, установленного частью 2 статьи 58 Федерального закона от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ";
  • таблица 4 "Расчет соответствия условий на право применения плательщиками страховых взносов пониженного тарифа страховых взносов, установленного частью 2 статьи 58 Федерального закона от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ";
  • таблица 5 "Расшифровка выплат, произведенных за счет средств, финансируемых из федерального бюджета";
  • таблица 8 "Расходы по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний".

(Служба новостей TaxHelp.RU)


Вернуться в начало


Таможня

Получаем разрешение на переработку товаров вне таможенной территории.

Обновлен порядок выдачи разрешения таможенного органа на переработку товаров вне таможенной территории, а также его корректировки, отзыва и аннулирования. Кроме того, речь идет о согласовании и продлении срока такой переработки.

Так, для получения разрешения на переработку товаров подается заявление в таможню, в регионе деятельности которой заинтересованное российской лицо зарегистрировано как налогоплательщик. Если в качестве заявления на переработку товаров используется таможенная декларация, то она подается в любой таможенный орган, правомочный ее зарегистрировать.

Разрешение на переработку товаров оформляется в двух экземплярах на соответствующих бланках по приведенной форме. Один из них выдается лицу, получающему разрешение на переработку товаров (его доверенному представителю). Если в качестве заявления была подана таможенная декларация, то после проставления в ней штампа "Выпуск разрешен" она используется в качестве соответствующего разрешения.

Приказ вступает в силу по истечении 30 дней после официального опубликования.

Зарегистрировано в Минюсте РФ 19 сентября 2011 г. Регистрационный № 21822.

(Приказ Федеральной таможенной службы от 27 мая 2011 г. № 1072 "Об утверждении Порядка осуществления таможенными органами действий, связанных с выдачей разрешения на переработку товаров вне таможенной территории, а также порядка отзыва и аннулирования разрешения на переработку товаров вне таможенной территории")

С октября подешевеет экспорт сырой нефти.

Пересмотрены ставки экспортных пошлин на сырую нефть и отдельные выработанные из нее категории товаров, вывозимые за пределы России и государств-участников соглашений о ТС.

Ставка в отношении нефти сырой понижена с 444,1 до 411,4 долл. США за т.

Вывоз легких и средних дистиллятов, газойлей, бензола, толуола и ксилолов подешевел с 297,5 до 271,5 долл. США за т.

Пропан, бутаны, этилен, пропилен, бутилен и бутадиен, прочие сжиженные газы при вывозе облагаются пошлиной по ставке 196,6 долл. США за т (ранее - 192).

Экспорт жидких топлив, масел, отработанных нефтепродуктов, нефтяного вазелина; минеральных восков и аналогичных продуктов (кроме сырых и прочих); нефтяных кокса и битума, прочих остатков от переработки нефти или нефтепродуктов из битуминозных пород (кроме нефтяного кальцинированного кокса) обойдется в 271,5 долл. США за т (прежде - 207,4). В отношении указанных исключений действует нулевая ставка пошлины.

Ставка на нефть сырую плотностью при 20°С от 694,7 до 887,6 кг/куб. м и с содержанием серы от 0,04 до 1,5 мас.% составляет 204,5 долл. США за т (ранее - 205,1). Исключение - нефть с Верхнечонского, Талаканского, Дулисьминского, Западно-Аянского, Ярактинского, Маркоского нефтегазоконденсатных и Алинского, Даниловского газонефтяных месторождений.

Ставка экспортной пошлины на прямогонный и товарные бензины - 370,2 долл. США (вместо 399,7).

Постановление вступает в силу с 1 октября 2011 г.

(Постановление Правительства РФ от 23 сентября 2011 г. № 782 “Об утверждении ставок вывозных таможенных пошлин на нефть сырую и на отдельные категории товаров, выработанные из нефти, вывозимые за пределы территории Российской Федерации и территории государств - участников соглашений о Таможенном союзе”)

Даны разъяснения по заполнению в заявлениях о ввозе товаров и уплате косвенных налогов КПП российских экспортеров.

При экспорте товаров из России на территорию другого государства-члена ТС налогоплательщиками-экспортерами применяется нулевая ставка НДС и (или) освобождение от уплаты акцизов. При этом необходимо подтвердить их обоснованность определенными документами.

В соответствующем заявлении у налогоплательщиков-экспортеров в КПП 5 и 6 разряды должны быть равными одному из значений: 01, 50 (в исключительных случаях), от 51 по 56, 63, в т. ч. при осуществлении деятельности на российской территории через обособленные подразделения.

При этом названные лица должны сообщать соответствующую информацию налогоплательщикам-импортерам товаров в Белоруссию либо Казахстан (в т. ч. включая ее в договоры, контракты, соглашения и т. д.).

(Письмо Федеральной налоговой службы от 19 сентября 2011 г. № АС-4-2/15264@ "О заполнении в заявлениях о ввозе товаров и уплате косвенных налогов КПП Российских экспортеров")


Вернуться в начало


Финансы

Ставка рефинансирования остается на уровне 8,25% годовых.

Сообщается, что решено не изменять ставку рефинансирования ЦБР (с 3 мая 2011 г. она равна 8,25% годовых).

При этом с 15 сентября 2011 г. на 0,25 процентного пункта повысятся ставки по депозитным операциям ЦБР на фиксированных условиях (с 3,5 до 3,75% годовых). С указанной даты на столько же снизятся ставки по отдельным операциям предоставления ликвидности.

Отмечено, что годовые темпы инфляции продолжили снижаться. На 5 сентября 2011 г. она составила 8% (в августе - 8,2%, в июле - 9%).

(Информация ЦБР от 14 сентября 2011 г.)

Банк России обязал операторов по переводу денежных средств разработать внутреннюю документацию, предусматривающую порядок осуществления контроля за деятельностью банковских платежных агентов.

В соответствии с требованиями Федерального закона "О национальной платежной системе" операторы по переводу денежных средств (организации, имеющие право осуществлять данную деятельность) для осуществления отдельных функций (в т.ч. для принятия от физлиц наличных денежных средств, для предоставления клиентам электронных средств платежа и др.)  могут привлекать банковских платежных агентов (БПА).

Указанием Банка России определены следующие формы контроля: получение отчетов от БПА, проведение плановых и внеплановых проверок; иные формы контроля.

Осуществление данных мероприятий должно обеспечить, в частности, поддержание в актуальном состоянии перечня привлеченных БПА и привлеченных агентами субагентов; документальное фиксирование результатов контроля, мониторинг устранения выявленных нарушений.

Порядок осуществления контроля должен быть определен внутренними документами операторов по переводу денежных средств. Данные документы должны быть утверждены в течение месяца со дня вступления в силу Указания Банка России (т.е. с 29 сентября 2011 года).

(Указание Банка России от 14.09.2011 № 2693-У "О порядке осуществления контроля операторами по переводу денежных средств, являющимися кредитными организациями, за деятельностью банковских платежных агентов")

Кредиты банкам от ЦБР под обеспечение активами или поручительствами стали дешевле.

Решено с 15 сентября 2011 г. снизить ставки по кредитам, которые ЦБР выдает банкам под обеспечение активами или поручительствами.

При сроке до 90 дней ставка составит 7% годовых, от 91 до 180 дней - 7,5%.

Прежние ставки, действовавшие с 3 мая 2011 г., были равны 7,75 и 8,25% годовых соответственно.

Указание вступает в силу со дня его подписания.

(Указание ЦБР от 14 сентября 2011 г. № 2687-У “О размере процентных ставок по кредитам, обеспеченным активами или поручительствами”)

Понижена ставка по кредитам ЦБР, обеспеченным золотом.

Установлена новая процентная ставка по кредитам ЦБР, обеспеченным золотом и предоставляемым на срок до 90 календарных дней включительно.

С 15 сентября 2011 г. она составляет 6,75% годовых

Напомним, что с 29 августа 2011 г. ставка равнялась 7% годовых.

Указание вступает в силу со дня его подписания.

(Указание ЦБР от 14 сентября 2011 г. № 2690-У “О размере процентной ставки по кредитам, обеспеченным золотом”)

Внутридневные кредиты ЦБР и далее будут бесплатными.

Размер платы за право пользования внутридневными кредитами ЦБР, как и ранее, равен нулю.

Напомним, что такие кредиты предоставляются при осуществлении платежа с основного счета банка сверх остатка денежных средств на нем. В течение дня он погашается за счет текущих поступлений на счет кредитной организации. Если к концу дня работы платежной системы ЦБР он не погашен, на сумму задолженности автоматически предоставляется кредит "овернайт". Проценты за пользование внутридневным кредитом не взимаются.

Указание вступает в силу через 10 дней после его официального опубликования в "Вестнике Банка России".

(Указание ЦБР от 26 августа 2011 г. № 2677-У “О размере платы за право пользования внутридневными кредитами Банка России”)

Ставки по ломбардным кредитам ЦБР уменьшились на 0,25 процентного пункта.

Уменьшаются процентные ставки по ломбардным кредитам ЦБР на срок 1, 7 и 30 календарных дней.

С 15 сентября 2011 г. они составляют 6,5% годовых (вместо 6,75).

Указание вступает в силу со дня его подписания.

(Указание ЦБР от 14 сентября 2011 г. № 2689-У “О размере процентных ставок по ломбардным кредитам Банка России”)

С середины сентября 2011 г. фиксированные ставки по депозитным операциям ЦБР повышены на 0,25 процентного пункта.

С 15 сентября 2011 г. фиксированные процентные ставки по депозитным операциям Банка России на стандартных условиях "овернайт", "том-некст", "спот-некст", "до востребования", "одна неделя", "спот-неделя" возросли на 0,25%. Они установлены в размере 3,75% годовых.

Указание вступает в силу со дня подписания.

(Указание ЦБР от 14 сентября 2011 г. № 2688-У “О размере процентных ставок по депозитным операциям Банка России”)

Банком России предложены новые формы договоров банковского счета, заключаемых между Банком России и органами, осуществляющими открытие и ведение лицевых счетов организаций.

Предметом договоров является обслуживание Банком России счетов, открываемых на балансовых счетах № 40116 "Средства для выплаты наличных денег организациям" и № 40302 "Средства, поступающие во временное распоряжение бюджетных учреждений".

Внесение изменений и дополнений в ранее заключенные договоры банковского счета между учреждением Банка России и органом, осуществляющим открытие и ведение лицевых счетов организаций, возможно путем заключения дополнительных соглашений, излагающих договоры банковского счета в новой редакции.

(Письмо Банка России от 08.08.2011 № 115-Т "О рекомендуемых формах Договоров банковского счета, заключаемых Банком России с органами, осуществляющими открытие и ведение лицевых счетов организаций")

Для платежных небанковских кредитных организаций Банком России определены обязательные нормативы.

Для небанковских кредитных организаций, имеющих право на осуществление переводов денежных средств без открытия банковских счетов и связанных с ними иных банковских операций (платежные НКО), установлены следующие нормативы:

  • Н1.1 - норматив достаточности собственных средств (капитала), определяемый как отношение собственных средств (капитала) к сумме обязательств перед клиентами на последнюю отчетную дату. Минимально допустимое значение установлено в размере 2 процентов.
  • Н15.1 - норматив ликвидности, определяемый как отношение суммы ликвидных активов сроком исполнения в ближайшие 30 календарных дней к сумме обязательств перед клиентами на последнюю отчетную дату. Минимально допустимое значение установлено в размере 100 процентов.

Данные нормативы платежные НКО обязаны соблюдать ежедневно. Сведения о расчете обязательных нормативов и их значениях представляются по утвержденным формам отчетности по требованию Банка России или территориального учреждения Банка России, осуществляющего надзор за деятельностью НКО.

В случае несоблюдения обязательного норматива в совокупности за 6 и более операционных дней в течение любых 30 последовательных операционных дней, к платежной НКО могут быть применены меры, предусмотренные статьей 74 Федерального закона от 10 июля 2002 года № 86-ФЗ "О Центральном банке Российской Федерации".

(Инструкция Банка России от 15.09.2011 № 137-И "Об обязательных нормативах небанковских кредитных организаций, имеющих право на осуществление переводов денежных средств без открытия банковских счетов и связанных с ними иных банковских операций, и особенностях осуществления Банком России надзора за их соблюдением")

Регламентирована процедура замены лицензий на осуществление банковских операций в связи с вступлением в силу Федерального закона "О национальной платежной системе".

Упомянутым Законом изменены наименования отдельных банковских операций, в связи с чем кредитные организации, осуществляющие эти операции, обязаны внести соответствующие изменения в устав и заменить лицензию.

Банк России указал конкретный пункт одной из своих инструкций, в соответствии с которым кредитные организации должны формировать пакет документов, направляемых в Банк России для регистрации изменений, вносимых в уставы, и для замены лицензий, а также установил срок рассмотрения этих документов и принятия решения по ним (пятнадцать рабочих дней), сроки для осуществления других последующих процедур, связанных с заменой лицензии, в т.ч. выдачи новой лицензии кредитной организации.

Установлен также порядок регистрации иных изменений, вносимых в устав кредитной организации одновременно с изменениями наименований банковских операций, но не связанных с ними.

Кроме этого установлено, что кредитные организации, имеющие лицензии на осуществление банковских операций, предоставляющие право на осуществление расчетов по поручению физических и (или) юридических лиц по их банковским счетам, и на осуществление переводов денежных средств по поручению физических лиц без открытия банковских счетов (за исключением почтовых переводов), могут осуществлять соответствующие расчеты и переводы на основании имеющихся лицензий.

(Указание Банка России от 15.09.2011 № 2699-У "О замене Банком России кредитной организации лицензии на осуществление банковских операций в связи с изменением наименований отдельных банковских операций в соответствии с Федеральным законом от 27 июня 2011 года № 162-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ в связи с принятием Федерального закона "О национальной платежной системе")

Определены особенности госрегистрации и получения лицензии платежными небанковскими кредитными организациями, а также порядок открытия (закрытия) филиала банка на территории иностранного государства.

Изменениями, внесенными в Инструкцию Банка России от 02.04.2010 № 135-И, определены, в частности, требования к кандидатам на должности единоличного исполнительного органа и главного бухгалтера небанковской кредитной организации, имеющей право на осуществление переводов денежных средств без открытия банковских счетов и связанных с ними иных банковских операций (платежные НКО), уточнены требования к документам, представляемым для получения лицензии, установлен срок их рассмотрения Банком России (3 месяца), а также определен перечень банковских операций, право на осуществление которых предоставляет лицензия.

Помимо этого Инструкция дополнена главой 11.1 "Порядок открытия (закрытия) филиала банка на территории иностранного государства". В частности установлены требования к банку, ходатайствующему о выдаче разрешения на создание филиалов в иностранных государствах, определен перечень представляемых документов, регламентированы процедурные вопросы.

(Указание Банка России от 15.09.2011 № 2698-У "О внесении изменений в Инструкцию Банка России от 2 апреля 2010 года № 135-И "О Порядке принятия Банком России решения о государственной регистрации кредитных организаций и выдаче лицензий на осуществление банковских операций")

С 29 сентября 2011 года лица, которым кредитной организацией поручено проведение идентификации клиента, должны передавать ей сведения, полученные в результате идентификации, в течение 3-х рабочих дней со дня их получения.

В соответствии с Федеральным законом от 07.08.2001 № 115-ФЗ "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма" кредитная организация вправе поручать на основании договора другой кредитной организации, организации федеральной почтовой связи, банковскому платежному агенту проведение идентификации клиента - физического лица, представителя клиента или выгодоприобретателя в целях осуществления перевода денежных средств без открытия банковского счета, в том числе электронных денежных средств.

Лица, которым кредитной организацией поручено проведение идентификации, должны передавать кредитной организации в полном объеме сведения, полученные при проведении идентификации, в порядке, предусмотренном договором, в течение срока, устанавливаемого Банком России по согласованию с Росфинмониторингом.

(Указание Банка России от 14.09.2011 № 2696-У "Об установлении срока передачи сведений, полученных при проведении идентификации")


Вернуться в начало


Правовые новости

Эмиссия российских депозитарных расписок: обновлен перечень организаций, в которых можно открывать счета для учета прав на иностранные ценные бумаги.

Эмиссия российских депозитарных расписок допускается, если права депозитария на представляемые ценные бумаги учитываются на счете, открытом ему как субъекту, действующему в интересах других лиц. Данные права должны учитываться организацией, включенной в перечень, утвержденный ФСФР России.

Установлен новый список организаций, в которых российские депозитарии могут открывать счета для учета прав на иностранные ценные бумаги в целях эмиссии указанных расписок.

Исключены Бэнк оф Нью-Йорк и Финансовая корпорация Меллон. Дело в том, что в результате слияния названных организаций была образована Корпорация Бэнк оф Нью-Йорк Меллон. Она и вошла в новый перечень. В остальном он не отличается от прежнего.

Российская депозитарная расписка - это именная ценная бумага, не имеющая номинальной стоимости. Она удостоверяет право собственности на определенное количество акций (облигаций) иностранного эмитента (представляемых ценных бумаг). Закрепляет право ее владельца требовать от эмитента расписки получения вместо нее соответствующего количества представляемых ценных бумаг и оказания услуг, связанных с осуществлением прав, закрепленных этими ценными бумагами.

(Приказ Федеральной службы по финансовым рынкам от 28 июля 2011 г. №11-35/пз-н "Об утверждении Перечня организаций, в которых российские депозитарии могут открывать счета для учета прав на иностранные ценные бумаги в целях осуществления эмиссии российских депозитарных расписок")

После присоединения России к ВТО патентные пошлины возрастут.

Изменения обусловлены предполагаемым присоединением России к ВТО. Они касаются пошлин, связанных с патентованием и госрегистрацией в сфере интеллектуальной собственности.

Сейчас размеры большинства пошлин в данной области для резидентов и нерезидентов различаются. Последние уплачивают в несколько раз больше. Такое разделение будет отменено.

Все пошлины возрастут. Напр., за регистрацию изобретения, полезной модели, промышленного образца и выдачу патентов на них будут взимать 3 250 руб. В настоящее время резиденты вносят 2 400 руб., а нерезиденты - 10 800 руб. Уплатить данную пошлину и представить подтверждающий документ нужно будет в течение 4 месяцев с даты направления решения о выдаче патента. В настоящее время - в течение 2 месяцев с даты получения такого решения (но не позднее 4 месяцев после его принятия). Срок совершения указанных действий изменится и в отношении пошлин за регистрацию товарного (коллективного) знака и выдачу свидетельства на него, за предоставление свидетельства об исключительном праве на наименование места происхождения товара. Уплачивать сбор и представлять подтверждающий документ потребуется в течение 4 месяцев с даты направления соответствующего решения. Сейчас - в течение 2 месяцев с даты его получения (но не позднее 4 месяцев с даты принятия).

Если заявка на патент подается в электронном виде, то пошлина за ее регистрацию будет уменьшаться на 15%. Это касается и пошлин за регистрацию заявки на товарный знак, на знак обслуживания, на наименование места происхождения товара.

Некоторые пошлины, связанные с патентованием изобретений и промышленных образцов, для субъектов малого предпринимательства будут уменьшаться на 50%.

Постановление вступает в силу с даты присоединения России к ВТО.

(Постановление Правительства РФ от 15 сентября 2011 г. № 781 "О внесении изменений в Положение о патентных и иных пошлинах за совершение юридически значимых действий, связанных с патентом на изобретение, полезную модель, промышленный образец, с государственной регистрацией товарного знака и знака обслуживания, с государственной регистрацией и предоставлением исключительного права на наименование места происхождения товара, а также с государственной регистрацией перехода исключительных прав к другим лицам и договоров о распоряжении этими правами")

Деятельность Рособоронзаказа регулируется новым положением.

Утверждено новое Положение о Рособоронзаказе.

Данная Служба осуществляет контроль (надзор) в сфере государственного оборонного заказа (ГОЗ), а также в области размещения заказов на поставки (выполнение, оказание) для федеральных нужд товаров (работ, услуг), не относящихся к ГОЗ, сведения о которых составляют гостайну. Как и ранее, она подведомственна Минобороны России, а ее деятельностью руководит Президент РФ.

Уточнено, что входит в сферу контроля (надзора). В частности, Служба следит за использованием ассигнований, выделяемых на ГОЗ, и за выполнением финансовых обязательств по заключенным контрактам (прежде - за соответствием деятельности заказчиков и исполнителей основным показателям и направлениям расходов ГОЗ). За соблюдением порядка ценообразования (ранее - за реализацией государственной ценовой политики). За обоснованностью заключения контрактов по ГОЗ и соблюдением условий их выполнения (ранее - за заключением и выполнением данных контрактов).

Определено, в каких областях Рособоронзаказ проводит проверки, кому он может выносить обязательные для исполнения предписания.

Закреплено, что Служба согласовывает проведение закрытых конкурсов (аукционов), а также возможность заключить госконтракт по ГОЗ с единственным поставщиком (исполнителем, подрядчиком). Ведет номенклатурный перечень продукции, закупаемой по ГОЗ, и 2 реестра (в один включаются недобросовестные поставщики, во второй - поставщики российских вооружения и военной техники). Прежде Служба согласовывала проекты создания интегрированных структур в оборонно-промышленном комплексе, предложения о внесении изменений в реестр разработчиков и поставщиков стратегических материалов.

Указ вступает в силу со дня его подписания.

(Указ Президента РФ от 19 сентября 2011 г. № 1206 "Об утверждении Положения о Федеральной службе по оборонному заказу")

Утверждены Правила допуска к эксплуатации государственных воздушных судов.

Допуск оформляется после изготовления судна в соответствии с нормативно-технической документацией до ввода в эксплуатацию, а также после ремонта, связанного с выводом из эксплуатации.

В первом случае речь идет о судах, изготовленных по госконтрактам.

В таких ситуациях производитель для целей допуска представляет заказчику судно и нормативно-техническую документацию на него. В наличии обязательно должен быть акт о положительных результатах госиспытаний образца судна или сертификат типа судна.

Для допуска заказчик проводит проверочные мероприятия. Они предполагают анализ документов, подтверждающих факт оценки соответствия судна нормативно-технической документации, и приемо-сдаточные испытания. Последние проводятся в порядке, определенном указанной документацией и договорами (контрактами) между производителем и заказчиком.

Во втором случае допуск осуществляется в объеме, необходимом после проведения соответствующего ремонта.

Приемо-сдаточные испытания судна проводятся в зависимости от степени его готовности в порядке и объеме, установленных соответствующими нормативными правовыми актами.

Испытания предусматривают проверку документации, необходимой для эксплуатации судна и его техобслуживания, детальный осмотр конструкции, систем и оборудования, наземные и летные тесты.

По завершении испытаний составляется акт. В нем отражаются соответствующие результаты, а также сведения о техсостоянии судна и его укомплектованности.

Если результаты положительные, то в формуляр судна вносится запись о годности к эксплуатации. Она является основанием для допуска.

Документы, допустившие суда к эксплуатации до вступления постановления в силу, продолжают действовать до окончания установленного срока. В дальнейшем допуск оформляется по правилам.

(Постановление Правительства РФ от 12 сентября 2011 г. № 766 "О допуске к эксплуатации государственных воздушных судов")

Минтранс России определит правила установки тахографов и не будет создавать лишних барьеров для работы негосударственных лоцманов.

Россия является участником Европейского соглашения о международной дорожной перевозке опасных грузов, а также касающегося работы экипажей транспортных средств, выполняющих международные автоперевозки. В целях их реализации на Минтранс России и Ространснадзор возложены дополнительные полномочия.

Министерству поручено принять нормативно-правовые акты по перевозке опасных грузов в международном, междугороднем, пригородном и городском сообщении. В частности, речь идет о порядке допуска к таким перевозкам (правила выдачи соответствующих свидетельств и разрешений, определения условий перевозки и применения тары). Контроль за соблюдением законодательства об автоперевозке опасных грузов возложен на Ространснадзор. Он же выдает документы о допуске транспорта и персонала к такой деятельности. Кроме того, Служба проводит категорирование автомобильных тоннелей по видам ограничения движения в них машин, перевозящих опасные грузы.

Минтранс России принимает акты по вопросам установки и эксплуатации на автотранспортных средствах международной перевозки контрольных устройств режима труда и отдыха водителей. К полномочиям Министерства отнесено официальное утверждение типа устройства (его компонентов и используемых в нем регистрационных листков и карточек), ведение их реестра. Оно выдает свидетельства о допуске сервисных центров к установке, проверке, техобслуживанию и ремонту устройств, включает их в специальный реестр.

Исключено полномочие Министерства устанавливать особенности создания негосударственных организаций по лоцманской проводке судов. Оно противоречило действующему законодательству. Кодекс торгового мореплавания РФ не выделяет какие-либо особенности создания, правового положения и деятельности таких организаций.

(Постановление Правительства РФ от 12 сентября 2011 г. № 769 "О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросам транспорта")

Чтобы перевозить опасные грузы, необходимо получить специальное разрешение на движение по автодорогам.

Установлены правила подачи, приема и рассмотрения заявления о получении специального разрешения на движение по автодорогам транспортного средства, которое перевозит опасные грузы. Речь также идет о порядке оформления, выдачи и получения такого разрешения.

Специальное разрешение необходимо получить на опасные грузы, указанные в Приложении А к Европейскому соглашению о международной дорожной перевозке опасных грузов (ДОПОГ). Оно выдается не более чем на 6 месяцев. Его бланки относятся к защищенной полиграфической продукции уровня "В".

Перевозчик (его представитель) подает соответствующее заявление в уполномоченный орган. Последним в зависимости от того, по каким дорогам проходит маршрут транспортного средства, может выступать управление государственного автодорожного надзора Ространснадзора, органы исполнительной власти субъекта Федерации, а также местного самоуправления муниципального района, поселения, городского округа либо собственник автодороги. Приведены требования к оформлению такого заявления.

Уполномоченный орган проверяет полноту и достоверность представленных сведений, соответствие технических характеристик транспорта требованиям безопасности при перевозке заявленного груза. В результате он либо направляет владельцам дорог, по которым проходит маршрут транспортного средства, заявку на его согласование, либо отказывает в выдаче разрешения.

Решение о выдаче (либо об отказе) специального разрешения принимается в течение 2-х рабочих дней со дня поступления от всех владельцев автодорог, по которым проходит маршрут транспорта, его согласования (или отказа в этом).

В предоставлении разрешения отказывается в следующих случаях. Уполномоченный орган не вправе его выдавать по заявленному маршруту. Предоставлены недостоверные, неполные сведения, а также отсутствуют необходимые документы. Получен мотивированный отказ владельца дороги в согласовании маршрута транспортного средства.

Заявитель получает специальное разрешение в уполномоченном органе после предоставления документа, подтверждающего уплату госпошлины за его выдачу.

Зарегистрировано в Минюсте РФ 13 сентября 2011 г. Регистрационный № 21782.

(Приказ Минтранса РФ от 4 июля 2011 г. № 179 "Об утверждении Порядка выдачи специального разрешения на движение по автомобильным дорогам транспортного средства, осуществляющего перевозку опасных грузов")

Сфера техосмотра: полномочия Минэкономразвития России.

Минэкономразвития России предоставлено право утверждать форму типового договора о проведении техосмотра и правила аккредитации его операторов. Кроме того, Министерство устанавливает порядок ведения реестра последних, а также формирования и размещения открытого и общедоступного информационного ресурса, содержащего сведения из реестра.

Это связано с тем, что с 1 января 2012 г. (за исключением отдельных положений) вступает в силу закон от 1 июля 2011 г., который вводит новую систему техосмотра транспортных средств.

Постановление вступает в силу с 1 января 2012 г.

(Постановление Правительства РФ от 15 сентября 2011 г. № 779 "О внесении изменений в Положение о Министерстве экономического развития Российской Федерации")

О временном замещении должностей в системе МВД России до 1 января 2013 г.

Сотрудники полиции могут временно до 1 января 2013 г. замещать должности федеральной госслужбы в подразделениях и организациях МВД России, не входящих в состав полиции. В этот же период федеральные госслужащие указанных подразделений и организаций могут временно замещать должности в подразделениях полиции.

Установлены правила для указанных видов временного замещения.

Закреплено, что в первом случае речь идет о замещении должностей, по которым предусмотрено присвоение спецзваний внутренней службы или юстиции. Во втором случае под федеральными госслужащими понимаются сотрудники органов внутренних дел, имеющие указанные спецзвания.

Решения о временном замещении принимают установленные лица. Это Министр, его заместители, руководители подразделений центрального аппарата МВД России, окружных, региональных и межрегиональных территориальных органов, образовательных учреждений, научно-исследовательских, медико-санитарных и санаторно-курортных организаций, окружного управления материально-технического снабжения. Также указанные решения могут принимать главы иных организаций и подразделений, созданных для выполнения задач и осуществления полномочий, возложенных на органы внутренних дел.

На основе решений заключаются контракты со сроком действия до 1 января 2013 г.

Сотрудник, назначенный на должность в порядке временного замещения, по собственному рапорту может быть переназначен на нее же с присвоением спецзвания того вида, который предусмотрен штатным расписанием. В этом случае контракт утрачивает силу.

Если до истечения срока действия контракта сотрудник не подал рапорт о переназначении или перемещении по службе на другую должность, он увольняется.

Зарегистрировано в Минюсте РФ 8 сентября 2011 г. Регистрационный № 21764.

(Приказ МВД РФ от 21 июля 2011 г. № 867 "О временном замещении сотрудниками полиции должностей федеральной государственной службы в подразделениях и организациях Министерства внутренних дел Российской Федерации, не входящих в состав полиции, а также временном замещении федеральными государственными служащими, проходящими службу в этих подразделениях и организациях, должностей в подразделениях полиции")

Прожиточный минимум во II квартале 2011 г. увеличился в среднем на 30 руб.

Прожиточный минимум в целом по России за II квартал 2011 г. составил на душу населения 6 505 руб., для трудоспособного населения - 7 023 руб., пенсионеров - 5 141 руб., детей - 6 294 руб. (в предыдущем квартале - 6 473, 6 986, 5 122 и 6 265 руб. соответственно).

Он представляет собой стоимостную оценку минимального набора продуктов питания, непродовольственных товаров и услуг. В него также включаются обязательные платежи и сборы.

С помощью минимума можно оценить уровень жизни населения при реализации социальной политики в стране. Он применяется для обоснования устанавливаемых на федеральном уровне МРОТ, размеров стипендий, пособий и других социальных выплат.

В статистике, научных исследованиях и прогнозах показатель прожиточного минимума рассматривается как граница бедности.

(Постановление Правительства РФ от 14 сентября 2011 г. № 772 "Об установлении величины прожиточного минимума на душу населения и по основным социально-демографическим группам населения в целом по Российской Федерации за II квартал 2011 г.")

Учреждены президентские стипендии для студентов и аспирантов, обучающихся по приоритетным специальностям.

Решено начиная с 2012 г. учредить стипендию Президента РФ для студентов-очников и аспирантов-очников.

Она предназначена для лиц, которые обучаются по имеющим госаккредитацию образовательным программам. Направления их подготовки (специальности) должны соответствовать приоритетным направлениям модернизации и технологического развития российской экономики.

К приоритетным направлениям относятся энергоэффективность, ядерные технологии, стратегические компьютерные технологии и программное обеспечение, медтехника и фармацевтика, космос и телекоммуникации.

Перечень направлений подготовки (специальностей) установит Правительство РФ.

Общее количество стипендий - 3 000. Из них 2 700 предназначены для студентов, 300 - для аспирантов. Размер - 7 и 14 тыс. руб. соответственно.

Указ вступает в силу со дня его подписания.

(Указ Президента РФ от 14 сентября 2011 г. № 1198 "О стипендиях Президента Российской Федерации для студентов и аспирантов, обучающихся по направлениям подготовки (специальностям), соответствующим приоритетным направлениям модернизации и технологического развития российской экономики")

Скорректированы Федеральные авиационные правила "Сертификационные требования к физическим, юридическим лицам, осуществляющим коммерческие воздушные перевозки. Процедуры сертификации".

В частности, установлено, что сертификат эксплуатанта действует бессрочно. Исключение - приостановление или аннулирование уполномоченным органом в области гражданской авиации. Ранее сертификат выдавался на срок до 2 лет.

По просьбе заявителя сертификация других объектов, подлежащих обязательной сертификации, может быть совмещена с сертификацией эксплуатанта.

Исключено положение о том, что в таких случаях порядок деятельности соответствующих органов по сертификации определяет Центральный орган ССГА.

Также убрана норма о том, что при выдаче сертификата в нем устанавливается ограничение в части возможности использовать право заниматься международной авиаперевозкой пассажиров после выполнения не менее чем в течение 2 лет внутренних регулярных и (или) нерегулярных авиаперевозок пассажиров.

Исключены положения о том, что для рассмотрения заявления о намерении получить сертификат названный уполномоченный орган назначает эксперта, а к изучению представленных материалов и составлению заключения по заявлению могут привлекаться научные или иные организации.

Указанные организации лишены возможности проводить по поручению уполномоченного органа инспекционные проверки заявителей (эксплуатантов).

Кроме того, более не применяется норма о том, что решение о приостановлении действия или аннулировании сертификата вступает в силу с даты его регистрации в Реестре выданных сертификатов эксплуатантов.

Закреплено, что для получения дубликата сертификата эксплуатант направляет в уполномоченный орган заявление. В нем указываются наименование эксплуатанта и причины непригодности подлинника к использованию. Дубликат выдается в срок до 5 рабочих дней с момента получения заявления.

Из приказа об утверждении правил исключены образец сертификата и эксплуатационные спецификации.

Зарегистрировано в Минюсте РФ 15 сентября 2011 г. Регистрационный № 21810.

(Приказ Минтранса РФ от 12 августа 2011 г. № 221 "О внесении изменений в приказ Министерства транспорта Российской Федерации от 4 февраля 2003 г. № 11")

Вносятся изменения в порядок, закрепляющий порядок включения в государственный кадастр недвижимости (ГКН) о ранее учтенных объектах.

К источникам таких сведений отнесены также акты государственных (муниципальных) органов, утвердившие результаты кадастровой оценки объектов недвижимости (в части данных о кадастровой стоимости ранее учтенных объектов). Эти акты являются основанием для включения в ГКН данных о кадастровой стоимости таких объектов.

Уточнено, какие сведения об объектах, в отношении которых изготовлены технические или кадастровые паспорта, включаются в специальные реестр. Последний не принимается, если он не соответствует установленным требованиям. Организация технической инвентаризации должна устранить замечания в срок, не превышающий 5 рабочих дней после получения уведомления об отказе.

Если копия технического паспорта содержит государственную, а также иную охраняемую законом тайну, то она передается в орган кадастрового учета на бумажном носителе. При этом электронные образы всех страниц паспорта и электронный документ со сведениями о характеристиках объекта не изготавливаются.

Сведения об объектах, включенные в ГКН, считаются внесенными в Единый государственный реестр объектов капитального строительства. Если имеются расхождения, то приоритетом обладает информация с более поздней датой.

Зарегистрировано в Минюсте РФ 15 сентября 2011 г. Регистрационный № 21805.

(Приказ Министерства экономического развития РФ от 17 августа 2011 г. № 402 “О внесении изменений в Порядок включения в государственный кадастр недвижимости сведений о ранее учтенных объектах недвижимости, утвержденный приказом Минэкономразвития России от 11 января 2011 г. № 1”)

Проект межевания земельных участков с/х назначения: требования к оформлению.

Установлено, как оформляется проект межевания земельных участков с/х назначения.

Он подготавливается в отношении участков (одного или нескольких), выделяемых в счет земельной доли (земельных долей).

Проект утверждается решением общего собрания участников долевой собственности на землю либо собственника доли.

Проектом определяются размеры и местоположение границ выделяемых участков.

Он состоит из текстовой и графической частей, которые делятся на разделы.

Текстовая часть включает пояснительную записку, исходные данные, список собственников, сведения об образуемых и измененных участках (их частях) и об обеспечении доступа к ним.

К текстовой части также относятся титульный лист и содержание.

Графическая часть состоит из раздела "Проектный план".

Приведен рекомендуемый образец проекта.

Последний оформляется на бумажном носителе в количестве не менее 2 экземпляров. По желанию заказчика он может быть дополнительно составлен в электронном виде.

Проект прошивается, скрепляется подписью и оттиском печати кадастрового инженера.

Опечатки, подчистки, приписки, зачеркнутые слова и иные неоговоренные исправления не допускаются.

Зарегистрировано в Минюсте РФ 19 сентября 2011 г. Регистрационный № 21825.

(Приказ Министерства экономического развития РФ от 3 августа 2011 г. № 388 "Об утверждении требований к проекту межевания земельных участков")

За сорванный цветок из Красной книги придется заплатить 300 руб., а за срубленное хвойное дерево - 75 тыс. руб.

Установлены новые таксы для исчисления размера вреда, причиненного экологическими правонарушениями занесенным в Красную книгу России объектам флоры и среде их обитания. Они применяются при отсутствии проектов рекультивационных и иных восстановительных работ.

Новые ставки в несколько раз превышают прежние (не пересматривались с 1994 г.). Они установлены в твердой денежной сумме (ранее - кратно к МРОТ). Так, за уничтожение 1 хвойного дерева возраста старше 3-х лет с диаметром ствола не более 20 см взыскивается 75 тыс. руб. (прежде - 5 тыс. руб.). Вырубка 1 кустарника - 15 тыс. руб. (ранее - 1 тыс. руб.). Сорванный цветок из Красной книги - 300 руб. за экземпляр (вместо прежних 20 руб.).

За уничтожение 1 га участка произрастания древесных и кустарниковых пород такса составляет 750 тыс. руб. (ранее - 50 тыс. руб.).

Если нарушение имело место на территории федерального заповедника, такса увеличивается втрое. При использовании техники или химических веществ ставки умножаются на 1,5.

Новые таксы не распространяются на виды (породы) деревьев и кустарников, заготовка которых запрещена, а также на занесенные в Красную книгу пищевые лесные ресурсы и лекарственные растения. Причиненный им вред исчисляется согласно лесному законодательству.

Следует отметить, что возмещение вреда не исключает привлечения к административной или уголовной ответственности.

Зарегистрировано в Минюсте РФ 20 сентября 2011 г. Регистрационный № 21841.

(Приказ Минприроды России от 1 августа 2011 г. № 658 "Об утверждении такс для исчисления размера вреда, причиненного объектам растительного мира, занесенным в Красную книгу Российской Федерации, и среде их обитания вследствие нарушения законодательства в области охраны окружающей среды и природопользования")

Квалификационные категории будут присваиваться медикам и фармацевтам по новым правилам.

Вводится новый порядок, в соответствии с которым медицинским и фармацевтическим работникам присваиваются квалификационные категории.

Сохраняется прежняя система аттестационных комиссий (Центральная (ЦАК), региональные и ведомственные).

Как и прежде, выделяются вторая, первая и высшая категории. При этом вторая может быть присвоена при стаже работы по специальности не менее 3 лет. Первая - при стаже не менее 7 лет для специалистов с высшим образованием и не менее 5 лет - со средним. Высшая - не менее 10 лет для специалистов с высшим образованием и не менее 7 лет - со средним. Ранее такие требования не предусматривались.

Расширен перечень материалов, представляемых в аттестационную комиссию. В него включены заверенные копии документов об образовании, трудовой книжки.

Чтобы сохранить присвоенную категорию, специалист должен не позднее 4-х месяцев до окончания срока ее действия направить квалификационную документацию в аттестационную комиссию. Прежде за 3 месяца до окончания указанного срока можно было подать заявление о подтверждении имеющейся категории или получении более высокой.

Ранее структура комиссии утверждалась органом, при котором она создана. Теперь комиссии состоят из экспертных групп, соответствующих специальностям (направлениям), по которым осуществляются квалификационные процедуры, и Координационного комитета. Экспертная группа рецензирует отчет о профессиональной деятельности специалиста. В рамках ее заседания проводятся тестирование и собеседование. Тест считается пройденным при условии не менее 70% правильных ответов. Прежде аттестационная комиссия сама определяла порядок, процедуры и методы своей работы.

Решения комиссий можно обжаловать не только в ЦАК, но и в органах, при которых они созданы.

Приказ вступает в силу с 15 октября 2011 г. Зарегистрировано в Минюсте РФ 23 сентября 2011 г. Регистрационный № 21875.

(Приказ Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 25 июля 2011 г. № 808н "О порядке получения квалификационных категорий медицинскими и фармацевтическими работниками")


Вернуться в начало


Судебная практика

Увеличение процентных ставок по кредитному договору должно быть согласовано с поручителями с целью продолжения действия договора поручительства.

Верховный Суд РФ отменил в порядке надзора судебные постановления нижестоящих инстанций о взыскании задолженности по кредитному договору, в течение действия которого процентная ставка за пользование кредитом была увеличена, в солидарном порядке с должника и поручителей.

Суды нижестоящих инстанций обосновали свое решение о взыскании задолженности в солидарном порядке ссылкой на то, что поручители были осведомлены об объеме обязательств заемщика, в т.ч. о возможности увеличения процентной ставки в период действия договора.

Верховный Суд РФ указал, что по смыслу статьи 367 ГК РФ (устанавливающей основания для прекращения поручительства) согласие поручителя отвечать за исполнение перед кредитором другого лица изменившегося обстоятельства, влекущего увеличение его ответственности, должно быть выражено прямо, недвусмысленно и таким способом, который исключал бы сомнения относительно намерения поручителя отвечать за должника в связи с изменением обеспеченного обязательства. Под изменением обязательства, влекущего увеличение ответственности или иные неблагоприятные последствия для поручителя без согласия последнего, следует понимать в том числе случаи, когда имеет место увеличение размера процентной ставки по кредитному договору, на которое поручитель свое согласие не давал.  

При этом в данных конкретных договорах поручительства (поручителей было двое), как отметил Верховный Суд РФ, содержалось условие о том, что любые изменения и дополнения к договорам поручительства действительны только в том случае, если они оформлены в письменном виде за надлежащими подписями обеих сторон. Таким образом, по мнению Верховного Суда РФ, увеличение банком процентной ставки по кредитному договору, изменившее обеспеченное поручительством обязательство и повлекшее увеличение ответственности поручителей, должно быть согласовано с поручителями в письменной форме и подтверждаться подписями обеих сторон.

(Определение Верховного Суда РФ от 13.09.2011 № 77-В11-10)

Расторжение договора не освобождает от обязанности по оплате оказанных услуг.

Суд отклонил довод заявителя кассационной жалобы о том, что расторжение договора освобождает ответчика от обязательств по договору, в т.ч. от оплаты услуг.

ФАС отметил, что при расторжении договора обязательства сторон прекращаются. В случае расторжения договора обязательства считаются прекращенными с момента заключения сторонами соглашения о расторжении договора, если иное не вытекает из этого соглашения.

Расторжение договора не влечет прекращения обязательств, возникших на основании договора до расторжения договора, если иное не следует из соглашения сторон. При ином подходе на стороне ответчика имела бы место необоснованная выгода.

Расторжение договора влечет прекращение обязательств на будущее время и не лишает истца права требовать с ответчика образовавшейся до момента расторжения договора сумму задолженности.

(Постановление ФАС Московского округа № А41-32555/10 от 16.09.2011)

Реализация драгоценных металлов, полученных из приобретенной руды, подлежат обложению НДС по ставке 0%.

Налоговый орган признал неправомерным применение обществом льготной ставки 0% на основании подп. 6 п. 1 ст. 164 НК РФ при исчислении НДС по операциям реализации драгоценных металлов, извлеченных из руды, приобретенной у другой организации для переработки. Данный вывод обоснован тем, что согласно ст. 1 Федерального закона от 26.03.1998 № 41-ФЗ "О драгоценных металлах и драгоценных камнях" под добычей драгоценных металлов следует понимать только совокупность видов деятельности в виде "извлечения драгоценных металлов из... месторождений... с получением концентратов и других полупродуктов", которые вместе должны иметь место у одного субъекта добычи - добывающего предприятия (организации).

Отказ обществу в применении нулевой ставки по НДС является неправомерным. Операции по реализации налогоплательщиком банкам драгоценных металлов, полученных из приобретенной у сторонней организации руды, подлежат обложению НДС по налоговой ставке 0% на основании подп. 6 п. 1 ст. 164 НК РФ. Приведенное налоговым органом толкование понятия добычи драгоценных металлов, содержащегося в ст. 1 Федерального закона № 41-ФЗ не отвечает целям установления указанной льготы.

(Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от 02 июня 2011 г. № Ф09-2349/11-С2)

Налоговики вправе использовать любую, полученную в ходе проверки, информацию.

Суд подтвердил, что при рассмотрении материалов проверки налоговой инспекцией могут исследоваться как документы, представленные налогоплательщиком, так и документы, имеющиеся у налогового органа.

ФАС указал, что налоговым контролем признается деятельность уполномоченных органов по контролю за соблюдением налогоплательщиками, налоговыми агентами и плательщиками сборов законодательства о налогах и сборах.

Налоговые органы, таможенные органы, органы государственных внебюджетных фондов и органы внутренних дел в порядке, определяемом по соглашению между ними, информируют друг друга об имеющихся у них материалах о нарушениях законодательства о налогах и сборах и налоговых преступлениях, о принятых мерах по их пресечению, о проводимых ими налоговых проверках, а также осуществляют обмен другой необходимой информацией в целях исполнения возложенных на них задач.

Из материалов дела следует и судами установлено, что копия протокола допроса была получена налоговой инспекцией в ходе проверки в ответ на ее запрос, а соответствующий налоговый орган предоставил копию уже имеющегося у него протокола допроса.

Таким образом, суд апелляционной инстанции правильно исходил из того, что положения вышеуказанных норм не содержат запрет на использование информации, полученной налоговым органом в ходе проведения выездной налоговой проверки в соответствии с нормами закона.

(Постановление ФАС Восточно-Сибирского округа № А58-418/11 от 13.09.2011)

Налогоплательщик обязан проверять правоспособность своих контрагентов.

Суд пояснил, что проявление должной осмотрительности и осторожности при выборе контрагента в обязательном порядке предполагает проверку его правоспособности.

ФАС отметил, что о необоснованности налоговой выгоды может свидетельствовать отсутствие необходимых условий для достижения результатов соответствующей экономической деятельности в силу отсутствия управленческого или технического персонала, основных средств, производственных активов, складских помещений, транспортных средств.

Проявление же осмотрительности в выборе контрагента всегда предполагает установление юридического статуса, возникновение которого обусловлено государственной регистрацией юридического лица, личности лица, выступающего от имени юридического лица.

Также производится проверка наличия у представителя контрагента соответствующих полномочий на совершение юридически значимых действий, подтверждающих удостоверением личности, решением общего собрания или доверенностью. Данных действий не было произведено.

При указанных обстоятельствах вывод судов двух инстанций о том, что общество не проявило должной осмотрительности и осторожности при выборе контрагентов, сделан правильно.

(Постановление ФАС Восточно-Сибирского округа № А33-8838/2010 от 15.09.2011)

ФАС уточнил возможность подачи иска о признании права собственности.

Лицо, считающее себя собственником имущества, вправе обратиться в суд с иском о признании права собственности только в случае нахождения объекта недвижимости в его владении и право на которое зарегистрировано за иным субъектом.

ФАС указал, что лицо, считающее себя собственником находящегося в его владении недвижимого имущества, право на которое зарегистрировано за иным субъектом, вправе обратиться в суд с иском о признании права собственности. Иск о признании права собственности является внедоговорным требованием собственника имущества о констатации перед иными лицами факта принадлежности истцу права собственности на спорное имущество; направлен на защиту уже существующего, но нарушенного или оспариваемого права.

При этом иск о признании права собственности может быть удовлетворен, если истец являлся собственником на момент обращения в суд с иском (поскольку нельзя признать за лицом несуществующее право), но его права оспариваются или не признаются другим лицом, не находящимся с собственником в обязательственных отношениях по поводу спорной вещи.

Поскольку на момент предъявления иска истец, считающий себя собственником спорного помещения, не обладает на него зарегистрированным правом и фактически им не владеет, исходя из системного толкования норм гражданского права о способах защиты права собственности и принципа равенства участников отношений, регулируемых гражданским законодательством, вопрос о его праве собственности может быть разрешен только в рамках виндикационного иска.

(Постановление ФАС Восточно-Сибирского округа № А58-5822/2010 от 16.09.2011)


Вернуться в начало


Прочее

Об обложении акцизом спирта этилового, реализуемого организациям, производящим неподакцизную спиртосодержащую продукцию.

С 01.07.2011 действует новый порядок обложения акцизом спирта этилового, реализуемого организациям, производящим неподакцизную спиртосодержащую продукцию. Речь идет и о спиртосодержащей парфюмерно-косметической продукции и бытовой химии в металлической аэрозольной упаковке.

Названный порядок предусматривает внесение авансового платежа акциза производителями таких товаров до приобретения спирта, используемого для их производства (или возможность освобождения от этого аванса, если представлена банковская гарантия).

Кроме того, скорректирован оборот этилового спирта.

Организации, производящие спиртосодержащую продукцию, не признаваемую подакцизной, не являются плательщиками акциза. В связи с этим при приобретении спирта для ее производства они (также как и производители упомянутой продукции) не должны вносить авансовый платеж этого налога. Также им не нужно подтверждать свое право на освобождение от него.

С 1 августа 2011 г. спирт этиловый облагается по нулевой ставке акциза, в частности, в следующих случаях.

Это продажа спирта организациям, обязанным вносить авансовый платеж акциза (т. е. производителям алкогольной и подакцизной спиртосодержащей продукции), которые представили извещение об уплате такого сбора или об освобождении от этого.

Речь идет и о продаже спирта организациям, производящим спиртосодержащую продукцию, не признаваемую подакцизным товаром.

Также это реализация спирта юрлицам-производителям спиртосодержащей парфюмерно-косметической продукции и (или) бытовой химии в металлической аэрозольной упаковке.

В двух последних случаях не нужно представлять названные извещения.

(Письмо Федеральной налоговой службы от 23 сентября 2011 г. № ЕД-4-3/15639@ "О порядке отпуска спирта этилового организациям-производителям неподакцизной спиртосодержащей продукции и спиртосодержащей продукции в металлической аэрозольной упаковке")

Даны разъяснения по заполнению декларации по налогу на прибыль организаций.

Соответствующий порядок утвержден приказом ФНС России от 15.12.2010 № ММВ-7-3/730@. Он содержит перечень доходов, не включаемых в налоговую базу, а также расходов, учитываемых в целях налогообложения отдельными категориями налогоплательщиков.

Такие доходы и расходы отражаются в Приложении к налоговой декларации. При этом с указанием кодов с 650 по 950 приводятся данные о суммах расходов, учтенных для целей налогообложения в отчетном (налоговом) периоде.

Так, по кодам видов расходов 650 и 651 отражаются суммы отчислений на формирование Российского фонда технологического развития, а также иных отраслевых межотраслевых фондов финансирования НИОКР, учтенных налогоплательщиком для целей налогообложения в пределах 1,5% его доходов (валовой выручки) - лимита, установленного налоговым законодательством.

Соответственно, в Приложении к декларации отражаются суммы расходов, произведенные отдельными категориями налогоплательщиков, с учетом их нормирования в целях налогообложения.

(Письмо Федеральной налоговой службы от 16 сентября 2011 г. № ЕД-4-3/15122@ "О порядке заполнения налоговой декларации по налогу на прибыль организаций")

Расходы на аттестацию рабочих мест, выплаты занятым на вредных и опасных производствах: вопросы налогообложения.

Компания понесла расходы на аттестацию рабочих мест по условиям труда с последующей сертификацией организации работ по охране труда.

Разъяснено, что в целях налогообложения прибыли данные затраты можно отнести к прочим расходам, связанным с производством и реализацией.

Компенсации работникам производств с особыми условиями (вредными, опасными и др.) при налогообложении прибыли можно включить в состав расходов на оплату труда.

Речь идет о выплатах, установленных работодателем в локальном нормативном акте (коллективном, трудовом договоре) по результатам аттестации рабочих мест.

Также разъяснено, что компенсации, которые работодатель выплачивает занятым на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными условиями, неустранимыми при современном техуровне производства и организации труда, НДФЛ не облагаются.

(Письмо Федеральной налоговой службы от 6 сентября 2011 г. № ЕД-4-3/14453@ "О порядке учета в целях налогообложения затрат по аттестации рабочих мест и компенсационных выплат")

Возмещение судебных расходов облагается НДФЛ.

Разъяснен вопрос об обложении налогом на доходы физических лиц сумм возмещения судебных расходов.

Выплаты, производимые организацией в качестве возмещения понесенных физическим лицом судебных расходов, подлежат обложению НДФЛ, указали финансисты.

(Письмо Минфина от 14.09.11 № 03-04-06/6-221)

Налоговики разъяснили порядок применения корректировочного счета-фактуры.

ФНС России дала разъяснения относительно введения с 1 октября 2011 года корректировочных счетов-фактур.

Налоговики разъяснили, в частности, что корректировочный счет-фактура (КСФ) выставляется в случае изменения стоимости отгруженных товаров (выполненных работ, оказанных услуг, переданных имущественных прав), в том числе в случае изменения цены (тарифа) или уточнения их количества (объема).

Корректировочный счет-фактура составляется на основании документа, подтверждающего согласие покупателя на изменение стоимости, покупателю следует его выставить не позднее пяти дней со дня составления такого документа.

(Письмо ФНС России от 28.09.11 № ЕД-4-3/15927)

Ценные бумаги: обращаются или нет.

Разъяснен порядок признания ценных бумаг обращающимися на организованном рынке в целях налогообложения прибыли.

Ценная бумага может быть признана обращающейся на организованном рынке при одновременном соблюдении ряда условий, в частности:

  • информация о ценах (котировках) бумаг должна публиковаться в СМИ либо предоставляться организатором торговли или иным уполномоченным лицом всем желающим в течение 3 лет после даты совершения соответствующих операций;
  • по ним в течение последних 3 месяцев, предшествующих дате совершения налогоплательщиком сделки, рассчитывалась рыночная котировка.

Если по ценным бумагам в течение вышеуказанных трех месяцев хотя бы один день организатор торговли проводил торги, и можно опр??д??лить средневзвешенную цену (и рыночную котировку), то названные условия будут считаться соблюденными.

(Письмо Минфина от 29.08.11 № 03-03-06/1/533)

Об учете курсовых разниц при приобретении валюты.

Разъяснено, что курсовые разницы, которые возникли при приобретении за счет целевых средств иностранной валюты для осуществления платежей как иностранным, так и российским организациям, не учитываются в целях налога на прибыль, если такое использование целевых средств соответствует их назначению.

Курсовые разницы, возникающие в случае получения процентов в иностранной валюте от размещения временно свободных целевых средств на депозитах в банках, учитываются в доходах или расходах.

(Письмо Минфина от 15.09.11 № 03-03-06/4/104)

Если уставный капитал увеличен прощением долга.

Столичная налоговая служба разъяснила, как учитывается увеличение уставного капитала ООО за счет взносов в него третьих лиц, если вклад произведен путем прощения долга по договору займа.

При увеличении уставного капитала общества за счет взносов третьих лиц посредством прощения долга у ООО не возникает дохода, учитываемого при определении налоговой базы по налогу на прибыль.

Независимой оценки взноса для целей налогообложения прибыли производить не требуется в связи с тем, что взнос имеет денежную оценку, равную сумме имеющейся задолженности.

(Письмо УФНС по г. Москве от 16.05.11 № 16-15/047417)

Льготный авиабилет: облагать ли НДФЛ.

Разъяснен вопрос о налогообложении льготных авиабилетов.

Разъяснено, что оплата льготного билета до места проведения отпуска и обратно, производимая организацией гражданской авиации председателю профсоюзной организации, является доходом налогоплательщика, полученным в натуральной форме (ст. 211 НК РФ).

Суммы указанной оплаты подлежат обложению НДФЛ в установленном порядке.

(Письмо Минфина от 16.09.11 № 03-04-06/6-222)

Целевое финансирование: как учитывать.

Разъяснено, что налогоплательщики обязаны вести раздельный учет доходов (расходов), полученных (произведенных) в рамках целевого финансирования.

В таком случае расходы заказчика-застройщика на строительство объекта недвижимости за счет средств дольщиков не учитываются для целей налогообложения.

Полученные же убытки в виде превышения затрат на строительство над суммой средств целевого финансирования также не учитываются при исчислении налога на прибыль.

(Письмо Минфина России от 16.09.11 № 03-03-06/1/554)

ФНС РФ разъяснила порядок вступления в силу нормы Налогового кодекса РФ, обязывающей восстановить к уплате в бюджет сумму "входного" НДС по экспортируемым товарам.

При экспорте товаров применяется нулевая ставка НДС (пп. 1 п. 1 ст. 164 НК РФ). Федеральным законом от 19.07.2011 № 245-ФЗ "О внесении изменений..." статья 170 НК РФ дополнена нормой, на основании которой сумма "входного" НДС, правомерно принятая к вычету на дату принятия товара к учету, подлежит восстановлению на дату отгрузки данного товара на экспорт (пп. 5 п. 3 ст. 170 НК РФ).

По мнению ФНС РФ, данная норма подлежит применению в случае отгрузки товаров (выполнения работ, оказания услуг), которая произведена после 1 октября 2011 года. Соответствующие суммы налога следует отражать в графе 5 по строке 100 раздела 3 налоговой декларации по НДС.

(Письмо ФНС РФ от 15.09.2011 № ЕД-4-3/15009 "По вопросу восстановления сумм НДС при совершении операций по реализации товаров (работ, услуг), предусмотренных пунктом 1 статьи 164 Налогового кодекса РФ")


Вернуться в начало



При подготовке настоящей рассылки использованы материалы компаний "Гарант", АО "Консультант Плюс"; изданий "Учет. Налоги. Право", "Российский налоговый курьер". Настоящая работа не представляет собой консультацию или совет. ООО "ФинЭкспертиза" не гарантирует достоверность, адекватность и полноту приведенных сведений и не несет ответственность ни за какие ошибки или упущения, а также результаты использования этого материала.